Алёна Зверькова Трудовое направление в программе воспитания
«Трудовое направление в программе воспитания»
Выполнила: Зверькова А. Р.
Ст. воспитатель МБДОУ «Теремок»
Трудовое направление в программе воспитания является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Публикация «Трудовое направление в программе воспитания» размещена в разделах
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными.
Только при таком условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия и приобщения к труду.
Следовательно, ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых,
воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности.
Дети до 3 лет с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Взрослый привлекает ребенка к труду через отдельные поручения, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Показатели трудового воспитания этого возрастного периода будет можно увидеть на экране:
– Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке
– Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях
– Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
Дети с 3 до 8 лет. Необходимо чаще поощрять их стремление к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей.
Педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.
Общий, совместный, коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей. Эти формы способствуют прежде всего решению задач нравственного воспитания, создают благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.
Показатели трудового воспитания этого возрастного периода можно увидеть на слайде:
– Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности
– Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности
В календарный план воспитательной работы МДОУ «Теремок» включены следующие мероприятия трудового направления :
Творческие выставки на тему: «Осенний букет», «Яркие краски лета», «Грамотный пешеход», «Памятные места нового Тулуна», «Цветы для мамы к 8 Марта»,
«Весенняя капель»(нетр. техники, в чем дети могут проявить творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества, собственно об этом и говорит нам ФГОС.
Творческие конкурсы: Конкурс проектов «Я – исследователь», в рамках которых мы ежегодно организовываем «Встречу с интересным человеком» разных профессий,
создаем альбомы, совместно исследуем предметный и рукотворный мир.
Конкурс семейных поделок «Символ нового года»,
Флеш-моб «Папа может», в рамках которого ежегодно проходят акции
«В детский сад вместе с папой», «С папой на зарядку», Конкурс «Мамины руки» (поделки, изготовленные мамами, Конкурс «Семейное хобби, где определяется ценностное отношение к своему труду, труду других людей и его результатам.
Праздники и развлечения: День бабушки и дедушки (концерт-поздравление, «День матери» (стихотворный флеш-моб, Зимнее волшебство или Новогодний гость, Мамин праздник «День 8 Марта»,
День Памяти- 9 мая, Веселая карусель,
Прощание с детским садом, День защиты детей.
Фольклорные мероприятия: Святочные гуляния, Проводы зимы «МАСЛЕНИЦА», Пасха, День Земли,
Праздник русской березки «Троица». Здесь компонентами трудовой деятельности выступают позитивные установки к различным видам труда и творчества.
В завершении хотелось бы сказать: решая задачи трудового воспитания, нужно предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия, а также собственным примером трудолюбия формировать у детей стремление к полезной деятельности.
Шилова Наталья Трудовое направление в воспитательном процессе
Подготовила воспитатель : Шилова Н. В.
Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить человеку машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, чтобы наши дети уверенно управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи.
Публикация «Трудовое направление в воспитательном процессе» размещена в разделах
Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет этот процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение.
Трудовое воспитание детей – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания :
– обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
– развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
– воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачи трудового воспитания :
• развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
• формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
• развитие навыков организации работы;
• воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Составной частью системы трудового обучения школьников является организация их общественно полезного труда. По общественной значимости ее разделяют на производительную, общественно полезную и бытовое обслуживание.
Производительный труд направлен на создание материальных благ. Воспитательные возможности производительного труда проявляются в следующих аспектах:
– работая рядом со взрослыми, ученик приобщается к жизни общества, приобретает жизненный опыт, опыт общения в производственной сфере, учится эффективным приемам производственной деятельности;
– изготавливая продукцию собственными руками, школьник чувствует, что он на что-то способен, у него появляется уверенность в себе, а хорошо сделанная вещь приносит ему удовольствие;
– производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, развивает общественную активность, волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, точность и исполнительность.
Общественно полезный труд учащихся связан со сбором макулатуры, участием в ремонте школьных помещений, оказанием помощи ветеранам войны и труда, больным и людям преклонного возраста и т. д. Воспитательная ценность общественно-полезного труда заключается в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, крепнет их чувство долга перед другими людьми.
Бытовое обслуживание в школе предусматривает поддержание учащимися порядка и чистоты в классах, школьных мастерских, местах отдыха, на школьном дворе. Они учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлена мебель и учебное оборудование, у них развивается бережное отношение к созданному. Работу по самообслуживанию ученики должны выполнять и дома (уборка постели, чистка одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи и др.). Одна из форм такой работы – дежурство учащихся в классе и в школе. В пришкольном интернате дети в своих комнатах проводят генеральную уборку (протирают пыль, моют полы, разбирают в шкафу и прикроватных тумбочках, меняют постельное белье и т. д).
Важное место в трудовом воспитании занимает учебная работа учащихся. К. Ушинский считал, что обучение является самым сложным и самым тяжелым видом труда. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда : осознание поставленной цели, осмысление конкретным индивидом собственной роли в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль.
В пришкольном интернате мы проводим такие игры как:«Сто к одному», «Поле чудес», «Крокодил», «Семь ключей», и многое другое).
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как: ответственность; трудолюбие; работоспособность; коммуникабельность; толерантность; стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности – способности к труду.
Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Ольга Скворцова Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Публикация «Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
ЦЕЛЬ – раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко).
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей :
ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;
обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:
1-я младшая группа – начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.
2-я младшая группа – продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Средняя группа – дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно – бытового труда и самообслуживания. Старшая группа – добавляется ручной труд; делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда; формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Подготовительная группа – сформированные навыки и умения совершенствуются.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самообслуживание – труд направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.).
Хозяйственно-бытовой труд – направлен на уборку групповой комнаты, участка, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Ручной труд – направлен удовлетворение эстетичесиких потребностей человека; развивает конструктивные и творческие способности (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т. д.).
Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, выращивание овощей в огороде, уборка участка.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОРУЧЕНИЯ, ДЕЖУРСТВА, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.
ДЕЖУРСТВА – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
ПОРУЧЕНИЯ – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД – коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.
Организация материальной среды и трудового оборудования.
Учет индивидуальных интересов.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.
Создание мотивации и трудовой деятельности.
Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.
Трудом нельзя наказывать.
Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.
Основные направления воспитания детей, задачи трудового воспитания
Содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяются умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – это гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание.
ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания определяются морально-нравственными требованиями общества.
– это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
– это процесс включения подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью.
предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству.
– это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости).
основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека .
Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
Задачи трудового воспитания дошкольников
Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.
Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.
Основные методы и приемы трудового воспитания: помочь ребенку в определение цели труда; научить разбивать работу на этапы выполнения; продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать; пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу; поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.