Памятка для детей «Информационная безопасность»
– Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они – твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.
– При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (номер телефона, адрес места жительства, школы, место работы родителей и другое) – она может быть доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!
– Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
– Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.
– Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
– В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».
– Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.
– Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
– Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
– Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
– Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете – правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
– Помни, что существуют сайты, непредназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши “ctrl+alt+delete”.
– Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.
– Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него смс на незнакомые номера в Интернете.
– Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
– Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.
– Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества.
– Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
– Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.
Библиографическое описание
Склямина, М. Ю. Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования / М. Ю. Склямина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16381/ (дата обращения: 08.10.2023).
Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.
Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного ориентира человека, вектора развития человека, который формирует его направление движения. В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы – переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину). В связи с переходом к информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов сети Интернет.
Поэтому одним из ключевых элементов национальной, общественной и личной безопасности является информационная безопасность. В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. И начинается эта безопасность со стен общеобразовательных учреждений. Взращивать компетентность учащегося в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности самими педагогами.
На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде. Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности учащихся, мы составили необходимые критерии, которые обязаны знать учителя и представили на Схеме 1.
Схема 1. Необходимые критерии знаний я педагога
Преподавателю важно иметь представление, как о классических методах защиты информации, так и о современных методах, технологиях информационной безопасности. Учителю важно уделять большее внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.
Схема 2. Основные средства информационного воздействия на личность
Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.
Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы. Поэтому важно проанализировать информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для уменьшений последствий психического и нравственного воздействия.
Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий в рамках своего предмета и включая в этот предмет информационную безопасность. Педагог может подготовить сознание детей к сопротивлению негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.
Анализируя приведённые здесь данные, можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе.
1. Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru)
3. Доктрина информационной безопасности РФ. Совм. Изд. Ред. « Российская газета» Международной академии информатизации. – М.: Информациология, 2000.
4. Барсуков В. С., Водолазский В. В. Современные технологии безопасности. Интегральный подход. – М.: Изд-во «НОЛИДЖ», 2010 – 244 с.
5. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с
6. К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении Молодцова Е. Ю., Склямина М. Ю. //Молодой ученый – 2014 – №18. – -С.65-69.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, информационное воздействие, информационная безопасность школьника, интерес личности, информационная безопасность школьников, личная безопасность, педагог.
Информационная безопасность современного школьника.
С. И. Жолобова, учитель
Муниципального автономного образовательного учреждения средней образовательной школы№22 г. Таганрога
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.
Для выяснения информации о количестве проводимого времени учащимися за компьютером в сети Интернет, ребятам 14-15 лет были предложены следующие вопросы:
1. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в будние дни?
2. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в выходные дни?
3. Сколько времени в сети Интернет проводят ваши родители?
Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 ребят от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют. Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн. Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами. Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный компьютер или ноутбук, мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки и телевизоры. Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок. Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Согласно устному опросу 9 из 10 детей в возрасте 14-15 лет сталкивались с порнографией в сети, многие регулярно подключаются к запретным ресурсам, некоторые готовы претворить увиденное там в жизнь.
В книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:
Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей.
В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности. Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики. На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.
Каждый учитель должен знать:
1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;
2) методы защиты;
3) правила и нормы сетевого этикета;
4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;
5) методы работы по их предупреждению и устранению.
Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.
Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса», проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.
В возрасте 14-15 лет родителям сложно контролировать своих детей, так как о сети Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет – безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей в строгом секрете от детей. На родительском собрании, на котором поднималась тема «Информационная безопасность» были розданы памятки с советами для мам и пап.
Советы родителям по безопасности детей 14-15 лет.
1. Создайте список домашних правил посещения сети Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;
2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате;
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента; 5. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;
6. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;
7. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
8. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;
9. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
10. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Комплексное решение проблемы информационной безопасности со стороны семьи и школы позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.
1. Воронов Р. В., Гусев О. В., Поляков В. В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3
2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. « София», 2007
3. Малых Т. А Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.
Афонина, Е. С. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы / Е. С. Афонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16432/ (дата обращения: 08.10.2023).
Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности населения.
– доступность и безопасность информации среды школы и ЭОР;
– безопасность разнообразных форм, тематики и качества информационных ресурсов образовательной среды;
– полноту, оперативность, достоверность и удобство получаемой ее средствами информации;
– восприятие знаний образовательной среды, воспроизведение их в личных знаниях учеников и создание на их основе производных знаний;
Однако, информационно-образовательная среда образовательного учреждения, как и любая другая информационная среда подвержена различным негативным влияниям внешнего и внутреннего характера (см. Схема 1). В связи с этим, считаем важным рассмотреть подходы к формированию модели информационной безопасности школьника, как важнейшей составляющей инфобезопасной среды образовательного учреждения (ИСОУ).
Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности подростков на основе выше сформулированных понятий была построена модель обеспечения комплексной информационной безопасности школьников.
-манипулирование сознанием ребенка, обман;
– влияние на психику ребенка;
-утечка конфиденциальной информации;
-искажение информации и пр.
-криминальные угрозы в сети Интернет;
-вирусы и вредоносные программы;
-запрещенная информация (согласно законодательству РФ);
– влияние на психику несовершеннолетнего;
-нарушение авторских прав и пр.
Схема 1. Модель обеспечения информационной безопасности школьников.
На Схеме 1 представлены внутренние и внешние угрозы информационной безопасности школьников – совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами (субъектами). Информационные опасности современных школьников – негативное проявление перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою образовательную деятельность и др.
Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности, то есть тех, кто влияет на информационную безопасность школьников и несет ответственность за ее обеспечение. В нашей модели определены следующие субъекты: Государство, общество, открытые информационные ресурсы (СМИ, Интернет), родители, близкие и родные, сверстники и педагоги. Данные субъекты могут быть источниками как внешних, так и внутренних угроз.
Останавливаясь чуть подробнее на описании внешних и внутренних угроз необходимо отметить, что на личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток представленный в виде всей информации, которую он получает. И если информация, предлагаемая родными и педагогами чаще всего является трансформированной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы) подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка в большей или меньшей степени в зависимости от личностных характеристик обучающегося. Наиболее явные по нашему мнению внешние и внутренние угрозы представлены на Схеме 1.
Обеспечение информационной безопасности школьников в нашей схеме представлено: правовым обеспечением информационной безопасности, нравственным и этическим контролем, защитой психики и здоровья ребенка, техническим и программным обеспечением ИБ, воспитательными и организационными мерами по обеспечению ИБ, формированием информационной культуры учащихся, образованием в области информационной безопасности.
С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:
Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.
Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.
Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.
Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ в курсе школьных учебных предметов (ОБЖ и других), организация дополнительного образования учащихся во внеклассной работе по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.
Исходя из анализа модели обеспечения информационной безопасности школы, можно сделать следующие вывод, что создание системы обеспечения безопасности образовательного учреждения должно строиться с учетом его особенностей и структуры, учитываться субъекты ИБ, возможные угрозы и возможные меры обеспечения информационной безопасности.
1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ – СП-б., 2006.
2. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – 2002
3. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
4. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
6. Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru) Ребко Э. М. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. с. 207-211.
7. Информационно-образовательная среда педагогического вуза
Ребко Э. М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. с. 46-49.
8. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов
Ребко Э. М., Федорова А. П. Молодой ученый. 2014. № 1. с. 566-568.
9. Богатырева Ю. И. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 3-2 / 2013 с. 14-25.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, информационно-образовательная среда, информационная безопасность школьников, образовательное учреждение, образовательный процесс, угроза, информационное пространство, образовательная среда, программное обеспечение, современное информационное общество.
Информационная безопасность учащихся начальной школы в условиях образовательного учреждения
Говоря о новом поколении, мы вспоминаем о том как наши дети относятся к книгам и чтению, о нежелании следовать советам, но постоянно удивляемся способностями наших учеников, детей, внуков быстро и органично воспринимать, учиться новому, непривычному для нас. И это всё неудивительно, мы просто встречаемся с новым поколением , с новыми правилами, с новыми понятиями и новыми условиями жизни.
Компьютер или телефон это не только игрушка, но ещё хороший друг , помощник и советчик для современных детей . Не надо забывать, что именно взрослое поколение придумало, изобрело это новое средство развлечения и обучения.
Прогресс в обучении, невероятные успехи информационных технологий – примерно так мы описываем современные возможности ИКТ в школе. Действительно информационные технологии открыли перед учителем и учеником безграничные просторы информации.
Кажется, что возможности Интернета безграничные, при этом мы начинаем забывать о безопасности детей, которые «посещают» Интернет. Заходя на те или иные сайты, ребёнок может столкнуться с явными или скрытыми угрозами. Есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Информационная безопасность обучающегося подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения осознанно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, анализируя ситуацию и учитывая возможные негативные последствия. Информационная безопасность в широком смысле слова не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании – без создания необходимых педагогических условий для обеспечения информационной безопасности обучающихся. Есть информация вызывающая различный спектр эмоций страх, надежды, разочарование, насилие, враждебность, оскорбление, воровство, а также действия в ущерб здоровью. Информация провоцирует действия, которые совершает школьник. Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель.
Для обеспечения компьютерной безопасности в ОУ необходимо следующее.
Говоря о компьютерной безопасности, прежде всего, имеют в виду первую проблему – безопасность собственно информации и ее носителей. Однако применительно к ОУ, и более важной составляющей информационной безопасности является защита пользователей информационной системы от негативной информации.
Исследования по данному вопросу позволил выделить основные задачи в области информационной безопасности и защите информации. Значительное количество исследований посвящено защите информации при обработке данных, создании, передачи, и использовании, а вот защите сознания и психики личности от негативного воздействия информации уделяется в этих исследованиях существенно меньше внимания. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.
Глобализация информационного пространства не только предоставляет возможности динамичного развития социальной, научной и культурной среды современного общества, но и создает новые проблемы для развития и становления личности. Неконтролируемые, потоки информации, зачастую преднамеренно агрессивного и негативного характера существенно влияют на социально-нравственные ориентиры общества в целом, и, в первую очередь на школьников, только примеривающихся к жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной среды общества, искажение общечеловеческих нравственных норм, навязывание неадекватных социальных стереотипов и установок, ориентаций на ложные ценности, являются теми информационными угрозами, которые особенно опасны на начальных этапах духовного становления человека как личности, в том числе в школьный период его жизни.
Возникает вторая проблема информационной безопасности в школе, без решения которой нельзя говорить об адекватности самого образования и воспитания.
Для полноценного развития ребенка, способного успешно жить и саморазвиваться в современном мире, не требуется создавать идеальную информационную среду, важнее заниматься развитием информационной безопасности личности школьника, обучать ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.
В качестве условий развития информационной безопасности для ОУ можно выделить:
В целом информационная безопасность в школе включает технические, этические и правовые аспекты. Учителя-предметники все чаще интегрируют свои предметы с информатикой, развивают метод учебных проектов, а ученики оформляют свои исследования компьютерными средствами, осуществляя поиск и структурирование информации, получаемой через Интернет. Если оставлять школьников без присмотра, то Интернет может стать для ребёнка не только другом, но и причинить вред как ему так и окружающим. В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля.
Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:
При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.
Наступил момент, когда в каждом ОУ должна быть сформулирована и оформлена политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.
Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация . В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности . Школьный возраст, имеет особенность в большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности. Можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе. Не следует категорически запрещать или же пытаться отгородить учащихся от Интернета, как учителям так и родителям следует контролировать и помогать ребёнку изучать что-то новое и заботиться о них.
УДК 373.31:004 DOI 10.26170/po20-06-09
ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01
Дащенко Юлия Сергеевна,
Новоселов Сергей Аркадьевич,
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; младшие школьники; воспитание культуры безопасности; культура информационной безопасности; информационная безопасность; воспитание младших школьников; информационно-коммуникационные технологии.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования – обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы – анализ и синтез психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты – культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дащенко, Ю. С. Воспитание культуры информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста / Ю. С. Дащенко, С. А. Новоселов. – Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 80-86. – DOI: 10.26170/po20-06-09.
Dashenko Yuliya Sergeevna,
Master’s Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Novoselov Sergey Arkadievich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
EDUCATION OF INFORMATION SECURITY AS A COMPONENT OF THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN’S CULTURE
KEYWORDS: primary school; younger students; fostering a culture of safety; information security culture; Information Security; education of younger students; information and communication technology.
FOR CITATION: Dashenko, Yu. S., Novoselov, S. A. (2020). Education of Information Security as a Component of the Formation of Primary School Children’s Culture. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 80-86. D OI: i0.26i70/po20-06-09.
качествами, такими как внимательность и осторожность, а также личностными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые также должны стать частью формируемой информационной культуры.
Учитывая глобальный характер информатизации, на наш взгляд, обучение основам информационной безопасности детей младшего школьного возраста, включающим, например, использование безопасных паролей или настройки приватности в социальных сетях, должно осуществляться наравне с обучением правилам безопасной жизнедеятельности, таким как правила безопасного движения, правила использования электроприборов и другие. При этом важной составляющей обучения информационной безопасности детей младшего школьного возраста является вовлеченность родителей, а также формирование определенных личностных качеств и шаблонов поведения детей, способствующих обеспечению информационной безопасности.
Таким образом, мы считаем, что следует говорить о воспитании культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста как одной из составляющей информационной культуры.
Также Е. В. Никотина говорит о том, что при формировании информационной культуры необходимо уделять внимание важному вопросу информационной самозащиты личности от угроз, которые могут быть вызваны информационным воздействием на психику людей. Таким образом, обозначается важность рассмотрения аспекта информационной безопасности при формировании информационной культуры.
И хотя в рассмотренных выше исследованиях обосновывается наличие тесной взаимосвязи между информационной культурой личности и информационной безопасностью до настоящего времени не отмечено попытки рассмотреть культуру информационной безопасности как структурный компонент информационной культуры. Кроме того, несмотря на существование множества определений информационной безопасности (детей и личности) как некоторого состояния защищенности в отношении существующих угроз, в науке до сих пор не был в достаточной мере изучен феномен культуры информационной безопасности личности.
Однако многолетний опыт профессионалов в сфере информационной безопасности говорит об обратном. Большинство совершенных компьютерных преступлений связаны с неверными действиями жертв, то есть эти преступления можно было предотвратить, соблюдая базовые правила кибер-гигиены и цифровой грамотности. К таким правилам относится, в частности, использование настроек приватности в социальных сетях, создание сложных паролей и сохранение их в тайне, минимальное предоставление личной информации в сети и т. п.
Отдельно стоит сказать о том, что и су-
ществующие определения информационной безопасности (личности и детей) также не в полной мере отражают все аспекты обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в информационном пространстве.
Аналогично, Е. Г. Белякова, Э. В. Загвя-зинская и А. И. Березенцева говорят о том, что прививать детям основы информаци-
Поскольку существующие на данный момент дефиниции ключевых понятий, рассмотренные выше, не в полной мере отвечают требованиям современного общества, в качестве теоретической основы создания педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности предлагается использовать следующие определения:
Информационная безопасность личности – состояние защищенности человека, при котором отсутствуют риски, связанные с причинением информацией или субъектами компьютерного и сетевого пространства вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию человека и (или) материального вреда, в том числе риски несанкционированного получения и использования личной информации человека для нанесения такого вреда.
Культура информационной безопасности – это часть информационной культуры личности, включающая систему представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупность умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства.
Воспитание культуры информационной безопасности – это специально организованный процесс создания условий для полноценной передачи от поколения к поколению опыта обеспечения информационной безопасности личности на основе осмысления и принятия системы представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупности умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства.
Таким образом, анализ взаимосвязи
информационной безопасности и информационной культуры детей младшего школьного возраста показал наличие противоречия между степенью разработанности проблемы обучения детей основам информационной безопасности в системе образования начальной школы и фактическим уровнем актуальных угроз информационной безопасности, связанных с потребностью использования ИКТ, обусловленной современными требованиями общества. Для устранения этого противоречия мы предлагаем выделить в структуре информа-
ционной культуры новый компонент -культуру информационной безопасности, и создать специальную педагогическую систему воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста. Уточненные и сформулированные в статье понятия позволят в будущем охарактеризовать основные цели и процессы воспитания культуры информационной безопасности, а также определить критерии и показатели сформированности культуры информационной безопасности.
1. Астахова, Л. В. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований / Л. В. Астахова, С. С. Лушникова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. – 2019. – № 1
. – С. 37-45.
2. Баринов, С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» / С. В. Баринов // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 4 (65) апрель. – C. 97-104.
3. Белякова, Е. Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская, А. И. Березенцева / / Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 8. – С. 147-162.
4. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. – Текст : электронный // Психология. – Журнал ВШЭ. – 2014. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (дата обращения: 21.11.2020).
5. Кононов, О. А. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности / О. А. Кононов, О. В. Кононова. – Текст : электронный // Проблемы управления. – 2009. – № 1. – URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-i-eticheskie-aspekty-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 21.11.2020).
9. Опрос: «Взрослые и дети в интернете: цифровая грамотность». – Текст : электронный // Защита детей. – 2020. – URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_ cifrovaya_gramotnost (дата обращения: 21.11.2020).
10. Поляков, В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке / В. П. Поляков. – М. : ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. – С. 7.
11. Прихожан, А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А. М. Прихожан // Мир психологии. – 2010. – С. 135-141.
12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Начальное общее образование. – 2009. – С. 6, 9.
15. Children’s Internet Access at Home. – Text : electronic // National Center for Education Statistic. -2020. – URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cch.pdf (mode of access: 04.07.2020).
16. Livingstone, S. Children’s online activities: risks and safety / S. Livingstone, J. Davidson, J. Bryce. – Text : electronic // The UK Council for Child Internet Safety. – 2017. – URL: https://assets.publishing.service. gov.uk /government/uploads/system/uploads/attachment_data/file /759005/Literature_Review_Final_October _2017.pdf (mode of access: 21.11.2020).
15. Доступ детей в Интернет дома. (2020). В Национальном центре статистики образования. U RL: https://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cch.pdf (режим доступа: 04.07.2020).
16. Ливингстон С., Дэвидсон Дж., Брайс Дж. (2017). Детская онлайн-деятельность: риски и безопасность. В Совете Великобритании по детской безопасности в Интернете. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/759005/Literature_Review_Final_October_2017.pdf (режим доступа: 21.11.2020).