УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. « Обществоведение», 7 класс
Тема урока: «Деньги и их функции»
– познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе,
– продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника,
– воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: комбинированный
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
оборудование для презентаций.
Список используемой литературы:
Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
Т. А. Аглинцева, Е. Н. Кукушкина, Г. М. Сухонос и др./
под редакцией А. В. Юрова. – М.: Финансы и статистика, 1994 – 288 с.
Эпиграф к уроку: «Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь». ( Фрэнсис Бэкон)
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке (Сегодня мы поговорим об истории денег и об их основных функциях. На следующем уроке мы изучим развития денежного обращения на Руси.
2. Переход к изучению новой темы
Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Пожалуй, сложно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость приобрести что-то необходимое. А что значат деньги для вас? (слайд 4)
3. Изучение новой темы
Рассказ учителя с элементами беседы о товарах – посредниках
В ходе обсуждения поставленной проблемы с учителем учащиеся понимают, что деньги играют весьма важную роль в современном мире. Без них сложно осуществлять сделки (купли-продажи и т. д.)
: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде. (слайд 5)
Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.
Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар – посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли
Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (слайд 6)
В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 7). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему: «История денег»
Рассказ учителя об истории денег с опорой на иллюстративный ряд
Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э.( Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах . Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.
Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.
Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд 14)
Практическая работа учащихся
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)
Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (слайд 15)
Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.
В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет.
Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Гурт – боковая поверхность монеты
4. Закрепление изученного материала
Ответьте на следующие вопросы:
– Почему у человека появилась потребность в деньгах?
– В чем преимущества и недостатки бартера?
– Почему появились металлические деньги?
– Каковы основные функции денег?
– Какую информацию может дать изучение монеты?
5. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (
5. Домашнее задание
Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»
6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке
Урок обществознания по теме “Деньги, их функции”. 7-й класс
формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л. Н.; наглядный материал; карточки-задания.
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.
изучение нового материала.
урок – исследование.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. (Деньги)
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
– Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. ( Слайд 1)
– Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания.
Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. История денег.
2. Как деньги стали деньгами
3. Деньги меняют обличье.
4. Функции денег.
2. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один – составляет на доске).
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. ( Слайд №3). Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
– Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: – Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4). Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли . ( Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
Так что же означает термин «деньги»? (). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. ( Слайд №6).
Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? на обратной стороне доски)
– Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки. А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному? (Слайд №7)
– Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета (слайд №8).
– Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги» (слайд №9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра) (слайд № 10).
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем (слайд №11).
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр138 -140 и составить кластер: «Функции денег».
– Пожалуйста, покажите на доске, как вы выполнили задание, а теперь проверьте. (слайд №12 ). Все выполнили правильно, молодцы!
– А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (
– В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд №13 ; обобщение ответов детей
11. Практическая работа в парах
А) Работа с наличными деньгами
– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
– устойчивая композиция изображаемых элементов,
– лицевая сторона монеты,
– надпись на монете.
– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
– боковая поверхность монеты.
– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. (
Б) Работа с пластиковыми карточками
– А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
12. Решим задачи: Учитель: – кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. ( Слайд № 14). Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?
Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
– Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. (слайд № 15) Прислушайтесь, как кричат зазывалы:
1. « Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек
2. (слайд №16). Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет и каких могли заплатить покупатели? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите подсказку.
13. Составление синквейна. Учитель:
– Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. (слайд №17)
Бумажные, металлическиеОбменивают, покупают, торгуютВсеобщий эквивалент обменаОбмен
Металлические, древниеНакапливают, платят, стоятСредство товарного обменаТорговля
III. Закрепление изученного на уроке:
Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя. Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение.
Выберите только один правильный ответ.
А) денежного обмена Б) бартера
В) натурального обмена Г) товара на товар.
2. Приобретая товар в Древнем Китае, покупатель расплачивался слитками
серебра, от которого отрубались кусочки металла. Серебро играло роль:
А) верно 1, 2 Б) верно 2, 3
В) верно 1, 3 Г) все ответы верны.
3. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег:
А) способность денег обмениваться на любой другой товар
Б) способность денег стать богатством
В) способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент
Г) способность денег служить мировой валютой.
4. Наличие большого количества банковских пластиковых карточек у граждан
США говорит, скорее всего, о том, что:
А) верно 1 Б) верно 2
В) верно и 1, и 2 Г) нет верного ответа.
5. Что такое «номинал»?
А) официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег
Б) продукт труда, произведенный для обмена
В) надпись на монете
Г) оборотная сторона монеты.
– А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось. Сверьте изображение с доской. (слайд №18). Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы!
IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.
Учитель: – Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке (слайд №19). Ответьте на вопросы:
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. ( Слайд №20 ). Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.
Тема урока: « Деньги и их функции».
1. Знакомство с историей денег.
2. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
3. Раскрыть основные функции денег.
4. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
5. Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
6. Продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя синквейн
На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология
проектор презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л. Н.; наглядный материал; карточки-задания.
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.
2. Как деньги стали деньгами?
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Спросите вы у школьника, Что значит экономика? Ответит он, что правит бал. Там биржа, банк и капитал. Нам знанья эти всем нужны. И этим знаньям нет цены.
• Вспомните, что мы называем ценой? (это стоимость товара на рынке, выраженная в денежной форме или сумма денег, которой уплачивают при покупке товаров или услуг).
2. Каким бы словом вы назвали процесс, описанный мною в считалочке?
1, 2, 3, 4, 5 – начинаю я менять. Гимнастическую палку Поменяю на скакалку, А скакалку на машинку, А машинку на картинку, А картинку на стекляшку, А стекляшку на бумажку, Ну а с нею, так и быть, Полагается водить. (Бартер).
III. Изучение нового материала.
Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. ( Деньги)
– Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).
Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы будем много путешествовать.
В начале урока наш путь лежит в Москву XVII века, в кожевенную слободу, где расположились ремесленные мастерские.
Продав на рынке свой товар, сапожник вернулся домой. Подсчитал выручку
(чистая прибыль от продажи сапог составила 69 коп. или 6 гривен, 3 алтына по московскому счету), внимательно пересмотрел свое богатство: не попалась ли фальшивая. Вся выручка оказалась подлинной, и ремесленник решил спрятать свое богатство подальше.
Скажите, что являлось богатством для ремесленника? (деньги)
• Когда вы впервые узнали, что такое деньги?
• Что бы вы хотели узнать нового о деньгах?
• Сколько денег вам нужно для относительного счастья
• Мы употребляем термин деньги в качестве удобного средства платежа при покупке.
• А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?
Продолжим наше путешествие и отправимся в историю на много лет назад
Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.
4. История появления денег. Как деньги стали деньгами.
• Ученые считают, что первые деньги появились примерно 2700 лет назад, и внешний вид денег претерпел серьезные изменения.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины – победители – своих пленников.
Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен!
Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации).
Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.
Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла.
Товар, обладавший максимальной ликвидностью, стал деньгами.
Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
Историческая справка:Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский – «моне»; от этого слова произошло английское слово «мани»- деньги.
Слово «Монета» – латинское слово. В Древнем Риме оно употреблялось в сочетании Juno Moneta как один из эпитетов к имени богини Юноны.«Монета» означает «предупреждаю, предостерегаю». Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли на вершине Капитолия храм и посвятили его Юноне Монете, то есть Юноне Предвозвестительнице.
У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.
Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги – особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции. Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
• Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
– А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. ( Слайд12)
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку
. (
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей
какому-то мальчишке. (
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.
. (
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево
. (
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль
. (
Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наукаот лат. «» – монета). Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
– В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Учитель: Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?
Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.
Технологическая карта урока
Ф. И. О. учителя: Мелехина Татьяна Серафимовна.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: закрепить определение понятия «деньги», познакомиться с
историей возникновения денег. Выяснить, для чего нужны деньги.
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме, готовность
оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
(свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач,
находить ошибки и способы их устранения; определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем. Умение донести свою позицию до
других, оформлять свою мысль в устной речи.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной
форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных
источниках (учебник, словарь). Умение отбирать и перерабатывать
полученную информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.