УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛИСТ ФОНЕПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЕМЕЛЬЯНОВА В В

Содержится в разделах:

“Кто как кричит”

“Весна”  С. Данилова

“Полюбуйся – весна”

Если мама в магазине

Елена Окулова Фонопедические упражнения В. В. Емельянова

В начале занятия я провожу разогревание голоса:

Артикуляционная гимнастика (по системе В. Емельянова.)

Каждое упражнение выполнить по четыре раза).

Чок, чок, чок, чок,

Покусаем язычок. По четыре раза слегка прикусывать кончик языка

Язычок свой без приказа

Покусаем до отказа. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая от начала языка

Жвачки все мы пожуём покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его

Танец выполнять начнё м:

Меж зубами и губами

Языка начнём круженье.

Бурина Людмила Картотека «Фонопедические упражнения Емельянова В. В.»

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком, поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В. В

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

Обучение детей пению – очень важная и
сложная задача. Для развития у детей музыкального слуха и вокально-хоровых
навыков важно все: и используемые методы и приёмы, и выразительность показа
педагога, и то , как дети расположены во время пения. Важно внимательно следить
за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).

Поскольку навыки пения усваиваются
постепенно, к этим требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это
способствует развитию навыков правильного звукообразования, напевности.

Работая над формированием округлых
гласных в песнях с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно
использовать упражнения на гласных «у», «ю», а так же  песни с нисходящим движением мелодии. Большое
внимание уделяется звуку «о», специального округления требуют звуки «и», «а»,
«е».

Педагог показывает детям, как гласные
звуки мы тянем, а согласные произносим четко и легко (особое внимание уделяется
произношению согласных в конце слова).

Приведём примеры игр и упражнений на
развитие голоса, которые используем на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.

Игры на развитие правильного
звукообразования

На
этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо», – «скольжение». Во время
пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошёл звук!- вверх или вниз, без
точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как
двигаются качели.

Дети
могут показать, как двигаются качели- поочерёдно вверх и вниз. После этого
каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приёмом
«глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с
низкого звука, а затем выше и выше.

Слово
«вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем
разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях».

Голосом
показывая, куда движутся качели- вверх или вниз.

Игры
на развитие импровизаци

«Спой вместе со сказочным героем»

Какую песню пела мама-Коза, когда
возвращалась к своим козлятам?

Какую песню пел Колобок, когда катился
по лесу?

Я
от бабушки ушёл,

Что
пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?

Игры и
упражнения для развития дыхания

исполнение скороговорки, которая
должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки,

Чем больше
«Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объём лёгких.

Музыкальный
руководитель МАДОУ № 43

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом “рисуют” динозаврика, используя последовательность: “У-о-а-ы-и-скрип!”

На меня напала ле – ень

День и ночь, день и ночь, ле – е – ень

От жары укрыться в тень ле  – е-е-ень

Даже пнуть ногою пень ле е е нь.

А-а-а ноги руки ватные

И-и-и голова квадратная.( ленивые червячки)

Упражнение « Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки

Мы погреем их немножко.

( сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

1 – шепотом

2 – тихо

4 – еще громче и т.д.

Упражнение « Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети кричат «а-а-а!», воют « У-у-у!», визжат « И-и-и!»

Упражнение « Тигр вышел погулять»

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р!  Движение вверх, глиссандо

Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз

Он по улице идет. Р! Р! Р!   Произносить коротко но активно верхнем регистре

Ни кому не пристает Р! Р! Р!             Произносить коротко      в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А!               звуки похожи на крики чаек.

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! ( глиссандо вверх, потом вниз)

Игра « Покачай ребенка» ( на изменение силы голоса)

– волнообразное усиление и ослабление  со звуком « а-а-а-а»

Игра « Эхо» ( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)

Эй, вы, дубы, ау, ау!

А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)

А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)

Грибов здесь нет, ау, ау!

« Езда на автомобиле»

Цель: развивать голос и  его вибрацию

Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.

Игра « От 1 до 10»

Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры:  педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.

методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.

Для распевания использую  материалы Елены захаровой:

Да-дэ – ду, да-а, дэ–, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.

Игра « Качели» ( на развитие правильного звукообразования)

Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом « глиссандо». Например, медленно произнести слово « вверх», начиная с низкого звука , а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

Качели на веревочках

И мальчики довольны:

Все покачались вволю.

« Ракета» ( на развитие правильного звукообразования)

Запускаем двигатель на одном звуке: « У-у-у-у», затем используется прием

« глиссандо» вверх:  ракета взлетела.

Распевки – календарики.

Используемые мною в работе распевки – календарики  Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями  и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.

Снег засыпал все пути, ( скользящие хлопки)

Ни проехать , ни пройти ( шлепки по коленям)

Мы лопаточки возьмем, ( хлопки)

И дорожки разгребем. ( « разгребают снег»)

1,2,3,4,5! ( хлопки) Выходи скорей гулять ( пальчики шагают по коленям)

Будем с горки ледяной ( хлопки)

Мы кататься всей гурьбой. ( пальчики шагают по коленям)

У-у-у-ух! ( скользящее движение рукой сверху вниз)

За окном звенят капели ( хлопки, звенят в колокольчик)

И цветочки расцвели(раскрывают перед собой ладони)

Поскорей бы прилетели(шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли.( ладошки « клювиком»)

Вот ромашка, василек ( показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)

Ты сплети себе венок ( « моталочка»)

Будем вместе мы играть ( хлопки)

И цветочки собирать. ( шлепки по коленям)

По дорожкам листики  весело летели ( качают ладошками)

Только осенью бывают  желтые метели.  (шуршат ладошками)

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

1. Покусать кончик языка.

2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).

7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.

12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

16. Наморщив переносицу (контроль пальцами, включив мышцы под глазами (контроль пальцами, широко открыть глаза.

17. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

19. Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).

20. Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.

21. Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.

Игры-упражнения на артикуляцию

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

Лес ночной был полон звуков (а-а-а-а шепотом) :

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу,

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю,

Кто то топал (топ-топ-топ-топ,

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж,

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау,

Дыхательные игры-упражнения Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно – сосудистой системы; закаляет детский.

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения в парах 1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу. 2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и.

Картотека подвижных игр для детей 3–4 лет. Подвижные игры и упражнения на прогулке Догоните меня. Несколько детей бегут за воспитателем вначале в прямом направлении, затем меняя его, обегая дерево, скамейку, вбегая на горку.

Упражнения на расслабление мышц “Любопытная Варвара”. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем.

От жары укрыться в тень ле – е-е-ень

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р! Движение вверх, глиссандо

Он по улице идет. Р! Р! Р! Произносить коротко но активно верхнем регистре

Ни кому не пристает Р! Р! Р! Произносить коротко в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А! звуки похожи на крики чаек.

Цель: развивать голос и его вибрацию

Ход игры: педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.

Для распевания использую материалы Елены захаровой:

Используемые мною в работе распевки – календарики Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.

По дорожкам листики весело летели ( качают ладошками)

Только осенью бывают желтые метели. (шуршат ладошками)

Методические разработки, презентации и конспекты

Интонационно-фонопедическое упражнение “Жила-была Принцесса”.

Фонопедические упражнения

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече.

Консультация для воспитателей и родителей. Оздоровителные и фонопедические упражнения

Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, ис.

Оздоровительные фонопедические упражнения.

Оздоровительные фонопедические упражнения В. Емельяновой, М. Картушиной.

Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова

Фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания детям с нарушением речи.

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в .

Публикация «Картотека „Фонопедические упражнения Емельянова В, В,“» размещена в разделах

18. Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).

Град» (массаж лица)

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

Кто-то выл (в-в-в,

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать) :

Предварительный просмотр

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А ! звуки похожи на крики чаек.

Снег засыпал все пути , ( скользящие хлопки)

И цветочки расцвели( раскрывают перед собой ладони)

Поскорей бы прилетели( шлепки по коленям)

Только осенью бывают ж елтые метели. (шуршат ладошками)

Формирование навыков правильного звукообразования у детей дошкольного возраста

Корякина Елена Викторовна

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание также оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но и упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет свое здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Приведем примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые хорошо использовать на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.

Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. Для развития у детей музыкального слуха и вокально-хоровых навыков важно все: и используемые методы и приёмы, и выразительность показа педагога, и то , как дети расположены во время пения. Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).

Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это способствует развитию навыков правильного звукообразования, напевности.

Педагог показывает детям, как гласные звуки мы тянем, а согласные произносим четко и легко (особое внимание уделяется произношению согласных в конце слова).

Приведём примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые используем на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.

Игры на развитие правильного звукообразования

Голосом показывая, куда движутся качели- вверх или вниз.

3. Игры на развитие импровизаци

1) Какую песню пела мама-Коза, когда возвращалась к своим козлятам?

Ваша мама пришли,

2) Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?

Я Колобок, Колобок,

По сусеку скребён,

По амбару метён,

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Я от бабушки ушёл,

3) Что пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?

4. Игры и упражнения для развития дыхания

Развивающие игры с голосом Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

в процессе регламентированной образовательной деятельности

над развитием певческих навыков.

Методическая копилка из опыта работы музыкального руководителя Тарбаевой Е. В.

Использование развивающих игр с голосом, дают возможность:

1.почувствовать и послушать свой голос;

2.расширять диапазоны речевого и певческого голоса;

3.развивать интонационный и фонематический слух;

4.готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией;

5.формировать такие певческие навыки, как навык высокого головного звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосия.

Игры направленные на развитие певческого дыхания и звукообразования._______________________________ 2 стр.

Ритмо-интонационные игры и упражнения__________________________________________________________5 стр.

Игры звукоподражания и рисование голосом________________________________________________________7 стр.

Пальчиковые игры______________________________________________________________________________ 13 стр.

Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

Стережёшь ты мышку тут? – мяу.

Мяу, хочешь молочка? – Фррр!

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

(на основе фонопедического метода В. Емельянова)

К облакам нас унесёт, через плотно сомкнутые губы,

С ветерком там поиграет вытянутые трубочкой,

И на землю нас вернёт. изменяя высоту звука.

Рано утром на рассвете

То ли аист, то ли ветер

Новость свежую принёс. выполнить несколько раз.

(Каждая строка произносится на едином выдохе)

1. Дует слабый ветерок, дети делают слабый вдох носом

И качается листок. и дуют на свою ладонь, где лежит листочек с дерева.

2. Дует сильный ветерок, дети делают активный вдох носом

И срывается листок. и сильно дуют на ладонь, чтобы листок слетел.

У каблучков – стучалка цокать языком, чередуя собранные и растянутые губы

Ритмо-интонационные игры и упражнения.

Эти игры служат для развития интонационного слуха – способность слышать и понимать смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха, внимания, коммуникативных качеств:

1.чуства ритма, тепа, тембра, интонационной выразительности;

2.формируют естественное звучание голоса;

(проговаривают или пропевают текст в размере 2 четверти)

Дождик, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей!

Варианты заданий: 1.произносим текст первый раз громко, второй – тихо.

2.изменяем регистры голоса: высоким – низким.

3. Изменяем темп: быстро – медленно, ускоряя, замедляя.

1. Педагог начинает музыкальную фразу, дети заканчивают.

2. Дети встают в круг, руки согнуты на уровне пояса. Поют песню цепочкой по 1 фразе, не разрывая, т.е. не останавливаясь, передавая ритм правой рукой по левой руке соседа.

Зубки чистим мы умело, Дети с закрытым ртом двигают языком

Вправо-влево, вправо-влево. В полости рта вправо, влево.

Как лошадки, вскачь пустились. Дети цокают языком

Публикация «Фонопедические упражнения В, В, Емельянова» размещена в разделах

Выполняй скорей движенье! Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении

Язычком мы словно шпагой

Поработаем с отвагой Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, как бы протыкая насквозь

Язычком активно щёлкай.

Как лошадка звонко цокай Пощёлкать языком, изменяя форму рта

Что – то нам обидно стало,

Настроение пропало. Вытянуть нижнюю губу, обнажив дёсны

От обиды отвернуться. Приподнять верхнюю губу, обнажив дёсны

Сразу видно мастерство. Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами

круговым разминающим массажем

Чтоб лицо зарделось очень. Пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев, чтобы лицо загорелось

Пальцы ставим под глаза,

Играем мышцами лица. Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза, пытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя активность мышц.

Интонационно – фонетические упражнения.

1. Раскрыть рот, показав зубы и дёсны – «А». Показ рукой на уровне рта.

Каждый звук по четыре раза:

Ш,С,Ф, К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж. ( Рот активен.)

П и Б – вытянутыми в трубочку губами («Пух», «Бух».)

2. « Страшная сказка» – У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. ( Произносить без видимых движений губ и челюсти).

3. Как №2 – (вопрос- ответ.)

4. Штро – бас (А). хххА; хххАО; хххАОУ.

5. Рисуем динозаврика.

6. Глиссандо в любом направлении:

Ушу, ушо, уша, уше, уши

Усу, усо, уса, усэ, усы,

Уфы, уфо, уфа, уфэ,уфы,

Уку, уко, ука, укэ, укы

Уту, уто, ута, утэ, уты

Упу, упо, упа, упэ, уты.

7. Вопрос – ответ :

У – шу – жу? У- шу – жу!

У- со- зо

Мы рекорд с тобой побили

По езде в автомобиле «тпр» – вибрация губ на одном уровне

Выше в горку поднялись, «тпр»- вибрация губ на глиссандо вверх.)

А потом спустились вниз «тпр» – вибрация губ на глиссандо вниз

Тут препятствие объедем «тпр»- вибрация губ на небольшом глиссандо

И до садика доедем. Тпр» – выбрация губ на одном уровне

2. Упражнение «Волна» : ххххА; хххА; хххА.

3. От шопота до крика – раз – два – три – четыре- 5.6.7.8.9.10!

4. Крик – вой: А,О,У.

5. Волна, крик, вой ххх «А».

6.«Волна с криками чаек.»

7.«Паровоз» – короткий вдох, долгий выдох;

8. « Воздушный шарик»- вдох носом, а выдох долгий на звук «ш-ш-ш»;

9. « Комарик»- вдох нижне – рёберный и долгий выдох со звуком «З-з-з»

10. « Лошадка» – прищелкивание язычком, останавливание лошадки – «Тпру-у-у»

11. « Машина» – вибрация губ; используя соответствующие картинки

12. « Самолёт» – на звук «У-у-у» – петь протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос.

Фонопедическое упражнения для 3-4 лет.

За окном бушует вьюга: Дети качают руками,произносят «У-у-у!»

Громко. У-у-у! У-у-у!

Потихонечку крадё тся : «У-у-у! У-у-у!». Шлёпают ладошками по

коленям. Произносят «У-у-у» Тихо.

Кружит вьюга, воет вьюга Дети качают руками,произносят «У-у-у!»

Не ходите в лес гулять «Грозят» пальчиком, произносят «У-у-у!»

Дети дышат ртом на ладошки бесшумно, а затем произносят на выдохе: «А-а-а!»

Покатился Зайка вниз! Ух!

Дети выполняют движение руки сверху

вниз, одновременно произносят слог «ух»

на глиссандо с высокого звука вниз.

Тянем саночки мы вниз. Ух!

Дети выполняют движение руки снизу

вверх, одновременно произносят слог «Ух!»

на глиссандо с низкого звука вверх.

(Упражнение повторить 2-3 раза).

Дети имитируют плач со всхлипываниями для укрепления голосовых связок.

«Кошка и котенок»

Села мама кошка

Дети поют «мяу», пропевая звуки в низком регистре, показывая рукой вниз.

А котенок услыхал

Быстро к маме прибежал

Он на кошку поглядел

Тонким голосом запел

Дети поют «мяу» в высоком регистре, показывая рукой вверх.

Желтые листочки качаются, висят

Желтые листочки деткам говорят

– Ветерок к нам прилетал

Тихо песню напевал

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Дети качают листочками

Дуют на листочки тихонько проговаривают шшш

А потом как засвистел

А потом как загремел

Дуют на листочки сильно.

Ветерка мы испугались

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Дуют на листочки тихонько

К нам лягушка прискакала

– Ква-а-а! Ква-а-а! Шлепают ладошками по коленям

– Ж-ж-ж Барабанят ладошками по груди и говорят ж

Лягушка не стерпела

Громко так запела

– Ква-а-а! Ква-а-а Громко говорят ква

Сидела на заборе Веселая ворона

И на весь двор кричала «Кар-кар-кар!»

Дети громко кричат: «Кар-кар-кар!»

Весь день она кричала, И голос потеряла,

И молча повторяла: «Кар-кар-кар!»

Дети открывают рот, беззвучно произнося: «Кар!»

Все кошки и собаки, Над ней смеяться стали

И громко хохотали: «Ха-ха-ха!» Громко хохочут, произнося: «Ха-ха-ха!»

Обиделась ворона, Захлопала глазами

И зарыдала громко: «А-а-а!» Имитируют плач со всхлипываниями

«Езда на автомобиле»

едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет с помощью голоса изобразить езду на автомобиле

на маленьком автомобильчике.

На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали – бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем – бр-бр-бр.

все нам было нипочем – бр-бр-бр. ” Губной вибрант” (помогаем указательным пальцем). используем “толстый” – низкий речевой голос

Ты, моя машина, не рычи – бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи – бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи – бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи – бр-бр-бр. используем “тонкий” – высокий речевой голос.

Фонопедическое упражнения для 5-7 лет.

И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Охотники уехали из стойбища на оленях. Вернулись тихонько назад так, что медведь их не заметил Дети цокают языком

Медведь бросился в одну сторону, в другую — всюду охотники, собаки, огонь. Гавкают в разных регистрах

Скрипит снежок под лапками Лисы. Дети произносят «ш. ш.».

Лиса заметила его, затявкала Проиносят «тяв, тяв!»сначала тихо, потом громче и громче

Большие сугробы на земле. Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

Выли морозята вместе с метелью. Дети произносят «у-у-у.», делаяglissando вверх и вниз.

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. Произносят «бабах!» : 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком.

Засыпали землю снегом. Произносят «па. па. па.», коротко и активно выдыхая

Фонопедические упражненияпо методу В. Емельянова

Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит. Дети произносят «ш. ш. ш.», хлопая ладонями по коленям.

Цокают копыта коня. Цокают язычком

Едет мужичок в лес, дровишек нарубить. Произносят «бабах!» : на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с пальцами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.

Вода внизу только булькнула Произносят «бл-л-л.» в разных регистрах

Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх. Произносят «а — ах!» : 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.

«Кто как кричит».

Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» :1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.

Крякает утка, Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а.» —штро-бас на связках.

Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у.», делаяglissandoснизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш.» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а.»в разных регистрах с показомвысоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а.» в низком регистре.

Зудят комары. Пропевают «з-з-з.», делаяglissandoвверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!» : 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким

Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш.».

Фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова

Тики-таки! Чок-чок! Чей стрекочет каблучок? Это звонкая капель! Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол! Кто там по снегу прошел? Тики-таки! Снег осел, Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек! Налился водою снег! Лучезарная весна Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

Тики-таки! Чиви-чок! Голубеет ручеек! Вдаль уносит, чир-лили, Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л.», быстро работая кончиком языка.

«Штро-бас» – хххх

А в реке, где много ила, “ххх”,

Слышно песню крокодила “ххх”

Вот проблема! Вот напасти! “ххх”

Все боятся страшной пасти! “ххх”

Нет у бедного друзей, “ххх”

Ищет их он много дней, “ххх”.

Крокодил лишь слезы льет, “ххх”,

– Хриплым голосом поет “ххх”! Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление. Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-басрегистр – вибранта голосовых складок.

Полетит наш самолёт, тянут «У» с выдуванием воздуха

К облакам нас унесёт через плотно сомкнутые губы,

И на землю нас вернёт изменяя высоту звука.

«Шу-шу-шу», «шу-шу-шу» – потирают ладошками друг о друга.

Пролетел среди берёз – глиссандо снизу вверх на звук «У»

Зазвенели словно мухи. положение губ: «трубочка»-«улыбка».

Поднялся по лесу гул делать резкие выдохи на слог «гу», работая диафрагмой

Тут зелёный лес вздохнул мягкий вдох через нос, активный выдох через рот:«хо!»(3р.)

И просыпалась роса. короткие острые звуки «У» в разных диапазонах.

«Ветер и ветерок»

Дует слабый ветерок дети делают слабый вдох носом

И качается листок и дуют на свою ладонь, где лежит листочек с дерева

Дует сильный ветерок дети делают активный вдох носом

«Что у кого внутри?»

У носа – сопелка тихонько шмыгать носом

У чаек – кричалка, «А», «А», «А» (отрывистые звуки разной высоты)

У жирафа есть вопрос

У жирафа есть вопрОс?

Для чего высокий рОст? восходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог»

Видно с этой высотЫ

Всех, кто прячется в кустЫ! нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог»

«Тигр вышел погулять»

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А!А! звуки похожи на крики чаек

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! рисуют голосом динозаврика

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! (глиссандо вверх, потом вниз

Мы любим петь и танцевать, тарам –па-ра-ра-ра!

И мы все время заняты, нам некогда грустить! голосом «рисуют» динозаврика, использую последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».

«Прогулка в лес»

Пошли мы с ребятами в лес.

Вдох – через нос, плечи не поднимать, выдох – широко раскрыв рот.

Остановились на лесной полянке, залюбовавшись разнотравьем и цветами. Красиво как! Удивляемся и произносим с глиссандо вверх на головной регистр гласную «О-о-о».

Стали дети нюхать цветы Дыхательная гимнастика: вдох носом – раздувается живот, выдох ртом – сдувается живот.

Мы услышали, как запела кукушка, «У –У» (высокий регистр, 2 звука в терцию)

а потом заухал филин. « У-у-у-х»(долгий гласный звук «у»в грудном регистре).

Мы пошли дальше и услышали кваканье лягушек из болота. « Ква-а-а» – вибрация звука краями связок в грудном регистре

Вдруг раздалось завыванье волка. « У-у-у» (глиссандо снизу –вверх – вниз)

А потом мы увидели идущего на нас медведя. Он рычал недовольно и страшно. « Р-р-р»- вибрация звура расслабленными губами.

Мы быстро побежали из леса по тропинке. Быстрый вдох носом и короткий выдох через рот.

Когда опасность миновала, то мы оглянулись вокруг и поняли, что заблудились. Мы стали кричать «Ау!». « А-а-а-у» – с глиссандо вверх, а затем с глиссандо вниз.

Но только эхо в лесу отзывалось нам Игра «Музыкальное эхо».

Мы загрустили, а некоторыми ребята заплакали «М-м-м»- вибрация звука закрытым ртом, носовой и лобный резонатор.

Неожиданно раздался гудок поезда «Ту-ту-у-у!»- примарные звуки

и послышался стук колёс поезда. Рядом станция. Мы спасены. Все радостно закричали: «Ура!» «Чух-чух-чух»- на выдохе.

«Ура-а-а-!» с усилением динамики к концу.

«Песенка про смех»

Это песенка про смех – ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех – ха-ха-ха!

Так смеются медвежата – ха-ха-ха!

И тигрята, и слонята – ха-ха-ха!

Они басом все хохочут – ха-ха-ха! –

Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!

Так смеются лягушата – ха-ха-ха.

И цыплята, и мышата – ха-ха-ха.

Они тоненько хохочут – ха-ха-ха.

Все вокруг свистит, стрекочет – ха-ха-ха.

Сладко спит в своей постели бегемот – хр-хр-хр.

Видит он во сне морковку и компот – хр-хр-хр.

Спит он, широко разинув рот, – хр-хр-хр.

И во сне он громким голосом поет – хр-хр-хр! Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -храп на вдохе и выдохе).

Фонопедический метод и упражнения для развития голоса – Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *