Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации
Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)
Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри
Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники
Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга
Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
#5 класс #Литература #ФГОС #Методические разработки #Урок #Учитель-предметник #Школьное образование #УМК В. Я. Коровиной
Средняя школа № 19
Урок литературы в 4 «В» классе
Тема: преданность, верность,
дружба, доброта в рассказе
А. И. Куприна «Белый пудель».
(с использованием технологии « Совершенствование
общеучебных умений в начальной школе» В. Зайцева.)
Составила: Абильмажинова Р. М,
учитель начальных классов
г. Кокшетау 2013г.
Тема: преданность, верность, дружба, доброта в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель»
— познакомить с произведением «Белый пудель»
– создать условия для внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения,– попытаться раскрыть понятие “личность” на примере литературного героя.
– развитие речи, внимания, памяти, мышления,– учить понимать чувства окружающих, вызвать доброе отношение к людям и животным,– активизировать самостоятельный поиск информации к уроку,– отрабатывать умение искать информацию в тексте.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Технологии: информационно-коммуникационная, технология «СОУ» В. Зайцева
Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
В) с удивлением
Г) с сочувствием
5. Тренировка концентрации внимания
Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
На табло представлено немецкое слово риdеln – которое переводится как плескаться, плыть по –собачьи. Отгадайте это слово.
Пудель – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но в последствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно –декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал Элегию на смерть своего любимца. Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».
– Я задавала вам на дом, самостоятельно прочитать этот рассказ. Понравился ли он вам?
– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился? (ответы детей) интересный, волнительный, переживательный, тревожный, жалобный.
– Это и есть тема нашего урока: преданность, верность, дружба, доброта в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель»
3. Анализ произведения:
-Из скольких частей состоит рассказ «Белый пудель»
– Озаглавьте каждую часть. Работа в парах. Афиширование.
1. бродячая труппа артистов
2. неудачный день
3. Хочу!Собаку –у –у!
4. Не все продается, что покупается
4. Работа по группам
5. Композиционное построение рассказа
– Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана) (по ходу работы заполняется таблица). Что в них описывается? – Мы с вами построили композицию данного рассказа.
– Так о чем же это произведение? Какова его главная мысль? Что хотел донести до вас автор?
-Ответы: преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми благородными по отношению друг к другу и к животным. Осуждает черствость и бездушье людей.
Объяснения и значение трудных слов. Труппа, шарманка, лакей, томно, бакенбарды, блажной, картуз, прописать ижу.
2. два слова, которое дают определение (прилагательные)
3. три слова которое выражает действие (глаголы)
4. четыре слова – отношения, которое вызывает предмет.
Беречь заботиться любить
Друг не бросит друга
Жалеет, сочувствует, помогает
Доброта – это лучше красоты
А. И. Куприн « Белый пудель».
2. Актуализация. Мотивация к уч. деятельности.
На доске написано слово -что в переводе с нем.языка значит, плескаться, плыть по-собачьи. Отгадайте это слово
Отгадайте ребус (гиря (пуд) + ель)
Пудель- порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных»собак. Пудели приобрели огромную популярность, но в последствии их перестали использовать для охоты и они превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал Элегию на смерть своего любимца. Г.Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель»
3. Целеполагание, тема
Дома вы самостоятельно прочитали этот рассказ. Понравился ли он вам? Попытайтесь одним словом сказать , чем он вам понравился? (интересный, трогательный, волнительный, жалобный, тревожный)
Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ именно так, «Белый пудель»?
О чем он? О собаке? Или о бродячих артистах?
Да , но не только. Рассказ Куприна нельзя считать просто повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах. Вечные ценности, какие они? – и есть тема нашего урока сегодня. ( Запись темы урока)Итогом нашей работы по рассказу будет , тема которого звучит следующим образом « Роль Арто в раскрытии образов рассказа «Белый пудель» А. И. Куприна». Какой будет цель нашей работы сегодня
-Подготовиться к сочинению.
4. Работа над худ.текстом
Чтобы ответить на вопрос, заявленный в теме нашего урока нам нужно обратиться к тексту . Но прежде давайте узнаем историю создания рассказа.
Инд. Сообщение (готовилось самостоятельно дома)
Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет
в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу
бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик
Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только
раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-
строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и
просто случайные прохожие.
После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их
обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались
под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о
себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими
планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там
удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать
настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как
однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя,
который очень понравился её мальчику.
«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы
боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у
неё украли, – рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»
А. И. Куприн всегда был очень добр к животным , поэтому они очень часто становились героями его произведений. Чтобы вспомнить сюжет, давайте обратимся к иллюстрациям к рассказу. Постройте историю ,описанную А. Куприным в рассказе. По картинкам кратко передайте содержание.
(на доске один из учеников восстанавливает последовательность событий, изображенных на иллюстрациях и кратко пересказывает сюжет рассказа).
Как вы видите, писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель», и отвел собаке в произведении едва не главную роль. Почему? На какие две группы мы можем разделить всех героев рассказа?
-Бродячая труппа артистов и Обитатели дачи «Дружба»
– Давайте попробуем определить,кем для каждого из них является Арто и какую роль он играет в раскрытии характеров героев. Для этого мы разделимся на 4 группы. Результаты вашей работы мы оформим в виде кластера, который и должен помчь вам в дальнейшей работе по написанию сочинения. Если у вас возникнут затруднения при формулировке черт характера героев, можно воспользоваться подсказкой, которая лежит на вашем столе, но все качества в ней перепутаны, не ошибитесь при выборе.
1) Дедушка Лодыжкин
4) Обитатели дачи «Дружба»
Вопросы группа «Дедушка Лодыжкин»
– Найдите в тексте слова, рисующие, как выглядела труппа бродячих артистов?
– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»? Какое значение имеет эта художественная деталь?
– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»? Можно ли назвать этот труд легким? – Какие отношения сложились между ними? Почему?Как эти отношения могут охарактеризовать Лодыжкина?
– Почему дедушка отказался продать Арто? (найти и зачитать ответ Лодыжкина барыне)
Какие черты его характера раскрываются в этом эпизоде?
-Кем Арто является для Дедушки Лодыжкина?
Вопросы группа «Сережа»
-При каких обстоятельствах Сережа попал к Лодыжкину?
-Какие отношения сложились у них? Как относится к дедушке Лодыжкину?
– Какие события заставили Серёжу повзрослеть?
– Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. (найти и прочитать)
– Какие чувства борются с Сережей той ночью?(цитата из текста)
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
-Кем Арто является для Сережи?
Вопросы группа «Трилли»
– Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло внимание» артистов на даче?
– Найдите и выпишите из текста слова, характеризующие поведение мальчика Трилли? (найти и зачитать)
– Три слова, характеризующие его?(мне, хочу, дай)
Какие черты характера мальчика раскрываются в этом эпизоде?
– Почему он так себя ведёт?
– Для чего ему нужен Арто? Кем он бы стал для него?
Вопросы группа «Обитатели дачи»
– Как отнеслись взрослые к поведению Трилли ? Как это их характеризует?
Какое предложение сделала красивая дама дедушке Лодыжкину?
Как это предложение может охарактеризовать героиню?(назовите качества героини , которые проявляются в этом эпизоде)
– Права ли она, говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
– Что общего между обитателями дачи?
– Оправдывают ли обитатели дачи название, данное автором «Дружба»?
Кем бы стал Арто в этом доме? В качестве кого они хотят его видеть здеь? Для чего он им нужен?
Ответы оформляются на листе
, заполнение кластера (один человек у доски, другие помогают с места) (одновременно переносят и в свою тетрадь)
-Ребята, как вы могли заметить, каждой группе был задан вопрос : «Кем или чем является Арто для каждого из героев рассказа?» Как вы думаете, почему этот вопрос так важен?
-Он помогает раскрыть суть каждого из героев, какие ценности для них важны, кем они являются по сути.
Каким же будет ответ на вопрос, поставленный нами в начале урока :Какую роль играет Арто в раскрытии образов рассказа И. А. Куприна «Белый пудель»?
-Через отношение к Арто каждый из героев показывает свою сущность, указывает нам на то, что имеет цену в жизни каждого из них. Для Сережи и дедушки Лодыжкина Арто – это часть их семьи, друг. История с его похищением раскрыла самые лучшие черты их характера и показала, насколько этот пес дорог для для них. Для всех обитателей дачи Арто лишь живая игрушка, которая нужна им только для того, чтобы избежать капризов избалованного Трилли.
Соедини героев с качествами, которыми их наделил А. И. Куприн:
Помог ли Куприну герой рассказа. пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность дружбе, верность? Как вы думаете, поможет ли составленный нами кластер?Достаточно ли только его для успешного написания сочинения?
-Нужно продумать еще вступление и заключение.
7. Домашнее задание сочинение « Роль Арто в раскрытии образов рассказа «Белый пудель»
1)Как Сережа появился в жизни Лодыжкина?
2)Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»? Можно ли назвать этот труд легким? 3) Какие отношения сложились между ними? Почему?Как эти отношения могут охарактеризовать Лодыжкина?
4)Почему дедушка отказался продать Арто? (найти и зачитать ответ Лодыжкина барыне)
5)Кем Арто является для Дедушки Лодыжкина?
1)При каких обстоятельствах Сережа попал к Лодыжкину?
2)Какие отношения сложились у них? Как относится к дедушке Лодыжкину?
3) Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
4) Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. (найти и прочитать)
5) Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
6)Кем Арто является для Сережи?
1) Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло внимание» артистов на даче?
2) Найдите и выпишите из текста слова, характеризующие поведение мальчика Трилли? (найти и зачитать)
3)Три слова, характеризующие его ( он сам их произносит)
4)Какие черты характера мальчика раскрываются в этом эпизоде?
5) Почему он так себя ведёт?
6)Для чего ему нужен Арто? Кем он бы стал для него?
1) Как отнеслись взрослые к поведению Трилли ? Как это их характеризует?
2) Какое предложение сделала красивая дама дедушке Лодыжкину?
3)Как это предложение может охарактеризовать героиню?(назовите качества героини , которые проявляются в этом эпизоде)
4) Права ли она, говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
Обитатели дачи «Дружба»
Конспект урока по ФГОС
учитель литературы МОБУ СОШ № 5
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?
показать историческое значение события, изображенного в произведении;
научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
– научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; – расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
– развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
– совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
– воспитывать чувство любви к Родине;
– воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
– регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
– познавательных: использование различных источников информации;
– коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
-познавательная, проектная деятельность;
– развитие навыков выразительного чтения;
– работа с репродукциями картин;
– создание творческого проекта.
– мультимедийный проектор; компьютер; экран
– компьютерная презентация «Бородино»;
– репродукции картин А. Ю. Аверьянова «Последняя контратака»,
Тропинина В. А. « Старый солдат».
Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?
(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
– Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
– Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
2. Организация и самоорганизация.
Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям – это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, – вот почему войну 1812г. называют Отечественной.
Какое же историческое событие легло в основу данного произведения? (формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД). Ваш одноклассник Петров Петя заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
В ночь на 24 июня 1812г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. « Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе, но не смог. Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).
Правильно, ребята. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
Деление класса на 4 группы.
– Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие
1 группа – отступление русских войск в стихотворении «Бородино».
2 группа – сцену Бородинского сражения.
3 группа – расположение русских войск перед сражением.
4 группа – образы русских полководцев.
– Слушая произведение, вы обратили внимание на то, от чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” – старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.
Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.
Почему русские войска отступали? (Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)
Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).
Кутузов прекрасно понимал, что русской армии необходимо собрать силы, а сделать это можно было только не вступая в схватки с врагом. Но в 108 верстах от Москвы Кутузов остановил свои войска около села Бородино. Видя, что русское войско горит желанием сразиться, Кутузов решил вступить в бой с французами на Бородинском поле.
– Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся к бою).
– А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).
Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!». Найдите этот отрывок в тексте.
(И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой).
– Что обещали русские солдаты своему командиру? (Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад, не дать врагу занять ни пяди родимой земли).
– Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? (Да, удалось. На это указывают последние две строки этого отрывка).
Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный.
Наступившее сражение не могло походить на обыкновенную битву. С одной стороны, войска чуть ли не всей Европы стремились сломить последнее препятствие для завоевателя, с другой стороны – русские воины, а за ними – их дома, и семьи, могилы предков, Москва и вера отцов.
Ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца.
Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Какие художественные изобразительео-выразительные средства использует автор, чтобы читатели наиболее полно представили себе картину боя? (Эпитеты, метафоры, сравнения)
Работа в группах. Каждая группа, работая со своим отрывком, ищет изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» выведена на экран
После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
-Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?
(Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они – наша гордость и честь.
– Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
– Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).
– Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины – всегда актуальна тема).
5. Создание проекта.
Каждая группа иллюстрирует тот отрывок произведения, с которым работала весь урок.
В конце урока создается книга «Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
1. Познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”.
2. Выяснить , как исторические события, положенные в основу , отражаются в литературном произведении.
3. Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.
4. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество
аудиозапись стихотворения “Бородино” в исполнении В. Зозулина; компьютер, медиапроектор, презентация, интернет.
1. Вступительная беседа.
2. Слово о поэте.
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
5. Словарная работа.
6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения
7. Работа с текстом.(Исследовательская работа по группам)
8. Итоги урока, выводы.
9. Домашнее задание.
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа.
– Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь
-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, ,являются предметом гордости всего русского народа.
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”. 2012год-год 200 -летия победы русского народа в войне 1812года. (СЛАЙД №1, №2)
-Всегда ли нам удаётся сохранить память о наших предках, сражавшихся с врагами Отечества и одержавших победу? (Рассуждения учащихся)
-Как вы понимаете высказывание польского философа Т. Котарбиньского?
Эпиграф к уроку
– Стихотворение М. Лермонтова «Бородино» как раз рассказывает о самом крупном историческом событии той войны , и благодаря литературным произведениям , произведениям других видов искусства, останется в памяти поколений навсегда.
3. Слово о поэте
Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М. Ю. Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта. Текст статьи для самостоятельного изучения дома.
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году.
Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.
Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
М. Ю. Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю. Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и “Бородино”.
-У вас на столах таблица , которую вы должны заполнить. В первый столбец вписываете коротко ,что вы знаете о М. Ю. Лермонтове, во второй -что нового почерпнули из статьи, прочитанной дома. ( Затем таблицы ребят сравниваются с таблицей учителя) (СЛАЙД № 4)
-Посмотрите на таблицу и скажите, что нас сегодня больше всего будет интересовать при изучении стихотворения?
-Что вы знаете о Бородинском сражении?
Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями – произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил дать армии
К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.
Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий – в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.
Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер. Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.
Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию
В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.
Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.
О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил : “Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать”.
-Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Что вы запомнили из рассказа?
5. Создание стихотворения «Бородино»
Из биографии поэта мы узнали ,что он получил блестящее военное образование. Ему приходилось встречаться с солдатами – ветеранами войны 1812г. , слушать их воспоминания. Так возник замысел создания стихотворения, где поэт очень сожалел о том , что его поколение не участвовало в знаменитом сражении. ( СЛАЙД №6)
Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то , что в нём много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются . Давайте выясним, что они обозначают.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле бояМусью – сударь, господинКартечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле. Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Бивак – стоянка войск под открытым небомКивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожиБулат – оружие из булатной стали – стали особой закалкиУлан, драгун – солдаты конных полковБасурманы- люди другой веры, иноземцы, враги
Флеши (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов .
7. Выразительное чтение стихотворения.
Теперь все слова нам понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина
Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов
Вопросы для анализа стихотворения.
– Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
– В чём особенность построения стихотворения?
– Кто участвует в разговоре?
– Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?
Докажите это словами из текста.
– Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
– Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
– Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
– Кто герои рассказа ветерана войны?
– С какими чувствами старый воин вспоминает о них?
Как он их называет? Зачитайте.
– Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?
Найдите и зачитайте строки из текста.
– Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.
– Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
– Какими вы увидели участников сражения?
– Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
-Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?
Физминутка для глаз
9. Исследовательская работа по группам (СЛАЙД №17)
для 1 группы– выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
Соотнесите исторические данные( НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ ДАЁТСЯ ФОРМА ТАБЛИЦЫ) с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
. Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
. Цель работы для второй группы– найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы :(Слайд №18) Карточки с вопросами дети получают заранее.
1 В чём заключается .правда истории в стихотворении? (Эпизоды Бородинского боя).
2. Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел?
Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).
3. Как изменилось настроение воинов, когда “нашли большое поле”?
4. С каким настроением бойцы произносят клятву верности?
Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.
Цель работы для третьей группы–(СЛАЙД 19) М. Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».(Учащиеся получают таблицы с заполненным левым столбцом)
: главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат ,остается безымянным.
Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.
Он там был, он это видел, он это пережил.
Рассказчик дважды говорит “Я” , а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит “мы”.
Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
Цель работ для 4 группы –найти средства художественной выразительности в тексте
В своём стихотворении М. Ю. Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Ваша задача – найти их (СЛАЙД №20).(ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДАЁТСЯ ЗАРАНЕЕ)
10. Подведение итога.(Слайд 21)
– Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.
– С какой целью М. Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
– Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Обращение к эпиграфу урока
– Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?
Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
– Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?
Заключительное слово учителя (Слайд 22)
Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы.
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения.
Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.
Домашнее задание. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
Сочинить синквеймы с ключевыми словами: Бородино, Отечество.