УРОК ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ВИРУСАМ

Цель урока: дать понятие “компьютерный
вирус”, “антивирусная программа”; рассмотреть
различные классификации вирусов; изучить методы
защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с
различными антивирусными программами.

Тип урока: урок объяснения нового материала и
первичного закрепления знаний.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Технология: коллективного способа обучения
(КСО).

Формы организации учебной деятельности:
групповая, индивидуальная.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК,
проектор, маркерная доска, презентации,
видеозапись (используется в качестве материала
для определения темы урока), конспект урока,
Интернет-ресурсы.

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Что такое компьютер?

Предполагаемые ответы учащихся:

Компьютер (англ. computer — вычислитель) —
программируемое электронно-вычислительное
устройство для обработки данных, передачи и
хранения информации. То есть, компьютер — это
комплекс программно-управляемых электронный
устройств. ( Презентация 1. Слайд 2)

В чём сходство компьютера и человека?

1. Процессор компьютера аналогичен мозгу
человека. Как и мозг, он является центральным
компонентом всей структуры строения компьютера,
и руководит остальными устройствами. Без него
невозможно выполнить ни одну операцию.

2. Нервная система передает сигналы от частей
тела к мозгу и наоборот, по такому же образу шина
данных передает информацию от процессора, с
помощью сигналов, другим частям компьютера.

3. Память компьютера подобно памяти человека. На
носители записывается информация, которая в
будущем может быть использована. ( Презентация 1.
Слайд 2)

Теперь предлагаю посмотреть рекламный ролик.
(Демонстрируется рекламный ролик) (Приложение
1)

Вам нужно связать просмотренную видеозапись с
предметом информатика и назвать тему нашего
урока.

Предполагаемые ответы учащихся:
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Тема урока, как вы уже предположили, –
“Компьютерные вирусы и антивирусные
программы”. ( Презентация 1. Слайд 3)

Верно, что компьютер, как и организм человека
подвержен воздействию различных вирусов
(компьютерных) и также ему необходима защита от
них в виде антивирусных программ. ( Презентация
1. Слайд 4)

Исходя из темы урока, сформулируйте задачи
нашей деятельности.

1) понять, что такое компьютерный вирус и
антивирусная программа;

2) узнать, какие бывают компьютерные вирусы и
антивирусные программы;

3) узнать, как защитить компьютер от вирусов;

Итак, выслушав ваши ответы можно выделить
четыре основные задачи нашего урока:

Изучить понятие “компьютерный вирус”.

Рассмотреть основные виды компьютерных
вирусов.

Определить методы защиты от компьютерных
вирусов.

Рассмотреть понятие “антивирусная
программа”. ( Презентация 1. Слайд 5)

Чтобы выполнить поставленные задачи урока нам
необходимо изучить большое количество
материала. Я предлагаю Вам разделиться на четыре
группы и каждой группе изучить тот необходимый
материал для выполнения одной задачи урока.
(Учащиеся разбиваются на группы по направлению
интересующего материала.)

Перед каждой группой лежит своя часть
конспекта урока (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5), который вы будете
заполнять по ходу Вашей деятельности и, который
поможет Вам, в дальнейшем, при выполнении задания
в классе и домашнего задания.

Ваша задача изучить предлагаемый материал по
теме “Компьютерные вирусы и антивирусные
программы” и заполнить свою часть конспекта,
затем представить полученные результаты
остальным, а те заполнят свои записи по ходу
ваших выступлений. Так, я надеюсь, мы за урок
разберемся со всей информацией, решая
поставленные задачи, и в результате получим
конспект по теме нашего урока.

2. Поисково-исследовательский этап.

После заполнения своей части конспекта группы
пересылают его на компьютер учителя, используя
локальную сеть.

3. Практический этап.

В то же время группы составляют по пять
тестовых заданий по всей теме урока (три вопроса
по своему разделу с вариантами ответа, и по
вопросу других групп, но с однозначным,
желательно одним словом, ответом).

Первые представители групп озвучивают
заполненную часть конспекта в виде устных
ответов, электронных документов, распечаток на
принтере (в то же время остальные учащиеся
заполняют свою часть конспекта).

Вторые представители групп демонстрируют свои
варианты тестовых заданий (в это время учащиеся
повторяют и закрепляют изученный материал).

Третьи участники групп проходят компьютерный
тест, составленный учителем. ( Презентация 3)

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Сегодня на уроке изучено:

Составлен развернутый конспект по теме
“Компьютерные вирусы и антивирусные
программы”, в создании, которого принял участие
каждый ученик класса. ( Приложение 6)

Проведена проверка усвоения полученных знаний
по данной теме в виде компьютерного теста,
которая показала не плохие результаты (сколько
учащихся ответили без ошибок, допустили 1-2
ошибки, 3 и более ошибок).

Домашним заданием будет выучить составленный
конспект урока по теме “Компьютерные вирусы и
антивирусные программы”.

Выделите картинку, отражающую ваше настроение.

Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке,
вы будете применять в дальнейшей практической
деятельности? (Приложение 7)

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006; раздаточный материал, презентация к уроку (приложение 3), интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

II. Актуализация ранее изученного материала.

1. Таблицы самоанализа работы на уроке и этапов урока.

2. Фронтальная работа.

Работа с материалами на интерактивной доске (Приложение 1).

3. Индивидуальная работа.

4. Мини итог.

III. Изучение нового материала. ( Приложение3).

1. Сообщение темы урока (отгадывание кроссворда).

2. Вступительная беседа.

– Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям.

Компьютер – это электронный аналог человека. Человек, как любой биологический организм, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов.

– А может ли «заболеть», «заразиться» вирусом компьютер?

Вот сегодня мы и узнаем: Как это происходит, как этого избежать и как «вылечить» компьютер? Сколько существует компьютерных вирусов, как они себя ведут, попав «в организм» компьютера? Последствия заражения компьютерным вирусом. Каковы они?

3. Объяснение нового материала.

Компьютерный вирус – это специально созданная небольшая программа, предназначенная для нарушений работы компьютера. Записываясь в системные области диска или приписываясь к файлам и производит различные нежелательные действия, которые, зачастую, имеют катастрофические последствия.

В настоящее время известно более 50 тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям. К концу 1989 года в ряде стран (США, Великобритания, ФРГ) находятся на рассмотрении законы, предусматривающие для разработчиков компьютерных вирусов значительные сроки тюремного заключения. ( В США до 15 лет).

Человек, как биологический организм, подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

– Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом (акцент на следующие моменты):

Активизация может наступить:

Типы вирусов по среде обитания:

5 мая 2005 года началась всемирная эпидемия заражения почтовым вирусом, когда десятки миллионов, подключенных к сети Интернет, получили почтовое сообщение: I LOVE YOU, в результате чего и произошло лавинообразное заражение вирусами.

Избежать заражения вирусами практически невозможно, поэтому необходимы регулярные профилактические мероприятия:

4. Антивирусные программы.

5. Правила техники безопасности при работе за компьютером.

6. Практическая работа учащихся (самостоятельная по алгоритму (Приложение 4)).

7. Проверка выполнения практической работы. Анализ результатов.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Тема урока: “Компьютерные вирусы и антивирусные программы” 8 класс

Ознакомление учащихся с путями распространения и методами борьбы с компьютерными вирусами.

Организационный момент (2 мин)

Информационная минутка (5 мин).

Изучение новой темы (24 мин)

Понятие компьютерного вируса и троянской программы. Признаки заражения компьютера.

Пути проникновения вируса в компьютер.

Типы компьютерных вирусов.

Методы защиты от компьютерных вирусов.

Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.

Физ культ минутка

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» (8 мин)

Домашнее задание (2 мин).

– это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя.

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

Программа, внутри которой находится вирус, называется

Когда инфицированная программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус заражает другие программы, а также выполняет запланированные деструктивные действия. Для маскировки своих действий вирус активизируется не всегда, а лишь при выполнении определенных условий (истечение некоторого времени, выполнение определенного числа операций, наступления некоторой даты или дня недели и т.д.).

После того как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится. Внешне зараженная программа может работать так же, как и обычная программа. Подобно настоящим вирусам компьютерные вирусы прячутся, размножаются и ищут возможность перейти на другие ЭВМ.

Таким образом, вирусы должны инфицировать ЭВМ достаточно незаметно, а активизироваться лишь через определенное время (время инкубации). Это необходимо для того, чтобы скрыть источник заражения

Вирус не может распространяться в полной изоляции от других программ. Очевидно, что пользователь не будет специально запускать одинокую программу-вирус. Поэтому вирусы прикрепляются к телу других полезных программ

Несмотря на широкую распространенность антивирусных программ, предназначенных для борьбы с вирусами, вирусы продолжают плодиться. В среднем в месяц появляется около  новых разновидностей. Естественно, что вирусы появляются не самостоятельно, а их создают  – вандалы (техно – крысы). Все пользователи лютой ненавистью ненавидят кракеров.

Различные вирусы выполняют различные действия:

Выводят на экран мешающие текстовые сообщения (поздравления, политические лозунги, фразы с претензией на юмор, высказывания обиды от неразделенной любви, нецензурные выражения, рекламу, прославление любимых певцов, названия городов);

эффекты (проигрываю гимн, гамму или популярную мелодию);

(переворачивают или сдвигают экран, имитируют землетрясение, вызывают падение букв в тексте или симулируют снегопад, имитируют скачущий шарик, прыгающую точку, выводят на экран рисунки и картинки);

работу ЭВМ, постепенно  объем свободной оперативной памяти;

оборудования (например, головок дисководов);

отдельных устройств, зависание или перезагрузку компьютера и крах работы всей ЭВМ;

Имитируют повторяющиеся ошибки работы операционной системы (например, с целью заключения договора на гарантированное обслуживание ЭВМ);

Уничтожают FAT – таблицу, , стирают или изменяют установки CMOS, стирают секторы на диске, уничтожают или искажают данные, стирают антивирусные программы;

Осуществляют научный, технический, промышленный и финансовый

Выводят из строя системы  информации, дают злоумышленникам  к вычислительной машине;

с каждой финансовой операции и т.д.;

Главная опасность самовоспроизводящихся кодов заключается в том, что программы – вирусы начинают жить собственной жизнью, практически не зависящей от разработчика программы. Так же, как в цепной реакции в ядерном реакторе, запущенный процесс трудно остановить.

Основные симптомы вирусного заражения ЭВМ следующие.

Замедление работы некоторых программ.

Увеличение размеров файлов (особенно выполняемых).

Появление не существовавших ранее “странных” файлов.

Уменьшение объема доступной оперативной памяти (по сравнению с обычным режимом работы).

Внезапно возникающие разнообразные видео и звуковые эффекты.

Появление сбоев в работе операционной системы (в том числе зависание).

Запись информации на диски в моменты времени, когда этого не должно происходить.

Прекращение работы или неправильная работа ранее нормально функционирующих программ.

Впервые большое внимание к проблеме вирусов привлекла книга Фреда Коэна “Компьютерные вирусы, теория и эксперименты” вышедшая в свет в

Большой общественный резонанс вызвало первое неконтролируемое распространение вируса в сети. 2 ноября 1988 года двадцатитрехлетний студент последнего курса Корнельского университета Роберт Таппан Моррис запустил в сети свою программу, которая из-за ошибки начала бесконтрольное распространение и многократное инфицирование узлов сети. В результате было заражено около  машин, что составило   общей численности машин в сети.

Существует большое число различных классификаций вирусов.

они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

– на резидентные и нерезидентные вирусы.

– на неопасные, опасные и очень опасные вирусы.

– на вирусы-компаньоны, паразитические вирусы, репликаторы (черви), невидимки (стелс), мутанты (призраки, полиморфные вирусы, полиморфики), макро-вирусы, троянские программы.

– на монолитные и распределенные вирусы.

По алгоритмической сущности вирусы подразделяются на:

вирусы-“черви” – распространены в компьютерных сетях;

вирусы-невидимки – перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо них незараженные объекты;

вирусы-мутанты – самовоспроизводясь, воссоздают копии, явно отличающиеся от оригинала;

вирус-“троянский конь” – это программа, которая, маскируясь под полезную программу, выполняет дополнительные функции, о которых пользователь не догадывается.

Классификация компьютерных вирусов

По среде обитания различаются загрузочные вирусы (внедряются в сектор, содержащий программу загрузки системного диска), файловые вирусы (внедряются в основном в исполняемые файлы с расширением COM и EXE), сетевые вирусы (обитают в компьютерных сетях), системные вирусы

(проникают в системные модули, поражают программы-интерпретаторы).

По степени воздействия вирусы подразделяются на:

неопасные вирусы – они не разрушают файлы, но могут переполнять оперативную и дисковую память, выводить на экран различные графические эффекты;

опасные вирусы – приводят к различным нарушениям в работе компьютера;

очень опасные вирусы – это вирусы разрушительные, они приводят к стиранию информации, полному или частичному нарушению работы прикладных программ.

По способу заражения вирусы подразделяются на:

резидентные вирусы – при заражении компьютера они оставляют в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем при каждом обращении к операционной системе и к другим объектам внедряется в них и выполняет свои разрушительные действия до выключения или перезагрузки компьютера;

нерезидентные вирусы – не заражают оперативную память.

распространяются по различным компьютерным сетям.

внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record – MBR). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster).

инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe. К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

вирусы оставляют в  часть, которая затем перехватывает обращения неинфицированных программ к операционной системе, и внедряются в них. Свои деструктивные действия и заражение других файлов, резидентные вирусы могут выполнять многократно.

не заражают оперативную память компьютера и проявляют свою активность лишь  при запуске инфицированной программы.

Действия вирусов могут быть , например, на экране появляется сообщение: “Хочу чучу”. Если с клавиатуры набрать слово “чуча”, то вирус временно “успокаивается”.

Значительно опаснее последствия действия вируса, который уничтожает часть файлов

жесткий диск и этим  всю имеющуюся информацию. Примером очень опасного вируса может служить вирус  (Чернобыль), активизирующийся 26 числа каждого месяца и способный уничтожать данные на жестком диске и в BIOS.

(companion) – это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для EXE – файлов новые файлы-спутники (дубликаты), имеющие то же самое имя, но с расширением COM, например, для файла XCOPY. EXE создается файл XCOPY. COM. Вирус записывается в COM – файл и никак не изменяет одноименный EXE – файл. При запуске такого файла DOS первым обнаружит и выполнит COM – файл, т.е. вирус, который затем запустит и EXE – файл.

вирусы при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов. В эту группу относятся все вирусы, которые не являются “червями” или “компаньонами”.

(worm) – распространяются в компьютерной сети и, так же как и компаньон – вирусы, не изменяют файлы или секторы на дисках. Они проникают в память компьютера из компьютерной сети, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии. Черви уменьшают пропускную способность сети, замедляют работу серверов

могут размножаться без внедрения в другие программы и иметь “начинку” из компьютерных вирусов.

(стелс – Stealth) используют некоторый набор средств для маскировки своего присутствия в ЭВМ. Название вируса аналогично названию американского самолета – невидимки.

Стелс – вирусы трудно обнаружить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам или секторам дисков и “подставляют” незараженные участки файлов

шифруют собственное тело различными способами. Полиморфные вирусы (или вирусы – призраки, вирусы – мутанты, полиморфики) достаточно трудно обнаружить, так как их копии практически не содержат полностью совпадающих участков кода. Это достигается тем, что в программы вирусов добавляются пустые команды (мусор), которые не изменяют алгоритм работы вируса, но затрудняют их выявление.

Макро – вирусы используют возможности макроязыков, встроенных в системы обработки данных (текстовые редакторы и электронные таблицы) распространяются макро – вирусы, заражающие документ Word и Excel.

. В настоящее время широко Компьютерные вирусы бывают следующих типов:

Файловые вирусы, поражающие .ехе и .com файлы, иногда только com. Первым заражается командный процессор, а через него все остальные программы. Наиболее опасны резидентные вирусы, которые остаются в оперативной памяти постоянно. Заражение происходит при запуске зараженной программы (хотя бы однократном), то есть когда вирус получает управление и активизируется. Такие вирусы портят программы и данные, но иногда могут уничтожить содержимое всего жесткого диска.

Загрузочные или бутовые вирусы – поражают загрузочные сектора жестких дисков и дискет. Они наиболее опасны для компьютера, так как в результате их разрушительной работы компьютер перестает загружаться, иногда сразу после заражения, которое происходит даже при выводе оглавления зараженной дискеты.

Вирусы, поражающие драйверы, указанные в файле config.sys, и дисковые файлы DOS. Это ведет к прекращению загрузки компьютера.

Невидимые или стелс-вирусы. Их очень трудно обнаружить. Простейший способ маскировки – при заражении файла вирус делает вид, что длина файла не изменилась.

Сетевые вирусы – поражают машины, работающие в сети, в том числе в сети Интернет.

Вирусы Word (6.0 и старше), Excel, Access, PowerPoint, – поражают документы и макросы программ из MS Office.

Вирусы Windows-95/98 – функционируют и портят данные в среде Windows-95/98.

Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета – вирус “Чернобыль”. Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOS (CMOS Setup) компьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS.

Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по E-mail. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал,

так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик – около 1000 компьютеров.

маскируется под полезную или интересную программу, выполняя во время своего функционирования еще и  работу (например, стирает FAT-таблицу) или собирает на компьютере информацию, не подлежащую разглашению. В отличии от вирусов троянские программы не обладают свойством самовоспроизводства.

Троянская программа маскируется, как правило, под коммерческий продукт. Ее другое название “троянский конь”.

вируса представляет собой  который можно обнаружить после инфицирования.

разделена на части. Эти части содержат инструкции, которые указывают компьютеру, как собрать их воедино, чтобы воссоздать вирус. Таким образом, вирус почти все время находится в распределенном состоянии, и лишь на короткое время собирается в единое целое.

Для борьбы с вирусами разрабатываются антивирусные программы. Говоря медицинским языком, эти программы могут  (уничтожать) вирусы и

Различают следующие виды антивирусных программ:

Программы – детекторы (сканеры);

Программы – доктора (или фаги, дезинфекторы);

Программы – ревизоры;

Программы – фильтры (сторожа, мониторы);

Программы – иммунизаторы.

конкретных вирусов и основаны на сравнении характерной (спецификой) последовательности байтов (сигнатур или масок вирусов), содержащихся в теле вируса, с байтами проверяемых программ. Программы – детекторы нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов.

Следует подчеркнуть, что программы – детекторы могут обнаружить только те вирусы, которые ей “известны”, то есть, сигнатуры этих вирусов заранее помещены в библиотеку антивирусных программ.

Таким образом, если проверяемая программа не опознается детектором как зараженная, то еще не следует считать, что она “здорова”. Она может быть инфицирована новым вирусом, который не занесен в базу данных детектора.

Для устранения этого недостатка программы – детекторы стали снабжаться блоками  программ. В этом режиме делается попытка обнаружить новые или неизвестные вирусы по характерным для всех вирусов кодовым последовательностям. Наиболее развитые эвристические механизмы позволяют с вероятностью около 80% обнаружить новый вирус.

не только находят файлы, зараженные вирусами, но и лечат их, удаляя из файла тело программы – вируса. Программы – доктора, которые позволяет лечить большое число вирусов, называют полифагами.

В России получили широкое распространение программы – детекторы, одновременно выполняющие и функции программ – докторов. Наиболее известные представители этого класса – AVP (Antiviral Toolkit Pro, автор – Е. Касперский), Aidstest (автор – Д. Лозинский) и Doctor Web (авторы – И. Данилов, В. Лутовин, Д. Белоусов).

– это программы, которые анализируют текущее состояние файлов и системных областей диска и сравнивают его с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяется состояние BOOT – сектора, FAT – таблицы, а также длина файлов, их время создания, атрибуты, контрольные суммы.

является интегральной оценкой всего файла (его слепком). Получается контрольная сумма путем суммирования по модулю для всех байтов файла. Практически всякое изменение кода программы приводит к изменению контрольной суммы файла.

Антивирусы – фильтры – это резидентные программы (сторожа), которые оповещают пользователя обо всех попытках какой – либо программы выполнить подозрительные действия. Фильтры контролируют следующие операции:

Обновление программных файлов и системной области диска;

Резидентное размещение программ в ОЗУ.

Обнаружив попытку выполнения таких действий, сторож (монитор) сообщает об этом пользователю, который окончательное решение по выполнению данной операции. Заметим, что она не способна обезвредить даже известные вирусы. Для “лечения” обнаруженных фильтром вирусов нужно использовать программы – доктора.

К последней группе относятся наименее эффективные антивирусы – вакцинаторы (иммунизаторы). Они записывают в вакцинируемую программу признаки конкретного вируса так, что вирус считает ее уже зараженной, и поэтому не производит повторное инфицирование. Этот вид антивирусных программ морально устарел.

Рассмотрим памятку «Основные меры по защите ЭВМ от заражения вирусами».

Необходимо оснастить ЭВМ современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.

При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).

Перед считыванием с дискет информации, записанной на других ЭВМ, следует всегда проверять эти дискеты на наличие вирусов.

При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.

При работе при работе на других компьютерах необходимо всегда защищать свои дискеты от записи.

Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.

Не следует оставлять дискету в дисководе при включении или перезагрузке ЭВМ, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.

Антивирусную проверку желательно проводить в “чистой” операционной системе, то есть после ее загрузки с отдельной системной дискеты.

Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.

Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.

Целесообразно иметь под рукой аварийную загрузочную дискету, с которой можно будет загрузиться, если система откажется сделать это обычным образом.

При установке большого программного продукта необходимо вначале проверить все дистрибутивные файлы, а после инсталляции продукта повторно произвести контроль наличия вирусов.

Последняя – не совсем серьезная мера. Если Вы хотите полностью исключить вероятность попадания вирусов в Ваш компьютер, то не набирайте на клавиатуре непонятных для Вас программ, не используйте дискеты, лазерные диски для ввода программ и документов. Отключитесь от локальной и глобальной сетей. Не включайте питание, так как возможно, что вирус уже зашит в ПЗУ.

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» – с помощью антивирусной программы проверить и вылечить флешку и диск с от вирусов

Домашнее задание . ( дома проверить  свой компьютер с помощью различных антивирусных программ

Цели и задачи:

Обучающая – дать представление о видах
существующих вирусов, путях их
распространения, мерах предосторожности
при работе с чужими файлами, научить
пользоваться антивирусной программой “Антивирус
Касперского” для проверки и сохранения
файловой структуры компьютера.

Воспитательная – привить отрицательное
отношение к людям, создающим программы-вирусы,
следить за состоянием своей файловой
системы и проверять дискеты и флешки при
переносе с одного компьютера на другой,
следить за обновлением антивирусных баз.

Ход урока.

I. Орг. момент. Повторение изученного на
предыдущем уроке материала. Беседа.

II. Тестирование знаний
по теме “Программное обеспечение
компьютера”. ( Приложение
1).

III. Объяснение нового
материала.

Объяснение строится на рассуждении
учащихся о том, почему программы,
приносящие вред компьютеру получили
название вируса (приложение
2).

Компьютерный вирус – это программа,
способная создавать свои копии, внедрять их
в различные объекты или ресурсы
компьютерных систем, сетей и производить
определенные действия без ведома
пользователя.

Свое название компьютерный вирус получил
за некоторое сходство с биологическим
вирусом (например, в зараженной программе
самовоспроизводится другая программа –
вирус, а инфицированная программа может
длительное время работать без ошибок, как в
стадии инкубации).

Программа, внутри которой находится вирус,
называется зараженной программой.

Далее учащиеся в беседе и рассуждении
пытаются найти ответ на вопрос – Что в
первую очередь загружается программа или
вирус и почему?

Когда инфицированная программа начинает
работу, то сначала управление получает
вирус. Вирус заражает другие программы, а
также выполняет запланированные
деструктивные действия. Для маскировки
своих действий вирус активизируется не
всегда, а лишь при выполнении определенных
условий (истечение некоторого времени,
выполнение определенного числа операций,
наступления некоторой даты или дня недели и
т.д.).

После того как вирус выполнит нужные ему
действия, он передает управление той
программе, в которой он находится. Внешне
зараженная программа может работать так же,
как и обычная программа. Подобно настоящим
вирусам компьютерные вирусы прячутся,
размножаются и ищут возможность перейти
на другие компьютеры.

Таким образом, вирусы должны инфицировать
компьютер достаточно незаметно, а
активизироваться лишь через определенное
время (время инкубации). Это необходимо для
того, чтобы скрыть источник заражения.

Вирус не может распространяться в полной
изоляции от других программ. Очевидно, что
пользователь не будет специально запускать
одинокую программу-вирус. Поэтому вирусы
прикрепляются к телу других полезных
программ.

Несмотря на широкую распространенность
антивирусных программ, предназначенных для
борьбы с вирусами, вирусы продолжают
плодиться. В среднем в месяц появляется
около 300 новых разновидностей.

Различные вирусы выполняют различные
действия:

Главная опасность самовоспроизводящихся
кодов заключается в том, что программы –
вирусы начинают жить собственной жизнью,
практически не зависящей от разработчика
программы. Так же, как в цепной реакции в
ядерном реакторе, запущенный процесс
трудно остановить.

Существует большое число различных
классификаций вирусов.

Сетевые вирусы распространяются по
различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в
загрузочный сектор диска (Boot
– сектор) или в сектор, содержащий
программу загрузки системного диска (Master
Boot Record
– MBR). Некоторые
вирусы записывают свое тело в свободные
сектора диска, помечая их в FAT
– таблице как “плохие” (Bad
cluster).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые
файла компьютера, имеющие расширения com
и exe. К этому же
классу относятся и макровирусы, написанные
помощью макрокоманд. Они заражают
неисполняемые файлы (например, в текстовом
редакторе MS Word
или в электронных таблицах MS
Excel).

Загрузочно – файловые вирусы способны
заражать и загрузочные секторы и файлы.

Действия вирусов могут быть не опасными,
например, на экране появляется сообщение: “Хочу
чучу”. Если с клавиатуры набрать слово “чуча”,
то вирус временно “успокаивается”.

Значительно опаснее последствия действия
вируса, который уничтожает часть файлов на
диске.

Очень опасные вирусы самостоятельно форматируют
жесткий диск и этим уничтожают всю
имеющуюся информацию. Примером очень
опасного вируса может служить вирус CIN
(Чернобыль), активизирующийся 26 числа
каждого месяца и способный уничтожать
данные на жестком диске и в BIOS.

Вирусы – черви (worm)
– распространяются в компьютерной сети и
не изменяют файлы или секторы на дисках. Они
проникают в память компьютера из
компьютерной сети, вычисляют сетевые
адреса других компьютеров и рассылают по
этим адресам свои копии. Черви уменьшают
пропускную способность сети, замедляют
работу серверов.

Вирусы – невидимки (стелс – Stealth)
используют некоторый набор средств для
маскировки своего присутствия в компьютере.
Название вируса аналогично названию
американского самолета – невидимки.

Стелс – вирусы трудно обнаружить, так как
они перехватывают обращения операционной
системы к пораженным файлам или секторам
дисков и “подставляют” незараженные
участки файлов.

Макро – вирусы используют возможности
макроязыков, встроенных в системы
обработки данных (текстовые редакторы и
электронные таблицы). В настоящее время
широко распространяются макро – вирусы,
заражающие документ Word
и Excel.

Троянская программа маскируется под
полезную или интересную программу,
выполняя во время своего функционирования
еще и разрушительную работу (например,
собирает на компьютере информацию, не
подлежащую разглашению). В отличии от
вирусов троянские программы не обладают
свойством самовоспроизводства.

Троянская программа маскируется, как
правило, под коммерческий продукт. Ее
другое название “троянский конь”.

Для борьбы с вирусами разрабатываются
антивирусные программы. Говоря медицинским
языком, эти программы могут выявлять (диагностировать),
лечить (уничтожать) вирусы и делать
прививку “здоровым” программам.

Различают следующие виды антивирусных
программ:

Программы – детекторы рассчитаны на обнаружение
конкретных вирусов и основаны на сравнении
характерной (спецификой)
последовательности байтов (сигнатур или
масок вирусов), содержащихся в теле
вируса, с байтами проверяемых программ.
Программы – детекторы нужно регулярно
обновлять, так как они быстро устаревают и
не могут выявлять новые виды вирусов.

Следует подчеркнуть, что программы –
детекторы могут обнаружить только те
вирусы, которые ей “известны”, то есть,
сигнатуры этих вирусов заранее помещены в
библиотеку антивирусных программ.

Таким образом, если проверяемая программа
не опознается детектором как зараженная, то
еще не следует считать, что она “здорова”.
Она может быть инфицирована новым вирусом,
который не занесен в базу данных детектора.

Программы – доктора не только находят
файлы, зараженные вирусами, но и лечат их,
удаляя из файла тело программы – вируса.
Программы – доктора, которые позволяет
лечить большое число вирусов, называют
полифагами.

В России получили широкое
распространение программы – детекторы,
одновременно выполняющие и функции
программ – докторов. Наиболее известные
представители этого класса – AVP
(Antiviral Toolkit
Pro, автор – Е.
Касперский), Aidstest (автор
– Д. Лозинский) и Doctor
Web (авторы – И.
Данилов, В. Лутовин, Д. Белоусов).

Ревизоры – это программы, которые анализируют
текущее состояние файлов и системных
областей диска и сравнивают его с
информацией, сохраненной ранее в одном из
файлов ревизора.

Антивирусы – фильтры – это резидентные
программы (сторожа), которые оповещают
пользователя обо всех попытках какой –
либо программы выполнить подозрительные
действия. Фильтры контролируют следующие
операции:

Обнаружив попытку выполнения таких
действий, сторож (монитор) сообщает об этом
пользователю, который окончательное
решение по выполнению данной операции.

К последней группе относятся наименее
эффективные антивирусы – вакцинаторы (иммунизаторы).
Они записывают в вакцинируемую программу
признаки конкретного вируса так, что вирус
считает ее уже зараженной, и поэтому не
производит повторное инфицирование. Этот
вид антивирусных программ морально устарел.

IV. Знакомство с
антивирусной программой AVP
(5 минут)

Рассмотреть на экране с помощью проектора
вкладки программы AVP.

V. Проверка папки “Мои
документы” на наличие вирусов. (5 минут)

VI. Творческое
практическое задание.

В Графическом редакторе Paint
изобразить, как визуально можно
представить компьютерный вирус.

VII. Закрепление
материала. (5 минут)

Домашнее задание. П. 2.7, стр.73 задание 2.17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *