УРОК ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бахтызинская основная общеобразовательная школа»

с одарёнными детьми

Возраст детей: 7 – 10 лет

Учитель: Колбнев Д. А.

2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по работе с одарёнными детьми «Знайка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • ФГОС НОО  Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785 6 октября 2009 г. № 373
  • Авторская программа по математике, разработанная авторами  М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» изд. – М.: Просвещение 2014г.
  • Государственные программы начального обучения:1) «Математика и конструирование» С. И. Волковой и О. Л. Пчёлкиной.

    2) «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики» С. И. Волковой и Н. Н. Столяровой.

3) «Для тех, кто любит математику» С. И. Волковой.

В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Во втором издании «Рабочей концепции одарённости» одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Система ценностей личности и её направленность ведут за собой развитие способностей и прогнозируют реализацию творческих задатков. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный.
 характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Необходимо учитывать и 
 поведения одарённого ребёнка: повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, использованием метода проектов, а так же расширением предметного содержания деятельности.

Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Введение часа факультативного занятия с одарёнными детьми даёт возможность им проявить свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации к самосовершенствованию.

Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среде. Поэтому со второго класса предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей, имеющих способности и интерес к математике.

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми послужили мотивом создания данной программы « Знайка» для работы с детьми в начальной школе.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся  школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе, формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

-сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

-выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

-создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников

– развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

– раскрытие творческих способностей ребенка;

сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности;

развивать способность устанавливать логические связи;

развивать познавательные интересы;

формировать стремление к размышлению, поиску;

развивать внимание, память, воображение;

– создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

2. Общая характеристика программы.

Психолого-педагогическая характеристика программы

Работа в 1 классе направлена на выявление математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

  1. Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках математики, во внеурочное время, на занятиях факультативного часа.
  2. Наблюдение ведётся в течении длительного времени – учебного года в первом классе.
  3. Подключение к данной работе психолога школы.
  4. Беседа с родителями с целью выявления интересов обучающегося.

Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы;

  • актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;
  • особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;
  • потенциальные возможности ребёнка к развитию.

Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

 
должны быть сформированы следующие логические действия:

  •  конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения
     признаков и составления классификации);
  • выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); 
    и синтез (
    составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  •  – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  •  – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие 
    – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения.

Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско –  практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

  • Учёт посещаемости занятий .
  • Ведение  каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах, конкурсах.
  • Ведение «Индивидуальной карты» обучающегося.
  • К работе с одарёнными детьми привлекается психолог школы с целью отслеживания уровня развития обучающихся. Он проводит тестирования, выстраивает графики личностного развития.
  • Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия дома по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.

План реализации программы

  • Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

3. Описание места курса в учебном плане.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы.

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах.

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:        

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах.

1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения. 


    Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

2) Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

 будет учитывать индивидуальные типологические особенности детей и строится на следующих направлениях:

  • учет возрастных особенностей;
  • обогащения – выход за рамки традиционных тем курса начальной школы;
  • проблематизации – стимулирование личностного развития детей: использование оригинальных объяснений, поиск новых и альтернативных смыслов в известных фактах; это способствует формированию личностного подхода к изучению разных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Направления реализации программы.

 
 
математически одаренных детей в классе.

  • Анкетирование родителей первоклассников с целью выяснения круга интересов их детей.
  • Наблюдения на уроках за проявлением активности и любознательности первоклассников.
  • Наблюдение за успешностью обучения на уроках математики.

 математической одаренности обучающихся.

  • Предусмотреть в расписании час для факультативной работы с ОД.
  • Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.
  • Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности, работой в группах и с использованием ИКТ.

 
развитой математической одарённости.

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления математической одарённости.
  • Предоставить возможность показывать успешность развития в регулярно проводимых классных «Интеллектуальных играх».
  • Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления;
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  •  использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  •  решать составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 8 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  •  распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел;
  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  •  находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  • иметь представление о решении задач на части;
  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
  • увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня и всероссийского уровней;
  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык;

6. Содержание учебного предмета.

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объема материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  • увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год;

 
Сравнение, обобщение, классификация . Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Задачи на сравнение “Чем похожи? Чем отличаются?”. Игра “Найди одинаковые предметы”. Объединение предметов в группы. Называние предметов одним словом. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних предметов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов.

  Выделение признаков предметов. Сравнение.   Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Круги Эйлера. Множество, подмножество. Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам. Математические игры “Таблицы с недостающими рисунками”.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. Наглядные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путем сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение закономерностей. Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Чтение изографов. Изучение свойств квадрата. Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на три одинаковые части. Игры-головоломки “Тан-грамы”.

Логические задания. Занимательные вопросы. Загадки. Ребусы. Магические квадраты 3×3.  Логические задачи и вопросы. Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.   Японские задачи. ” Судоку”. Задачи математической игры “Кенгуру” прошлых лет. Математические фокусы “Угадай задуманное число”. Числовые цепочки. Анаграммы.     Логические вопросы. Решение нестандартных логических (текстовых) задач.

 
Комбинаторика и конструкции. Головоломки со спичками. Решение комбинаторных задач “Раскрась флаги”, “Составь число с помощью заданных цифр”. Комбинаторные задачи “Перестановки”, “Обмены”, “Передвижения”.

Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков. 

Творческая и исследовательская (проектная) деятельность. Предполагаемые темы проектов: “Открытия великих математиков”, “Как появились часы”, “История возникновения настольных игр”,”Как появились числа (цифры)?”,”Любимое число”,”Симметрия вокруг нас”, “Свойства площади”, “Измерение времени”, “Числа в пословицах и поговорках”, “Нумерация вокруг нас”,”Измерения (что меряют, чем меряют)” “Единицы измерения в Древней Руси” и т. д.

Диагностика мыслительных способностей.

  1. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
  2. Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
  3. Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
  4. Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования «Восемь треугольников», «Танграм».
  1. Задания с лишними и недостающими данными.
  2. Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
  3. Совершенствование элементов конструкторских умений.
  1. Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
  2. Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
  3. Построение простейших умозаключений.
  4. Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.
  1. Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
  2. Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
  3. Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
  4. Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
  5. Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бахтызинская основная общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

занятий с одарёнными детьми

Возраст детей: 7 – 10 лет

Учитель: Колбнев Д. А.

2016 – 2017 учебный год

Календарно – тематическое планирование

занятий (1 класс)

Календарно – тематическое планирование

занятий (3 класс)

Урок-проект «Звездный путь к успеху»

«Поверь в свой разум, в свой талант и руки

 И вслед моим направь свои стопы!»  

создание условий для развития творческих способностей учащихся; размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.

Форма урока: урок-

 Оформление доски — тема, портрет Ломоносова, эпиграф; презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся.

Проблемный вопрос: Гениями рождаются или становятся?

Урок предназначен для учащихся 5-8 классов

Ребята, сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос,
Как вы думаете? ( ответы учащихся)



Человек, о котором сегодня пойдет речь еще при жизни был больше, чем просто ученым, он стал символом. Этаким образцом того, как беспредельны могут быть человеческие возможности. Это тот самый образ гения, который создал себя сам.(
 
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.

А. С. Пушкин писал, что, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».

Проследим тот путь, который прошел М. В. Ломоносов.

Путь – это дорога, стремление к новому, непознанному, постоянный поиск.

 Гений  – это человек, наделенный каким-то особым даром, выдающимися способностями.

Начало пути – детство.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.

Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом удалось ему достать немногочисленные в то время недуховные книги. « Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир – мир знания. Эти книги являлись в некотором роде энциклопедиями тех времен.

Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Много лет спустя Ломоносов писал, что злая  мачеха всячески старалась произвести гнев в его отце, представляя, что мальчик всегда сидит по-пустому за книгами, потому он  вынужден был читать и учиться «в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод».

Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву.

Здесь в январе 1731 г. Ломоносов поступил в  славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии:
«Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
 В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, – «смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться», – Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. В народе эту академию звали попросту

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

– Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

– Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: “Что с тобой делать? На крышу забросить?”. Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, – шептались школяры.

Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить
горное дело и металлургию.

(12 слайд) ЛОМОНОСОВ стал самым образованным человеком в России

  1. Он был организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России
  2. Стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, ученым, признанным не только в России, но и во всей Европе
  3. Знал несколько языков.
  4. Сочинил множество стихов.
  5. Преподавал в Академии наук русский язык,  историю, физику, химию и другие предметы.
  6. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
  7. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и    дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и др.
  1. Слайд)В 1755 г. по его инициативе и проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян, позже ставший знаменитым МГУ имени М. В. Ломоносова.  

(14 слайд)Заключительное слово учителя.
 “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.

Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.

Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам:

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать

На основе услышанного написать небольшое сочинение:

  1.  «Какие качества помогли Ломоносову стать гениальным человеком?»
     
  2. «Каким я вижу Ломоносова»
  3. Объясните смысл эпиграфа.

Прочитать сочинения, выделить качества. Оформить

М. В. Ломоносов был человеком любознательным, трудолюбивым, целеустремленным, упорным и настойчивым в достижении своей цели, он стремился все начатые дела доводить до конца. Он хотел много знать, ему было интересно изучать все науки: и химию, и физику, и астрономию, и словесность, и горное дело, и музыку, и многое другое. А главное, он стремился поделиться своими знаниями и открытиями с людьми.

С честью и достоинством перенося тяжелые испытания, зависть врагов, он преданно служил на благо России, русской науки и русского народа, не думал о собственной славе.

Многие люди задают вопрос: что нужно сделать для развития своих способностей? Нам кажется, что каждый человек наделен талантом, но для его развития нужно много работать, искать, творить, стремиться к новым знаниям и не останавливаться на полпути к достижению своей цели.

 
 

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми

Направление внеурочной деятельности – научно-познавательное

Название программы – «В мире математики»

Проект внеклассного занятия с одаренными детьми,

составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
 На занятии применяются  занимательные и доступные для понимания задания, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, что привлекательно для младших школьников.

 
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

 

развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.

развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;


развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли;

формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;

развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 корректировать устную речь учащихся.

Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 
: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на занятии, организовать двигательную активность, следить за посадкой детей во время работы за партой.

 фронтальная, индивидуальная, парная

презентация,   карточки с числами, веер цифр;

солнышки для самооценки,  компьютер и мультимедийная установка;

набор геометрических фигур.                        

 
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  
, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Добывать новые знания:
 
 на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию:
 в результате  совместной  работы всего класса.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Выявлять закономерности и проводить аналогии.

– Начинаем наше занятие  вместе с Солнышком,  оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, дарит хорошее настроение, улыбнёмся друг другу.  Будьте внимательны, активны, старательны,   доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!

 
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.

 Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Сообщение  целей занятия.

Целью нашего урока будет показать умение решать логические  задачи, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и вместе.

3. Задания на развитие внимания.

Использую метод познавательной игры.

– К нам прилетела семейка облаков. Давайте узнаем какое облако кем является. На облаках написаны письма. Они разные. Это потому что все члены семьи считают по – разному. Я буду читать про каждого, а вы указывать к какому облаку, что относится. Это задание на развитие внимания.

– Дедушка любит играть в дротики. Он считает в обратном порядке.

– Мама при счёте пропускает каждое пятое число.

– Сыну нравится направлять ветер. При счёте он вместо 3 – го числа говорит ш – ш.

– Бабушка считает десятками.

-Папа любит грозу и помню при счёте он называет только числа в которых есть цифра  2.

17, 16, 15, 14, 13, 12   (

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11 (

1, 2, ш, 4                      (

25, 26, 27, 28, 29         (папа)

10, 20, 30, 40, 50, 60   (бабушка)

– Следующее задание. Разгадывание ребусов:

ПРО 100 Р  

ВИ 3 НА        

ПО 2 Л          

   

(Чтение слов на обратной стороне карточек .)

4. Задание на развитие памяти.

Задачи в стихах (дети сигналят ответы

А) Красная Шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков в плетенной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

                   мышке и белочке.

                осталось у девочки?      (Слайд 3)                                

Б) Дружно муравьи живут и без дела не снуют:

Два несут травинку, три несут былинку.

Пять несут от ёлки колючие иголки.

Сколько муравьишек занято работой?      (Слайд 4)                  

В) Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?                     (Слайд 5)                    

Г) Четырнадцать зёрнышек мышка нашла.

Четыре из них кроту отдала.

А те, что остались, в чулане закрыла,

И трогать мышатам она запретила.

Мышата лишь в щелочку смотрят на них.

Считают и спорят: ну сколько же их?           (Слайд 6)            

Д) Во дворе играли дети.

Всех их вместе было десять.

Семь мальчишек среди них. А девчонок?

                      Сколько их?                               (Слайд 7)              

Е) Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по  пять,

Чтобы было что читать.

 Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.            (Слайд 8)                            

Ж)  В карманах у Нины

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Осталось у Нины?                       (Слайд 9)                                  

 
В парк  на прогулку Оля ходила,

В парке птичек разных кормила:

Восемь синичек да два воробья.

Отвечайте, друзья!                         (Слайд 10)                            

 
Глупый маленький мышонок

В сыре дырочки считал:

Сверху три и снизу три,

Слева три  и справа три.

Сколько дырочек всего?

Кто сосчитает за него?             (Слайд 11)                                  

К) Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?       (Слайд 12)                              

Л) Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей!                         (Слайд 13)                              

 (Дети получают поощрительные призы, кто не ошибся.)

5. Здоровьесберегающая технология.  

Физкультурная минутка под музыку

6. Задания на совершенствование воображения.

При повторении геометрического материала используется  наглядно – демонстративный метод.

Конструкторы  (творческая работа в парах)

– Солнышко приглашает нас в конструкторскую мастерскую.

– А кого мы называем конструкторами? ( Конструкторы – люди занимающие изобретением всевозможных машин).

– Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учится. С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.

Солнышко приготовило для каждого из вас наборы геометрических фигур. Они находятся в конвертах.
Участники под номерами 2 и 4
, возьмите, пожалуйста, конверты и выньте все его содержимое. Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.

(Конструирование: автомобиль, снеговик, ракета, домик, рыбка, кораблик.)

7.  Задания на развитие логического мышления.

Решение  задач на смекалку (работа в группах)

Участники под номерами 1 и 2
 повернитесь к участникам под
номерами 3 и 4
 и обсудите свой ответ в своей группе.

1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой?                     (Иван)

2. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город ?                                                                              

3. Во дворе играло 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары – мальчик с девочкой. Сколько мальчиков вступило в игру?    

4. Марина и Оля – родные сестра. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?                                     (четверо)

(За правильно решённые задачи команды получают жетоны от Солнышка.)

8. Рефлексия учебной деятельности  с целью умения оценивать свою деятельность.

– Со всеми заданиями справились?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый – занятие понравилось: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – задания на занятии оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

– Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.