В ЧЕМ СОСТОИТ РОЛЬ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ольга Берестова Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Публикация «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений человека и социума, при котором реализуются как собственно личностные, так и социальные интересы. Успешная адаптация является результатом взаимодействия разных представителей социума и готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния.

Представленные характеристики феномена игры психологов и педагогов объединены единым мнением о том, что она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве и оказывает существенное влияние на развитие ребенка. Утверждение о том, что сюжетной игре присуща быстрая смена ситуаций, нестандартный характер и необходимость проявления опыта играющего делает ее важным средством социализации детей.

Главный источник социально – личностного развития – общение: и неважно с кем – это могут быть как сверстники, так и взрослые. Общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, – это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности. Отношение, идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. А взаимодействия – компонент совместной деятельности и отношений. В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Психолог Запорожец З. А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных приемов (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителе, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе сюжетно-ролевой игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Руководя игрой детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.

В силу особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога она может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения.

Важно отметить, что сюжетно – ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, так как с развитием научно – технического прогресса появляется много нового в жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей. Социальные и семейные роли интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства.

В заключении отметим, что дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Особенности, характерные для личностного развития дошкольника это возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является важным средством в развитии социально – личностных отношений детей с дошкольного возраста.

Татьяна Глущенко Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру

Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:

– опыт общественного поведения в среде сверстников;

– практически усваивают моральные нормы и правила;

– приобщаются в жизни окружающих взрослых;

– имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.

Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.

Основные понятия и термины

Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.

Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.

Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).

Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. ( Виноградова Н. А.)

– Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

– Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.

– Позволяют различать ситуации общения :

– понимать эмоциональное состояние других людей;

– адекватно выстраивать свое поведение;

– владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Результат успешной социализации дошкольника

труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Периоды развития сюжетно–ролевой игры

• До 1 года

• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.

• От 1 года до 3 лет

• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.

• От 3 лет до 6 лет.

• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.

• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка

• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)

• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

• (в первую очередь педагоги)

• (сверстники, друзья)

СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :

1) Положительный образ «Я»

2) Способность к восприятию другого человека

1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях

2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,

которые используются взрослыми в целях социализации

– В игре ребенок формируется как личность, у него

– формируются качества, от которых впоследствии будет

– зависеть успешность его учебной и трудовой

– деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:

– главного источника развития;

– импульсов творчества;

– признаков и примет социальной практики;

– богатства микроклимата коллективных отношений;

– активизации процесса познания мира

– Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.

– Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.

– Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.

– ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий

(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.

– С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.

1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.

2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.

3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

– Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

– Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

– Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

– Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком

лидером, входящим в круг предпочитаемых);

– Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

– Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

– Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

– Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Требования к организации игры

– Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

– Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры

– организовать игровое пространство;

– выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);

– анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

– распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

– неагрессивно настаивать на своем;

– рефлексировать свои поступки и поведение;

– разрешать межличностные конфликты.

Условия формирования сюжетно-ролевой игры

обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;

подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;

2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка

3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;

4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;

5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.

Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.

Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.

Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»

Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.

Структура игры :

Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).

Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).

Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.

Больница – медицинская сестра (ребёнок) – врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

– Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

– Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

– Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

– Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития

Волкова Рамиля Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру»

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. « Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра- это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Публикация «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах

В нашей группе «Вишенка» дети разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для детей, группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.

Поэтому мы определили для себя цель:

Воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, развитие эмоционально-положительного отношения детей к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Поставили следующие задачи:

• способствовать развитию игровой деятельности детей;

• сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей;

• создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

• расширить кругозор ребенка посредством игры;

• развивать речевую активность у детей.

В нашей группе, работу по этой теме мы начали с создания специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, с учё том: возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям.

Это было сделано для того, чтобы дети легко могли самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включать в игру сверстников. Особенно большое значение игровой материал и его организация педагогом имеют на этапах младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.

Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми : «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Театр», «ПДД». Ориентировано по гендерному принципу: специфику игровой деятельности мальчиков и девочек. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр было сделано своими руками с самым активным участием родителей: настольный театр «Три поросенка», настольный театр из стаканчиков «Три медведя», настольный театр из картона и прищепок «Бычок- смоляной бочок», вязаный пальчиковый театр «Рукавичка». Активное участие родители приняли в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Магазин» : связали сосиски, пирожные, сшили пельмени. Халат для врача, карточки больных, талончики, подобраны небольшие баночки, наполненные таблетками из бумаги, компьютер. Создана коллекция сюжетно – образных игрушек, отражающих в себе образ одушевлённого существа (мишки, зайцы, котики и т. д.). для постановки определённого сюжета (сказки, жизненной ситуации)

Также предусматриваю наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (конфеты, деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике оформления атрибутов и игровых материалов. Они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в группе и воспитываю бережное отношение к игрушкам.

В своей работе использовала основные принципы организации игры в детском саду. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми. В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к игре они не применимы.

Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» – в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.

Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно-ролевую игру, я организую беседу, составление рассказа из личного опыта, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваем правила игры, правила поведения во время игры. Далее идёт развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.

Поддерживаю интерес малышей к определённой роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказываю какие-то действия, сообщаю те или иные сведения. В дальнейшем, малыши по настоящему увлечённые ролью, будут играть всерьёз, искренне переживая все чувства своего героя.

Очень важно, чтобы малыши сами ставили игровую задачу, определяли содержание предстоящего игрового действия: накормим куклу кашей, уложим спать и т. п. подвожу малышей к тому, чтобы они самостоятельно находил необходимые для этих действий игрушки или предметы – заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушечных» трудностей малыши преодолеют, тем богаче будет их опыт творчества, которым они уверенно, находчиво и разнообразно смогут воспользоваться во взрослой жизни.

Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали.

Нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова – приглашения : «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключени

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

по программе курсов повышения квалификации

«Становление профессиональной деятельности воспитателя МДОУ»

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Филатова Наталья Витальевна,

воспитателя МБДОУ№ 320

Самара 2014 г.

В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги  и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

1. С ОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик). К основным особенностям современной социализации детей можно отнести следующие:

– длительность протекания (по сравнению с предыдущими поколениями), что связано прежде всего с изменениями статуса детства;

– гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

– новые требования к характерологическим,  профессиональным чертам будущих членов общества;

– изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Одновременно это и создание нового социокультурного опыта, т.е. идет не только подстройка под социум, а формирование самого социума. Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи социальной адаптации:

– развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

– формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

По данным исследований Ю. А. Дунай, Е. И. Комкова выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными  эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, работа в данном направлена актуальна и необходима. Глобальная цель нашей работы интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего н6равственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В. С. Мухина, 1979)

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Желательны совместные действия педагога, музыкального работника и хореографа.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками – сюжетно-ролевые игры являются  профилактикой возникновения и способствуют избавлению от  тревоги и страхов.

разработать игровую деятельность, направленную на решение задач социализации дошкольников.

2. С ЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА  КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

2.  Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

5. Распределение ролей.

6. Начало игры. Важно позаботится о  создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

7. Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

8. Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей яркое позитивное эмоциональное состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в игре.

Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям, связаны со знакомыми событиями. А для расширения кругозора рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Строительство», «Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры с современным содержанием. Эти игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают познавательный интерес. Сначала проводится подготовительная работа по подгруппам (в течение 2-3 недель) по следующей схеме: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказа, подбор кинофильма, радиоспектакля, мультфильма. Создаются условия для реализации игры:  декорации, маски, костюмы, карты, схемы, предметы-заместители.

Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.

В силу высокоинформационной нагрузки в ДОУ и дома у большинства детей отмечаются дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, приводящая к появлению гипокинезии, вызывающе         серьезные изменения в организме ребенка. Поэтому рекомендуется давать детям возможность больше двигаться во время сюжетно-ролевых игр, избегать статичных поз, обращать внимание на  выполнение действий людей разных профессий.

В связи с гендерным аспектом социализации необходимо учитывать в ролевом составе достаточное количество мужских и женских ролей, рассказывать ребятам о профессионально важных качествах необходимых для той или иной профессии.

Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого “излишества” в человеческом бытии. ” Игра в бисер” Г. Гессе, “Человек играющий” (Homo ludens) Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что “проиграно”, превращается затем в реальность.

Основной трудностью в форсировании  социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр может стать отсутствие внутренней мотивации педагога. Как пробудить в воспитателе внутреннего ребенка? Как облегчить (ускорить) процесс вхождения в педагогическую импровизацию? Также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Следует активно использовать помощь родителей, возможно превращение отработанной сюжетно-ролевой игры в спектакль для родителей. Возможно проведение предварительной работы с педагогическим коллективом, в форме семинара или сюжетно-ролевой игры с целью разъяснения и «заражения» игрой (вспомним фильм «Какая чудная игра» с Олегом Меньшиковым).

Результаты нашей работы свидетельствуют об эффективности использования обогащенных сюжетно-ролевых  игры в процессе социализации дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конспект по руководству сюжетно – ролевой игры «Почтовое отделение» в подготовительной группе

Обучение игровым действиям:

: Отдел продаж, Отдел подписки, Отдел отправки писем, посылок.

Дома № 3, 5

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, то на пороге нашей группы я обнаружила письмо. Вот оно.  Давайте его рассмотрим.

(Конверт с желтой маркой, изображением дома с номером 3)

Ребята давайте вспомним адрес нашего садика, и номер группы (ул. Партизанская, дом 236, группа № 6). Это наш адрес? Может оно к нам попало случайно? Кто мог перепутать адрес? Давайте отправимся на почту и все выясним.

А кто работает на почте? А что нужно знать, уметь, чтобы работать на почте? А вы хотите быть почтальонами, операторами, водителями?

А у кого какая роль, будут решать загадки, кто первый отгадает тот и роль выбирает.

– Кто приносит нам газеты

И от бабушки привет?

Оператор отдела продаж. Какие функции он выполняет? Как нужно обращаться к клиентам?

– Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне

Оператор отдела писем, посылок. В чем заключается его работа?

– Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам

На одном таком листе

Много разных новостей

А как называется человек который предлагает товар? Менеджер по продажам.

– Сбоку – марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Для чего нужна нам эта профессия?

– Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею

Что нужно знать о работе заведующей почтой?  Как необходимо общаться коллективом?

– Очень странный почтальон:

Не маг и не волшебник он.

Доставит письма и газеты,

Несет посылку на край света,

Хранить умеет все секреты.

Крылат и смел, и зорок он.

Кто же этот почтальон?

Для чего на почте шофер?

– Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает

Старший воспитатель детского сада. Какие книги, журналы необходимы в детском саду? Для чего они?

– Дом из жести,

А жильца в нём – вести.

Бухгалтер детского сада. Какие атрибуты необходимы, что быть в роли бухгалтера?

– Маленькое очень,

Быстрое, как птица

Если захочешь –

За море умчится.

. Кто из вас наблюдал работу киоскера? Что делает киоскер?

– На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А  потом его жильцы

Полетят во все концы.

Какие правила поведения необходимо соблюдать на бензоколонке?

– Без крыльев, а летит,

без языка, а говорит.

Какие дорожные знаки стоят на бензоколонке?

– Он висит на видном месте,

Круглый год глотает вести.

Житель дома № 5

Воспитатель: Ну вот все роли разыграны. А мы с вами (оставшиеся дети) будем выполнять роли клиентов почтового отделения. Как нужно обращаться к почтальону? К оператору при покупки?

Но сначала нам необходимо вернуть письмо на почту. Для чего? Чтобы почтальон правильно отнес его по адресу. Письмо вручается заведующему почтового отделения. Дети выполняют игровые действия. Сортируют письма по цвету, номерам. Пишут письма, отправляют посылки. Покупают открытки. Оформляют подписку.

Письмо случайно оказавшиеся в детском саду доставили по адресату.

Воспитатель: Давайте попросим жителя этого дома распечатать его и прочитать.

Воспитатель читает стихотворение.

«Пакет хочу послать я срочно –

Заклею, побегу на почту.

Слова любви сказать хочу –

Возьму бумагу, настрочу.

Хочу поздравить свою маму –

Несу на почту телеграмму.

И разговор я заказать

Могу, чтоб новость рассказать.

Посылки детям отправляем.

Подписку там же оформляем.

Вас всех в день ваш, почтовики,

А также взрослые и дети.

Как жить без почты на планете?»

Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше оказывать услуг, или получать ее? Что необходимо сделать, если письмо пришло не по адресу? Как необходимо общаться друг с другом? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Ольга Савина Консультация «Что такое сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая. Вот о сюжетно-ролевых играх мы и поговорим ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *