Классный час «Что такое толерантность?»
Цель: знакомство с понятиями «толерантность». Что значит «быть толерантным человеком?»
Начать наш классный час я бы хотела с просмотра «Мультфильма про толерантность» (ссылка на мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8).
Давайте обсудим, о чем этот мультфильм? (ответы детей)
– все люди разные;
– разный цвет волос и кожи;
– нельзя смеяться над другими, если они не похожи или чем то отличаются от тебя;
– нельзя обижать других, с тобой могут поступить так же;
– когда над тобой смеются – это неприятно.
Мы с вами живем в одной стране, имя которой Россия! Наша страна богата культурными традициями. А также на территории страны проживают люди из других стран, и у каждого есть свои традиции и правила и обычаи. И не смотря на то, что все мы разговариваем на разных языках, у нас разный цвет волос, кожи, глаз, нас всех объединяет уважительное отношение друг к другу.
Таким образом, толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. Позднее праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию: проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.
Вот и я предлагаю вам принять участие в мероприятиях, посвященных этому дню. Сейчас я прошу вас нарисовать, как вы проявляете свою толерантность, своё терпение по отношению к людям, к окружающей среде. Вы можете нарисовать, как вы помогаете другим людям, животным. Эти рисунки мы соберём в один альбом, и называться он будет «Толерантность глазами детей!»
(фоном звучит спокойная музыка, пока дети рисуют)
Давайте подведем итог нашему занятию: Что значит быть толерантным человеком? (ответы детей)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Это:
-Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
-Принятие другого таким, какой он есть;
-Уважение прав других;
-Сотрудничество, дух партнерства;
– Уважение человеческого достоинства.
Сегодня я хочу предложить вам принять участие еще в одном мероприятии. 16 ноября в нашей школе будет проходить акция «Я – за толерантный мир!»
Для этого необходимо взять цветной листок бумаги, обрисовать на нем свою руку, вырезать и приклеить на стену, вокруг земного шара. Если вы считаете себя толерантным человеком, оставьте отпечаток своей руки.
У вас на столах лежат небольшие листочки. Прочитайте и продолжите фразы, которые там написаны.
В современном мире, необходимо помнить, что толерантность – это путь к благополучному развитию общества!
Классный час “Что такое классный коллектив”.
Ход классного часа
Прочитайте тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив?
Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, – товарищи.
Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.
4. Осмысление отношений в классе
Дружен ли наш класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?
Вопросы для беседы на тему “Взаимопомощь в учебе”.
1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры)
2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?
3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались?
Вопросы для беседы “Взаимопомощь в самовоспитании”.
1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали?
2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы?
3) Как вы действуете в этих ситуациях?
4) Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время? Чем занимаетесь?
5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество?
5. Физминутка “Давайте все делать, как я”.
Давайте все делать, как я. Давайте все делать, как я. А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас! Давайте все топнем, как я. Давайте все топнем, как я. А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас! Давайте все скажем, как я. Давайте все скажем, как я. А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас!
Игра “Закончи фразу”.
Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? (
– Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.
– Что такое “взаимопонимание”? (Взаимопонимание – это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то – скажи, почему ты против, но не дерись).
7. Практическая часть.
1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в шахматы, а другому – в шашки. Как вы договоритесь? (у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться).
2) Составление памятки “Правила жизни в коллективе”.
. – Посмотрите, какие правила жизни в коллективе вы не назвали.
3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.
Подведение итогов работы в группах (Слайды 6-11 “Законы нашей жизни”: закон уважения, закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).
– Что означают для вас эти законы?
8. Подведение итогов.
– Что такое классный коллектив?
– Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?
– Школьные товарищи – это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков – свободное время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями. (Слайды 14-18 “Фотографии класса”)
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций
Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.
Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.
Ваши коллективы:
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.
Личность в коллективе бывает:
Памятка «Как не стать конформистом»
Упражнение «Я – в коллективе»
Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):
Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».
Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.
В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.
Упражнение-игра «Социометрический опрос»
Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.
Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый – на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.
Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.
Мысли мудрых
Классный час на тему:
знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
раздаточный материал: карточки;
магнитная доска, мультимедийное оборудование.
Для проведения занятия дети делятся на 2 группы
2. Введение в тему.
Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Любовь, терпение, прощение.
2. Знакомство с понятием «толерантность».
Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному.
Значение слова «толерантность» в разных языках.
В испанском языке:
– способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– готовность быть терпимым;
– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)
: Что объединяет все эти определения?
Умение жить в мире и согласии со всем миром
В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему? Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности (Дети приводят примеры проявления агрессии, нетерпимости).
3. Работа по группам.
Напишите, что значит быть толерантным.
(Дети зачитывают свои ответы)
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; милосердие; уважение прав других; сотрудничество; уважение человеческого достоинства.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»
Определение качеств толерантной личности.
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. 1 группа выбирает те, которые характеризуют толерантную личность. 2 группа выбирает те, которые характеризуют интолерантную личность.
Проверка результатов работы. Дети зачитывают свои ответы.
Желание что-либо делать вместе
считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.
– хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
5. Решение проблемных ситуаций.
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
6. Инсценировка «Сказочка о счастье»
На свете жил один король,
богатый и могучий.
Всегда грустил он.
И порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
– О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Сказал король и укатил.
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
– О, мой король, – вскричал солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: Устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я , право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
– А, ну служивый, пропусти,
Сказал король и укатил,
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
– Прости, любезный мой король,
Мой дом – вон видишь, за горой,
С утра ушла далЕко я .
Ношу из леса я дрова –
Гляжу вокруг, едва жива:
-А ну, старуха, пропусти,
Ведь я за счастьем еду!-
Вот лето кончилось. Жара
-В путь пора, еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой-
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день сияет!
-Как вы назвали поведение короля в начале истории?
– Как вы думаете, почему изменился король?(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. У него хорошо на душе, он чувствует себя счастливее.)
– Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
– Чему нас учит эта сказка?
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
8. Игра «Волшебная рука»
Обведите на листе свою руку, напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Вырежьте ладошку.
Мы с вами говорили о толерантности, толерантной личности.
Задание 4 группам:
правила толерантного общения и запишите их.
(После того, как дети зачитают правила, можно показать на слайде)
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи свои аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признавать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
В конце занятия мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, чтобы вы научились быть терпимыми друг к другу.
МОУ Лесная СОШ
«Толерантность-путь к миру»
Классный руководитель 8 б класса
Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;
Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;
Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход классного часа:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.
– На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с
любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
– Девиз нашего классного часа звучит так: Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех.
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе
– (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. ( Испанский)
– готовность быть терпимым, снисходительным. ( Английский)
– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. ( Китайский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. ( Арабский)
– Что общего в этих определениях? Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Население планеты Земля составляет почти 7 миллиардов человек различных национальностей. Символ толерантности – радужный флаг и сплетенные разноцветные руки
Задание «Соотнеси высказывание с заповедью».
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
«Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность.
– Итак, быть толерантным, значит:
Любить ближнего своего.
Быть добрым, терпимым.
– Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему? Учитель: – цветок это красота мира, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Задание «Толерантная и интолерантная личность».
Распределить в две колонки: – черты, присущие толерантной личности, – интолерантной личности.
Умение владеть собой
Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»
Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
– Как поступите в этой ситуации? – Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? – Как можно избежать драки? Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
2. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
– Как вы поступите в этой ситуации?
Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации». А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Сказка Ольги Дунец «Молчание и молчание».
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось – не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
– Обижали ли вас когда-нибудь?
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?
– Умеете ли вы прощать?
– А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?
(Благословенны будьте, травы
И воды в зелени оправ!
Виновных нет: все люди правы,
Но больше всех – простивший прав!
(Звучит песня «Прости, поверь» в исполнении А. Варум.)
Задание « Объясни пословицу».
Есть слёзы – ( есть и совесть).
Упавшего не считай (за пропавшего).
Кайся, да опять (за старое не принимайся).
Тому тяжело, (кто помнит зло).
Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит).
– Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!
– Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
– Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.
– Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?
– Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?
– Кто был смущён? Почему комплименты были разными?
Продолжите фразу: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
– Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.
– А что у вас общее?
Дети отвечают :
Б) цель – получить образование;
В) класс, т.е коллектив;
Г) возрастные интересы.
Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, печально.
Тест «Насколько я толерантен?»
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Терпеть и верить: Все на свете Прекрасны – Взрослые и дети, Коты собаки и Медведи, И сослуживцы и соседи. Терпимость – Наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас.
Рефлексия «Дерево толерантности» . Творческая работа.
– Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
– И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным мир!!!
Конспект классного часа для 6-7 класса
Классный час (6-7 класс) «Взаимоуважение – основа сплоченности школьного коллектива»
Вероятно, в любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплочённостью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплочённости коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Класс для школьника – это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задаёт нормы для своих членов – от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплочённости, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности»
Курт Левин
Цель: повышение сплочённости учебного класса, развитие взаимоуважения.
Задачи:
1. Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику.
2. Развивать умение сотрудничать и действовать сообща.
3. Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
4. Разрешать конфликтные ситуации.
5. Формировать позитивное отношение к каждому человеку.
Класс с помощью цветных жетонов делится на три группы.
1. Правила работы в группе.
Каждой группе раздаются списки правил работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Задача: обсудить и принять, либо отклонить предоставленные правила. Объяснить принятое решение.
Правила после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я – высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «стоп».
8. Конфиденциальность.
2. Разминка.
«Поменяйтесь местами»
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами:
– по первой букве имени от А до Я;
– по первой букве фамилии от Я до А;
– по дате рождения;
– по месяцу рождения.
Задача группы поменяться местами. Задача ведущего – успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Психологический смысл упражнения
Создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, повысить заинтересованность участников друг другом.
3. Диалог и Мини-лекция.
Ведущий предлагает каждой группе подумать минуту и ответить на вопрос «Что такое самоуважение?» (записать на ватмане). Каждая группа высказывает свое мнение. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самооценку, о желании быть идеальным человеком, и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.
4.«Хорошие и плохие поступки»
Описание упражнения
С помощью цветных жетонов класс делят на две команды. У каждой команды есть лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды – написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. Соответственно, задача другой команды – написать как можно больше поступков, из-за которых теряется уважение к человеку. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение.
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологический смысл упражнения.
Осознание детьми связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
5. Упражнение «Поздороваемся» Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли.
Описание упражнения
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения
Установление контакта между участниками. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
6. Упражнение «Построимся» (делим класс на три группы с помощью цветных жетонов)
Описание упражнения
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. « Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется – нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Психологический смысл упражнения
Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
7.«Рисунок на спине»
Описание упражнения:
Участники с помощью цветных жетонов делятся на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и показывает ее последнему в колоне. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги (доске) и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения:
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
8.«Пазлы»
Описание упражнения:
Участники с помощью цветных жетонов делятся на три команды и каждой команде выдается по пазлу. ( Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения).
Задача команды – собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
9. Упражнение «Друг к дружке»
Цель: формирование доброго, внимательного отношения друг к другу, развитие тактильного восприятия.
Время: 10 минут.
Инструкция: Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», — вы должны найти себе пару. После того как вы найдете пару, я дам задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!» Теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу — нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр.
Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах.
Анализ:
• Поделитесь своим настроением.
• На что направлена данная игра?
• С кем и когда можно ее применять?
Самой же главной оценкой классного часа станет оценка детей, когда они будут делиться впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с одноклассниками.
Рекомендуем посмотреть
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья – моё богатство
Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»
Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России
Конспект классного часа для 6-8 класса на тему: Герои земли Русской
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс
Конспект классного часа на тему «Какой мы коллектив?», 9 – 10-й классы
Цель: проанализировать различные способы взаимодействия в группе, выбрать организационную структуру класса.
Эта игра необходима в классе, где ребята способны проанализировать происходящее, сумеют вместе с педагогами сделать необходимые выводы. Особенно такая форма работы поможет классному руководителю, чей класс как коллектив еще не сформировался (например, 10-й класс собран из нескольких) и где нет сложившейся системы взаимоотношений. Для игры потребуется раздаточный материал:
✏ две копии описания систем общения (рис. 1 и 2):
Рис 1: Общаться можно только с боссом.
Рис 2. Общаться можно только с соседями по каждую сторону.
✏ копии текста логической задачи для каждого участника (задача должна соответствовать интеллектуальному уровню развития ребят).
Приведем возможную задачу:
Рыболовы. Леня, Дима, Коля и Саша подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. В результате выяснилось: Саша поймал больше, чем Коля, Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Саша. Леня и Саша вместе поймали рыбы меньше, чем Дима и Коля. Как распределились между рыболовами места по количеству выловленной рыбы? (Ответ: больше всех поймал рыбы Дима. За ним – Саша, затем Коля, а Леня – самый неудачливый.);
✏ копии словарных списков, разрезанные на пять частей.
Поделите класс на две равные группы. В игре это две компании. Можно предложить ребятам дать название своим компаниям. ( Пока условно назовем их А и Б.) Компании А и Б – конкуренты. Каждая разрабатывает новую видеоигру. Та, которая первой решит две важные проблемы – словарную и логическую первой выйдет со своей продукцией на рынок, а вторая – рухнет.
Вручите каждой компании копии описания стилей общения. Пусть они расставят стулья так, чтобы получилось, как на рисунке. Итак, компания А организована так, что центральное место в ней занимает босс (см. рис. 1). Сотрудники компании могут общаться только с боссом. Надо его выбрать или пусть кто-то станет им добровольно.
Компания Б организована по кольцу: в ней каждый сотрудник может общаться с любым из двух соседей по обе стороны от него (см. рис.2).
Следующий удостоверится, что каждому понятно, с кем он может, а с кем не может общаться. Скажите, что всем нужно разговаривать очень тихо, чтобы не слышали остальные. Если компания решает задачу, все поднимают руки.
✏ Первая задача: «Необходимо найти пароль для запуска видеоигры. В компьютере он пропал, а вспомнить его никто не может. Единственный способ его восстановить – это сравнить несколько списков слов и найти то из них, которое содержится во всех списках».
Засеките время, которое затратят компании на решение задачи, следите, чтобы в каждой из них соблюдались заданные правила общения.
Когда обе команды решат словарную задачу, им дается следующая установка. В компании А сменилось руководство, и в ней решили перейти на систему кольцевых отношений. Компания Б тем временем перешла к централизованной системе отношений. Пусть в компании Б выберут босса или кто-нибудь станет им добровольно. Напомните, что в компании А теперь босса нет.
✏ Вторая задача: «В видеоигре используется логическая задача. Вам необходимо ее решить».
В завершение необходимо проанализировать ход эксперимента. Предложите ребятам высказаться, отвечая на вопросы:
♦ какая компания быстрее справилась с первой задачей? А как вы предполагали?
♦ какая компания быстрее решила логическую задачу? Вы ожидали этого?
Обсудите, что ребята думают о каждом способе общения. Составьте список преимуществ и недостатков каждого способа.
Подумайте, какие еще системы отношений в группах могли бы работать не хуже.
Сделайте выводы, насколько важно, чтобы в классе была определенная система коллективного мышления. То, какой способ коллективной работы лучше, зависит от ситуации. В чрезвычайных ситуациях, когда нет времени выслушать каждого и прийти к общему согласию, разумнее всего сделать так, чтобы кто-то один принимал решение и говорил остальным, что делать. В большинстве других случаев проблемы решаются проще и быстрее при наличии обратной связи, когда к каждому поступают сведения о том, как идут дела. В связи с этим можно решить, какая структура отношений необходима классу. Ее можно разработать совместными усилиями и затем продумать, как ее реализовать. Важно, чтобы ребята понимали, зачем производится, например, деление на микрогруппы, даются определенные поручения. Игра-эксперимент – неплохое начало для организационного собрания, так как позволяет наделе убедиться в особенностях взаимодействия.
Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс
Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий
Классный час на тему экология 9 класс
Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!