УРОК АНАЛИЗ 3 ДЕЙСТВИЯ ГОРЕ ОТ УМА 9 КЛАСС

События третьего действия являются кульминационными, которые подтверждают, что Чацкий стал жертвой фамусовского общества. Виной тому стала случайная обмолвка Софьи о безумстве молодого человека. Ее фразу можно было воспринять как шутку, но господин N решил воспользоваться удобным моментом, и постарался сделать все возможное, чтобы повсюду разнести весь о сумасшествии Чацкого.

Местное общество с большим удовольствием подхватило эту сплетню, поскольку Чацкий к тому времени уже успел всем изрядно «насолить» своими рассуждениями о насущных проблемах. Теперь можно было открыто признать его социальным безумцем, и игнорировать опасные речи, в которых он так рьяно критиковал столичный социум.

В третьем действии автор мастерски продемонстрировал механизм зарождения сплетни – ее формирование, распространение и уничижение личности. Среди героев началась своего рода игра – взглядами, словами, недомолвками, где каждый из них ловко сыграл свою партию. Слух о сумасшествии Чацкого начался с Софьи, которая обронила фразу о безумии молодого человека. С ее молчаливого согласия эта фраза моментально превратилась в заведомую ложь. Ее с большим удовольствием стал распространять Загорецкий, добавив от себя убедительные подробности. Завершающим аккордом стало обвинение глухой графини. Так с легкой руки представителей фамусовского общества Чацкий был признан сумасшедшим.

Благодаря этому обвинению люди оправдали себя в собственных глазах, не желая слышать и признавать правду, которую пытался донести до них Чацкий. В ней они видели серьезную угрозу своему спокойствию, привычной размеренной жизни. Внутренняя глухота, нежелание принимать действительность, духовная ограниченность – типичные черты дворянского общества образца начала 19 века.

Опубликовано 20 декабря, 2018

В начале 3 действия комедии “Горе от ума” Чацкий пытается выяснить у Софьи, кого она любит. Девушка отвечает на вопросы старого друга уклончиво. Однако в разговоре выясняется, что Софье нравится Молчалин за его кроткий нрав, услужливость и скромность. Далее идет диалог Чацкого и Молчалина. Секретарь Фамусова говорит о чинах и умении прислуживать, чтобы сделать карьеру. Чацкий решает, что Софья его обманула. По его мнению, такая умная рассудительная девушка, как Фамусова, не может любить человека, чьи желания и средства их достижения столь низменны.

Наступает вечер. На балу в доме Фамусовых собираются знатные дворяне Москвы. Первыми приезжает чета Горичей. Платон Михайлович Горич является бывшим сослуживцем Чацкого. Следом появляются князь Тугоуховский с княгиней и шестью дочерьми, графини Хрюмины, Загорецкий, Хлестова – тетка Софьи и другие гости. Молчалин ведет себя услужливо и любезно с гостями Фамусова, что замечает Чацкий. Его едкое замечание Чацкого в сторону Молчалина слышит Софья. Влюбленная девушка решает отомстить старому другу. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Почему гости Фамусова поверили, что Чацкий не в своем уме? Вольные речи героя вызывают недоумение дворянства, принадлежащего к “веку минувшему”. Фамусов и его гости приверженцы старых традиций и устоев, в то время как Чацкий видит неминуемость общественных перемен. Социальный конфликт достигает своей кульминации в конце 3 действия. Становится очевидным не принятие идей “века настоящего” “веком минувшим”. Чацкий для дворянства Москвы является человеком лишним и даже опасным. Мнимое сумасшествие главного героя становится его оправданием в глазах фамусовского общества, которое не приемлет все то, что противоречит его идеалам.

Третье действие комедии заканчивается монологом Чацкого. Неприветливо встретила Москва молодого человека, он чувствует себя неуютно среди столичного дворянства. Чацкий рассказывает о случайной встречи на балу с французом, который приехав с Россию, боялся найти здесь варваров с суровыми обычаями. Но не встретил ни русских лиц, не русской речи. Чацкий осуждает моду на все иностранное, которая губит родную культуру. Произнося монолог, главный герой и не заметил, как от него все разошлись.

Третье действие пьесы «Грозы» начинается с разговоров о «вечном». Две дамы, Феклуша и Кабанова, рассуждают о жизнях городов. Феклуша хвалит Калинов за его спокойствие и размеренность, а вместе с тем говорит, что это заслуга местных жителей. Странница беспрестанно толкует о суете, о неудобствах, связанных со спешкой и о том, что люди глупцы, более того – они несчастны. В её словах есть правда, но лишь отчасти. Суета – и впрямь неприятное явление, но люди торопятся не от недостатка ума, а от того, что хотят всё успеть.

Долгие философские размышления дам прерываются из-за Дикого, который решил оповестить куму о том, что он пьян. Это совершенно неудивительно, ведь люди, у которых нет внутреннего равновесия всегда пытаются навести порядок с помощью алкоголя. Дикой просит куму поболтать с ним по душам, чтобы ему легче стало. Кум рассказывает о своем пороке, о том, что не умеет давать деньги в долг, а как только речь об этом заходит, так он сразу и сердится. Кабанова же в ответ объяснила товарищу, отчего ему позволительно так себя вести – главных над ним нет, а, чтобы никто к нему не обращался, он на близких ругается, страх нагоняет. Вряд ли Дикой сделает из этого нравоучения какие-либо выводы, ведь сложно услышать и принять то, к чему приходишь не сам.

В то время, пока кумовья переместились в дом, Борис проходит около ворот и горько размышляет о своей любимой. Ему не хватает встреч с ней, потому становится еще печальнее. В душевных муках он говорит, что лучше бы уже и не встречать никогда Катерину, так только хуже – видеть раз в неделю, но ничего не делать.

От нехороших размышлений Бориса отрывает Кулигин, и они вместе идут на прогулку по бульвару, наслаждаясь городком.

Тут же Кулигин поднимает тему домашнего насилия, ссылаясь на то, что богачи устраивают дома истинную тиранию. Как бы грустно это не звучало, но проблема довольно распространена. Она может настигнуть людей с любым достатком, и страдающим не спрятаться от неё, а точнее, от зазнавшихся буржуев, которые считают, что им всё разрешено. Однако в действительности им и вправду дозволено слишком много.

Кулигин и Борис натыкаются на целующуюся парочку – Варвару с Кудряшом. Варвара пользуется моментом, чтобы выполнить свое обещание и всё же устроить свидание Катерине и её возлюбленному. Поступок девушки неоднозначен. С одной стороны, она готова осчастливить приятельницу. Более того, Варвара не осуждает Катерину и не угрожает ей, а наоборот – помогает. С другой стороны, она устраивает личную жизнь жене своего брата, что несколько противоречит семейным ценностям.

Борис остается наедине со своими мыслями. Он в приятном предвкушении, хоть и сильно волнуется. Всё в его голове путается, ведь он так близко к тому, чтобы стать счастливым, но так много сложностей на пути. Борис рад видеть Катерину, он почти сразу признается девушке в любви, но та лишь в испуге просит его уходить. Тем не менее, лед Катерины тает, и она говорит, что готова на грех, лишь бы быть счастливой с Борисом, она признается, что влюбилась в молодого человека, сразу же, как только увидела.

Главный момент действия ожидает читателя в третьем явлении. На том моменте, где Катерина мечется между укорами, правилами, запретами и желанием любить и быть любимой. В итоге, она выбирает сторону света, и их с Борисом история получает шанс стать реальной.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

станицы Ленинградской Краснодарского края

Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

(урок литературы в 9 классе)

учитель русского языка и литературы

Андросова Светлана Владимировна

Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Молчалины блаженствуют на свете»

(действие 3, сцена «Чацкий и Молчалин»)

– Кратко перескажите содержание явлений 7-14

-В чем значение явлений 7-14?

(Чацкий должен был понять, увидеть, что Софья его не любит. Но он уходит печальным, омраченным, но не подозревавшим о любви Софьи к Молчалину)

Личная драма Чацкого.

– Почему же обморок Софьи, вызванный падением Молчалина с лошади, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин – избранник её сердца?

(Дело в том, что Чацкий забывает о Молчалине, он занят лишь спасением Софьи. Сосредоточенность чувства, волнения не позволяют Чацкому трезво воспринять происходящее, хотя он старается остро всё подметить. Даже несмотря на то, что Софья смеется над его участливостью, прямо говорит ему: «На что вы мне?» Чацкий не подозревает.)

-Почему Чацкий так настойчиво ищет встречи с Софьей?

(Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество).

3. Чтение разговора Чацкого с Софьей (д.3, явл. 1-2)

-Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей и почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит!»

(Чацкий расспрашивает Софью и пытается заново открыть для себя Молчалина. А может он имеет достоинства?  Это последние встречи Чацкого, они продиктованы надеждой, что его последняя попытка увидеть в людях человеческое, прежде чем окончательно отвергнуть их. Софья откровенна, она отважилась сказать « истины 2 слова», что отталкивает её в Чацком. Оказывается, его непохожесть на других.  Чацкий хочет узнать те достоинства, которые заставили её выбрать Молчалина?  Вот почему он чувствует себя на грани катастрофы.

Итак, любовь к Софье приводит его на грань безумия. ( «Вот нехотя с ума свела»- Софья).  Она пытается его образумить, перечисляя ему достоинства Молчалина, которые заставят  Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит».  И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого загадкой, хотя он понимает, что любовь к ней потеряна навсегда.

Вопросы после чтения.

-По каким жизненным принципам живет Молчалин?

(«умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от людей»)

– Какие средства его натуры позволяют причислить его к людям «века минувшего»?

Уже в этом столкновении Чацкого с Молчалиным слышится предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Пока Чацкий озабочен загадками любви, откровенность Молчалина заставляет его сделать вывод, обратный реальному:

С такими чувствами, с такой душою любим!

Обманщица смеялась надо мною!

Всё то, что он презирает, в барской Москве возвышает человека.

-Почему же фамусовской Москве нужен Молчалин?

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Почему неискореними  Молчалины?»

Литература: В мире литературы 9. Учебник-хрестоматия для общеоб. учреждений. Часть 1-2. Под ред. А.Г. Кутузова. Дрофа. М.:2007г.

и: проанализировать III действие; работать над
выразительным чтением.

I.
Проверка домашнего задания.

II. Работа
по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Беседа по прочитанному.

– В III
действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться
признания Софьи).

– Как встречает его Софья?

– Что отталкивает ее от
Чацкого?

– В разговорах Чацкий неосторожно
упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни
притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте.
Каких достоинств он не находит в нем?

– Почему Чацкий думает,
что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая
норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое созданье», значит, не
достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется
над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а
выдуманного ею.)

– Действительно ли Софья
любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил
Чацкий?

– Почему же Софья,
довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I,
явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. I I, явл. 2), – предпочитает Молчалина? (Воспитанная
на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в
искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах
девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им.
Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, сентиментальность, ханжество –
приближают героиню к «веку минувшему».).

– Проследив диалог Чацкого
и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

– Каким видится вам
Молчалин? (Молчалин – «деловой», по выражению Фамусова, человек,
представитель нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться
к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не
может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать
ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и
совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца,
услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в
жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

– С 5-го явления в доме
Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?

– Почему Чацкий едва
узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал
под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, –
опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с
ним даже поговорить.)

– Появляются Тугоуховские.
Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

– Что представляет собой
«графиня внучка» Хрюмина?

– Какой рисует автор
свояченицу Фамусова Хлестову?

– С 13-го явления снова продолжает
развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья
злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это
нарочно?

– Что происходит на сцене
в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?

– Почему все подхватывают
сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной
стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение
расценивается как социальное безумие.)

– В чем вы видите комизм
ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в
трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные
вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – никто,
оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он
зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На
Хрюминых?)

1) подумать над вопросом:
«Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;

2) обратить внимание на
язык персонажей;

3) выписать из текста 10
крылатых выражений;

4) индивидуальное задание:
сценическая история «Горя от ума».

Для подготовки
доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов, О. Л. Театр А. С.
Грибоедова. – М., 1983.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

и: совершенствовать навыки анализа произведения;
определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа;
показать значение пьесы для русской литературы.

II.
Работа по теме урока.

Действие III было
кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте:
имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак,
IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

Но тут появляется
запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли
«бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля,
говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются
разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все
еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. « Приговор» ему вынесен окончательный,
и отмене не подлежит.

Теперь проследим за
развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го

– Как вы думаете, может ли
Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3.14, 15-го .

– Как вы считаете, имеет
ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки
произведения.)

– Кого и за что обличает в
последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая
Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит
московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи
Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли
победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

Многими исследователями
отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам,
карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты
«политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор
подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и
патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух
мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой
набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать
окружающую действительность.

Долгое время критика
единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по
крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его
«вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали
многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого
героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то
или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого
ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да,
кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества,
чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный,
деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в
споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд,
дальнейшая судьба Чацкого?

III. тог урока. Подведение итогов изучения
комедии.

Вот мы и закончили
изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные
классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое
реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма
характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает
историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и
многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет
развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в
создании социально-политической комедии нового типа.

– Попытайтесь определить
размер стиха комедии. ( Вольный ямб.)

2. « Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для
того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо.
Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для
исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную
точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает
сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых
артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

1) подготовиться к зачету
по произведению (знание текста);

2) сбор материала к
сочинению:

«Век нынешний и век
минувший»;

«А судьи кто?»;

Чацкий и Молчалин;

Уроки по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок №1. Знакомство с героями и фамусовским обществом.

Цель урока: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных конфликтных линий пьесы.

технология критического мышления

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Какие ассоциации вызывает название произведения?

Горе уму Горе от ума

( то, что вне человека; гонят, клянут, ( происходит не только с тобой, но и вокруг тебя)

– Как вы считаете, главный герой умный или глупый?

– Это история неудачной любви?

Осмысление содержания. Получение новой информации.

Работа с текстом.

Афиша. Кто есть кто? Прием «говорящие фамилии»

Записать в тетрадь!

Чтение 1 действия.

Быт московской дворянской семьи. Дом Фамусова.

– Какое впечатление произвели на вас герои?

– Кто показался смешным и нелепым , а кто заслуживает особого внимания, интересен?

Нарисуйте «любовный треугольник». Кто лишний?

? СОФЬЯ

– Кто из героев уехал из Москвы три года назад «ума искать»?

– И кто ради любви «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся»?

– «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног»,- это кто?

– И о ком « не человек, змея!»

С какой целью Чацкий приезжает в дом Фамусова? Можно ли установить , откуда он приехал ?

Как Софья относится к Чацкому в начале пьесы? Как меняется её отношение к нему по ходу развития действия ? Какую роль в этом играют её отношения с Молчалиным?

Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Как Молчалин относится к Софье ?

У Чацкого ум с сердцем не в ладу. И все-таки он без памяти влюблен в Софью.

А его терзает вопрос : « Кто, наконец, ей мил ?» Любовный конфликт не разрешен!

Почему Фамусов настороженно относится к приезду Чацкого ? Какие темы поднимаются в их разговорах ? Как реагирует Фамусов на высказывания Чацкого ?

Цель урока : раскрыть суть конфликта комедии.

Поведение Софьи озадачило Чацкого. « Кто, наконец, ей мил?»

– Может быть, Скалозуб?- «олицетворение тупой военщины»

– А Молчалин , « жалчайшее создание», – – неужели он избран ею?

Обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед

Работа над проблемным вопросом. 2 действие. Чтение д.2, явление 1. Монолог Фамусова.

– Чем обеспокоен Фамусов?

Д.2, явление 2. Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для века «минувшего»? Зачитать.

– А что важно для Чацкого? Зачитать. Кто прав?

. ( Почему оба героя оказываются в комической ситуации?)

Ода» Фамусова старой Москве. / Монолог Чацкого «А судьи кто?»

Проблемный вопрос: почему Чацкий не принимает фамусовское

( московское, дворянское ) общество?

Фамусов: «Да он властей не признает!» Это звучит

Возвращаемся от социального конфликта к любовному

– Нашел ли ответ на свой вопрос Чацкий? ( Нет)

– А что Софья? «Выбор» Софьи:

( хрипун, удавленник, фагот.) !?

н ( жалчайшее созданье.) !?

3. Чацкий !? Друг детства

А кем из них я дорожу ?

Хочу – люблю, хочу- скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Кто такой Молчалин? Как вы понимаете выражение: «молчалины блаженствуют на свете.» Речевая характеристика героя.

– Фамусов о Молчалине. «деловой», человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. «Враг дерзости, всегда застенчив и не смел

– Чацкий о Молчалине. Жалок и заслуживает презрения. Не воспринимает его всерьез. ( В этом его ошибка. Молчалин проворный делец, удобно устроившийся в жизни)

– Чацкий о любви Софьи к Молчалину.

«Глядел, и видел, и не верил»

– Молчалин о Софье. « Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит , как его.»

Чацкий / Молчалин.

Принципы жизни. Кто есть кто? Распределить

Иметь своё мнение

Умеренность и аккуратность

Балы не для знакомств, а для веселий

5.« Я глупостей не чтец.»

6. «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь

3. Любит, мечтает, обманывается

4. Мечтает о любви, семье

Итак, Чацкий никак не может разгадать Софью.

Но зато социальный конфликт принимает обороты не в пользу Чацкого.

– Что такое фамусовское ( московское , дворянское ) общество ? Каковы порядки, обычаи , нравы?

Отношение к образованию

« В чтеньи прок- от не велик»

« Всю ночь читает небылицы,

Отношение к службе

« Сурьезный взгляд, надменный нрав»

« Когда же надо подслужиться,

И он сгибался в перегиб»

«На всех московских есть особый отпечаток,,»

Вывод : Фамусов блюститель старых порядков, нравов!

Представители этого общества:

Фамусов Павел Афанасьевич –

Скалозуб – полковник, цель жизни – не защищать Родину, а «добыть» чин генерала.

«Мне только бы досталось в генралы»

Молчалин – «безродный», но деловой, во всем потакает Фамусову

Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий , что его единственный недостаток – глухота.

Супруги Горичи – Платон Михайлович – спокоен и ленив

Наталья Дмитриевна – властная.

Светский раут Бал в доме Фамусова. ( Действие 3, явления 14-21)

Здесь все ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном.

Именно во время бала Чацкий будет объявлен сумасшедшим !

Софья «Он не в своем уме».( Явление 14)

Что же Чацкий? Он не замечает, что его объявили сумасшедшим. Его не слышат. Зачем слушать умалишенного.

Да мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

А пуще голове от всяких пустяков .

Критика русского общества, которое подражает иностранцам.

Но Чацкого никто не слышит и не желает слышать. Он безумец.

Причина «безумия» – «ученье- вот чума, ученость – вот причина»


УРОК АНАЛИЗ 3 ДЕЙСТВИЯ ГОРЕ ОТ УМА 9 КЛАСС

Цель : уметь анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям и сформировать личностное восприятие к произведению ,

Учебник «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 9 класс» (М.:Просвещение, 2019)

Художественный текст комедии «Горе от ума».

Я считаю, что сумасшедшим Чацкого объявила Софья.

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в ученье.

Чацкого игнорируют из-за шуток и насмешек.

Софья отвечает Чацкому взаимностью и готова с ним хоть на край света.

Лиза принимает ухаживания Молчалина и выходит за него замуж.

Я считаю, в финале комедии Чацкий побеждён лицемерным светским обществом. ?

Осмысливаем содержание 4 действия.

В 4 действии наступает развязка. Гости бранят скучный бал . Все обсуждают «безумие» бедного Чацкого. Но приговор вынесен окончательный.

– Развязка любовного конфликта. Явления 10-13.

– Может ли Софья простить Молчалина и выйти за него замуж?

– Монолог Чацкого. Кого и что он обличает ?

– Есть ли победившие в споре между веком минувшим и веком нынешним?

– Как сложится судьба Чацкого, покинувшего Москву ?

Побежденный ? Победитель? ( Распределить высказывания по критериям).

Обличитель лжи, лицемерия.

Не такой, как все.

Вынужден покинуть дом Фамусова.

Изгнан из Москвы.

Итак, Чацкий – идеолог нового поколения, прогрессивного , образованного, тип декабриста. Непонятый, освистанный.

( Грибоедов скептически относился к декабристам : «100 прапорщиков решили перевернуть Россию».)

Конспект статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»

Чацкий положительно умен.

Чацкий породил раскол

Клеймит позором низкопоклонство

Московское общество и Чацкий

Мильон терзаний и горе

Слух о его сумасшествии

Роль Чацкого – роль страдательная.

Индивидуальная работа по комедии Грибоедова «Горе от ума».

Александр Чацкий – победитель или побежденный?

2. Цель его возвращения в дом Фамусова? Какую загадку он пытался разгадать?

3. Почему его Фамусов считает опасным, не признающим властей?

4. Объявлен сумасшедшим. Кем?

5. « Вон из Москвы!» Судьба Чацкого?

2) «Молчалины блаженствуют на свете».

Кто такой Молчалин?

В чем видит смысл жизни?

Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с Фамусовым, с Чацким, С Софьей, С Лизой?

Почему Молчалин дойдет до степеней известных ?

В чем опасность Молчалина?

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество»

Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»

Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок

Формировать умение определять отношение автора к событиям , героям, на основании развития действия, поступков героев , их речи, ремарок

Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы урока.

– Попробуйте сформулировать цель урока.

Знать содержание 3 действия комедии;

Знать развитие любовного конфликта;

Знать развитие общественного конфликта;

Уметь анализировать, давать оценку героям;

Выяснить позицию автора.

3. Актуализация знаний. Беседа с учащимися:

– Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?

(узнать причину холодности Софьи)

-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?

– Чего же он добился?

(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз

приедет в дом Фамусова)

Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.

– Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.

(Читают заранее подготовленные ученики)

-Об этой сцене существуют противоречивые мнения. Прочитаем их (с.110-111 учебника).

Таким образом, режиссер говорит о правдивости сцены, в которой развертывается диалог между Чацким и Софьей.

Иного мнения придерживался В. Г. Белинский: «Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или Скалозуба. Странное решение – к чему оно! Что ему за радость узнать от нее, что она любит не Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все ли равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания, каких-либо хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе? Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? Буря в стакане воды! Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы!»

-Теперь слово за вами. Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование? С чьим истолкованием этих явлений вы согласны? С какими мыслями готовы спорить?

(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)

-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?

Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.

Беседа с учащимися после чтения диалога:

– О ком размышляет Чацкий в начале сцены?

(О Молчалине как возможном муже Софьи)

-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?

-Что скрывается за этими вопросами?

(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)

-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?

(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)

-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)

(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).

-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?

(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)

-Разные мнения сложились и о монологе Чацкого, в котором он признается в любви Софье.

-Каково ваше мнение об этом монологе?

(Мне кажется, что Чацкий объясняется в любви Софье. Об этом говорит та страсть, с которой он произносит этот монолог.)

-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?

(ум бойкий, гений смелый, смирение)

-Каких достоинств он не находит в Молчалине?

(Страсть, чувство, пылкость)

-За что же тогда Софья любит Молчалина?

-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном – в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.

-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?

(Молчалин за других себя забыть готов

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит)

-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека

-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:

«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».

-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).

-Что, кто изображается в 4-14 явл?

(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)

-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.

-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.

-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?

(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).

-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,

В вражде неутомимых,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдуманным вздором».

-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?

(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:

Анализ явл. 15-21

-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).

-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?

(1. Скалозуб: «он не в своем уме», т.к. ранее Чацкий сказал «от сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее – простыть, охолодеть», т.е. в том смысле, что Чацкий без ума от любви.

2. Господин N. придал прямой смысл: «С ума сошел».

3. Загорецкий: «Он сумасшедший».

-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?

(«Чай, пил не по летам» (Хлестова)

«Шампанское тянул стаканами»

-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.

-А вторая причина?

(Фамусов: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина)

-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.

– Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?

(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)

-Развитие сплетни достигло кульминации, когда Чацкий появляется в гостиной. Его противники в своей неприязни тоже дошли до высшей точки кипения. Они напуганы его появлением и пятятся от него в « противную сторону».

_ О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?

(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).

-В чем комизм создавшейся ситуации?

(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).

– Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?

(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).

-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.

(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)

Какую роль играет 3 д-е в комедии?

(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).

Каково отношение автора, зрителя, читателя к Чацкому?

Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?

Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?

(Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).

Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»

Инд. задание. Подготовить сообщение о Репетилове.

Приложение (материал для сообщений учащихся)

Сообщение о Хлёстовой

Хлёстова – один из самых колоритных женских персонажей среди гостей Фамусова. Старая московская барыня, знающая себе цену, властно и раздражённо покрикивающая на родственников, деспотичная с крепостными, беапелляционная в высказывании своих оценок, владеющая грубоватым, но весьма красочны языком. Её формулировки сродни афоризмам Фамусова – звучат выразительно, точно.

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светопреставленье!

Какая у меня арапка для услуг,

Курчавая! Горбом лопатки, всё кошачьи ухватки.

Лгунишка он, картёжник, вор;

Я от него и двери на запор.

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала.

Я за уши его дирала, только мало.

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трёх сажень удалец.

А спор Хлёстовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого! Тут всё знаменательно! И точное знание состояние другого человека («уж чужих имений мне не знать») и знаменитое хлёстовское «Всё врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней. Она находит в себе какие-то душевные струны, чтобы по-своему пожалеть Чацкого:

Отцы мои, уж кто в уме расстроен,

Так всё равно, от книг ли, от питья ль,

А Чацкого мне жаль.

По-христиански так, он жалости достоин.

Сообщение о Загорецком

9 явление представляет нам Антона Антоновича Загорецкого. « Лгунишка он, картёжник, вор», а также «отъявленный мошенник, плут». Загорецкий – фигура более масштабная, чем, те, кто пришёл на бал до него, хотя он не князь и не граф. Он вроде того «черномазенького, на ножках журавлиных», тоже «куда ни сунься: тут как тут». Всем умеет услужить. Загорецкий похож на Молчалина, только иного качества и масштаба. Недаром же Чацкий, говоря о подхалимстве Молчалина, считает: «В нём Загорецкий не умрёт».

Но Загорецкий сам по себе. Он более независим и, скорее всего, ни у кого не служит. Он даже в одном случае возразит Фамусову. То на слова Скалозуба о сохранении книг «для больших оказий» предлагает «зло» образования пресечь по-другому: «Забрать все книги бы да сжечь». А Загорецкий, оказывается, с этим не согласен: «Нет-с, книги книгам рознь» Вот на басни он бы и «налёг». Больше всего он боится именно басен:

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари.

Грибоедов неспроста рисует фигуру Загорецкого крупным планом. Это в высшей степени типичный для дворянско – бюрократической среды характер, с весьма живучими качествами угодничества, подличанья, страстью приврать, обмануть доверчивого, а при случае оболгать, донести на него. А.А. Загорецкий припас для Софьиной тётки Хлёстовой арапку-девку. Он разносит сплетню о сумасшествии Ча

Анализ 3 действия Горе от ума


УРОК АНАЛИЗ 3 ДЕЙСТВИЯ ГОРЕ ОТ УМА 9 КЛАСС

Рассуждение 2

Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А. С. и произвело фурор в мире литературы. Сегодня, как и много лет назад комедия не утратила своей актуальности, так как писатель поднял проблемы, характерные для любой эпохи и времени.

III действие «Горе от Ума» является своего рода кульминацией всего произведения. Общество начала XIX века — люди, пытающиеся огородиться от реалий современного мира, на каждом, кто мыслит иначе, появляется клеймо безумца. Автор погружает читателя в конфликт между поколениями, благодаря которому образы героев раскрываются глубже.

Фамусовское общество. Присутствующие на танцевальном вечере люди — типичные представители высшего общества того времени:

– Скалозуб с его вечными плоскими шутками — военный, чьи мечты ограничиваются получением генеральского чина. Что занимательно, он и не думает заслужить чин, совершив подвиг. Мужчина надеется, получить звание, не подвергая себя опасности.

– Молчалин. Данный герой всячески потакает хозяину вечере и окружающим его людям, за что те закрывают глаза на незнатное происхождение.

– Князь Тугоуховский с семейством. Главная цель в жизни князя и его супруги — найти подходящую партию для своих шести дочерей. Они с легкостью закрывают двери своего дома перед людьми, не имеющими большого состояния.

– Репетилов. Противоположность Чадского. Молодой человек придерживается либеральных идей, но не потому что они ему импонируют, а потому что это модно.

– Остальные гости. Их образы помогают читателю лучше проникнуться атмосферой вечера.

Бал в самом разгаре. Гости танцуют и общаются между собой. Но отнюдь не желание повеселиться собрало их всех под крышей дома Фамусова, людьми движет корысть. Кто-то старается обзавестись нужными знакомствами или найти покровителя, другие пришли сюда в надежде подыскать удачную партию.

Лицемерие и личная выгода выходят на первый план, тогда как искренность и бескорыстность приравнивается к безумию. Правда для всех этих людей — угроза для их привычной жизни и они всячески стараются, чтобы их спокойствие ничто не нарушило.

Чадский высмеивает нравы высшего общества, а в особенности стремление дворян подражать иностранцам. Но молодой человек еще не знает, что его принимают за умалишенного и все, что он говорит, окружающие пропускают мимо ушей. Никто не желает прислушиваться к мнению Чадского, куда важнее и интереснее вести беседу с «французиком из Бордо», ведь он умнее многих, потому что является иностранцем.

А. С. Грибоедов в своем произведении показывают все грани убогого внутреннего мира высшего общества. Он тонко высмеивает их страх перед переменами и желание жить по законам уходящей эпохи.

Популярные сочинения


УРОК АНАЛИЗ 3 ДЕЙСТВИЯ ГОРЕ ОТ УМА 9 КЛАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *