УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Открытый урок по биологии в 8а классе

на тему: «Иммунология на службе здоровья»

 
создать условия для формирования знаний об иммунологии.

– дать представление о защитной системе организма – иммунитете;

– формировать новые биологические понятия – о видах иммунитета, об их особенностях ,   о вакцине, сыворотке, аллергии,  о способах переливания крови, о резус-факторе;

–  показать пользу прививок.

– развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память;

– формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного;

–  способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

–  воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических  открытий;

 – убеждать в  практической необходимости знаний физиологических процессов;

 – продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек;

– убеждать в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

 компьютер, медиапроектор, презентация «Иммунология на службе здоровья», таблица «Кровь», электронный диск 1 С «Биология 8 класс», раздаточные карточки для проверки пройденного материала, портреты ученых.

 рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащегося, чтение учащимся отрывка из произведения А. С. Пушкина.

проблемного обучения, технология проектов, развивающего обучения, технология критического мышления.

Данный шаблон можно использовать для любого предмета

Дайте ответ: Что такое иммунитет? Какие существуют 2 формы иммунитета? Что такое фагоцитоз? Кто открыл фагоцитоз? Какие существуют 2 механизма иммунитета? Что такое интерферон?

Иммунология на службе здоровья

Цель урока: 1. Узнать чем занимается иммунология 2. Изучить понятие вакцина, сыворотка 3. Понять различия между естественным и искусственным иммунитетом 4. Узнать причины возникновения аллергии 5. Узнать какие существуют группы крови

План урока: История изобретения вакцин Лечебные сыворотки Естественный и искусственный иммунитет Аллергия Тканевая совместимость Переливание крови Резус – фактор

Эдуард Дженнер. Изобрел первую вакцину.

Вакцина – препарат из ослабленных микробов. Прививка – процедура введения вакцины. После прививки организм начинает самостоятельно вырабатывать антитела к введенному возбудителю, и через некоторое время у человека формируется иммунитет

Сыворотка – антитела в готовом виде. Где взять антитела? Кровь для производства лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют .

Все вакцины и сыворотки – специфичны.

Аллергия – повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды. Аллерген – вещество вызывающее аллергию. Примеры аллергенов?

Существуют 4 группы крови: 0 ( I ) А ( II ) В ( III ) АВ ( IV ) Принадлежность к той или иной группе обусловлена наличием на мембранах эритроцитов особых белков – антигенов (агглютиногенов) А и В, и растворенных в плазме антител (агглютининов) à и ß

Резус-фактор Резус – фактор белок находящийся в эритроцитах, Rh+ Кровь людей, имеющие его, называют резус – положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует, – резус- отрицательной.

Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку? Что такое аллергия? Какие группы крови имеются у человека? Что произойдет, если человеку с резус-положительной кровью перелить резус-отрицательную кровь?

Домашнее задание: Параграф 19 Повтор §17- §19 – самостоятельная работа

Конспект урока биологии по ФГОС

Урок по теме

«Иммунология на службе здоровья»

: формирование универсальных учебных действий при изучении основных
понятий иммунологии и определение значения данной науки для сохранения здоровья человека.

: формирование знаний учащихся о заслугах Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины, о видах иммунитета и сложных вопросах, связанных с иммунологией (переливание крови, аллергия, тканевая несовместимость)

Планируемые образовательные результаты урока

характеризуют виды иммунитета;

приводят примеры естественного (пассивного и активного), искусственного (пассивного и активного) иммунитета;

знают ученых – основателей иммунологии;

знают определения естественный и искусственный иммунитет;

знают понятия: вакцина, сыворотка, прививка, группы крови, резус фактор, резус – конфликт, реципиент, донор, аллергия, аллерген, тканевая несовместимость;

понимают переливание групп крови и методику определения групп крови;

различают и могут сравнивать понятия «вакцина» и «сыворотка»;

умеют отличить естественный активный от и естественного пассивного, искусственный активный от искусственного пассивного;

раскрывают взаимосвязь между группами крови, резус фактором.

участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы;

Находят необходимую информацию, работают с различными источниками информации;


устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

сотрудничают с одноклассниками (в группах);

выражают и аргументируют свои мысли;


оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.


убеждаются в познаваемости мира;


осознают роль иммунологии в познании окружающего мира;


учатся оценивать результаты продвижения к поставленной цели;


убеждаются в необходимости вакцинации;


проявляют интерес к изучению биологии и иммунологии;


убеждаются в необходимости знаний о переливании крови и резус факторе, аллергии, тканевой совместимости.


По ведущей дидактической цели
: изучение нового материала.

По способу организации

По ведущему методу обучения

: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, видеодемонстрация, самостоятельная работа в группах и др.

Основные вопросы урока

1. История возникновения вакцины.

2. Когда вводят вакцину, а когда сыворотку?

3. Виды иммунитета.

4. Аллергия и тканевая несовместимость.

5. Переливание крови.

раздаточный дидактический материал для учащихся:


Инструктивная карточка к уроку

; тесты; оценочный лист учащегося;


презентация для обучающихся к уроку «Иммунология на службе здоровья».


Видео фрагмент: Как укрепить иммунитет?:


Инструктивная карточка к уроку по теме: «Иммунология на службе здоровья».

Прочитайте текст § 19
122-123
. Найдите определения
. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями
. Заполните таблицу 1.

Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.

Группа № 2 Задание.
Внимательно прочитайте § 19 на с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»)
. Попробуйте представить понятия аллергия
и тканевая совместимость
в любой из предложенных форм: Ответьте на вопрос: Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

мини-сказка или стихотворение;

плакат и др. Обратите внимание на связь понятий аллергия
и тканевая совместимость
с понятием иммунитет
и здоровьем человека. Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.

Группа № 3. Задание.
Внимательно прочитайте § 19 на с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»)
. Составьте схему
переливания крови. Дайте определение резус-фактору
и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор
и реципиент
.

                                             II                                   III

Ответьте на вопросы:

Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой – универсальными реципиентами?


2. Какие правила переливания существуют сегодня? Для чего на шевронах военных указывают группу крови?


3. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?


Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты

Группа № 4. Задание.
Внимательно прочитайте § 19 на с.96 (статья «Естественный и искусственный иммунитет»)
. Изучите схему на стр 96. Поясните каждый вид.

Ответьте на вопросы: 1. На какие виды подразделяют иммунитет? 2. На какие группы подразделяется естественный иммунитет? 3. На какие группы подразделяется искусственный иммунитет? Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.

ФИО: _______________________________. Класс: _______.

не справился с заданием (допустил более 3-х ошибок): 0 баллов; до 13 баллов: рекомендуется повторить материал;

допустил ошибки (до 3-х): 2 балла; 14-19 баллов: отметка «3»;

справился с заданием: 4 балла; 20-23 балла: отметка «4»;

могу объяснить его другому: 5 баллов. 24-25 баллов: отметка «5».

При выполнении заданий выберите один верный ответ из

1. К внутренней среде организма относятся:

1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела; 4) ткани, образующие органы.


2. Основу жидкой части крови составляет:

1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа; 4) физиологический раствор.


3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией:

1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.


4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:



1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.


Свертывание крови обеспечивается:

1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.


6. Антигенами называют:

1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;

2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.


7. В каком из органов разрушаются эритроциты?

1) В красном костном мозге; 3) почках и лимфе;

2) селезенке и печени; 4) желтом костном мозге.


8. Орган, где не образуются лейкоциты:

1) печень; 2) красный костный мозг и лимфатические узлы; 3) почки и поджелудочная железа 4) селезенка.


9. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).

Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).

Тест

Вариант 2

При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.



1. Резус-фактор —это:

1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям;

3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.


1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.


3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.


4. Кровь состоит:

1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;

3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.


5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:



1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.


б. Жидкая часть крови — это:

1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.


7. Кровяные пластинки — это:

1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.


8. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови:

1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.

9. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).

Ответы к тесту:

  1.  Изучение нового материала.
  1. История изобретения вакцины.
  2. Естественный и искусственный иммунитет.
  3. Тканевая совместимость. Переливания крови.
  4. Резус – фактор.

  IV. Закрепление изученного материала.

  VI. Домашнее задание

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку)

II. Актуализация знаний.
 

Ребята! С какой темой мы познакомились на последнем уроке?

– Назовите защитные барьеры организма.

– Что такое иммунитет? Виды иммунитета.

– Что входит  в состав иммунной системы?

– Чем антитело отличается от антигена?

– Каково значение Т-лимфоцитов и Б -лимфоцитов.

Работа с карточками (
, слайд 3-4)

Задание:  Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.  

  1. , слайд 5)
  1. Оценка «5» – 10-11ответов;
  2. Оценка «4» – 8-9 ответов;
  3. Оценка «3» – 5-7 ответов;
  4. Оценка «2» – менее 4 ответов.

Назовите тему нашего урока (учащиеся отвечают).

Предположите цель урока  (учащиеся отвечают).

  1. Работа в тетрадях (запись темы урока)

III. Изучение нового материала

Заветная мечта человека – не болеть. Осуществить ее помогает иммунитет. Он выступает уникальным защитником организма, беспрерывно заботясь о нем.
В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Почему одни люди заболевают инфекционными болезнями, другие нет? И главный вопрос урока- Почему иммунология стоит на службе здоровья? Вот на эти и другие вопросы постараемся ответить в течение нашего урока.

Иммунология – наука об иммунитете. Ее вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен.  
, слайд 6)

Совершим экскурс в историю. Люди во все времена страдали от инфекционных болезней. Послушаем отрывок из произведения А. С. Пушкина

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта; 

Нива праздно перезрела; 

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, – 

Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят, 

И стенания живых 

Боязливо Бога просят

Успокоить души их! 

Поминутно места надо,

И могилы меж собой.

Как испуганное стадо, 

Жмутся тесной чередой.

(ученик читает отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”).

, слайд 7)

О чём идёт речь в данном отрывке?



 
возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.




 Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп. (
, слайд 8)

1. История изобретения вакцин

Задание. При просмотре презентации об истории создания метода вакцинации и сообщений учеников записать фамилии ученых – основателей иммунологии.

Рассказ с демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженером.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

, слайды 9-10 )

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895). Он первый понял, что возбудителями болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что человек, переболевший инфекционным заболеванием, в дальнейшем, как правило, становится к нему невосприимчив (приобретает иммунитет). Пастер предположил, что организм человека при первой встрече с микробами научается их распознавать и при повторной встрече сразу принимает меры к защите от болезни. Тогда, если удастся ослабить микроорганизмы настолько, что они будут вызывать заболевание человека лишь в легкой форме, человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих это заболевание. Опыты подтвердили эту мысль. Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) стали называть вакцинами (от лат. vacca – корова) в память о первой вакцине, созданной  Дженнером. Процедура введения вакцины получила название вакцинация, или прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца. В настоящее время иммунологи создали вакцины от десятков опаснейших болезней и тем самым спасли миллионы жизней. (
, слайд 11)

Большой вклад в изучение иммунитета внес русский ученый И. И. Мечников. В 1882 г. он открывает механизм клеточного иммунитета, за что в 1908 получает нобелевскую премию. С юных лет увлекался Илья Мечников биологией. Удивительно одаренный от природы, с выдающимися способностями, он в 14 лет поступил в Одесский университет и вскоре, проявив себя незаурядным исследователем, блестяще закончил его. В 18 лет Мечников напечатал первую научную работу, а в 22 года получил ученую степень магистра зоологии и звание доцента в Харьковском университете. Через год он защитил докторскую  диссертацию.
  А гуморальный иммунитет открыл  немецкий ученый Пауль Эрлих.  (
, слайд 12-13)

2. Постановка проблемы:

Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает.

, слайд )

3. Работа в группах

Группа №   1  Задание  
Прочитайте текст § 19
. Найдите определения
. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями
. Заполните таблицу.
Внимание! Время выполнения задания 5 минут.

Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.

Группа № 2  Задание.
Внимательно прочитайте § 19 на
с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»)
. Попробуйте представить понятия
 в любой из предложенных форм:  

  • мини-сказка или стихотворение;
  • плакат и др.  Обратите внимание на связь понятий
     и здоровьем человека.
     Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.

Группа № 3.   Задание.  
Внимательно прочитайте § 19 на
с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»)
 переливания крови. Дайте определение
и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения
Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты

Группа № 4.   Задание.  
Внимательно прочитайте § 19 на
с.96 (статья «Естественный и искусственный иммунитет»)
.  Изучите схему на стр 96.  Ответьте на вопросы: 1. На какие виды подразделяют иммунитет?  2.  На какие группы подразделяется естественный иммунитет?    3. На какие группы подразделяется искусственный  иммунитет?

Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.

Представления результатов групп

По ходу выступлений групп учитель дополняет материал урока:

  1. , слайд 15)
  2. Резус-фактор   (

4. Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.

    нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);


    загрязненная окружающая среда;


    тяжелые физические и умственные нагрузки;


    частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

Факторы, повышающие иммунитет:

2. Соблюдение правил личной гигиены

4. Четкий распорядок дня.

5. Активный образ жизни

о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.

– Изучением иммунитета занимается наука-иммунология;

– Изучение механизмов иммунитета позволило разработать предохранительные прививки вакцины и лечебные сыворотки;

– Изучение иммунных свойств организма позволило понять причины возникновения аллергии, преодолеть тканевую несовместимость, сделать безопасным переливание крови. (
, слайд 16 )

IV. Закрепление знаний

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

, слайд 17)

1. Что нового вы узнали при изучении данной темы.

2. Предположите, как могут пригодиться эти знания в повседневной жизни.

VI. Домашнее задание:

  1. Изучить § 19;
  2. Повторить § 17-18;
  3. Подготовить сообщение о донорстве.

, слайд 18)

Здоровье – это не просто дар, это ещё и постоянная работа над собой. Наградой же служит прекрасное самочувствие, отменное здоровье и интересная, активная жизнь!
  Крепкого вам иммунитета!

Электромагнитное излучение наибольшее влияние оказывает на иммунную, нервную, эндокринную и половую систему. Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитную функцию, происходит ослабление системы клеточного иммунитета.

Учитель биологии  Iкатегории

МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

Урок по теме: Иммунология на службе здоровью

Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Познакомить обучающихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела».

Продолжать гигиеническое, физическое воспитание,  убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать поисково-информационные умения.

Обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Осуществлять всестороннее развитие личности.

Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

 
презентация, рабочие карты обучающихся.

I. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день дорогие друзья! Вы все пришли сегодня в школу. Вы улыбаетесь, а это значит, что вы все здоровы. И мы можем начать наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

( узнать , есть ли отсутствующие, если есть уточнить причину- болезнь)

Я не случайно сегодня обратила внимание на ваше здоровье.

Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни  болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?


( будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Тема: Иммунология на службе здоровью.

( записывают тему в рабочую карту ученика)

Итак, давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают )

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

 
узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

 выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

IV. Открытие нового знания
( работа с презентацией

 В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран (фрагмент из к/ф « Сказка странствий»- Чума в городе)

Именно так выглядели города в 14 веке . Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится
?( люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое  было: Найти исторические факты распространения страшных  инфекций

 
Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы ,холеры, оспы. В 4 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн. человек. От чумы в 14 веке  в Европе погибла четверть населения 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью. Её эпидемии производили трагическое опустошение.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400тыс человек. Ею заболевало2\3 родившихся, из восьми трое умирало. Особой приметой тогда считалось : «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.

 В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. В Россию её завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из западной Европы. В России до 1917г. За 59 «холерных» лет заболело 5,6 млн. человек и почти половина из них погибла.

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-1919 годах унесла жизни сотен тысяч человек.

 Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

 История развития Иммунологии.

Корни этой науки лежат в глубокой древности, так за 1000 лет до нашей эры китайские и индийские врачи знали о том, что человек, которому привито вещество из струпьев людей, переболевших оспой, при последующем заражении легче переносят эту болезнь. Китайцы, желая предотвратить оспу втягивали в нос, наподобие табака, высушенные и измельчённые корочки оспенных больных. Этот метод был назван – вариоляцией.

В 1762г. Английский медик Димсдал за вариоляцию, которую он сделал императрице ЕкатеринеII и наследнику престола, был награжден 10 тыс. фунтов стерлингов, ему был подарен  портрет императрицы, присвоен титул барона, чин статского советника и звание лейб-медика, а так же установлена пенсия 500 фунтов в год. Но это не решало проблемы.

Английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров ,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

14 мая 1796г Э. Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Этот метод получил название
( то лат. «вакка»- корова) и благодаря ему в мире с 1979г. Не зарегистрировано не одного случая оспы.

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер(1822-1895) Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то , что после перенесения болезни человек как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в лёгкой форме, то человек, перенёсший такую болезнь, окажется защищённым от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль и были созданы вакцины. Пастер разработал метод вакцинации. 6 июля 1885г навсегда вошёл в историю науки. Именно в этот день разработанной Л. Пастером вакциной  против бешенства был привит мальчик Жозеф Мейстер, искусанный бешеной собакой. Этот человек впервые получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Большой вклад в развитие иммунологии внёс русский учёный И. И. Мечнииков. Разработал фагоцитарную теорию иммунитета. О которой мы уже вели речь на предыдущем уроке.

 
Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? ( прививки, вакцины)

 Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

                          И попытаемся определить, что такое вакцинация?

( вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

 -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет)

-А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? ( вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

сыворотка – готовые антитела

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки  организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

 
Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

 А, что такое иммунитет, и  какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните кластер «виды иммунитета». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской)

                      Естественный                             Искусственный
УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС



УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС



УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС



УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС



УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС


Видовой       наследственный               активный                 пассивный

                    Активный                пассивный

( пояснить каждый вид)

  Нужно ли делать прививки? ( обоснуйте ответ)

 Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы). Вещество, вызывающее аллергию называется аллергеном.

Аллергеном может быть: комнатная  пыль, цветочная пыльца, стиральные порошки , антибиотики, шерсть собаки или кошки, корм для рыб, растения, продукты питания, тополиный пух , выбросы городских и сельских предприятий.

Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию, при этом выделяются вещества,  повреждающие клетки. Возникает покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию. Раздражение слизистой бронхов к кашлю и усиленному выделению мокроты.

Последние десятилетия XX века характеризуются значительным ростом частоты аллергических заболеваний. Распространенность аллергии напоминает эпидемию, за последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой, необычной форме. Это связано с усилением 

И если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии.

Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

( поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?( Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии  искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

 Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам . Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

 Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени и хирургом  Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено.

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери.  Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам. Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости человеческой крови.

Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый Карл Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

В 1930 г. за открытие групп крови К. Ландштнейнеру была вручена Нобелевская премия.

В 1940 г. К. Ландштейнер и Александр Винер обнаружили в крови ещё один белок резус-фактор. У 15% людей нет этого белка.

Прочтите статью «Переливание крови»  и ответьте на следующие вопросы.

1. Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

2.  какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

 Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови
. ( один человек у доски)

                                              II                                   III
УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС



УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС


V. Первичное закрепление знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

Иммунология – это наука об иммунитете

Побеждены многие болезни

Созданы вакцины против многих заболеваний

Разработаны лечебные сыворотки

5.        Разработаны способы лечения плоскостопия

Разработаны методы пересадки органов

7.        Изучен скелет человека

Разработана методика переливания крови

9.        Анатомия наука о строении организма человека

Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.        Действие прямых и обратных связей в нервной системе

VI.  Домашнее задание

 карточку, если согласны с утверждением,
 – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8. Я отлично поработал на уроке.

Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Урок окончен. До встречи.

Иммунология на службе здоровья.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Иммунология на службе здоровья.

Преподаватель Н. И. Герасимик

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

В настоящее время изучением иммунитета занимается наука иммунология. Её вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен, а начиналась она с довольно скромного эпизода.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

История изобретения вакцин.

Первую вакцину изобрёл английский учёный Эдуард Дженнер (1749-1823).

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Луи Пастер (1822-1895) французский микробиолог.

Он первый понял, что возбудителями многих инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило не болеет.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Вакци́на (от лат. vaccina — «коровья») — медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму активацию приобретённого иммунитета к конкретному заболеванию.

Вакци́на (от лат. vaccina — «коровья») — медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму активацию приобретённого иммунитета к конкретному заболеванию.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

После прививки организм начинает самостоятельно вырабатывать антитела к введенному возбудителю, и спустя примерно месяц у человека формируется иммунитет.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Иммунитет

это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов. Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой.

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

Иммунитет

Естественный
(природный)

Искусственный
(приобретённый)

Активный
(после вакцинации)

Пассивный
(после введения
лечебной сыворотки)

Наследственный

Приобретённый

Активный
(после болезни)

Пассивный
(с молоком матери)

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС

УРОК НА ТЕМУ ИММУНОЛОГИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8 КЛАСС