УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И. С. Тургенев)

Цель: показать, что главным противником
Базарова была сама жизнь, что именно она будет
испытывать силу убеждений Базарова: любовью,
дружбой, одиночеством.

“Я попытался в нем представить
трагическое лицо”.

I. Организационный момент.

II. Повторение темы предыдущего урока.

Вывод (делают учащиеся): углубляется
социальный конфликт:

А) столкновение с Павлом Петровичем;
Б) с Кукшиной и Ситниковым, примазавшимся к
демократическому движению.

Учитель: Значит конфликт все-таки социальный?

Учитель: А какую роль автор отводит таким
персонажам, как Кукшина и Ситников?

Каково отношение Базарова к этим
“нигилистам”?

Какие еще испытания готовит ему жизнь?

III. Мотивация учебно-познавательной
деятельности, сообщение темы, цели урока.

IV. Работа над темой урока. Анализ главы 14-19.

1. Словарная работа.

Эмансипация (лат. Emancipatio) – освобождение от
зависимости, угнетения, от предрассудков, отмена
ограничений, уравнивание в правах (например,
эмансипация женщин).

2. Сообщение учащихся о Кукшиной и Ситникове
(с использованием текста романа).

(Учащиеся отмечают, что читательское отношение
формирует употребление автором вульгарной
лексики: Кукшина “якшается” со студентами;
Ситников “толчется в Петербурге”.

Делают следующий вывод: Тургенев в
сатирической манере рисует Ситникова и Кукшину,
считает их никчемными людьми, временными
попутчиками Базарова и “накипью нигилизма”).

Учитель: К числу противоречивых черт личности
Базарова относят обычно противоречие между его
высказываниями о любви и вспыхнувшем в нем
большом чувстве и одиночеством. Давайте
посмотрим, так ли это?

3. “ Испытание любовью”.

Беседа по вопросам с использованием текста
романа.

Учитель: И все-таки глубина и сила чувства
Базарова вызывает уважение.

Он превосходит Одинцову, и в этом смысле
одерживает победу, хотя она имеет видимость
поражения.

V. Базаров, к барьеру!

Представьте, что Базаров вошел к вам в класс.

Какие вопросы вы бы ему задали? (опираясь на
текст).

(Один ученик выступает в роли Базарова и
отвечает на вопросы).

Главы 20-21. Родители Базарова.

Анализ главы 24 “Дуэль”.

Тема: «Бунтующее сердце» (Испытание любовью. ( Анализ 17-19 глав романа))

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Продолжаем работу над содержанием романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

– Кто главный герой романа?

Это центральная фигура. Именно к Евгению Базарову стягиваются все сюжетные линии романа, на этом образе завязаны все проблемы произведения.

Вспомним основные сюжетные линии, определим, с какими проблемами они связаны.


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Базаров – Павел Петрович?

– Проблема взаимоотношения поколений.

– проблема столкновения различных политических сил

Базаров – Аркадий?

– проблема дружбы

Сегодня я построю другие схемы.


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

– О какой проблеме пойдет речь на уроке?

3. Сообщение и запись темы


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

4. Работа по теме урока

Писатели часто проводят своих героев через испытания любовью. Вспомним произведения и героев, которые прошли это испытание. ( Обломов, Онегин, Печорин)

У Тургенева свое видение любви.


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По мысли Тургенева в человеке есть не только стремление к социальной деятельности, но и неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому всех своих героев он проверяет любовью, т.к. именно в любви человек проявляет свою сущность.

– Сколько сюжетных линий в романе связаны с проблемой любви?


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

5. Работа в группах


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

– Какова история любви героев?

– Чем является для героев любовь?

– Найти цитаты (рассуждения героев о любви)

– Каким видят свое будущее?

– Соответствует ли их представление о любви их реальной судьбе?

– Подберите ключевые слова, характеризующие их любовь.

6. Отчеты групп. Подбор ключевых слов на магнитной доске (наваждение, страсть, земная, состоявшаяся, семья, уважение)


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

7. Работа с текстом.

Наибольшее место в романе занимают страницы, посвященные любви Базарова и Одинцовой.


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Наша задача – разобраться, как изменяет Базарова любовь.

Существует несколько мнений критиков по этому поводу.

Тургенев возвышает Базарова, показывает его способность к сильной и самоотверженной любви (Г. А. Вялый, С. М. Петров)

Тургенев низводит Базарова с пьедестала, показывает, что любовь его растоптала (П. Г. Пустовойт, А. Г. Цейтлин)


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Возвышать (возводить на пьедестал) – признать превосходство, исключительность героя

Низводить с пьедестала – отрицать превосходство и исключительность


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

– Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

Гл.7, с.464,465 – отношение к истории любви Павла Петровича

Гл.13, с.492, с.511


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Вывод: Базаров презрительно именует это необъяснимое чувство «романтизмом», «белибердой» и «чепухой». Тургенев же всем ходом действия романа стремится доказать. Что романтизм не только не заслуживает презрения, но и живет в самом Базарове, как и во всяком человеке, что это одна из высших ценностей жизни.

– Под влиянием чего меняется отношение Базарова к любви?

– Что представляет собой Одинцова? Найти описание внешности, характера.

Гл. 14 с.495, 496, гл. 11 с.508

Царственно красива и сдержанно холодна, в ней есть природная величавость. Не похожа на остальных: аристократка, но в ней мало сословной спеси, есть некоторый демократизм.

Просмотр фрагмента фильма

– Сумел ли режиссер и актеры передать характер героев, их чувства?

– Сравним с текстом романа. Как воспринимает Базаров Одинцову?

Гл. 14, с 495, 497, 498

– Как понимать его циничные реплики? (пытается подавить зарождающееся в душе чувство, маской цинизма прикрывает, робость, смущение, неожиданно возникший интерес к этой женщине)

– Проследим по тексту, как постепенно зарождается и нарастает чувство Базарова к Анне Одинцовой?

1 встреча гл. 15

Начало встречи – развязность («посмотрим, к какому разряду принадлежит сия особа»)

А затем автор обращает внимание на неожиданные детали


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

Вывод: Мы отмечаем, как чувство постепенно захватывает героя.


УРОК ПО ТЕМЕ БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА В РОМАНЕ ОТЦЫ

2 встреча Посещение усадьбы Одинцовой Отрывок фильма.

Гл. 16, 17

– Каким увидели Базарова? (Старается остаться верен своим принципам, рассуждать хладнокровно, спокойно, как рассуждают нигилисты. Выказывает показное равнодушие к хозяйке дома.)

Но одна деталь, точно подмеченная Тургеневым, выдает его волнение. Какая? («глаза его бегали по углам») с.505.

– Что же происходит в душе Базарова? Какой ответ на этот вопрос дает Тургенев?

Вывод: В душе Базарова совершается трагический раскол. Жизнь заставляет его пережить такие ощущения, которые подрывают основы его убеждений. Чувство мучит его, и бесит, вызывает изумление и негодование, возмущает гордость и заставляет забываться в мечтах.

Отныне в нем живут два человека: один – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви, а другой – страстно и одухотворенно любящий человек.

– Какая сцена является кульминационной в этой сюжетной линии? (сцена признания)

8. Самостоятельная работа. Анализ сцены по вопросам

2. О чем в нем рассказывается?

3. Что чувствуют герои, оставшись наедине?

4. Чего добивается Анна Сергеевна?

5. Как ведет себя Базаров?

6. Что означает его признание?

7. Какова реакция Одинцовой?

– Какие ключевые слова характеризуют эту любовь? (испытание, мучительная)

8. Итог урока.

Ответ на проблемный вопрос.

Возвышает автор своего героя или низводит с пьедестала?

В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. Оказывается, он умеет чувствовать, страдать. Чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам. Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.

С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии.

А о своём герое сам Тургенев говорил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

– Назовите любовные линии в романе.

– Какая из перечисленных любовных линий, на ваш взгляд, самая интересная? Почему?

Итак, тема нашего урока «Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» (Базаров и Одинцова. Любовь в жизни Базарова).

Да, в романе любовных линий несколько, но на уроке мы попытаемся выяснить, какую роль сыграла любовь в жизни главного героя, проследим взаимоотношения  Базарова и Одинцовой, обратим внимание на то, чему учит Тургенев, писатель 19 века, нас, читателей  века 21.

Из содержания урока мы должны сделать вывод: Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? «Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви?

На уроке мы будем говорить о любви.

-Знакомо ли вам чувство любви? Что такое любовь?

– А какое толкование слова «любовь» дает словарь?

Любовь – чувство глубокой привязанности, преданности, основанное на признании достоинства, на общих целях, интересах; чувство, вытекающее из отношений близкого родства, дружбы; чувство горячей сердечной склонности, влечения к лицу другого пола.

-А что думали о любви во времена Тургенева? И сам Тургенев?

В атмосфере праздности, характерной для «дворянских гнезд», любовь была чувством, которое культивировалось и поэтизировалось. Считалось, что все тонкости и нюансы этого чувства доступны лишь утонченным дворянским натурам. Недаром еще Карамзину пришлось доказывать, что и «крестьянки любить умеют».

Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви.

По мысли Тургенева, в человеке есть неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому все его герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность.

Любовь – нежное, ласковое и в то же время такое опасное и коварное чувство. Оно приходит незаметно, но готовиться к ее приходу надо заранее. От того, как ты поведешь себя в этой ситуации, может зависеть дальнейшее развитие событий.

– А был ли готов Базаров к любви?

– Согласны ли вы со взглядами Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

– От кого впервые услышал Базаров об Одинцовой?

(слова Ситникова и Кукшиной об Одинцовой)

– Где впервые увидел Базаров Одинцову?

– Дайте ее описание.

– Почему Тургенев показывает портрет Одинцовой глазами Аркадия?

У нас нет иллюстрации портрета Одинцовой; найдены два портрета женщин того времени, которые могут приблизить нас к образу Одинцовой. На ваш взгляд, которая из этих иллюстраций и почему?

– Почему Базаров обратил внимание на Одинцову? Что говорит Базаров об Одинцовой?

– Что можно сказать о Базарове как о человеке, о мужчине?

Базаров считает, что в женщине ум и красота несовместимы. У него цинически-потребительский взгляд на женщину; и кажется, что Базаров не способен к прекрасному человеческому чувству, да и сам Базаров был уверен, что не способен любить).

Когда Аркадий представил Одинцовой Базарова, то и Аркадий заметил си сам Базаров почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. « Вот те раз!   А при прощании – покраснел.

И в следующих высказываниях об Одинцовой Базаров предстает иным :

«Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове». И словно застыдившись: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр». Базаров словно хочет приглушить начало того чувства, которое начинает в нем рождаться, и опять переходит на цинизм.

Базарова эта женщина заинтересовала, поэтому он с удовольствием приглашение Одинцовой приехать к ней в имение.

По пути Аркадия и Базарова  в Никольское, имение Одинцовой, обращает на себя внимание одна символическая деталь. Друзья ехали молча, каждый погружен в свои думы: «Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня 22-ое июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется».

В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, но она приобретает роковой смысл, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя.

Читателю 19 века намек Тургенева был ясен и без специальных справок. Жития святых являлись настольною книгою и в доме патриархального дворянина и в избе грамотея-мужика.

Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия  далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу (Евгений-благородный, Евсевий – благочестивый), а различие в смысловых оттенках имен тоже по-своему знаменательно. За перекличкой этих имен Тургеневу открывалось нечто более важное – сходство и различие судеб.  Праведнику Евсею пришлось бороться с царями Констанцием и Юлианом Отступником и проявить завидное мужество в этой борьбе.

Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: « Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий с учеником своим Мариином Богоугодным посещали город «Долихины».

Враждебно настроенная женщина-ариания бросила в Евсевия  черепицу с крыши и «уязвила зело». От этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем, никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах.

Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что ничего подобного с ним на произойдет. Но жизнь дает ему злой урок.

Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны, она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны, ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием.

Рассчитывая быть единоличным и полноправным творцом своей судьбы, Базаров  столкнется с такими пучинами жизни, которые окажутся неподвластными его самоуверенным расчетам.

– А вы верите в судьбу?

Тургенев верил в судьбу, но по-своему, без фатализма.

Мудрость Тургенева состоит в том, что он показывает разные варианты судеб. В истории Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю «силу» человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

(проводит физорг класса)

-А было ли возможно счастье Базарова и Одинцовой? Интересны ли они друг другу?

– Как ведет себя Базаров, полюбив Одинцову? Что необычного в поведении любящего человека?

– прослушайте диалог Базарова и Одинцовой. Что можно сказать о взаимоотношениях героев?

– Разве сила базаровского чувства не могла растопить лед этой женщины?

Любовь – это не только чувство, не только отношение, но и поведение.

И как раз здесь, пожалуй, самое сложное. Любви-поведению надо учиться, и самым серьезным образом. Надо много думать о том, как вести себя с любимым человеком, чтобы чувства и отношения друг к другу усиливались, а не «разваливались» на глазах.

– А умел ли Базаров «вести себя в любви»? Не спугнул ли он сам любовь в Одинцовой?

– Давайте представим, что пишет в своем дневнике Базаров после объяснения с Одинцовой.

– Сравните запись из дневника Базарова и письмо Тургенева к Полине Виардо.

«Все мое существо устремлено к Вам, как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение, я не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне. О мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед глазами, и он поклоняется мне». И это будет истинная правда».

– Каким должен быть, по мнению Тургенева, мужчина в любви?

– Значит, Базаров сам виноват в том, что его любовь не состоялась?

(Нет, так  как Одинцова любила спокойствие. « Нет, – решила она наконец,- спокойствие все-таки лучше всего на свете».)

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится  у него из рук, и самозаражение его кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Но разве Базаров отказался от борьбы со своей болью, раскис, стал унижаться перед Одинцовой, как унижался Павел Петрович перед разлюбившей его женщиной? Нет, он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И кто знает, если бы не смерть, он, может быть, справился бы с этой болью!

Тургенев показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.

Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

(2 и 3 задания – на выбор)

(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Разработала: учитель русского языка

и литературы МОУ «Гумбейская СОШ»

Нагайбакского муниципального района

1. Проникнуть путём совместного исследования в сущность взаимоотношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой, за счёт чего глубже постичь своеобразие характеров этих недюжинных героев.

2. Пробудить у учащихся желание иметь своё мнение, пусть даже неожиданное для традиционного литературоведения; формировать у них умение доказательно вести в споре свою линию, а не огульно отрицать всё, что расходится с собственным мнением.

3. Воспитывать уважение к натурам стойким, мужественным, гордым, способным на глубокие, сильные чувства.

1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Черновые варианты текста И. С. Тургенева «Отцы и дети».

3. Презентация «Базаров и Одинцова. Испытание любовью». (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Тип урока: урок – исследование.

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

технология решения исследовательских задач, информационно- коммуникационные технологии.

Вступление к теме урока.

1. Учитель сообщает о теме урока и обращает внимание ребят на слайд №1, затем спрашивает учащихся о том, что они подразумевают под словом «любовь».

2. Обращение к толковому словарю С. И. Ожегова, сравнение собственных высказываний ребят со статьёй словаря.

3. Понимание сущности любви великими людьми (обращение к слайду №2).

Обращение к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1. Сколько любовных линий в романе? Назовите их. ( В романе 4 любовные линии: Павел Петрович – княгиня Р.; Николай Петрович – Фенечка; Аркадий – Катя; Базаров – Одинцова).

2. Какая, на ваш взгляд, самая интересная линия и почему?

3. А теперь подробнее остановимся на любовной линии: Базаров и Одинцова.

1. Об образе Базарова мы уже много говорили. А вот кто такая Анна Сергеевна Одинцова? Она ещё не появилась на страницах романа, а мы уже многое о ней узнаём. Вспомните что и от кого? (глава 14: Базаров и Аркадий в гостях у Кукшиной. В этой сцене мы слышим противоречивые мнения Ситникова и Кукшиной о характере Одинцовой). С кем согласны Вы? Почему?

2. Что мы узнаем о жизни Одинцовой до встречи с Базаровым? (работа с текстом- гл. 15, 17; пересказ отдельных сцен)

3. Каков характер Одинцовой? (гл. 15: высказывания учащихся с опорой на текст)

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой (гл. 14: бал у губернатора).

1. Расскажите о сцене «встречи» Базарова и Одинцовой.

3. Нарисуйте словесный портрет Одинцовой.

4. Почему Одинцова заинтересовалась Базаровым? (Из-за восторженного рассказа Аркадия о Базарове, «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить»).

Развитие взаимоотношений Базарова и Одинцовой (гл. 15: гостиница; гл. 16: в усадьбе Одинцовой.).

1. Чтение начала 15 гл.

2. Что можно сказать о поведении Базарова в этом эпизоде?

3. « Чьими глазами» оно показано?

4. А как себя ведет Одинцова?

Вывод: Поведение Базарова мы видим «глазами» Аркадия: Базаров робеет, смущается. А Одинцова спокойна, умело ведет разговор, переходя от музыки, которая мало увлекает Базарова, к ботанике.

6. Работа с черновиками. Технология решения исследовательских задач.

Сравните черновой и окончательный варианты предложенных отрывков. Почему Тургенев пришел к таким изменениям? (ученики получают листочки с черновым и окончательным вариантами отрывка).

– А все-таки она прелесть, – промолвил Аркадий.

-Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр.

– Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже.

– Величайшая эгоистка, эпикурейка,- продолжал Базаров,- а точно прелесть. Надо будет к ней поехать.

-А все-таки она прелесть,- промолвил Аркадий.

– Этакое богатое тело!- продолжал Базаров.- Хоть сейчас в анатомический театр.

-Ну, не сердись, неженка. Сказано – первый сорт. Надо будет к ней поехать.

Вывод: Тургенев сознательно снижает моральный облик Базарова, пытаясь подменить его чувство грубой чувственностью.

8. Но почему же все – таки Базаров увлекся Одинцовой? (Она красива, обладает женским обаянием, умением держаться с достоинством и тактом. Но подлинное чувство возникает, когда он видит перед собой умного, способного понять его человека, т.е. когда начинается духовное взаимопонимание).

9. А что нового вы заметили в отношении Одинцовой к Базарову в 16 гл. (сопоставьте с 14 гл.). (если в 14 гл. Одинцовой любопытно видеть человека, который ни во что не верит, то в 16 гл. мы читаем следующее: «Базаров ей понравился», «Странный человек этот лекарь», «Она видела в нем что-то новое»).

10. Чтение сцены-спора между Базаровым и Одинцовой об индивидуальности человека. (гл. 16). Чья позиция вам ближе и почему?

11. Итак, Базаров настроен по отношению к Одинцовой положительно, тогда почему же мы слышим из его уст такие отрицательные характеристики: любовь – «гниль, чепуха» (гл. 7), «белиберда, дурь» (гл. 14), «нет толку – брось» (гл. 17)( Возможно, это происходит от того, что до встречи с Одинцовой Базаров в любовь не верит).

Любовь Базарова (гл. 17. )

1. Что же произошло с Базаровым после встречи с Одинцовой? (Он полюбил и начал понимать, что любовь существует вопреки его теории: рушится еще один его принцип).

2. Как сам Базаров относится к своему чувству? (Оно его мучит и бесит).

4. Обратимся к слайду: какой эпизод из романа запечатлён на иллюстрации? Какие строчки из произведения вы бы подписали под ней?

4. Работа с черновиками. Технология решения исследовательских задач.

Сравните черновой и окончательный варианты отрывков из текста. Что хотел Тургенев подчеркнуть в окончательном варианте?

В самом деле? Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же: равнодушный и холодный, как я.

В самом деле? Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я.

Вывод: в окончательном варианте Тургенев не открывает до конца такие грани характера Одинцовой, как равнодушие и холодность. Он заставляет читателя задуматься над тем, что же общего между Базаровым и Одинцовой и почему они «сошлись».

5. Чтение эпизода из 17 гл.: Базаров у Одинцовой. Вечер. В чем разница в поведении данных героев? (Базаров мучается, испытывает душевное потрясение, а Одинцова кокетничает).

Сцена признания (18 гл. Слайд №3).

1. Обращаемся к слайду №3 данной презентации. Какой эпизод из романа «Отцы и дети» связан с данным слайдом? (Сцена признания Базаровым в своих чувствах к Одинцовой).

2. Почему сцена признания дана автором не в вечерний час, а днем? (Уже нет очарования ночи, которое вливается в душу и заставляет ее трепетать – все разумно).

3. Чтение сцены признания по ролям.

4. Почему Одинцова отвергла любовь Базарова? (Она решила: спокойствие лучше всего на свете, она способна к потрясению, к большой любви).

5. Почему же тогда она так добивалась признания Базарова? (Ей было приятно видеть у своих ног сильного, гордого человека, равного по силе характера ей).

6. Что нового появляется в отношении Одинцовой к Базарову? (Гл. 19: «Я боюсь этого человека»).

Обращение к словам Д. И. Писарева. ( Слайд №4).

1. Писарев: «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресшим прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».

2. Так ли это? Все ли прошло? Согласны ли вы с мнением Д. И Писарева. ( Мы не можем согласиться с Писаревым, так как чувства Базарова глубоки и серьезны).

Третье посещение Базаровым Анны Сергеевны в Никольском. (гл. 25).

1. Что на ваш взгляд произошло самое важное в это третье посещение? (Базаров понял, что Одинцова не изменит своего решения и уже никогда его не полюбит. А ещё он увидел то, что раньше было скрыто от него – это алчность Одинцовой (сцена разговора Одинцовой и Базарова о том, что Аркадий просит руки Кати. Здесь бросаются в глаза такие детали, как неестественный смех Анны Сергеевны и цвет её лица, который постоянно меняется: «Ее лицо попеременно краснело и бледнело». (гл.26)

Последняя встреча Базарова и Одинцовой. ( Слайд №5)

1. Пересказ данного эпизода.

2. Почему Базаров так «неаккуратно» заразился?

3. О чем свидетельствует последняя фраза Базарова?

(Базаров, будучи пунктуальным и трезво мыслящим человеком, так нелепо заразился, возможно, потому , что в момент вскрытия думал не о том деле, которым занимается, а об Одинцовой и о чувствах к ней (в ХIХ веке жития святых были хорошо известны, так что Тургенев мог ограничиться намеком. 22 июня (день рождения Базарова) было днем Святого Евсевия. Святой этот мужественно боролся с царями Констанцием и Юлианом Отступником, умер же он от случайной раны, нанесенной ему женщиной. Какой роковой намек и какой небрежный вызов судьбе!). Последняя его фраза свидетельствует о том, что перед нами теперь истинный Базаров, безо всякой напыщенности, т.е. очень ранимый, романтичный и умеющий любить. Сразу же напрашиваются стихи А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». А также можно провести ассоциацию со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Нищий».)

4. Почему, по вашему мнению Одинцова, боясь заразиться и осознавая всю меру опасности своего поступка. (что подчеркивает такая деталь, как перчатки), все-таки целует Базарова перед смертью?

(Одинцова целует Базарова перед смертью, но это ни в коем случае не говорит о ее любви. Так что же это? Жалость или прощение? Очевидно, ни то ни другое: она просто не хочет быть слабее Базарова, это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие. Она не может позволить торжествовать опять Базарову над собой, как тогда, когда она «краснела и беднела». Итак, происходит дуэль на равных).

Вывод по уроку.

2. Как бы вы теперь обозначили тему урока? (Скорее всего учащиеся изменят ее, так как слово «любовь» относится прежде всего к Базарову, но не к Одинцовой).

4. Звучит романс Н. И. Харито «Отцвели хризантемы».

5. Слайд № 6. Какой эпиграф данного слайда вы предложили бы к теме нашего урока? Почему?

Написать письмо Базарову или Одинцовой.

1. О.И. Любимов. Смертельная рана Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Статья в сборнике: Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х ч. / МО РФ, Челяб. фил. И ПО; Сост.- обраб. Ю.А. Копейкина. – Челябинск, 1993. – ч. 1

2. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент. : Кн. для учителя / П. Г. Пустовойт. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002.

3. Д.И. Писарев. « Базаров» (разные издания).

4. Сквозь даль времен. Учебник по русской литературе второй половины XIX века для 10 класса. Часть 1. / Под редакцией В. Г. Маранцмана. Изд. Второе, испр. – СПб: «Специальная Литература», 1997.

Ход урока

Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.

– В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)

– Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)

– Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)

– Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём)

– А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)

– Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)

– Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:

В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности.

Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.

(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)

– Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом».

(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).

– Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

–  Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

В этом произведении И. С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

  • Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
  • Тургенев И. С. Избранные сочинения – М.: Худож. лит., 1987. ( Б-ка учителя)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *