Тема урока: «Лексика»
: обобщение знаний и применение знаний на практике.
: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; повторить термины, изученные в разделе «Лексика»; способствовать формированию мыслительной деятельности: анализа, синтеза, классификации, сравнения; развивать умение формулировать цели урока и соотносить их с конечным результатом; содействовать воспитанию интереса к слову.
: владеют приёмами работы с книгой, со словарём; свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме; стилистически корректно используют лексику; понимают взаимосвязь уровней единиц языка.
: осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют стремление к речевому самосовершенствованию, имеют достаточный объём словарного запаса, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
– владеют приёмами отбора и систематизации материала по теме «Лексика», умением вести самостоятельный поиск информации, анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к её преобразованию, применяют приобретённые знания, умения и навыки на практике;
– принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
– владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждении правильного решения.
Организационная структура урока
Обобщающий урок в 6 классе
1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;
2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;
совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.
Форма урока: устный журнал.
-Какие вопросы есть ко мне?
1. Вступительное слово учителя.
-Наш урок я хотела бы начать стихотворением
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море-море слов-
1. А какой раздел русского языка изучает слова?
– Правильно, «Лексика» Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
– А для чего служат слова? Что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Что такое лексическое значение слова?
-Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня – урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи.
-И поэтому какова цель урока? (закрепление умений и навыков по разделу «Лексика»).
– Да, сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика».
А проведем мы его в форме путешествия по страницам устного журнала.
-Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение и повторение по теме «Лексика».
А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
« Неспроста слово молвится».
Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н. Рыленкова. Прочитайте
и подумайте, о каких словах идет речь?
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
( Н. Рыленков )
– Какое слово мы можем назвать добрым?
– А обидным?
– К чему нас призывает автор?
Сила слова огромна. Вспомним пословицы о словах.
– Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?
Сердечное слово вылетит-не поймаешь
Слово не воробей: молчание-золото
Доброе слово что орех без ядра
Слово- серебро до сердца доходит
Пустые слова – в беде поможет и в горе утешит
– Люблю обычные слова, как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.
– Объясните о каком предмете идет речь в отрывке из повести А. П. Гайдара «Дальние страны».
– Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?
(лексическое значение слова)
– Что такое лексическое значение слова?
– Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?
(В толковом словаре)
– Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).
– Выпишите из текста слова с пропущенными буквами в два столбика: в первый – слова с проверяемыми безударными гласными, во второй – с непроверяемыми.
– К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?
-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?
1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)
2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)
3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)
4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)
5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)
( Это многозначные слова.)
-Благодаря чему образуются многозначные слова?
( Переносному значению.)
-По каким признакам значение одного слова переносится на другое?
(Форма, цвет, действие.)
-По этому принципу построены кроссворды. Предлагаю вам разгадать следующий кроссворд.
1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)
2-словарный состав языка (лексика)
3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)
5-новые слова (неологизмы)
-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
– Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. ( Золотая, золотой.)
– Какие еще слова употреблены в переносном значении?
( Спросил, шелестят.)
– Как называется такой прием в литературе?
Разберёмся в ошибках детей.
( По наблюдениям К. Чуковского)
-Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.
-Какие слова в тексте даны в переносном значении?
-А в переносном какие слова?
Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от «резать хлеб на части»;
Ударил мороз – переносное, ударить по голове – прямое;
Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,
Сушить на верёвке – прямое.
Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?
(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)
3 страница нашего журнала
Какие слова в «Лексике» можно назвать близнецами?
– Какие слова называют омонимами? ( Правило.)
Письмо под диктовку.
Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.
А снизу бурные ключи в бока его толкают.
-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.
Какие еще значения имеет слово ключ?
(Скрипичный, гаечный, дверной.)
-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
Переходим к 4странице нашего журнала с таким теплым названием
– Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)
– Какие слова называются синонимами?
– Почему их можно назвать братьями?
Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».
-Все ли слова синонимы в строчке? Зачеркните лишнее слово.
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, тихоня, озорник.
-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.
(Сердечность, милосердие, душевность.)
« Слова- оппоненты».
Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.
Ты – со мною, я – с тобой, разные мы очень
-Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.
– Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)
– Послушайте стихотворение «Друг и враг».
-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?
Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.
Повстречались на беду, начался скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
– Выпишите из стихотворения слова- антонимы.
-Выполните морфологический разбор слова «друг» ( Можно устно.)
-Ещё задание: вот такая ситуация – дедушка писал письмо внукам, в дороге конверт слегка промок, и некоторые слова размыло, восстановим текст.
Задание: продолжите письмо, восстановите текст.
(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).
« Что делает нашу речь образной».
Молвит слово – соловей поет.
Говорит, словно реченька журчит.
– Когда так говорят?
(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)
– Какие средства художественной выразительности
помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)
– Напишите мини- сочинение по теме «Осень» по опорным предложениям.
Помните, ваша речь должна быть (читаем табл.1.), для этого в ней обязательно должны быть (табл.2.)
Пришла осень. Пожелтели листья. Похолодало. Деревья стоят в лесу. Небо низкое. Птицы собираются. Кругом тишина.
(Чтение работ учащимися.)
-Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.
Пора подвести итоги нашей работы.
Ответьте на вопросы теста.
1. Какой раздел науки изучает слова?
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
3. Слова, противоположные по значению:
4. Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:
Проверка тестов. Выставление оценок.
Домашнее задание по выбору учащихся:
1) написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».
Какой ты след оставишь?
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед.
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?
3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.
Дидактические материалы к учебнику русского языка под ред. М.В. Панова 6 кл ( Русский язык / Первое сентября/ №4 2005г.)
Конспект урока по русскому языку № 10
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме «Лексика»».
Тип урока : повторительно – обобщающий (урок – игра)
-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .
– Сегодня у нас необычный урок ,а урок – игра . Мы повторим все ,что вы изучили по теме «Лексика». Сейчас я порошу вас разделиться на три команды ,по четыре человека. В нашей игре будет несколько конкурсов , за правильные ответы вы будете получать жетон. Не забывайте о правилах поведения во время игры : других не перебивать ,не отвечать без разрешения. Итак, начинаем нашу игру.
– Наш первый конкурс называется «Разминка» . Я буду задавать каждой команде по одному вопросу . Член команды ,который готов ответить на вопрос поднимает руку и отвечает , если никто з членов команды не знает ответа на вопрос , то право предоставляется ответить участникам из других команд (отвечает представитель той команды ,который первый поднял руку) . За правильный ответ учащийся получает жетон . Итак ,начинаем наш первый конкурс.
1. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи? (Синонимы.)
2. Как называются слова ,имеющие несколько значений ? ( Многозначные.)
3. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?(Антонимы.)
4. Как называется совокупность слов какого-нибудь языка ?(Лексика)
5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению? (Омонимы.)
6. Как называются слова ,известные всему народы? (Общеупотребительные.)
7. Как называются новые слова, возникающие в языке? (Неологизмы.)
8. Как называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления ?(Архаизмы.)
9. Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? (Профессионализмы.)
10. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? (Диалектизмы.)
11. Как называются слова ,имеющие только одно значение?(Однозначные.)
12. Как называются слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений ? (Историзмы.)
– Наш первый конкурс закончен, давайте подведём итог , сколько жетонов получила каждая команда?
-Каждая команда называет количество жетонов ,заработанных в конкурсе.
– На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным. ( Выходят поочерёдно представители от команд и работают у доски).
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
Лёгкая работа, лёгкая рука;
Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
Железная дисциплина; железный гвоздь;
Горячий кофе; горячий человек;
Холодная вода, холодный взгляд.
– Ребята ,мы переходим к следующему конкурсу . На партах у всех лежит напечатанный текст, ваша задача – всей командой подумать и заменить повторяющиеся слова синонимами. А так же каждой команде нужно подготовить ответ на вопрос : «Какова роль синонимов и для чего их нужно использовать в речи?». Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит . Команда которая победит в этом конкурсе, получит два жетона ,а остальные команды – по одному жетону.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность. ( Г. Скребицкий.)
После того ,как учащиеся каждой команды представят свои тексты ,учитель покажет на слайде исправленный текст . Учащиеся решают ,чья команда победила , учитель раздаёт жетоны.
– Итак ,три наши команды сидят по рядам . Теперь я дам каждой команде карточку со словам ,к которым вы должны подобрать антонимы. Каждый участник ,заняв свое место , должен написать антоним к слову. Чья команда выполнит это задание правильно и быстрее других получит два жетона ,другие команды – по одному жетону. Начинаем.
Карточка № 1 :
Плакать , великан ,грязно , острый ,радость ,толстый.
Карточка № 2 :
Близкий ,весёлый ,дорогой ,любить ,белый ,горький.
Карточка № 3 :
Зажигать ,много ,польза ,юг ,зима ,мир.
Представитель каждой команды по очереди читает ,то что получилось. Учащиеся оценивают друг друга ,учитель раздает жетоны.
– Для участие в этом конкурсе нужно три человека , по одному человеку из каждой команды.
Я по очереди буду называть каждому из вас архаизмы ,а вы должны будете подобрать к ним синонимичные им общеупотребительные слова. Победивший участник получает два жетона ,а учащиеся двух других команд – по одному жетону . Если все представители команд справились, то они получают равное количество жетонов (два.) Остальные участники команд, внимательно слушайте , если представитель команды затрудняется ответить , то учащиеся из его команды могут поднять руку и ответить за него. Итак ,начинаем конкурс.
-Сейчас вспомним о заимствованных словах. Я попрошу выйти по одному участнику из каждой команды выйти и вытянуть карточку . На карточке ,которую вы вытяните , каждый для своей команды, будет написан словообразовательный элемент заимствованного слова . Каждой команде нужно будет написать как можно больше слов с корнем ,который им попался. На написание слов вам даётся две минуты, после того, как время закончится , каждая команда зачитает слова ,которые удалось записать в течении двух минут . Команда , написавшая большее количество слов ,получает три жетона , команда , занявшая второе место в этом конкурсе – два жетона, команда ,которой далось меньше всех подобрать слова для этого конкурса – один жетон.
Учащиеся вытягивают карточки ,на которых написан корень , с которым нужно написать слова и одновременно приступают к работе. По истечении двух минут ведётся подсчёт результатов.
Варианты карточек :
– Сейчас представитель каждой группы вытянет карточку , на которой будут написаны слова . Ваша задача – определить слова какой группы представлены в вашей карточке , составить небольшой текст , в котором будут представлены все предложенные в карточке слова , определить их лексическое значении и озаглавить получившийся текст. Каждая команда должна выбрать учащегося ,который представит текст . Учащиеся других команд должны будут угадать ,какая группа слов встречается в тексте.
Представители команд вытягивают карточки и преступают к заданию.
-Итак ,теперь давайте посчитаем какая команда набрала больше жетонов и определим победителей нашего сегодняшнего соревнования.
– Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
– Что было для вас особенно интересным?
– Что было для вас трудным непонятным?
– Все ли понятия ,касающиеся раздела «Лексика» мы повторили?
– Какую оценку вы поставили бы себе за работу на сегодняшнем уроке?
– Домашнее задание остаётся с предыдущего занятия.
Зажигать , много ,польза ,юг ,зима ,мир.
Карточка №1 :
Гуашь , мольберт ,акварель , палитра ,холст.
Определения слов ,которые могут быть вам непонятны:
Карточка №2 :
Бурак ,цибуля ,кавун , хлопцы ,слободка.
Кокошник ,гребешок ,лапти , кафтан , кушак
Карточка №4 :
Мультиварка, фреш ,блендер ,ланч .
многофункциональный кухонный электроприбор, предназначенный для приготовления блюд в автоматическом режиме.
это свежевыжатый сок одного плода, или же смесь нескольких плодов овощей, фруктов, корнеплодов.
— электроприбор, предназначенный для измельчения пищи.
приём пищи в полдень