УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

В первой половине 17 века за Уралом появились русские поселения, среди поселенцев были и разночинцы. Творчество, искусство были особенно близки этим людям, которые в тот час считались интеллигенцией. Следствием этому стало явление под названием урало-сибирская роспись. О том, что это за направление, чем выделяется оно среди прочих народных ремесел, какие цвета, мотивы и узоры присущи уральской росписи, мы расскажем в этой статье.

Народные промыслы – уникальное явление национальных культур. В них отражены эстетические идеалы простого люда, прекрасные порывы души, стремление отразить совершенство божьего мира. Удивительное мастерство и талант народных умельцев живут в их изделиях, многим из которых ни одна сотня лет. Живут и радуют нас, потомков тех, кто словно играючи, управлялся с нитками и иголками, коклюшками и спицами, кисточками и красками. А также топорами да молотками, создавая чудесные терема без единого гвоздя, тончайшее деревянное или железное кружево и многие другие чудеса своими натруженными руками.

Урало-сибирская роспись- явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Урало -сибирская роспись – ондна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, желтых, зеленых оттенков, редко пользовались темно- коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый- для моделировки форм и черный- для приписок графических элементов. Сама техника росписи была очень простой После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалевок, которым обозначили основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если “подмалевок” был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. С помощью цвета художники пытались передать свое настроение. Красный- символ тяжелой жизни. Зеленый- надежда, жизнь, подвиг. Белый- бессмертие. Голубой- чистота. Желтый-золотистый- слава.

Материал взят отсюда – http://artorbita.ru/tipy_rospisi/tyumenskaya/znachenie.html

БУТОН – символ детей – потолок, стены, простенки, двери, ставни – белый, синий, красный, желтый, коричневый.

ЦВЕТЫ – символ солнца, взрослого поколения – потолок, стены, простенки, двери, ставни – белый, красный, синий, желтый, коричневый, фиолетовый.

ЛИСТЬЯ – символ изобилия и хорошего урожая – потолок, стены, простенки, двери, ставни – зеленый , синий, желтый, белый.

ПТИЦЫ – символ счастливой жизни – стены, простенки, двери – красный, охристый, желтый, синий, зеленый, черный.

ПЕТУХ – образ солнца и света, мужского начала, хозяина дома, жениха – верхняя часть стенной росписи, стены, оконые проемы, полка-грядка – белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.

КУРОЧКА И ПЕТУШОК – символ счастливой жизни, супружеской пары – стены, оконные проемы, полка-грядка – белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.

ПАВЛИН – мужское начало, хозяин дома – стены, припечная доска – охристый, белый, зеленый.

ПАВЛИН И ПАВА – символсчастливой жизни супружеской пары – стены, припечная доска – охристый, белый, зеленый.

ПАВЛИН С ПАВОЮ РЯДОМ С ЦВЕТУЩИМ КУСТОМ – цветы – дети, павлин с павою – муж и жена – стены, простенки – охристый, белый, зеленый.

ПАВА – женское начало, хозяюшка дома – стены, припечная доска – охристый, белый, зеленый.

ФИЛИН – женское начало, охранитель – ставни и двери и над ними по сторонам – охристый, голубой, белый.

СОВА – женское начало, охранитель – ставни, двери и над ними по обеим сторонам – охристый, голубой, белый.

СОВА И ФИЛИН НА ЦВЕТУЩЕМ ДЕРЕВЕ – обещание покоя и пожелаие блага супругам – в подножье кровати хозяев – охристый, голубой, белый.

ГОЛУБЬ – символ Святого Духа – в круге на потолке, вверху двери – голубой.

ПТИЦА ПОЮЩАЯ С РАСКРЫТЫМ КЛЮВОМ И ВЗДЕРНУТОЙ ГОЛОВКОЙ – символ счастливой жизни – простенок красного угла в среднем ярусе, в верхнем ярусе у крупного цветка – красный, золотистый, синий, белый, коричневый, черный.

ПТИЦА КЛЮЮЩАЯ, С ОПУЩЕННОЙ ВНИЗ ГОЛОВКОЙ, РЯДОМ С ЯГОДКАМИ – выражение любви парня к девушке – на голбце, на стенах и простенках – красный, желтый, голубой, белый, зеленый.

ЛОШАДЬ – символ женского начала – стены, полка, грядка, белый, голубой, черный.

ЛЕВ – символ мужского начала, охранитель – двери голбца и горницы, стены – охристый, коричневый.

ЛЕВ И СОВА – олицетворяют силу и мудрость – стены, подполатный угол – охристый, голубой, белый и коричневый.

ВЕНОК – символ солнца, охранитель – на потолке – желтый, коричневый, красный, синий, зеленый.

КУСТ В ВАЗЕ – древо жизни, семейное древо – средний ярус стен, простенки – желтый, коричневый, красный, синий, зеленый.

ГИРЛЯНДА – символ изобилия – полка-грядка – желтый, коричневый, красный, синий, зеленый.

СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДРЕВА С ПАРНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ – пожелание благополучия всей семье – двери, стены, простенки – желтый, коричневый, красный, синий, зеленый.

ЗОЛОТЫЕ ПТИЦЫ НА БЕЛЫХ ЗАКРУЧЕННЫХ ВЕТВЯХ ВЕРХНЕГО ЯРУСА ДРЕВА В СОСЕДСТВЕ С КРУПНЫМ, ОКРУЖЕННЫМ СИЯНИЕМ ЦВЕТКОМ – благопожелательный символ-солнце с его золотыми вестниками – верхий ярус, стены, входная дверь – желтый, коричневый, красный, синий, зеленый.

Особенности техники урало-сибирской росписи

Зародившись на Урале и в Западной Сибири в 16-18вв., урало-сибирская роспись стала одной из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. Традиционно такой росписью украшали печи, двери, полати, прялки, стены, простенки, окна. Ярко и красочно изображённые цветы, птицы, деревья выполняли обережную и охранительную функцию. Она предполагает особую технику мазка, так называемый разбел, когда на кисть одновременно с белилами берется и цветная краска. Ещё в старину художники уральских и сибирских краёв придумали и широко использовали технику «разбела». Что она представляет собой: когда фон росписи тёмный (зелёный, оранжевый, бордовый, синий), то в него добавляются капли белой краски. Благодаря этому приёму палитра приобретала пастельную мягкость, некоторую приглушенность тонов. А если фон картины выбирался в светлой гамме – голубой, древесной, золотистой, белой, то народные мастера применяли «разживку» – тёмные мазки. Для чего это требовалось: чтобы добиться гармонии в переходе от одного цвета к другому, от центра рисунка к его краям. Лучшие образцы урало-сибирской росписи демонстрируют нам уникальную красоту и мастерство народных творений. Традиции эти живы сейчас благодаря современным художникам. Содержит урало-сибирская роспись элементы растительного мира, стилизованные фигуры людей и животных. В каждой отдельной работе художник концентрируется на игре контрастов, стараясь максимально выявить богатство того или иного цветового оттенка. Поэтому на рисунках, украшающих подносы, посуду, шкатулки, оконные ставни и прочее, как правило, нет буйства красок – их используется 3-4 максимум. Но именно благодаря контрастности и достигается сочность, выразительность, живость изображения.

Что чаще всего изображалось местными художниками? Прежде всего природа – окружающая или та, которая была родной для переселенцев когда-то. Это хорошо демонстрирует история урало-сибирской росписи. Ягоды и цветы, характерные для тех мест, заморские фрукты, виноградная кисть, травы и кустарники красуются на картинах во всём своём великолепии. Часто можно на предметах народных промыслов увидеть птиц. Среди них гордый обитатель крестьянского подворья – петух – в нарядном оперении, краса русских лесов – фазан – в своём ярком «наряде», нахохленные совы, фантастические пророчицы-сирины с печальными женскими лицами. Из зверей художниками Урала и Сибири рисовались медведи, волки, собаки. Фигуры людей, как правило, представляют собой красных девушек и добрых молодцев в национальных костюмах или рабочем одеянии.

Принцип золотого сечения, пропорциональность во всех элементах композиции обязательны для урало-сибирской росписи. Основной рисунок располагается в центре. Растительные элементы орнамента – трава, ветки, стебли цветов, листья – уравновешивают детали, делают фон более ярким, разнообразным, насыщенным, интересным, а изображение – пропорциональным. Благодаря им все детали рисунка воспринимаются как одно гармоничное целое.

Урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те, естественно, перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими.

Список используемой литературы

Урало-Сибирская роспись Выполнила: Крюкова Л. В воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад № 189»

История возникновения росписи Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях. Дeкopaтивнaя роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей : берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

. В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное. На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.

Урало-Сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок. Ее отличие состоит в том, что роспись совершается без термической обработки, то есть холодным способом. Эта роспись проста в технике своего выполнения. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный – для приписок графических элементов. Основные мотивы росписи – цветы , ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.

Отличительной особенностью Урало-Сибирской росписи является двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой – более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Техника «двойной мазок» прошла через века и переживает сегодня повышенное внимание. « Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Смотрится чрезвычайно эффектно, а делается просто и быстро. « Двойной мазок»

Этапы урало-сибирской росписи На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию. Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.

Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.

Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.

Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.

Украшаем цветок деталями Приписки: стебли, корни, травки

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. Россия богата разными видами народного декоративного творчества – росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п. Народное декоративное искусство – часть нашей национальной культуры. Спасибо за внимание!

Тема: «Урало-сибирская роспись»

Преподаватель: Кулыгина Н. В.

Ученица: Голонова Анна

Стрелица 2015 год

1. Введение. 4

2. Урало-сибирская роспись и место ее зарождения. 5

3. Особенности технологии урало-сибирской росписи. 7

3.1. Особенности техники урало-сибирской росписи. 7

3.2. Мотивы живописи. 8

3.3. Композиционные решения. 9

4. Вывод. 10

Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVI- XVII вв. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но также деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее населенных поселках. Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова – изготавливали прялки и т. д.

Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (береза, сосна и др.). В 40-х гг. X IX в. Широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. « Существовал даже особый тип расписного бурака под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний». Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определенным назначением прялки. Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Урала являлась обвинская. Для нее был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы. Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. « На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет», – писал В. А. Барадулин.


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.

Рассматривать данный народный промысел необходимо с константных для любой традиции позиций: локализация, мотивы, колорит, набор изделий и их материал. Если один из перечисленных параметров не сохраняется, речь, скорее, должна идти о стилизации под традиционный промысел.

Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. Видоизменила крестьянскую роспись вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины, Поволжья и Вятки в конце XVIII – начале XIX вв. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму. Также следует отметить, что народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы-травники*. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Позже это стало городским ремеслом, но сохранило оттенок «двойного мазка» с разживкой, хотя и выглядит более светской, не архаичной. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.

Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей, например львов, пришедших в российский декор из Византии с принятием христианства. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой, что является характерной особенностью росписи.


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.

Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Деревянную основу специально подготавливали ошкуриванием сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Подготовленную таким образом основу далее грунтовали. Если заготовка была качественной, и не требовалось заделывать сколы, ее грунтовали прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом, забивая поры древесины. Просушенное изделие окрашивают масляной или нитрокраской в цвет фона росписи.

Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым, за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывали такими же двухцветными мазками листья. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. За счет механического смешения цветов при нанесении мазка достигалась специфическая разживка, которая, во-первых, придавала элементам росписи намек на светотеневую моделировку формы с помощью живописного перехода от середины элемента к контуру, во-вторых, объединяла все цвета композиции и придавала ей цельность и гармоничность. Заканчивали роспись прописью графичных черных приписок маленькими круглыми кистями (ранее деревянными палочками с «размочаленным» концом) для объединения элементов композиции и связи их с фоном. После росписи изделие покрывали лаком.

Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XXI вв., уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию.

* Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», изображающие в иконе только растения; «личники» — мастера, которые писали лица и иные открытые части тела, например, руки и ноги; «доличники» — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы.

Список использованных источников:

Техника выполнения «двойного» мазка

В большинстве флористических композиций урало-сибирской росписи встречается двойной мазок. Если вы научитесь этому несложному техническому приему, работы в стиле урало-сибирской росписи будут походить на каноничные труды. Для выполнения мазка вам понадобятся плоские и круглые кисти. Краски, которые вы используете, должны быть жидкие. Для первого опыта берите яркие сочетания красок: так проще понять нюансы техники.


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Наглядно увидеть, как выполняется двойной мазок, можно в данном видео.

Не всегда получается это сразу, пробуйте и еще раз пробуйте. Такие технические моменты встречаются во многих промыслах, потому развиваться в этом направления без отточенного умения делать двойной мазок не получится.

Мотивы живописи


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Что чаще всего изображалось местными художниками? Прежде всего природа – окружающая или та, которая была родной для переселенцев когда-то. Это хорошо демонстрирует история урало-сибирской росписи. Ягоды и цветы, характерные для тех мест, заморские фрукты, виноградная кисть, травы и кустарники красуются на картинах во всём своём великолепии. Часто можно на предметах народных промыслов увидеть птиц. Среди них гордый обитатель крестьянского подворья – петух – в нарядном оперении, краса русских лесов – фазан – в своём ярком «наряде», нахохленные совы, фантастические пророчицы-сирины с печальными женскими лицами. Из зверей художниками Урала и Сибири рисовались медведи, волки, собаки. Фигуры людей, как правило, представляют собой красных девушек и добрых молодцев в национальных костюмах или рабочем одеянии.

История появления и развития урало-сибирской росписи


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Популярность промыслу принесла роспись домов

Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.

Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

Сочетание цветов


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Ещё в старину художники уральских и сибирских краёв придумали и широко использовали технику «разбела». Что она представляет собой: когда фон росписи тёмный (зелёный, оранжевый, бордовый, синий), то в него добавляются капли белой краски. Благодаря этому приёму палитра приобретала пастельную мягкость, некоторую приглушенность тонов. А если фон картины выбирался в светлой гамме – голубой, древесной, золотистой, белой, то народные мастера применяли «разживку» – тёмные мазки. Для чего это требовалось: чтобы добиться гармонии в переходе от одного цвета к другому, от центра рисунка к его краям. Лучшие образцы урало-сибирской росписи демонстрируют нам уникальную красоту и мастерство народных творений. Традиции эти живыи сейчас благодаря современным художникам.

Сочетания цветов


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:

Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.

Мотивы, узоры в росписи


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.

Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка. Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.

Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость.

Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.

Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.

Внимание! Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни. Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом.

Рука мастера


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Содержит урало-сибирская роспись элементы растительного мира, стилизованные фигуры людей и животных. В каждой отдельной работе художник концентрируется на игре контрастов, стараясь максимально выявить богатство того или иного цветового оттенка. Поэтому на рисунках, украшающих подносы, посуду, шкатулки, оконные ставни и прочее, как правило, нет буйства красок – их используется 3-4 максимум. Но именно благодаря контрастности и достигается сочность, выразительность, живость изображения. Наиболее показательна в этом плане урало-сибирская роспись по дереву. Скромный букетик полевых цветов, пригоршня ягод земляники, зелёная веточка – всё выглядит трогательно, мило и очень красиво. Особенно на тёмном фоне – чёрном, коричневом, синем.

Художники от Бога


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Урало-сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров такого вот народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень. Обычно в таких забытых Богом местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные ещё пра-прадедами. Вот и урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те, естественно, перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими. В конце 18-начале 19 веков в поисках лучшей доли обживать новые края отправлялись в Сибирь и на Урал крестьяне южных областей России и Украины. Они тоже внесли свою лепту в культурную среду тех мест, где обосновывались на поселение. Это наглядно проявилось в тех новшествах письма, которыми отличается урало-сибирская роспись конца 19 века.

Композиционные решения


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Этапы урало-сибирской росписи

Для работы нам нужны:

Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:

Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Украшение цветка деталями

Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.

Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.

И если те, кто только восхищенно наблюдает за МК по росписи деревянных изделий, тоже возьмет краски и кисти в руки, старинный промысел не просто сохранится, но и обязательно даст подпитку новым арт-проектам.

Особенности техники


УРАЛО СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ПО МАТЕРИАЛАМ

Каким же образом можно отличить живописную манеру умельцев этого региона от других? В первую очередь по так называемой «двойной» технике наложения мазков. Множество дополнительных элементов, кроме основного, в композициях, разнообразная цветовая гамма – вторая примета, по которой опытный специалист-этнограф, краевед, художник или искусствовед сразу укажет, что перед нами – урало-сибирская роспись. Картинки, приведённые в статье в качестве примеров, тоже помогают продемонстрировать своеобразие народной живописи. Третья отличительная черта работы крестьянских самородков – свобода, импровизация в рисунке. Художник вначале наносит на изделие фон масляными красками, а сверху по нему воплощает свои творческие идеи. В этом и заключается сложность техники: художник творит сразу набело, без подготовительных черновиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *