Управление дошкольного образования
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Зональный конкурс для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций
«Ярмарка педагогических идей – 2021» по теме
Конкурс сценариев мастер-классов
Сценарий мастер- класса для музыкальных руководителей и воспитателей на тему:
«Нетрадиционные приемы в развитии
Мазитова Наталья Анатольевна
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида с группами
для детей с нарушениями речи№41»
С самого рождения практически каждый ребенок открыт для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни!
Музыкальное движение – это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Хочется познакомить вас с нетрадиционными упражнениями и играми, которые вы сможете использовать в работе с детьми для развития музыкальных и творческих способностей.
Итак! Прошу внимания, участия и понимания!
Я мастер-класс сегодня покажу,
Про нетрадиционные приемы расскажу!
Ключики скрипичные, такие симпатичные
Помогут двери музыки открыть
И творчества вершину покорить!
Участники мастер-класса получают разноцветные скрипичные ключики (красные, синие, зеленые, желтые, голубые и фиолетовые)
Приглашаю выйти ко мне участников с красными скрипичными ключиками! Предлагаю вам очень выгодный обмен: свой ключик поменять на две деревянные расписные ложки!
Участники подходят к столику с ложками и, положив ключик,
Задание будет следующим: вам нужно простучать ритм одного куплета хорошо знакомой всем песени, а остальным участникам отгадать, ритм какой песни они прослушали.
Проводится игра «Угадай песню по ритмическому рисунку»
Музыкальный руководитель называет песню В. Шаинского «В траве сидел кузнечик» так, чтобы это слышали только исполнители. Они на деревянных ложках простукивают заданный ритм. Зрители называют песню.
Ну, что ж, молодцы и выступающие и те, кто отгадывал! Вы верно назвали песню! Действительно, музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомое произведение. И мы с вашей помощью убедились в этом. Прошу садиться!
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольников.
Следующее задание для обладателей синих скрипичных ключиков! Прошу вас подойти ко мне и встать лицом к зрителям!
Участники с синими ключиками выходят, отдают ключики музыкальному руководителю и встают в линию или полукруг.
Руки, ноги, голова есть и не нужны слова!
Голос наш сейчас молчит, только тело говорит!
К чему это я? А к тому, что вам предстоит на каждую музыкальную фразу из песни выполнять только ритмические движения – так называемые звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы. Музыка очень знакомая, это песенка «Добрый жук» композитора Спадавеккиа из фильма-сказки «Золушка». Движения будут следующие:
Звучит полька «Добрый жук», участники на каждую фразу выполняют ритмические движения по показу музыкального руководителя.
Муз.рук. показывает пример:
Встаньте, дети, встаньте в круг – четыре шлепка по ногам четвертными долями
Встаньте в круг – три хлопка восьмыми
Встаньте в круг – три притопа восьмыми
Участники выполняют задание.
Какие вы молодцы! Справились! Тогда добавим припев и немного новых движений!
Никогда он не ворчал – четыре щелчка пальцами
– три притопа
– три хлопка
Молодцы! Очень хорошо подвигались! Проходите на свои места!
В таких играх у детей вырабатывается скорость реакции, внимание, умение действовать в едином ансамбле, развивается координация движений.
А теперь мы с вами приступим к поэтическому музицированию! В этом нам помогут участники с зелеными ключиками! Приглашаю вас!
Участники выходят, музыкальный руководитель собирает ключики.
Если только свяжем мы инструмент и слово
Захотим учить стихи снова мы и снова!
Их научимся читать с чувством, выражением,
Впереди у нас, друзья, море достижений!
Предлагаю вам озвучить при помощи музыкальных и шумовых инструментов стихотворение «Ночная музыка» Романа Сефа. Возьмите, пожалуйста, инструменты, они вот на этом столике. Обратите внимание на пюпитр, на нем стихотворение, которое вы будете читать.
Участники берут Трещотки, Кастаньеты, Треугольники, Свистульки.
Вашу группу мы разделим на четыре маленькие подгруппы, у первой (это музыканты с трещотками) будет первая строка стихотворения, у второй (с кастаньетами)– вторая, у третьей (с треугольниками) – третья и у четвертой (со свистульками) – четвертая.
Участники читают стихотворение по строке каждая подгруппа
Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели!
Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!»
Ставни чёрные дрожали и окошки дребезжали!
И, забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
При помощи такого поэтического музицирования совершенствуются навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, развивается чувство ансамбля. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты.
Дорогие участники! Обратите внимание на цвет своих музыкальных ключиков! Я приглашаю обладателей жёлтых! Выходите, пожалуйста!
Участники с желтыми ключиками выходят, музыкальный руководитель собирает ключики.
Муз.рук.- Вам достается веселое, увлекательное упражнение под названием «Испорченная пластинка»! Всем вам хорошо известна русская народная песня «Два веселых гуся». Сейчас мы будем вместе ее петь, но нечетные строки поем, а четные «пропеваем» про себя, то есть молча. А к нашему пению еще добавим хлопки!
Исполняется фрагмент русской народной песни «Два веселых гуся» и одновременно сопровождается ритмическими хлопками.
Нечетная строка поется вслух, четная про себя.
Пример: (Поем и хлопаем) Жили у бабуси
(Молчим и хлопаем) Два веселых гуся
(Поем и хлопаем) Один серый, другой белый
Так же второй куплет.
Молодцы! Вы великолепно справились с заданием! Пожалуйста, возвращайтесь на свои места!
Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей, внимательность.
А у нас заждались участники с голубыми ключиками! Вам достается Театр Пантомимы! Вы будете выполнять задание прямо с места. Давайте тоже поделимся на 4 подгруппы. Первая будет изображать деревянных человечков, вторая – веревочных, третья – человечков стеклянных, очень хрупких, а четвертая – тяжелых чугунных. Давайте включим воображение и покажем наших необычных человечков.
Под музыку каждая подгруппа демонстрирует выход своих человечков, изображая:
двигая руками и ногами, как Буратино (на шарнирах)
расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки висят, как плети
идут осторожно, на носочках, боясь «разбиться»
тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Замечательно! Вы не только отлично выполнили задание, но и повеселили наших зрителей! Возвращайтесь на свои места!
Игротренинги, помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый лишь мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
Ну, а нашим участникам с фиолетовыми ключиками достается тоже двигательное задание! Вам достается столь популярный и любимый вид спортивного танца – Флешмоб! Прошу вас подойти ко мне и вернуть ключики!
Участники собирают ключики.
Звуки мы изображаем с помощью движений
Исполняем и творим с большим воодушевлением!
Для удобства выполнения, вам необходимо встать в шахматном порядке и выполнять движения по моему показу, многие движения будут выполняться по тексту песни, поэтому слушайте внимательно и у вас все получится!
Проводится танцевальный флешмоб на музыку зарядки «Свистошка и друзья». Выполняются движения по тексту песни и показу музыкального руководителя.
Молодцы! Мы чудесно и весело подвигались! Зарядились положительной энергией! Спасибо! Прошу вас вернуться на свои места.
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. А о пользе движений для тела мы все давно знаем!
Применение педагогами представленных в моем мастер-классе нетрадиционных упражнений и приемов в работе с детьми поможет развить музыкальность детей, коммуникативные навыки, умение действовать в слаженном коллективе. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. А если это действие необычно, интересно и увлекательно, успех в работе с детьми нам всем практически обеспечен! Желаю удачи! Спасибо за внимание и участие!
Сапият Ипиева Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»
Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений
Тема : «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
„Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей“» размещена в разделах
Музыкальный рук. : Здравствуйте уважаемые коллеги!
Меня зовут Ипиева Сапият Изамутдиновна.
Я музыкальный руководитель ЦРР –Детский сад №8.
Много интересного вам расскажу.
Музыка – могучий источник мысли.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – говорил В. А. Сухомлинский.
На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка :
– Коммуникативные игры и танцы;
– Музыкальная импровизация;
– Логоритмические упражнения;
– Ритмодекламации под музыку;
Коммуникативные игры и танцы – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ (1865 – 1956). На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь. Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.
Звучащие жесты- это первые инструменты человека.
Инструменты которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов.
Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента -огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами.
Я приглашаю желающих поучаствовать в мастер классе.
С крыши падают слезинки.
Тают белые снежинки.
Солнышко по крыше скачет.
А зима сидит и плачет.
Музыкальный руководитель :
Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и
Я предлагаю вам четную строку пропевать а нечетную про себя.
Другой вариант: Пение четной строки а нечетной можно заменить хлопками, еще можно заменить игрой.
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, поем про себя,
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. поем про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. поем про себя
Зелененький он был. поем про себя.
Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
А вот игры с голосом, это, игры когда мы начинаем использовать в речевых играх фонопедические звуки. Это известный прием который помогает детям представить звучание окружающего нас мира вокруг.
Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»
(стучат палочками или кубиками в ритм стихам)
Дятел сел на толстый сук –
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг –
Телеграммы срочно шлёт –
Что весна уже идёт –
Что растаял снег вокруг –
Что подснежники цветут –
Музыкальный руководитель : А сейчас мы поиграем в игру,
«Найди свое дерево» возьмите лоскутки в руки и встаньте по парам спиной друг другу.
Вы деревья, а лоскуточки, ваши листочки.
А какое вы дерево?
Как называется ваше дерево?
Итак, ветерок качается
в лево в право
раз и два, раз и два,
зашумела вся листва.
лист от ветки оторвался
разбежались кто куда,
закружились и помчался
ты попробуй догони.
Раз,два три дерево свое найди.
Это была игра на ориентировку в пространстве один из приемов, деткам это очень нравиться.
Следующий прием еще легче и интересен для детей и для нас педагогов.
Встаньте в кружочек и положите ваши лоскуточки на лоскуток побольше и держите руками лоскуток по его периметру.
Это игра, на развитие звуковысотного звука. Деткам очень сложно перейти от низких звучаний нот в головное звучания.
И есть такой прием, как глиссандо голосом, деткам мы этого не говорим, мы просто играем.
Итак: Ветер с тучкою играет,
Ветер тучку подгоняет.
Поднимая нашу тучку на верх мы голосом произносим звук в данном случае звук У. Договорились?
(Все участники поднимают ткань наверх на звук У, затем вниз на одном дыхании, и раздельно)
Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.
Музыкальный руководитель : Спасибо!
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке».
Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем нам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).
Музыкальный руководитель : Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, машины: (Улица).
Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.
Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.
Пожалуйста, слова- ассоциация. ( Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)
Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.
Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории. Прошу выйти коллеги вас сюда, вы садитесь за этот стол первый лаборатории.
Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ,зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.
Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.
Это будет вторая лаборатория
А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.
Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.
Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.
А знаете как называется произведение? Игра воды. Мориса Ровеля.
Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.
Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью.
Который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.
Что позволит к быстрой адаптации в социуме.
Сегодня, я вам продемонстрировала только небольшие количества методов которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это- что мы делаем, а методы как мы делаем.
В конце своего мастер класса я бы хотела сказать;
Человеку при рождении даются бесценные дары.
Это- душа, воля, и умение творить. Ни одно живое существо, ни на земле, ни на небе, ни в горнем мире, это делать не умеют. Только мы и наш ТВОРЕЦ. Знайте это, помните это, не закапываете свои таланты а давайте их людям. Если вы, получили новые знания, стали чуть лучше музыкантами, у вас хорошее настроение, вам стало комфортно, я приготовила вам ленточки. Повяжите их пожалуйста на ручку. Спасибо вам большое мне было интересно с вами работать.
Ольга Сергунина Мастер-класс для музыкальных руководителей, по использованию технологии восприятия музыки детьми «Хор рук»
Мастер класс для педагогов :
«Художественно – эстетическое развитие»
раздел «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Хор рук. Двигательное двухголосие.
Подготовила и провела
Первой квалификационной категории
Сергунина О. В.
Ход мастеркласса
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своей находкой в области педагогики, своим новым опытом, который я уже начала реализовывать в этом учебном году. Сегодня я вас познакомлю с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Татьяны Боровик «Хор рук. Двигательное двухголосие». Расскажу, чем же она интересна для дошкольников и лично для меня.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии,
активизирует внимание и способности подражания, двигательной импровизации, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Так же она способствует развитию чувства ритма, ансамблевой слаженности, творческой импровизации.
Эта технология положительно влияет на развитие ассоциативно-образного мышления (ведь ребенок представляет себя листочком, капелькой дождя, цветочком, бабочкой, снежинкой и т. п.)
Данная технология успешно используется как на занятиях в разделе -Слушание (активное слушание) так и на праздниках, где дети выступят с эффектными номерами в соответствии с временем года.
Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров».
Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего – «дирижера», «вторую» – другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего – «дирижера».
Знакомить ребят с данной технологией нужно с проработки «одноголосия», где музыкальный руководитель выступает в роли дирижера, а ребята хора. Хор зеркально повторяет движения за дирижёром.
После того, как дети с уверенностью справляются с «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают взрослые. А со временем, накопив опыт двигательных навыков дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
А сейчас я предлагаю и вам поучаствовать в хоре рук. Давайте разделимся на два голоса. Дирижёрами буду я.
Сейчас я вас познакомлю с моим первым опытом в создании «Хора рук». Этот концертный номер может быть использован в празднике для мам на 8 марта, где девочки могут быть снежинками, а мальчики подснежниками, которые затем можно подарить мамам.
«Апрель» П. И. Чайковского
Данную технологию могут использовать педагоги не имея специального музыкального образования. Тут важна только фантазия и творческий подход к данной форме обучения.
Уважаемые педагоги, что даёт эта технология детям, я думаю, все уже поняли, ну а лично для меня это интереснейшая форма работы даёт огромный полёт фантазии, творческого вдохновения на создания красивейших номеров и конечно радость от полученного результата плодотворной, но такой интересной работы.
А сейчас я представлю вам опыт работы другого музыкального руководителя, который уже использует технологию «Хор рук» не первый год:
Всем спасибо за участие и внимание.
Ольга Шестакова Мастер-класс по музыкальному воспитанию на муниципальный этап конкурса «Воспитатель года-2018»
Атрибуты: столы, стулья, музыкальный чемоданчик, шляпка и зонтик для Мэри Поппинс, ведра, музыкальные инструменты (диатонические колокольчики, деревянные ложки, бубен, треугольник, бубенцы, колокольчик, барабан, ударные тарелки, цветонотки, ритмический куб, перышко, стакан с водой и трубочкой, стакан со искусственным снегом и трубочкой, вертушка на палочке, мыльные пузыри, цветок, морские звезды, дирижерская палочка.
Публикация «Мастер-класс по музыкальному воспитанию на муниципальный этап конкурса „Воспитатель года-2018“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Для этого мне необходимо 6 участников для мастер класса.
(ушла за ширму, одела шляпку и взяла зонтик с чемоданчиком)
Я: Здравствуйте, мои друзья? Все узнали вы меня? Да, я та самая Мэри Поппинс, которую любят дети и уважают родители. Я очень люблю петь и танцевать, поэтому я принесла с собой волшебный музыкальный чемоданчик.
В руки ключик я возьму,
И замочек поверну.
Что-то забытое, а может быть новое,
Я вам сейчас покажу.
(открыла чемоданчик и достала цветонотки)
– Как вы думаете, что это такое? (ответы)
Это нотки, каждая нотка имеет свой цвет. Поэтому называются цветонотки. Какие вы знаете ноты? (ответ). Чтобы легко их было запомнить нам поможет радуга. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Итак, сейчас мы с вами будем учиться играть.
Первую нотку я открываю
Загадку сейчас загадаю.
Рукавом махнул, дерево качнул. (ветер)
Как вы думаете, как мы можем передать дуновение ветерка?
Раздаю: перышко, стакан с водой и трубкой, стакан со снегом и трубкой, палочку с вертушкой, цветок, мыльные пузыри.
Набираем воздух носом и медленно выдыхаем ртом. Выполняем это упражнение несколько раз. Вот такие приемы я использую для дыхательной гимнастики. Она помогает не только для правильного пения, но и для здоровья. Спасибо, поставьте, пожалуйста, все на стол. А я пока поставлю первую ноту “фа”.
Следующую нотку достаю
И загадку вам прочту.
Его слышим мы в тиши,
Когда тикают часы.
Когда же музыка играет,
Его мы дружно отбиваем. (ритм)
У меня есть ритмический кубик. С каждой его стороны ритмический рисунок. Большой кружок это долгий звук “та”, а маленький короткий “ти”. Давайте попробуем вместе вот на этом примере прохлопать ритм.
А сейчас встанем в кружок и передаем по кругу кубик.
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик
Повтори за ним ты сам.
Такие игры развивают ритмический слух, внимание и музыкальную память. Они очень интересны детям среднего возраста. А для детей постарше я использую другую игру. Сейчас мы в нее тоже поиграем, но сначала я поставлю эту ноту “ми” на место, и возьму другую.
Отгадайте, что звучит.
Нас с тобою веселит.
Игра “Узнай инструмент”
На экране видео подсказка. Мы сыграем в музыкально дидактическую игру “Капельки и тучки”. Как вы думаете, какие инструменты помогут нам изобразить капельки? А какие тучку? А молнию?
Молодцы, ставлю ноту “ре”, следующая нота.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких. (ложках)
В руки ложки мы возьмем
Танцевать сейчас начнем.
Это маленькое живое произведение, которое создается здесь и сейчас. Такие танцы формируют у детей положительное отношение к себе и окружающим.
Ставим нотку “до” и достаю последнюю ноту.
Мы присядем, отдохнем.
Глазки закрываем, что мы представляем?
“Море” Римский -Корсаков.
Слушание музыки можно использовать для релаксации детей. (варианты участников)
Вот последняя нотка “соль”. А теперь я вам предлагаю сыграть и угадать песенку. А помогут нам в этом диатонические колокольчики. Смотрите, они соответствуют по цвету с нотками. Я буду дирижировать, а вы попробуете сыграть.
“Жили у бабуси”
Вот я вам показала только несколько способов, как использовать волшебный музыкальный чемоданчик. Он интересен всем детям, и в том числе особенным деткам. И поможет вступить в мир музыки играя. И в заключении я хочу вам рассказать притчу.
“Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружала его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
– Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Конечно, каждый из нас по отдельности ничего сделать не может. Но если мы будем вместе, то мы сможем сделать мир детей добрее, а их счастливее. Большое спасибо всем участникам. Эти морские звезды вам на память, глядя на них вспоминайте эту притчу.
Этот мастер -класс помог мне выиграть муниципальный этап конкурса Воспитатель года 2018 Тахтамукайского района Республики Адыгея.
Публикации по теме:
Эссе «Моя педагогическая философия» участника районного конкурса «Профессионал года — 2018» Номинация «Воспитатель года»
Примак Людмилы Александровны, воспитатель МАДОУ д/с 298 Мое познание мира педагогики. Что же именно, попробую определить. Поступление в.
I этап конкурса «Педагог года в дошкольном образовании — 2019». Фотоотчет о мастер-классе
I этап конкурса “Педагог года в дошкольном образовании 2019″Мастер-класс. Конкурсная неделя началась с показа педагогами своих мастер-классов.
Мастер-класс, к конкурсу «Воспитатель года»
Мастер класс Главное для педагога – помнить, что все дети звёзды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая.
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года-2019»
«Я очень рада, что стала участником этого замечательного конкурса, в рамках которого все педагоги могли проявить себя и посмотреть на.
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года России. Лесенка успеха»
«Синквейн как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Пояснительная записка Хорошая.
Сценарий муниципального этапа IX Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2018»
Цель: поддержка инновационного движения в системе образования Сараевского муниципального района Рязанской области, распространение опыта.
Заключительный этап конкурса «Педагог года 2019»
Заключительный этап конкурса “Педагог года 2019” «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым.
МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова
структурное подразделение – детский сад
Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей
«Пение — путь к здоровью».
Горшенева Лидия Альбертовна, музыкальный руководитель МКОУ Хреновская СОШ № 2 им. Левакова структурное подразделение – детский сад
. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью»
Ни для кого не секрет, что плохая экология все чаще вызывает у людей ухудшение здоровья, нервозные состояния, плохое настроение и утомляемость.
Служители медицины давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей.
Совершенно не обязательно быть профессионалом для того, чтоб получать пользу от пения. И в этом мы с вами сегодня убедимся!
Одно дело слушать музыку, но совершенно другое петь самому – это гораздо полезнее и интереснее.
С глубокой древности люди понимали, что звук обладает чудодейственной силой.
Ученые древней Греции в своей практике активно использовали положительное влияние на организм человека музыки и пения, с целью сохранения физического и психического здоровья. Например, Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – для того чтобы очистить ум от сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых.
Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервной системы громкой игрой на трубе перед пациентом. В пении участвуют не только голосовые связки, но и весь организм человека в целом. Возникающая при пении вибрация, является средством самомассажа каждого органа, что способствует нормальному функционированию всего организма.
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
А вы любите петь? Тогда начнём.
Сначала примем правильное положение.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
Можно напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:
Мы проверим спинку,
Вот она какая –
Как сказал итальянский профессор пения Франческ Ламперти «Искусство пения — это искусство дыхания»
1. Чтобы петь, нужно научиться правильно дышать. Дыхательный тренинг полезен всем. Даже если вы не собираетесь обучаться пению, ежедневное выполнение дыхательной разминки и грамотная постановка дыхания благотворно влияет на развитие легких и помогает насыщать кровь кислородом.
Правильное дыхание – это залог здоровья!
Давайте и мы с вами выполним несколько дыхательных упражнений.
Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями.
Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять вдыхаемый и выдыхаемый воздух, наслаждаясь приятным запахом цветка.
«Бабушка и дедушка»Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: “ох, ах”. Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать с вдохом.)
– дыхание с пением.
наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.
Дыхание – основа всего живого, более того, потребности человека в питании, воде, комфортном теплообмене и т. д. вторичны по отношению к кислородно-углеродному обмену. Дыхание и связанный с ним кислородно-углеродный обмен определяет не только биополе клеток, но и биоэнергетику всего организма.
2. Артикуляция и дикция – что это и для чего!
– большая часть работы над ними происходит во время распевания.
Правильная артикуляции способствует улучшению дикции.
Четкая дикция – это уверенная, внятная речь, которая придает любому человеку уверенности в себе не только на выступлениях, но и во время дискуссий, исключая нервозность в процессе общения.
Жаба Квака с солнцем встала,
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)
Да водички поглотала
На кувшинку села,(обе руки поднять вверх, пальцы
(произносят звуки отрывисто
Жизнь у Кваки хороша!
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Цель распевания – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
Распевки – песенки
Распевки – скороговорки
Задание! Придумай новые мелодии на тексты скороговорок.
Вез корабль карамельНаскочил корабль на мельИ матросы три неделиКарамель на мели ели.
Ди-ги,ди-ги дайДи-ги,ди-ги дайДи-ги,ди-гиДи-ги,ди-гиДи-ги,ди-ги дай.
Думал – думал – думал – думал,Думал – думал – думал – думал,В это время ветер дунул,И забыл о чём я думал.
Чики-чики-чики – «раз»,Чики-чики-чики – «два»,Чики-чики-чики – «три»,Ты за мною повтори. Эти лёгкие слова,Чики-чики «три» и «два». Улыбнись и повтори,Чики-чики «раз», «два» «три».
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
4. Пальчиковые игры.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. У кошечки нашей есть десять котят,Покачиваем руками, не разъединяя их. Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых, Два маленьких самыхИ самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Руки сложены над головой крышей. И над морем, над волной,Нарисовать волну рукой. И немножко надо мной. Дотронуться до головы.
5. Музыкальные игры.
Села я на лесенку вверх по ступенькам
И запела песенку
Вот иду я вверх! Вот иду я вниз!
Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!
Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!
Сейчас прозвучит фрагмент песни В. Шаинского и
Я предлагаю вам четную строку пропевать вслух, а нечетную про себя.
В траве сидел кузнечик поем про себя
Зелененький он был поем про себя
Совсем как огуречик поем про себя
Зелененький он был поем про себя
Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей
Звучат несколько нот популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», «Песня мамонтенка», «Два весёлых гуся», «Чунга-чанга», «Песня львенка и черепахи». Предлагается пропеть песню.
Я предложила вашему вниманию только небольшую часть игр и упражнений на развитие пения.
Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!
Мастер – класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Учитель года 2022»
Мастер – класс предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов ФК.
Цель: трансляция опыта работы по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий через развивающие игры и упражнения.