Современные дети представляют особое поколение, по-особенному воспринимающее и обрабатывающее информацию. Их личности формируют интернет, медиа сфера, социальные сети. Если в советское время дети хотели быть похожими на литературных героев, известных космонавтов, ученых, в первые постсоветские десятилетия – на персонажей из литературы и героев фильмов, то ученики 2010- и 2020-х выбирают для себя ориентирами лиц из медиа-пространства (блогеры, рэперы, звезды YouTube). То есть литература у современных детей ушла даже не на второй, а на очень далекий план. Поэтому все труднее выбрать формы работы на уроках литературы, которые были бы интересны ученикам и при этом позволяли бы учителю решать поставленные задачи. Ведь именно эти уроки объясняют и воспитывают в детях человечность, милосердие, сочувствие, бескорыстность, честность и другие основополагающие качества сильной личности.
К сожалению, в современной школе мы наблюдаем разобщенность учителей и учеников. Кажется, иногда мы говорим с детьми на разных языках, при этом испытывая невероятное желание поделиться с ними своими чувствами и понятиями.
В современных УМК, программах сохраняются методы и приемы работы в рамках традиционных уроков, которые существовали еще в советской школе, хотя поколения учеников сменились уже много раз. При этом каждому учителю понятно, что усвоение предмета, решение учебных, воспитательных и развивающих задач происходит только в том случае, когда ребенку интересно постигать новое и понятно, как это делать. Проблемы, о которых идет речь, были сформулированы в Концепции преподавания русского языка и литературы 2016 года и получили название «Проблема мотивационного характера» и «Проблема методического характера».
С какими же трудностями сталкивается учитель литературы в средней школе:
1) дети не читают произведения;
2) дети не пишут самостоятельно характеристики героев, домашние сочинения, ответы на вопросы, а скачивают их из интернета;
3) дети не понимают, для чего им необходимо изучать конкретные произведения и знать о проблеме того или иного героя.
Надо отметить, что эти трудности связаны с особенностями (психологическими, социокультурными) современного юного поколения. Они привыкли к динамике, фрагментарно воспринимают информацию, быстро ее анализируют и отвергают ненужное. Их внутренняя система ценностей предполагает критерии «интересно», «ярко», «занятно», «близко мне».
Старые формы работы (инсценировка, суд, письменная характеристика героя) редко могут заинтересовать обучающихся. Так, учителя сталкиваются с необходимостью выработать новые формы работы, которые станут результативными и получат отклик у учеников.
Хотелось бы предложить несколько новых форм работы, опробованных в 6-9 классах в рамках учебного предмета «Литература»:
1) ток-шоу. Это формат обобщающего урока. В роли ведущего выступает учитель, который заранее распределяет роли, обязательно должна быть группа экспертов, которая в конце подводит итог и помогает решить проблему, вынесенную учителем в качестве названия «передачи». Ток-шоу помогает поставить точку в анализе нравственной проблематики произведения.
2) флешмоб «Я тебя запомнил» – формат заключительного урока в полугодии или учебном году. Это своеобразная форма рефлексии, когда перед учащимся стоит задача перевоплотиться в героя, с которым они познакомились в школьной программе, и представить его перед классом. В монологе необходимо отразить значимость героя, качества персонажа, которые вызывают у читателя уважение или напротив неприятие или сатирический смех.
3) урок внеклассного чтения «Рекламный ролик». Подобные уроки проводятся мной несколько лет подряд 2-3 раза в год. Выступающий в течение 1-2 минут должен пробудить интерес у класса к книге, которая была им выбрана. Можно использовать собственные иллюстрации, плакаты и другое. В конце каждого выступления класс голосует: хочется прочитать или нет. После подобных уроков дети активно обмениваются книгами. Важно отметить, что в конце каждого выступления ученику нужно задать вопросы: 1) как эта книга к тебе попала (почему выбрал сам/кто посоветовал) и 2) чему мы можем поучиться у героев, что почерпнуть из их опыта. Часто дети приносят книги о дружбе, трудностях подросткового возраста, но даже в развлекательном рассказе нужно попробовать разглядеть что-то полезное для ребят.
4) интервью литературного героя. Данная форма работы позволяет учащимся понять персонажа, который после прочтения может показаться далеким и незнакомым.
5) создание страницы литературного героя в социальной сети. Этот прием может быть использован как на уроке анализа образов главных персонажей, так и на уроке-обобщении. С помощью ведения странички героя можно проследить за эволюцией его характера, проиллюстрировать его размышления, проанализировать и сформулировать в виде текста-подписи под фото проблемы, сомнения и надежды, которые он испытывает.
Таким образом, предложенные формы работы на уроках литературы дают хороший результат. Отслеживается положительная динамика активности учащихся на уроках литературы, интерес к чтению – в том числе классических произведений – повышается. Классы глубже вникают в нравственную проблематику произведений, герои и их проблемы становятся для них более объемными и материальными.
В связи с широкой распространенностью социальных сетей, в которых учителя и ученики «дружат», появилась идея усовершенствовать формат читательского дневника. Традиционная форма работы по ведению дневника летом или в течение года (занесение сведений о названии произведения, авторе, героях и фабуле) устарела и не только не мотивирует современных школьников читать классику и детскую или подростковую литературу, но и отталкивает их от книг. Возможно реализовать пробный проект по читательским отзывам в популярной социальной сети (например, ВКонтакте или Инстаграм), результатом которого станут «живые» мнения и рекомендации детей. При этом в отличие от традиционного читательского дневника такая форма будет не просто боле привлекательной для школьников, она даст возможность учителю быстро отреагировать и проверить работу, а его ученикам обсудить отзыв.
Нетрадиционные уроки литературы
Караховская Наталья Николаевна
МОУ СОШ №12
При всем множестве определений чаще под технологией понимают: 1)Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; 2)Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая педагогическая технология – это, прежде всего, процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию) и организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении конкретного обеспечения участниками. ( Селевко Г. К.)
Употребление термина «нетрадиционныйтип урока (или форма урока уместно в контексте понимания технологического подхода. Бесспорно, все новое – хорошо забытое старое, и любой новейший тип урока можно соотнести с традиционной классификацией уроков. Вместе с тем применение нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации.
Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умению отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школьных предметов, дебатная, модульная, проектная технологии, – в конечно счете преследуют общую образовательную и воспитательную задачу: формирование компетентности личности, способной ориентироваться в современном, постоянно меняющимся мире.
Осуществление современного образовательного процесса невозможно в отрыве от последних достижений науки и техники и передового опыта в педагогической практике. Поскольку деятельность школы как социального института направлена на развитие интеллектуально творческих возможностей учащегося, важно разработать наиболее эффективные алгоритмы работы с каждым учеником.
Средством формирования исследовательских умений у учащихся могут выступать характерные для научных школ семинары и конференции, а также игромоделирование, под которым нам видятся различные типы нетрадиционного интерактивного урока. Выбор информационно-творческой модели современного урока, при котором знания лишь средства для развития творческих способностей учащихся, для каждого учителя индивидуален.
При выборе методической формы урока педагог опирается на весь комплекс образовательных задач, который предстоит решать. Уровень подготовленности класса предусматривает вариативность методических форм и приемов организации урока.
Нетрадиционные уроки литературы условно можно разделить на четыре блока:
– позиционные уроки
– исследовательские уроки
– имитационные уроки
– аналитические уроки
-урок – дебаты
-урок – творческая мастерская
– урок – синквейн
-урок – литературный ринг
-урок – литературная композиция
-урок – литературная гостиная
-урок – устный журнал
-урок – аналитическая беседа
-урок аналитического чтения
-урок – чтение с остановками
-урок – совместный аналитический обзор
-урок-анализ цветовой палитры произведения
I. Позиционные уроки
Эту категорию составляют уроки, содержание которых предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему персонажей-антиподов, двойников или двух лагерей персонажей. Результативно использовать эти формы уроков, если изначально произведение задумано автором как полемический ответ на другое произведение писателя-современника, или самой своей публикацией вызвало в современной критике различные интерпретации. Данная разновидность урока рассчитана на развитие у учащихся умения четко формулировать позицию литературного персонажа и/или автора, и свою позицию, логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на художественный текст.
Образовательная технология дебаты появилась сравнительно недавно и уже приобрела определенную популярность и у учителей, и у учащихся. Известные еще в период древнегреческой демократии, дебаты в применении к форме урока соотносимы с широко используемыми в недалекой педагогической практике с уроками – диспутами, уроками –дискуссиями. Сегодня уроки-дебаты не только создают проблемную ситуацию и стимулируют к поиску вариантов решения. Но и способствуют развитию логического и одновременного критического мышления, приобретению умения и навыков ведения дискуссии с оппонентом, формируют терпимость к различным взглядам, умение рассматривать предмет или явление с разных позиций, методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.
Урок-дебаты имеет форму интеллектуальной игры с обязательным этапом предварительной подготовки и в качестве такого не может использоваться часто, наиболее уместен на обобщающем этапе определенного образовательного периода. Зато вполне приемлемо периодически проводить занятия с элементами «дебатной» образовательной технологии, постепенно формируя способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь.
Алгоритм проведения уроков-дебатов:
1. Учащиеся одного или двух классов формируют две команды по четыре человека, один из которых является капитаном-координатором.
2. Обсуждение заданной темы в форме тезиса, требующего доказательств соответственно с двух диаметрально противоположных позиций:
А) одна команда должна привести аргументы в пользу данного положения;
В) другая команда, напротив, – представить доказательства, опровергающие позиции противника, корректно и последовательно проиллюстрировать ошибочность и слабые стороны обсуждаемого положения.
3. Жеребьевка непосредственно перед началом дебатов решает, какую сторону будет защищать команда, утверждающую или отрицающую.
4. Процесс обсуждения происходит в соответствии с обоюдно установленным регламентом (например, каждому выступающему отводится 3-4 минуты), за порядком выступлений следит эксперт.
5. Цель выступлений участников дебатов – приобретение навыков выстраивать убедительную систему аргументов.
Примерная тема для урока-дебатов: Ф. М. Достоевский более «тяжелый», «мрачный», «неясный», «ненужный», «реакционный», чем «трудный», «современный», «вечный». (10 класс)
Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог, вариант, в каком-то смысле прототип урока – дебатов. Урок-диспут трудно отнести к новым методическим формам проведения урока, однако при этом указанная форма не перестает быть нестандартной, поскольку потенциально содержит бесконечное число вариаций раскрытия содержания произведения. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.
В основе любого диспута – столкновение разных точек зрения. Это могут быть разные мнения героев одного произведения или героев разных произведений, написанных художниками-современниками, а могут быть мнения разных критиков по поводу основной идеи произведения. В любом случае, в основе такого урока – проблемная ситуация, конфликт.
Примерная тема для урока-диспута: Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне». (11 класс)
В отличие от урока – дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
Примерная тема для урока-дискуссии: Гений и злодейство – две вещи несовместимые? (по трагедии А. С Пушкина «Моцарт и Сольери»). (9 класс)
Уроки с элементами дебатных технологий объединяет создание ситуации, представляющей выбор позиции, поведенческой стратегии, которая, в свою очередь, основана на собственной оценке героя, поступка, картины, авторской позиции.
Уроки этой группы рекомендуется использовать при анализе художественных текстов, содержащих проблемную тему, систему образов-двойников, два противоположных лагеря персонажей, открытую позицию автора, разное восприятие произведения современниками и др.
Предполагаемый вариант нетрадиционного урока специфичен и преследует цель закрепления пройденной темы. Может, по желанию учителя, использоваться как самостоятельный урок или как фрагмент урока на этапе закрепления материала целого раздела.
В определении термина «брифинг» присутствует аналогия с пресс-конференцией. (отличие: отсутствие презентационной части). Брифинг обычно проводится для журналистов после мероприятия.
Как разновидность игромоделирование урок-брифинг поможет уточнить авторскую установку в определении темы и идеи произведения, которая своей структурой ограничено для построения брифинговой модели.
Примерная тема для урока-брифинга: На чьей же стороне автор? (по романы И. С Тургенева «Отцы и дети»). (10 класс)
II. Исследовательские уроки
Эти уроки предлагают обязательную поисковую работу, к тому же воспроизводят саму форму исследовательской работы или на предварительной стадии (сбор материала), или в форме презентации итогов проведенного исследования (выступления на конференции, симпозиуме и т. д.).
Методическая форма творческого практикума предусматривает преобладание на уроке самостоятельной работы учащихся. В основе такого урока – привычная формулировка проблемной ситуации, разрешить которую возможно только при условии применения необходимых специальных навыков филологического анализа текста.
Примерная тема для урока-практикума: Мистификация автора в «Повестях Белкина». А.С. Пушкин: автор или издатель.
Урок – творческая мастерская
Инновационная технология творческих мастерских базируется на идеях французской группы «Новое образование», которые получили свое развитие в российской методике в 1990-е гг. в совместном проекте «Развитие демократии через образование» (центр – Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства). Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создание условие для ощущения свободы в познании и творчестве. Выделяются следующие разновидности мастерских: творческого письма, построение знаний, построение отношений, ценностных ориентаций, самопознанию, проектные и др. Непременным условием мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить определенный творческий прорыв, открытие.
План работы на уроке – творческой мастерской:
Создание эмоционального настроя, толчок к творческой деятельности.
Формулирование нестандартного, неожиданного задания.
Реконструкция поэтических образов из хаоса слов путем смысловым и звуковых ассоциаций, создание художественного текста.
Чтение и обсуждение текстов с последующей доработкой.
Осознание ограниченности прежних представлений с новым открытием своих возможностей, побуждения к новым формам творческой самореализации.
Рефлексия: самоанализ действий, чувств, открытий. Рефлексия может быть не только эмоциональной, но и логической. Логическая рефлексия направлена на анализ приобщения как новых, так и актуализацию старых знаний.
Являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и поисково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.
Примерная тема для урока – творческая мастерская: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе (6 класс).
Наименования урок – синквейн и урок-кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определенную этапность в получении, что важнее, – самостоятельном добывании информации по произведении. На этапе побуждения интереса можно использовать, например, написание эссе на заданную тему.
Составление синквейна требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно, приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять удачные варианты.
Синквейны эффективны при сборке, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся.
Примерная тема для урока – синквейна: Образ Мцыри: Двойственность героя (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (8 класс).
Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приемов, при помощи которых решают ту или иную проблему. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.
Урок-проектирование способствует обновлению литературного образования. Также способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков, связанных с овладением исследовательскими, поисковыми, проблемными методами, творческими по свое сути.
Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой.
Примерная тема для урока-проектирования: Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» (9 класс).
Одним из эффективных методов анализа в 5 классе является моделирование художественного мира произведения, а при изучении нескольких произведений одного автора – художественного мира писателя.
В качестве характеристик художественного мира выступают пространственно-временные параметры и субъектная организация самой повествовательной ткани произведения.
Первоначально учащимся предлагается с помощью красок, использовать цветовую символику и художественные особенности произведения, отобразить увиденный ими в тексте мир. Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира произведения с использованием символов. Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражения их в целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенности мира художественной литературы и ее связь с реальным миром.
Примерная тема для урока-моделирования: Почему нельзя жить с «охлажденным» сердцем? (По рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») (5 класс).
Урок – конференция
Будучи отправной точкой самостоятельного исследования ученика или группой ребят (темой сообщения или доклада), вопрос (или блок вопросов) формулируется как частная проблема, соотнесенная с проблемой основной. Эти же вопросы используются как организующие чтение во время домашней подготовки не только для тех, кто будет выступать с докладом, но и для всего класса. На уроке конференции учитель является ведущим коллективного обсуждения. Его задача придать разным по содержательному уровню выступлениям учащихся некое единство.
Примерная тема для урока – конференции: образы и их исторические прототипы произведений Н. А. Некрасова «Русские женщины» (8 класс).
Данный тип урока является наиболее сложным в плане организации и требует высокого уровня подготовки учащихся, уже имеющих опыт работы в подобном режиме. Необходимое условие проведения предполагаемой игры – создание соответствующей научной и творческой среды в комплексной учебной деятельности.
Примерная тема для урока – симпозиума: Роды и жанры литературы. (5-11 класс).
III. Имитационные уроки
Такие уроки демонстрируют тесное взаимодействие литературы и театра как видов искусства. Имитация либо роли или вида человеческой деятельности, поведения заключает неоценимую воспитательную функцию, и в конечном счете способствует социализации будущего гражданина.
Ролевая игра в форме судебного процесса как разновидность имитационной игры может применяется при изучении литературного материала, требующего нравственного, этического и эстетического суда над негативными, с точки зрения общечеловеческой морали, явлениями жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками. Подобные уроки несут, прежде всего, огромную воспитательную функцию: в игровой манере они вовлекают подростков в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьезного нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
В основе ролевой игры – стереотипная процедура ведения судебного заседания.
Ролевая игра должна завершаться рефлексией, анализирующей ход ролевой игры и ее результаты.
Примерная тема для урока – суда: Победитель или проигравший. (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») (10 класс).
Это игра – соревнования, не требующая вхождения в роль, которая применяется на уроке для проверки и актуализации знаний, а также на этапе обобщающего повторения. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса знатоков или в виде телевизионных шоу-игр проходит в формате литературного ринга между командами или индивидуальными игроками.
Примерная тема для урока – литературного ринга: Викторина по русской литературе классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма «Умники и умницы». (9 класс).
Урок в этом формате соответствует современному мышлению учащихся, однако рекомендуется использовать эту технологию в подготовленной к подобной форме учащейся аудитории. При этом постараться сохранить романтическую атмосферу художественного текста.
Примерная тема для заседания PR-агентства: А. Грин «Алые паруса» (7 класс).
Литературную композицию на первый взгляд трудно назвать нестандартной формой урока. Вместе с тем она остается самой популярной в любой аудитории разновидностью нестандартного урока.
При подготовке данной формы урока учитель должен четко осознавать и продумывать целевую установку каждого этапа.
Формирование читательского опыта учащихся происходит в процессе подготовки материала самими учащимися: важно научить их самих участвовать в сборе материала, подборе музыкального сопровождения, видеоряда, кастинга, реквизита.
Урок – литературная гостиная
Эта форма урока настолько популярна, что стала терять свое изначальное собственно литературное содержание. Такая форма урока, прежде всего, предусматривает атмосферу праздника, в которой не только подается информация, сколько разыгрывается ситуация эпохи, духовного состояния поэта.
Проведение литературой гостиной требует от учителя целенаправленного видения, четкого определения целей и задач мероприятия.
Главная цель подобных уроков – через эпоху, окружение художника понять самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения.
Примерная тема для урока – литературная гостиная: Жизнь и творчество Марины Цветаевой. (11 класс)
Урок – устный журнал
Проведение урока в форме устного журнала применятся на практике чаще всего. Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс – доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.
Примерная тема для урока – устного журнала: Е. Н. Пермитин «Алтайский самородок». (11 класс).
IV. Аналитические уроки
Эту разновидность представляют уроки, основанные на формировании умений и навыков работы с художественным текстом. Аналитические примы, в свою очередь, способствуют приобретению умения систематизации материала, развитию креативного мышления на основе работы со словом и в целом с художественным текстом.
Урок в форме аналитической беседы предусматривает использование технологии индивидуальных опережающих знаний. Главной образовательной задачей такого урока является самостоятельный поиск – «добывание» – учащимися знаний.
Собственно глубокое постижение произведения это и есть умение читать, понимая роль каждой детали в образном воплощении эстетической концепции.
Примерная тема для урока – аналитическая беседа: Мифологический мир в повести братьев Стругацких «Малыш». (8 класс).
Урок-чтение с остановками
Это урок аналитического чтения в более младших классах или на более простом материале, однако дающем возможность поразмышлять над словом или художественным смыслом произведения. Прием ИНСЕРТа (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
При подготовке заключительных уроков по изучению творчества писателя стоит задача структурировать огромный фактический и творческий материал, найти такую методическую форму уроков, которая была бы наиболее продуктивной. Этой задаче отвечает такая форма организация урока как совместный аналитический обзор. Обзорным этот урок можно назвать потому, что здесь охватывается, как правило, последний период творчества писателя, и каждое из рассматриваемых произведений оказывается итогом предшествующих исканий.
Принцип обзорности, т.е. экстенсивного, а не интенсивного изучения предполагает знакомство с художественным произведением, не требует медленного чтения и глубокого погружения в текст. Обзорными могут быть не только итоговые, но и вступительные уроки к теме, на изучение которой отводится небольшое количество часов. Поверхность изучения материала преодолевается рядом методических приемов: строгой дозировкой текста, отбираемого для анализа, особым характером вопросов, обеспечивающих домашнюю подготовку и целенаправленную подготовку на уроке. В зависимости от характера изучаемого материала и от того, какой должна быть степень погружения в текст произведения, обзор будет приближаться то к беседе, то к лекции, то к конференции. Чтобы удержать внимание учащихся и их интерес к предмету разговора в течение всех обзорных уроков можно использовать следующие методические приемы: это и построение урока как своеобразного исследования, интрига которого должна быть очевидной и вызвать интерес; это и заранее намеченная актуализация ранее полученных знаний и умений; наконец это и целая цепь риторических вопросов, которые учитель будет ставить в ходе уроков, демонстрируя, что он сам тоже не владеет готовыми ответами, а думает и приглашает к раздумьям своих слушателей.
Примерная тема для урока – совместного аналитического обзора: Лирический автопортрет А. А. Фета (9 класс)
«Применяя понятие «монтаж» к конструированию урока литературы основанием термина можно считать следующее: учителю нужна технология проясняющая процесс конструирования урока, опорной точки этого процесса». ( Р. Ф. Брандесов. Моделирование урока литературы). На монтажном принципе основано и построение произведений искусства, и их восприятие.
Осознанный подход к проблеме монтажа урока позволяет учителю на композиционном уровне реализовать свой замысел, мысль ученика движется в подготовленном русле, возникает эффект собственного открытия, сопереживания, соучастия. Восприятие материала наполняется эмоциями, усиливающими любые логические выводы.
Понятие «монтаж» применительно к уроку литературы можно использовать в двух значениях: композиционный принцип организации всего урока и композиционный прием, с помощью которого соединяются фрагменты урока. Это позволяет рассматривать монтаж не как механическую «склейку» составных частей, а как такое расположение шагов урока, которая определяется его типом и формой, которая отражает интригу. ( Л. И. Стрелец в бесконечном лабиринте сцеплений: искусство урок литературы). В этом случае цельность урока создается пересечением сквозных, стержневых линий.
Именно монтажный эффект позволяет сделать ученика активным участником процесса постижения искусства слова.
Примерная тема для урока-монтажа: Жизнь и творчество А. А. Фета (9 класс).
Писатели используют цветовые номинации при построении своего художественного мира, учитывая различные функции цвета: информационную, эстетическую, номинативную, символическую. « Как правило, в этом случае речь идет о соотношении традиционного иносказательного восприятия цвета в конкретных национальных культурах, семантике, цветообозначений у других авторов и расширенный, обновленный полисемии цвета в новом авторском контексте». ( С. М. Соловьев. Цвет, число и русская словесность). С древнейших времен поэтическое сознание пыталось с помощью цвета выражать определенные ассоциации и передавать различные оттенки психологического состояния персонажа.
Современная концепция обучения литературе в средней школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Среди основных направлений обновления образовательного процесса в качестве приоритетных могут быть названы:
– личностная ориентация образования: развитие индивидуальных способностей учащихся, учет их интересов и склонностей при выборе индивидуальной образовательной траектории;
– усиление методологической составляющей в структуре знаний учащихся: усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках; (А. В. Губская. Научно-исследовательская деятельность старшеклассников как психолого-педагогическая проблема).
– креативность образования: содержание формируется самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции;
– усиление в содержании деятельностного компонента и практической направленности как основных видов и способов учебной деятельности.
В современной информационно-творческой модели урока знания являются лишь средством для развития творческих способностей учащихся.
Современные педагогические технологи открывают возможности применения активно – деятельностных подходов, что позволяет формировать навык самостоятельного приобретения знаний:
Самостоятельного изучения материала;
Коммуникационных технологий (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией);
Индивидуализации и дифференциации обучения.
Возможны и другие формы уроков, требующие собственных сюжетных решений, такие как уроки – сопоставления, в основе которых сравнение художественных миров писателей; уроки-отражения, предполагающие знакомство с тем, как отразилась личность и творчество в произведениях других писателей, художников, музыкантов; уроки-театрализации.
Аксокор Алия Хайрадиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ “Гмелинская средняя школа им. В. П. Агаркова”
Нестандартные формы уроков литературы.
В условиях модернизации современного образования важно не только содержание образование, т.е. что преподавать, но и как преподавать. Использование нестандартных форм уроков способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и вызывает интерес к предмету.
Нестандартных форм уроков много, например, урок-путешествие, урок – заочная экскурсия, урок-игра, урок-суд, уроки на основе телепередач, урок-концерт, урок-лекция, урок-диспут, урок-семинар и много еще других. Как правило, эти уроки требуют длительной подготовки, но проходят интересней, с привлечением знаний учащихся и материалов из других предметов. Остановлюсь лишь на тех, которые чаще использую в работе.
1. Урок-викторина по басням И. А. Крылова в 5 классе.
2. Урок-исследование в 5 классе по теме «Сказки». « Бродячие сюжеты» (по сказкам А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, братьев Гримм, Г. Х. Андерсона, Шарля Перро). Работа велась по группам, ребята искали сходство и различие сюжетов, обращали внимание на особенности языка.
Работа велась строго по тексту следующим образом:
А) погружение в историю: эпоха Ивана Грозного, жизнь и быт купечества, опричнина – сообщения учеников;
Б) символика имен (Кирибеевич, Малюта Скуратов – татарские имена, напоминание о монголо-татарском иге);
В) рассказ ученика о «Домострое»;
Г) выявление авторской позиции через постановку системы вопросов.
4. Урок-лекция с ошибкой (в рассказе учителя о писателе или произведении содержатся ошибки, которые ученики должны заметить и исправить; можно оговорить, что каждый должен поднять руку 2-3 раза, чтобы обеспечить активность всех учащихся).
А) Выбрать сцену или произведение для постановки.
Б) Составить сценарий.
В) Выбрать режиссера, художника по костюмам, декоратора, актеров, музыкального оформителя.
Важно не ограничивать фантазию детей: это может быть своя интерпретация произведения, классическая постановка или современная трактовка. После просмотра обязательно должно быть обсуждение или анализ работы.
7. Уроки на основе телепередач.
Выбирая форму урока, важно учитывать его содержание, степень усвоения материала, место урока в системе уроков, уровень подготовки класса, а также психологические и возрастные особенности учащихся.
Приемы и методы, используемые мною в работе:
– иллюстрации к произведению сразу после прочтения или несколько позже;
– портретная галерея и гербы помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
– составление системы вопросов для анализа произведений;
– составление плана местности (М. Пришвин «Кладовая солнца», Джек Лондон «Любовь к жизни» и др.);
– инсценировка (1-2 мин.) сцен без слов из произведений;
– написать «неотправленное письмо» персонажа (письмо Печорина, героя рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»;
– изображение героя через геометрические фигуры;
– аукцион произведений, имен персонажей и т.д.;
– литературное лото.
На уроках также развиваем творческие способности при иллюстрировании произведений, составлении загадок, сочинении басен и сказок. Например, при изучении темы “Рифма. Способы рифмовки” играем в буриме.
Современная методика предоставляет широкий выбор методов и технологий, позволяющий развивать творческие способности, самостоятельность мышления. Примером этого являются исследовательский метод и проектные технологии, которые требуют творческого подхода, развивают умение искать и отбирать необходимый дополнительный материал и расширяют кругозор учащихся.
Как видим, возможностей для развития творчества детей много, надо только уметь видеть их и чаще использовать в работе перечисленные выше методы и нестандартные формы уроков литературы или осваивать новые. Ведь так приятно радоваться результатам вместе с учениками.
Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета, повышают интерес к учёбе и тем самым повышают эффективность обучения. Такие уроки нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося. Творческие принципы нестандартных уроков: 1) создание интеллектуального фона класса, 2) осуществление личностного подхода, 3) отказ от шаблона и рутины, 4)вовлечение обучающихся в энергичную работу, 5) поддержка многовариативности мнений, 6) развитие функции общения, 7) «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям. Нестандартные уроки должны проводиться в системе как комплекс взаимосвязанных уроков, но их проведение возможно нечасто, так как не всегда содержание темы можно представить в необычной форме. Я по мере возможности стараюсь использовать их в курсе литературного чтения.
урок – творческий отчёт по рассказу А. П. Чехова «Каштанка». На первом уроке дети делятся на группы, и каждая группа получает задание с целью заинтересовать обучающихся работой над рассказом. На последнем уроке проводится творческий отчёт: 1) Конкурс «Знатоки рассказа» (отвечают на вопросы, подготовленные обучающимися), 2) Конкурс капитанов «Узнай этого героя», 3) Конкурс «Литературная рулетка» (разгадываются кроссворды, составленные детьми), 4) Конкурс «Суперчитатель» – вспоминаем ключевые эпизоды рассказа, соединяем их перечень с подходящими цитатами из рассказа, 5) Конкурс «Сочини новую страницу рассказа», 6) Конкурс рисунков и презентаций, 7) «Премьера» – инсценировка отрывков, награждение победителей.
Урок – вернисаж по теме «Золотой поэт России» ( А. С. Пушкин, С. А. Есенин) Первый гид рассказывает о личности и жизни поэта, второй делает обзор творческих тем, третий готовит понравившееся стихотворение наизусть.
Творческие группы определяют фрагменты для постановки, готовят декорации и реквизиты, приглашают зрителей. Начинаю эту работу уже с 1 класса на примере сказок «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Уже в 3-4 классе дети с удовольствием ставят спектакли по басням Крылова, эпизодов из «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца, «Что любит Мишка» В. Ю. Драгунского, эпизодов сказок А. С. Пушкина.
Урок – заочная экскурсия. При изучении биографии писателей ( Е. И. Чарушина, Д. Н. Мамина – Сибиряка) и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова ) с помощью заочных экскурсий учитель вводит обучающихся в особый эмоциональный мир, оживляет воспоминания, создаёт своеобразный «эффект присутствия». Поэтому обязательно на таких уроках использование альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов.
Урок – выпуск живой газеты. Даю группам учеников темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет. Например, к 9 Мая – тема ВОВ в детской литературе. Обучающиеся готовят рисунки, сообщения, фотографии, презентации.
Урок – КВН по теме «В стране литературного чтения». Были предложены задания: 1) узнай героя и произведение, 2) крылатые литературные выражения, 3) «Театр уж полон» – команды представляют мини – спектакли по произведениям, 4) литературный салон – игра «Новые цитаты», нужно продолжить строчку из стихотворения известного поэта своей строчкой в рифму, 5) «Мультфильм, мультфильм, мультфильм» – показ отрывков из мультфильмов по произведениям; нужно назвать автора, название, героев и проанализировать ситуацию, 6) Книжная выставкасоздание за несколько минут аннотации по данной книге.
урок – конкурс «Природа и мы», который содержит задания познавательного, интеллектуального и творческого характера по изученным произведениям.
Урок – семинар. Его можно проводить как игровое занятие по теме «Конёк – горбунок» П. П. Ершова. Класс делят на группы 1) Литературоведы – готовят сообщение об авторе. 2) Переводчики – занимаются изучение устаревших слов. 3) Актёры – инсценируют отрывок сказки. 4) Знатоки – готовятся к ответам на вопросы по сказке.
Урок – размышление. Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Подкидыш». Назначаем экспертов: 1) хранитель времени, 2) эксперт – оптимист, 3) эксперт – критик. Работая с текстом, мы можем посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, услышать разные мнения и поразмышлять о смысле жизни, одиночестве и преданности.
Урок – диалог в котором на равных участвуют обучающиеся и учителя. Дети приобретают навыки дискуссионного диалога. Например, урок по теме Рувима Фраермана «Девочка с камнем». Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека.
Урок – литературный портрет героя. Способствует моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.
На примере повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)
Урок – суд «Личность Геракла». В процессе урока благодаря ролевому участию, учит умению сопереживать герою, дети защищают личную точку зрения. При этом обучающиеся учатся слушать и принимать другие мнения.
Урок – исследование. Обучающимся предлагается план по теме с указанием вопросов и списком литературы. Главное – это совместный поиск и собственные открытия. « Все мы родом из детства» (на примере стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»).
Именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения обучающихся. Беседуя с детьми о прочитанном, учитель может поставить перед учениками сложные этические и эстетические проблемы и решить их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности детей.
Таким образом, мы видим, что необычный урок для обучающихся – это положительные эмоции, ощущение себя в ново качестве, возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, это возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, возможность для самореализации, творческий подход к работе, осуществление собственных идей. Нестандартный урок – пусть не такая уж и частая, но совершенно необходимая форма работы в преподавании, как литературного чтения, так и любого другого предмета.
1) Сычева Г. Н. « Нестандартные уроки в начальной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс»,2014 2) Ольхова З. Н. « Внеклассная работа», Саратов: «Лицей», 2001.
3) Резенцева И. А. « Необычные уроки для обычных детей», Анжеро – Судженск, 2009.