УРОК ПО РАССКАЗУ ЛАПТИ БУНИНА 5 КЛАСС

Рассказ И. А. Бунина «Лапти» можно предложить учащимся для внеклассного чтения. Текста в учебнике-хрестоматии нет. Правда, текст рассказа размещен в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 кл.» в разделе «Тексты для подробного или сжатого изложения» № 5 (М., 2004).

Возможно, стоит рассказ прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения.

Технологическая карта урока выглядит так:

Подготовка к уроку.

Вопрос к аудитории:

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? (Примечание. Можно задавать на каждой остановке от одного до трех вопросов, но я задаю один и тот же для того, чтобы очевиднее стала для слушателей динамика изменений их предложений).

Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». « О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». « Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти».

После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. ( Чтение вслух, про себя, вполголоса).

Первая часть текста.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?».

Стадия осмысления и стадия вызова.

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?

– Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.

– Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». « Случится чудо». « Пурга вдруг закончится и приедет врач».

Вторая часть текста.

«Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

– Ну что, барыня, как? Не полегчало?

– Лапти? Что за лапти такие?

– Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

– Как добывать?

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

– Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

– Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».

Вторая остановка в чтении и беседа.

– Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.

Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». « Нефед придет с врачом». « Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».

Третья часть текста.

«Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

– Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

– Господи, помоги! Господи, защити!

Третья остановка в чтении и беседа.

– Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». « Пурга утихнет». « Придет Нефед».

Четвертая часть текста.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Четвертая остановка в чтении и беседа.

– Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.

Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.

Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». « Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». « Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось».

Чувствуется ожидание счастливого финала.

Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос.

– Нефед замерз, но он достал лапти.

– Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.

Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия. Можно развернуть обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.

Примерные вопросы:

Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности.

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Ход урока

Сегодня мы познакомимся с творчеством И. А. Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении  своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось  дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В. А. Жуковский, поэтесса и переводчик А. П. Бунина, путешественник и географ П. П. Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина,  посвящены  чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М. Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин  встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны  и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И. Шмелевым и Д. Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции.   Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И. А. Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей,  встречаются самые разнообразные русские  характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом?  (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. Обратиться к словарю С. И. Ожегова: лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И. А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга;  4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И. А. Буниным?

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в  тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти;   зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

1) Болезнь ребенка;

2) За лаптями в Новоселки;

3) Ночь ожидания;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. ( В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

Обратиться к словарю С. И. Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

2) Далее – как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С. И. Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. ( Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

– Как относится к своему герою автор? Отношение автора можно понять из подробностей сюжета, которыми заканчивается рассказ. Каких?

1) Даже погибнув, Нефед добыл лапти ребенку; 2) смерть Нефеда явилась спасением для заблудившихся новосельских мужиков.

Авторское отношение к образу Нефеда выражено в некоторых деталях текста. Каких?

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. ( Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. ( Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И. А. Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

5) горечь смерти;

6) уважение автора к крепостным людям.

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И. А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

1) Напряженность сюжета;

2) Выразительность языка;

Прочитав и проанализировав рассказ И. А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

3) Сложно ли было читать это произведение?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И. А. Бунина?

А домашнее задание  даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

К работе прилагается презентация (Приложение 1).

помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.

Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом, уметь слушать и вступать в диалог.

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

1. Самоопределение к деятельности

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приглашаю вас окунуться в прекрасный мир литературы. Разговор, который мы с вами будем сегодня вести, очень серьезный.

– Как вы понимаете значение слова «милосердие»? (ответы детей)Милосердие буквально означает милость сердца, способность с любовью относится к ближним, то есть ко всем людям, умение сострадать, заботиться. Что же послужит предметом нашего разговора сегодня на уроке?

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация

– Тема урока звучит так: «В чем красота души?» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

– Посмотрите на название рассказа, который будем изучать, на тему урока. Будут ли они связаны? Не совсем ясно. Это и будет целью нашего урока, попробуем ее сформулировать. Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

(Цель: проанализировать рассказ и подумать, как связано содержание рассказа с выражением «Красота души», чьей души, и в чем эта красота выражается)

3. Работа по теме урока

1) Слово о писателе и произведении

– Мы продолжаем знакомиться с творчеством известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Что мы знаем об этом выдающемся человеке?

– Обратимся к названию рассказа – «Лапти». Написан он в 1924 году. Следует отметить, что Бунин во время написания рассказа находился за границей. Как вы думаете, какие чувства испытывал автор во время написания этого рассказа? (тосковал по родине, а если он и рассказ назвал так, то, испытывал уважение к крестьянам, их труду)

– При работе с текстом нам встретятся слова, значения которых могут быть не совсем понятны. Давайте разберем их. Перед вами маршрутные листы. Обратите внимание на задание 1. Ваша задача – установить соответствие между словом и его толкованием.

полукафтан, верхняя одежда у крестьян

низкие широкие сани

низкая обувь, сплетённая из древесного лыка

красная анилиновая (маслянистая) краска

старинная русская мера длины

прикреплённая к палке верёвка или круглый кожаный ремень

малый населённый пункт

в течение одного дня

Проверим (обращение к слайду) – взаимопроверка Слайд 7 (КАРТИНКИ)

2)Работа над анализом произведения

Аудиозапись + музыка Г. Свиридова «Метель»

Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

– А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

– Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

– Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

– С какими героями мы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня)

(на доске и в ). Что привлекает внимание и почему? (имя имеет только Нефед). А почему? (Он главный герой)

– В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.) Докажите это описанием в тексте. ( Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

– Какое художественное средство использует автор в этом предложении? Какова роль этого эпитета? Какую картину рисует автор?

– Чтение вступления сопровождалось композицией «Метель» Георгия Св

Какое настроение вы почувствовали в музыке? (русский пейзаж, передает картину зимней метели, зимней дороги) Соответствует ли музыка прочитанному отрывку?

емалую роль в произведении играют цвета, которые использует автор. Всякий цвет может толковаться как символ. Какими цветами пользуется Бунин? (Основные цвета – белый и красный). Отметим в маршрутных листах.

– Найдите в тексте предложение, где представлен белый цвет («В белом от снега и холодном хуторском доме»). Обратите внимание, какими прилагательными описывает автор дом? («в белом» и «холодном»). Наверное, это неспроста. Какие ощущения вызывает сочетание этих слов? (холод, отсутствие уюта, что-то тревожное, страшное, возможно, даже смерть)

– Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

Как представлен красный цвет в рассказе? (“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”)

– Как ведут себя по отношению друг к другу эти цвета? Противопоставлены (контраст). Отметим для себя четко обрисованный контраст белого и красного цветов.

– Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.) Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей. – Вот так выглядели крестьянские дети того времени (слайд на экране) – конца 18 века: худой, кафтанчик, старые штаны, шапка да лапти. Их можно покрасить фуксином, чтобы они стали красными, но в народе этого не делали. Красные лапти в бреду пригрезились мальчику.

, почему именного красного? С чем, как правило, ассоциируется этот цвет?

– Верно, с одной стороны, кровь, смерть, что-то нехорошее, зловещее, а с другой? Вспомним выражение, которое можно слышать о человеке «кровь с молоком» – что оно означает? Верно, отменное здоровье, значит, у красного цвета есть и значение «жизнь»С одной стороны, ребенок страдает, в жару, в бреду, а с другой – мы все равно надеемся на то, что он будет жить.

– Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

– А каким же вы его себе представляете? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

– Рассмотрите портреты Ивана Николаевича Крамского «Полесовщик» (лесник, лесной сторож), Василия Григорьевича Перова «Странник» с изображением старцев.

– Похож Нефёд на них? Чем? Какое главное качество можно добросердечие, смирение,  мудрость, сила)

– Как относились друг к другу барыня и Нефед? (с добротой, уважениемПочему вы так решили? (Она называет его

– Пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст? (предположения)Об этом мы узнаем из следующего фрагмента.

ФРАГМЕНТ 2 Читает ученик

– Как же дальше развивается сюжет? (Нефед идет в Новоселки) (изображение Нефеда) Вспомним, что говорил Нефед в 1 отрывке, когда уходил из дома? (значит, душа желает) Чья? (больного ребенка)

– Что он взял с собой? (кнут)Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Или использовал  как средство опоры в метель)

– Обратим внимание на цвет, найдите в тексте: «потонул в белом, куда – то бешено несущемся степном море». Снова «белое» – что же подчеркивает здесь автор? (показывает страшную, разрушительную мощь стихии)

– Помимо цвета, автор использует и художественное средство – какое? (метафору, олицетворение). Какую цель преследует автор, используя ., цвета? (дать читателю окунуться в атмосферу тех событий)

– Нефёд был уверен, что доберется до Новосёлок? (она мне в зад, пыль-то – успокаивал барыню). А сам понимал опасность своих действий.

Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, смелый человек, а главное – готовый на самопожертвование

ФРАГМЕНТ 3 Читает ученик

– Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

– Как Бунин рисует обстановку в доме? Что чувствуют домашние? (Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда)

– Каково было в доме без Нефеда? (неуютно, страшно). Докажите (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

– Мы ощущаем то, что чувствуют герои? А какие средства выразительности помогают нам в этом? (олицетворение, метафора).

– Вспомните, во время работы с двумя первыми фрагментами мы обращали внимание на цвета. Как они представлены здесь? (белым и красным цветами). Найдите в тексте.

– Что противопоставляет автор? (жар ребенка и бездну снежного урагана, в который ушел Нефед)

– Раздался торопливый, зловещий стук в дверьВспомните, как входил в дом Нефед? (тихо, притворив дверь)Верно, именно поэтому ожидающие Нефеда в тревоге, они понимают, что стук иного рода, значит, это не НефедА кто – об этом мы узнаем из последнего отрывка.

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

– Стук действительно оказался зловещим. Почему? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

Обратим снова внимание на основной цвет, который использует Бунин в этом отрывке – белый. Приведите примеры из текста: белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефед; страшный снег, разгребать снег. Теперь мы уже понимаем его символическое значение. И снова здесь роль цвета перекликается с 1 отрывком. Вспомните – белый и холодный, здесь – белый, мерзлый и мертвый. Что хотел сказать нам Бунин еще в начале произведения? (трагедия была предопределена, смерть Нефеда неизбежна)

– Но подумаем, смерть Нефёда была напрасной? (Нет, ведь он добыл лапти, пузырек с фуксином)

– Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас не только больного ребенка, но и мужиков? (Да. Раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).

– Финал рассказа не дает прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?», он открытый. А как вы думаете? Вспомним, к чему мы обращались на протяжении всего урока – к цвету. Ребенок просил красные лапти. А красный цвет – цвет

(Ценой другой жизни)

Финал открыт, значит, не это главное. А что? (То, что совершил Нефед)Что же сделал Нефед? (ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика).

Нефед считал подвигом свой поступок? Давайте подумаем, чем подвиг отличается от поступка?

– В чем же главное отличие подвига? (в жертвенности, в способности и готовности отдать жизнь за другого человека, даже незнакомого тебе)

Значит, Нефед совершает подвиг. Какой вывод мы можем сделать об этом человеке? Какие чувства вызывает в

Вернемся к кластеру. Оправдано ли то, что только Нефед наделен именем? (да, он герой)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и – вверх поднять.

Руки плавно опустили –

Всем улыбки подарили.

Решение Нефёда идти в Новосёлки

Эпизод со спасшимися в пургу

Проверка (СЛАЙД 16)

Композиция помогает читателю понять замысел автора. Какой цели он хотел достичь? Что он хотел до нас донести? Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям)

– Верно, рассказ «Лапти» имеет очень глубокий смысл, поучительный. Как называются рассказы, в которых есть поучениеПосмотрите на определение. Можно ли рассказ Бунина назвать притчей?

Всегда, во все времена были люди, готовые протянуть руку в трудный момент жизни, умеющие сострадать. Обратимся к притче о добром самарянине (видеозапись)

Как связана эта притча с рассказом «Лапти»? Каков главный смысл обоих произведений? (милосердие)

Обратимся к теме нашего урока и подумаем над смыслом рассказа, смыслом притчи: в чем же красота души? Достигли мы цели урока?

-Ребята, а почему рассказ называется «Лапти»? (ответы детей) Это простота и в то же время жертвенность русского мужика. Н АДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ

– Мы узнали, кто главный герой рассказа Бунина, а главное – что он совершил подвиг, пожертвовал собой ради спасения ребенка.

– Жертва Нефеда, друзья, это высшая форма жертвенности, на какую только способен человек. А мы с вами в жизни часто тоже жертвуем чем-то ради блага близкого человека, верно? Или же жертвуют ради нас. Как вы думаете, чем же? (временем, здоровьем, вещью, спокойствием, комфортом)

– Посмотрите на изображение солнца, которое прикреплено к доске.  На лучиках написаны слова. Все ли вы принимаете в качестве жизненных ценностей для себя? (ответы, убрать отрицательные)

Эти ценности помогают нам с вами не потерять себя, своей души в этом сложном современном мире.

Жизнь и в самом деле нуждается в милосердии, оно, как солнце, согревает души. Я рада, что наш урок заставил трудиться ваши души и что наш разговор нашёл отклик в ваших сердцах.

подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.

написать сочинение-рассуждение на тему «Милосердие в нашей жизни».

. Оценивание (работа в листах самооценки)

Одно есть только в мире счастье — Весь божий свет душой любить. И.Бунин

Цель урока: знакомство  с творчеством И. А. Бунина  и  его рассказом  «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Сообщение темы и цели урока.

Как вы понимаете слова эпиграфа?

– Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

– Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти».

Записываю на доске предположения

Давайте прочитаем, как И. Бунин назвал своё произведение?

Предположите, о чём будет это произведениеВысказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить, о ком пойдёт речь?

Стратегия ключевых слов» Фразы на доске

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

– Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. Задача:   провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением

IIэтап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось

«Чтение вслух с остановками

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

-Почему автор обращает внимание на погодные условия?

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

-Почему мать одна переживает за сына?

-Чем можно помочь сыну?

-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?

-Давайте предположим, чем можно было бы еще помочь?

Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

Мотнул шапкой, задумался.

-С какими героями вы познакомились?

-Кто такой Нефед?

– Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.) Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?( Федор.

Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог

«Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

Учитель. Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

Почему мать мальчика называет его Нефедушка?

-Почему он интересуется состоянием мальчика?

-Что заставило героя задуматься?

-О чем он мог задуматься?

-Почему автор описывает одежду Нефеда?

-Что значит здесь слово твердо?

Как добывать?- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Словарная работа: фуксин- краситель красного цвета, главным образом для крашения бумаги и кожи

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!

-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?

-Почему он не подумал об этом?

, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.

Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую пору не вернешься.

Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее.

Словарная работа: зипун- верхняя крестьянская одежда из грубого сукна.

Словарная работа: Обыдёнкой — в тот же день.

-Почему Нефед делал все это , ни слова не говоря?

-Что значат слова писателя «бешено несущееся степное море»?

-Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?

-Почему ночь казалась еще страшнее?

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями

-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

-Каково состояние матери ? Надеется ли она на положительный исход событий?

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

-Почему стук в окно был «зловещим»? Кто мог стучать в окно?

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?

-Что значит фраза автора «решили пропадать»?

-Почему автор заканчивает своё предложение многоточием?

-Почему спаслись мужики?

-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?

-Почему автор и это предложение заканчивает многоточием?

III. Работа с текстом после чтения.– корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом.

Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла

-Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

– Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

– Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

Посмотрите на портреты И. Н. Крамского «Полесовщик» и В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

– Похож Нефёд на них? На кого больше? () Почему на него?

– Какое главное качество можно выделить? (тихий, спокойный, добрый

Составление  синквейна  (Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Живёт, трудится, помогает

Работает, сопереживает, отправляется

Спасает других, жертвуя жизнью

Погибает ради спасения других

Настоящий человек Герой

-Как можно назвать тему нашего урока?( «Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)

-Чью жизнь спас Нефед?

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

-Каково по жанру прочитанное произведение и почему? Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описан 1 эпизод из жизни героев; небольшой объем – 1 страница; несколько героев: мать, Нефед, новосельские мужики, мальчик.)

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора .

Почему рассказ так назван?

-Заглавие связано с темой произведения или идеей?

Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

-Чтение статьи в учебнике о И. Бунине. (рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения)

Вопросы по иллюстрации:

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли его видение с вашим

VII. Итог урока   – Что понравилось сегодня на уроке?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *