УНИКАЛЬНО АДАПТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дифференцированное обучение на уроках географии

«Только когда я знаю, что меня

оценивают с учетом моих способностей,

затраченных мной усилий,

Современному миру нужны люди, умеющие составлять жизненные планы, готовые к принятию самостоятельных решений практических задач и к ответственности за результат своей деятельности. Преуспевать в условиях рыночной экономики может лишь тот, кто научился четко определять, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач.

моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Для этого необходимо создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.

– это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Использование данной технологии дает возможность детям проявить творчество, вселит в них веру в себя.

Дифференцированное обучение предполагает групповую (разноуровневые задания) и индивидуальную работу (дифференцированные задания) с учетом трудности, объема, творчества, уровня усвоения материала с оказанием помощи отдельным учащимся. Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении, т.к. в традиционной системе обучения установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, борясь с неуспеваемостью, ориентировалась на среднего ученика. Единые требования ко всем без исключения замораживали развитие способных, самобытных детей, изгоняя из школы подлинный интерес к знаниям. Новый подход в обучении позволяет активно воздействовать на умственное развитие всех учеников, чтобы добиться максимального их развития. Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Динамические группы по уровню усвоения знаний и умений.

В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал  свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип В качестве других основных  данной педагогической технологии были выбраны следующие:

всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;

взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, и это что-то нужно искать;

неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Опираясь на уровни усвоения содержания материала при конструировании учебных задач, я учитываю следующие учебные действия школьников.

Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика. Сложившаяся система работы над каждой темой обеспечивает последовательное нарастание сложности содержания учебного материала на каждом уроке. Для того чтобы дифференцировать учащихся по уровню подготовленности их к восприятию изучаемого предмета, предлагаю карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии. В карточках находятся вопросы на репродуктивном уровне, ответы на которые оцениваю в один балл и таким образом, ответив на три предложенных вопроса, учащийся получает оценку «3». Кроме этих вопросов в карточку помещаю один вопрос поискового уровня и один вопрос творческого характера. Ответив на каждый из этих вопросов, ученик получает еще по одному баллу за ответ и имеет возможность получить оценку «4» или «5». Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности. Степень трудности вещь достаточно условная, зависящая от уровня класса в целом, поэтому следует корректировать уровень сложности, обеспечивая уровневую дифференциацию:

– репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют работу по образцу;

– аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод;

– продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания.

При составлении заданий, я учитываю, чтобы дети работали не механически, а делали обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи.

Таблица 3. Примеры заданий по уровню сложности.

Анализ типичных ошибок по итогам проверочной работы дает свои положительные результаты. Учащиеся пытаются выполнять задания повышенного уровня сложности. Следовательно, используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять задания, доступные им. Разноуровневые карточки применяются в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала за определенный отрезок времени. Для проверки работ используется само или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Такой контроль помогает оценить ученика и определить его уровень на промежуточном этапе. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке – это применение мер поддержания интереса к изучению темы. Цель – стремление не столько дать больший объём знаний, сколько развить вкус у учащихся к исследовательской деятельности, склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, а также укрепить в них уверенность в своих силах.

Система заданий повышенной сложности.

Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:

Большое внимание следует уделять умению учащихся самостоятельно работать с источниками географической информации: географическим атласом, контурными картами, дополнительной географической литературой, статистическим материалом и т.д. Использование различных карточек – заданий, как видов индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания.

учащимся предлагаю также дифференцированные.

1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.

На контурную карту нанести предлагаемые географические объекты. Сравнить определенные объекты и сделать выводы.

Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме, провести мини-исследование (например, составить туристический маршрут по изученным объектам экономического района России, материка, страны) и подготовить выступление.

Условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.

1. Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации – дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.

2. Обязательное условие организации дифференцированного обучения – знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.

3. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.

4. Наличие достаточного набора дидактических материалов (разноуровневые задания, карточки, инструкции, образцы работ  и т.д.).

применения данной технологии:

-повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;

-объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения усвоения предметного материала;

-появляется возможность более эффективно работать как с одаренными детьми, так и с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения, в т.ч. и с ЗПР.

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование  возможностей дифференцированного обучения, а именно:

Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности, складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесса. Таким образом, дифференцированное обучение – представление шанса каждому учащемуся построить обучение так, чтобы максимально использовать свои возможности.

  • Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.
  • Апатова Л. В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск, 1986.
  • Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “ Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.
  • Сегеда, Т. А. Дифференцированный подход к учащимся при изучении курса «География России». Учебное пособие для студентов / С. Н. Поздняк, Т. А. Сегеда. Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2009.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (К. Д. Ушинский)Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. ( И. С. Якиманская)

На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом. Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».(Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени). Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их

чётко проявляются по следующим показателям:

● обучаемости, т. е. умственным способностям (в том числе креативности), а также специальным способностям;

● учебным умениям;

●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

● познавательным интересам.

Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, которое необходимо учащемуся для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый учащийся будет иметь достаточно времени для эффективного овладения изучаемым материалом, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе. В условиях временного пребывания обучающихся технология дифференцированного обучения является очень важной и актуальной.

Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения. 1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации – дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.

. Обязательное условие организации дифференцированного обучения – знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.

. Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения. . Условия реализации дифференцированного обучения: -достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п) -систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся; -сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.

зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:- первый уровень – объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.- второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.- третий уровень – частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. Предлагаю некоторые фрагменты уроков с материалами дифференцированного обучения.

В 6 классе при изучении тем: «Основные формы рельефа суши». « Реки». « Озера».

предлагаю задания разного уровня сложности: 1 )выделить главные мысли изученного; 2 )дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;3 )сравнить физическую карту с климатической. Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных. Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные: 1. Составить сложный план рассказа (1 уровень)2. В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень)3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта).

Тема урока «Озёра» 6 класс.

1. Определите какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

Возможные варианты ответа:

– перечислены озера;

-все они расположены на разных материках;

-озера Виктория, Верхнее, Ладожское крупные по площади;

-озеро Эйр, из всех перечисленных, меньше по площади;

-озера Виктория,  Верхнее, Ладожское пресные, а озеро Эйр-Норт соленое;

– озера Виктория, Верхнее, Ладожское пресные потому, что из них вытекают реки, такие озера называются сточными;

– озеро Эйр соленое потому, что из него реки не вытекают, такие озера называются солёными.

Данное задание по силам учащимся с разным уровнем подготовки. В зависимости от уровня подготовки ученика, будет отличаться полнота ответа. Если сформировать более точно вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например: «Назовите озеро, которое находится в Австралии?».

2. Сравните два озера (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?

Деятельность ученика будет  направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему.

Озеро Верхнее. Самое большое пресное озеро по площади в мире. Что вы можете сказать о причинах его возникновения? Сточное или бессточное озеро?

Пресный водоем с наибольшей площадью – это Верхнее озеро. Расположение – Северная Америка. 82,4 тыс. квадратных километров занимает площадь его водного зеркала. Озеро находится на 3 месте по объему пресной воды на нашей планете, а уступает оно по показателям только Байкалу и Танганьике. Чаша озера имеет вид впадины тектонического происхождения. Из-за большого количества землетрясений появились глубокие разломы. Дно озеро выровняли ледники, завершив начатое землетрясениями дело. По предположению ученых, около 30 тысяч лет тому назад Северная Америка в восточных районах была покрыта ледниками, пришедшими сюда с севера. Эти ледники были непостоянны. Они то сдвигались на север, оставляя после себя озерные чаши, то снова приходили сюда. Когда ледники окончательно ушли с территории восточных районов континента, в этом месте образовалось огромное озеро.

Исходя из особенностей  природных условий  озеро Верхнее является сточным или бессточным?

Озеро является сточным, его сток происходит через реку Сент-Мэрис.

Почему озеро Верхнее называют «Морской дорогой»? Предложите  путь выхода в океан?

Верхнее озеро – важное звено водного пути по Великим озёрам. Озеро Верхнее входит в группу  Великие озёра, все озёра взаимосвязаны и  река Святого Лаврентия выносит воды в Атлантический океа.(возможный ответ).

Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся.

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Георг Гегель

Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся  является умение читать и понимать прочитанное.

, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Они образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с  более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн. Более 80% цунами возникают на периферии . Первое научное описание явления дал  историк, географ и натуралист Хосе де Акоста, после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км.  и другие подводные взрывы (в том числе взрывы подводных ядерных устройств), оползни, ледники,  и другие разрушения выше или ниже уровня воды — всё это обладает достаточным потенциалом, чтобы вызвать эти волны. Первое  предположение о том, что цунами связано с подводными землетрясениями, было высказано  древнегреческим историком . При средней  глубине  4 км скорость распространения получается 200 м/с или 720 км/ч. В  открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает сотен километров, и поэтому волна не опасна для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота волн может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30—40 метров, образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и во всех местах, где может произойти фокусировка. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.  Они, обычно, проявляются как серия волн, так как волны длинные, то между приходами волн может проходить более часа. Именно поэтому не стоит возвращаться на берег после ухода очередной волны, а стоит выждать несколько часов.

(Хрестоматия по физической географии).

Задание 1.(1 уровень)

Цунами возникают из-за сильных земетрясений с магнитудой:

Первое научное описание цунами дал:

Сколько метров может достигать высота волны у крутых  берегов?

При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина 1. Уменьшается

Прочитайте текст «Возникновение цунами» и ответьте на вопросы.

1. О каком понятии  говорится в тексте. Дайте определение этого понятия .

2. Что является причиной возникновения цунами?

3. В каком океане больше всего возникают цунами?

4. Какие районы в океане  менее опасны?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя текст. С заданием 1 справляются даже слабые учащиеся.

Задания второго читательского умения – интегрирование и интерпретация прочитанного:

Прочитайте текст «Возникновение цунами» о ответьте на вопросы.(2 уровень)

1. Почему в  результате землетрясения распространяется несколько волн?

2. Почему при выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается?

3. За некоторое время до прихода цунами жители побережий наблюдают краткое (от нескольких минут до часа) отступание воды от берега. Как можно объяснит это явление?

4. Какие последствия  вызовет  цунами,  обрушившись на побережье?

5 Можно ли предотвратить цунами или ослабить их возможные отрицательные последствия?

Цунами высотой несколько метров оказываются катастрофическими, в то время, как волны той же (и даже значительно большей) высоты, возникшие во время шторма, к жертвам и разрушениям не приводят

Задания третьего читательского умения – осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения:

Прочитайте текст «Возникновение цунами» и ответьте на вопрос.(3 уровень)

Согласны ли вы с тем, что одна из  главных задач, стоящая перед человечеством, – предсказывать цунами и оповещать о нём население. Всегда ли оповещение является оправданным? Предложите свои пути решения этой задачи.

Доступность задач на внимание читательской грамотности у учащихся предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Такие задачи развивают и позволяют повысить уровень подготовки по географии. Можно предложить исследовательский проект по тексту.

Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий.

В 8 классе при изучении темы «Россия на карте мира»

предлагаю следующие задания:1) Найти крайние точки на карте (1 уровень); 2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень) 3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (3 уровень)Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями: – понимать карту(1 уровень) – читать карту(2 уровень) – знать карту(3 уровень)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ЛИТОСФЕРА» 6 класс. (20–25 МИНУТ

1. Дайте определение понятий: литосфера, горы. (5 баллов)

2. Как различаются равнины по высоте? Приведите примеры, используя карту.

3. Сравните географическое положение гор Альп и Кавказа.

4. Какое влияние оказывает рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

5. Каково первичное залегание осадочных горных пород? Как оно может измениться? Ответ представьте в виде схемы.

1. Дайте определение понятий: земная кора, равнины. (5 баллов)

2. Как различаются горы по высоте? Приведите примеры, используя карту.

3. Сравните географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

. (8 баллов)

4. Как изменяется поверхность Земли под воздействием хозяйственной деятельности человека?

5. Как связаны горные породы разного происхождения между собой?

Правильно ли утверждение, что в земной коре происходит круговорот горных пород?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «БИОСФЕРА» И ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК» (20–25 МИНУТ)

1. Дайте определение понятия «природный комплекс».

2. Назовите составные части биосферы и подчеркните самую обитаемую её часть?

3. Объясните, почему количество живых организмов в океане зависит от глубины и географической широты.

4. Изобразите в виде схемы характер взаимодействия земных оболочек от глубины и географической широты.

5. Разработайте правила разумного поведения человека в природе.

1. Дайте определение понятия «географическая оболочка».

2. Из каких компонентов состоит природный комплекс?

3. Объясните, почему и как изменяется количество растительной массы от экватора к полюсам.

4. Выясните взаимодействие растений с другими компонентами ПК.

Ответ дайте в виде схемы.

5. Объясните, почему хищные животные не могут существовать без такого природного компонента, как почва.

ТЕМА «АВСТРАЛИЯ» 7 класс.

Примерные вопросы и задания

Используя карты атласа, дайте описание географического положения Большого Барьерного рифа.

Назовите русского ученого, внесшего большой вклад в изучение природы и населения Океании.

Используя карты атласа, назовите крупные реки материка.

К бассейну каких океанов относятся реки Австралии?

Какие природные зоны расположены на материке?

Назовите характерных представителей животного и растительного мира материка.

Какое государство расположено на материке? Как называется его столица?

Что называют Океанией?

Назовите государства и их столицы, расположенные на островах Океании.

Почему на территории Австралии много английских названий?

Какие черты рельефа Австралии объясняются особенностями строения земной коры?

Почему Австралия бедна поверхностными водами?

Каким образом количество осадков отражается на размещении при родных зон Австралии?

В чем выражается и чем объясняется своеобразие органического мира материка?

Как объяснить обилие сумчатых видов на материке Австралия? Объясните, почему почти все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка.

Объясните выражение: «Экономика Австралии едет на овце».

Назовите черты уникальности материка Австралия.

Острова Океании нередко рождаются на глазах человека. Почему?                                                            ТЕМА «ЕВРАЗИЯ» 7класс

Какой вклад в развитие географической науки внесли П. П. Семенов – Тян-Шанский и Н. М. Пржевальский?

Какие формы рельефа материка свидетельствуют о том, что он подвергался древнему оледенению?

Какие грозные явления природы свойственны территории материка?

С какими компонентами природного комплекса они связаны?

В каких районах Евразии выпадает меньше (больше) всего осадков? Почему?

По карте климатических поясов определите климатические области умеренного пояса.

Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова средиземного моря?

Определите географическое положение острова Шри-Ланка (Великой китайской равнины).

Перечислите районы Евразии, где наблюдается самая низкая (высокая) плотность населения.

Подтвердите положение «Евразия – величайший массив суши», назовите его следствия.

По картам атласа охарактеризуйте морской (средиземноморский) климат умеренного климатического пояса.

Определите протяженность Евразии (км) с запада на восток между ее

крайними точками, выскажите предположение о том, как вытянутость материка и его географическое положение отразятся на природе.

В какой части Евразии самая высокая плотность населения? Объясните почему?

Высочайшие горы Евразии и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океана, в то время как на других материках горы находятся на побережье океанов. Какими причинами это можно объяснить?

Можно ли объяснить, почему самые высокие горы на Земле образовались в Евразии?

Если да, то приведите свои аргументы.

Архипелаг Шпицберген называют «арктическим оазисом», ему присущи многие нехарактерные для Арктики особенности природы. Определите по картам, какие именно. Чем объяснить их существование?

1. Апатова Л. В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск, 1986, 58 с.

2. Апатова Л. В. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физической географии в средней школе. М., 1987,16 с.

3. Долгунов В. Этот сложный процесс познания: индивидуализация и дифференциация. Педагогика. 2000, №4.

4. Иванов. Ю.А. Дифференцированное обучение / Ю. А. Иванов / Дифференциация как система – М.: Новая школа. 1992 г.: Ч. 1. – С. 43-64.