УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

–  пояснить учащимся как человек воспринимает информацию как различить источник и приемник информации;

– работы с органами чувств (глаза, уши, нос, кожа) изучении нового учебного материала;

– развитие приемов умственной деятельности;

– развитие творческой познавательной деятельности;

– развитие умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своей работы;

– развитие умения анализировать ответы своих товарищей;

– создание условий для развития у школьников умения работать во времени;

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

2. Запись домашнего задания.

Работа с дневниками.

3. Проверка домашнего задания.

Дети читают, рассказывают, как сделали.

4. Повторение пройденного.

Отгадай загадки и  вспомни, как человек воспринимает информацию. Назови вид информации.

Зачем человеку пять органов чувств?

Какую информацию  можно получить не прикасаясь к предмету?


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

А какую прикоснувшись?

– язык – вкусовая

– уши – слуховая

– кожа – осязательная

– нос – обонятельная

– глаза – зрительная

– чтобы иметь полное представление об окружающем мире

– прикоснувшись: температуру, шершавость, текстуру.

– запах, вкус, цвет, форму – без прикосновениия.

5. Формулирование целей и задач урока.

Объяснение новой темы через исследовательскую деятельность.

Прочитай  в учебнике, что ты должен сегодня понять и чему научиться? с.15

Прочитай правило на странице  16 учебника и запомни его.

Работа с презентацией

– От источников информации мы получаем зрительную, слуховую, осязательную вкусовую информацию.

– Природа являются неисчерпаемым источником информации для человека.

Изучи таблицу на странице 23.

Весь материал – в документе.

2 класс                                                                                                                           Черных М. Г.

Тема:  Источники информации

источники информации, передача информации, источник зрительной информации, источник звуковой информации.

Требования к уровню освоения учебного материала:

•        иметь представление об источниках звуковой и зрительной информации;

Мотивация учебной деятельности

Учитель предлагает продолжить установить соответствие:

Глаза                                                          звуковая информация

Уши                                                            обонятельная информация

Нос                                                              зрительная информация

Язык                                                             осязательная информация

Кожа рук                                                     вкусовая информация

Информацию какого вида получает человек от этих предметов?

Объяснение нового материала

Давайте подумаем, как  человек передает другим людям информацию? Например, как он может пригласить друзей на день рождения?

Выслушиваются ответы, оцениваются по ключевым словам, а затем учитель (или дети под управлением учителя) делает выводы, что человек для передачи информации:

В любом случае, того человека, который что-то сообщает, принято называть источником информации. От него поступают сведения, сообщения, информация, данные, новости, знания.

Может ли природа быть источниками информации? Приведите примеры

Могут ли животные быть источником информации? Заслушать ответы, сделать вывод.

А растения могут быть источником информации?   Заслушать ответы, сделать вывод.

Выводы: человек, природа, животные, растения, технические устройства могут быть источниками информации о себе или о чем-то. Человек может воспринимать или не воспринимать сообщение от источников информации.

Источником какого вида информации являются эти объекты?

Представьте себе только что испеченный хлеб. Глаза человека его видят. Нос ощущает запах. Руки ощущают тепло и шершавость. Вывод: от одного источника можно одновременно получить различную информацию.

Мы уже знаем, как можно передать (сообщить) информацию — с помощью устной или письменной речи. Менее распространенный способ передачи информации — мимика и жесты. Человек их использует того, чтобы выразить свои эмоции, передать сообщение в случае, если невозможно это сделать другими способами. Часто мимика и жесты являются дополнительными средствами выражения.

Школьники делятся на 3-4 команды. Каждой команде дается задание, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку — 1 минута, после чего каждая группа демонстрирует (все вместе или кто-то один) сообщение с помощью мимики и жестов. На демонстрацию отводится 1 минута.

Задания могут быть следующего вида: «Я хочу поесть», «Я хочу спать», «Пойдем гулять» и пр.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на CD.

При подведении итогов рекомендуется предложить детям рассказать, что происходило на уроке, обращая внимание на новые сведения, помогая кратко и логично выстроить рассказ. Можно выслушать 2-3 варианта. Затем следует сделать вывод: «Итак, сегодня мы узнали об источниках информации, как можно передать информацию, какие бывают источники информации» .

1- § 3 «Источники информации».

2. Вопросы в конце параграфа.

3- Задание в РТ к § 3 (стр 14 № 5, № 6).

4. Выписать в РТ новые слова.

Здравствуйте,
мальчики и девочки.

На
прошлом уроке вы с ноутбуком Самсошей изучили виды информации.

Зрительная
информация – видим с помощью глаз.

Слуховая
(звуковая) информация – слышим с помощью ушей.

Вкусовая
информация – ощущаем вкус с помощью языка.

Обонятельная
информация – обоняем, то есть ощущаем запах с помощью носа.

Осязательная
(тактильная) информация – осязаем, то есть ощущаем с помощью кожи.


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Сегодня
мы научимся определять и называть источники информации разных видов.

Давайте
подумаем, как один человек может передать информацию другому?
Например, Вася хочет пригласить Петю к себе домой, чтобы поиграть.

·   
подойти
в школе к Пете и пригласить его к себе домой.

На
уроке учительница рассказывает новую тему, она тоже является источником
информации.

А
может ли природа быть источником информации?

Давайте
рассмотрим такой пример. Учительница дала домашнее задание. Вам надо найти
информацию о десяти редких растениях, которые занесены в Красную книгу. Кто не
знает, Красная книга – это международный список, в который заносится
информация об исчезающих видах растений или животных, которые подлежат охране.

Итак,
чтобы выполнить домашнее задание, вы можете:

·   
 пойти
в библиотеку, взять Красную книгу и оттуда переписать нужную информацию;

·   
 или
же на компьютере с помощью сети Интернет найти нужную информацию.

В
первом случае книга является источником информации, во втором случае – Интернет.

У
Даши дома живёт собака. Каждый раз, когда кто-нибудь приходит домой, она
начинает лаять, тем самым сообщая, что кто-то пришёл. Собака является
источником информации.

Ребята,
когда в комнате летает комар, как мы определяем, что это именно комар?

Во-первых,
комар, когда летит, издаёт звук, похожий на писк. Во-вторых, когда мы слышим
этот «писк», мы обращаем на комара внимание, смотрим и видим, что это именно
комар, а не муха или пчела. В тот момент, когда мы обратили внимание на комара,
он стал источником информации.

Любой
предмет, явление или живое существо может быть источником информации,
если мы на него обратили внимание. Как в примере с комаром.

Вы
же помните, что информация бывает разная: зрительная, слуховая, вкусовая,
обонятельная, осязательная. Значит, и источники информации бывают разных
видов.

Собака
лает, петух поёт, мама рассказывает сказку, учительница объясняет новую тему,
друг рассказал интересную историю. Всю эту информацию мы воспринимаем с помощью
органов слуха – ушей. Это слуховая (звуковая) информация. А собака, петух,
мама, учительница, друг – источники звуковой информации.

Когда
мы смотрим, что пишет учительница на доске, мы воспринимаем информацию органами
зрения – глазами. Учитель танцев показывает движения, смотрим видеоурок по
информатике – всё это зрительная информация. Учительница, учитель танцев,
видеоурок – источники зрительной информации.

Ребята,
было у вас такое? Заходишь в магазин, а там так вкусно
пахнут булочки и хлеб? Или на даче, когда мама с папой жарят шашлык, разносится
сначала запах горящих поленьев, а потом тако-о-о-й аппетитный запах жареного
мяса, что прям хочется съесть всё и сразу.

Это
информация обонятельная. Мы её воспринимаем с помощью носа. Хлеб, булочки,
горящие поленья, шашлык – источники обонятельной информации.

Ну,
а когда мы едим или пьём, тут язык ощущает вкус. Значит, информацию мы получаем
вкусовую. А еда и напитки – это источник вкусовой информации.

Как
вы уже догадались, далее мы будем говорить об осязательном источнике
информации. Это может быть жук, который сел вам на руку или ногу; кот, которого
мы гладим; булочка, когда мы трогаем её рукой и так далее. Всю эту информацию
мы воспринимаем с помощью кожи. Поэтому жук, кот и булочка в данных ситуациях
являются источниками осязательной информации.

Напоминаю,
не путайте осязательную информацию и обонятельную. Обонять – это ощущать
запах, а осязать – ощущать холод, тепло и так далее.

Получается,
что видов источников информации столько же, сколько и видов информации. Давайте
перечислим их. Источники информации бывают зрительные, вкусовые, обонятельные,
осязательные и звуковые.

Ребята,
а давайте рассмотрим такой пример.

Ваня
делал уроки. Вдруг он услышал, как его кот Тяпа где-то мяукает. Ваня поднялся и
стал искать кота. Оказалось, что кот спрятался в коробку. Ваня
увидел кота, достал его из коробки и погладил кота по мягкой шёрстке. Тяпе
понравилось, поэтому он заурчал. Затем Ваня насыпал корм в миску, кот посмотрел
на еду, понюхал её и всё съел. Довольный Тяпа лёг на коврик и заснул. А Ваня
вернулся доделывать уроки.

Давайте
найдём источники информации в этом примере.

Ваня
услышал, что кот мяукает. Кот – источник звуковой информации.

Мальчик
увидел кота. Кот – источник зрительной информации.

Ваня
погладил кота и почувствовал мягкую шёрстку. Кот – источник осязательной
информации.

Получается,
что Ваня от одного источника, кота, получил звуковую, зрительную, и осязательную
информацию.

Тяпа
увидел еду. Еда – источник зрительной информации.

Тяпа
понюхал еду. Еда – источник обонятельной информации.

Тяпа
съел еду. Еда – источник вкусовой информации.

Значит,
еда в данной ситуации – источник и зрительной, и обонятельной, и вкусовой
информации.

Человек
может получить от одного источника информации одновременно и зрительную, и
звуковую, и обонятельную, и вкусовую, и осязательную информацию.

Давайте
для закрепления новых знаний выполним несколько заданий.

Первое
задание. Прочитайте предложение и выберите правильный вариант
или варианты ответов.

Что
может быть для нас источником информации о том, что на улице день?

Солнце,
луна, на улице светло, на улице темно, идёт дождь, лежит снег, время на часах.

Правильный
ответ: солнце, на улице светло.

Что
может быть для нас источником информации о том, что на улице зима?

Снег,
сосульки, зелёная трава, наряженная ёлка, дата в календаре, Дед Мороз,
велосипед.

Правильный
ответ: снег, сосульки, наряженная ёлка, дата в календаре, Дед Мороз.

Что
может быть для нас источником информации о том, какое животное перед нами?

Цвет
шерсти, звуки, которые издаёт животное, размер животного, пора года, дата в
календаре, наличие или отсутствие копыт.

Правильный
ответ: цвет шерсти, звуки, которые издаёт животное, размер животного, наличие
или отсутствие копыт.

Второе
задание. В каждой строке зачеркните лишнее слово или
словосочетание и объясните, почему сделали такой выбор.

Давайте
проверим, правильно ли вы выполнили задание.

а)
белое, чёрное, солёное, красное.

Лишнее
– солёное, так как это слово обозначает вкусовое ощущение, а остальные цвет.

б)
горькое, тёплое, холодное, горячее

Лишнее
– горькое, так как это слово обозначает вкусовое ощущение, а остальные –
осязательное ощущение.

в)
громко, приятный аромат, вонь

Лишнее
– громко, так как это слово обозначает качество звука, а остальные обонятельное
ощущение.

Ну
что же, а теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Человек может получить от одного источника
информации одновременно и зрительную, и звуковую, и обонятельную, и вкусовую, и
осязательную информацию.

И
по традиции, в конце урока заполняем словарь.

Источник
информации – то, что несёт любую информацию человеку.

Источник
звуковой информации – то, что несёт человеку информацию о звуках,
которые мы слышим.

Источник
зрительной информации – то, что несёт человеку зрительную информацию, то
есть то, что мы видим.

Источник
вкусовой информации – то, что несёт человеку информацию о вкусе, который
он ощущает.

Источник
обонятельной информации – то, что человек ощущает носом.

Источник
осязательной информации – то, что человек ощущает кожей.

Сегодня
мы с вами изучили очень важный материал, и уже подошло время прощаться. До
свидания, ребята. До новых встреч.

Тип урока: урок обобщения и систематизации
знаний.

Вид урока: урок-практикум

1) “Невежество-лучшая в мире наука, она
дается без труда и не печалит душу” Д. Бруно.
2)“Знание- сила”. Ф.Бэкон.
3)“Познавательная самостоятельность-
качество личности проявляющееся в потребности и
умении приобретать новые знания из различных
источников, а также творчески применять их на
практике”. О. Петунов

Выставка: Без архива нет истории, без
истории нет прогресса.
Планшеты: Этапы работы с информантами.
На доске четыре варианта ключевых слов:

1. Актуализация прежних знаний

Перед вами две точки зрения двух великих
ученых, мыслителей прошлого: итальянского
философа, поэта Джордано Бруно и английского
философа Фрэнсиса Бэкона. Давайте вместе выясним
смысл этих афоризмов. Почему же “невежество –
лучшая в мире наука”?

Как вы думаете, хорошо ли быть невеждой? В чем
смысл этого афоризма?

(Алина Г.: По Толковому словарю “Невежество –
это отсутствие знаний, некультурность. А невежда
– малообразованный человек или человек
несведущий в какой-либо области знаний”. Наверное,
смысл афоризма в том, что невежественным быть
легко, потому что он ничего не знает и не хочет
знать. А быть неграмотным человеком никому не
хочется. Поэтому считаю, что плохо быть
невежественным.

Даша Т.: Смысл афоризма в том, что невежество
дается без труда, потому что ничего не надо знать,
не надо читать и не надо стремиться к чему-либо. А
таких людей не бывает).

Хорошо. Мы не хотим быть невежественными, это
нам ни к чему. А вот другой афоризм “Знание-
сила”. Изменится ли, на ваш взгляд, смысл этого
высказывания, если его перефразировать так
“Незнание- сила”? Почему?

(Даша Т.: Не может быть силой незнание. Например,
в борьбе борец побеждает не только силой, но и
знанием тех или иных приемов борьбы. Знания нам
нужны обязательно. Знающий человек он и есть
сильный человек, потому что он постоянно
пополняет свои знания).

Продолжая разговор, зачем человеку нужны
знания, можно привести и другое высказывание
древнегреческого философа Сократа “Я знаю, что
ничего не знаю”. Как бы вы объяснили его смысл?

(Сергей Г.: Мне кажется, смысл афоризма в том, что
человек не может все знать. Он не может быть
образованным во всех областях знания. Например,
хирург не может руководить строительством дома
или наоборот. На определенном этапе жизни
человека нужны определенные знания. Или в
определенном возрасте нужны те или иные знания.

Сергей Р.: Да, например, мы же не можем сейчас все
знать, придет время, и мы узнаем побольше).

Правильно. На каждом этапе жизни человека
приобретаются определенные знания. Каждый народ
всегда высоко ставил роль и значимость
умственного и познавательного развития своих
детей. Наверное, нет родителей, которые не хотели
бы дать образование своим детям. Есть много
пословиц и поговорок, в которых подчеркивается
ум, сообразительность, находчивость человека.
Какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Вика З.: Можно перечислить много пословиц
разных народов. “ Незнание не порок, нежелание
знать – большой порок” (башкирская), “Без
старания нет и знаний” (бурятская),”Человек с
сильными руками поборет одного, человек с
сильным знанием- тысячу”( казахская), “Не
гордись званием, а гордись знанием”, “Знание
лучше богатства”, “Мир освещается солнцем, а
человек – знанием”( русская))

Вы все доказали, что человеку нужны знания, но
они же не валяются на дороге. Их надо добывать,
искать, находить и научиться применять их на
практике. Об этом и говорим мы на уроках по
“Основам информационной культуры”. Сегодня ЦЕЛЬ
урока – повторить пройденный материал о
разнообразии источников информации и
рассмотреть особенности работы с устными и
архивными источниками.

2. Дидактическая структура урока. Формирование
новых понятий и действий.

Обратимся к теме урока, записанной на доске:

Записываем в тетради: “Разнообразие
источников информации. Особенности работы с
архивными и устными источникам и информации”.

Прошу конспектировать сегодняшний урок. А при
обсуждении темы урока можно воспользоваться
ключевыми словами в четырех вариантах (они у вас
на столах и прикреплены к доске):

Мы говорили на прошлых уроках, что
информационный мир настолько огромен, что очень
трудно ориентироваться в нем. Например, в год
выпускается от 800 до 3000 названий только учебной
литературы, рассчитанной на вас, ваших родителей
и учителей. И сегодня от человека требуется,
прежде всего, умения ориентироваться в
информационных потоках. Этого требуется не
только от вас, юных исследователей, но и от меня и
от всех, кто стремится к самообразованию. Давайте
вспомним, какие же виды источников информации мы
знаем? Можно воспользоваться ключевыми словами 1
и 2 варианта.

(Сергей Г.: Источники информации делятся на два
вида: традиционные и нетрадиционные.)

Кто назовет традиционные источники информации?

(Лена С.: книги, газеты, журналы.)

А кто пересилит нетрадиционные виды источников
информации?

(Сергей Р.: аудио, видеокассеты, Интернет,
различные компактдиски т.д.)

Кто назовет носителей информации?

(Вика З.: человек, природа, картины, кино, радио,
телевидение)

А где может храниться информация? Какие массивы
информации вы знаете?

(Алеша В.: Библиотека, музеи)

И еще что? ( Саша П.: Архивы)

Молодцы, вы ответили на вопросы правильно.

На прошлом уроке мы знакомились с поисковой
системой традиционных источников информации. А
сегодня мы познакомимся с архивными источниками
информации. Что такое архив? Какие бывают архивы?
Чем же отличается архивная информация от статьи
в газете? Обо всем этом вам расскажет Данилова
Ольга Ивановна- начальник сектора архивов
Северобайкальского отделения железной дороги.
Пожалуйста, Ольга Ивановна.

А ребят прошу делать краткие записи.

Архив в переводе от латинского –
присутственное место. Это организация или ее
структурное подразделение, осуществляющее прием
и хранение документов, образовавшихся в
результате деятельности государственного
учреждения, общественных организаций,
предприятий и частных лиц.

Часть этих документов имеет общесоюзное
значение, другая – республиканское, третья –
местное. Существуют государственные,
ведомственные и личные архивы. Состав
документов, входящих в архивный фонд весьма
разнообразен как по назначению (нормативная и
организационно-распорядительная документация,
плановая, учетно-отчетная, проектная и научная,
культурно-просветительная), так и по физическим
особенностям (документы на бумажной основе, на
кальке, на стекле, на пленке, на валиках, на
магнитной ленте, на перфокартах, встречаются
даже на бересте и лоскутках материи). Архивный
фонд охватывает документы всех отраслей
деятельности общества и служат целям научных
исследований, используются для практических
нужд, особенно для восстановления точности
записи в документах.

История древнейших архивных хранилищ уходит
своими истоками в 1 тысячелетие до н.э. В начале
XVIII века в результате реформ Петра I архивы
учреждений отделены от текущего
делопроизводства и переданы в ведение особых
лиц- архивариусов-хранителей архивных
документов. Одновременно вводилось в оборот само
слово- архив, начали создаваться ведомственные
архивы. Война явилась причиной утери многих
документов.

Использование документов, хранящихся в
архивах, является одной из основных задач
архивных учреждений. Эти документы содержат
ценные сведения о различных сторонах
деятельности общества. Они являются богатейшим
источником информации, необходимой в работе
самых различных категорий учреждений и
организаций: органов управления – для принятия
решений; научных учреждений – для научных
исследований; строительных организаций – для
получения данных о рельефе местности, водном
режиме и т.д.; культурно-просветительских
учреждений – для изучения материалов,
необходимых для создания фильмов, спектаклей,
книг, реставрации памятников архитектуры и
культуры и т.д.

Наш архив создан в 1981 году для хранения дел по
личному составу предприятий отделения дороги. К
ним относятся приказы (прием, увольнение,
перемещение работающих), карточки по учету
кадров, карточки расчетов по зарплате. Все эти
документы хранятся в течение 75 лет.

Как вы думаете, для чего нужен архив в
повседневных делах?

Отвечу. Для удовлетворения социально-правовых
и имущественных интересов граждан:

Для оформления пенсии

Документы, подтверждающие факт работы человека
в определенном месте

Документы об образовании

О рождении, браке, смерти родственников

О наследовании недвижимого имущества и т.д.

Спасибо, Ольга Ивановна. Есть вопросы?

Нет вопросов. Пожалуйста, запишите номер
телефона Ольги Ивановны .

У меня к Вам вопрос: Если ребята заинтересуются
историей строительства нашего вокзала или
любого подразделения дороги, то могут ли
обратиться к Вам за помощью?

Ответ: Да, но нужно согласовать время и
заполнить анкету. Мы находимся в здании ПТО.

Спасибо, Ольга Ивановна. Ребята, вы узнали
подробно о ведомственном архиве. Перед вами
выставка “Без архива нет истории, без истории
нет прогресса”. Архивный документ- это история и
они хранятся не для того, чтобы обязательно нужно
сохранить его в течение, например, 75 лет , но и для
того, чтобы они служили потомкам, чтобы изучали
по ним историю того или иного предприятия,
города, республики, страны. Перед вами буклет
Архивного отдела городской администрации, где
хранится, например, подшивка газеты “Северный
Байкал” с 1947 года и несколько тысяч документов.
Выписывает отдел профессиональные журналы
“Источник” и “Отечественные архивы”. Вот,
например, в третьем номере журнала
“Отечественные архивы” опубликована
интересная статья об отце и сыне Вернадских. В
январе мы будем проводить с вами
интеллектуальные чтения “Биография науки в
лицах” и этот материал вам может пригодиться.

Архивный документ существует в единственном
экземпляре тем и отличается от других источников
информации. Есть и особенности работы с ними.
Действительно, нужно согласовать время работы в
архиве и заполнить вот такую “Анкету
исследователя, занимающегося в читальном зале”.
Вы сегодня перепишете ее в тетрадь. Трудно
рассказывать об архиве вне архива, поэтому есть у
нас договоренность об экскурсии с отделом
городской администрации, музеем “История БАМ” и
ОАО “Нижнеангарсктрансстрой”, куда мы
обязательно пойдем, разбившись на группы, и более
подробно ознакомимся и проведем практическое
занятие.

А сейчас мы рассмотрим устный источник
информации. В исследованиях их называют
Информантами или Информаторами. В литературе
приводятся оба названия, поэтому, как вы
назовете, так и будет правильно.

Попробуем поэтапно выяснить особенности
работы с Информантами. Перед вами представлены
таблицы, итак, начнем с вопроса “Зачем нам нужен
Информант?” Мы говорили, что разнообразен поток
информации и еще тут добавляем другой источник?

(Вика З.: Чтобы полнее написать историю того или
иного предприятия или для уточнения какой-нибудь
цифры. Например, об истории ПМК “ЛенБАМстрой”
может лучше всех рассказать его бывший начальник
или человек, который проработал в коллективе
много лет.)

Да, правильно. Мнение того или иного информанта
нам нужно в основном для исследовательской
работы. В работе над своей темой, если вы
обнаружили, что недостаточно владеете цифрами
или хотите подкрепить вашу версию примером или
дополнить доклад рассказом очевидца или еще по
другой причине, то вы через своего научного
руководителя или родителей узнаете, что есть
человек, владеющий более полной информацией по
вашей теме.

Следующий этап работы с информантом: “С чего
начинается подготовка к встрече с информантом?”
Вы узнали Ф. И. О. этого информанта, дальше, что
нужно делать?

(Марк Н.: Нарядно одеться. Не забыть тетрадь и
ручку. Подготовить вопросы, которые нужно задать.
Договориться по телефону о встрече.

Сергей Р.: Еще можно подготовить маленький
подарок)

Правильно. Вам известно место работы
информанта. Прежде чем договориться о встрече,
нужно тщательно подготовиться, начиная от
наряда, культуры поведения до знания всех
вопросов, которые хотели бы обсудить с
информантом. Заранее договориться о встрече,
предупредить о цели вашего визита и желательно
обсудить место встречи. Если ему постоянно будут
мешать сослуживцы или отвлекать телефонные
звонки, то желаемого результата трудно получить.
А подарок ,наверное, будет лишним.

Встретились с информантом, перешли к
следующему этапу работы “Как строить беседу?” С
чего желательно начать разговор?

(Саша П.: Поздороваться. Начинать задавать
вопросы)

Верно. Обязательно начинаем с приветствия всех,
кто находится рядом с вашим информантом.
Постараться разговорить своего собеседника,
проявив тактичность, уважение и максимальный
интерес в его личности, к его биографии. Здесь
надо помнить, что человек подробнее и лучше
ответит на ваши вопросы, если сложится
доверительная и дружеская атмосфера, ведь,
соглашаясь на интервью, люди доверяют вам часть
своей жизни.

Встретились с информантом, взяли интервью, а
как же использовать эти данные в своем докладе?
Следующий вопрос “Как записать мнение
информанта в доклад?”

Научный язык, которого вы придерживаетесь в
исследовательской работе, отличается от нашей
разговорной речи, да? Поэтому, мы не можем
подробно вписать в доклад весь разговор с
информантом, поэтому обычно начинается “со слов
Ф. И. О., место работы” или “по мнению Ф. И. О.”.

Например, “Со слов бывшего начальника ПМК
“ЛенБАМстрой” Анисимова В. М. закладка
фундамента первого крупнопанельного дома в
нашем городе была поручена бригаде Иванова Н. Т.”
Или другой пример, “По мнению инженера-эколога
Ивановой Т. Н., река Тыя немного загрязняет
Байкал”

Кроме списка использованной литературы, вы
составляете список информантов. Какие

Данные следует внести в этот список?

(Лена С.: Список информаторов составляется в
алфавитном порядке, указывается полностью
фамилия, имя, отчество информанта, дата рождения,
место работы и кем работает.)

Правильно. В списке указываем полностью
фамилию, имя, отчество. Место работы и занимаемая
должность или год рождения информанта в
зависимости от темы вашего доклада. Если вы
изучаете историю село Байкальское, то конечно же
мнение старожилов будет иметь большее значение.
А если вы интересуетесь памятником
“Первопроходцам БАМа”, то конечно же вам дорого
мнение именно того человека, который руководил
его строительством, потому что он знает все о нем.

3. Формирование умений и навыков

Сегодня у нас уникальная возможность
подкрепить новую тему на практике. Представим
себе, что наши гости заранее знали , что к ним
придёт некий ученик из 7б класса брать интервью, а
наши ребята подготовили заранее вопросы, которые
хотели бы задать информантам.

Итак, по очереди подходят учащиеся к
информантам, а эксперты Губейдулин Сергей и
Тонких Дарья будут оценивать работу учащихся.

А вторая группа переписывает бланк анкет для
работы в архиве.

1. Информант: Карнакова Татьяна Владимировна-
руководитель ШМО литераторов гимназии № 5.

Берет интервью Субботина Татьяна по теме
“Человек без прошлого, что дерево без корней”

– Как вы думаете, надо ли в школах проводить
мероприятия, чтобы дети побольше узнали про
бурятские традиции?

Ответ: Обязательно надо. Дети должны знать
историю, культуру Бурятии, ведь, они живут здесь.

-Как вы думаете, должны ли дети знать историю
Бурятии, если даже они не буряты?

Как Вы думаете, где кроме библиотек, можно
получить информацию по этим вопросам в нашем
городе?

– Можно посетить детский центр “Баяр”,
национальные праздники Белого Месяца и
Сурхарбан, выставки в музее “История БАМ” или в
картинной галерее. И самое главное – найти
носителей национальной культуры (краеведов,
знатоков старинных обрядов и обычаев, т.е. тех, о
ком вы говорили на уроке).

(Вопросы составлены Субботиной Татьяной и
могут быть дополнены в ходе беседы.)

2. Информант – Орлова Марина Павловна- зам.
директора по учебной работе гимназии №5. Берет
интервью Губерник Алина по теме “Гимназия№5
в лицах”

– Изменились ли дети: первые гимназисты и
нынешние первоклассники?

Ответ: Конечно, изменились. Нынешние гимназисты
более эрудированные.

– Какая у Вас давняя мечта?

Ответ: Мечтаю, чтобы в нашей гимназии был свой
спортзал, плавательный бассейн. Дети бы учились в
одну смену, а вторую смену отдала бы для занятий
творчеством. И еще мечтаю, чтобы когда-нибудь наш
выпускник стал Президентом Бурятии.

– Ваше хобби?

Ответ: Увлекаюсь спортом. Являюсь капитаном
сборной команды района по женскому волейболу.

– У Вас много наград?

Ответ: “Гвардеец пятилетки” и летом получила
Грамоту Президента Бурятии.

Расскажите немного о своей семье

Ответ: У меня двое детей. Сын Денис учится в
университете экономики и управления г. Темпа
штата Вирджиния Америки, а дочь Татьяна –
студентка Санкт-Петербургской государственной
академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
кандидат в мастера спорта по волейболу, играет за
суперлигу команды “Лениградочка”. Муж – Сергей
Михайлович – начальник

(Вопросы составлены Губерник А. И могут быть
дополнены в ходе беседы.)

3. Информант – Манзарова Мария Буянтуевна –
методист городского управления образования.

Берёт интервью – Черкашина Аня по теме “Народный
театр Гэсэр”

– Что такое Гэсэр?

Ответ: Это самое известное эпическое творение
бурят, бурятский героический эпос.

– История создания вашего ансамбля?

Ответ: Ансамбль был создан 16 лет назад. Первое
выступление прошло в картинной галерее. Подробно
могу рассказать позже или дам газетную статью.

– Вам нравиться петь? Какие песни вы поёте?

Ответ: Очень люблю петь, пою в основном
бурятские песни . О маме, о любви, о широких
просторах Бурятии.

– Как вы успеваете, и работать и участвовать в
работе ансамбля?

Ответ: Репетиции проходят в вечернее время, и мы
успеваем работать и заниматься любимым делом.

4. Информант – Русских Марина Геннадьевна –
директор городской массовой библиотеки.

Берёт интервью Вешняков Алексей по теме “Библиотека
нашего города”

– В каком году образована библиотека?

Ответ: В 1994 году

– Сколько у вас книг

Ответ: Приблизительно сорок тысяч книг в фонде.

– Сколько у вас читателей и кого Вы могли бы
назвать самым читающим?

Ответ: Примерно 2400 читателей. Можно назвать
Софьину Татьяну Степановну, Островскую Викторию
Вячеславовну да много у нас активных читателей.

– Когда у вас появился Интернет?

Ответ: В декабре 2003 года.

Какие замечания можно сказать учащимся,
берущим интервью? Все ли сделано как надо? Нет
замечаний, да? Надо заметить, что навыки работы с
устными источниками информации не даются сразу и
легко, сначала надо хорошо изучить заданную тему
и тогда легко говорить с собеседником. Вы
согласны со мной?

А теперь, используя ключевые слова вариантов 3 и
4, ответьте на вопросы:

(Саша П.: Для работы в архиве надо записаться.
Документы хранятся для того, чтобы их изучали.

Алина Г.: Мы поняли, с чего начинается
подготовка работы с информантом, как вести с ним
беседу.

Вика З.: Мы узнали, что без продуманных четких
вопросов беседа с информантом не принесет
пользы.)

4. Подведение итогов

Молодцы. Итак, подводим итоги урока. Вы не
сомневаетесь, что вам нужны знания. А ваша
исследовательская и проектная деятельность
направлена как раз на вашу познавательную
самостоятельность. Обратите внимание на эту
цитату (Приложение)

“Познавательная самостоятельность – качество
личности, проявляющееся в потребности и умении
приобретать новые знания из различных
источников, а также творчески применять их на
практике”. Сегодня мы рассмотрели особенности
работы с архивными и устными источниками
информации, все работали хорошо. Весь класс
награждаю годовым ночным абонементом на
литературу читального зала (могут брать
литературу на ночь).

Запишите домашнее задание:

Благодарю всех за активную работу на уроке. До
свидания. Урок окончен.

Конспект урока «Источники информации» по информатике во 2 классе

Тема урока рассматривается в рамках УМК и программы «Информатика. 2–4 классы / Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016».

Данный урок можно применять в качестве интегрированного урока информатики и литературного чтения. Предварительно перед проведением урока учащимся было дано домашнее задание: прочитать произведение А. С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» или посмотреть соответствующий мультфильм/диафильм.

В ходе урока дети исследуют и анализируют литературное произведение и объекты окружающей среды.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

– формирование информационной культуры;

-формирование понятий: информация, источники информации;

– закрепление понятий: органы чувств, виды информации (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая);

– актуализация сведений из личного опыта;

– совершенствование умения анализировать;

– развитие умения наблюдать, концентрации внимания;

– развитие любознательности и склонности к исследованию;

– формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;

– развитие логического мышления, умения анализировать;

– формирование коммуникативных навыков при работе в группах;

– формировать основные мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические взгляды;

– сформировать бережное отношение к объектам живой природы;

– повысить интерес к изучению живой природы.

Оснащенность урока: учебники, тетради на печатной основе, работающий компьютер с колонками для прослушивания звуковых файлов, мультимедиа-презентация по теме урока, план-конспект урока.

Приложение 1.  Презентация “Источники информации”

Презентация Источники информацииPPTX / 2.7 Мб

Приложение 2. Звуковой файл “Пение соловья”

Пение соловья для презентации MP3 / 127.42 Кб

Урок информатики во 2 классе программе УМК «Перспективная начальная школа»

Авторы Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова

Составила и провела Байгулова Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Тема: Информация, источники информации

Цель: Формирование у обучающихся первичных поведенческих навыков общения с компьютером.

обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

Урок изучения нового материала

Урок с использованием ИКТ

Элементы проблемного обучения

Оборудование к уроку

Учебно-методическое обеспечение к уроку

1) Прозвенел звонок!

Позвал на урок!

Будем мы рассуждать

И друг другу помогать.

2) Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке я вас познакомлю с новым предметом «Информатика», учебником, который будет вас сопровождать по «Компьютерной Долине». На уроке вы узнаете, когда появился термин информатика, что такое информация и как её получают.

3) Вступительная беседа учителя

Используется «Обращение к ученику». ( В процессе диалога учителя и учащихся выслушиваются высказывания учеников о применении компьютеров в нашей жизни, опираясь на их личный опыт).

– Ребята, а зачем нас приглашают в Компьютерную Долину? Что нового мы узнаем?(Ответы детей: «Мы, наверное, будем знакомиться с компьютерами, как они работают. Новые игры покажете, научите рисовать и др.»)

– Поднимите руки у кого есть дома компьютер или ноутбук. ( Руки подняли все!).

– Как в вашей семье используют ПК? (Ответы детей: Родители в «Одноклассниках» «сидят», папа играет в «стрелялки», мама для учёбы взяла, я включаю разные игры и др)

– Давайте вместе сделаем вывод. Для чего в нашей жизни нужен компьютер? (Ответы детей: Он помогает общаться с другими людьми, узнавать что-то новое, помогает учиться школьникам, развлекает).

– Другими словами: компьютер и учебник по информатике нам будут давать определённые знания из окружающего мира.

II. Основная часть урока.

Продолжается знакомство с учебником. В конце беседы учитель предлагает обратить внимание на значки – помощники и сообщает, что такие значки будут встречаться в нашем учебнике. ( Условные обозначения).

– Посмотрев, на эти значки мы уже получили новые знания. Как по-другому назовём эти знания. ( Ответы детей: Новые слова, сведения, информация)

-Молодцы. Правильно говорите. Давайте посмотрим первое задание учебника.

Задание 1. Прочитайте первое предложение.


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– Выскажите своё мнение. ( Ответы детей: От слова информация)

Выслушав ответ учащихся, учитель кратко рассказывает о введенном термине «Информатика». Термин «информатика» возник почти 50 лет назад, соединяющий два слова «информация» и «автоматика». « Информатику» связывали только с использованием компьютеров в научных целях. Но со временем технический прогресс прочно стал входить в жизнь простых людей. Поэтому название предмета – информатика – в учебнике рассматривается только как «информация».

– Читаем дальше учебник.


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– Вы уже своими словами говорили, что такое «информация». Давайте посмотрим на слайде определение этого слова.

Чтение определение слова «информация» Слайд №2


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

-Как можно получить информацию? Приведите примеры информации, которую ты получаешь в школе, на улице, в лесу. ( Ответы детей).

-Прочитайте ответы, которые дали жители «Компьютерной Долины».


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– Посмотрим на следующий слайд Слайд № 3


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– На партах у вас лежат карточки. Заполните таблицу. Как мы получаем информацию, когда животные начинают с нами «разговаривать».

(Ответы учащихся: глаза видят, уши слышат, кожей чувствуем)

– Мы получаем информацию с помощью органов чувств. Слайд №4


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Рассматривание слайдов презентации.

Слайды №5,6 зрительная информация

Слайд №7 обонятельная информация

Слайды №8,9 вкусовая информация

Слайд №10 звуковая информация

Слайд №11 тактильная информация

Г) Работа с учебником.


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– Наши органы чувств являются приёмниками информации. Получив информацию мы начинаем её обдумывать и принимаем решение как поступить, что ответить.

– Посмотрите на значок в учебнике


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

– Мы сейчас поиграем, используя различные источники и приёмники информации.

III. Игровая пауза

IV. – На Слайдах №12-16 «Проверь себя»

На слайдах № 17, 18 кроссворд

– По учебнику подводим итог урока.


УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

УРОК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Определить их назначение.

Учитель даёт необходимую информацию по выделенным клавишам.

– О чём шёл разговор на уроке?

– Какую информацию вы получили на уроке?

-Где она может вам пригодиться?

VII. Д/З нарисовать в тетради различные источники информации

Урок по теме «Письменные источники информации» предлагает учителю, работающему в современной школе, широкие возможности для творчества и реализации его личных находок. Данный материал помогает расширить представление учащихся о книгах как письменных источниках информации, знакомит учащихся с историческими фактами развития книги, учит детей различать и сравнивать письменные источники информации и устные источники информации, что реализует практическую направленность данной темы, а также описывать (характеризовать) книги и различные другие источники информации. В моей разработке используются современные технологии работы учащихся с текстом синквейн, кластер. А так же применяются методики: «Знаю, хочу, умею», «Я знаю, что», которые мотивируют учащихся к активной творческой деятельности на уроке. Частично используются элементы игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.

Конструкт урока по информатике

Урок 11. Тема урока: Письменные источники информации.

Место в теме:

урок «открытия» нового знания

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Прогнозируемые результаты деятельности:

формировать интерес к древним источникам информации как к историческим ценностям, воспитывать информационную культуру.

(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

устанавливать логические закономерности; объяснять способы своих действий; совершенствовать навык работы с интерактивной доской, карточкамистроить логическое рассуждение; осуществлять анализ иллюстративного ряда;

учиться самостоятельно и с помощью учителя определять цели своего обучения; учиться соотносить цели с результатом; учиться осуществлять самопроверку на основе критериев; проводить работу по предложенному инструктажу, используя необходимые средства;

адекватно использовать свою речь для аргументирования своей позиции; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера.

Приемы мотивации на уроке: «Знаю, хочу, умею», «Я знаю, что», просмотр презентации «Письменные источники информации»

Работа с текстом: кластер «Письменные источники информации»; синквейн «письменный источник»

Интерактивные формы работы на уроке: работа в парах, работа с интеракивной доской.

Учебник: Матвеева Н. В. и др. информатика, учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, Рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1 – Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.; презентация «Письменные источники информации»; мультимедиапроектор; приготовленные таблицы «Знаю, хочу знать, узнал», зрительный ряд:

Свиток, папирус, пергамент, библия

1) Организационный этап.(2 минуты)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся («Знаю. Хочу узнать. Узнал»). Постановка цели и задач урока.(7 минут)

4) Первичное усвоение новых знаний. (10 минуты)

5) Первичная проверка понимания (13 минуты)

6) Первичное закрепление. (5 минут)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минут)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)(3 минуты)

Подумай, какие из терминов тебе известны, а какие нет?

Известные термины внеси в колонку «Знаю». Приготовься дать им определение.

В колонку «Хочу узнать» запиши термины, с которыми ты хотел бы познакомиться.

План отчета-выступления представителя группы:

О чем говорится в учебнике? Что можно узнать из учебника?

Из каких частей (разделов) он состоит? Исследование ведется прежде всего по оглавлению. Исследование вести по оглавлению.

Какой вид представления информации в основном используется в учебнике? (текст, картинки, то есть текстовая информация, графическая информация).

Задание № 3

«Работа со словарем» – кластер (с готовыми ответами).аполни таблицу «работа со словарем» используя клей и значение слова в разрезанных карточках. Готовые ответы на разрезанных карточках:

Книги, записки, письма, телеграммы, открытки, дневники, то есть все что содержит текст

Носитель информации изготовленный из листьев и стеблей бамбука

Выделанная для письма кожа животных

Лист свернутый в рулон

Устройство предназначенное для хранения и чтения информации

Задание № 4

Правила составления синквейна (пятистишия):

1 строка – понятие

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих понятие

3 строка – 3 глагола, характеризующие понятие

4 строка – фраза, характеризующая понятие

5 строка – синоним к понятию

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1448787819.ppt (Презентация Письменные источники информации)

Рапоткина Наталья Николаевна учитель информатики МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *