Конспект урока в 11 б классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало войны боевые действия на фронтах.
Тип урока. Урок проблемного обучения с применением ИКТ.
Подготовила и провела учитель истории и обществознания Улановская Ольга Анатольевна.
: Повторить, обобщить, систематизировать знания школьников о Великой Отечественной войне, на основе знаний полученных на уроках по всеобщей истории; устранить пробелы в знаниях и ввести дополнительный материал по теме.
: развивать умение анализировать, сравнивать, логически размышлять на основе сохранившихся документов, воспоминаний современников. Сформировать умение разрешать поставленные задачи, строить аналоги. Научить настойчивости и самостоятельности в преодолении трудностей в работе с источниками, умении отстаивать свою позицию.
– Сформировать понятие патриотизма, уважения к Родине, чувства гордости за свое историческое прошлое. Понять, что отступление армии, горечь потерь, накал боев, ярко определили общечеловеческие качества, патриотизм событий. Определить роль народа, военачальников как мужественных патриотов.
Развить у учащихся навыки
– Аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.
– построение доказательных рассуждений.
– работа со статистическими данными, первоисточниками.
План изучения темы (4 часа)
1 урок. Начало войны. Боевые действия на фронтах
2 урок. Борьба за линией фронта
3 урок. Советский тыл в годы войны
4 урок. С ССР и союзники. Итоги войны.
3. Основные сражения ВОв
а) Оборона Брестской крепости
б) Оборона блокадного Ленинграда
в) Московская битва
г) Оборона Севастополя
д) Сталинградская битва
е) Битва за Кавказ
ж) Битва на Курской дуге
з) Освобождение Белоруссии (операция Багратион)
и) Берлинская операция. Капитуляция Ге5рмании
Основные понятия: Отечественная война; блицкриг, операции «Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Цитадель», блокада, коренной перелом, безоговорочная капитуляция.
Интерактивная доска, карта «Великая Отечественная война», статистические таблицы, презентация « Великая Отечественная война», видеофильм Сталинградская битва, Сражение на курской дуге.
Вступительное слово учителя:
« Последнее время о Великой Отечественной войне сказано много, становятся доступны архивы, меняются взгляды и оценки данных событий. Но удивительным становится то, что чем больше мы привлекаем эти события для воспитания патриотизма, чем больше становится тех, кто поступают наоборот. Иностранные политики, представители ближнего и дальнего зарубежья всячески пытаются переписать историю, уменьшить вклад СССР в победу над фашизмом. Американцы считают, что это они победили во второй мировой войне, англичане увеличивают свою роль в победу над фашистской Германией, а во многих странах восточной Европы и в том числе в Украине сейчас оправдывают действия Гитлера, называя нападение на СССР превентивной мерой в борьбе с коммунистической агрессией. В странах Прибалтики и в Украине легализовали парады пособников нацистов, а истинные герои забыты, и ещё хуже, подвергаются всяческим унижениям. Повсеместно оскверняются памятники советскому воину-освободителю.
Во многих странах пытаются даже скрыть преступления фашистов, называя лагеря смерти воспитательными колониями. Вспомним краткую характеристику второй мировой войны. (ученик)
А сегодня на уроке проблема. Почему советско – германский фронт по праву считается главным фронтом второй мировой войны? И почему?
Можно ли говорить о внезапности нападения Германии на СССР?
1. Молотов ( из выступления 31 августа 1939 года на сессии верховного совета СССР) «Вчера ещё фашистская Германия проводила в отношении СССР враждебную нам внешнюю политику. Да вчера ещё в области внешних отношений мы были врагами. Сегодня, однако, обстановка изменилась, и мы перестали быть врагами»
2. Из выступления секретаря ЦК ВКП(б) Г. Маленкова (июнь 1941г)
«Благодаря гениальному руководству Сталина ни сегодня, ни завтра, война Советскому Союзу не угрожает».
3. Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб: В пору своей юности я очень любил авиацию. Фашизм не был для нас отвлечённым понятием. В нем мы видели реально готового в любой момент напасть врага. Мы понимали, сто кем бы мы ни стали впоследствии, к защите родины надо быть готовым4. Из письма ветерана ВОВ А. А. Каменцева: Как участник Великой Отечественной войны испытавший трагедию 1941-42 гг, не могу не сказать: так назаваемая внезапность войны – это ложь. 11-12 мая 1941 г. На совещании в штабе мехкорпуса в г. Аккермане было четко и ясно сказано: с 22 июня Германия начнёт военные действия. О какой внезапности можно говорить.
Учитель. Чем обусловлено различие в позициях Маленкова и Молотова с одной стороны и Каменцева и Кожедуба с другой, по вопросу внезапности нападения Германии на СССР.
Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?
Какие последствия имела эта позиция Сталина?
Зачем Гитлеру понабился пакт, стало ясно уже через неделю после его подписания, а на что рассчитывал Сталин? Приращения территорий в 1939-1940 годах акт откровенной агрессии или необходимость укрепления обороноспособности советского государства в условиях мировой войны? Какие цели преследовали немецкое Гитлер и Сталин, при подписании пакта о ненападении.
Нарушив пакт о ненападении Германия вероломно без объявления войны напала на СССР Сталин, находясь шокирующем состоянии не смог даже выступить пред народом по радио. Это сделал министр иностранных дел Молотов (Выступление Молотова) Итак рассмотрим этапы Великой Отечественной войны и основные сражения на этих этапах. Что нам необходимо выяснить. На какие вопросы нам предстоит ответить?
Учитель. Этапы Вов и их краткая характеристика.
– План Барбаросса был подготовлен еще в 1940 году и предполагал, что хорошо подготовленная и технически оснащенная армия захватит жизненно важные центры СССР до зимы 1941 года. 8-10 недель (2, 5 месяца). Карта.
-22 июня 1941-18 ноября 1942. Кратко.
– 19 ноября 1942 (осень) – 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
– 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.
« СССР и Германия к 22 июня 1941 г. Соотношение сил.
Таблица: « Соотношение сил СССР и Германия к 22 июня 1941г
Учитель: Сравните планы и таблицы. Определите закономерность
Почему СССР имея превосходство, терпит поражение в первые годы войны?
В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
1.¾ танков требовали списания;
90% – легкие танки;
50 % – танки, выпущенные до 35 года;
1,5 танков новейшей конструкции, подготовленных экипажей к ним – всего 208
2. « Репрессии в армии»- прокомментируй цифры
В 1937-38 г. в высшем руководстве армии были уничтожены:
Из 5 маршалов-3
Из 5 командармов 1 ранга-3
Из 57 командиров корпусов-50
Из 26 корпусных комиссаров-25
Из 64 дивизионных комиссаров- 58
Из 456 командиров полков- 401
40 тыс. офицеров Красной Армии
К чему могли привести данные меры?
армия оказалась в руках военачальников, чьи знания и стратегическое мышление соответствовало уровню первой мировой войны, либо спешно выдвинутых, малоопытных командиров. В армии остались в большинстве остались безграмотные, безынициативные командиры, лишь 7 % из них имели высшее образование, 37 % не прошли даже курса в средних военно- учебных заведениях». Политическое руководство СССР упорно игнорировало информацию о подготовке германской агрессии. Из-за опасений дать повод Берлину к разрыву пакта о ненападении Красная Армия не была приведена в боевую готовность.
II Причины поражения СССР
Репрессии высшего состава;
Неопытность молодых командиров;
Отсутствие доктрины (стратегии) ведения войны на своей территории.
Основные сражения Великой отечественной войны.
1. Московская битва 1941 — 1942 гг.
2. Сталинградская битва 1942 — 1943 гг.
3. Курская битва 1943 г.
4. Белорусская операция (23 июня — 29 августа 1944 г.).
5. Берлинская операция 1945 г
Блокада Ленинграда. (выступление учеников)
Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
Первые дни тяжелые потери, поражения. Фашисты натолкнулись на жестокое сопротивление Красной Армии. Переход к тактике стратегической обороны.
Почему Гитлер ставил своей главной целью захват Москвы?
Что задержало движение гитлеровцев?
Почему цель Гитлера захват СССР не удался?
Московское сражение (выступление учеников)
Учитель: Победа под Москвой воодушевила Сталина. Он отдает приказ начать контрнаступление. План «Кремль».
Направление фашистской армии: Крым, Сталинград, Кавказ.
Выступления ученика. Оборона Севастополя.
2 этап. Коренной перелом в Вов.
Сталинградская Битва, сражение на Курской дуге,
Причины поражения с фашистских войск под Сталинградом и на курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?
1. Огромная территория СССР.
«Главная причина – мужество и твердость обычного рус¬ского солдата». Английский историк А. Кларк
1. Суровые погодные условия – «генерал Мороз».
2. Приказ № 227
3. Большая численность советских солдат и офицеров – «масса муравьев против слона».
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. ( Демонстрации презентации)
Открытие нового знания
1. стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
2 группа1. Стр.220 познакомится с выступлением У. Черчиля.
Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?
Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?
3 группа: Проанализируйте диаграммы.
Какие выводы о причинах победы можно сделать?
Группа № 4. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить – убей немца».
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Выступление учащихся с презентацией «Герои Сталинградской битвы»
Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на сме
Каковы итоги Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника
1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
2. Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. I I. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
1. Как назывался план фашистского командования по взятию реванша н Курской дуге.
2. Какие цели преследовало немецко – фашистское командование и советское руководство.
3. Назовите причины победы красной армии на Курской дуге.
Задание может быть выполнено в письменной форме.
1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
Определите итог и значение сражения на Курской дуге.
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Выступления ученика « операция «Багратион».
Завершающий этап Великой Отечественной войны.
Берлинская операция. Капитуляция Германии.
III Факторы способствовавшие победе
Подумайте, были ли другие факторы способствовавшие победе?
Выяснить этот вопрос нам помогут песни военных лет, именно они ярко отражают все факторы победы. Группам предлагается вспомнить песни военных лет и спеть их. Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает группам заранее распечатанные тексты песен.
Например: Песни о любви, верности- « В землянке»,Темная ночь», Елизавета»
Дружбе, взаимовыручке- «Три танкиста», «Экипаж -одна семья», «Вечер на рейде»
Долге перед Родиной – « нам нужна одна Победа»
Учащиеся выбирают из них факторы способствовавшие победе и аргументировано их доказывают. Это следующие факторы – любовь к семье, к своей единственной и любимой, к родной семье, дружба, взаимовыручка. В учебниках это выражается сухими словами – человеческий фактор. Но все вместе это и есть патриотизм.
-А какое отношение к патриотизму сегодня? Послушаем аналитическую группу, проводившую социологический опрос.( Проводится среди учащихся с целью выявления объективного мнения по вопросам отношения к патриотическому воспитанию среди 11 классов. Итоги подсчитываются и объявляются.)
СССР внес решающий вклад в победу, в избавление от угрозы фашистского порабощения. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава. Однако цена, заплаченная советским народом за победу велика. В развалинах лежало 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень сожжены, разграблено 427 музеев и 43 тыс. библиотек.
Приложение №1. Сравни, проанализируй, выполни задание
Соотношение сил СССР и Германия к 1941 г
Соотношение сил СССР и Германия к 1943 г
Работа с аналитическими заданиями.
Задания № 1,2,3,4 – прочитать, ответить.
1. « Репрессии в армии»- прокомментируй цифры
2. Агентурные сообщения военной разведки:
– не познее 16 июня 1941 г.: « Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного нападения на СССР закончены, удар можно ожидать в любое время»;
– 20 июня 1941 г.: « Все столкновения ожидаются 21-22 июня, в Польше находится 100 германских дивизий, в Румынии-40, в Финляндии-6. в Венгрии-10, в Словении-7».
3. Сигналы о предстоящем нападении поступали и от руководителей государств:
– в январе 1941 г. Президент США Рузвельт поставил в известность Сталина о готовящемся Германией нападении на СССР;
-в апреле 1941 года от премьер-министра Великобритании Черчилля;
Как вы считаете, чем можно объяснить тот факт, что Сталин не принимал во внимание многочисленные сигналы и донесения о готовящемся нападении?
На чем основывалась уверенность, что Гитлер не развяжет летом 1941 года войну против СССР?
4. Работа с текстом: « Были сделаны серьезные ошибки в разработке военной доктрины, в оценке характера начального этапа войны (предполагалась полоса относительно длительного развертывания боевых сил сторон), в определении направления главного удара противника. И. В. Сталин был убежден, что гитлеровцы в войне с СССР будут стремиться в первую очередь овладеть Украиной, чтобы лишить нашу страну богатых экономических районов и захватить украинский хлеб, донецкий уголь, а затем и кавказскую нефть. При рассмотрении оперативного плана весной 1941 г. Сталин говорил: «Без этих важнейших жизненных ресурсов фашистская Германия не сможет вести длительную и большую войну». Господствовал тезис о том, что СССР, в случае нападения на него, будет вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратит их в войну гражданскую — мирового пролетариата с мировой буржуазией. Поэтому более половины стратегических запасов (оружие, боеприпасы, обмундирование, техника, горючее) было складировано вблизи границы и впервые недели войны или попало в руки немцев, или было уничтожено при отступлении.
Открытый урок истории по теме “Великая Отечественная война”. Обобщающее повторение. 11-й класс
: Повторение по теме «Великая Отечественная война”
II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:
повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;
Б) развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.
В) воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
2. Возможный вариант вступления.
Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.
– охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг
– расскажите о территориальных претензиях Германии к странам Европы (Австрия, Чехословакия)
– когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и советским союзом.
– почему протоколы к пакту о ненападении были секретными. В чем их смысл.
: В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.
: и Наполеон и Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа
Вопрос Домашнего заданияВ первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?
Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
– не завершено перевооружение Красной Армии
– ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;
– репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;
– военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории «Война на чужой территории малой кровью»;
-превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.
Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны – это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал “ разгромить врага”, но не “переходить государственной границы” с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведеньям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И. В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями. К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.
Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей. ( сообщения на тему «Героизм в годы войны»
: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны».
Чем завершилась Великая Отечественная война
Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии?
: 9 мая в 00.43 (по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции. ( По центрально-европейскому времени 9 мая еще не наступило). Соответственно День Победы стали праздновать в СССР 9 мая.
В заключительной части нашего урока мы проведем самостоятельную работу.
(В работу включены задания, аналогичные демоверсии – это подготовка к ЕГЭ)
Установите соответствие между сражениями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) приграничные сражения 1) 22июня – 29 июня 1941 г.
Б) Берлинская битва 2) 1943 г.
В) Курская битва 3)1942 – 1943 гг.
Г) Сталинградская битва 4)1945 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
Установите соответствие между сражениями и военачальниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) встречное танковое сражение под Прохоровкой 1)И. С. Конев, Н. Ф. Ватутин
Б) операция “Багратион” 2) В. И. Чуйков
В) Корсунь – Шевченковская операция 3)К. К. Рокоссовский
Г) Сталинградская битва 4) М. Е. Катуков
1. Контрнаступление войск под Москвой
2. Курская битва
3. Полное освобождение территории СССР
4. Сталинградская битва
Крупнейшим встречным танковым сражением Великой Отечественной войны явилось:
А 2. Советские войска впервые вышли на государственную границу СССР:
а) 28 марта 1944г.;
б) 4 февраля 1944г.;
в)11 апреля 1943г.
. Политрук, служивший в дивизии генерала Панфилова которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда»
а) Павлов б) Клочков в) Гаврилов
. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г.
а) Г. К. Жуков б) И. В. Сталин в) С. К. Тимошенко
. Каким было значение Сталинградской битвы
А) развеяла миф о непобедимости германской армии
Б) положила начало коренному перелому в ВОВ и Второй мировой войне.
В) положила конец наступательным операциям вермахта
Г) предательство фельдмаршала Паулюса
А3 сколько дней длилась ВОВ?
А) 1418 б) 1814 В) 1400 Г) 1420
2. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г?
А) Г. К. Жуков Б) И. В. Сталин В) С. К. Тимошенко Г) А. М. Василевский
3. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
А) Г. К. Жуков Б) А. М. Василевский В) К. К. Рокоссовский Г) С. К. Тимошенко
4. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?
А) «Тайфун» Б) «Цитадель» В) «Уран» Г) «Барбаросса»
6. Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?
А) январь 1943г Б) июль 1943г В) январь 1944г Г) июль 1944г
7. Когда и где состоялось самое крупное в истории встречное танковое сражение?
А) 18 декабря 1942г в районе Котельниково
Б) 17 августа 1943г на Сицилии
В) 5 декабря 1941г под Москвой
Г) 12 июля 1943г в районе Прохоровки
8. За как ую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?
А) освобождение Орла Б) освобождение Киева
В) форсирование Днепра Г) Курская битва
9. Каковы людские потери в годы ВОВ в СССР?
А) 20 млн чел Б)18 млн чел В) 27 млн чел Г) 10 млн чел
10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
А) 8 мая 1945г Б) 9 мая 1945г В) 30 апреля 1945г Г) 10 июня 1945г
Ответы: 1- а,2-б,3-а, 4-в, 5- б, 6-а, 7-г,8-в, 9-в, 10-а.
: Какие Дни воинской славы, установленные федеральным законом, связаны со знаменательными событиями Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг) ?
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля – День защитника Отечества;
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).
Во время войны были учреждены новые военные награды. Отметьте, за какой подвиг давался тот или иной орден.
1). Награждались офицеры от командира взвода до командира дивизии за проявление в боях личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей.
Орден Александра Невского 2). Награждались военнослужащие и партизаны, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество и способствовавшие успеху боевых операций наших войск.
Орден Отечественной войны 3). Награда для солдата, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации, проявивших в боях славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.
4). Высший военный орден СССР для награждения высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских вооруженных сил.
4). Высший военный орден СССР для награждения высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских вооруженных сил.
Орден Александра Невского 1). Награждались офицеры от командира взвода до командира дивизии за проявленные в боях личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей.
Орден Отечественной войны 2). Награждались военнослужащие и партизаны, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество и способствовавшие успеху боевых операций наших войск.
3). Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации, проявивших в боях славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.
Кого из известных участников партизанского движения в годы Великой Отечественной войны вы знаете?
Волошина Вера Даниловна (1919-1941)
Горячев Николай Иванович (1924-1943)
Емлютин Дмитрий Васильевич (1907-1966)
Заслонов Константин Сергеевич (1901-1942)
Космодемьянская Зоя Анатольевна (1923-1941)
Машеров Петр Миронович (1918-1980)
Медведев Дмитрий Николаевич (1898-1954)
Орловский Кирилл Прокофьевич (1895-1968)
Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967)
Павловский Сидор Илларионович (1908-1989)
Сабуров Александр Николаевич (1908-1974)
Федоров Алексей Федорович (1901-1989)
Мехти Ганифа-оглы Гусейн-заде (1919-1944)
Кто из советских военачальников был награжден орденом Победы?
Орденом Победы были награждены:
генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин, маршалы А. М. Василевский, Г. К. Жуков, Л. А. Говоров, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, К. К. Рокоссовский, С. К. Тимошенко, Ф. И. Толбухин, генерал армии А. И. Антонов, И. В. Сталин, А. М. Василевский, Г. К. Жуков были награждены этим орденом дважды. Орден Победы за №1 был вручен Г. К. Жукову, №2 – А. М. Василевскому.
На войне героями становились люди, чья стойкость и мужество поражали даже врага : генерал Д. М. Карбышев, рядовой А. М. Матросов.
В годы войны появились трижды Герои Советского Союза.
Это маршал Советского Союза Г. К. Жуков, летчики А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб.
Всего за годы войны 11600 человек получили звание Героя.
Какие города-герои вы знаете?
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с 1 мая 1945 г.
Сталинград (ныне Волгоград) с 1 мая 1945 г.
Севастополь с 1 мая 1945 г.
Одесса с 1 мая 1945 г.
Киев с 8 мая 1965 г.
Москва с 8 мая 1965г.
Брестская крепость (Крепость-герой) с 8 мая 1965 г.
Новороссийск с 14 сентября 1973 г.
Керчь с 14 сентября 1973 г.
Минск с 26 июня 1974 г.
Тула с 7 декабря 1976 г.
Мурманск с 6 мая 1985 г.
Смоленск с 6 мая 1985 г.
Рассказ о Параде Победы.
Оценка работ: карточки со словом: “МОЛОДЦЫ
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Петр Михайлович Г А В Р И Л О В. Родился 17
июня 1900 в селе Альвидино Казанской губернии (ныне Пестричинский район республики Татарстан). Из крещёных татар. Отец умер ещё до его рождения. В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим; участвовал в установлении Советской власти в Казани; весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против Учредительного собрания и Колчака, затем против Деникина и повстанцев на Северном Кавказе; где остался в рядах армии после окончания войны; с 1922 г. член ВКП(б).
В сентябре 1925 окончил Владикавказскую пехотную школу; на Кавказе женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 окончил Военнную академию имени Фрунзе. В звании майора назначается командиром 44-го стрелкового полка. Участник Советско-финской войны. После окончания войны, его полк переводится в Западную Белоруссию и в мае 1941 г. — в Брест.
После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. После общего штурма 30 июня, предпринятого немцами и окончившегося захватом Восточного форта, Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.
Содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 г.
После освобождения восстановлен в армии и прежнем звании (но не в партии). Осенью 1945 г. — начальник лагеря для японских военнопленных в Сибири. В 1946—1947 гг. проживал на родине, затем по официальным советским данным переехал в Краснодар. В Краснодаре же поселился после смерти Сталина и своего освобождения по адресу ул. Светлая 103 (в 1980 году переименована в ул. Гаврилова) ; там в 1955 г. он находит свою семью, потерянную в первый день войны. После выхода в 1956 г. книги С. Смирнова «Брестская крепость» восстановлен в партии и награждён орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза.
Пётр Михайлович Гаврилов скончался 26 января 1979 года. Похоронен в Бресте.
Задания группе «Битва под Москвой».
1. Назвать имена, даты, термины, связанные с битвой под Москвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Московском направлении в декабре 1941 г.
Западный Жуков
Калининский Конев
Юго-Западный Тимошенко
3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.
«На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)
«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение битвы под Москвой.
В 1942 г. началось великое сражение на Волги – Сталинградская битва. Бои шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги. Когда спросили однажды привезённых раненых, что в городе делается, они ответили: «Всё горит, дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» – «Люди? Стоят насмерть!».
Задания группе «Сталинградская битва»
1. Назвать имена, даты, термины, связанные со Сталинградской битвой.
2. Указать главнокомандующих фронтов, действующих на Сталинградском направлении.
«Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Сталинградской битвы».
Летом 1943 г на землях современных Белгородской, Курской, Орловской, Воронежской, Брянской, Харьковской, Сумской областей произошло ожесточённое сражение . Оно завершило коренной перелом в войне. Как оно называется?
Задания группе «Курская битва»
1. Назвать имена, даты, понятия, связанные с Курской битвой.
2. Указать фамилии командующих фронтов, действующих на Орловско-Курском направлении.
3. Укажите имена героев битвы.
«6 июля 1943 г. В Белгородском небе он совершил беспримерный подвиг. Встретившись в небе с группой немецких самолётов, он сбил 9 вражеских бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один советский пилот». Назовите его имя. ( Александр Константинович Горовец).
«В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. ( Маресьев Алексей Петрович).
4. Составьте тезисы ответа на вопрос «Итоги и значение Курской битвы».
Беседа. Как вы думаете, какие факторы обеспечили коренной перелом в войне?
Тема урока-конференции: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.
I. Актуальность темы.
Урок проводится после прохождения всего изучаемого материала в истории войн и является фактическим переходом к повторительно-обобщающим урокам. Кроме того, урок может являться этапом подготовки к научно-практической конференции по теме: “Вторая мировая война: истоки, уроки и значение. Взгляд на проблему войны и мира в XX веке”. По тематике конференции урок затрагивает 3 аспекта из 10 предполагаемых проблемных вопросов. Таким образом, урок является модулем, которым впоследствии можно воспользоваться.
III. Концептуальные идеи.
Для решения поставленных задач необходимо выбрать направления для поисковой работы: спорные вопросы (отбор фактов для анализа), “темные страницы” (отбор фактов для анализа) и “белые пятна” (отбор фактов для анализа). Выбор был остановлен на следующих проблемных вопросах:
Теперь необходимо рассмотреть отобранные факты с разных точек зрения, поставив вопрос: насколько все они правдивы, объективно освещены в литературе (мемуары, источники советские и зарубежные, художественная литература) и историчны в своей основе. Далее следует анализ и выводы.
IV. Основное содержание работы над темой.
Проблемные, информационно-технологические, коллективные, исследовательские, критического мышления, диспут, интерактивные.
VI. Ресурсное обеспечение.
Необходимое оборудование к уроку: картины, фрагменты текста на интерактивной доске, информация по ведению урока; кабинет, оформленный к уроку; компьютерное обеспечение; аудио- и видеоматериалы.
VII. Мероприятия по обеспечению общественной поддержки
Ввиду актуальности темы возможно приглашение ветеранов войны, коллег-учителей гуманитарного направления, представителей воспитательной службы.
VIII. Возможный риск.
Тема достаточно объемна и многопланова, поэтому есть риск не уложиться во время урока, поэтому необходим строгий контроль за временем в ходе обсуждения и постоянное динамичное управление дискуссией. Тема также достаточно эмоциональна, напряженная по нравственным и этическим понятиям, есть опасность перенасыщения темы и всплеск эмоций у детей, поэтому необходимо держать дискуссию в определенных рамках и постоянно указывать на временной отпечаток событий – “прошлое, требующее оценки”.
IX. Ожидаемые результаты.
Максимальное выполнение целей и задач урока: углубление знаний учащихся о событиях истории, формирование нравственной и гражданской позиций учащихся; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, оперировать фактами, высказывать свое мнение. Создание целостной системы знаний о различных сторонах проблемы истории: военной, политической, нравственной, идеологической, человеческого фактора на войне. Высокая результативность (оценочный фактор).
X. Основные результаты апробации методики.
Теперь становится понятно, что без собственной оценки тех или иных фактов обойтись никак нельзя и мы остановили свое внимание только на нескольких аспектах проблемы: спорные вопросы – вопрос о II фронте, и “темные страницы” – тема предательства и истоки героизма (фанатизма?) и “белые пятна” – неоправданные жертвы во время заключительного периоды Великой Отечественной войны: штурм Берлина. Вопрос же “советский воин – освободитель: кто он?” можно отнести и к спорным вопросам, и к “белым пятнам”. Группа экспертов познакомит нас со своей точкой зрения на проблемы, затем слово за вами и помните: истина рождается в споре, где за каждым словом стоит аргумент.
План урока в 11-м классе.
Тема: “Проблемы истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Перед судом потомков: спорные вопросы, “темные страницы” и “белые пятна” – что за ними стоит?”.
На доске тема: Прошлое требует оценки;
А) спорные вопросы;
Б) “темные страницы”;
В) “белые пятна” в истории войны: II мировая и Великая Отечественная (оформление: картины, плакаты, книги, рефераты, компьютерные презентации, материалы на интерактивной доске).
I. Вступление (делает учитель), постановка цели урока, обозначение направления работы учащихся на уроке.
II. “ Эксперты” выступают с подготовленными сообщениями, ставят проблемы узконаправленного плана.
* Задача “экспертов”: информация по данному вопросу, уточнение фактов, постановка проблемы.
III. Выступления учащихся по различным аспектам поставленных проблем: приводятся факты, дается оценка, сравнительный анализ, собственное мнение по вопросу (условно “за” или “против” – “оппоненты”).
IV. Обобщение (кратко) делают “эксперты”: *какие из предложенных оценок, мнений наиболее точно оценивают (решают) проблему?
V. Выводы по результатам урока делает учитель, оценивая работу учащихся и формулируя итоги этой работы.
VI. В ходе урока учащиеся на заранее подготовленных бланках делают выводы.
Методическая разработка не содержит подробного описания урока-конференции, так как выступления были авторскими, обсуждение носило эмоциональный характер и являлось личностным. Каждый учитель по-своему может построить данный урок, используя схему и предложенные варианты. В дополнительных материалах приведены полезные для учителей инвариант по теме и схема.