Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Пояснительная записка к уроку.

Мной представлена разработка урока по теме «Формирование единых государств в Европе и России» для 7 класса по истории России.

Цель учебного занятия: выяснить, как формировались единые государства и центральная власть на заре нового времени.

Задачи учебного занятия: выявление причин исторических событий, объяснение фактов, рассматривание исторических процессов в развитии.

Место занятия в школьном курсе данного предмета в данном классе: одно занятие.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Основные дидактические единицы: причины формирования единых государств в Европе и России, абсолютизм, самодержавие, отличие европейского абсолютизма от самодержавия.

Три ключевые элемента критического мышления, на формирование которых направлено занятие: умение рассуждать, приводить аргументы, работа с информацией, осознание причинно-следственных отношений.

Выбранный подход к структурированию учебного занятия из упомянутых в лекции: блочная структура

Три ключевые ценности (относящиеся к понятию «гражданская идентичность»), на формирование которых направлено учебное занятие: общественное благо, равенство людей перед законом, уважение национальных традиций и культур

Формы работы: лекция-беседа, работа с табл. , работа с текстом учебника

Технология:  проблемное обучение

Организационный момент.

Основные понятия: абсолютизм, самодержавие, помещик, крепостное право, натуральное хозяйство, товарное хозяйство

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник отечественной истории 7 класс часть 1.

Информационный, аналитический блоки.

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока «Формирование единых государств в Европе и России». Какие единые государства мы проходили с вами в прошлом учебном году? (Киевская Русь, государство франков, Франция). Что с ними стало? (они разделились на несколько государств, перешли в политическую раздробленность). Почему опять начался процесс складывания малых частей страны в единое государство с центральной властью? Какие же предпосылки легли в основу этих процессов? Какая форма центральной власти сформировалась в Европе и России?

Вытекает проблема: Зачем вообще понадобилось разрозненным государствам опять объединяться в единое целое? Одного желания правителя объединить страну в единое государство мало, на одной силе оружия такое государство долго не просуществует. Значит одного желания мало, нужны еще веские причины, которые побудят разные части страны объединиться в единое целое. Вот эти причины и должны мы с вами найти.

Начнем с Европы. Вспоминаем, с кем воевала Франция в XV в. ? (с Англией, Столетняя война). Можем ли мы сказать, что французский король объединял земли страны, отвоевывая их у Англии и ее союзников, в единое государство с центральной властью в его лице? (да). Скажите, из кого формировалось французское войско в это время? (в основном уже из наемников – солдат, чьим профессиональным ремеслом стало военное дело). Скажите, хорошие солдаты стоят дорого? (да). Откуда французский король брал регулярно немалые деньги на выплату жалованья солдатам? (с налогов, податей которые пополняли королевскую казну). Кто платил налоги? (представители третьего сословия «работающие» – купцы, ремесленники крестьяне). Регулярно собирать налоги, которых будет хватать на содержание армии наемников, может развивающаяся растущая экономика. Вспоминаем, какие типы хозяйств мы с вами прошли в курсе обществознания? (натуральное и товарное). Что такое натуральное хозяйство, могло ли оно обеспечивать казну большим притоком денег в виде налогов? (нет). А что такое товарное хозяйство? Так какое же из хозяйств господствовало в Европе и во Франции в частности в XVв. ? (товарное). Натуральное хозяйство присуще средневековому обществу в его феодальной составляющей, когда феодалу его сеньором (королем) выделялась земля с закрепленными на ней крестьянами (феод), за это феодал обязан был нести военную службу своему сеньору, а крестьяне его обеспечивали всем необходимым. Скажите, крестьяне в XV в. во Франции оставались в большинстве своем зависимыми от феодалов или становились свободными? (свободными, раз хозяйство стало товарным). Значит, можем ли мы с вами сказать, что крепостное право во Франции в XV в. уже практически не существовало? (да). Какую роль играли города в экономике европейских стран? (ведущую, они были средоточием торговли и богатства, крупнейшими торговыми центрами). Для обеспечения стабильной и безопасной торговли, что нужно было городам? (мир и безопасность торговых путей). Как можно обеспечить безопасность торговли по всей стране? (для этого нужно объединить территории в единое государство с центральной властью). Какой мы с вами можем сделать вывод о предпосылках, причинах формирования единого государства во Франции? (это, прежде всего, развитие товарного хозяйства, товарно-денежных отношений, в результате которых люди занятые торговлей и производством товаров были заинтересованы в едином государстве и в этом смысле поддерживали стремление короля объединить страну в единое государство).

Как обстояли дела в России в XV в. ? Вспоминаем прошлогодний курс, когда мы проходили формирование единого русского государства при Иване III. Единое государство в России стало следствием военной необходимости или экономической как в Европе (Франции)? Почему военной? (борьба с Ордой, необходимость выйти из ордынской зависимости). Великому князю Ивану III необходимо было именно большое войско, не мог ли он, как его далекие предки обойтись дружинниками? (нет, не мог, т. у орды многочисленное конное войско, которое в свое время наносило поражения русским князьям с их относительно небольшими дружинами пусть и из сильных воинов). А мог ли великий князь московский как французский король позволить себе нанять за деньги большую армию наемников? (не мог, слишком дорого). Почему же Ивану III в отличие от французского короля было непозволительно дорого нанимать солдат? (слабо развитая экономика в виде слабости товарного хозяйства не обеспечивала казну необходимым количеством налогов, которых бы хватало на наемную армию). Прочитаем фразу из учебника в конце пункта 1 параграфа со слов “В России предпосылки объединения княжеств и земель в единое государство были иными

Обращаем внимание на вывод со слов «поэтому». Возникает вопрос: почему схожие в чем-то такие процессы XV в. , как освобождение Францией своих территорий от английских войск и освобождение русских княжеств от ордынской зависимости, при этом так по-разному отразились на экономической жизни стран? Франция выходила из феодализма, тогда как Россия только вступала в него. Для этого вспомним из кого Иван III стал формировать свое большое войско, которое избавило русские земли от ордынской зависимости? (из помещиков, благодаря процессу объединения в единое государство у великого князя московского появилось много земель, из них он выделял поместья с крестьянами, куда испомещал за военную службу служилых людей). Кто знает, что значит поговорка «вот тебе бабушка и Юрьев день»? Откуда взялся этот Юрьев день? (Судебник 1497г. Ивана III, в котором ограничивался переход крестьян от одного землевладельца к другому неделей до и после Юрьева дня). Значит Судебник Ивана III, по сути, начал какой процесс в отношении крестьян? (процесс прикрепления их к земле – крепостное право). А крепостное право у нас связано с феодальными отношениями, т. по сути, наши помещики стали феодалами как в средневековой Европе. А феодальные отношения базируются на каком хозяйстве товарном или натуральном? (натуральном). Теперь на основе наших выводов заполним таблицу:

«Предпосылки и особенности складывания единых государств в Зап. Европе и России»

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

А теперь поговорим о формировании центральной власти в Европе и России. Одновременно с процессом формирования единых государств, складывается и центральная власть в этих государствах. При этом естественно происходит концентрация власти в этом самом центре, которая вылилась в такое понятие как абсолютизм или абсолютная монархия. От какого слова происходит абсолютизм и что оно означает? (абсолют, абсолютный). Посмотрим, что значит слово «абсолют», – это что-то безусловное, ни от чего не зависящее, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим. Последнее значение нам дает подсказку определения абсолютизма. Итак, что же такое абсолютизм или абсолютная монархия? (всеобщая не зависящая или неограниченная власть монарха). А как абсолютная монархия стала называться в России? Какой титул принял Иван III? (государь и самодержец всея Руси, т. сам держит власть, ни от кого не зависим). Значит, абсолютная монархия в России стала называться самодержавие.

А теперь, что называется, перейдем к нюансам абсолютизма в Европе и России.

Прочитаем тест пункта 3 нашего параграфа, обращаем особое внимание на последний абзац:

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Теперь прочитаем документ, который приведен в конце параграфа нашей темы:

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Что мы можем сказать об абсолютизме в Европе и абсолютизме в России? Где абсолютная власть является действительно абсолютной, а не просто декларируемой?

Итак, давайте заполним таблицу, в которой отразим сходство и различие между абсолютной монархией в Европе и самодержавием в России:

Сходные черты Отличие Абсолютизм в Западной Европе Самодержавие в русском государстве

Как вы думаете, какое государство для Ивана III могло служить образцом могущества и силы власти? (Золотая Орда) А если вспомнить более ранний период времени и прошлогодний курс отечественной истории, для русских князей власть в каком государстве в домонгольский период была образцом силы и могущества? (власть императора в Византии). Так значит, почему же Иван III так стремился к абсолютной власти? (потому что хотел стать таким же правителем с неограниченной властью как византийский император и хан Золотой Орды).

Вспомним теперь из курса истории 5 класса страну, в которой была настолько неограниченная власть монарха, что он был волен распоряжаться судьбами своих подданных. Какая это страна и как называлась такая форма правления? (Персидская империя, деспотия). Как же так получилось, что в России в отличие от Европы абсолютная монархия приобрела деспотические черты? Почему в России все от крестьян до бояр стали холопами государя? Прочитаем фрагмент текста историка А. Зимина, приведенный в конце учебника:

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Кто проявлял исключительную преданность самодержавию? (служилые люди- помещики). Почему помещики были преданы государю и всячески поддерживали его абсолютную власть? (потому что они были ему обязаны, т. он наделял их поместьями). мы с вами видим, что в России происходил процесс сокращения прав и свобод не только крестьян, но и служилого сословия, которое ради получения лучших земель – поместий, называло себя государевыми холопами и соглашалось на безоговорочное подчинение власти государя. А почему же в Европе абсолютная власть во всей ее полноте не воплотилась? Почему короли вынуждены были соблюдать законы, а не декларировать свою волю как закон? Для этого опять вернемся к особенностям экономического развития Европы и России. Как мы с вами уже зафиксировали, что в Европе господствовало товарное хозяйство и были сильно развиты товарно-денежные отношения. Кто богател на торговле? (купцы, города). Как вы считаете какие города и жители каких городов в XV-XVI вв. были богаче европейские или русские? (европейские, в силу развитости опять-таки товарного хозяйства). А где выше плотность населения в XV-XVI вв. и где больше сосредоточены города в Европе или в России? (в Европе). Где проще было зажиточным горожанам объединиться и отстаивать свои права и привилегии перед центральной властью? (в Европе). Значит, как мы с вами можем ответить на вопрос, почему в Европе абсолютная власть монарха не стала абсолютной как самодержавие в России? (из-за большой концентрации зажиточных горожан, которые являли собой силу, способную отстаивать свои права и привилегии и вынуждающих королей соблюдать законы, тогда как в России такой сдерживающей силы для самодержавия не было).

Рефлексивный и оценочные блоки.

Возвращаясь к началу урока и поставленным вопросам, какой мы можем с вами сделать вывод? (желания правителей объединить страну в единое государство находило поддержку у жителей страны, шли исторические процессы, которые стали причинами благоприятствовавшим объединению). Одинаковые или разные были исторические процессы, ставшие причинами образования единых государств в Европе и России? (нет, разные, в Европе это прежде всего развитие товарно-денежных отношений, а в России это необходимость избавиться от ордынской зависимости. Русским землям было необходимо избавиться от ордынской зависимости, осуществить это можно было, объединив военные силы всех земель под единым командованием. Центром объединения стал Великий князь московский Иван III. Для комплектования большого войска ему пришлось перейти на феодальную систему, которая была принята в Евроопе в VIII в. еще во времена Карла Мартела, По этой системе выделялась на содержание военному служилому человеку земля с крестьянами. В России это получило название поместной системы, которая повлекла ограничение крестьянской свободы, вылившейся затем в крепостное право и господство натурального хохяйства. Другого выхода у Ивана III не было, т. на содержание большого войска нужны огромные средства , которых взять негде в силу слабости развития товарно-денежных отношений на русских землях. В Европе к тому времени уже давно перешли на наемный , т. за деньги принцип комплектования армии. Это стало возможным благодаря развитию товарного хозяйства и упадку натурального. Прежде всего этому способствовали европейские города, которые были средоточением торговли и для ее процветания были заинтересованы в единстве государства. Поэтому именно развитие товарного хозяйства было причиной объединения той же Франции. Какая форма центральной власти образовалась в результате процессов формирования единого государства в Европе и России? (Одновременно с образованием единого государства формировалась и центральная власть. В России она стала воплощением абсолютизма – ничем не ограниченной власти монарха. Этому способствовала низкая плотность населения и слабо развитые товарно-денежные отношения, которые не сформировали в стране многочисленную зажиточную прослойку общества, способную объединяться в борьбе за свои права с центральной властью. Благодаря складыванию поместной системы и формированию крепостного права в России увеличилось количество людей(помещиков) всячески поддерживавших сильную власть московкого государя и лично заинтересованных в ее усилении. Таким образом, в России монаршье волеизъявление все должны были принимать как закон и повиноваться ему как бесправные холопы. В Европе же при всем стремлении тамошних монархов к абсолютной власти, им было не суждено стать такими же самодержцами как их российские коллеги, опять таки в силу развитости товарно-денежных отношений, которые сформировали тот самый класс зажиточных людей прежде всего из горожан (купцов,банкиров,ремесленников) готовых отстаивать и бороться за свои интересы. К тому же в европейских государствах были развиты такие государственные институты как сословно-представительные органы (Парламент, Генеральные штаты), а также суды. Поэтому король в своей воле должен был руководствоваться законами, существовавшими в государстве и быть сам образцом в их исполнении).

Выставление оценок за работу учащимся.

Разработан видео урок для дистанционного обучения: https://youtu. be/ofz7ES8V8AU

История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. 1; под ред. Торкунова. – 2-е изд. ,дораб. : Просвещение, 2017.

1

Презентация по истории на тему: Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси. Выполнила ученица 10 «Б» Сушкова Карина Учитель: Салтыкова Н. Калининград 2010г.

2

Во второй половине XV в. при Иване III ( ) основная часть русских земель объединилась вокруг Москвы и образовалось мощное Русское государство. Во второй половине XV в. при Иване III ( ) основная часть русских земель объединилась вокруг Москвы и образовалось мощное Русское государство. Иван III

3

Создание Русского централизованного государства происходило приблизительно в одно время с образованием централизованных государств в Западной Европе (XV в. ), но при несколько иных обстоятельствах. Создание Русского централизованного государства происходило приблизительно в одно время с образованием централизованных государств в Западной Европе (XV в. ), но при несколько иных обстоятельствах.

4

Особенности: Западная ЕвропаРусь (XIV XV вв. ) Быстрое развитие производительных сил (появление мануфактур). Развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны. Развитие внешней торговли. Влияние Великих географических открытий. В борьбе с феодалами города в Европе отвоевали самоуправление. Развитие началось с восстановления народного хозяйства и шло медленно в связи с низкой плотностью населения и неравномерностью его размещения на территории страны. Сохранение натурального хозяйства и слабое развитие товарно-денежных отношений, обмена между городом и деревней, неравномерное развитие районов.

5

Западная ЕвропаРусь (XIV XV вв. ) Основная масса крестьян в Англии добились личного освобождения. Свободных земель не было. Потребность обороны и войн с завоевателями. Складывались как национальные государства. Развитию внешней торговли мешало отсутствие выходов на моря. Города стали центрами политико-административной власти. Началось вторичное закрепощение крестьян. Наличие свободных земель способствовало их освоению крестьянами и распространению феодализма вширь. Острая необходимость свержения золотоордынского ига. Складывалось как многонациональное государство.

6

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ: Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло). Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло).

7

Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Потребность в обороне способствовала централизации государств. Потребность в обороне способствовала централизации государств.

8

Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти. Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти.

9

С объединением русских земель усиливалась внутренняя торговля и вслед за ней развивалась и внешняя торговля. Русские купцы уже в XIV в. всё чаще и чаще стали появляться в «заморских» странах. В XV в. их можно видеть в Средней Азии, в странах Ближнего Востока, в Крыму, в Валахии, Молдавии, Венгрии, Литве, на Каспийском, Чёрном и Балтийском морях и даже в далёкой Индии (Афанасий Никитин). С объединением русских земель усиливалась внутренняя торговля и вслед за ней развивалась и внешняя торговля. Русские купцы уже в XIV в. всё чаще и чаще стали появляться в «заморских» странах. В XV в. их можно видеть в Средней Азии, в странах Ближнего Востока, в Крыму, в Валахии, Молдавии, Венгрии, Литве, на Каспийском, Чёрном и Балтийском морях и даже в далёкой Индии (Афанасий Никитин).

10

Русское централизованное государство со второй половины XV в. активно участвует в международной жизни Европы. Русское централизованное государство со второй половины XV в. активно участвует в международной жизни Европы.

11

Использованные материал: 01/ _ivan-groznyj1. jpg 01/ _ivan-groznyj1. jpg 08/remeslo12-6-big. jpg 08/remeslo12-6-big. jpg jpg jpg eiosobtnn. htm eiosobtnn. htm

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Тема урока: «Формирование единых государств
в Европе и России»

Учебник «История России» под ред. Торкунова, 7 класс. МОАУ Лицей г. Бронницыучитель истории Каштанова Е.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. Роль сословий в европейских странах и России. Военная революция в Европе.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Иван III. Гравюра XVI в.

– великий итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, конструктор.

Иван III (1440-1505) – великий князь московский (с 1462 г. ), государь всея Руси. При Иване III Русское государство окончательно преодолело зависимость от ордынских ханов, Москва стала центром единого Российского государства.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Запомним новые слова

Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. Самодержавие – монархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

С XVI в. Войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими. Формируются союзы (коалиции) государств. Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы. Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии. С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон. Морские державы создают собственный военный флот.

Военная революция в Европе способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти. В России происходило постепенное формирование самодержавия – национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

До нашего времени дошло описание внешности Ивана III, сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 году посетившего Москву и удостоенного встречи с великим князем. По его словам, Иван был «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Холмогорский летописец упомянул прозвище Ивана — Горбатый, что, возможно, говорит о том, что Иван сутулился — и это, в принципе, всё, что нам известно о внешнем облике великого князя. Одно прозвище, данное современниками, — «Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этих двух прозвищ, до нас дошли ещё два прозвища великого князя: «Грозный» и «Правосуд».

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Известно, что Иван III весьма прислушивался к советам боярской думы; дворянин Иван Берсень-Беклемишев (казнён при Василии III) писал, что великий князь «против собя стречю (возражения) любил и тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже отмечал любовь монарха к боярским советам; впрочем, судя по словам оппонента Курбского по переписке, Ивана IV, отношения Ивана III с боярами были отнюдь не идиллическими.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Иван III раздает поместья. Лицевой летописный свод XVI века.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Очень похожий портрет Ивана III помещен в «Титулярнике» 1672 года. Только тут волосы и борода седые. Можно отметить удлиненный нос и относительно тонкие черты лица правителя. Это как бы классический, почти идеальный тип внешности – подобный почти идеальному образу великокняжеского правления. При обозначении седины Ивана III художники «Титулярника» явно ориентировались на известную им продолжительность жизни князя.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Образ Ивана III запечатлен дважды на памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 году

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Иоанн III разрывает ханскую грамоту. Худ. Шустов. 1862г.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

3 читать;
р/т. № 4,5,6,7.

Слайды и текст этой презентации

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Какое государство, по вашему мнению, будет могуществен-ным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо? Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого Российского государства?

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Прочитать п. 1 § 3Перечислите предпосылки образования централизованного государства в Западной Европе и в России. Что общего и различного?Выполнить задание № 1 к § 3 в рабочей тетради (с. 11)

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Прочитать п. 2 § 3Опишите систему управления централизованного государства в Западной Европе и в России. Почему Иван III отказался принять королевский титул?

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Прочитать п. 3 § 3Дайте характеристику абсолютизма в Западной Европе и самодержавия в России. Что общего и различного?Изучите документы на с. 26 учебника и выполните задания к ним.

Абсолютизм – неограниченная власть монарха

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Прочитать п. 4 § 3Почему в России не были законодательно закреплены права и привилегии сословий?

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

«Военная революция» в Европе

Прочитать п. 5 § 3Какие изменения произошли в европейских армиях в XV-XVI вв

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Задания № 3, 4, 5 к § 3 в рабочей тетради (с. 12-13)

На
Государственном гербе Российской Федерации на груди орла размещено изображение
всадника. Появилось оно ещё в XVI
веке. В то время существовало две государевых печати. Малая имела две стороны,
на которых изображались орёл и всадник. Большая печать была односторонней. Поэтому появилась необходимость совместить два государственных символа. Впервые
такое совмещение встречается на Большой печати Ивана Грозного.

В
ходе урока вы узнаете о предпосылках и особенностях формирования единых государств
в Западной Европе и России, об усилении великокняжеской власти в России,
сходствах и различиях европейского абсолютизма и российского самодержавия,
военной революции в Европе.

Главной
предпосылкой формирования единых государств в Европе было развитие рыночных
отношений. После открытия морских торговых путей начался значительный рост
производства в Западной Европе. Появлялись новые отрасли производства, ведущим
среди которых было кораблестроение.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

В
городах развитие получило ремесленное производство. Готовые товары поступали на
международный рынок. Города Европы нуждались в государственной поддержке.

Заинтересованность
в создании единых государств выказывало и дворянство. Крепкая центральная
власть могла помочь феодалам в подавлении крестьянских восстаний.

Крестьяне
получали свободу, выкупая повинности у феодалов.

Таким
образом, натуральное хозяйство перестало быть основой европейской экономики.

Совсем
другими были предпосылки создания единого государства в России. Основным
фактором здесь стала борьба за освобождение от власти Орды.

Земельные
владения великого князя росли. Начались поиски способов прикрепления крестьян к
земле.

В
отличие от Европы создание единого Российского государства происходило при
преобладании натурального хозяйства и отсутствии хозяйственных связей между
регионами.

Создание
единых европейских государств привело к расширению их функций. Это были «новые
государства», которые отличались от прежних формой.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Была
введена новая система управления, сформировано сословие чиновников, которые
управляли от имени монархов.

Совместная
деятельность правителей и чиновников влияла на увеличение производства и
объёмов торговли. Создавались условия для развития единой экономики. Появились
новые налоги. Государству принадлежало исключительное право на продажу
продуктов, жизненно необходимых населению. Всё это привело к значительному
росту доходов казны.

Европейские
монархи и главы римской католической церкви помогали деятелям искусства. Это
способствовало расцвету культуры в Западной Европе.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

В
Российском государстве власть правителя распространялась на очень большую
территорию. Началось формирование такой власти уже в конце правления Ивана III. После появления в 1497 году
Судебника было оформлено единое законодательство. Государство могло вмешиваться
во все сферы жизни людей.

Сформировалась
и новая система управления, в которой были задействованы не только
старомосковские бояре и удельные князья, а также литовские князья и татарские
ханы, перешедшие под власть Ивана III.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Гербом
Российского государства в конце XV
века стал двуглавый орёл, позаимствованный в Византийской империи. Он
символизировал объединение огромного государства под властью Рюриковичей.

В
XVI
веке в Западной Европе стал формироваться абсолютизм – неограниченная власть
одного монарха. Его основная идея заключалась в признании правителя
помазанником Божьим, независимым от других.

Монархи
вводили обязательные для всего государства законы и контролировали их
исполнение. Помогали в этом многочисленные чиновники. Со временем правители
стали отменять прежние законы и не согласовывали введение новых налогов с
парламентом.

Европейским
феодалам запретили чеканить монеты, осуществлять суд, издавать законы, вступать
в переговоры с представителями других государств. При малейшем подозрении в
государственной измене собственность феодала могла быть изъята.

Несмотря
на всё перечисленное, абсолютная власть имела и свои пределы. Монархи соблюдали
традиции, введённые их предшественниками. Изменяя законы, они должны были
являться примерами их исполнения.

Процесс
образования единого Русского государства был связан с формированием
самодержавной власти.

Самодержавие
– это монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало
верховное право в принятии законов, управлении, руководстве армией, определении
направлений внутренней и внешней политики.

Самодержавие
имело общие черты с европейским абсолютизмом. Это были: значительная роль
церкви в государственных делах; зарождение сословного представительства;
усиление роли правителя в экономических вопросах.

Однако
были между ними и различия. Главным из них стало то, что в Европе абсолютизм
сформировался в условиях отмирания натурального хозяйства. В то время как в
России самодержавие возникло в процессе складывания крепостного права – формы
зависимости крестьян, предполагавшей прикрепление их к земле и подчинение
судебной власти владельца этой земли.

Иван
III
следовал византийскому принципу, по которому силу закона имело всё, что угодно
императору. Иван III
говорил:
«Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить». В России на
тот момент холопами считались все, кто был ниже государя по положению.

Также
в Европе долгое время монархи находились под контролем папы римского. От имени
Бога он давал оценку их действиям.

В
Русском же государстве церковь являлась одной из основ власти государя.

Давайте
узнаем о сословной политике в Европе и России. В Западной Европе отсутствовали
свободные территории и была очень высокая плотность населения. Из-за этого
острее чувствовалось противостояние между разными сословиями. С их стороны на
монархов постоянно оказывалось давление, поэтому правители были вынуждены законодательно
закрепить права и привилегии сословий.

Россия
занимала обширные территории. Поэтому здесь сословные противоречия были не так
остры. Объединение людей против центральной власти было затруднено. В России
утвердилась система государственного подданства, предполагавшая отсутствие
законодательного закрепления сословных прав и привилегий.

В
XVI
веке изменился характер войн в Европе. Они становились всё более долгими и
жестокими. В войнах участвовали союзы государств.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Появление
колониальных империй привело к тому, что военные конфликты вышли за пределы
Европы. Теперь они охватывали все известные части света.

В
военном деле важную роль играли достижения науки и техники. Было
усовершенствовано стрелковое оружие, активно использовалась артиллерия. В боях
применялись ружья, пистолеты и карабины.

В
XVI
веке в Европе ополчение сменилось регулярными армиями.

При
строительстве крепостей возводили бастионы – укрепления по углам крепостной
ограды. Они позволяли отражать атаки врага со всех сторон.

Урок истории в 7 классе формирование единых государств в европе и россии презентация

Европейские
государства, которые имели выход к морю, создавали военный флот.

Военная
революция во многом способствовала формированию единых государств в Европе и
укреплению сильной центральной власти.

Давайте
подведём итоги.

В
Западной Европе и России одновременно шёл процесс укрепления абсолютной монархической
власти.

В
России в XVI
веке происходило формирование самодержавия.

Единые
государства в Европе складывались на фоне отмирания натурального хозяйства, а в
России происходило закрепощение крестьянства.

Скачать

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр

3Критерии для сравненияЕВРОПАРОССИЯ1. Предпосылки и особенности формирования единых государствразличия1. внутриполитический фактор – потребность городов в поддержке и защите со стороны государства, заинтересованность дворянства в сильной центральной власти. рост производства. Натуральное хозяйство перестало быть основой экономики. главный источник товаров для продажи на рынке – городское ремесленное производство. начало формирования общего европейского рынка. появление большого числа свободных крестьян, выкупивших свои повинности у феодалов. одна страна – единая нация. внешнеполитический фактор – необходимость совместной борьбы русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости. господство натурального хозяйства. главный источник товаров для продажи на рынке – сельскохозяйственные товары. отсутствие тесных хозяйственных связей  между различными районами страны. Рост земельных владений великого князя и его окружения – поиск способов закрепления крестьян на земле. Государство формировалось на многонациональной основеОсновной факторСоциально-экономическийвнешнеполитический2. Новое государство  в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в Россииразличия1. формирование чиновничьего сословия, руководившего государством от имени монарха. В аппарат управления в основном вошли представители коренного населения. Безграничная власть монарха. В аппарат управления вошли как бывшие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литовские князья и татарские ханы. сходства1. Формирование единого законодательства. Единая казна. Единый аппарат управления. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходства и различияразличия1. отмирание натурального хозяйства. контроль католической церкви над действием монархов. складывание крепостного права. православная церковь как опора власти. сходства1. Неограниченная власть монарха. Зарождение элементов сословного представительства. Усиление роли монархов в экономической сфере. Роль сословий в европейских странах и Россииразличия1. Острые противоречия между сословиями. Законодательное закрепление сословных привилегий. Менее острые противоречия между сословиями. Сословные привилегии законодательно не закреплены. системавассалитетПодданство

Методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи урока: проследить процесс завершения объединения Северо-восточной Руси вокруг Москвы; сформировать представление о централизованном государстве; раскрыть историческое значение свержения.

Тест «Формирование единых государств в Европе и России»

В перечне представлены особенности формирования единого государства, характерные для истории России и для истории Западной Европы. Черты, характерные для России, обозначьте цифрой 1; черты, характерные для Западной Европы, обозначьте цифрой 2.

А) предпосылкой развития государств стало развитие рыночных отношенийБ) предпосылкой формирования государства стала борьба, за национальное освобождениеВ) особенностью формирования государства стал рост земельных владений великого князя и его окруженияГ) натуральное хозяйство перестало быть основой экономикиД) сохранение натурального хозяйстваЕ) экономическая заинтересованность городов в формировании единого государства

Особенностью «нового государства» в Западной Европе было:

1) расширение функций государственной власти2) сокращение полномочий монарха3) сохранение политической раздробленности4) сокращение доходов государства

Отметьте даты правления Ивана III Великого.

1) 1425-1462 гг. 2) 1462-1505 гг. 3) 1505-1533 гг. 4) 1533-1538 гг.

Как назывался первый общерусский свод законов, принятый в годы правления Ивана III?

1) Русская Правда               2) Конституция             3) Уголовный кодекс            4) Судебник

Гербом России в годы правления Ивана III стало изображение

1) перекрещенных ключей2) двуглавого орла3) короны и шпаги4) солнца и полумесяца

Назовите одну из основных идей абсолютизма в Европе.

1) правитель считается абсолютно справедливым человеком2) правитель является помазанником Божьим3) абсолютизм в равной мере учитывает интересы всех слоёв населения4) абсолютизм — это правление с предоставлением равных прав всем категориям населения

Отметьте одну из особенностей формирования самодержавия в России.

1) проходило в условиях складывания крепостного права2) появление в XV в. парламента3) либеральный характер власти4) соблюдение прав низшего сословия

Отношения между сословиями в Западной Европе строились на принципе

1) подданства2) вассалитета3) абсолютного подчинения власти4) полной самостоятельности и независимости сословий

Назовите особенность территориальных изменений при Иване III.

1) при Иване III территория России сократилась на одну треть2) при Иване III территория России увеличилась в пять раз3) территория осталась неизменной в начале и в конце правления государя4) территория государства была поделена на 20 уделов и округов

Отметьте особенность развития военного дела в Европе XVI в.

1) усиление роли народного ополчения2) появление королевской гвардии, заменившей вооружённые силы страны3) формирование регулярных армий4) отказ от военного флота как вида вооружения

Урок 4. Формирование единых государств в Европе и России

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства.

Планируемые результаты: предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; овладевать представлениями об историческом пути России и Европы, сравнивая их; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; анализировать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них обшиє черты и особенности; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в. ; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; устанавливать аналогии; классифицировать явления; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

— Назовите основное занятие населения России начала XVI в. Сравните уровень развития со странами Запада.

— Опишите занятия и образ жизни казачества.

— Как были связаны развитие ремесла, торговли и рост городов в России?

— Расскажите о денежной системе России.

(Проверка выполнения заданий

III. Мотивационно-целевой этап

Историк А. Зимин, анализируя процесс формирования единого русского государства, пришел к выводу: «Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма. » Справедливо ли мнение ученого? Обсудим это на нашем уроке.

Тема урока: «Формирование единых государств в Европе и России».

— Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть тему урока?

(Ученики высказывают свои предположения

— Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства?

Введение в новый материал

Представьте, что вы — ученые-историки, занимающиеся проблемой формирования единых централизованных государств на территории Европы и России. Как же происходил этот процесс? Что можно отнести к общим чертам, а в чем были отличия?

Работа по теме урока

— Разделитесь на две группы. Работая с § 3 учебника и привлекая знания по всеобщей истории, выступите в роли европейских или российских историков, которые будут исследовать процесс формирования единых централизованных государств на территории Европы и России.

Первая группа — европейские историки.

Вторая группа — российские историки.

(По итогам работы при консультативной помощи учителя заполняется сравнительная таблица

№п/п
Критерии для сравнения
Европа
Россия

1
Предпосылки и особенности формирования единых государств
Различия
1. Внутриполитический фактор — потребность городовв поддержке и защите со стороны государства, заинтересованность дворянства в сильной центральной власти. Рост производства. Натуральное хозяйство перестало быть основой экономики. Главный источник товаров для продажи на рынке — городское ремесленное производство. Начало формирования общего европейского рынка. Появление большого числа свободных крестьян, выкупивших свои повинности у феодалов. Одна страна — единая нация
1. Внешнеполитический фактор — необходимость совместной борьбы русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости. Господство натурального хозяйства. Главный источник товаров для продажи на рынке — сельскохозяйственные товары. Отсутствие тесных хозяйственных связей между различными районами страны. Рост земельных владений великого князя и его окружения — поиск способов закрепления крестьян на земле. Государство формировалось на многонациональной основе

Основной фактор
Социально-экономический
Внешнеполитический

2
«Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России
Различия
1. Формирование чиновничьего сословия, руководившего государством от имени монарха. В аппарат управления в основном вошли представители коренного населения
1. Безграничная власть монарха. В аппарат управления вошли как бывшие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литовские князья и татарские ханы

Сходство
1. Формирование единого законодательства. Единая казна. Единый аппарат управления

3
Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия
Различия
1. Отмирание натурального хозяйства. Контроль католической церкви над действиями монархов
1. Складывание крепостного права. Православная церковь как опора власти

Сходство
1. Неограниченная власть монарха. Зарождение элементов сословного представительства. Усиление роли монархов в экономической сфере

4
Роль сословий в европейских странах и России
Различия
1. Острые противоречия между сословиями. Законодательное закрепление сословных привилегий
1. Менее острые противоречия между сословиями. Сословные привилегии законодательно не закреплены

Система
Вассалитет
Подданство

Наряду с формированием единых государств происходила так называемая военная революция.

— Работая с п. 5 § 3 учебника:

1) дайте характеристику военной революции;

2) определите ее причины;

3) выявите ее последствия.

(Проверка выполнения задания

Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке

• В образовании единого Российского государства (в отличие от аналогичного процесса в странах Западной Европы) ведущая роль принадлежала внешнеполитическому фактору — необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.

• Складывание единого Российского государства происходило при отсутствии достаточных социально-экономических предпосылок: господство натурального хозяйства, города находились в подчиненном положении, государственно-феодальные формы отношений.

• Российское централизованное государство формировалось на многонациональной основе.

• Важнейшими предпосылками объединения были:

— синхронность в развитии княжеств;

— существование близких правовых норм;

— сохранение в народе общерусскою национального самосознания;

— единая Русская православная церковь.

• Опережающий (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности Российского государства — сильную монархическую власть, зависимость населения от власти господствующего класса, высокую степень эксплуатации крестьян.

Выполнить задания 1,2 или 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 27 учебника (на выбор).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector