Теории, основные типы, причины возникновения
Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у — масса головного мозга (в граммах)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в указанном отрезке жизни?
1) в первые годы жизни резко растёт, а потом остаётся постоянной 2) в первые годы жизни резко растёт, а потом рост становится плавным 3) плавно растёт на данном отрезке жизни 4) в первые годы жизни плавно растёт, после чего плавно снижается
+ Правильный ответ:
Что такое торможение условных рефлексов
Торможение — это один из основных активных физиологических процессов центральной нервной системы. Торможение является основным средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Процесс торможения приводит к остановке или ослаблению состояния деятельности органа.
Торможение обеспечивает концентрацию процессов организма на наиболее важной в конкретный момент деятельности, временно задерживая рефлексы на другие раздражители. Торможение обеспечивает непрерывное уточнение условных рефлексов в зависимости от изменяющихся условий среды, а также защиту механизма условных рефлексов и нервных клеток от травмирующих действий.
Условные рефлексы могут образовываться, сохраняться и преобразовываться только при условии взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные типы, их характеристики
Торможение можно разделить на несколько типов. В первую очередь оно делится на:
Добавить в вариант
Клетки какого органа образуют гормоны?
Укажите пример условного торможения.
1) невольник забыл родной язык
2) спортсмен после соревнований идет спать
3) в ответ на удар боксер атакует соперника
4) при виде яблока выделяется слюна
Задания Д32 C4 № 2234
Чем можно объяснить, что ферменты слюны активны в ротовой полости, а в желудке теряют свою активность?
Задания Д31 C3 № 2233
Велотурист Владислав проехал на велосипеде 3 часа со скоростью 19 км/ч.
Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Владиславу оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.
При выборе учтите, что Владислав обязательно закажет любимый апельсиновый сок и шоколадное мороженое.
В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность ужина и количество белков в нем.
Какую функцию выполняют почки у человека?
Ферменты слюнных желез расщепляют
Вставьте в текст «Процесс пищеварения в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
В состав слюны входят вода, вещества, придающие ей клейкость, и обеззараживающие вещества. В слюне человека имеются также __________(А), которые принимают участие в __________(Б) органических веществ. У человека слюна выделяется __________(В). При глотании пищевого комка вход в дыхательные пути закрывается _______(Г).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Что из приведенного является примером врожденного рефлекса?
1) сужение зрачка при попадании человека в освещенное помещение
2) движение по пешеходному переходу
3) выделение слюны на запах пищи
4) возникновение обиды у ребенка на замечания, сделанные взрослым человеком
Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1) железы внешней секреции
2) железы внутренней секреции
3) железы смешанной секреции
Ученые изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель — пищу — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй — звуковой сигнал — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.
Какой физиологический процесс изучали ученые? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?
С помощью __________(А), человек ощущает вкус, механические свойства и температуру пищи. Человек не чувствует вкуса __________(Б) пищи. Помимо ферментов, расщепляющее сложные углеводы, в слюне содержится __________(В), формирующее пищевой комок. В пищеварительной системе происходит быстрое по сравнению с кожными покровами заживление мелких повреждений слизистой оболочки, это происходит благодаря особым _______(Г) слюны.
Установите соответствие между примерами и типами рефлексов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
А) отдергивание руки от горячего предмета
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям
Г) глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком
Д) выделение слюны при виде красиво сервированного стола
Е) учащенное сердцебиение при воспоминании о неприятном событии
К наследственной программе поведения животных относят
Примером инстинкта является
1) объедание гиенами трупа животного
2) движение рыбок к корму при постукивании по аквариуму
3) поджимание хвоста у собак при испуге
4) танец пчел – способ обмена информацией
Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.
Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение дыхательных мышц
3) центр продолговатого мозга
Что из перечисленного ниже отличает человека от человекообразных обезьян?
1) наличие пяти отделов мозга
2) приспособление позвоночника к прямохождению
3) наличие двух кругов кровообращения
4) отсутствие врожденных рефлексов
Дугу спинно-мозгового рефлекса составляют
1) рецептор — исполнительный нейрон — вставочный нейрон — чувствительный нейрон — мышца
2) мышца — рецептор — чувствительный нейрон — исполнительный нейрон — вставочный нейрон
3) рецептор — чувствительный нейрон — вставочный нейрон — исполнительный нейрон — мышца
4) мышца — чувствительный нейрон — рецептор — вставочный нейрон — исполнительный нейрон
Центры условных рефлексов расположены в
2) коре головного мозга
Мать гуляет с ребенком и вдруг видит, что к ним бежит большая собака. Мать берет ребенка на руки. Что является причиной такого поведения матери?
1) страх за свою жизнь
Человек подошел к дороге, увидел приближающийся на большой скорости автомобиль и сделал шаг назад, подальше от края дороги. Что является причиной такого поведения?
1) агрессия по отношению к водителю
Какая форма поведения человека является врожденной?
С деятельностью какого отдела мозга связаны безусловные пищевые рефлексы?
Рефлексы, передающиеся по наследству
1) возникают на основе жизненного опыта каждой особи
2) характерны для всех особей вида
3) не являются врожденными
4) формируются в процессе индивидуального развития
В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголенную лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?
В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?
Явление, изображенное на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырехглавой мышцы бедра, вызванном легким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?
В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы бедра.
Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Почему данный опыт называли мнимым кормлением?
Что исследовалось в данном опыте?
Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?
Условное
Условное торможение — процесс торможения условнорефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем.
Оно входит в категорию внутренних, потому что формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Этот тип раздражения возникает в тех случаях, когда условный раздражитель больше не подкрепляется безусловным.
Условное торможение подразделяется на следующие виды:
Угасательное торможение
Угасательное торможение — торможение, которое срабатывает в тех случаях, когда прекращается подкрепление положительного сигнала безусловным раздражителем, а условная реакция сходит на нет.
Первое время условный раздражитель вызывает обычную условную реакцию, несмотря на отсутствие последующего подкрепления. Впоследствии условный раздражитель начинает вызывать ориентировочную реакцию, которая со временем исчезает.
Угасанием будет являться потеря навыков с прекращением практики. Однако, условный рефлекс можно восстановить после его угасания. У детей этот вид торможения развивается медленнее, чем у взрослых. Поэтому избавление от вредных привычек дается им тяжелее.
Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что организм больше не реагирует на сигналы, которые утратили значение.
Дифференцировочное торможение
Дифференцировочное торможение — тип торможения, предупреждающий реакцию на фактор, схожий по характеристикам с тем, который вызывает рефлекс, но не является идентичным ему.
Дифференцированное торможение обеспечивает реакцию только на тот сигнал, который является подкреплением, то есть биологически значимым. Это торможение лежит в основе различия раздражителей.
Дифференцировки начинают вырабатываться у человека с раннего возраста. Например, если ребенка всегда кормят с ложки определенной формы и цвета, то постепенно он перестанет реагировать на ложки с другими характеристиками. Несмотря на то, что условные раздражители сходны — все предметы являются ложками, только предмет с определенными качествами подкреплен сигналом.
Именно дифференцировочное торможение лежит в основе способности человека различать звуки, шумы, цвет и форму. Благодаря ему человек выбирает нужный предмет из разнообразия похожих. Это позволяет понимать тонкие различия и частные особенности предметов и впоследствии образовывать новые понятия.
На схожие с биологически важным условная реакция будет выражена либо крайне слабо, либо ее не будет вовсе.
Условный тормоз
Условный тормоз — одна из разновидностей дифференцировочного торможения. Данный вид торможения вступает в силу, когда комбинация из условного положительного сигнала и постороннего сигнала не подкреплена.
Изначально комбинация сигналов будет вызывать условный ответ, идентичный положительно прикрепленному сигналу, но впоследствии сигнальное значение комбинации будет утрачено из положительного подкрепления. Это торможение развивается по общим законам условного рефлекса, оно изменчивое и динамичное. В конечном итоге комбинация сигналов приобретет свойства отрицательного сигнала.
Условный рефлекс, который был заторможен, имеет свойство самопроизвольно восстанавливаться. Этот фактор имеет большое значение для воспитания поведенческих навыков в юном возрасте.
Условный тормоз и его проявление зависит от уникальных свойств каждой отдельной нервной системы. Например, возбудимым людям будет сложнее его выработать. Также появление условного тормоза зависит от физиологической силы и прочности безусловного рефлекса, который подкрепляет положительный условный сигнал.
Например, у человек условный тормоз может быть вызван следующим образом: человек, согласно инструкции, полученной при помощи речи, должен отвечать на поступающий сигнал только при соблюдении ограниченного спектра условий. Условный тормоз задерживает любые действия человека, не соответствующие спектру условий. Так ученик не будет бегать по коридору, потому что это не отвечает правилам поведения, задающим эти самые условия.
Запаздывающее торможение
Запаздывающее торможение — торможение, характерное тем, что условная реакция срабатывает с запозданием. В таком случае подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем не происходит в течение некоторого времени. Так подкрепляется исключительно последний период действия условного сигнала.
Например, десерт на столе может являться значительным пищевым стимулом, однако благодаря запаздывающему торможению человек не принимается за еду сразу, а ребенок, знающий ответ на вопрос учителя, не кричит его до тех пор, пока не поднимет руку и не услышит разрешение ответить.
Биологическим значением запаздывающего торможения является предохранение организма от излишней и преждевременной траты энергии. Детям выработка этого механизма торможения дается с трудом, несмотря на то, что она начинается весьма рано.
Если к основному раздражителю присоединяются посторонние, то это может вызвать временную отмену запаздывающего торможения.
Биологические значение торможения условных рефлексов, примеры
Торможение условных рефлексов отвечает за соразмерность условных рефлексов и окружающей действительности, а также ограничивает условные рефлексы, которые не являются актуальными для жизни.
Благодаря торможению условных рефлексов происходит тщательный анализ и обобщение информации. Они отвечают за адаптацию организма к окружающей среде. Нормальная деятельность всех органов и организма в целом также поддерживается частично благодаря торможению. В том числе оно бережет нервную систему от перевозбуждения.
Биологическое значение внешнего торможения условных рефлексов — это концентрация деятельности организма на самых важных раздражителях, а внутреннее торможение — залог того, что в случае неспособности условно-рефлекторных реакций обеспечить адекватное ситуации поведение, то эти сигналы и реакции постепенно отменяются.
Пример условного торможения:
Если человек привык к расположению лампы на письменном столе, которой регулярно пользовался, то в случае ее замены, он еще какое-то время будет рефлекторно пытаться включить лампу там, где она раньше была. Человек отвыкает это делать, потому что положительный сигнал перестанет поступать — свет перестанет включаться как результат его действия.
Пример безусловного торможения:
Прекращение деятельности под влиянием сильной боли. Когда человека беспокоит боль, становится трудно заниматься любой деятельности. В этой ситуации организму необходимо в первую очередь избавиться от боли, то есть выполнить более важную биологическую потребность.
Дыхание растений
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений
А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.
Б. Дыхание происходит только на свету. ?
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Безусловное
Безусловное торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под действием безусловных рефлексов (например, ориентировочного рефлекса).
Условные рефлексы поддаются торможению по-разному. Чем моложе рефлекс, тем легче будет срабатывать механизм торможения. Причиной этого является развитие процесса индукции в центральной нервной системе.
Примером безусловного торможения будет являться нападение собаки, чью пищу отнимают. В этом случае внешнее безусловное торможение наступает в пищеварительном центре, в то время как в центре агрессии наступает возбуждение.
Внешнее торможение
Внешнее торможение — торможение, возникающее из-за влияния нового раздражителя, который создает доминантный очаг возбуждения и формирует ориентировочный рефлекс. Торможение будет происходить до тех пор, пока новый внешний раздражитель не исчезнет или не исчерпает свою новизну.
Новый раздражитель будет носить название внешнего тормоза, так как он тормозит работу условных рефлексов.
Гаснущим тормозом раздражитель будет называться в случае регулярного повторения. Вследствие чего тормозящая реакция будет выражена все слабее с каждым разом до тех пор, пока раздражитель не перейдет индифферентных, то есть потерявших характер новизны.
В том случае, если раздражитель несет биологически важную информацию, то будет считаться постоянным тормозом, потому что независимо от количества повторений, раздражитель будет вызывать торможение условных рефлексов.
Внешнее безусловное торможение играет очень важную роль в биологическом смысле — именно оно обеспечивает торможение условно-рефлекторной деятельности, чтобы организм сосредоточился на опасности и свойствах нового раздражителя.
В первую очередь под влиянием безусловного внешнего торможения снижается активность молодых или слабо утонченных условных рефлексов.
Запредельное торможение
Запредельное торможение — торможение, возникшее при чрезмерном возрастании интенсивности раздражителя, благодаря чему нарушается работоспособность нервных клеток: дальнейшее усиление возбуждения оказывается невозможным, и оно сменяется торможением.
Этот вид отличается от внешнего и внутреннего механизмом возникновения и физиологическим значением. Запредельное торможение идет в ход в случае, если сила или продолжительность действия условного раздражителя чрезмерно увеличивается. Триггером также может стать однообразный характер раздражителя. В таком случае под воздействием силы раздражителя повышается работоспособность клеток коры больших полушарий.
Биологическое значение запредельного торможения — охранительное. Этот механизм реагирования предупреждает истощение энергетического ресурса нервного центра. Если раздражитель долго действует на одни и те же элементы коры мозга, может произойти истощение. Оно и спровоцирует возникновение охранительного запредельного торможения.
Крайней степенью запредельного торможения является оцепенение, которое возникает вследствие влияния чрезвычайного сильного раздражителя. Например, причиной такой реакции могут быть физические раздражители (срабатывание взрывного устройства) или моральные — неожиданная потеря близкого человека.
Рефлексы
Укажите пример условного торможения.
1) в ответ на удар боксер атакует соперника
2) невольник забыл родной язык
3) при виде яблока текут слюнки
4) спортсмен после соревнований идёт спать
Антибиотики
После приема антибиотиков врачи рекомендуют есть кисломолочные продукты потому, что они
1) создают благоприятную среду для размножения бактерий кишечника
2) ослабляют действие вредных бактерий
3) активизируют деятельность пищеварительных ферментов
4) усиливают действие антибиотиков в организме
Экология
Целенаправленно созданное человеком сообщество называют
1) биоценозом
2) биогеоценозом
3) агроценозом
4) биосферой
Анатомия
Рецепторы, воспринимающие звуковые сигналы, находятся в
1) барабанной перепонке
2) коре мозга
3) улитке
4) наружном слуховом проходе
Биологические процессы
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рибосома 2) ядро 3) хлоропласт 4) ЭПС