В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому в дальнейшем во время обучения у детей возникают затруднения с выразительным чтением. В логопедические занятия включают упражнения на ее формирование.

Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста. Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей

Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции. При нарушении просодических компонентов речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности. Диспросодия присутствует в клинике дизартрии, ринолалии, темпо-ритмических расстройств, болезни Паркинсона, синдрома иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает проведение неврологического, психолого-психиатрического, логопедического обследования. Лечение проводится медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Дополнительно необходима речевая терапия.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Что такое просодические компоненты в речи в логопедии

Просодика — это (в логопедии) комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона.

Компоненты просодики речи в логопедии:

Нарушение просодики означает невыразительную и безэмоциональную речь

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Развитие просодической стороны речи

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции. Для развития просодики в разговоре детей используются игровые упражнения:

Словесное ударение

Словесное ударение — выделение определенного, чаще всего одного слога, в слове. Слог, который оказывается под ударением всегда произносится с большим усилием и выделением в нем гласного звука. Если разобрать ударение с просодической стороны, то слог выделяется из-за удлинения времени звучания и изменения частоты тона. Ударение бывает таким:

Говорить голосом персонажа

Развитию просодики помогает подражание голосу персонажа из мультфильма или сказки. Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

Дополнительная информация! Читая сказку и подражая героям, проводится параллель между письменной и устной речью.

Говорим с выражением

Грамотная речь в логопедической сфере, это не только правильно произнесенные слова, но и ее выразительность и эмоциональность. Все люди имеют разные уровни компонентов просодии, но общая экспрессивная окраска разговора у всех похожа. Для прививания просодики в разговоре, логопеды логопедические педагоги советуют делать упражнения на использование в разговоре максимально выраженной экспрессивности. Каждую эмоцию необходимо выражать максимально сильно.

Как попасть в логопедическую группу в детском саду

Просодическая сторона речи у детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют нарушения просодических компонентов. У этих детей неразборчивая без эмоциональная речь, с однотонным темпом и ритмом. Голос имеет контраст: либо слишком высокий, либо низкий. Отличительной особенностью является ослабленный речевой выдох. Ограниченные возможности здоровья ребенка с ОНР не должны стать помехой для формирования у ребенка правильно поставленной речи. Перед непосредственным прохождением программы по просодии, ребенка рекомендуется отправить на обследование, чтобы избежать обучения по неверной методике.

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Для формирования просодики у детей с дизартрией необходимо регулярно выполнять специальные логопедические упражнения. Они включают игровые, двигательные, музыкальные и речевые задания. Выполняются они не только в ДОУ, но и по приходу домой. Сначала ребенок делает зарядку, с элементами логоритмических упражнений. После проводится занятие по звукопроизношению и развитию разговорного языка. Желательно проводить занятие по методикам разных авторов. В каждой работе можно найти разные варианты упражнений, чтобы детям не было скучно.

Дополнительная информация! Занятия должны включать музыкальную распевку, для вырабатывания ритма и темпа.

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии. Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

«Куд-куда, куд-куда,Вот это да!»«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Ухожу я далеко»

«Посмотрите, как могуЯ кричать — ку-ка-ре-ку!»

«Ква-ква-ква, ква-ква-кваДалеко тебе до петуха»

Дизартрия у детей – лечение в Москве

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Дизартрия – лечение в Москве

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Коррекция

Коррекция диспросодии складывается из проведения медицинской и речевой реабилитации. Конкретное содержание и продолжительность каждого этапа определяется основным заболеванием. В большинстве случаев терапевтический курс включают следующие общие направления:

В ряде случаев для устранения органической основы диспросодии требуется хирургическая помощь: хейлопластика и уранопластика (при лицевых расщелинах), аденотомия и полипотомия (при рзрастаниях в носоглотке). При тугоухости показано слухопротезирование.

Речевая терапия

План логопедических занятий при диспросодии составляется после выявления ведущего речевого дефекта и его структуры. Работа по нормализации просодических компонентов проводится поэтапно:

Лечение дизартрии у детей

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

Подготовка

Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Оценка состояния просодических компонентов речи осуществляется логопедом, выявление основной патологии – узкими медицинскими специалистами: неврологом, оториноларингологом, психиатром. Обследование больного с диспросодией включает следующие диагностические блоки:


В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ