УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

“CHRONOS”: мультидисциплинарные науки Том 6 #10(72), 2022_41

4. Паспорт национального проекта «Образование» // URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 10.11.2021).

6. Руководство по PHP // URL: https://www.php.net/manual/m/index.php (дата обращения: 08.11.2021).

7. Федеральный Институт Оценки качества образования (ФИОКО) // URL: https://fioco.ru/antirisk (дата обращения: 08.11.2021).

8. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; пер. с англ. И. С. Денисенко, И. Ю. Облачко; предисловие С. С. Кравцова. Москва: Национальное образование, 2018. 336 с.

1. Atlas of new professions 3.0. – M .: Alpina, 2020 .- 456 p. ( In Russian).

2. Gammer M. D., Syzrantsev V. N., Golofast S. L. Simulators based on software and hardware platform in technical education. – Novosibirsk: Nauka, 2011 .- 275 p. ( In Russian).

3. Passport of the national project “Education” // URL: http://government.ru/info/35566/ (date of access: 10.11.2021). ( In Russian).

4. We study the risks of reducing the educational results of students: a teaching aid for heads of educational organizations – Glazov: Glazov. state ped. in-t, 2021 .- 128 p. ( In Russian).

6. PHP manual // URL: https://www.php.net/manual/ru/index.php (date accessed: 11.08.2021). ( In Russian).

7. Federal Institute for the Assessment of the Quality of Education (FIOCO) // URL: https://fioco.ru/antirisk (date of access: 08.11.2021). ( In Russian).

8. Schleicher A. World-class education. How to build a 21st century school system? / Andreas Schleicher; per. from English I. S. Denisenko, I. Yu. Oblachko; foreword by S. S. Kravtsov. Moscow: National Education, 2018. 336 p. ( In Russian).

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гадельшина Анна Александровна Гребенникова Надежда Лукьяновна Косцова Светлана Александровна

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет»

FORMATION OF COGNITIVE UUD IN MATHEMATICS LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Gadelshina A. A. Grebennikova N. L. Kostsova

S. A. Sterlitamak branch of the Federal State budgetary educational institution

of Higher Education “Bashkir State University”

Аннотация. В статье рассматривается современный урок математики в начальной школе, который включает в себя формирование у учащихся УУД.

Показано, что важным фактором в обучении младших школьников являются не только полученные на уроке знания, но и приобретенные познавательные умения как универсальные учебные действия.

Abstract. The article deals with a modern mathematics lesson in elementary school, which includes the formation of students’ UUD. An important factor in teaching younger schoolchildren is not only the knowledge gained in the lesson, but also the acquired cognitive skills.

Ключевые слова: математика, начальная школа, современный урок, младшие школьники, умение учиться, познавательные универсальные учебные действия учащихся.

Keywords: mathematics, elementary school, modern lesson, junior schoolchildren, cognitive abilities of students.

42_”CHRONOS”: мультидисциплинарные науки Том 6 #10(72), 2022

Уроки математики в начальной школе являются важным звеном в формировании знаний для дальнейшего изучения точных наук в старших классах. Именно на этих уроках закладываются основы математических знаний и умений на первой ступени школьного образования. Младшие школьники знакомятся с числами и с принцами их записи цифрами, учатся выполнять четыре арифметических действия сначала с однозначными, а затем и многозначными числами по алгоритмам; овладевают решением системы простых, а на их основе – и составных задач; знакомятся с основными величинами и системой единиц их измерения: стоимости, длины, площади, емкости, массы, времени, а также и производных: цена, скорость, производительность и др. На успешность урока математики в начальной школе огромное влияние оказывает множество факторов: личность педагога, учебно-методический комплект, по которому изучается в данном классе математика, выбранные педагогом технологии и приемы (дидактические игры, наглядный материал), проблемно-поисковые, вариативные задания Также не менее важна мотивация обучающихся, принятие ими целей и задач, поставленных учителем к поиску новых знаний и овладению ими. Современный урок предполагает также формирование у учащихся УУД

– универсальных учебных действий, которые позволяют повышать качество образования. Основная цель

– не просто дать ребенку готовые знания, но и научить его “учиться”. Такие перемены в структуре современного урока обусловлены тем, что произошла смена учебных приоритетов в современном образовании. Для успешного обучения в начальной школе и на последующих ступенях у обучающихся должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Следующее важное направление в развитии у младших школьников познавательных УУД – это такая организация работы по решению текстовых задач, этапы которой совпадают с этапами разрешения любой проблемной ситуации. Начиная с анализа текста задачи и его моделирования, выполнения поиска решения задачи посредством преобразования модели и обобщения найденного способа решения при составлении плана решения, его реализации при записи решения на языке математических символов, и завершая проверкой решения, коррекцией, поиском новых способ решения, выбором рационального из них, организация деятельности школьников на каждом из названных этапов и основана на применении ими познавательных УУД и их дальнейшем развитии.

В заключение урока каждый ребенок должен проанализировать свои действия на уроке. В структуре современного урока этот этап называется «рефлексия». Ученик должен оценить свою работу на уроке и результаты выполненной им работы, должен четко осознавать, что ему было непонятно, на какую тему стоит обратить большее внимание при выполнении домашнего задания, т.е. поставить личную учебную задачу, нацеленную на совершенствование и коррекцию знаний и умений.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2010. – 31 с.

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

Главную роль в подготовке к творческого труда играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Младший школьный возраст- это периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Современный подход к обучению и воспитанию младших школьников предполагает, что направляя усилия на развитие мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.) При этом необходимо помнить и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика.

Целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с совершенствованием творческого мышления.

Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

Следует отметить, что творческие способности есть у каждого ребенка, но для каждого они индивидуальны и зависят не только от умственных способностей ученика, но и от определенных черт его характера, от созданных условий, которые содействовали бы развитию качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты личности.

Условия эффективного развития творческого мышления младших школьников.

Важно развивать творчество младшего школьника, и здесь можно выделить следующие способы стимулирования творческих способностей.

Роль уроков математики в развитии творческого мышления.

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл – одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творческого мышления школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается мышление школьников различных возрастов.

Каждая текстовая задача и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа:

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В. А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.

Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года.

В современной педагогике выделяется три уровня
реализации исследовательского обучения:

Формировать навыки учебного исследования надо
начинать с начальной школы, опираясь при этом на
тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель
может построить такой урок, как игру. Но за этой
увлекательной формой ученики должны увидеть
глубокое научное содержание этой работы.

Урок-исследование в начальных классах включает
следующие структурные компоненты, которые
одновременно становятся этапами урока:

Сначала следует найти предмет учебного
исследования. Дети должны ясно представлять, что
они будут исследовать, что будут искать.

Предмет исследования позволит сформулировать
суть проблемы, скорее всего в виде проблемного
вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной
задачи, которую ученики будут решать на уроке.

Далее следует выработать план исследования,
определить пути решения проблемы, ход дальнейших
действий. Этот этап чаще всего наиболее труден
для учеников: они видят и понимают, что им надо
сделать. Но почти никогда не знают, как этого
добиться. Наличие проблемы предполагает
возникновение гипотезы или даже нескольких
гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может
быть несколько. Чаще всего выдвижение гипотезы
берет на себя учитель. Необязательно произносить
слово “гипотеза” и настаивать на ее выдвижении.
Достаточно того, сто сам учитель ясно понимает
суть происходящего и умело управляет процессом,
а для учеников он найдет другие слова. Важно
разбудить в учениках желание заниматься поиском
и решением достаточно сложных проблем, создать
условия для формирования умений и навыков
исследовательской деятельности как важнейших
обще учебных навыков.

Проведение собственно исследования, поисковой
деятельности, то есть некой последовательности
учебных действий, определенной совместными
усилиями всех участников. Осуществление плана
исследования – самый трудоемкий и длительный
этап.

Подведение итогов исследования заканчивается
содержательным выводом о том, каковы же
результаты работы, как решена проблема.

По основной дидактической цели
уроки-исследования можно разделить на следующие
типы, соответствующие классификации
традиционной парадигмы:

По объему осваиваемой методики научного
исследования:

На уроке с элементами исследования, учащиеся
отрабатывают отдельные ученые приемы,
составляющие исследовательскую деятельность. По
содержанию исследовательской деятельности
уроки могут быть различными:

На уроке – исследовании учащиеся овладевают
методикой научного исследования, усваивают
этапы научного познания. По уровню
самостоятельности учащихся, проявляемой в
исследовательской деятельности на уроке,
уроки-исследования могут соответствовать
начальному (урок “Образец исследования”),
продвинутому (урок “Исследование”) или высшему
(урок “Собственно исследование”).

Освоение учащимися исследовательских знаний и
умений должно проходить поэтапно, с постепенным
увеличением степени самостоятельности ученика в
его исследовательской учебной деятельности.
Исходя из этого, можно начинать с
подготовительного этапа – теоретического
изучения учащимися этапов и ступеней
исследовательской деятельности. Затем следует
освоение ими процесса исследования на уроках
“Образец исследования” (этап 1), отработка
учебных приемов исследовательской деятельности
на уроках “Исследование”, а также с элементами
исследования (этап 2) и использование
исследовательского подхода в процессе обучения
на уроках “Собственно исследование” (этап 3).

На уроках данного типа возможно использование
разнообразных форм обучения учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Структура урока-исследования включает
несколько этапов:

Учебные приемы, составляющие
исследовательскую деятельность учащихся на
уроках – исследованиях:

Цели обучения: формирование и развитие
творческих способностей, развитие умения
ставить проблемы и самостоятельно их решать,
создание мотивов к обучению и самообразованию,
формирование чувств индивидуальной
ответственности за принятое решение, развитие
коммуникативных умений и навыков, развитие
методологических умений и навыков.

Деятельность учителя и учащихся определяется
уровнем урока-исследования. Так, на уроке с
элементами исследования действия учителя
определяются соблюдением следующих правил:

На уроке – исследования регламентация менее
жесткая:

На уроке собственно исследование уровень
требований к деятельности работы совсем иной:

1. Введение «Педагогические технологии».

В современном мире, мы учителя, должны демонстрировать технологическую и
информационную грамотность, чтобы иметь право учить в школе. В век информации
подготовка школьников к жизни требует их близкого знакомства со способами
передачи, получения и обработки информации.

Массовое образование неизбежно требует применение различных пед. технологий.
Что такое технологии? (Слайд 3)

Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной
деятельности в рамках выбранного метода.

Благодаря новым технологиям в современной школе вырабатываются новые
отношения в системе «учитель – ученик», где основным содержанием являются отмена
принуждения (в разумных пределах). Среди разнообразных пед. технологий наиболее
часто применяемых в нашей школе можно выделить (Слайд 5):

2. « Развитие образовательной среды».

Мы привыкли к тому, что в наших школах преобладает стандартное расположение
мебели в классной комнате: парты (столы) для учеников, стоящие рядами,
ориентированы на классную доску и стол для учителя. Современные технологии
предполагают, что учитель становится организатором всего происходящего в классе,
умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём
совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в
справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель
вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и
советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие
действия. Следовательно, для организации и проведения современного урока,
требуется различная обстановка и расстановка школьной мебели:

Для различных изменений пространства необходимо иметь в классе легко
перемещаемую мебель. Надо не бояться переставлять предметы в классе в
зависимости от поставленных задач на конкретном уроке или внеурочной
деятельности.

Образовательную среду условно можно расклассифицировать на используемую
учителем – демонстрационную и используемую обучающимися – раздаточную. ( Слайд
12) Это деление весьма условно, каждый объект используется в разных областях и в
различных видах учебной деятельности. Существует много вариантов замечательного
сделанного раздаточного материала, но я с успехом использую различные подсобные
материалы: горох, жёлуди, шишки и т.д.

Использование школьной мебели, демонстрационного материала, дидактического
материала, ПК, проектора и других средств ТСО помогают мне в достижении
поставленной задачи при создании образовательной среды. Классная комната должна
быть местом, где дети знакомятся с настоящими вещами, применяемыми на различных
этапах уроков, внеурочной деятельности. В моём классе созданы «центры
активности» с расположенным в них материалом: «математический» (материал для
организации проведения занятий и уроков по математике) (Слайд 13); «языковой»
(материалы для письменных работ, правила, упражнения) (Слайд 14); «литературный»
(материал по развитию речи, художественная литература для чтения) (Слайд 15);
«творческий» (множество инструментов для конструирования, лепки, рисования,
вырезания и т.д.) (Слайд 16); «экологический» (приборы, оборудование для
изучения окружающего мира, раздаточный материал) (Слайд 17).

3. « Дифференцированное обучение».

Одним из основных направлений современного обучения является
индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что
такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед.
технология преследует? (Слайд 19)

Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе,
учитывая его особенности? Я, в своём классе, разделила детей (условно) на три
группы по работоспособности (Слайд 20): первая – высокая, вторая – средняя,
третья – низкая. Присвоила каждой группе цвет (можно символ). Каждый учитель
может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на
различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть
проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это
развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем
детям, которым необходимо дополнительное внимание.

4. « Организация уроков математики при дифференцированном подходе в
обучении».

Я давно работаю по учебникам Л. Г. Петерсон – курс математики по программе
«Школа 2100». Данный курс является частью единого непрерывного курса математики,
который разработан в соответствии с личностно ориентированным,
деятельностно-ориентированным и культурно ориентированным принципами. ( Слайд 22)
Строятся занятия на основе проблемно-диалогической технологии. Основная
особенность таких уроков, это когда дети «открывают» сами математические
понятия; учитель лишь направляет деятельность обучающихся; дети и учитель
подводят итог совместно. Вся работа продумана так, что можно применить
дифференцированный подход на любом этапе урока.

Объём заданий на урок продуман (Слайд 23):

5. « Уровневая дифференциация при решении задач».

Многим учителям, и мне в том числе, знакомы трудности, которые связаны с
организацией на уроке фронтальной или самостоятельной работы над текстовой
задачей (Слайд 25):

Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала
возможностям учащихся? Первое, я выбрала формирование мобильных групп, деление
на группы осуществляю на основе достижения уровня подготовки обучающихся.
Второе, применяю различные наборы карточек, которые готовятся заранее в трёх
вариантах

Особенность их такова, предлагается три варианта заданий различной степени
сложности:

Огромным подспорьем являются дополнительные таблицы, схемы. ( Слайд 27, 28)
(Приложение 3)

Организация такой работы на уроке важна. Благодаря тому, что варианты заданий
приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания
снимает трудности, связанные с оформлением, дети чувствуют себя уверенней, а
учитель во время этой работы имеет возможность оказать индивидуальную помощь
отдельным учащимся.

Вывод: работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек-заданий,
таблиц, схем позволяет организовать разноуровневую работу на уроке, и органично
вписаться в ход урока, удобна в организации. Повышает самостоятельность учащихся
и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им
уровне сложности.

Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии
являются системой в образовательной теории и практики.

Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать
в работе всё новое.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская средняя общеобразовательная школа

Как построить урок – исследования в начальной школе

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ Стемасская СОШ

Тягина Елена Викторовна

Урок – исследование в начальной школе –  тема довольно сложная, требующая много подготовки, но и интересная, и что самое главное работает на результат обучения.

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий, что является самым главным требованием современного образования.

рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности .

Основные характеристики учебного исследования:

выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной

В основе организации урока можно выделить семь основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:

(создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

(поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

(открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

(использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) .

Уровни реализации «Исследовательского обучения»

: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

– проблемный метод;

– дидактическая или ролевая игра;

– практические методы (упражнения, практические работы, экскурсии, составление моделей);

– работа с книгой (учебником) ;

– наглядные методы;

Условия формирования исследовательских умений :

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

В 1 классе:

– проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя;

– урок- исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

– кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1)Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.

2)Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3) На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

4)На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам  наблюдения и описания.

5) Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1. Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности больше.

3. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе

Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.

Виды учебных исследований

по количеству участников:

индивидуальные ( самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения:

кратковременные или долговременные;

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Отличительной чертой урока – исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.  Рассмотрим  основные шаги при конструировании урока – исследования:

Основные шаги при конструировании урока-исследования.

– учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —

планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень урока.

— определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение ( учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)

— определить тип исследования ( индуктивное или дедуктивное)две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция- к его проверке.

— сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.

Урок как система

Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами –

мотивацией и обобщением.

— это содержательно-смысловой стержень урока ( ради чего ) проводится урок, то

это динамический стержень урока

( из-за чего)

Благодаря обобщению обеспечивается содержательная ценность ( единство урока),а благодаря мотивации – его психологическая цельность.

Исследовательская деятельность младших школьников ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности.

Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.

1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.

2.  Новейший педагогический словарь /ред. Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.

3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).


УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *