ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«школа № 116 города донецка»
Конспект открытого урока по литературе
для 5 класса
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев.
учитель украинского языка и литературы
МОУ «Школа №116 г. Донецка»
повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;
учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,
формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;
воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.
Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”
ІІ. Постановка цели и задач.
– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
– Что такое сказка?
– Для чего нужны чудеса в сказках?
– Какие виды народных сказок вам известны?
– Расскажите о построении сказок.
– Назовите свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,
– особые речевые обороты.
– Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.
– Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.
– Назовите любимых героев русских народных сказок.
– Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?
– К какому виду сказок она относится?
– Назовите героев сказки.
– Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
– Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
2. Индивидуальные сообщения учеников.
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
3. Задание «Исправь ошибки».
Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:
1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
2. Иван-царевич и «старый старичок».
3. Иван-царевич и Баба Яга.
4. Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).
6. Спасение Василисы Премудрой.
Помоги ученику исправить ошибки.
4. Лексическая работа.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Лытать – уклоняться от дела, бегать работы
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
IV. Анализ сказки.
1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»
-Почему второй лягушке удалось выжить?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
– Где нашли невест старшие братья?
– Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).
– Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
2. Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».
– Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
– Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).
– Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
– Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?
– Как они характеризуют героиню?
-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).
– Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
– У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
3. Второе испытание. « ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».
– Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер?
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
– Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
– Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).
-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).
-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
– Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
– Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»
– Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? (самка павлина)
– А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.
– Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
– Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).
4. Третье испытание. « ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».
– Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
– Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
– С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
– Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
– Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.
5. Литература и изобразительное искусство.
-Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир» и И. Я. Билибина «Царевна-лягушка».
– Какой вы представляли героиню?
– Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).
V. Итог урока.
1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.
Задания для трёх групп.
1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.
Любая сказка состоит из композиции.
2 группа: распределить по видам сказочных героев.
– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных (Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)
3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.
(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец). Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.
2. Обобщающая беседа.
– Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
– Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)
-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).
– Как поступил Иван?(Своевольно)
-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).
– Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).
– Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
– Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
– Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
1) Сказка «Царевна-лягушка»:
Р) бытовая С) волшебная Т) о животных
2) Иван- царевич нашел свою стрелу:
К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе
3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:
А) сама , так как была рукодельницей
Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек
В) вместе с Иваном – царевичем
4) Отцом Василисы Премудрой является:
Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный
5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:
И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение
6) Лягушка превратилась:
А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.
КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А
VI. Домашнее задание (на выбор).
1. Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.
2. Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.
VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по литературе для учителя и ученика.
09.08.2023 Нуриахметова Рузиля Мунавировна 96 1
План конспект открытого урока
10.09.2023 Абдулазизова Фатума Османбекова 19 0
16.09.2023 Архипова Наталия Петровна 27 0
28.06.2023 Юлия Васильевна Воробьева 76 0
05.07.2023 Абрамова Раиса Михайловна 72 0
10.08.2023 Проценко Елена Васильевна 58 0
16.06.2023 Ульяна Заурбековна Гогаева 67 0
15.08.2023 Месилова Дарья Дмитриевна 28 0
11.06.2023 Альфия Харисовна Качалова 92 0
02.08.2023 Салодкина Евгения Вячеславовна 74 0
Презентация “Биография А. С. Пушкина”
12.09.2023 Персонова Ольга Евгеньевна 91 2
24.05.2023 Воротникова Лариса Германовна 89 2
15.08.2023 Месилова Дарья Дмитриевна 25 0
01.08.2023 Степанова Галина Николаевна 72 0
27.06.2023 Юлия Васильевна Воробьева 69 0
26.03.2023 Урамаева Альбина Бикмухаметовна 102 0
25.07.2023 Нуриахметова Рузиля Мунавировна 56 0
“В гостях у сказки”
27.06.2023 Галина Николаевна Кавыршина 67 3
07.05.2023 Заика Елена Васильевна 103 1
15.08.2023 Месилова Дарья Дмитриевна 23 0
Урок №6 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники
знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.) умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме. формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты. извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. умеют планировать алгоритм ответа. умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев. формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
– К какой сказке мы отнесли сказку «Царевна-лягушка»?
Почему она волшебная? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните жанровые особенности волшебной сказки.
– В литературе выделяют три вида волшебных сказок: собственно волшебные, приключенческие, героические
– Запишем это в тетрадь.
Типы волшебных сказок
– С героической сказкой мы будем знакомится на следующих уроках. А сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.
Сообщение и запись темы урока
Работа по теме урока
Запись в тетрадь:
Художественный мир сказки – вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев.
1). Слово учителя:
– Нарисуем большой круг. Почему круг? Потому что для человека, живущего мифом, т.е. сказкой мир реальный и мир воображаемый сливался в одно целое. Сюжет сказки начинается с описания реального мира и реального времени и реальной жизни. Но никогда не указывается конкретное место.
– Где жил Иван-царевич? (В некотором царстве, в некотором государстве.)
– Нет конкретного указания на название царства-государства.
– Возвращаемся к схеме художественного мира сказки. Хоть реальный мир и фантастический представляется древним человеком единым целым, тем не менее между ними существует чёткая граница. Проведём линию. И слева напишем реальный мир и реальное время, а справа – Фантастический мир и время
В каком мире живёт Иван-царевич. Его отец и братья? (В реальном)
– Отметим слово в круге там, где указали реальный мир.
– Назовите главного героя сказки «Царевна-лягушка». ( Иван-царевич)
– Почему Иван-царевич хотел отступиться от своей находки – лягушки? (Никто до него не женился на лягушке; боялся, что люди засмеют.)
– Почему всё-таки он её взял с собой? (Не хотел ослушаться отца; любопытно стало, что будет дальше.)
– Каким мы можем охарактеризовать Ивана-царевича в этот момент? (Послушный, почтительный воле отца). Запишем это в тетрадь.
– Продолжаем заполнять круг. В сказке всегда герой проходит испытания, в которых он проявляет смекалку, сообразительность, смелость, ловкость, доброту и другие положительные качества. Но чтобы пройти эти испытания, он нарушает запрет, что-то или кого-то теряет. Запишем в круге под словом нарушает запрет, теряет что-то, кого-то.
– Что нарушил Иван-царевич в этой сказке? (Сжёг лягушечью кожу)
– Прочитаем этот эпизод.
– Вы обратили внимание, что в этом эпизоде очень много глаголов? Как вы думаете, почему? Каждый из героев торопиться – один сжечь кожу, а другой её найти.
– Почему Иван-царевич сжёг кожу? Правильно ли он поступил?
– Почему нельзя было этого делать? Прочитаем, как об этом говорил старичок, который встретился Ивану-царевичу. Каким нам представляется старичок по его манере говорить? (Он мудрый, он представитель народа. Используется разговорная лексика «ну, да делать нечего, словами беды не поправишь».)
-Как он обращается к царевичу? (Добрый молодец) А о Василисе он говорит, что она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного». Какие сказочные формулы используются здесь? (Постоянные эпитеты.) Зачем?
– Именно в момент, когда сжигается кожа, он теряет Василису Премудрую и вынужден начать своё путешествие.
Слайд №3 Мультфильм «Царевна-лягушка»: Василиса превращается в белого лебедя и улетает
– Образ белого лебедя не случаен. Лебедь в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.
– Где нужно искать Василису? (В царстве Кощея.)
Слайд №4 Царство Кощея.
– А Кощей, по представлению славян, – это старик, стремящийся заковать землю вечным льдом, те есть сделать её безжизненной, мёртвой. А с чем ассоциируется у нас холод? (С тем, что на небе нет солнца.)
– То есть Кощей похищает не просто Василису Премудрую, жену Ивана-царевича, он похищает солнце.
– Прочитаем, как собирался в дорогу царевич? Почему так подробно об этом говорится? (Он не торопится, так как понимает, что путь не близок, труден, опасен и поэтому нужно тщательно собраться в дорогу.)
– Быстро ли он шёл? Прочитайте, как об этом говорится. Почему сказитель замедляет время? (Чтобы показать, насколько труден и долог путь героя.)
– Что дал ему старичок? Что сказал ему царевич? Какой он? Запишем:
– Возвращаемся к нашему кругу. Василиса Премудрая находится у своего отца Кощея Бессмертного, кстати, это фразеологизм, в фантастическом мире. Чтобы туда попасть герой должен пройти через заставу – избушку Бабы-Яги, это тоже фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание.
Слайд №5 Баба-Яга
Сообщение ученика о Бабе-Яге
Баба Яга в сказках представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучей.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»)
Слайд №6 Избушка Бабы-Яги
– Прочитайте слова Ивана-царевича, обращённые к избушке. Эта конструкция используется во всех сказках. Это художественная формула. Избушка Бабы-Яги повёрнута к фантастическому миру, и чтобы туда попасть, надо повернуть избушку к себе дверью.
– Ивана-царевича встречает Баба-Яга. Прочитаем этот эпизод.
Слайд №7 Эпизод из мультфильма «Царевна-лягушка» (Баба-Яга и Иван-царевич).
– В сказках Яга может быть помощником главного героя или вредителем, может помогать Кощею, а может быть против Кощея. А в этой сказке?
– Долго или коротко шёл Иван-Царевич до избушки Бабы-Яги? (Расскажите, как об этом говорится в сказке?
– Кого он встретил по дороге? Почему он их не убил, а предпочёл остаться голодным? Запишем это в тетрадь (Добрый, сочувствующий, сердобольный)
– И за свою доброту и терпение он был вознаграждён. Именно эти звери-помощники помогают Ивану-царевичу уничтожить зло в лице Кощея Бессмертного. И выбор животных тоже не случаен. Где живёт медведь, селезень и щука? (Медведь и заяц – на суше, селезень – летает по воздуху, а щука живёт в воде.)
– То есть они помогают Ивану-царевичу не просто победить Кощея, а освобождают мир от вечного холода.
Слайд №8 Животные-помощники на картинах художников
– Дорисуем мир сказки. От слова проведём стрелочку в сторону и запишем в фантастическом мире решает задачи с помощью помощников и дарителей. Теперь под этими словами проведём черту и запишем противники героя и злые силы. И помощники, и злые силы живут в одном мире – фантастическом.
– Расскажите, как Иван-царевич с помощью помощников победил Кощея?
Стр.8 №6 «Рабочая тетрадь №1» – составитель Ахмадуллина.
Подготовиться к беседе по сказке (с.38-39 – вопр.)