УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Как из копеек составляются рубли,                  Все неизвестно!

Так из крупинок прочитанного                        А пока туманы

Составляются знания.                                       Плывут под парусами корабля.

В. Даль                                                  Там, позади-покинутые страны

Там, впереди – чудесная земля.

«Географическое положение и история исследования Южной Америки»

: способствовать формированию представления об особенностях географического положения Южной Америки и исследователях, изучавших данный материк.

: способствовать обучению школьников умению выбирать главное в тексте параграфа, анализировать карты и делать выводы, слушать сообщения одноклассников, работать на к/к.

: показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость условие успешного обучения.

: учебник «География 7 кл», атлас для 7 кл, инструктивные карты на парту, настенные карты Африки и Южной Америки, интерактивная карта «Великие географические открытия», мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы на каждого ученика, фламастеры.

Ход урока:    слайд 1

. ( Задача учителя на данном этапе настроить детей на урок, привлечь внимание)

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли,Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

(слова из произведения Престона Джеймса и Джеффри Мартин)

Актуализация знаний (С ребятами необходимо вспомнить тот материал, который будет актуален на сегодняшнем уроке, поможет им в изучении новой темы, натолкнет на мысли, идеи)

1.  На протяжении прошлых уроков нами были изучены три материка.

Какие это материки? (Африка и Австралия и Антарктида)

2. В группу, каких материков входят эти материки? (в группу южных материков)

3. Какой ещё материк мы можем отнести к южным? (Южную Америку)

4. Почему данные материки были объединены в одну группу? ( Имеют общую историю – образовались в результате раскола Гондваны, имеют общие черты в географическом положении)

5. Что интересного мы узнали об этих материках?

6. Благодаря какому приему?

Из предложенных характеристик определитете те, которые соответствуют уже изученным континентам, а остальные определите в графу с вопросом.

АФРИКА                     АВСТРАЛИЯ           Антарктида                    ЮЖНАЯ    Америка

-экватор проходит почти посередине;

– самый жаркий материк;

– по плошади 2 место;

-находится самая большая пустыня мира.

– самый сухой материк;

– самый удаленный материк;

– самый малонаселенный материк;

– самый маленький по площади.

-самый холодный материк Земли

-самый высокий материк Земли

– самый влажный материк;

– протекает самая полноводная река;

– самая длинная горная цепь на суше;

– самое высокогорное озеро.

. ( Перед классом нужно поставить какую либо задачу или задать вопрос, который вызовет затруднение или вовсе поставит в тупик)

Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Географическое положение и история исследования Южной Америки).(Задача учеников самостоятельно предложить тему урока и поставить себе задачу. Определить цели урока, а учитель подкорректирует цель и тему урока при необходимости).

Записываем тему урока в тетрадь.

Сформулируйте цель урока, что мы должны выяснить на уроке?

(Рассмотреть по плану географическое положение материка Южная Америка, изучить, как происходило открытие и исследование материка, и выявить, как влияет г.п. материка на природу)

. Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Слайд 3  «Как влияет г.п. на природу материка?»

Работа с интерактивной картой, сообщение о Х. Колумбе.

В конце 15 века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, заподноевропейцы начали искать новые, более короткие и  безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через аллантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.

Сообщение о Х. Колумбе

А давайте зададим себе вопрос:  Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией?

Сообщение о А. Веспуччи.

Но еще долго материк оставался неизвестной землей. Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольта.

Обратимся к высказыванию Э. Багрицкого

Пришло время и вам открывать Южную Америку.

Мы уже имеем небольшое представление о данном материке (вернемся к 3 конверту).

А сейчас просмотрите слайд-шоу.

Слайды о рекордах

Мы убедились, что природа Южной Америки разнообразна.

– Какие же факторы определяют различия в природе любого материка?

Обсудите в парах и выберите  два основных из предложенных.

1. История развития и формирования материка

3. Тектоническое строение

Работа с учебником   стр. 27, вашим помощником сегодня будет учебник и атласс

– Обратимся к учебнику, определите площадь материка

Пришло время и вам  исследовать материк

Как узнать, где этот материк?Путешественник без карты не привык. Выйдем просто мы из положенья:Карту создадим в одно мгновенье.

– Какие  карты необходимы нам будут для работы?

А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать, поэтому сейчас, разделившись на 4 группы. Вы отправитемь в путешествие вокруг южной Америки. Будьте очень внимательны.  Ваша задача быстро и достоверно собрать сведения о географическом положении материка. Эти сведения нанести на контурную карту. А потом поделиться результатами своей работы с друзьями.

Задание для команды №1

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.  Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Задание для команды №2:

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите протяженность материка с севера на юг по 70 меридиану и с запада на восток по 10 параллели. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.

Задание для команды №3:

Ваша задача  – определить,  какие моря и океаны омывают южную Америку. Отметьте их на контурной карте.  Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие па природу и почему. Узнайте, какие течения  есть у берегов Южной Америки, будут ли они как-то влиять на природу материка?

Задание для команды №4:

Ваша задача  – определить,  как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отмиетьте крупые острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки?

(На этом этапе происходит усиление эффекта усвоения материала, т.к. ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в его сознании).

Давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Найдем черты сходства и различия.  Чем можно объяснить черты сходства в положении этих материков и в очертании их береговой линии?

Самостоятельная работа с самооценкой. ( Цель данного этапа самоконтроль, самооценка).

Давайте вспомним материал прошлых уроков

Составление ментальной карты

Рефлексия.  Мы рассмотрели на уроке довольно объемный материал, давайте подумаем, что же нового мы узнали на уроке?

Домашнее задание: п. 27, составьте кроссворд по полученным знаниям.

Задание  для команды №1

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.  Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Факторы, определяющие различия в природе любого материка

2. Размеры материка

Технологическая карта урока

Организационная структура урока:

Маршрутная карта. « Красная группа»

1.        Назвать и показать реки и озера Австралии

2.        на конт карте

3.        В какой части материка расположены

4.        Начало и впадение рек

7.        Использование в хозяйственной деятельности

Учебник с. с.152-155 рис.65 с.152

Придумай свои несложные рисунки и выполните их описания.

Составить «Рекламный буклет», в котором вам необходимо указать  причины посетить Австралию. Сделаем Австралии подарок, ведь в последний понедельник января празднуется – День Австралии. Буклет будет интересен, если вы его оформите красочно. Вам это задание на неделю. Задание в к.к- надписать моря, заливы и проливы, формы рельефа, полезные ископаемые материка. «Онлайн – зона»

Выполните следующие задания на сайте Открытая школа (2035 school.ru)

Выполните следующие задания на сайте Интернет урок (

В оставшееся время читаем вопросы к уроку

Маршрутная карта. « Белая группа»

Маршрутная карта. « Синяя группа»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-Самоценка за раюоту

2        В какой части материка расположены___________________________________

3.        Начало и впадение рек________________________________________________

6.        Использование в хозяйственной деятельности_____________________________

Заполни таблицу результатов на рабочем листе

Оцени свою работу по 5-льной шкале_______________________________________

Давайте вспомним, в чем заключается сюжет рассказа? Что такое сюжет и из каких основных частей он состоит?1. Математик – экспозиция

5. У доски – кульминация6.  Звонок- развязка- Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).

– Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману. Ответьте на вопросы :

Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)

Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)

Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)

Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их, впишите характеристику мальчиков в таблицу  . ( Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Красная  шляпа:Подготовьтесь к беседе с комментированным чтением.

о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». ( Стр.)

Как звали учителя? Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.  Что означает имя Харлампий: «светящийся милостью». Диоген?

Чем же отличался Харлампий Диогенович  от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам  (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно  пересмеять весь класс».

– Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. « Смешным мог оказаться каждый».

И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

– С палачом, выбирающим жертву.

Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный». Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

(Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. ( Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой  Геракл?

– Геракл – герой древнегреческих мифов. Сколько подвигов он совершил? Какие вы знаете? Геракл — герой древнегреческих мифов, наделенный невероятной доблестью и силой. При рождении же его звали Алкидом. Геракл — это что-то вроде почетного прозвища, по-гречески Ἡρακλῆς означает «прославленный герой».

– Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как  не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.

Какой главный способ использует автор в своем рассказе? ИрониюЧто такое ирония? Определние на слайде. Посмотрите на таблицу, запишите, какая была реакция у класса в разные моменты состояние главного героя.

Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Накричал, поставил «2».

– Начал бы ругаться, спрашивать.

– Вызвал родителей.

– Повёл к директору.

– выразительное чтение кульминации.

эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Какой урок извлёк герой? -Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? Нужно серьёзнее относиться к выполнению д/з, не обманывать. Ну, и, конечно, относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем.

– Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему?  Почему герой с благодарностью говорит об учителе?

В чем состоит главная идея рассказа? Она состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»

Ход урока

– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Актуализацию знаний проводим по схеме из
книги Г. И. Канакина “Уроки русского языка. 5
класс”.

Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.

– Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о
последовательных действиях. Что было вначале?
Как дальше развивались события? Все это можно
запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут
отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются
глаголы)

– Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства
предмета (Какой он). Это можно отразить в одном
рисунке.

Для передачи описания используются
прилагательные)

– Рассуждение имеет свои особенности.

(В этом типе текста выявляются причины событий,
их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении
должно быть высказано то, что потом объясняется,
доказывается и приведены объяснения,
доказательства, подтверждающие тезис. Показать в
рисунке нельзя.

Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу
нужно отнести данный текст?

1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал
все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот
попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз
старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда
Ленька схватил кота и поднял над землей, мы
рассмотрели негодника. Он оказался тощим
беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что же с ним делать?”– спросил Рувим.
“Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся
к коту, погладил по худенькой спинке и придумал:
“Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин.
Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и
прекратил воровать.

3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный
ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными
лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое –
по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять
ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые,
крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
Зато обратно – только немного наклонишь, так и
летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть
всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на
камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

Попутно проводится работа по орфографии и
пунктуации (простые и сложные предложения,
предложения с прямой речью, обобщающие слова при
однородных членах).

Обращаем внимание на
изобразительно-выразительные средства
художественной речи: сравнения, эпитеты,
переносное значение слов, олицетворение.

Изучение нового материала.

А сегодня на уроке мы познакомимся более
подробно с признаками текста рассуждения.

– Что такое рассуждение?

Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем,
что данное слово многозначное:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в
логически последовательной форме.

2 – Ввысказываеие, обсуждение.

– Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

– В каких жизненных ситуациях человеку
необходимо использовать тип текста рассуждение?

– Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо
истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение
повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии;
описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее
очень важно соблюдать при создании текста
определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре
определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4. Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.
2. Доказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис,
доказательства, вывод. ( ТДВ)

– Что такое тезис?

Работа с толковым словарем.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо
доказать.

– Что такое доказательства?

Доказательства – основные доводы, факты,
используемые для подтверждения тезиса.

– Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Закрепление материала.

Работа выполняется под руководством учителя.

– Какие элементы рассуждения мы встречаем в
данном тексте?

Анализ текстов, нахождение структурных
элементов текста рассуждения.

Бег – имя существительное

Слово бег – имя существительное.

Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в
грамматическом смысле этого слова, к нему можно
задать вопрос что?

В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего
является подлежащим и дополнением. Например:
Красив бег этого спортсмена! Здесь
бег-подлежащее.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя
существительное, потому что оно обладает всеми
признаками данной части речи.

– Работа с учебником: упражнением под
звездочкой стр.159.

“Изучать строение слова – увлекательное
занятие.” Ребята самостоятельно находят тезис,
доказательства, вывод.

– Упражнения № 385.

Как семилетний Колька догадался, почему среда
называется средой?

Какая часть слова помогла ему это сделать?
Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его
разъясняет? Как вы назовете эту часть
повествовательного текста?

– Упражнение № 386 предполагает сформулировать
тезис, привести свои доказательства и
самостоятельно сделать вывод.

Каково ваше мнение: действительно ли все равно,
как писать слова. Выскажите его устно. Докажите
ваш тезис, сделайте вывод.

– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте
рассуждении?

(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы
строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается
структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие
рассуждения называются неполными.)

– Существуют в языке слова-конструкторы,
которые очень помогут вам создавать текст
рассуждение.

Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.

Для введения в текст доказательств, фактов,
примеров употребляем такие слова:

Запомните, данные слова называются вводными
словами и выделяются знаками препинания.

– По заданному тезису составить текст
рассуждение, сохраняя все структурные

элементы рассуждения и используя
слова-помощники. (тезис на выбор)

– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.

– Друзья всегда помогают друг другу.

– Собака – друг человека

Полученные тексты заслушиваются,
корректируются.

– Игра-соревнование “Лучший редактор”.

Учащиеся должны письменно исправить ошибки и
недочеты в структуре, содержании и языковом
оформлении текста. Особый интерес создается
установкой: “Вы редактируете в детском журнале
страницу “Дружный класс”. Помогите автору
сделать его письмо более убедительным и
грамотным”.

Дружный ли наш класс?

1. Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы
вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых,
всегда помогаем друг другу. В– третьих, все
дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых
делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся,
помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы
дружные ребята! А вы как думаете?

2. Все классы должны быть дружными. А наш класс
недружный. Попробую вам доказать.

Во-первых, наш класс недружный потому, что на
каждой перемене спорят, обзываются и даже
дерутся.

Во-вторых, не в полном составе участвует в
трудовых делах, многие не являются без
уважительных причин.

В-третьих, ребята плохо выполняют свои
поручения.

А самое главное, наш класс не всегда
здоровается с учителями и директором.

Значит, наш класс недружный.

3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг
другу. Когда в классе уборка, мы все приходим.
Допустим, если бы мы были недружными, то никогда
не победили бы другие классы в спортивных
состязаниях. Значит, наш класс дружный. На
переменке мы играем. Не правда ли, наш класс
дружный? Надеюсь, я убедила вас?

– Рассуждение может быть самостоятельным
типом текста и может входить как необходимая
часть в другие типы текстов (описание,
повествование)

В тексте (чаще художественном) могут быть
использованы различные типы речи. Преобладает,
как правило, какой-то один тип.

– Является ли данный текст рассуждением?
(Обычно ребята смешивают повествовательные
тексты с рассуждением, не замечая, что в них
отсутствует какой-то элемент рассуждения).

1. Кого можно назвать воспитанным человеком?
Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На
одной из остановок вошла старушка. Коля быстро
встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!”
А когда мы вышли, помог старушке донести до дому
тяжелую сумку. Вот что значит вежливый,
воспитанный человек.

(Данный текст не рассуждение, а повествование,
так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я
считаю, что воспитанный человек должен быть
заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”

Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о
старших”)

(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)

3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка
вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг
шеи серые перышки, будто она серым платочком
повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое,
черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста –
раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание
ученики обычно не смешивают с рассуждением, но
сравнительное описание встречается редко и
иногда вызывает затруднение в определение типа.)

Вывод по уроку.

Мы познакомились с новым для нас типом текста –
рассуждением.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по любой теме:

№ 389 “Дни недели рассказывают о себе”.

Цель урока: опираясь на знания учащихся из
курса 6 класса, продолжить формирование таких
понятий, как литосфера, рельеф, научить
наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые
явления, выделять общие признаки.

1. Сформировать у учащихся представление о
размещении крупных форм рельефа на поверхности
Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как
результат взаимодействия внутренних и внешних
сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с
картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта
строения земной коры. Карточки с терминами:
“горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”,
“желоба”, “островные дуги”, фотографии с
видами гор разного возраста и различных форм
рельефа.

I Повторение темы “Литосфера. Строение земной
коры”.

II Изучение нового материала.

1. Понятие рельефа.

2. Образование равнин и гор.

3. Внутренние и внешние силы Земли.

III Закрепление изученного материала.

IV Задание на дом.

V Список литературы

I. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального
опроса. Примеры вопросов.

II. Изучение нового материала

Вопросы к учащимся:

– Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф
– совокупность неровностей земной поверхности).
Учащиеся записывают данное определение в
словарик, который находится с обратной стороны
тетради.

– Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и
заполните схему на доске. На доске учитель
вывешивает схему из перевернутых карточек с
терминами:


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради. Затем
учитель переворачивает карточки в схеме на доске
и происходит проверка полученных результатов.

Учитель строит объяснение по данной схеме.
По ходу рассказа учителя учащиеся переносят
схему в свои тетради.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора
(мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на
ее месте могут образоваться горы. Тогда породы,
слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких
километров над уровнем моря. Происходит это в
результате интенсивного сжатия. Мощность земной
коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но
неуклонно разрушаться под действием внешних сил
– ветра, водных потоков, ледников, да и просто
перепадов температур. В предгорных и межгорных
прогибах накапливается большое количество
обломочных пород, причем внизу оказываются более
мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая
земная кора сминалась в складки, они разрушались
до состояния равнин, затем альпийская эпоха
складчатости возродила горный рельеф на месте
разрушенных горных сооружений. Эти невысокие
горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее
учащиеся, работая с тектонической и физической
картами, приводят примеры древних гор
(Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы,
Большой водораздельный хребет и т.д. )


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 3. Образование старых (глыбовых,
возрожденных) гор


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы
образовывались также, как и древние, но
разрушение не довело их до состояния равнин. Их
глыбообразование началось на месте
полуразрушенных гор. Так образовались средние
глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся,
работая с тектонической и физической картами,
приводят примеры средних гор (Кордильеры,
Верхоянский хребет).


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 5. Средние
(глыбово-складчатые и складчато-глыбовые
обновленные) горы.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.

Молодые горы образуются и в настоящее время.
Являясь молодыми горами, они не несут признаков
разрушения. В основном, это горы высокие, имеют
вид складок. Часто их вершины острые, покрытые
снежными шапками. Яркими примерами молодых гор
являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис.7. Молодые горы


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

– Скажите, почему океаническая земная кора
превращается в горы? (действуют внутренние силы
Земли)

– Почему горы превращаются в равнины? (действуют
внешние силы Земли).

– Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа
нашей планеты? (внутренние и внешние).

– Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая
поможет нам разобраться, что это за силы и каким
образом они действуют.

Рис.9. Рельефообразующие факторы.

Схема заполняется по ходу рассказа учителя.

С давних пор гранит являлся олицетворением
стойкости и прочности. С гранитом в равной
степени можно сравнить и волевого, несгибаемого
человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже
гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и
песок, если он длительно будет испытывать
перепады температур, влияние ветра, деятельность
живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца
высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода
проникает во все трещины и углубления горных
пород. Ночью температура падает на несколько
градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При
этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает
трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается
день за днем, год за годом, пока какая-нибудь
трещина не отделит от основного массива кусок
горной породы и тот не скатится по склону. Горные
породы также подвергаются то нагреванию, то
охлаждению. У входящих в них минералов разная
теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они
разрывают прочные связи между собой. Когда же эти
связи полностью разрушаются, порода
превращается в песок.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 10. Разрушение горных пород в горах
под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных
организмов на горные породы становится
причиной биогенного выветривания. Корни
растений совершают механическое разрушение, а
кислоты, выделяющиеся в процессе их
жизнедеятельности, – химическое. В результате
многолетней деятельности живых организмов
возникают коралловые рифы и особый вид островов
– атоллы, образованные известковыми скелетами
морских животных.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 11. Коралловый атолл – результат
деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают
отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и
речную долину, воды океана формируют береговую
линию. Поверхностные воды оставляют шрамы
оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при
своем движении бороздят прилегающие территории.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный
в результате деятельности текучих вод


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица,
проложенная по дну ущелья горной реки


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму,
образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств
является ветер. Встречая на своем пути
препятствия, он образует величественные холмы –
дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых
из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах,
расположенных в пустыне, почти никогда не бывает
рыхлого материала, заполняющего углубления и
трещины. Вот почему возникают эоловые формы
рельефа, напоминающие башни, столбы и
причудливые замки.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают
сказочные замки


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 16. Песчаные дюны.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже
вызывает изменения рельефа. Человек добывает
полезные ископаемые, в результате чего
образуются карьеры, строит здания, каналы, делает
насыпи и засыпает овраги. Это все прямое
воздействие, но оно может быть и косвенным,
представляющим собой создание благоприятных
условий для рельефообразующих процессов
(распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

III Закрепление пройденного материала

По горизонтали: 1. Форма рельефа,
образовавшаяся в результате деятельности ветра.
3. Подземные удары и колебания земной
поверхности, вызванные тектоническими
движениями. 5. Твердая оболочка Земли 7. Внешняя
сила, оказывающая влияние на формирование
рельефа. 9. Форма рельефа, по каналам которой на
земную поверхность извергаются лава, горячие
газы и водяной пар. 11. Средние складчато-глыбовые
горы. 13. В какой части Земли земная кора более
тонкая? 14. Вид движений земной коры.

По вертикали: 1. Нижний слой океанической
земной коры 2. Относительно ровный участок земной
поверхности с небольшими перепадами высот 4.
Молодые горы 6. Совокупность неровностей земной
поверхности 8. Постоянный водный поток,
оказывающий сильное влияние на рельеф 9.
Разрушение горных пород в результате
воздействия ветра 10. Древние глыбовые горы 12.
Форма рельефа, образованная в результате
деятельности временного водотока на склоне.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1. бархан 3. землетрясение 5.
литосфера 7. ветер 9. вулкан 11. Кордильеры 13. океан
14. поднятие

По вертикали: 1. базальт 2. равнина 4. Кавказ 6.
рельеф 8. река 9. выветривание 10. Аппалачи 12. овраг

IV. Домашнее задание.

§ 5 по учебнику Коринской В. А., Душиной И. В.,
Щенева В. А. География материков и океанов. 7 кл.:
Учебник для общеобразовательных заведений – 7-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.: ил., карт.

V. Список литературы.

1. Обобщение знаний учащихся по орфографии и
пунктуации.

2. Закрепление умения определять спряжение
глаголов.

1. Развитие логического мышления, культуры речи
учащихся, слуховой и зрительной памяти;

2. Развитие устной и письменной речи учащихся ,
литературно-творческих способностей;

3. Развитие умения самостоятельной работы;

Воспитание ценностного отношения к
окружающему миру, уважения к живому русскому
слову.

Оборудование: раздаточный материал
с текстом, таблица “ Личные окончания глаголов”,
интерактивная доска.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний, формирования умений и
навыков, целевого применения усвоенного

Вид урока: урок-практикум

1. Повторение пройденного материала.

(работа в тетрадях и у доски)

а) сделать транскрипцию слов: листья, решение,
ясно.

б) расставить знаки препинания в предложениях,
построить схемы:

1. Наступила холодная зима и снег покрыл землю.

2. Дети вышли на улицу и стали кататься на
санках.

2. Морфологическая разминка.

Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске
появился вот этот рисунок?

– О какой части речи я хотела вам сказать при
помощи рисунка?

– Он делает так много и сразу, что кажется у него
несколько рук и ног.

– Назовите все действия, которые глагол
выполняет.

3. Уточнение приобретенных знаний,
повторение и обобщение изученного.


УРОК ИСКАНДЕР ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА 6 КЛАСС ФГОС

4. Лингвистическая физминутка:

– А теперь посмотрим, умеете ли вы на слух
отличать глаголы от других частей речи. Для этого
поиграем в игру. Я зачитаю вам стихотворение, а
вы, как только услышите глагол первого спряжения
должны присесть, второго спряжения – встать и
хлопнуть в ладоши.

5. Практическая работа:

– Что такое спряжение?

– Для чего нужно знать спряжение глаголов?

Как определить спряжение глаголов?

6. Задание: поставить глаголы в
неопределенную форму, указать спряжение.
(пльзуйтесь таблицей)

7. Практическое закрепление материала

1. Определение спряжений.

Задание 1. Запишите текст, определите
части речи и укажите спряжение глаголов. (задание
по вариантам)

Задание творческой группе. Слайд №12.
Составьте и запишите микротекст из 5 – 6
предложений на тему: “Зима”, используя глаголы 1
и 2 спряжения и применяя эпитеты. ( Репродукция
картины красноярского художника А. И. Волокитина)

1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.

2. Ты увид_шь поутру, галки стынут на ветру.

Резервное задание. Спишите, вставьте
пропущенные буквы, сделайте графические условия
выбора орфограмм, определите спряжение.

8. Проверка задания творческой группы. (
зачитать 1 сочинение, проанализировать)

Весь класс сдает тетради на проверку.

9. Домашнее задание: подберите и
запишите в тетрадь отрывки из стихотворений
русских поэтов о зиме, подчеркните глаголы,
обозначьте спряжения.

10. Подведение итогов урока

11. Оценки за урок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *