УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Как было сказано,
урок — это форма организации обучения
с группой учащихся одного возраста,
постоянного состава, заня­тие по
твердому расписанию и с единой для всех
программой обучения. В отечественной
школе урок остается основной фор­мой
обучения.

Имеется наиболее
употребительная классификация уроков
по дидактической цели. Выделены такие
типы уроков:

урок овладения
новыми знаниями;

• урок формирования
и совершенствования умений и навыков;

урок обобщения и
систематизации знаний;

урок повторения,
закрепления знаний;

комбинированные
уроки, на которых решается несколько

Данные уроки в
чистом виде нечасто приходится видеть,
за исключением комбинированного, но
классификация помогает все же осознать
важные характеристики урока, в частности
его структуру. Структура урока —
совокупность его элементов, час­тей,
обеспечивающих целостность урока и
достижение дидакти­ческих целей.
Структура зависит также от целей,
содержания, методов и средств обучения,
уровня подготовки учеников. Ти­пичная
структура комбинированного урока
такова: организаци­онный момент,
проверка домашнего задания, опрос
учащихся по пройденному материалу,
изучение нового материала, закрепле­ние
его и задание на дом. Это традиционное,
достаточно эффектив-

ное построение
урока, однако, превращаясь в шаблон,
снижает уровень обучения. Поэтому
ведется поиск путей совершенствова­ния
структуры урока.

Ученые исходят из
того, что урок имеет дидактический,
методический, психологический,
гигиенический аспекты. Ди­дактическая
подструктура включает три этапа:
актуализацию знаний и способов
деятельности, формирование новых знаний
и способов познавательных действий и
применение полученных знаний, умений.
Это дидактическая логика обучения.
Методиче­ская подструктура обязывает
планировать конкретные виды де­ятельности:
выполнение упражнений, решение задач,
ответы учеников; объяснение материала
с применением адекватных методов и
средств; решение задач под руководством
учителя и самостоятельно. При создании
методического проекта урока учитель
исходит из принципа оптимального
достижения целей. Вместе с тем надо
видеть и психологию урока: создание
мотива­ции, психологического комфорта,
учет возрастных и индивиду­альных
особенностей детей, характер психологических
операций усвоения знаний. Гигиеническая
наука тоже предъяв­ляет требования
к уроку. Учет всех аспектов урока
заставляет учителя искать оптимальную
структуру.

В проведении урока
важен вопрос об организации учебной
деятельности детей. Выделяют три ее
формы: фронтальную, индивидуальную,
групповую. Первая предполагает совместные
действия всех учащихся класса под
руководством учителя. Вто­рая означает
самостоятельную работу каждого ученика.
Эффектив­ной является организация
групповой работы на уроке. Учащиеся
работают в группе 4—7 человек или в
парах, задания для групп могут быть
одинаковыми или разными. Результаты
работы групп сообщаются и оцениваются.
Состав групп может быть однородным по
подготовке или неоднородным. Работа в
группах стимулирует активность учеников,
их взаимодействие, взаимообучение,
со­здает психологический комфорт,
особенно для слабых учеников.

В теории и практике
урока важное место занимают вопросы
подготовки учителя к уроку, планирования
урока и их системы. В решении этих
вопросов учитель опирается на знание
процесса обучения, предметную методику,
педагогическую психологию.

Урок – основная форма организации обучения в современной школе

Урок
– это коллективная форма обучения,
которая характе­ризуется
постоянным составом учащихся, устойчивыми
временными
рамками (45 минут), заранее составленным
расписанием и организацией
работы над одним и тем же материалом. В
современ­ной
отечественной школе урок остается
основной
формой организации обучения.

Структура
урока
– совокупность его элементов, частей,
обеспе­чивающих
целостность урока и достижение
дидактических целей. Структура
определяется также целью, содержанием,
методами и средст­вами обучения,
уровнем подготовки учащихся. Типичная
структура ком­бинированного
урока включает: организационный
момент, проверку домашнего задания,
опрос учащихся по пройденному материалу,
изуче­ние нового материала, закрепление
его и задание на дом.

В
проведении урока важен вопрос об
организации учебной дея­тельности
детей. Выделяют три ее формы – фронтальную,
индивидуаль­ную,
групповую.

Урок
как основная форма органично дополняется
другими фор­мами организации обучения.
Часть из них развивалась параллельно
с уроком, т.е. в рамках классно-урочной
системы (экскурсии,
консульта­ции,
домашняя работа, учебные конференции,
дополнительные заня­тия),
другие
заимствованы из лекционно-семинарской
системы и адап­тированы с учетом
возраста учащихся (школьные
лекции, семинары, практикумы, зачеты,
экзамены).

Лекция.
Это
теоретическая форма обучения, основной
метод
– устное последовательное изложение
содержа­ния
науки.

Для
лекции характерны большой объем учебного
ма­териала,
фундаментальность, сложность логических
построений, доказательств и обобщений.

Вводная
лекция
является
вступлением к учебной дисциплине.

Лекции
систематического курса
носят
тематичес­кий
характер и последовательно раскрывают
содержа­ние
учебного предмета, его место и роль в
подготовке специалистов.

Обзорные
лекции
читаются
обычно на выпускных курсах
перед государственными экзаменами.

Установочные
лекции
сориентировать студентов в со­держании
курса, объеме учебного материала, оказать
помощь
в самостоятельном его изучении.

Итоговые
лекции
проводятся
после изучения всего предмета:
они углубляют и обобщают ранее изученные
знания,
логически систематизируют весь учебный
мате­риал,
раскрывают его профессиональную
направленность.

Лекция-дискуссия
проводится
по темам сложного, гипотетического
характера, имеющим неоднозначное
толкование
или решение. Существуют методические
ва­рианты
проведения лекции-дискуссии. Вариант
пер­вый:
студенты в самом начале лекции задают
препода­вателю
вопросы по заранее объявленной теме.
Он отве­чает
на них, разворачивая содержание материала,
од­новременно
предлагает студентам новые вопросы,
раз­мышляет,
тем самым вовлекая их в дискуссию.
Препо­даватель
создает благоприятную атмосферу для
воспри­ятия
материала, выступая то в роли участника
дискус­сии,
то в роли лектора.

Вариант
второй: дискуссия занимает не все время
лекции,
а лишь часть ее, обычно в конце.
Преподаватель предлагает
студентам 2-3 вопроса по теме занятия,
ко­торые
рассматриваются в дискуссионной форме
с опорой на
их предыдущие знания.

Данный
тип лек­ций
приобрел популярность в тех вузах, где
имелись ауди­тории,
специально оборудованные обучающей
техникой.

Практика
показывает, что к лекции-аудиовизуализации
целесообразно обращаться на вводном
или итого­вом,
обобщающем, этапах изучения дисциплины
или раздела.

Лекция
вдвоем
(или
лекция с приглашением экспер­тов).
Под вторым названием данный тип лекции
в лите­ратуре встречается чаще.
Методика проведения лекции вдвоем
относительно проста. В ее проведении
помимо преподавателя
участвуют еще 2-3 специалиста – экс­перты
по теме занятия. Это могут быть
преподаватели-коллеги,
ученые, работники образования. Важно,
чтобы они
имели разные точки зрения, тогда возникает
проб­лемная ситуация, завязывается
диалог, в который «втя­гиваются»
и студенты. Они задают вопросы, могут
изла­гать
свою позицию. Необходимо, чтобы стороны,
форми­руя
свое отношение к обсуждаемому вопросу,
проявля­ли культуру дискуссии и
совместного поиска, осущест­вляли
взаимопонимание и взаимодействие.

Лекция
с запланированными ошибками
может
быть применена
на старших курсах, когда студенты
достаточ­но
теоретически подготовлены. Ее цель
состоит в Том, чтобы
активизировать студентов, держать их
в напря­жении
в течение всей лекции, развивать
вниматель­ность.
Преподаватель, готовясь к лекции,
закладывает в ее
текст определенное количество ошибок
содержатель­ного или методического
характера, маскирует их, чтобы выявить
их было не так просто (А. А. Вербицкий,
Н. В. Борисова).
Студенты, воспринимая учебную инфор­мацию,
отмечают ошибки, если их обнаружат.
Затем в конце
лекции происходит разбор и анализ
ошибок, в ре­зультате
студенты усваивают верную информацию.
Ценность
лекции данного типа состоит в том, что
она од­новременно
выполняет стимулирующую, контрольную
и
диагностическую функции.

Семинарское
занятие.
Цель семинара – синтез изу­ченной
студентами литературы, соотнесение ее
с мате­риалом
лекций, формирование умений анализировать
и
критически оценивать различные источники
знаний, развитие
креативности и поисково-исследовательских
способностей
студентов.

В
современ­ном
вузе наиболее распространены следующие
три типа семинарских
занятий:

3) обсуждение
и защита рефератов по теме занятия.

Семинарским
занятиям присущи следующие основ­ные
функции:

Критерии эффективности
семинарского занятия:

весомость коллективно
сформулированных выводов;

удовлетворенность
студентов и преподавателя про­веденным
занятием.

Урок  как основная форма обучения в школе

Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в русской школе, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно.

Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в школе, позволяет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;

5) формировать отношения в коллективе.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего обучающегося». От этого страдают сильные и слабые ребята. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и «условно переведёнными». Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего, начального и среднего профессионального образования.

Типы и структура уроков. Термин «структура» латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что он начинается и заканчивается в строго определенное время, обучающиеся и преподаватель готовы к уроку, на всем его протяжении умело организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы обучающихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; обучающиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить:  основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке. Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а, следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет. Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: 1) объединенный  или комбинированный, урок; 2) урок изучения нового; 3) урок закрепления; 4) урок повторения  или повторительно-обобщающий урок; 5) урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный или учетный урок. Рассмотрим подробнее каждый тип урока.

1. Объединенный или комбинированный, урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное—на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.  Используют такого типа уроки и преподаватель старшей школы, НПО и СПО.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания,

2) подготовка к усвоению новых знаний,

3) объяснение нового материала,

4) закрепление изученного материала,

5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например:

1) изучение нового материала,

2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного,

3) задание на дом,

4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части—повторение или проверка, изучение и закрепление нового — по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания обучающихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того,  чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова:

1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний,

2) сообщение темы и цели урока,

3) изучение нового материала,

4) проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление,

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока:

1) сообщение темы и цели урока;

2) изучение нового материала;

3) задание на дом;

4) проверка понимания обучающимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе, в отличие от ранее действующей, начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания обучающимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение обучающимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая:

1) сообщение цели предстоящей работы;

2) воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3) выполнение обучающимися различных упражнений, задач;

4) проверка выполненных работ;

5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.

4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей:

1) вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

2) выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов;

4) подведение итогов.

5. Контрольные  или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке — диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, преподаватель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам обучающихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

КРИВШЕНКО
Л. П., ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА М. Е. И ДР.

В
отечественной школе урок остается
основной формой организации обучения.
В форме урока возможна эффективная
организация не только учебно-познавательной,
но и других развивающих видов деятельности
учащихся.

Урок

форма
организации учебного процесса, при
которой педагог в течение точно
установленного времени организует
познавательную и иную деятельность
постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них,
используя виды, средства и методы работы,
создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали
основами изучаемого предмета, а также
для воспитания и развития познавательных
и творческих способностей, духовных
сил обучаемых.

В
каждом уроке можно выделить его основные
компоненты (объяснение нового материала;
закрепление; повторение; проверка
знаний, умений, навыков), которые
характеризуют различные виды деятельности
учителя и учащихся. Эти
компоненты могут выступать в различных
сочетаниях и определять построение
урока, взаимосвязь между этапами урока,
т. е. его структуру.

Под структурой
урока понимают соотношение компонентов
урока в их определенной последовательности
и взаимосвязи
между собой.
Структура
урока зависит от дидактической цели,
содержания учебного материала, возрастных
особенностей учащихся и особенностей
класса как коллектива. Многообразие
структур уроков предполагает разнообразие
их типов.

Общепринятой
классификации
типов уроков
в современной дидактике нет. Это
объясняется целым рядом обстоятельств,
прежде всего сложностью и многосторонностью
процесса взаимодействия учителя и
учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим
некоторые из существующих
классификаций типов уроков.

2.
Классификация уроков по логическому
содержанию работы и основным этапам
учебного процесса
(С.
В. Иванов):

4.
Классификация уроков
по преобладающему компоненту урока
(В. И. Журавлев). По этой классификации
уроки подразделяются на смешанные
(комбинированные) и специальные.
Комбинированные в своей структуре
содержат все компоненты урока. В структуре
специальных уроков преобладает один
компонент.
К специальным урокам относятся:

5.
Классификация
уроков по
дидактической цели
(Б. П. Есипов, Г. И. Щукина и др.):

Рассмотрим
более подробно данную классификацию.

Урок
ознакомления учащихся с новым материалом
или сообщения (изучения) новых знаний.
Это
такой урок, содержанием которого является
новый, неизвестный учащимся материал,
включающий в себя относительно широкий
круг вопросов и требующий значительного
времени на его изучение. На таких уроках
в зависимости от их содержания, конкретной
дидактической цели и подготовленности
учащихся к самостоятельной работе
учитель сам излагает новый материал
или проводится самостоятельная работа
учащихся под его руководством. Структура
урока ознакомления с новым материалом:
повторение предыдущего материала,
являющегося основой для изучения нового;
объяснение учителем нового материала
и работа с учебником; проверка понимания
и первичное закрепление знаний; задание
на дом.

Урок
закрепления знаний.
Содержание
учебной работы на уроке составляет
повторное осмысление ранее приобретенных
знаний с целью их более прочного усвоения.
Учащиеся в одних случаях осмысливают
и углубляют свои знания по новым
источникам, в других 
решают новые задачи на известные им
правила, в третьих 
устно и письменно воспроизводят ранее
приобретенные знания, в четвертых 
делают сообщения по отдельным вопросам
из пройденного с целью более глубокого
и прочного их усвоения и т. п. Структурно
такие уроки предполагают прохождение
следующих этапов: проверка домашнего
задания; выполнение устных и письменных
упражнений; проверка выполнения заданий;
задание на дом.

С
уроками закрепления знаний тесно связаны
уроки
выработки и закрепления умений и навыков.
Процесс
закрепления умений и навыков идет на
нескольких уроках подряд. От урока к
уроку материал должен усложняться,
чтобы действительно было видно, что
учащиеся все успешнее справляются с
данной учебной задачей.

Уроки
обобщения и систематизации знаний

систематизируются
и воспроизводятся наиболее существенные
вопросы из ранее пройденного материала,
восполняются имеющиеся пробелы в знаниях
учащихся и раскрываются важнейшие идеи
изучаемого курса. Такие уроки проводятся
в конце изучения отдельных тем, разделов
и учебных курсов в целом. Их обязательными
элементами являются вступление и
заключение учителя. Само повторение и
обобщение может проводиться в форме
рассказа, кратких сообщений, чтения
отдельных мест из учебника или беседы
учителя с учащимися.

Уроки
проверки знаний, умений и навыков
(контрольные)
позволяют учителю выявить уровень
обученности учащихся в определенной
области; установить недостатки в
овладении материалом; наметить пути
дальнейшей работы. Контрольные уроки
требуют от учащегося применения всех
его знаний, умений и навыков по данной
теме.

Проверка
может осуществляться как в устной, так
и в письменной форме.

В
практике работы школы наибольшее
распространение получили комбинированные
или смешанные уроки,
на которых решаются сразу несколько
дидактических задач. Примерная структура
комбинированного урока:

ПОД
РЕД. Ю. К. Б АБАНСКОГО11

Типология
и структура урока. Качественное
своеобразие уроков определяется их
целями и содержанием, методикой
проведения, особенностями школы, учителя
и учащихся. Для того чтобы выявить общие
стороны в огромном многообразии уроков,
объективно необходима их классификация.
Проблема типологии уроков, их систематизации
довольно сложная. В отечественной
дидактике существуют различные подходы
к классификации уроков. В зависимости
от того, какие признаки брались за
основу, предлагались те или иные варианты
типологии уроков, что вполне правомерно.

В
основу одной из классификаций уроков
были положены способы
их проведения, т. е. методы обучения,
в связи с чем выделялись уроки-лекции,
киноуроки, уроки-беседы, уроки практических
занятий и т. п.

Были
попытки классификации уроков, например,
по характеру
познавательной деятельности учащихся
(уроки первичного восприятия фактов,
уроки образования понятий и др.), по
степени самостоятельности работы
учащихся
(уроки самостоятельной работы школьников,
уроки работы учителя с классом) и т. д.

Наиболее
употребительной является классификация
уроков по
основным дидактическим целям и месту
уроков в их общей системе,
предложенная в некоторых видоизменениях
Б. П. Есиповым,
Н. И. Болдыревым, Г. И.
Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами.

В
соответствии с данной классификацией
выделяются следующие типы уроков:

К
сожалению, и эта классификация не может
быть признана в качестве универсальной,
так как практически далеко не всегда
удается наблюдать в чистом виде любой
из приведенных типов уроков, кроме
комбинированного. Кроме того, приведенная
классификация отражает только
образовательные цели, не учитывает
реализацию на уроке воспитательных
задач и характер учебно-познавательной
деятельности учащихся на уроках. Поэтому
типология уроков продолжает оставаться
одной из актуальных проблем дидактики.

Наряду
с типологией теория урока уделяет
большое внимание его структуре.

Структура
урока ‒
это совокупность
его элементов, обеспечивающих целостность
урока и сохранение основных проявлений
при различных вариантах.
Составные части урока находятся в тесной
взаимосвязи и осуществляются в
определенной последовательности.

Структура
урока зависит от поставленных целей,
содержания изучаемого материала, методов
и приемов обучения, используемых на
уроке, уровня подготовки и развития
учащихся, места урока в учебном процессе.

Уроки
имеют самую разнообразную структуру,
их нельзя планировать и проводить
шаблонно, по единой, раз и навсегда
установленной схеме. Помимо указанных
выше факторов, на структуру урока большое
влияние оказывает также творческий
характер работы учителя и конкретные
условия работы в данном классе. Каждый
урок отличается от других уроков своими
особенностями, даже если они проводятся
по одному и тому же предмету в параллельных
классах. На уроке всегда можно увидеть
специфический «педагогический почерк»
учителя.

Однако
в связи с тем что различные способы
классификации устанавливали ограниченное
число типов уроков, существовала
устойчивая тенденция к закреплению за
каждым из этих типов определенной,
довольно жесткой структуры.

Например,
комбинированный урок строился по такой
схеме: организационный момент, проверка
выполнения домашнего задания учащимися,
опрос учащихся по пройденному материалу,
изложение учителем нового материала,
закрепление изученного материала,
задание на дом.

Трафаретный
характер такой структуры вызвал
справедливую критику дидактов и передовых
учителей.

Анализ
передового опыта учителей и результаты
проведенных специальных исследований
привели к выводу о том, что традиционное
понимание структуры урока не отвечает
современным задачам обучения. Структура
должна не только отражать внешние
проявления организации совместной
деятельности учителя и учащихся на
уроке, но и выражать сущность внутренних
процессов, с которыми связана познавательная
деятельность учащихся.

Структура
может изменяться в зависимости от
содержания учебного материала, условий,
подготовленности учащихся и др. Урок
усвоения новых знаний состоит, например,
из элементов, имеющих общий характер
для уроков этого типа: восприятие и
осознание учебного материала, осмысление
в нем связей и отношений, обобщение и
систематизация знаний. Но в структуре
отдельных уроков усвоения новых знаний
может отсутствовать воспроизведение
опорных знаний, например, при изучении
незнакомого для учащихся материала.

Кроме
указанных основных этапов, каждый тип
урока имеет еще и внутреннее строение

методику решения отдельных дидактических
задач на каждом этапе урока. Методика
эта является наиболее мобильной частью
каждого урока, так как используемые на
уроке методы, приемы и средства обучения
применяются в различном сочетании,
последовательности и взаимосвязи.
Например, на этапе восприятия и осознания
нового учебного материала учитель может
использовать объяснение, проблемное
изложение, эвристическую беседу,
различные виды самостоятельной работы
учащихся, технические средства обучения.

В
условиях развивающего обучения
предлагается рассматривать структуру
урока на трех уровнях: дидактическом,
логико-психо-логическом и методическом.
Основной при этом является дидактическая
структура, состоящая из постоянных
компонентов: актуализации прежних
знаний и способов действий учащихся,
формирования новых понятий и способов
действий и применения ‒
формирования умений и навыков (М.
И. Махмутов).

Для
современного урока характерна взаимосвязь
таких элементов, как усвоение,
синтезирование, повторение и закрепление,
контроль ранее изученного в связи с
овладением новым учебным материалом и
его практическим применением.
Самостоятельная работа учащихся
организуется не только на этапе повторения
и закрепления, но уже при изучении нового
материала, осуществляется тесная связь
между преподаванием и учением, между
коллективной работой класса и
индивидуальной работой учащихся. На
уроке повышается роль самостоятельной
деятельности учеников, применения
приобретенных знаний, умений и навыков.
Элементы поисковой деятельности учащихся
используются не только на уроках
проблемного характера, но и на отдельных
этапах уроков всех типов (комбинированных,
контрольных и др.). В зависимости от хода
решения поставленных дидактических
задач могут расширяться или сокращаться
отдельные этапы построения урока,
изменяться место и функции различных
методов и приемов обучения.

Структура
современного урока отличается большим
разнообразием, отражая специфику
организации познавательной деятельности
учащихся и руководящей роли учителя.
Одна из задач дидактики ‒
дальнейшая разработка теории структуры
современного урока12.

Структура
урока представляет собой совокупность
его элементов и этапов, выстроенных в
определенной последовательности и
логике.

Соседние файлы в папке смирнов дидактика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *