УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ АТМОСФЕРА В 4 КЛАССЕ

Работа представляет собой разработку урока по теме «Литосфера» в 6 классе, предназначена для учителей географии, работающий по любой программе из-за универсальности предлагаемых заданий. Разработка урока соответствует программе по географии для общеобразовательных школ. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; с использованием ИКТ (интерактивная доска). Структура урока позволяет достигать поставленной цели – обобщить и закрепить знания по теме «Литосфера», благодаря заданиям разного уровня сложности. В структуре урока выделяются следующие этапы:

Основными методами и приемами работы на уроке были выбраны: частично-поисковый, решение проблемных вопросов, беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с атласом, самостоятельная работа. Подготовленная презентация позволяет повысить темп урока и активность учащихся на уроке. Работа создана при использовании программ: «Microsoft Office Power Point», «Microsoft Office Word». Объём работы: аннотация, презентация , самостоятельно созданная интерактивная игра, подобранный материал для доски по теме «Вулканы» (видеоряд с заданиями для озвучивания действий) , созданная самостоятельно контурная карта формата Panaboard для закрепления знаний форм рельефа мира; конспект урока с комментариями, технологические карты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-игра).

Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Литосфера».

Используемое оборудование: физическая карта полушарий на доске – цифровая и обычная (бумажная), атласы по физической географии 6 кл., интерактивная доска, презентация «Литосфера – твердая оболочка Земли», маршрутные листы урока, коллекция горных пород и минералов.

Тип урока: Урок обобщения, повторения
и систематизации знаний.

Форма урока: Урок-игра
“Интеллектуальный марафон”.

Средства обучения: Физическая карта
мира, коллекция горных пород и минералов, атласы,
матрицы, сигнальные карточки, электронный
учебник, презентации учащихся.

1. Организация класса, постановка учебной
задачи.

2. Вводное слово учителя.

(Учащиеся отвечают). Слайд – внутреннее
строение Земли.

Чем же сложена она?

(Учащиеся отвечают). Слайд – строение и
состав литосферы.

Вам коллекция дана
Назовите что известно
А еще мне интересно
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

(Учащиеся определяют образцы горных пород и
минералов, объясняют их происхождение,
распределяют на группы). Слайд – горные породы
и их использование.

3. Показ слайдов “Горы”.

Посмотрите на картины
Горы это, иль равнины?

Слайд-схема “Части рельефа”, которую
необходимо подписать.

Далее весь класс отвечает на вопросы-загадки.

1. Название какой части рельефа является в то же
время и названием части обуви? Подошва.

2. Какая часть рельефа по названию похожа на
предмет, надеваемый на лошадь? Седловина.

3. Название какой части рельефа совпадает с
названием того, чем причесывают голову? Гребень.

4. Название какой части рельефа обитает в морях,
является опасным и прекрасно плавает? Скат или
склон. Вопросы напечатать на слайде.

А какие суперсилы, их в движенье приводили.

(Учащиеся объясняют как образуются горы,
отгадывая сигнальные карточки)

Слайды – “Столкновение литосферных плит.

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры
Трудно дети, или просто
Вам расставить их по росту.

Слайд на котором написаны названия гор, с
помощью карты учащиеся называют и показывают
горы, рассказывают о принципе деления гор по
высоте, объясняют как пользоваться шкалой высот.
Три ученика у доски, класс дополняет и
исправляет, если будут ошибки.

1. Карпаты (средневысотные горы) – 1000-2000м.

2. Уральские (низкие горы) – до 1000м.

3. Гималаи (высокие) – выше 2000м.

При правильной характеристике гор
последние появляются на слайде.

На каких материках
Гор вершины в облаках?

На слайде географические координаты.
Учащиеся должны с помощью атласов определить
объекты. При правильном определении картины гор
появляются на слайде. Один ученик показывает на
настенной карте, класс проверяет.

1.62o с.ш., 150o з.д. – г. Мак Кинли;

2.31o ю.ш., 70o з.д. – г. Аконкагуа;

3. 3o ю.ш., 38o в.д. – влк. Килиманджаро;

4.29o с.ш., 87o в.д. – г. Джомолунгма;

И теряюсь я в догадке?
Что за горы на Камчатке? Слайд-фотография об
извержении Ключевской Сопки.
Посмотрите: здесь на фото
устроил кто-то
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.

Слайд – строение вулканических гор. Учащиеся
рассказывают о строении вулканов.

А бывают ли вулканы
Не на суше, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.

Слайд – “Рельеф дна Мирового океана. Учащиеся
называют формы рельефа, обозначенные буквами.

4. Разнообразие равнин.

А теперь друзья сравним
По высотам вид равнин
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.

(Учащиеся на физической карте мира показывает и
называет виды равнин. Задание – практика из
электронного учебника Н. Н. Петровой “Начальный
курс географии. 6 класс” – “Формы рельефа”).

5. Работа с матрицами.

(Учитель называет формы рельефа, учащиеся на
заранее заготовленные матрицы наносит их).

(Сбор матриц для проверки).

6. Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Докажите, как узнали.

(Учащиеся должны на слух в группе слов
определить лишнее понятие и объяснить).

А. ядро, мантия, впадина, земная кора;

Б. вершина, дюны, барханы, овраг;

В. подошва, склон, вершина, отмель;

Г. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер;

Д. Низменность, перевал, гребень, хребет.

7. Закрепление материала. Игра-соревнование
“Восхождение на гору”.

(На двух склонах гор показаны остановки. Два
ученика получают карто-флажки. Класс делится на
две группы. Выигрывает та группа, которая первой
водрузит флажок к вершине. Ответы дают
попеременно. При неверном ответе продвигаться
нельзя).

Восхождение на гору
Только тем ребятам впору
Кто ответ найдет. Итак
В путь, друзья. Удачи вам.

(Тестовые задания из электронного учебника
Н. Н. Петровой “Начальный курс географии. 6
класс”).

8. Подведение итогов урока. Выставление
оценок.

9. Домашнее задание. Индивидуальные
задания опережающего характера к следующей теме.
(По усмотрению учителя.)

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Гидросфера»

Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Гидросфера». Обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов, через литературные произведения.

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, таблицы с изображением объектов гидросферы, технические средства обучения.

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Правила игры:Играют шесть команд по пять-шесть человек. Каждой команде задается по одному-два вопроса или задания на каждом этапе. Если команда отвечает неправильно, или не может ответить на вопрос, то имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

II. Обобщение, систематизация и контроль знаний.

Задание 1 «Географическая цепочка». Командам предлагается определить, что обозначают цифры, написанные на карточках:

18м, 1054м., 2%., .11022м., 35%0, 1620м., 42%0,10км/ч., 3530м., 30.000км., -402м., 80м. в сутки.

Задание 2 «Найди лишнее слово».

1) исток, устье, марена, водораздел.2) Волга, Дон, Обь, Амазонка.3) Обь, Амазонка, Аму-Дарья, Волга.4) Балхаш, Байкал, Каспийское.5) Ниагарский, Панамский, Анхель, Виктория.6) Гренландия, Аравийский, Кольский, Скандинавский.7) Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Течение Западных Ветров.8) Бенгальский, Мексиканский, Магелланов, Персидский.9) Черное, Балтийское, Средиземное, Карибское.10) Новая Гвинея, Сахалин, Индостан, Гавайские.

Задание 3 «Конкурс эрудитов».1) В каком море ловят рыбу – жителя трех частей света?2) Какое море в древности называлось Янтарным и почему?3) На каком материке нет рек?4) В какое море не впадает ни одна река?5) Какое море самое пресноводное в мире?6) Может ли соленая вода превратиться в пресную?7) Устье какой крупнейшей реки Европы находится ниже уровня океана?8) Гда расположено самое большое скопление островов?9) Есть на земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана. Что это за материк?10) Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, два материка, два государства?11) Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами?12) Воды каких двух океанов омывают все материки кроме одного?Задание 4 «Литературные загадки».1) Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

«Чтобы не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море. Хоть в это поверить не очень легко, Но в Волге вода есть реки Лимпопо. И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале и в Ниле, И в Таньганьике, и в нашей квартире. Значит, должны понимать это все мы: Реки – часть водной единой системы. Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море.».

2) Почему М. Ю. Лермонтов изобразил Терек диким и необузданным? В чем причина?

«Терек воет, дик и злобен,Меж утесистых громад,Буре плач его подобен,Слезы брызгами летят.»

3) О какой реке написал эти стихи наш саратовский поэт Н. Палькин? Где берет начало река?

«Вот отсюда, именно отсюда. Из глубин лесного рудника,Выбегает голубое чудо —Русская великая река.»

4) Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А. С. Пушкиным на поверхности моря?

«Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой:Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго помнить будуТвой гул в вечерние часы.»

5) Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

Как море чаша глубока. Прозрачная водица!Россия очень велика,А вся могла б напиться.

6) О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?

Семь тысяч рек, ни в чем не равных,Из гор стремящих бурный бег,И меж полей в изгибах плавных,Текущих вдаль – семь тысяч рек,Она со всех концов собрала – Больших и малых до одной,Что от Валдая до УралаИзбороздили шар земной.

Задание 5: «Знаешь ли ты карту?»Не пользуясь картой, назовите правильный ответ:1. Остров Мадагаскар находится от Африки на Юго-Востоке или Юго-Западе?2. Какое течение южнее: Гольфстрим или Лабрадорское?3. На территории Западно-Сибирской равнины протекает река Обь или Лена?4. Какое море расположено севернее: Охотское или Берингово?5. Какое озеро расположено западнее: Ладожское или Онежское?6. Какой океан омывает Южную Америку с запада – Тихий или Атлантический?7. Что расположено южнее: Карибское море или Мексиканский залив?8. Бенгальский залив омывает Индостан с запада или с востока?9. Что находится севернее: Гибралтарский пролив или Бискайский залив?10. Что находится западнее: Баренцево или Карское море?11. Какой водопад находится севернее: Анхель или Игуасу?12. Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?Задание 6. Географические загадки-шутки по теме «Гидросфера».1. Название какого озера состоит из теплой материи и буквы? (Байкал).2. Какой остров заявляет, что он спортивная одежда? (Ямайка).3. Слог первый – название востока,Второй же – в земле вырывают глубоко,А целое можно узнать без труда:Его окружает сплошная вода. ( Остров).4. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой длинной рекой Европы (Иволга).5. Какой нос всегда мерзнет? (Канин нос).6. Какой остров говорит о своей величине? (Ямал).7. Где и почему «Илья Муромец» низвергается с «Небес на Землю»? 8. В какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские Ворота).9. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля).10. Какой пролив в древние времена носил название Геркулесовых столбов?11. Назовите «цветные моря», где они находятся?12. Существует ли море без берегов?

III. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество баллов, и самые активные учащиеся.

Тип урока: Урок обобщения,
систематизации и контроля знаний.

Форма проведения: игра (Урок-игра).

Актуальность использования средств ИКТ.

Цель урока: Обобщение, систематизация и
контроль знаний по географии России. ( Подготовка
к ГИА по географии в форме ОГЭ).

Учебный материал соответствует требованиям
государственного образовательного стандарта
общего образования, отвечает требованиям
научности, доступности, посильности. Вызывает
интерес у учащихся.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Презентация.

Необходимое аппаратное и программное
обеспечение:

Мультимедийный компьютер. Интерактивная доска
(экран).

Форма организации обучения: Фронтальная,
индивидуальная.

Методы: Объяснительно-иллюстрационный,
репродуктивный, частично поисковый.

Современные образовательные технологии,
используемые на уроке:

Информационно-коммуникационная технология,
частично-поисковая, решение исследовательских
задач и др.

В работе использовано лицензионное
программное обеспечение:

Критерии и технологии оценивания результатов
учебной деятельности и эффективности урока:

Эффективным может считаться урок, если более 90%
учащихся справились с заданиями.

Дидактические качества использования
электронного приложения: Компьютерное
дидактическое средство, позволяет реализовать
основные дидактические принципы и способствует
достижению, как педагогических целей обучения,
так и целей развития.

Организационная структура урока

Этап 1 Организационный этап

Дидактическая задача этапа: Подготовить
учащихся к работе на уроке. Определить цели и
задачи урока.

Длительность этапа 2 мин

Содержание этапа: Взаимные приветствия
учителя и учащихся; фиксация отсутствующих;
проверка внешнего состояния классного
помещения; проверка подготовленности учащихся к
уроку; организация внимания и внутренней
готовности

Условия достижения положительных результатов: Требовательность,
сдержанность, собранность, систематичность
организационного воздействия;
последовательность в предъявлении требований.

Показатели выполнения дидактической задачи
урока: Кратковременность организационного
момента; полная готовность класса к работе;
быстрое включение учащихся в деловой ритм;
организация внимания всех учащихся.

Требования: Кратковременная организация
процесса; требовательность; стимуляция
деятельности учащихся, её целенаправленность.

Форма организации деятельности обучающихся:
Подготовка к работе

Функции преподавателя на данном этапе Организационные

Основные виды деятельности учителя на данном
этапе: Подготовка учащихся к работе

Этап 2 Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному обобщению, систематизации и
контролю знаний.

Дидактическая задача этапа: Организовать и
направить к цели познавательную деятельность
учащихся.

Содержание этапа: Сообщение цели, темы и
задач урока; постановка перед учащимися учебной
проблемы. ( Слайд №1).

Знакомство с правилами игры (Слайд №2).

Условия достижения положительных результатов: Предварительная
формулировка учителем цели, оценка значимости
для учащихся учебного материала, учебной
проблемы

Показатели выполнения дидактической задачи
урока: Активность познавательной деятельности
учащихся на последующих этапах.

Форма организации деятельности обучающихся:
Подготовка к активному и сознательному
обобщению и систематизации материала.

Функции учителя на данном этапе: Инструктирующие.

Основные виды деятельности учителя на данном
этапе: Подготовка учащихся к активному и
сознательному обобщению материала. Постановка
цели и задач урока, знакомство с темой урока

Форма организации деятельности обучающихся: Знакомятся
с правилами игры (Приложение 1), общими
рекомендациями при работе с презентацией,
заполнением маршрутного листа (Приложение 2).

Этап 3 Этап обобщения, систематизации и
контроля знаний

Дидактическая задача этапа: Обобщить,
систематизировать, оценить знания обучающихся
по курсу. Проанализировать степень готовности
учащихся к ГИА.

Длительность этапа 35-40 мин.

Условия достижения положительных результатов: Четкая
постановка задач. Стимуляция интереса к
материалу. Научность, доступность,
систематичность, концентрация внимания на
главном. Оптимальность темпа и системы методов
обобщающего повторения материала.

Вступительное слово учителя. Подготовка
учащихся к восприятию электронной версии урока.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ: Презентация.

Форма организации деятельности обучающихся:
Работа с электронным приложением к уроку.

Работа с презентацией на интерактивной доске, с
использованием мультимедийного проектора. Урок
проводится в виде игры.

Игра. ( Слайд №2) “Игровое поле”. В ходе игры
обучающиеся переходят по гиперссылкам на
Презентацию “Вопросы” (Слайды №№1-30 Приложение
3), отвечают на вопросы, ответы записывают в
маршрутный лист. Вопросы оцениваются в баллах.
Электронное приложение содержит музыкальную
паузу (Слайд №31) и видеофрагмент на слайде №4)

Функция учителя на данном этапе:
Координирующая.

Оценка работы учащихся. Перевод первичного
балла в пятибалльную систему.

Этап 4 Подведение итогов урока

Дидактическая задача этапа:
Проанализировать, дать оценку успешности
достижения цели и задач урока.

Длительность этапа 2-3 мин

Содержание этапа: Самооценка и оценка работы
класса и отдельных учащихся.

Условия достижения положительных результатов:
Четкость, лаконичность, максимум участия
школьников в оценке работы.

Показатели выполнения дидактической задачи
урока: Успешное достижение цели и задач урока.

Требования: Адекватность самооценке
учащихся оценке учителя. Осознание учащимися
значимости полученных результатов.

Основной вид деятельности: Беседа

Основные виды деятельности учителя на данном
этапе: Организация беседы. Знакомство с
Положением по проведению ГИА по географии в
форме ОГЭ. “ Информация к размышлению” (Слайд №3).

Знакомство с использованными материалами (Слайд
№4).

Форма организации деятельности обучающихся:
Проведение самоанализа и самооценки.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Литература

Использованы материалы демоверсий ГИА по
географии 2009, 2010, 2011 гг. с сайта http://www.a-perspektiva.ru/information/9-grade/demo/geography/

Методическая разработка конспекта урока географии на тему «Гидросфера»

При разработке урока учитывались программы и учебник классической линии

Тема: Обобщение, систематизация  знаний  и умений по теме «Гидросфера»

атласы для 6 класса, глобусы, учебник, раздаточный материал (пакет с интерактивным заданием «Круговорот воды в природе», географический диктант, текст с ошибками, слова для составления рассказа), учебная презентация по теме «Гидросфера»

Ребята! Сегодня мы на уроке крутим пестрый глобус, листаем страницы атласа, учебника, обобщаем, систематизируем, анализируем уровень усвоения темы «Гидросфера»

Прокомментируйте слова известного французского писателя.

, учащиеся всего класса в логической последовательности, дополняя друг друга, составляют рассказ о значении воды для жизни на Земле

Ученики +Учитель совместная постановка целей урока

Короткий организационный момент, объяснение правил оформления «Оценочного листа» урока

Ответы на вопросы                         (Фронтальная работа с классом)

Что такое «Гидросфера»?

Где на планете Земля есть вода?

Какая вода есть на нашей планете?

Почему наша планета  из космоса кажется голубой?

Почему вода на планете Земля не иссякает?             (Фронтальная работа с классом)

О каком природном процессе пойдет разговор?

Работая в парах смоделируйте этот процесс

Выполнение интерактивного упражнения                             (Работа в парах)

«Моделирование круговорота воды в природе». Самоанализ, самооценка.

Слайды 8- 17

Используется методический прием «гимнастика ума», работа с географическими терминами, которые выражены в загадках              (Фронтальная работа с классом)

Пляшут волны на просторе,

Берегов не видно в

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой

Рядом, рядом острова

Не один, и  не два,

А десятки островов.

Жить в соседстве им охотней,

Все родные как никак,

архипелаг           и др. (см Презентацию)

Предложенные задания имеют практическую направленность. Учащиеся могут выполнять задания индивидуально, работая в паре или мини-группе по 3-4 человека, при слабой подготовке класса количество заданий можно уменьшить.

, самоконтроль и самооценка

, использование приема «гимнастика ума», ученикам предлагается задание узнать природный объект, явление природы, анализируя известные слова.

Стихи на внимание». Использовать стихи можно для  при ответах на задания в стихах, учащиеся могут выполнять упражнения: кивать головой – да, нет; поднимать правую или левую руку; можно предложить при утвердительном варианте встать и др.                       Тренинг внимания, работа с картами

На полянку, за лесок, ровно-ровно на восток

, учащимся предлагается текст с географическими ошибками, при желании ученики могут , могут индивидуально, самоконтроль и самооценка

История о черепашках – путешественницах

«Гидросфера – это оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – . Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озерах. Летом они собираются большими группами на  и отправляются на отдых в , которых всегда в достатке в  водах Красного моря. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в истоки крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников , начинается новое путешествие, но это уже совсем другая история».

учащиеся имеют возможность выбрать вопрос с определенным количеством баллов

К бассейну  какой  великой  русской  реки относится  наша  речка  Мардас?

Назовите самый  маленький  материк, который  в 3  раза больше  самого  большого  острова  Земли? Назовите материк и остров (Материк Австралия, остров Гренландия)

Как  называется  в  океане  то,  что  на суше именуют  равниной?

В  каком  море нельзя  утонуть? Почему? (Мертвом, высокая соленость)

По  имени  этой  реки  в  США  назван штат, а  по  имени  штата – насекомое,  картофельный вредитель.  У этой  реки  самый  глубокий  каньон. Что  это  за  река?

Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились?

Слайды 26- 28 «Узнайте географический объект» с картами атласа. Вниманию учащихся предложено 2 географических объекта: самое глубокое озеро мира – Байкал, самое большое море – озеро мира – Каспий. Третий географический объект – река Теза.

«Составьте рассказ из слов».  При составлении рассказа можно использовать другие слова. Работа в паре, самооценка.

1. Исток, Ока, Кама, Валдайская возвышенность, приток, Каспийское море, бассейн, Теза, Волга, дельта

2. Исток, Анды, приток, Топажос, Мадейра, устье, бассейн, Атлантический океан, эстуарий, пресноводное море планеты

При выставлении баллов в «Оценочный лист» учитывать количество использованных слов, каждое использованное слово оцените в 0.5 балла.

Исток великой русской реки Волги расположен на Валдайской возвышенности, у деревни Волговерховье. Ока и Кама крупные притоки Волги. На территории волжского бассейна расположена наша река Теза. Матушка Волга впадая в Каспийское море, образует большую дельту.

При подведении итогов урока и рефлексии учащиеся полностью заполняют «

Оценочный лист по теме «Гидросфера»

ученика (цы) 6 класса ________________________

Изобразите в своих «Оценочных листах» настроение от сегодняшнего урока:

«Оценочный лист» заполняется в ходе урока, после урока сдается учителю.

В «Оценочный лист» учащийся заносит все набранные баллы за урок. В листе предусматриваются 2 графы: «набранные баллы» и «дополнительные баллы».  В графу «набранные баллы» учащийся заносит оценки по выполненным заданиям, в графу «дополнительные баллы» заносятся оценки за фронтальную работу на уроке, ответы на дополнительные вопросы.  После урока, проводя анализ «Оценочных листов», учитель видит, как работали учащиеся на уроке, как справились с выполнением заданий на воспроизведение знаний, заданий аналитического характера, как оценили себя в новой учебной ситуации.

Работа   с учебником и контурными картами

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «АТМОСФЕРА»

Цель: обобщить знания по теме «Атмосфера», закрепить основные умения, сформированные в процессе изучения темы;

развивать способности обобщать и систематизировать изученный материал путем игры, применять ранее полученные знания в новых условиях, формировать умения работать в группах, учитывать мнения других;

воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: дидактический материал к уроку, мультимедийная

презентация, видеофрагмент «Зарядка для глаз», «Мы

хотим жить в мире», листы самооценки работы группы

I Организационный момент

Проверить готовность к уроку.

Настрой учащихся на работу.

II Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Нет на Земле стихии более подвижной, разнообразной и капризной, чем воздушный океан.

– А как иначе мы его называем?

– Что мы можем вспомнить из этой темы?

Больше месяца мы изучали тему «Атмосфера», а сегодня я предлагаю совершить покорение горной вершины «Атмосфера» ,а знания и умения, которые вы накопили, будут нам незаменимыми помощниками.

Поэтому цель нашего урока – обобщение знаний об атмосфере.

Какие же задачи мы поставим на урок?

Покорять вершину будут 4 команды: (команды встают) »Ветер», «Бриз» «Барометр» , «Флюгер»

-Все готовы? Пусть нам в пути сопутствует удача!

III Практическое применение знаний и умений

Учитель: Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю.

Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним понятия этой темы.

Первый конкурс «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ»

Задание: Подберите к каждому определению понятие.

На работу -3 минуты.

ПРОВЕРЯЕМ (каждая команда дает по два ответа-

правильность ответа проверяем по слайдам)

–Для того, чтобы узнать, что нас ждет на первом этапе необходимо отгадать загадку:

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

Первый этап «ВОЗДУХ»

КОНКУРС №2 «МЕТЕОРОЛОГИ» (розовый)

1. На круговой диаграмме показать долю основных газов воздуха.

2. На рисунке показать слои атмосферы.

3. Из перечисленных ниже утверждений выбрать те, которые

соответствуют тропосфере и стратосфере:

А. Нижний плотный слой атмосферы

Б. Слой воздуха разреженный и очень сухой – водяного пара почти нет

В. Верхняя граница слоя 50 – 55 км

Г. В этой части атмосферы «делается» погода

Д. В нижней части ее находится озоновый слой

Е. В ней сосредоточены большая часть ( около 80%) всей массы

воздуха, почти весь водяной пар

ПРОВЕРКА ( 1 команда на доске составляет диаграмму «Состав воздуха», 2 команда на доске составляет рисунок Строение атмосферы» (1 и 2 работают одновременно), 3 –называет признаки тропосферы, 4- называет признаки стратосферы)

– Сейчас вам пригодятся умения правильного счета, следующий конкурс «ПОСЧИТАЕМ»

1. Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:

1 час ночи: +8° С

7 часов утра +6° С

13 часов дня : +19° С

19 часов дня: 11° С

2. Определить суточную амплитуду температуры ( использовать эти же данные)

3. В каком случае ветер будет сильнее. Выберите правильный ответ.

А) 758мл.рт.ст. 755мл.рт.ст.

Б) 760мл.рт.ст. 758мл.рт.ст.

В) 750 мл.рт.ст. 751мл.рт.ст

4. Какая будет температура воздуха на высоте 3 км, если в это время у земной поверхности она равна +19° С ?

Ответы записать в таблицу.

ВЗАИМОПРОВЕРКА (команды меняются работами и проверяют их используя ответы слайда, озвучивают результаты проверки)

– Первый этап пройден

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А – зарядка для глаз

-Второй этап нашего путешествия. Отгадайте как он называется?

То солнцем ярким улыбнется,

То вдруг нахмурится слегка,

Плаксива, ветрена, дождлива.

– Что это? (погода)

Второй этап «ПОГОДА»

– Назовите элементы и явления погоды.

-Какие метеорологические приборы вы знаете?

-Для следующего конкурса приглашаю выйти по 1 человеку от команды.

Конкурс «Оборудуй метеорологическую станцию» (оранжевый)

1. Определить название прибора по рисунку

2. Сказать какие показатели им определяют

3. В каких единицах измеряются эти показатели?

( ученик от каждой команды выбирает прибор и отвечает на вопросы)

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКИ»

-Есть в географии герой Алеша Перепуткин, который все всегда путает. Вот и сейчас он составил описание, в котором допустил несколько ошибок. Ваша задача найти эти ошибки.

На работу – 4 минуты.

Найти ошибки в тексте (подчеркнуть их).

Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз

ПРОВЕРЯЕМ (каждая команда читает по одному предложению ,

называет ошибку, исправляет)

Учитель: Поздравляю вас с успешным покорением второго этапа нашего путешествия .

-Ребята какое слово зашифровано на этом слайде? (климат)

Путешествуя, мы с вами должны учитывать еще одну особенность, характерную для каждой местности. Это климат.

Третий этап нашего восхождения –

Конкурс « Правильно- неправильно»

Определите, какое из приведенных утверждений правильное, а какое неправильное. (поставить во вторую колонку + или -)

4. На климат побережий существенно влияют морские течения.

5. Там, где проходят теплые течения, климат холоднее и более

морей и океанов, направление господствующих ветров, рельеф и

высота над уровнем моря, морские течения.

ПРОВЕРЯЕМ (каждая команда зачитывает по два утверждения и

определяет их правильность, параллельно ответы

проверяются по слайдам)

Учитель: Ура! Мы покорили вершину «Атмосфера» .

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

V Итог урока

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы начинаем замечать тогда, когда нам его начинает не хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим Давайте не будем дышать равнодушно и буднично, чтобы не превратился воздух в горчайший дым. Пусть каждый глоток воздуха будет для нас сладчайшим и драгоценным. Ведь наше здоровье зависит от чистоты воздуха атмосферы

Ребята мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока?

У каждого из вас есть оценочный лист – оцените свою работу и своих одноклассников.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

5. Выдели самого активного члена группы, который заслуживает оценку «5»

Учитель: Итак , кто был сегодня самым активным?

VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить параграфы 38-46

1. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства (в 12 часов дня) он гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега. Почему приведённый рассказ заставил усомниться в алиби подозреваемого?

2. В книге шведской писательницы «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть меня греет. Добрался до вершины горы, до Солнца рукой подать, а у него от холода зуб на зуб не попадает. Так и замерз. Почему же замерз глупый Тролль?

Ход урока

Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала темы, сообщается цель урока.

Все изменения в природе происходят под воздействием внутренних и внешних сил Земли. Ученые пытаются познать силы природы, выявить ее закономерности. Особенно мало изучены недра Земли. Люди смогли проникнуть на глубину лишь 12 км, пробурив на Кольском полуострове самую глубокую скважину. Представьте себя важными деятелями науки, которые уже достаточно осведомлены об особенностях твердой оболочки Земли.

Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Начинаем проводить исследование литосферы. Итак, мы на поверхности Земли, а теперь давайте углублять наши знания, чтобы это сделать нужно, спуститься к центру Земли. Осторожнее, вы чувствуете, что становится жарко, почему? (температура растет на 30С на каждые 100 м в глубину).

Какие слои нам придётся пересечь, чтобы попасть к центру Земли?

1. Работа со схемой «Внутреннее строение Земли» на слайде презентации, с помощью интерактивной доски подписываются основные составные элементы (индивидуальная работа ученика).

В коллекции горных пород и минералов найдите мрамор, гранит, известняк, каменный уголь, мел, слюду, бурый уголь., магнитный железняк, песчаник индивидуальное задание).

3. Решаем проблему. « На образование нефти в земной коре уходит 250 млн. лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Какие меры необходимо принять для сохранения недр?» (метод мозгового штурма, монологические ответы учащихся).

4. Задания по теме: «Вулканы». Определите вулкан ( работа с атласами).

Решаем проблему: Может ли вулкан появиться в твоем дворе?

(анализируем карту «Сейсмические районы Земли», аргументируем).

Закрепляем знания о вулканах с помощью записи работы с интерактивной доской , комментируем видеоряд.

Тему долго повторяли и немножечко устали,
И поэтому всем тут срочно нужно отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно. Гору нам представить нужно,
На вершину посмотрели, на подошву посмотрели.
Покружили головой, «Не пора ли нам домой?».
Поскакали, но слегка, поискали «Где бока?».
Развернулись все кругом и работать вновь начнем.

5. Работа с интерактивной доской, интерактивная игра « Самый умный»

(закрепление знаний основных понятий и терминов по теме, обучение работе с Panaboard). Правильный ответ фиксируется в тетради, это дополнительный балл.

6. Игра «Третий лишний», самостоятельное письменное задание . Объекты игры – формы рельефа мира Примеры.

7. Тест-тренинг по теме «Формы рельефа», формирование пространственного мышления и картографических навыков с контурной картой формата Panaboard.

Формирование выводов по изученному материалу.

Стадия рефлексии. Учащиеся отвечают на вопросы:

Этап информации о домашнем задании.

– сообщение домашнего задания, методики его выполнения.

Оценка результатов урока.

Учитель благодарит и оценивает работу учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *