Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Пояснительная записка к уроку.

Мной представлена разработка урока по теме «Формирование единых государств в Европе и России» для 7 класса по истории России.

Цель учебного занятия: выяснить, как формировались единые государства и центральная власть на заре нового времени.

Задачи учебного занятия: выявление причин исторических событий, объяснение фактов, рассматривание исторических процессов в развитии.

Место занятия в школьном курсе данного предмета в данном классе: одно занятие.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Основные дидактические единицы: причины формирования единых государств в Европе и России, абсолютизм, самодержавие, отличие европейского абсолютизма от самодержавия.

Три ключевые элемента критического мышления, на формирование которых направлено занятие: умение рассуждать, приводить аргументы, работа с информацией, осознание причинно-следственных отношений.

Выбранный подход к структурированию учебного занятия из упомянутых в лекции: блочная структура

Три ключевые ценности (относящиеся к понятию «гражданская идентичность»), на формирование которых направлено учебное занятие: общественное благо, равенство людей перед законом, уважение национальных традиций и культур

Формы работы: лекция-беседа, работа с табл. , работа с текстом учебника

Технология:  проблемное обучение

Организационный момент.

Основные понятия: абсолютизм, самодержавие, помещик, крепостное право, натуральное хозяйство, товарное хозяйство

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник отечественной истории 7 класс часть 1.

Информационный, аналитический блоки.

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Формирование единых государств в Европе и России». Какие единые государства мы проходили с вами в прошлом учебном году? (Киевская Русь, государство франков, Франция). Что с ними стало? (они разделились на несколько государств, перешли в политическую раздробленность). Почему опять начался процесс складывания малых частей страны в единое государство с центральной властью? Какие же предпосылки легли в основу этих процессов? Какая форма центральной власти сформировалась в Европе и России?

Вытекает проблема: Зачем вообще понадобилось разрозненным государствам опять объединяться в единое целое? Одного желания правителя объединить страну в единое государство мало, на одной силе оружия такое государство долго не просуществует. Значит одного желания мало, нужны еще веские причины, которые побудят разные части страны объединиться в единое целое. Вот эти причины и должны мы с вами найти.

Начнем с Европы. Вспоминаем, с кем воевала Франция в XV в. ? (с Англией, Столетняя война). Можем ли мы сказать, что французский король объединял земли страны, отвоевывая их у Англии и ее союзников, в единое государство с центральной властью в его лице? (да). Скажите, из кого формировалось французское войско в это время? (в основном уже из наемников – солдат, чьим профессиональным ремеслом стало военное дело). Скажите, хорошие солдаты стоят дорого? (да). Откуда французский король брал регулярно немалые деньги на выплату жалованья солдатам? (с налогов, податей которые пополняли королевскую казну). Кто платил налоги? (представители третьего сословия «работающие» – купцы, ремесленники крестьяне). Регулярно собирать налоги, которых будет хватать на содержание армии наемников, может развивающаяся растущая экономика. Вспоминаем, какие типы хозяйств мы с вами прошли в курсе обществознания? (натуральное и товарное). Что такое натуральное хозяйство, могло ли оно обеспечивать казну большим притоком денег в виде налогов? (нет). А что такое товарное хозяйство? Так какое же из хозяйств господствовало в Европе и во Франции в частности в XVв. ? (товарное). Натуральное хозяйство присуще средневековому обществу в его феодальной составляющей, когда феодалу его сеньором (королем) выделялась земля с закрепленными на ней крестьянами (феод), за это феодал обязан был нести военную службу своему сеньору, а крестьяне его обеспечивали всем необходимым. Скажите, крестьяне в XV в. во Франции оставались в большинстве своем зависимыми от феодалов или становились свободными? (свободными, раз хозяйство стало товарным). Значит, можем ли мы с вами сказать, что крепостное право во Франции в XV в. уже практически не существовало? (да). Какую роль играли города в экономике европейских стран? (ведущую, они были средоточием торговли и богатства, крупнейшими торговыми центрами). Для обеспечения стабильной и безопасной торговли, что нужно было городам? (мир и безопасность торговых путей). Как можно обеспечить безопасность торговли по всей стране? (для этого нужно объединить территории в единое государство с центральной властью). Какой мы с вами можем сделать вывод о предпосылках, причинах формирования единого государства во Франции? (это, прежде всего, развитие товарного хозяйства, товарно-денежных отношений, в результате которых люди занятые торговлей и производством товаров были заинтересованы в едином государстве и в этом смысле поддерживали стремление короля объединить страну в единое государство).

Как обстояли дела в России в XV в. ? Вспоминаем прошлогодний курс, когда мы проходили формирование единого русского государства при Иване III. Единое государство в России стало следствием военной необходимости или экономической как в Европе (Франции)? Почему военной? (борьба с Ордой, необходимость выйти из ордынской зависимости). Великому князю Ивану III необходимо было именно большое войско, не мог ли он, как его далекие предки обойтись дружинниками? (нет, не мог, т. у орды многочисленное конное войско, которое в свое время наносило поражения русским князьям с их относительно небольшими дружинами пусть и из сильных воинов). А мог ли великий князь московский как французский король позволить себе нанять за деньги большую армию наемников? (не мог, слишком дорого). Почему же Ивану III в отличие от французского короля было непозволительно дорого нанимать солдат? (слабо развитая экономика в виде слабости товарного хозяйства не обеспечивала казну необходимым количеством налогов, которых бы хватало на наемную армию). Прочитаем фразу из учебника в конце пункта 1 параграфа со слов “В России предпосылки объединения княжеств и земель в единое государство были иными

Обращаем внимание на вывод со слов «поэтому». Возникает вопрос: почему схожие в чем-то такие процессы XV в. , как освобождение Францией своих территорий от английских войск и освобождение русских княжеств от ордынской зависимости, при этом так по-разному отразились на экономической жизни стран? Франция выходила из феодализма, тогда как Россия только вступала в него. Для этого вспомним из кого Иван III стал формировать свое большое войско, которое избавило русские земли от ордынской зависимости? (из помещиков, благодаря процессу объединения в единое государство у великого князя московского появилось много земель, из них он выделял поместья с крестьянами, куда испомещал за военную службу служилых людей). Кто знает, что значит поговорка «вот тебе бабушка и Юрьев день»? Откуда взялся этот Юрьев день? (Судебник 1497г. Ивана III, в котором ограничивался переход крестьян от одного землевладельца к другому неделей до и после Юрьева дня). Значит Судебник Ивана III, по сути, начал какой процесс в отношении крестьян? (процесс прикрепления их к земле – крепостное право). А крепостное право у нас связано с феодальными отношениями, т. по сути, наши помещики стали феодалами как в средневековой Европе. А феодальные отношения базируются на каком хозяйстве товарном или натуральном? (натуральном). Теперь на основе наших выводов заполним таблицу:

«Предпосылки и особенности складывания единых государств в Зап. Европе и России»

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

А теперь поговорим о формировании центральной власти в Европе и России. Одновременно с процессом формирования единых государств, складывается и центральная власть в этих государствах. При этом естественно происходит концентрация власти в этом самом центре, которая вылилась в такое понятие как абсолютизм или абсолютная монархия. От какого слова происходит абсолютизм и что оно означает? (абсолют, абсолютный). Посмотрим, что значит слово «абсолют», – это что-то безусловное, ни от чего не зависящее, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим. Последнее значение нам дает подсказку определения абсолютизма. Итак, что же такое абсолютизм или абсолютная монархия? (всеобщая не зависящая или неограниченная власть монарха). А как абсолютная монархия стала называться в России? Какой титул принял Иван III? (государь и самодержец всея Руси, т. сам держит власть, ни от кого не зависим). Значит, абсолютная монархия в России стала называться самодержавие.

А теперь, что называется, перейдем к нюансам абсолютизма в Европе и России.

Прочитаем тест пункта 3 нашего параграфа, обращаем особое внимание на последний абзац:

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Теперь прочитаем документ, который приведен в конце параграфа нашей темы:

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Что мы можем сказать об абсолютизме в Европе и абсолютизме в России? Где абсолютная власть является действительно абсолютной, а не просто декларируемой?

Итак, давайте заполним таблицу, в которой отразим сходство и различие между абсолютной монархией в Европе и самодержавием в России:

Сходные черты Отличие Абсолютизм в Западной Европе Самодержавие в русском государстве

Как вы думаете, какое государство для Ивана III могло служить образцом могущества и силы власти? (Золотая Орда) А если вспомнить более ранний период времени и прошлогодний курс отечественной истории, для русских князей власть в каком государстве в домонгольский период была образцом силы и могущества? (власть императора в Византии). Так значит, почему же Иван III так стремился к абсолютной власти? (потому что хотел стать таким же правителем с неограниченной властью как византийский император и хан Золотой Орды).

Вспомним теперь из курса истории 5 класса страну, в которой была настолько неограниченная власть монарха, что он был волен распоряжаться судьбами своих подданных. Какая это страна и как называлась такая форма правления? (Персидская империя, деспотия). Как же так получилось, что в России в отличие от Европы абсолютная монархия приобрела деспотические черты? Почему в России все от крестьян до бояр стали холопами государя? Прочитаем фрагмент текста историка А. Зимина, приведенный в конце учебника:

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Кто проявлял исключительную преданность самодержавию? (служилые люди- помещики). Почему помещики были преданы государю и всячески поддерживали его абсолютную власть? (потому что они были ему обязаны, т. он наделял их поместьями). мы с вами видим, что в России происходил процесс сокращения прав и свобод не только крестьян, но и служилого сословия, которое ради получения лучших земель – поместий, называло себя государевыми холопами и соглашалось на безоговорочное подчинение власти государя. А почему же в Европе абсолютная власть во всей ее полноте не воплотилась? Почему короли вынуждены были соблюдать законы, а не декларировать свою волю как закон? Для этого опять вернемся к особенностям экономического развития Европы и России. Как мы с вами уже зафиксировали, что в Европе господствовало товарное хозяйство и были сильно развиты товарно-денежные отношения. Кто богател на торговле? (купцы, города). Как вы считаете какие города и жители каких городов в XV-XVI вв. были богаче европейские или русские? (европейские, в силу развитости опять-таки товарного хозяйства). А где выше плотность населения в XV-XVI вв. и где больше сосредоточены города в Европе или в России? (в Европе). Где проще было зажиточным горожанам объединиться и отстаивать свои права и привилегии перед центральной властью? (в Европе). Значит, как мы с вами можем ответить на вопрос, почему в Европе абсолютная власть монарха не стала абсолютной как самодержавие в России? (из-за большой концентрации зажиточных горожан, которые являли собой силу, способную отстаивать свои права и привилегии и вынуждающих королей соблюдать законы, тогда как в России такой сдерживающей силы для самодержавия не было).

Рефлексивный и оценочные блоки.

Возвращаясь к началу урока и поставленным вопросам, какой мы можем с вами сделать вывод? (желания правителей объединить страну в единое государство находило поддержку у жителей страны, шли исторические процессы, которые стали причинами благоприятствовавшим объединению). Одинаковые или разные были исторические процессы, ставшие причинами образования единых государств в Европе и России? (нет, разные, в Европе это прежде всего развитие товарно-денежных отношений, а в России это необходимость избавиться от ордынской зависимости. Русским землям было необходимо избавиться от ордынской зависимости, осуществить это можно было, объединив военные силы всех земель под единым командованием. Центром объединения стал Великий князь московский Иван III. Для комплектования большого войска ему пришлось перейти на феодальную систему, которая была принята в Евроопе в VIII в. еще во времена Карла Мартела, По этой системе выделялась на содержание военному служилому человеку земля с крестьянами. В России это получило название поместной системы, которая повлекла ограничение крестьянской свободы, вылившейся затем в крепостное право и господство натурального хохяйства. Другого выхода у Ивана III не было, т. на содержание большого войска нужны огромные средства , которых взять негде в силу слабости развития товарно-денежных отношений на русских землях. В Европе к тому времени уже давно перешли на наемный , т. за деньги принцип комплектования армии. Это стало возможным благодаря развитию товарного хозяйства и упадку натурального. Прежде всего этому способствовали европейские города, которые были средоточением торговли и для ее процветания были заинтересованы в единстве государства. Поэтому именно развитие товарного хозяйства было причиной объединения той же Франции. Какая форма центральной власти образовалась в результате процессов формирования единого государства в Европе и России? (Одновременно с образованием единого государства формировалась и центральная власть. В России она стала воплощением абсолютизма – ничем не ограниченной власти монарха. Этому способствовала низкая плотность населения и слабо развитые товарно-денежные отношения, которые не сформировали в стране многочисленную зажиточную прослойку общества, способную объединяться в борьбе за свои права с центральной властью. Благодаря складыванию поместной системы и формированию крепостного права в России увеличилось количество людей(помещиков) всячески поддерживавших сильную власть московкого государя и лично заинтересованных в ее усилении. Таким образом, в России монаршье волеизъявление все должны были принимать как закон и повиноваться ему как бесправные холопы. В Европе же при всем стремлении тамошних монархов к абсолютной власти, им было не суждено стать такими же самодержцами как их российские коллеги, опять таки в силу развитости товарно-денежных отношений, которые сформировали тот самый класс зажиточных людей прежде всего из горожан (купцов,банкиров,ремесленников) готовых отстаивать и бороться за свои интересы. К тому же в европейских государствах были развиты такие государственные институты как сословно-представительные органы (Парламент, Генеральные штаты), а также суды. Поэтому король в своей воле должен был руководствоваться законами, существовавшими в государстве и быть сам образцом в их исполнении).

Выставление оценок за работу учащимся.

Разработан видео урок для дистанционного обучения: https://youtu. be/ofz7ES8V8AU

История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. 1; под ред. Торкунова. – 2-е изд. ,дораб. : Просвещение, 2017.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Тема урока: «Формирование единых государств
в Европе и России»

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

«Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Запомним новые слова
Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. Самодержавие – монархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Роль сословий в европейских странах и России.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Военная революция в Европе. С XVI в. Войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими. Формируются союзы (коалиции) государств. Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы. Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)
В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии. С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон. Морские державы создают собственный военный флот. Военная революция в Европе способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Подведем итоги
Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти. В России происходило постепенное формирование самодержавия – национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

План урока:
1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. Роль сословий в европейских странах и России. Военная революция в Европе.

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Проблемный вопрос
Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

«Формирование единых государств в Европе и России»

Слайды и текст этой презентации

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Урок по теме формирование единых государств в европе и россии 7 класс презентация

Скачать

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр

3Критерии для сравненияЕВРОПАРОССИЯ1. Предпосылки и особенности формирования единых государствразличия1. внутриполитический фактор – потребность городов в поддержке и защите со стороны государства, заинтересованность дворянства в сильной центральной власти. рост производства. Натуральное хозяйство перестало быть основой экономики. главный источник товаров для продажи на рынке – городское ремесленное производство. начало формирования общего европейского рынка. появление большого числа свободных крестьян, выкупивших свои повинности у феодалов. одна страна – единая нация. внешнеполитический фактор – необходимость совместной борьбы русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости. господство натурального хозяйства. главный источник товаров для продажи на рынке – сельскохозяйственные товары. отсутствие тесных хозяйственных связей  между различными районами страны. Рост земельных владений великого князя и его окружения – поиск способов закрепления крестьян на земле. Государство формировалось на многонациональной основеОсновной факторСоциально-экономическийвнешнеполитический2. Новое государство  в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в Россииразличия1. формирование чиновничьего сословия, руководившего государством от имени монарха. В аппарат управления в основном вошли представители коренного населения. Безграничная власть монарха. В аппарат управления вошли как бывшие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литовские князья и татарские ханы. сходства1. Формирование единого законодательства. Единая казна. Единый аппарат управления. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходства и различияразличия1. отмирание натурального хозяйства. контроль католической церкви над действием монархов. складывание крепостного права. православная церковь как опора власти. сходства1. Неограниченная власть монарха. Зарождение элементов сословного представительства. Усиление роли монархов в экономической сфере. Роль сословий в европейских странах и Россииразличия1. Острые противоречия между сословиями. Законодательное закрепление сословных привилегий. Менее острые противоречия между сословиями. Сословные привилегии законодательно не закреплены. системавассалитетПодданство

Методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи урока: проследить процесс завершения объединения Северо-восточной Руси вокруг Москвы; сформировать представление о централизованном государстве; раскрыть историческое значение свержения.

Учебник «История России» под редакцией А. Торкунова Автор презентации: Хибель Татьяна Сулловна у читель истории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Беляево Юхновского района Калужской области Тема: «Российское государство в первой трети XVI века» урок истории в 7 классе

Вспомним домашнее задание 1. Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III. Сравните европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходства и различия. Что такое крепостное право и самодержавие? Вопрос по документу «Из работы историка А. Зимина» Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. Зимин? Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию

Сегодня мы продолжим работать с документами, исторической картой, терминологией, узнаем много интересного из истории нашего государства. Проблемное задание на урок 1. Когда завершилось объединение русских земель вокруг Москвы? 2. Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения земель вокруг Москвы?

ПАМЯТКА: История в лицах: современники Работа с картой Изучаем документы Запоминаем новые слова План урока: 1. Государи всея Руси 2. Завершение объединения русских земель 3. Как управлялось государство 4. Закрепление

Государи всея Руси (штрих к портрету) Великий князь Иван III (1440-1505) наследовал московский престол в 1462 г. , после смерти своего отца Василия II Тёмного. По характеру острожный и осмотрительный, он избегал в политике чересчур смелых действий, достигая крупных целей не сразу, а несколькими последовательными шагами. Присоединяет Ярославль, Ростов, Новгородские земли, Тверское княжество, земли в верховьях Оки. При Иване III Московская Русь окончательно освободилась от татарского ига. У крепилась великокняжеская власть 4. При Иване III был составлен первый замечательный московский юридический памятник – Судебник 1497 5. Укреплял и украшал столицу – Москву Иван III

Первая жена Ивана III, Мария Тверская, умерла молодой, в 1467 г. (оставив поле себя сына Ивана Молодого). Папа Павел II через посла Ивана Фрязина предложил овдовевшему Ивану руку Софьи Палеолог, племянницы последнего восточного императора Константина XI, ближайшей наследницы византийского престола. 12 ноября 1472 г. прибывшая на Русь Софья обвенчалась с Иваном. Семья и вопрос престолонаследия Мария Тверская Софья Палеолог

У Ивана III было 5 сыновей. В традиции русского общества, он разделил государство. Василию (старшему) оставил 66 городов (Москва, Нижний Новгород, Тверь, Новгородская земля), а остальным детям – 30 городов. Иван III скончался в октябре 1505 года. На престол взошёл Василий III (1505 – 1533)

Василий III (штрих к портрету) Великий князь Московский Василий Иванович III (1505 – 1533, родился в 1479) более всего знаменит тем, что в его правление завершилось собирание раздробленных уделов Руси в единое государство. Василий продолжал внутреннюю и внешнюю политику своего отца, Ивана III, на которого походил суровым, самовластным характером. Подобно отцу, Василий III заботился о великолепии двора и об украшении Москвы красивыми постройками. Он увеличил число придворных сановников. Во время торжественных приемов возле него стояли рынды (телохранители), избранные из самых красивых знатных юношей. Одетые в белое атласное платье, они очень нравились народу и иноземцам. Василий III. Миниатюра из Царского титулярника Сильно скорбел Василий III, что у него не было детей. Говорят, что раз он даже заплакал, когда увидел на дереве птичье гнездо с птенцами. – Кому царствовать после меня в Русской земле? – скорбно спрашивал он у своих ближних. – Братьям моим? Но они и со своими делами управиться не могут!. По совету приближенных, он развелся с первой своей супругой, Соломонией Сабуровой, которая была пострижена, как говорят, против ее желания, и женился на Елене Глинской племяннице известного Михаила Глинского. Соломония Сабурова Елена Глинская

Вопрос: О каких качествах Василия III можно судить по этому фрагменту письма? Заботливый муж и отец Изучаем документ «Из письма Василия III Елене Глинской» (чтение документа на стр. 33)

Завершение объединения русских земель ( Василий III завершает начатое отцом дело собирания земель вокруг Москвы ) Присоединение Пскова Василием III Самым важным делом Василия Ивановича было уничтожение последних уделов. ПСКОВУ объявили государеву волю: – Если отчина моя, Псков, хочет прожить по старине, то должна исполнить две мои воли: чтобы у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят; быть у вас двум наместникам, а по пригородам наместникам не быть. Если же этих двух волей не исполните, то как государю Бог на сердце положит: много у него силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не сотворит. Скоро и сам великий князь прибыл во Псков с вооруженным отрядом. Здесь на торговой площади встретило его духовенство. Великий князь сошел с коня и пошел к церкви св. Троицы. Отслужили молебен, пропели многолетие государю. Благословляя его, владыка сказал: – Бог благословляет тебя, государь, – взял ты Псков без брани. Троицкий собор во Пскове. Перед ним находилась вечевая площадь

Вопрос: Как автор повести описывает события, произошедшие 13 января 1510 года? Работаем с документом: Из «Повести о взятии Пскова» (читаем документ на стр. 33)

Взятие Смоленска в 1514 Василию Ивановичу очень хотелось взять Смоленск. Два раза он подступал к этому городу; наконец в 1514 г. , 30 июля, город сдался. По рассказам летописца, многочисленная московская рать имела при себе «наряд» (артиллерию) и воинов, вооруженных «пищалями». 29 июля русское войско приступило к Смоленску. Опытный пушкарь-иноземец распоряжался «нарядом». Меткими выстрелами ему удалось сбить на городской стене пушку и нанести большой вред защитникам; особенно много народу побил он, стреляя мелкими ядрами (картечью). Увидели защитники Смоленска, что им на этот раз не устоять, и, чтобы не погибнуть понапрасну, запросили мира. Смоленский владыка вышел из города и челом бил великому князю – просил его повременить до следующего дня, прекратить пальбу и дать смолянам подумать о сдаче; но Василий Иванович не дал им сроку, приказал, напротив, бить по городу из всех пушек. Сильно рад был Василий Иванович взятию Смоленска. 1 августа с большим торжеством вступил он в город и был встречен народом. После молебна и многолетия в соборе владыка сказал ему: – Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный царь Василий, великий князь, всея Руси самодержец, на своей отчине, в городе Смоленске, на многие лета! Василий Иванович велел предложить всем жителям Смоленска, чтобы они, если хотят, служили бы ему, а если не хотят, то им воля – идти к королю. Многие остались на московской службе. Наместником в Смоленске назначен был князь Василий Васильевич Шуйский. Взятие Смоленска русским войском под командованием Василия III 29 июля—1 августа 1514 года во время русско-литовской войны

Присоединение Рязани и Северской земли к Москве Несколько лет спустя Василий III завладел Рязанью. Он и раньше тут распоряжался, как в своей земле, и здешний князь на деле был только московским наместником. Молодому рязанскому князю Ивану Ивановичу хотелось полной независимости ; завел он сношения с крымским ханом – думал с его помощью отделаться от Москвы. Об этом вовремя проведал Василий Иванович. Он подкупил самых близких людей и советников рязанского князя, зазвал его к себе в Москву, посадил его под стражу, а его мать заключил в монастырь. Рязанская область была присоединена к Москве (1517 г. ) Рязанский Кремль Вслед за Рязанью к Москве была присоединена и северская земля (1523 год). Не стало больше уделов в восточной Русской земле: всю ее забрали под свою сильную руку московские государи. Работаем с картой

Запоминаем новые слова (работа со словарём стр. 34) Боярская дума Волость Дворяне «Дети боярские» Кормление Наместник Приказы Стан Уезд Поместье

Запоминаем новые слова Боярская дума — высший совещательный орган при государе, в который входили ≪думные чины≫ — бояре, окольничие, думные дворяне. Волость — низшая административно-территориальная единица в России. Государев двор — институт социальной организации землевладельцев в России. Возник в конце XII в. на базе княжеской дружины. Дворяне — в удельный период — служилые люди князя и бояр, заменившие дружинников; в условиях единого Российского государства — привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы поместье от государя. ≪Дети боярские≫ — провинциальные дворяне, нёсшие обязательную службу и получавшие за неё поместья от великого князя.

Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы корм в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. ) виде. Наместник — должностное лицо, которое великий князь ставил во главе уезда; ведал судом, взимал штрафы и судебные пошлины в пользу государства. Приказы — органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в. (Посольский, Поместный, Земский, Челобитный, Казённый и др. ) Стан — административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между уездом и волостью; два-три стана составляли уезд. Уезд — крупнейшая территориальная единица в объединённом Российском государстве, созданная при Василии III; в свою очередь, делилась станы и волости. Запоминаем новые слова

История в лицах: СОВРЕМЕННИКИ Василий III Государь всея Руси Франциск I Король Франции К. XV – нач. XVI вв.

Что бы еще хотелось узнать об этом времени? Итог нашего урока: Назовите слова, имена, даты, которые услышали на уроке и что они означают?

Желательно ответить на вопросы стр. 33 Домашнее задание: С удовольствием прочитать п. 4 выучить новые слова

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Составила у читель истории МБОУ гимназия №23 г. Краснодара Куницына Е.

Проблемное задание Какое значение имели Великие географические открытия для развития России?

Плавание финикийцев вокруг Африки — предполагаемое путешествие финикийских мореходов вокруг Африканского континента около 600 года до н. , совершённое по приказу египетского фараона Нехо II.

Морские путешествия и колонии древних греков.

Макет китайского корабля Чжэн Хэ и гораздо меньший по размеру каракки Колумба

Викинги открыли Исландию, Гренландию, Северную Америку

Географические открытия – это Посещение новых территорий. Хозяйственное освоение новых земель. Установление контактов с местным населением.

Географические открытия европейцев. I этап кон. 15- сер. 16 вв. Испанцы, португальцы. 1488 г. Бартоломеу Диаш 1497 г. Васко да Гама 1492 г. Христофор Колумб 1519-1521 гг. Фернан Магеллан II этап 16- сер. 17 вв. Англичане, голландцы, французы. 1553 г. Ричард Ченслер – причалил к Двинскому заливу Белого моря.

Экспедиция Р. Ченслера

Первый сибирский поход 1483 г. Приращением Сибири Россия обязана вовсе не Ермаку. За сто лет до легендарного атаман войско московских воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина прошла от Устюга до верховий реки Обь, присоединив западную Сибирь к владениям Ивана III.

Русские географические открытия. В конце XV в. воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый предприняли большой поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть Уральских гор и определено их истинное направление «от моря до моря», т. с севера на юг.

Наряду с сухопутными экспедициями развивались и морские путешествия. Поморы — потомки русских, осевших на побережьях северных морей,— создали особый вид судна, приспособленного для плавания во льдах. На этих судах они открыли о. Колгуев , проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли и подошли к Медвежьему острову и восточным берегам Шпицбергена. Поморы совершали частые путешествия между устьями Оби и Северной Двины, а также поддерживали торговые связи со скандинавами, плавая в Балтийское море вокруг берегов Скандинавского полуострова.

Плавания поморов.

Русские люди в XIV—XV вв. совершали длительные поездки в соседние страны. Среди них наиболее замечательным является путешествие тверского купца Афанасия Никитина, который первым из европейцев посетил Индию (1466—1472 гг. Маршрут Никитина был очень большим и- по тому времени необычайно трудным. Он посетил Шемаху, Иран, Ормуз , Индию, пересек три моря (Каспийское, Черное и Аравийский залив) (рис. 4), провел в Индии больше трех лет и хорошо познакомился с народами и природой этой страны. Никитин не доехал до родной Твери и умер в пути. Находясь в Индии, Никитин вел записи, которые были доставлены его спутниками в Москву, где были изданы под названием « Хожение за три моря». В эти записки вошли путевые наблюдения и личные впечатления. В них приводится много интересных сведений о религии индусов, их образе жизни, о растительности, птицах, животных и богатствах природы Индии.

Тверской купец – Афанасий Никитин.

Почему Россия не приняла активного участия в ВГО в XVI в. ? 1. Не развиты товарно-денежные отношения, как в Европе. Не было много денег для снаряжения экспедиций. Отсутствие выхода к незамерзающим морям. Не было флота. Не завершилось формирование единого государства.

Самостоятельная работа с учебником (стр. 11-12). Прочитать текст пункта «Последствия Великих географических открытий», найти и выписать в тетрадь последствия ВГО.

Домашнее задание: параграф 1, вопросы и задания для работы с текстом параграфа (устно). Подготовить сообщения о русских географических открытиях 16 века , об экспедиции Р. Ченслера (по желанию).

1

Презентация по истории на тему: Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси. Выполнила ученица 10 «Б» Сушкова Карина Учитель: Салтыкова Н. Калининград 2010г.

2

Во второй половине XV в. при Иване III ( ) основная часть русских земель объединилась вокруг Москвы и образовалось мощное Русское государство. Во второй половине XV в. при Иване III ( ) основная часть русских земель объединилась вокруг Москвы и образовалось мощное Русское государство. Иван III

3

Создание Русского централизованного государства происходило приблизительно в одно время с образованием централизованных государств в Западной Европе (XV в. ), но при несколько иных обстоятельствах. Создание Русского централизованного государства происходило приблизительно в одно время с образованием централизованных государств в Западной Европе (XV в. ), но при несколько иных обстоятельствах.

4

Особенности: Западная ЕвропаРусь (XIV XV вв. ) Быстрое развитие производительных сил (появление мануфактур). Развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны. Развитие внешней торговли. Влияние Великих географических открытий. В борьбе с феодалами города в Европе отвоевали самоуправление. Развитие началось с восстановления народного хозяйства и шло медленно в связи с низкой плотностью населения и неравномерностью его размещения на территории страны. Сохранение натурального хозяйства и слабое развитие товарно-денежных отношений, обмена между городом и деревней, неравномерное развитие районов.

5

Западная ЕвропаРусь (XIV XV вв. ) Основная масса крестьян в Англии добились личного освобождения. Свободных земель не было. Потребность обороны и войн с завоевателями. Складывались как национальные государства. Развитию внешней торговли мешало отсутствие выходов на моря. Города стали центрами политико-административной власти. Началось вторичное закрепощение крестьян. Наличие свободных земель способствовало их освоению крестьянами и распространению феодализма вширь. Острая необходимость свержения золотоордынского ига. Складывалось как многонациональное государство.

6

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ: Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло). Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло).

7

Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Потребность в обороне способствовала централизации государств. Потребность в обороне способствовала централизации государств.

8

Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти. Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти.

9

С объединением русских земель усиливалась внутренняя торговля и вслед за ней развивалась и внешняя торговля. Русские купцы уже в XIV в. всё чаще и чаще стали появляться в «заморских» странах. В XV в. их можно видеть в Средней Азии, в странах Ближнего Востока, в Крыму, в Валахии, Молдавии, Венгрии, Литве, на Каспийском, Чёрном и Балтийском морях и даже в далёкой Индии (Афанасий Никитин). С объединением русских земель усиливалась внутренняя торговля и вслед за ней развивалась и внешняя торговля. Русские купцы уже в XIV в. всё чаще и чаще стали появляться в «заморских» странах. В XV в. их можно видеть в Средней Азии, в странах Ближнего Востока, в Крыму, в Валахии, Молдавии, Венгрии, Литве, на Каспийском, Чёрном и Балтийском морях и даже в далёкой Индии (Афанасий Никитин).

10

Русское централизованное государство со второй половины XV в. активно участвует в международной жизни Европы. Русское централизованное государство со второй половины XV в. активно участвует в международной жизни Европы.

11

Использованные материал: 01/ _ivan-groznyj1. jpg 01/ _ivan-groznyj1. jpg 08/remeslo12-6-big. jpg 08/remeslo12-6-big. jpg jpg jpg eiosobtnn. htm eiosobtnn. htm

Тема: Формирование единых государств в Европе и России
3. 1 Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и
России
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу
Предпосылки формирования государства в России и стран Западной Европы
Западная Европа
Развитие рыночных отношений
Ремесленное   производство   –   главный
источник доходов
Города нуждались в объединении
Феодалы   были   заинтересованы   в   сильной
центральной   власти   для   подавления
крестьянских восстаний
Россия
Совместная   борьба   за   освобождение   от
золотоордынской зависимости
Господство натурального хозяйства
Слабое развитие ремесла
Князья   искали   способы   закрепления
крестьян
3. «Новое государство в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. ­ Формирование централизованных государств в Западной Европе привело к расширению
функций   государства:   формируется   сословие   чиновников,   заинтересованное   в   развитии
производства и торговли; государство устанавливало монополию на производство важных
товаров. Правители европейских государств покровительствовали развитию торговли. ­ Иван III установил безграничную власть князя. Государство вмешивалось и регулировало
все сферы жизни общества. Наряду со старомосковским боярством к управлению были
подключены бывшие удельные князья. Гербом государства Иван III установил двуглавого
орла – символа Византийской империи. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия 
Учащимся предлагается заполнить таблицу совместно с учителем
Абсолютизм стран Западной Европы
Правитель   –   помазанник   Божий   и   его
власть не ограничена. Правители перестали
взымать   налоги   и   созывать   городские
советы. Феодалы   были   лишены
самостоятельности. Правитель должен был
быть   примером   законопослушания   для
подданных   и   соблюдать   традиции. Папа
римский мог контролировать монарха. Зарождались   основы   сословного   представительства,   усиливалась   роль   государства   в
экономической жизни. Российское самодержавие 
Самодержавие   складывается   в   момент
возникновения крепостного права
Власть правителя ничем не ограничена. Все
население   он   называл   «хлопами». Эта
традиция   Византии   и   Монгольской
империи. Церковь   стала   основой   власти
монарха. 4 Роль сословий в европейских странах и России
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы:
­ Как разрешались противоречия между феодалами в Европе и России?
­ Ответы учащихся. ­ Что предполагала система государственного подданства?
­ Ответы учащихся. 5 Военная революция в Европе
­ В  XVI  веке меняется характер войн в Европе: в войнах участвуют союзы (коалиции);
войны становятся продолжительными; конфликты в Европе выходят за пределы стран в
колонии;   совершенствуется   огнестрельное   оружие;   появляются   регулярные   постоянные
армии; возводятся бастионы; появляется военный флот. Физкультминутка
Мы руками бодро машем, 
Разминаем плечи наши. Раз­два, раз­два, раз­два­три, 
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. )
Корпус влево мы вращаем, 
Три­четыре, раз­два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо. )
Мы размяться все успели, И за парты снова сели. (Дети садятся за парты. )
5. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
­   Что   общего   и   различного   в   процессе   формирования   государств   в   странах   Западной
Европы и России?
­ Ответы учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector