МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
для 10 КЛАССА
преподаватель БАБИЙ Е. А.,
учитель музыки и МХК
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.
формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;
развитие умений анализировать и систематизировать информацию;
развитие умений анализировать различные информационные источники,
формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.
Урок является третьим в цикле уроков по теме
“Художественная культура Древнего Египта”. На
первом уроке ребятам было предложено знакомство
с древнеегипетской письменностью – иероглифами,
и выполнение творческой работы на папирусной
бумаге. Второй урок данного цикла был посвящен
знакомству ребят с настенными росписями,
канонами древнеегипетских изображений, и
выполнение творческой работы с использованием
эскизной сетки.
Возраст: 4–5 классы
Продолжительность занятия: 45–60 мин.
Цель занятия: познакомить учащихся с
художественной культурой Древнего Египта,
показать ее своеобразие, изучить понятие
горизонта при работе над пейзажем, выполнить
творческую работу “Древние пирамиды”,
используя полученные знания о горизонте и
египетских пирамидах.
Материалы и оборудование: бумага для
черчения А4, простые карандаши, гуашь, кисти,
палитры, иллюстрации, плакаты с темой урока,
компьютер с оборудованием для просмотра слайдов,
с возможностью воспроизводить звук.
Литературный ряд: стихотворение “Пирамиды”
Алексея Батраченко.
Музыкальный ряд: египетская музыка.
Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой
урока, электронная презентация “Художественная
культура Древнего Египта. Живопись “Древние
пирамиды”.
Организационный момент. Подготовить
презентацию, включить египетскую музыку для
создания настроения. ( Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь
отправимся в путешествие по удивительной стране,
полной загадок и чудес, расположенной в
Северо-Восточной Африке, в нижнем течении одной
из величайших рек планеты – Нил. Я надеюсь, что вы
точно скажите о какой стране мы будем говорить?
– О Египте!
– Верно, поэтому сегодня мы продолжим
знакомиться с одной из первых цивилизаций,
отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.
Слайд 2 демонстрирует карту мира, на которой мы
можем увидеть расположение Египта относительно
России.
На прошлых занятиях мы познакомились с
нарисованными или высеченными письменами
– иероглифами, изучили каноны изображения
настенных росписей. Узнали, что древние
иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших
букв, что каждый иероглиф обязательно связан с
окружением древнего египтянина, а настенные
росписи – это рассказ о жизни в Древнем Египте, и
расписаны они были только натуральными
минеральными красителями.
(Слайды 3 – 4 наглядно помогают напомнить
материал прошлых уроков).
Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся
с новой темой.
Египетские пирамиды относят к семи чудесам
света. Семь чудес света – эти слова прочно вошли в
обиход повседневной жизни. Но почему чудес
именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число
“семь” почиталось уже с глубокой древности.
Их употребляют, когда хотят подчеркнуть
выдающиеся достоинства либо произведения
искусства, либо грандиозного сооружения, либо
научного открытия. Семью чудесами света
считаются творения, которые своими техническим
или художественным совершенством вызывали
восхищение людей прошлых веков. И одним из таких
творений по праву считаются – египетские
пирамиды.
Всем известно, как много интересных, порою
поразительных научных открытий сделали учёные
на древней египетской земле. Массу чудесных
находок дали ее гробницы и храмы. Но самым
большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в
древности, были пирамиды – эти удивительные
искусственные горы – гробницы древних
египетских царей. Пирамиды стоят на древнем
пустынном кладбище в Гизе, в северном Египте, на
берегу реки Нил. ( Слайд 5)
Они словно вырастают из песков пустыни –
колоссальные, величественные, подавляющие
человека необычайными размерами и строгостью
очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе
представить, что эти огромные каменные горы
созданы руками людей. А между тем они были
действительно сложены из отдельных каменных
глыб, как в наше время дети складывают пирамиды
из кубиков. ( Слайд 6)
Давайте познакомимся с удивительными
пирамидами Гизы. Крупнейшая из них – пирамида
Хеопса, второго фараона IV династии. Вторая по
величине пирамида Гизы принадлежит фараону
Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой.
Завершает ансамбль великих пирамид Гизы
пирамида Микерина. Ее строительство было
закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта
значительно меньше своих предшественниц. ( Слайд
7)
Говоря о плато Гизы, давайте вспомним, а кто же
охраняет великие пирамиды? Колоссальная фигура,
изображающая льва с человеческой головой?
– Верно, на краю плато Гиза расположен Сфинкс –
самая загадочная скульптура на свете. Сфинкс был
высечен из коренной породы, скального выхода,
возвышающегося над известняковым плато, и
смотрит он прямо на восток, на ту точку горизонта,
где в дни равноденствий встает Солнце. ( Слайд
8)
3. Практическая часть урока. Выполнение
творческой работы.
– Теперь, когда мы побывали с вами в Северном
Египте и познакомились великими пирамидами и их
удивительным стражем, предлагаю вам отобразить
полученные знания в написании пейзажа. ( Слайд
9)
Для того чтобы написать пейзаж, давайте
вспомним, что сначала необходимо определить
положение горизонта. Это поможет грамотно
изобразить то, что рисуем. Поэтому вспоминаем,
что линия горизонта, это линия, которая находится
на уровне глаз художника. Именно на этой линии
все плоскости превращаются в линии. Это очень
легко проверить: возьмите лист бумаги (любую
карточку), расположите горизонтально и
поднимайте. Вот когда лист станет, виден как
“линия”, это и будет на данный момент ваша
линия горизонта. ( Слайды 10 – 11)
– Итак, определяем линию горизонта (Слайд 12).
На переднем я предлагаю изобразить прекрасный
“Корабль пустыни”. Как вы думаете, о каком
корабле идет речь?
– О верблюде, потому что они обитают в пустынях,
где и расположены пирамиды. ( Слайды 13 – 14, для
изображения верблюда можно использовать готовые
схемы-подсказки).
– Не торопясь, вдумываясь, построим египетские
пирамиды. Работаем простым карандашом, чтобы
была возможность легко исправлять ошибки при
помощи ластиков. Работу начнем с построения
пирамиды при помощи вершин и сторон.
Слайды 15 – 17 демонстрируют поэтапную работу
над построением пирамид в Гизе – Хеопса, Хефрена
и Микерина.
– Приступая к работе в цвете, не забудьте, что
настоящие художники пишут мазками. Работу начнем
выполнять с написания неба и пустыни. Не
забывайте использовать палитры для получения
новых оттенков. ( Слайды 18, 20)
Когда завершите работу над фоном, можно
приступать к работе над пирамидами на среднем
плане и верблюдом на переднем плане. Не забывайте
уточнять при помощи цвета свет, тон, полутон и
тень изображаемых предметов. Желаю удачи в
выполнении ваших египетских пейзажей!
(Слайды 18 – 23 помогут вести верную
последовательную работу над созданием пейзажа)
4. Подведение итогов урока.
Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме
урока.
Сегодня мы познакомились с одним из семи чудес
света – удивительными пирамидами Древнего
Египта, и их величественным стражем – Сфинксом,
мы написали пейзаж с изображением пирамид и
“кораблем пустыни” – верблюдом.
В заключении, давайте вместе прочтем чудесное
стихотворение Батраченко Алексея
“Пирамиды” (Слайд 24):
В молчании гордом
В долине царей
Безмолвные сфинксы лежат,
И каменным взглядом
На судьбы людей
Сквозь тысячелетия глядят.
Они, охраняя
Покой пирамид
Застыли на страже границ,
Где прах фараонов
От мира сокрыт
Под сводами мрачных гробниц.
Надежно укрыл
Саркофаг золотой
Во тьме усыпальниц их взгляд.
Творения из камня,
Как символ святой,
На землях Египта стоят.
Богиня ночная
Глядит свысока
На блоки седых пирамид,
И мудрость жрецов,
Победивших века,
На каменных плитах хранит.
Искусство Древнего Египта
Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта
: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта
развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.
развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР
Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире .
Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;
по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, египетские храмы.
находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;
применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;
приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;
умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;
представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.
Древний Восток, искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Тутанхамон, Хеопс,Хефрен,Менкаур, Карнак и Луксор,Абу-Симбел,
история, ИЗО, Литература, Музыка, Обществознание.
Основные: Рабочая программа, учебник
Дополнительные: Интернет – ресурсы
Урок открытия новых знаний
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий
Дидактическая структура урока
Задания для учащихся
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока
Проверка домашнего задания
Выполняют индивидуальную работу, проверяют работу соседа по парте. Сверяют ответы на слайде. Определяют количество баллов в технологическую карту урока. участвуют в беседе, высказывают собственное мнение
Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. После заполнения технологической карты, коррекция ошибочных и неточных представлениях о понятиях
(Диалог, беседа с учащимися)
Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН;
Побуждает к высказыванию своего мнения.
1. Что называется религией?
А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов
Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других
В) вера в силы природы
. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?
Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:
1. Саркофаг – это
. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?
А) с засухой
Б) с разливом Нила
В) с землетрясением
. « Жилище» для богов в Древнем Египте:
Служители богов в Древнем Египте:
Освоение знаний по теме «Религия древних египтян»
Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности
Демонстрируют знания по пройденному материалу
Обмениваются полученной информацией
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Актуализация опорных знаний
Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала
Показ фрагмента документального фильма «Культура Древнего Египта»
Вопрос: Что интересного вы увидели в отрывке фильма?
Как вы думаете, какая тема урока?
Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .
: Совместная деятельность
Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Целеполагание и мотивация учебной деятельности
Постановка учащимися целей , задач, планирование хода урока. Определение методов работы.
учащимися, корректировка методов работы.
Сформулировать цели изучения темы и задачи, необходимые для достижения цели. Определить основные методы, которые необходимы для решения поставленных задач.
Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам
ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Изучение нового материала
Чтение учебника, документа. Соотнесение Заполнение таблицы
Работают с документом, отвечают на вопросы
заполнение технологической карты
Работа с иллюстрациями в учебнике
Организует самостоятельное чтение учебника и работу в технологической карте урока, оценивание результатов в парах по эталону.
Создаёт ситуацию успеха.
Организует самостоятельную работу с фрагментом документа в технологической карте урока, проверка работы по эталону
Отслеживает работу учащихся в индивидуальных картах урока.
I. Прочитайте пункт 1, 2 и заполните таблицу.
Работа в индивидуальной карте урока.
II. Работа с документом
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
Вопросы к документу:
1. Из чего строили пирамиды?
А) из кирпича
Б) из камня
В) из гранита
— Как поднимали камни для строительства пирамиды?
А) при помощи подъемного крана
Б) при помощи деревянных полозьев
В) поднимали вручную
Вставьте пропущенное слово
1. Фантастическое существо с телом льва -______________
2. Каменные «иглы фараонов», установленные перед входом в храм______________.
3. Самые знаменитые храмы Египта———————–
4. Высокий столб, служащий опорой в здании – _________.
III. Гробница Тутанхамона
(видео об открытии гробницы, найденных сокровищах)
Выполните задания в индивидуальной карте:
1. Опишите свои чувства, вызванные просмотром данного сюжета.
2. Где мы можем подробнее узнать о достижениях искусства Древнего Египта
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам
Обобщают и формулируют понятия
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации; Работают с текстом учебника
Узнают интересные факты о том, как Древний человек
Обмениваются полученной информацией.
Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
Исследовательские действия (поиск информации).
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Закрепление нового материала
Организует усвоение способов деятельности по образцу (эталону). Организует
Беседа с учащимися.
— Что же вы нового узнали на уроке?
— Поделитесь своими впечатлениями, которые произвели на вас достижения искусства Древнего Египта?
—Хотелось бы вам поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?
—Как это возможно?
Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
КУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Оценивают свою работу на уроке.
Проверка заполнения таблиц.
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке.
свои мысли в устной форме
действия на уровне
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;
Оценивание качества и уровня усвоения.
Занесение данных в индивидуальную карту урока.
Организация работы учащихся по заполнению индивидуальной карты урока
5 баллов – полностью доволен своей работой
4 балла – не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу
3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков
2 балла – не доволен совершенно
1 балла – не могу оценить свою работу
Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира
ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе;
РУУД: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
КУУД: оценка действий партнера
Информация о домашнем задании
Записывают домашнее задание в дневник.
Объясняет выполнение домашнего задания
П. 11. Составьте рассказ о посещении музея, используя текст учебника и Интернет – ресурсов
Цель: Начать знакомство учащихся с
художественной культурой Древнего Египта,
особое внимание уделить древнеегипетской
религии, мифологии и литературе; показать
своеобразие культуры Древнего Египта, используя
методические приемы учителя русского языка и
литературы; развитие речи, логического мышления
учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор,
ДВД-фильм.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в
удивительную страну – Древний Египет. Мы начнем
знакомство с художественной культурой этой
страны, уделив особое внимание религии,
мифологии и литературе.
Само слово Египет греческого происхождения и в
переводе означает “ загадка, тайна”.
(На экране: греч.- айгюптос – загадка, тайна.)
Впервые открыл Египет для европейцев Геродот –
знаменитый древнегреческий историк – “отец
истории”.(На экране: Геродот- “ отец истории”.).
Египет произвел на Геродота огромное
впечатление. Он восхищался проявлявшейся во всем
древней культурой и ни разу не назвал египтян
варварами.
А теперь посмотрите на географическую карту
Древнего Египта (вывести на экран). Возник он
вдоль самой длинной реки мира- Нила. На карте
территория Нила напоминает цветок лотоса (вывести
на экран цветок) – символ этой страны. Стебель
цветка – русло Нила. Чашечка –дельта Нила,
расширяющаяся при впадении его в Средиземное
море. ( Показать стрелочками на экране.) На
этой узкой зеленой полоске земли, расположенной
по берегам Нила, и сейчас живет почти все
население Египта. На западе и востоке от нее
высятся голые скалы и простираются безводные
пустыни. Это Ливийская пустыня на западе и
Аравийская на востоке. Пустыня занимает 90%
территории страны. Дождь здесь выпадает раз в
несколько лет.
Скажите, пожалуйста, если у Египта такое
географическое положение, удобно ли египтянам
ездить в другие страны, устанавливать
культурные, экономические связи? А если нет, то в
чем своеобразие развития египетской культуры?
(Культура замкнутая.) (Вывести на экран:
Географическое положение – замкнутость культуры)
Существование Египта зависело от разливов
Нила. Если разливы запаздывали, то стране грозили
неурожай и засуха. А потому неудивительно, что
египтяне внимательно следили за разливами реки.
Ученые- жрецы заметили зависимость колебаний
уровня Нила от положения небесных светил. (
Вывести на экран: Жрец – в древних религиях: лицо,
совершающее жертвоприношения, служитель
божества. ) Это способствовало развитию
астрономии. Для того чтобы земля давала урожай во
время засухи, египтяне создали сеть оросительных
каналов, сделав точную разметку полей.
Вы видите, как была развита наука в Древнем
Египте. Но почему же и теперь, спустя тысячелетия,
мы продолжаем говорить о загадках этой страны?
Египет называют страной сфинксов и пирамид.
Сейчас мы с вами узнаем ответ на один из самых
главных вопросов, мучивших ученых- египтологов.
Зачем египтяне воздвигали эти огромные
сооружения – пирамиды. ( Показать отрывок из
фильма.)
Ребята, какие же выводы об особенностях
культуры древних египтян мы с вами можем сделать?
(У египтян соседствовали религия и наука.) (Вывести
на экран: Географическое положение – замкнутость
культуры- религия и наука.)
Скажите, а что символизировала форма пирамиды?
(Мировое древо.)
Давайте теперь отправимся в пантеон богов
Древнего Египта.
3. Сообщения учеников.
(Изображения богов высвечиваются на экране.) Первый
и самый главный бог – Ра – бог Солнца, глава богов,
владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего
сущего, возникший из водного хаоса, победивший
мрак. Он создал мир людей из своих слез, а также
многих богов. Один из них – человек с двойной
короной на голове. Символ- змея. ( Учитель: “А что
такое символ?” – “ То, что служит условным знаком
какого – либо понятия”. “ Ребята, напишите
сейчас, пожалуйста, мини- сочинение, глядя на это
изображение Ра”. Выборочная проверка сочинений
учащихся. Вывод : жизнь, культура Египта
разделены и в то же время едины.)
Шу – бог воздуха. Разделил небо и землю. Образ –
человек, стоящий на одном колене с поднятыми
руками, поддерживающий небо. Символ – солнечный
змееборец – павиан.
А это Тефнут – богиня влаги. Она была дочерью
бога Солнца (Ра), его собственным глазом, “
влюбленным оком”, сжигающим врагов великого
бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и
символ- львица.
Учитель. О богине Тефнут египтяне создали
великолепный миф. Кстати, что такое миф?(“
Предание, сказание о богах, героях, происхождении
Вселенной.) Итак, слушайте и смотрите: “ Бегство
Тефнут в Нубийскую пустыню”. ( Учащиеся с
учителем показывают инсценировку мифа.)
Учитель. На какие размышления наводит вас этот
миф? Чему можно научиться , прочитав, услышав его?
(Мудрый тот, кто умеет подчинять гнев рассудку.)
Когда мы говорим о проблемах текстов в рамках
подготовки к ЕГЭ, то выделяем проблемы любви,
благородства, совести, чести и т. д.Какие бы
проблемы вы могли выделить в этом мифе? (Мудрости,
гнева, лести. ) Ребята, какой род литературы вам
напомнила инсценировка этого мифа? (Драму). А за
счет чего миф можно инсценировать? (Он имеет
сюжет, это повествование.) Продолжим наше
знакомство с богами.
Осирис – бог умирающей и возрождающейся
природы, царь загробного мира. Научил людей
возделывать землю, строить города, выпекать хлеб.
Обучил их также искусству врачевания и обработке
медной и золотой руды.
Образ- мумия, сквозь которую прорастают стебли
злаков; восседающий на троне владыка подземного
царства.
Символ жизни Осириса- ячменное зерно.
Имя этой богини плодородия, ветров и
мореплавания, супружеской верности и
материнства известно всем. Это Исида, верная и
преданная супруга Осириса. Непревзойденная
целительница и заклинательница болезней.
Научила людей останавливать кровь, залечивать
раны, заговаривать укусы змей.
Образ – соколица или женщина с крыльями; женщина
с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках.
Сет – бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель
власти фараонов, бог зла (олицетворял враждебную
плодородию пустыню). Символизирует
разрушительное начало. Брат Осириса.
Образ – человек в короне, украшенный головой
осла.
Нефтида- владычица дома. Жена Сета, жена Исиды.
Образ- женщина, увенчанная прямоугольной короной
в виде дворца; женщина с иероглифом своего имени
на голове.
4. Беседа с учениками.
Это главные боги Египта.
Ребята, в чем особенность изображения богов в
Древнем Египте? (Мы наблюдаем совмещение черт
человека и животного). Нет ничего удивительного!
Все животные в Древнем Египте считались
священными. А если кто умышленно убивал
какое-нибудь животное, того карали смертью.
Запишите в тетрадях: “ Зооморфизм- религиозное
мировоззрение, представляющее божество в
образах животных”(Вывести на экран). Вот вы
сегодня слышите, записываете различные
определения. В какой научной литературе можно
встретить подобное? (В словарях. По сути дела это
словарные статьи.
Изучая искусство Древнего Египта, ученые-
археологи не могли не заинтересоваться
загадочными письменами, покрывающими стены
пирамид, храмов.
Письмо было великим искусством жителей берегов
Нила. Сами египтяне называли иероглифы “
божественной речью” и придавали письменам
религиозное и магическое значение. Профессия
писца была одной из самых уважаемых, почитаемых в
Древнем Египте. Вот какие строки посвящали людям
этой профессии:
Смотрите, какое отношение к книгам! Книга у
богобоязненных египтян оказывается важнее
гробниц и пирамид. Получается, что вечная жизнь
дается только тем , кто оставил после себя что-то
хорошее!
Нет ничего удивительного, что в Древнем Египте
были написаны прекрасные литературные
произведения. Одно из них- “Гимн Атону”. Какова
история его создания? Фараон- реформатор Эхнатон,
поссорившись со жрецами, задумал заменить культы
всех старых египетских богов культом Атона. Но
народ не поддержал фараона. Реформа не удалась.
После смерти Эхнатона в Египте были
восстановлены все прежние культы. Но до наших
дней сохранилось замечательное произведение
того времени – “Гимн Атону”.(Ученица читает
наизусть.)
Скажите, пожалуйста, какой жанр литературы,
широко распространенный в 18 веке, напомнил вам
“Гимн Атону” ? (Оду.)
Когда я читаю, слушаю “Гимн Атону”, вспоминаю
прекрасную книгу Веры Крыжановской- Рочестер
“Канцлер Древнего Египта”. Больше, чем на 400 лет
гиксы захватили Древний Египет. В качестве
главного бога иноземцы выбрали Сета, убийцу
Осириса. Именно в это время канцлером Древнего
Египта, первым советником фараона становится
Иосиф, еврей по национальности. По убеждению
большинства египтян, гиксы были проходимцами,
непрошеными гостями. Но на стороне захватчиков –
власть, сила. Пользуясь этим, Иосиф берет в жены
Аснат – дочь верховного жреца, уже имевшую жениха.
Несчастная, страшная участь у этой женщины! Отец,
мать, другие родственники запретили ей проявлять
любое доброе чувство к мужу, чужестранцу,
иноверцу, и детям, от него рожденным. А она в конце
концов полюбила Иосифа! Долгое время
продолжалась нравственная пытка Аснат! Слишком
поздно ее отец понял, как он был жесток в своем
ослеплении, сколько страданий доставил
собственному ребенку, увлекшись политикой и
предрассудками. Понял, что жрец задушил в нем
отца.
Ребята, смотрите, что получается: жрецы Египта
считали, что чувство можно подчинить рассудку,
пытались отрицать любовь. Но не зря говорят:
сердцу не прикажешь.
И в этой же самой стране созданы, не побоюсь
этого слова, шедевры любовной лирики! Послушайте
стихи в переводе замечательной русской поэтессы
Анны Андреевны Ахматовой.
Любовь к тебе вошла мне в плоть и кровь,
И с ними, как вино с водой, смешалась,
Как с пряною приправой – померанец
Иль с молоком – душистый мед.
О, поспеши к сестре своей,
Как на ристалище – летящий конь,
Как бык,
Стремглав летящий к яслям.
Твоя любовь – небесный дар,
Огонь, воспламеняющий солому,
Добычу бьющий с лету ловчий сокол.
Как вы считаете, какие стихотворные образы
указывают, что перед нами именно
древнеегипетская лирика? (Образы животных.) А
какое изобразительное средство чаще всего
используется в стихотворении? (Сравнение.)
Кому же посвящены эти прекрасные строки? Посмотрите
на экран. Перед вами царственная супруга
Эхнатона – Нефертити. Имя этой женщины в
переводе значит: “Красавица пришла”. Нефертити
считали самой красивой женщиной Египта.
Положение ее при дворе было необычным. Она
сопровождала супруга повсюду, была самым близким
ему человеком, хотя это нарушало этикет и вековые
традиции. Кстати, ребята, на этом брелоке, который
у меня на груди, тоже изображена Нефертити.
Оценки за урок. Спасибо тем ребятам,
которые выступили сегодня с сообщениями,
разыграли сценку. Они, конечно же, получают
пятерки. Кроме того, многие из присутствующих
отвечали на вопросы. Я поставлю им оценки, когда
проверю мини-сочинения.
Д. з.: Сегодня на уроке мы только начали
знакомство с культурой Древнего Египта. На
следующем уделим внимание основным принципам
строительства храмовых сооружений, а также
произведениям искусства портретного жанра.
Поэтому подготовьте сообщения о храме Амона-Ра в
Карнаке и сравните египетскую пирамиду и
месопотамский зиккурат.