УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО РЕАЛИЗОВАТЬ

Цель урока-это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.

Урок – это форма организации обучения с
группой учащихся одного возраста,
постоянного состава; занятие по твердому
расписанию, с единой для всех
программой обучения (П. И. Пидкасистый).
Цель урока-это модель тех
конкретных знаний, умений и навыков,
которые необходимо сформировать
на уроке.

Основной и ведущей
формой обучения является урок. Он –
главное звено всей классно-урочной
работы. Другие формы обучения применяются,
как правило, в тесной связи с уроком для
более глубокого и полноценного решения
задач обучения.

Урок является
сложным педагогическим объектом. Как
и всякие сложные объекты, уроки могут
бить разделены на типы по различным
признакам. Этим объясняется существование
многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике
обучения ведущее значение отводится
следующим типологиям уроков:

По
основной дидактической цели выделяют
такие типы уроков:

Типологией
по основному способу проведения их
подразделяют на уроки:

Если
же за основу типологии, берутся основные
этапы учебного процесса, то выделяют
уроки:

Структура уроков
основных типов. Реализация
идеи использования совокупности уроков,
включающих наиболее характерные
структурные элементы остальных уроков,
позволила выявить и подтвердить
целесообразность выделения следующих
их типы:

1) урок ознакомления
с новым материалом;

2) урок закрепления
изученного;

3) урок применения
знаний и умений;

4) урок обобщения
и систематизации знаний;

5) урок проверки и
коррекции знаний и умений;

7) урок – лекция;

8) урок – семинар;

9) урок – зачет;

10) урок – практикум;

11) урок – экскурсия;

12) урок – дискуссия;

13) урок – консультация;

16) урок – соревнование;

17) урок с дидактической
игрой;

18) урок – деловая
игра;

19) урок – ролевая
игра;

Мельникова Мария Николаевна — педагог-психолог, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25 им. И.А. Копылова, п. Фряново, городской округ Щелково, Московская область

Аннотация: в статье анализируются понятие урока, его признаки и виды: традиционный и современный, для чего предназначен урок, его задачи и цели: обучение, развитие и воспитание, какова эффективность урока, подготовка к уроку педагога, а также подготовка к уроку обучающегося: самостоятельная подготовка обучающегося и изучение дополнительной литературы, а также самоконтроль и коррекция своих действий при изучении предмета, требования к современному уроку, а также рассматривается формирование личности в коллективе, взаимодействие педагога и обучающегося, а также атмосфера в коллективе, психологический комфорт.

Ключевые слова: урок, современный урок, личность, педагогика, проблемы урока, здоровье, психология.

LESSON IS THE MAIN FORM OF ORGANIZING EDUCATION IN A MODERN SCHOOL. R EQUIREMENTS FOR A MODERN LESSON

Melnikova Maria Nikolaevna – Teacher-Psychologist, Teacher of history and social studies, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25 NAMED AFTER I. A. K OPYLOV, FRYANOVO VILLAGE, SHCHELKOVO URBAN DISTRICT, MOSCOW REGION

Abstract: the article analyzes the concept of a lesson, its signs and types: traditional and modern, for which the lesson is intended, its tasks and goals: training, development and education, what is the effectiveness of the lesson, preparation for the lesson of the teacher, as well as preparation for the lesson of the student: self-preparation of the student and the study of additional literature, as well as self-control and correction of their actions in the study of the subject, the requirements for a modern lesson, as well as the formation of a personality in a team, the interaction of a teacher and a student, as well as the atmosphere in the team, psychological comfort.

Keywords: lesson, modern lesson, personality, pedagogy, lesson problems, health, psychology.

УДК 372. 1.

Исторически, учёные теоретики и практики искали различные возможности эффективного, обучения и усвоение материала подрастающим поколением. Для того чтобы обучить детей, были придуманы школы, начавшие своё развитие ещё при Петре I, который и организовал уроки с педагогами.

Уроком принято называть время для занятий и обучения. Слово «урок» – означает «давать задание, выполнять работу».

М. Н. Скаткин в своём труде «Дидактика средней школы» даёт следующее определение: урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Согласно концепции, М. И. Махмутова: урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения1.

1 Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Научный журнал «Молодой учёный». ( Элект. ресурс): http://www.rn u ^ш^г h ve/66/11096/

Можно выделить основные признаки урока: имеет строго обозначенные рамки учебного времени в России, как правило, длительность урока 40-45 минут, между которыми имеется свободное время – перемена по 5-15 минут, иногда больше, например, на обед); на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; один урок отводится на изучение только одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса и направлен на обучение, развитие и воспитание; организатором и руководителем урока является учитель (педагог).

Урок включает три цели: обучение, развитие и воспитание. Однако главная функция урока должна состоять в развитии индивидуальности и формировании личности, отдельных их качеств в единстве.

Принято выделять традиционный урок и современный урок. Традиционный урок – это урок, основная цель которого состоит только в прочном усвоении знаний, формировании умений и навыков, где активную роль играет учитель. На традиционном уроке не происходит познавательной активности и самостоятельной работы учащихся. Современный урок появился на базе традиционного урока, в результате его совершенствования.

Современный урок способствует более широкому развитию познавательных способностей учащихся, приобретает творческий характер, к самостоятельной работе предъявляются всё более новые требования. Особенностью современного урока помимо знаний и умений, полученных на уроке от учителя, является то, что учащийся должен изучить дополнительную литературу, а изучение нового материала сопровождается коллективным обсуждением, переходящим к индивидуальному самостоятельному выполнению задания. Современный урок -это организованное педагогом духовное общение группы, где содержание – это научное знание, а конечный итог – это интеллект ученика.

Урок будет эффективным, в том случае, когда коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся.

Вопрос о типологии уроков является одним из трудных. В педагогической литературе множество классификаций уроков, но единой до сих пор нет. В одной из классификаций выделили нестандартные типы уроков: уроки-лекции; уроки-семинары; уроки-зачёты; уроки-конференции; уроки-игры, и также стандартные: урок получения новых знаний, комбинированные (смешанные) уроки, уроки обобщения, систематизации и контроля и т.д.

Согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, операции самоконтроля и коррекции -необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.

Урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Поэтому его разработка и проведение представляет значительную сложность. Урок должен вызывать интерес, это позволит лучше его понять и поспособствовать более легкому и быстрому усвоению знаний. Успех правильного планирования урока зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, уметь, знать и т.д.

В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями. Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования1.

Подготовка учащихся к предстоящим урокам в идеале предполагает: ознакомление их с планом работы на предстоящих уроках; выполнение подготовительных домашних заданий; предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника; чтение дополнительной литературы; проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут

1 Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение. 1983 г. ( Элек. ресурс): http://www.detskiysad .ru/ped/ped 175 .html.

способствовать изучению нового материала. Однако на деле подготовка обучающихся заметно отличается.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются1:

– Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

– Реализация на уроке всех дидактических принципов и правил.

– Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

– Связь с ранее изученными знаниями и умениями.

– Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

– Эффективное использование педагогических средств.

– Формирование необходимых знаний, умений, навыков, умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных, психологических и развивающих требованиях.

Поэтому, главная задача учителя – организация и проведение урока. Но кроме этого, в классе должна быть атмосфера, располагающая к восприятию новых знаний. А этому способствует дружественная обстановка в классе. Эффективность проведенного урока в современных условиях напрямую зависит от единства коллектива, умения ладить между собой и коллективно выполнять поставленные во время урока задачи. В современных условиях необходимо учитывать и применять на практике новые технологии, мотивировать учеников, следить за тем, чтобы в процессе обучения ученики не повредили своё здоровье не достаточным освещением и др.

В настоящее время перед педагогом стоит большая проблема поиска наиболее адекватных и эффективных форм педагогического проектирования уроков. Сегодня это как никогда актуально в силу развития теории педагогического проектирования и педагогических технологий.

Список литературы / References

1. Шегаева А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе.

http://www.rn u h.ru/ar h ve/66/11096/ (дата обращения: 21.09.2020).

доступа: http://www.det k y ad.ru/ped/ped175.htm / (дата обращения: 21.09.2020).

пресс. 2004. С. 229.

Понятие о формах организации обучения. Урок как основная форма организации учебной работы

Латинское
слово forma означает наружный вид, внешнее
очертание. Следовательно, форма
обучения
(организационная
форма обучения) как дидактическая
категория обозначает внешнюю сторону
организации учебного процесса, которая
связана с количеством обучаемых учащихся,
временем и местом обучения, а также
порядком его осуществления (И. Ф. Харламов).

Однако,
будучи характеристикой внешней стороны
организации учебного процесса, форма
обучения органически связана и с его
внутренней, содержательно-процессуальной
стороной. Эта связь определяется такими
факторами, как цель, методы, приемы,
средства, содержание и структуирование
изучаемого материала.

Педагогике
известны разные системы обучения:
индивидуальная, индивидуально-групповая,
классно-урочная, белл-ланкастерская,
батовская, мангеймская, дальтон-план,
план Трамп и др.

Наибольшее
распространение получила классно-урочная
система обучения, возникшая в XVII в. Ее
контуры очертил немецкий педагог И.
Штурм, а научное обоснование сделал
Я. А. Коменский.

Характерные
особенности классно-урочной системы
обучения:

• постоянный
состав учащихся примерно одного возраста
и уровня подготовленности (класс);

• класс
работает в соответствии с годовым
планом;

• учебный
процесс осуществляется в виде отдельных
взаимосвязанных следующих одна за
другой частей (уроков);

• каждый
урок посвящается только одному предмету
(монизм);

• постоянное
чередование уроков (расписание);

• руководящая
роль учителя (педагогическое управление);

• применяются
различные виды и формы познавательной
деятельности учащихся (вариативность
деятельности).

Классно-урочная
система имеет свои преимущества:

• усвоение
материала идет небольшими порциями,
планомерно и последовательно;

• возможно
чередование различных видов умственной
и физической деятельности;

• облегчается
планирование учебного предмета в
масштабах страны;

• присутствует
строгая организационная структура;

• экономия
средств государства, поскольку один
учитель работает одновременно с большой
группой учащихся;

• создаются
благоприятные предпосылки взаимообучения
учащихся, коллективной познавательной
деятельности;

• воспитывается
чувство коллективизма, так как происходит
сочетание работы всего класса и
индивидуальной работы с отдельным
учащимся.

Вместе
с тем данная форма не лишена и серьезных
недостатков,
снижающих ее эффективность:

• необходимость
оставления отстающих детей на повторный
курс (в силу комплектования в класс
учащихся одинаковых по уровню подготовки);

• ориентация
на “среднего” ученика;

• невозможность
для учащегося пройти программу быстрее,
если это позволяют его умственные
способности;

• затруднения
в индивидуальном подходе к учащимся,
так как работа ведется в общем темпе по
усвоению одного материала.

Ключевым компонентом
классно-урочной системы организации
обучения является урок.

Заслуживает
внимание подход к рассмотрению форм
организации процесса обучения,
предложенный красноярским ученым В. К.
Дьяченко. Все формы организации процесса
обучения разделяются на общие и
конкретные, или специальные. Общие
формы не зависят
от конкретных дидактических задач и
определяются только структурой общения
между обучающими и обучаемыми. Таких
форм четыре: индивидуальная,
парная, групповая и
коллективная.

Обучения
вне общения
не существует. Поскольку сущностью
обучения является общение, то обучение
происходит так, и только так, как
происходит общение между людьми. Общение
может происходить непосредственно и
опосредствованно.

Общие формы организации
процесса обучения охватывают весь
учебный процесс, они составляют его
материальную основу, являются формами
существования процесса обучения.
Индивидуальная, парная, групповая формы
организации учебных занятий являются
старыми, традиционными. Ни одна из этих
форм не является коллективной. Коллективной
формой организации процесса обучения
является только работа учащихся в парах
сменного состава. Их применение в
соответствии с конкретными, или
специальными, целями обучения дает нам
множество конкретных, или специальных,
форм организации учебной работы: урок,
лекция, семинар, кружковые или
факультативные занятия и т.д. Конкретных
форм учебных занятий может быть много,
неограниченное множество, но всегда в
их основе лежит применение для тех или
других целей общих форм.

Урок как основная форма
организации учебной работы. Урок
– это законченный в смысловом, временном
и организационном отношении отрезок
(этап, звено, элемент) учебного процесса.

В
педагогике прошлого наиболее стройную
классификацию уроков, которая и сегодня
сохранила свое научное значение дал
К. Д. Ушинский. Он определил такие типы
уроков:

• комбинированные
уроки, которые имеют своей целью
повторение пройденного, объяснение,
закрепление нового материала;

• уроки
проверки и оценки знаний.

Одной
из наиболее распространенных классификаций
уроков является классификация по
основной дидактической цели, преимущественно
решаемой на данном уроке (В. А. Онищук,
Г. И. Щукина и др.). Это такие уроки: урок
объяснения; урок повторения; урок
закрепления; урок обобщения; контрольный
урок; комбинированный урок.

В
педагогической и методической литературе
опубликован не один десяток различных
классификаций уроков, но общепризнанной
классификации сегодня нет.

Структура
урока– совокупность его элементов,
частей, обеспечивающих целостность
урока и достижение дидактических целей.
Структура определяется также целью,
содержанием, методами и средствами
обучения, уровнем подготовки учащихся.

В
начальных классах широко используется
комбинированный урок. Его типичная
структура включает: организационный
момент, проверку домашнего задания,
опрос учащихся по пройденному материалу,
изучение нового материала, закрепление
его и задание на дом.

Ряд ученых (Вергелес,
В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий и др.) выделяет
следующие структурные элементы (этапы)
урока:

• постановка
познавательной задачи (что будет
изучаться);

• мотивация
(почему надо изучить, знать и уметь);

• отбор
и последовательность изучения;

• применение
способов и средств (как, с помощью чего
достигать результата, включая контроль,
самопроверку, понимание, осознание и
применение знаний и умений, а также
отработку навыков).

Эта схема урока
позволяет отходить от закостенелого
стандарта, вариативно строить урок,
выразительно ставить перед детьми
учебные задачи, вводить их в проблемную
ситуацию, включать в поиск ответа.

Как строится модель
современного урока?

Во-первых, она базируется
на достижениях педагогики и психологии,
учитывая и то, что сказано об уроке К. Д.
Ушинским и то, что добавлено М. А. Даниловым,
И. Н. Казанцевым, И. С. Якиманской, Н. Е.
Щурковой и др. В теории современного
урока нашли отражение идеи, реализованные
в теориях развивающего обучения,
проблемного обучения, активизации,
алгоритмизации обучения и т.д.

Во-вторых, в теорию
урока внесены те изменения, которые
продиктованы практикой, передовым
опытом учителей последних десятилетий.

Коренное отличие
современного урока от традиционного
имеется во всех элементах: в его
определении, в трактовке целей, в
построении его структуры, в выборе
методов и форм обучения, применением
наглядности и организации самостоятельной
работы учащихся, в объяснении единства
методов обучения и методов воспитания,
в схеме подготовки урока – анализа
содержания учебного материала,
планировании, в анализе и самоанализе
урока учителем (рефлексия).

Сегодня урок
рассматривается, прежде всего, как форма
взаимодействия учителя и учащихся, в
ходе которого у детей формируются не
только знания и умения, но и их духовные
потребности, отношения и ценностные
ориентации.

В основании
новой технологии урока, по мнению Н. Е.
Щурковой, заложены три постулата. Первый:
“Урок есть открытие истины, поиск истины
и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя”. Второй:
“Урок есть часть жизни ребенка, и
проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой
культуры”. Третий
постулат современной
технологии урока звучит так: “Человек
в качестве субъекта осмысления истины
и субъекта жизни на уроке остается
всегда наивысшей ценностью, выступая
в роли цели и никогда не выступая в роли
средства”.

Нестандартные
уроки. Нестандартный
урок –
это импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру.
Мнение педагогов на нестандартные уроки
расходятся: одни видят в них прогресс
педагогической мысли, а другие, наоборот,
считают такие уроки опасным нарушением
педагогических принципов. Как показывает
практика, в начальных классах учителя
проводят разнообразные нестандартные
уроки: уроки типа КВН, уроки-аукционы,
уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-игры,
уроки-концерты и т.д. Эти уроки необычны
по замыслу, организации, методике
проведения. Они нравятся младшим
школьникам.

Урок у шестилеток.
Основной формой организации обучения
шестилеток является урок, но урок особый,
отличающийся и продолжительностью, и
структурой, и методическим обеспечением.
Продолжительность урока – 35 минут.

На уроке происходит
частая смена видов деятельности, есть
несколько несколько (2-3) физкультпауз.
Это необходимо для снятия утомляемости,
поддержания внимания в ходе учебных
занятий.

На каждом уроке новый
материал закрепляется, повторяется и
контролируется. Это диктуется, прежде
всего, тем, что в обучении шестилетних
учащихся исключается домашнее задание.

При обучении шестилеток
можно применять обычные, традиционные
методы: беседу, рассказ, наблюдение.
Однако существуют возрастные границы
этого применения.

На уроках широко
используются дидактические игры,
упражнения игрового характера и
разнообразные наглядные пособия.
Сущность дидактической игры заключается
в решении познавательных задач,
поставленных в занимательной форме.
Усваивая или уточняя в дидактической
игре тот или иной программный материал,
дети учатся наблюдать, сравнивать,
классифицировать предметы по тем или
иным признакам, упражнять память,
внимание.

В дидактической игре
действует два начала: учебное и игровое.
Причем учебная задача скрыта, выступает
неявно, а ее реализация происходит через
игровое действие.

В первом классе в
начале учебного года (4 недели) учитель
организует интегрированный урок
“Введение в школьную жизнь”. Цель курса
заключается в создании оптимальных
условий для благоприятной адаптации
шестилетних детей к новой социальной
ситуации и в профилактике возможных
негативных тенденций личностного и
интеллектуального развития будущих
учеников.

В четырехнедельный
курс входят уроки, проводимые в форме
развивающих занятий, содержание которых
состоит из комплекса игр и упражнений.
Структура занятий построена так, чтобы
дети имели возможность самостоятельно
решать проблемные задачи, экспериментировать
индивидуально или коллективно, обучаться
самостоятельно планировать практические
и мыслительные действия, корректировать
свои ошибки, адекватно оценивать
результат деятельности, согласовывать
свои действия с действиями сверстников.

Принцип
построения таких занятий: сначала детям
предлагаются игры на произвольность
внимания, его основных процессов
(сосредоточение, устойчивость и
распределение), затем подключаются игры
сенсомоторного характера, стимулирующие
процессы восприятия. Наибольшая нагрузка
приходится на комплекс игр, активизирующих
мыслительные операции и процессы памяти.
В заключение предлагаются игры,
развивающие воображение, а также
игры-шутки. В процессе игр поддерживается
мажорный, эмоциональный настрой.

Такие
занятия способствуют повышению
познавательной активности детей, их
успехам в обучении, реализации потребности
в интеллектуальной нагрузке.

Учитывая
характер психологических трудностей
шестилетних детей и уровень их развития,
в содержание курса включены стимулирующие
занятия, которые способствуют выравниванию
психических процессов.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового
материала – дидактическая задача состоит в установлении
специфики осознанности его усвоения через собеседование ,
анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.
6. Закрепление и систематизация знаний – дидактическая
задача заключается в организации осмысления и применения
знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на
вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и
творческого характера.
7. Информация о домашнем задании – дидактическая
задача – нацеливание на самостоятельную работу с
учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему
усвоению знаний и способов их использования.
8. Итог урока – дидактическая задача этого этапа состоит в
анализе результатов работы, оценке учебных достижений
отдельных учащихся.

Многообразие структур урока

• Структура урока – это его внутреннее
строение, последовательность отдельных
этапов. Тип урока определяется наличием и
последовательностью структурных частей.
• Структура урока имеет важное значение в
теории и практике современного урока, так
как именно она определяет в конечном итоге
результативность и эффективность обучения.

1 Понятие, сущность и классификация форм организации образовательного процесса

Осуществление
обучения требует знания и умелого
использования разнообразных форм
организации педагогического процесса.
Что же такое «формы организации обучения»,
какова их сущность?

Общие
формы учебной работы учащихся (И. М.
Чередов)

Итак,
форма обучения зависит от его содержания.
Она может либо лучшим, либо не лучшим
образом раскрыть то или иное содержание.
Так, разговорной речью на иностранном
языке школьник успешнее овладеет при
организации занятий в малых группах;
играть на музыкальных инструментах
(аккордеон, фортепиано и др.) он научится
лучше и быстрее при индивидуальном
обучении, нежели в группе. Контрольный
диктант ему же будет писать «веселее»,
эмоционально предпочтительнее со всем
классом, чем одному и т.д.

Формы
обучения варьируются в зависимости от
конкретных условий. В частности, это –
состав (количество) учащихся, с которыми
занимается учитель в данный момент.
Тогда говорят о фронтальной, групповой,
парной, индивидуальной форме учебной
работы. Далее, время (продолжительность
занятий), классные и внеклассные формы.
По месту занятий бывают формы школьные
(урок в классе, в лаборатории, на
пришкольном участке, спортплощадке,
мастерских) и внешкольные (экскурсия,
домашние занятия, учебно-производственный
комбинат). Последовательность видов
деятельности определит такие формы:
урок, лабораторная работа, коллоквиум,
консультация, зачет и др. По способу
руководства преподавателя учебным
процессом можно выделить формы: работа
с учителем, самостоятельная работа,
формы взаимного обучения, программированное
обучение, самообразование.

Соседние файлы в предмете Маркетинг

Наиболее признанной в современных условиях
является классификация уроков по
дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А.
Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):
• – урок изучения нового учебного материала основное время отводится на передачу и усвоение
новых знаний;
• – урок совершенствования знаний, умений и
навыков – основное назначение этих уроков:
систематизация и обобщение новых знаний;
повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
применение знаний на практике для углубления и
расширения ранее усвоенного материала;
формирование умений и навыков; контроль за ходом
изучения учебного материла и совершенствования
знаний, умений и навыков;

• – урок обобщения и систематизации изученного – сущность
этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного
материала по отдельным разделам учебной программы и в
организации упражнений с целью приведения знаний в систему,
осмысления их логики, что способствует более прочному
овладению ими и совершенствованию практических умений и
навыков;
• – урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа
предназначаются для оценки результатов учения, уровня
усвоения учащимися теоретического материала, системы
научных понятий изучаемого курса, сформированности умений
и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности
школьников, установления диагностики уровня обученности
учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с
диагностикой состояния обученности детей;
• – комбинированный урок – это наиболее распространенный
тип урока в существующей практике работы школы.

Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. Комбинированный урок может состоять из следующих

этапов:
1. Организационный – дидактическая задача заключается в
подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление
внимания, порядка и т. д.).
2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая
задача -проверка правильности выполнения домашнего задания,
выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по
изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся
к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном
этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание,
актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.
4. Изучение материала – дидактическая задача – формирование у
учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях,
явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами
деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное
изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА

вводный;
тренировочный;
контрольный (проверочный);
закрепление ЗУН;
урок самостоятельной работы;
урок с использованием ТСО;
урок практической работы;
комбинированный урок;
повторительно-обобщающий урок;
урок повторения;
урок овладения ЗУН;
предметный урок (характерен для начальных классов).

Типология и структура урока

Выполнили: Лукьянчикова Анастасия
Биткова Юлия

Особенности урока физической культуры.

Урок – основная
форма учебных занятий по предмету
“Физическая культура и здоровье”.
Он строится в соответствии с общими
положениями об уроке. Образовательной
целью учебного предмета «Физическая
культура и здоровье» является формирование
физической культуры личности в
процессе решения взаимосвязанных
педаго­гических, гигиенических и
прикладных задач, изложенных
в пояснительной записке учебных программ.
Специфика
задач и содержания, предусмотренных
предметной программой, обусловливает
некоторые особенности школьного урока
с учетом разных возрастных групп
занимающихся.

Преподавание
учебного предмета «Физичес­кая
культура и здоровье» в V–ХI
классах включает в себя формирование
у учащихся здорового об­раза
жизни средствами физической куль­туры
и спорта; подготовку учащихся выпускных
клас­сов
к сдаче выпускного экзамена по вы­бору
по учебному предмету «Физическая
культура
и здоровье» с учетом содержания
учебных программ.

Задачи урока.
При единстве образовательной,
оздоровительной и воспитательной
направленности ведущими в школьном
уроке являются задачи обучения,
последовательная конкретизация
образовательных задач на год и на каждый
семестр. Степень детализации должна
быть такова, чтобы можно было судить о
приращениях в знаниях, умениях и навыках
учащихся, полученных именно в результате
данного урока. Практика показывает, что
на одном уроке целесообразно решать
2–3
задачи, связанные с усвоением или
совершенствованием учебного материала
и с развитием необходимых двигательных
качеств. Задачи могут быть поставлены
для всего класса или раздельно (полностью
или частично) для мальчиков и девочек.

Не меньшее значение
имеют оздоровительные и воспитательные
задачи, которые должны соответствовать
физической подготовленности детей,
степени сформированности коллектива
(его организованности, дисциплинированности,
специфическим особенностям отдельных
групп мальчиков и девочек –
их взаимоотношениям, интересам, наличию
лидеров). Оздоровительные и воспитательные
задачи с большим трудом поддаются
конкретизации. Тем не менее в меру
возможного и с учетом характера учебного
материала они должны планироваться по
годам и семестрам обучения. При подготовке
к отдельному уроку их следует
конкретизировать и дополнять теми,
которые нельзя предусмотреть заранее.

Тщательная
разработка задач урока определяет его
содержание и структуру в виде логически
взаимосвязанной последовательности
средств и методов. Сложность проведения
школьного урока определяется составом
занимающихся: это примерно 25–30
мальчиков (юношей) и девочек (девушек),
обладающих типичными возрастными
особенностями, но с весьма различными
индивидуальными их проявлениями. В этих
условиях решить многообразные задачи
урока можно только при максимально
эффективном использовании каждой
минуты. Недоработка в одном уроке
вызывает накопление нерешенных задач
в цепи уроков и нарушение планов. Планы
же весьма насыщены, ибо программный
материал очень объемный и рассчитан на
рациональное использование каждого
урока.

Учитель должен
отбирать наиболее эффективные пути
решения задач, отбрасывая все малозначимое,
полезное вообще, но необязательное для
данного урока. При этом учитывается
анализ предыдущих уроков, используется
опыт ведущих учителей, методическая
литература. Таким образом, процесс
подготовки к уроку превращается в
своеобразное исследование, где на базе
получения максимальной информации
учитель делает самостоятельные выводы.

Некоторые
особенности структуры урока.
На фоне общей трехчастной структуры
выделяют характерные варианты построения,
отражающие возрастные особенности
учащихся. Чем младше класс, тем большее
внимание уделяется укреплению организма
и формированию осанки; акцент делается
на обучении движениям и действиям;
учитывается неспособность учащихся
долго проявлять высокий уровень
работоспособности. В связи с этим
типичные задачи каждой из трех частей
урока проникают в другую часть: так,
одновременно с введением организма в
работу решаются задачи обучения новому
материалу (построениям, общеразвивающим
упражнениям и т.п.), в основной части
даются упражнения для поддержания
внимания. Первая часть урока может
содержать материал собственно вводной
части (так называемый организационный
момент) и общеподготовительный,
посвященный не столько подготовке к
данному уроку, сколько общему укреплению
опорно-двигательного аппарата и
формированию осанки. В целом в процессе
урока происходит более частая смена
видов деятельности, что определяет
наличие в каждой части более мелких
структурных элементов.

Чем старше класс,
тем больше отличия в содержании работы
с группами разного пола. Это сказывается
и на структуре урока –
раздельная работа может касаться частей
урока, а также отдельных заданий. В IX–XІ
классах проводится полностью раздельные
уроки для юношей и девушек, каждый со
своей структурой.

Основные показатели
качества школьного урока – это четкое
организационное обеспечение урока;
всемерная активизация деятельности
учащихся с обеспечением дифференцированного
подхода к ним; постоянное руководство
и контроль учителя.

Организационное
обеспечение школьных уроков физкультуры.
Организационные мероприятия, являясь
на уроке вспомогательными, оказывают
существенное воспитательное влияние
на школьников. Четко организованная
работа с высокой плотностью урока
дисциплинирует и мобилизует учеников.
Урок физической культуры начинается
для класса еще на перемене. Необходимо
установить такой порядок переодевания
и перехода к месту занятий, который
позволит начать учебный процесс с первой
минуты урока. Особенно ответственным
это является для младших классов, где
устанавливаются определенные традиции.
Здесь применяется обучение правилам
переодевания, соревнование звеньев (“у
кого порядок лучше?”), вводятся
постоянные обязанности для дежурных.
Подростков надо тактично, без излишней
опеки приучать к самостоятельному
поддержанию порядка в раздевалках.

Обеспечение
материально-технических условий
проведения урока осуществляется учителем
заблаговременно. Приучая учеников к
труду по самообслуживанию, необходимо
давать дежурным поручения по подготовке
мест занятий, инвентаря, средств
наглядного обучения. Для того чтобы они
были выполнены своевременно и аккуратно,
нужно давать посильные поручения.
Например, в младших классах назначать
двух дежурных, один из которых следит
за порядком в местах переодевания и
готовит рапорт, а другой раскладывает
мелкий инвентарь: мячи, скакалки и т.д.
Подростки могут готовить протоколы для
внесения в них результатов, накачивать
мячи, делать разметку площадки и многое
другое, а старшие дополнительно к этому
– приводить в рабочее состояние нужную
аппаратуру. Требования к уровню
самостоятельности выполнения поручений
постепенно возрастают: вначале точно
указывают, кем, где, что и в каком порядке
должно быть подготовлено, в дальнейшем
задание дается группе с ответственностью
групповода за организацию работы.

Наглядная информация
позволяет экономить время на организационные
вопросы: это изображенные на доске,
плакатах или карточках схема расстановки
снарядов, план работы на станциях при
круговом способе организации обучения
и т.п. С наибольшей ответственностью,
не поручая никому, проверяет учитель
условия безопасного выполнения
упражнений. Размещение учащихся,
расстановку и уборку снарядов надо
сочетать с выполнением физических
упражнений, например проводить раздачу
предметов разными способами, развивая
ловкость, сноровку; устанавливать
снаряды, выполняя задание по коллективной
переноске предметов, соревнуясь при
этом в быстроте, точности. Расположение
учащихся должно быть удобным для работы.
В одних случаях создаются условия для
наблюдения учащихся друг за другом, в
других – группы располагаются так,
чтобы не отвлекаться. Особенно важно
это для младших школьников и подростков,
внимание которых еще неустойчиво.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во
многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые
решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет
говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые
характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике
существуют различные классификации уроков.
Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих
свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:
• – уроки смешанные, имеющие своей целью повторение
пройденного;
• – уроки объяснения и закрепления нового материала;
• – уроки устных упражнений;
• – уроки письменных упражнений;
• – уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся
после определенного периода обучения и в конце
учебного года.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА

ролевые игры;
исполнение сказочного сюжета;
урок фантазирования;
деловая игра;
урок взаимообучения;
круглый стол или конференция;
пресс-конференция;
урок открытых мыслей;
урок-соревнование;
урок-КВН;
урок-викторина;
аукцион знаний;
урок-диспут;
урок-турнир;
урок- эврика;
межпредметный интегрированный
урок;
урок-конкурс;
урок творчества;
урок-спектакль;
смотр знаний;
урок-игра;
урок-зачет;
урок-путешествие;
урок-состязание
урок-диалог;
мозговая атака;
актуальное интервью;
урок-лекция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *