Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
урока дает возможность:
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
недостатки биологического и психического развития;
недостатки подготовленности класса.
Место урока в изучаемой теме:
характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Характеристика плана урока:
содержание учебного материала;
формы организации познавательной деятельности.
Как был построен урок в соответствии с планом:
разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
Структурный аспект самоанализа урока:
анализ каждого элемента урока;
его вклад в достижение результата;
доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
насколько структура урока соответствовала общей цели;
соответствие возможностям класса;
анализ стиля отношений учителя и учащихся;
влияние на конечный результат урока.
Аспект оценки конечного результата урока:
формирование универсальных учебных действий на уроке;
определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
Краткая общая характеристика класса
Общая подготовленность класса:
умение детей работать в парах;
умение детей работать в малых группах;
умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
Общая характеристика общения.
Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
Реальность цели урока.
Каким образом организовать работу на уроке?
Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
Что знают ученики об изучаемом понятии?
Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
Была ли принята учебная задача учащимися?
Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы современного урока.
Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
Особенности структуры урока в начальной школе
в соответствии с ФГОС НОО».
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую
он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке
он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить
весь класс сделать этот шаг».
Урок – главная составная часть учебной деятельности. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по тому или иному учебному предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательной деятельности становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
– применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность – это самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Она включает в себя следующие компоненты:
– учебная задача;
– учебные действия;
– действия самоконтроля и самооценки.
– цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем? Для чего?).
– система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
определение правильности выполненного действия (Правильно?).
– определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки отработки умений и
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
1. Структура урока «открытия» нового знания:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Определение учебной задачи.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
3 этап – актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи
4 этап – первичное закрепление знаний.
Первичное закрепление проходит в форме фронтального опроса. Дети отвечают на вопросы учителя.
5 этап – первичная проверка понимания.
На этом этапе обучающимся предлагается творческое задание. Идёт работа в группах.
6 этап – первичное закрепление.
Первичное закрепление можно провести в форме тестирования.
7 этап – рефлексия .
Самоконтроль обучающимися проводится по эталону.
Обучающиеся пошагово сравнивают свою работу с эталоном при самопроверке.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он был понятен обучающимся.
Далее ученики оценивают свою работу.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
1) Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
2) Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
3) Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
4) Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
5) Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6) Продумать форму подведения итогов урока.
7) Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
1. Структура урока усвоения новых знаний:
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
– в знакомой ситуации (типовые)
– в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
4) Актуализация знаний.
– с целью подготовки к контрольному уроку
– с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Структура урока контроля знаний и умений
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. ( Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС НОО