4. Какими факторами может быть вызван физиологический стресс?
Болевые воздействия, холод, голод, жара, физические нагрузки.
5. Что входит в систему профилактики профессионального стресса?
Психологическая и психофизиологическая диагностика. 2. Психологическая подготовка. 3. Психологическое консультирование.
6. Что относится к методам и приемам саморегуляции?
– управление дыханием;
– управление вниманием;
– управление мышечным тонусом;
– идеомоторная тренировка;
– аутогенная тренировка;
7. Использование саморегуляции позволяет:
Снизить уровень тревоги, мобилизовать усилия, улучшить общий эмоциональный фон.
8. Что предполагает под собой визуализация – как способ саморегуляции? Визуализация – способ саморегуляции, предполагающий умение произвольно создавать яркий мыслительный образ (зрительный образ в ощущениях, звуках и т.д.)
9. Что предполагает под собой идеомоторная тренировка – как метод саморегуляции?
Идеомоторная тренировка – метод саморегуляции, предполагающий мысленное представление предстоящей деятельности.
10. Какие предпосылки лежат в основе нервно – мышечной релаксации?
– стресс и тревога связаны с мышечным напряжением;
– уменьшение мышечного напряжения снижает уровень стресса и тревоги;
– нервно-мышечная релаксация предоставляет возможность сравнить и противопоставить напряжение и расслабление.
11. Укажите верный порядок ступеней профессионального становления. Формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде: этап мастера, авторитета, наставника.
12. Как называется этап профессионального развития, характеризующийся планированием, проектированием своего профессионального жизненного пути?
Этап формирования профессиональных намерений.
13. Как называется период профессионального развития, характеризующийся освоением системы основных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общность, овладением необходимыми знаниями, умениями и навыками, развитием ПВК, структурированием системы этих качеств?
Этап профессионального обучения.
14. Как называется период профессионального развития, характеризующийся вхождением специалиста в тонкости профессиональной деятельности, позволяющих ему справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности? ) Стадия адаптации.
15. Как называется период профессионального развития, характеризующийся наличием у специалиста круга единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач, достижением им ранга учителя? )
16. Что относится к методам саморегуляции, которые можно выполнять самостоятельно, без подготовки со специалистом? )
Элементы музыкотерапии, элементы ароматерапии, управление вниманием, самовнушение.
17. Когда применяется самовнушение, как метод саморегуляции?
18. Что предполагает под собой самовнушение как способ саморегуляции?
Самовнушение – это способ саморегуляции, предполагающий волевой процесс, обеспечивающий готовность организма к определенному действию, веру в свои силы, а также внедрение самому себе определенных мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний.
19. Требования, которым должны отвечать формулы самовнушения.
Хорошо, если фраза носит несколько иронично-веселый характер или заранее зарифмована
Фраза должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выдохе
Формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть
Фраза должна носить позитивный характер, без содержания частицы «не»
Четкое знание цели, которую нужно достичь во время сеанса самовнушения
20. К какой группе относятся люди, изолированные в очаге ЧС?
21. Компоненты общения:
Вербальное (передача информации с помощью произносимых нами слов), невербальное (неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения), паравербальное (передача информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов).
22. Что относится к общим принципам общения с пострадавшими?
– речь в побудительном наклонении с использованием коротких и четких фраз
– избегание в речи частицы «не»
– четкая и медленная речь с элементами внушения
– контроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшими
– запрет на обещания, которые невозможно выполнить, в том числе на фразу: «Все будет хорошо!»
– контроль собственного эмоционального состояния.
23. Что относится к основным приемам активного слушания?
Мы поможем в написании ваших работ!
В
жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё
начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над
головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои
потребности, человеку приходится изрядно потрудиться. А для того, чтобы успешно
трудиться, конечно же, необходимо освоить какую-либо профессию.
Итак,
по окончании школы перед каждым учеником возникает необходимость сделать
будущий профессиональный выбор, то есть определиться с будущей профессией.
Напомним,
что сам термин профессия происходит от латинского слова professio,
которое, в свою очередь, происходит от другого латинского слова — profiteor,
которое дословно можно перевести как «объявляю своим делом».
Ну
а учёные под термином профессия понимают род трудовой
деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков,
приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником
существования.
Обратите
внимание: в определении говорится, что человек должен владеть набором знаний,
умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Так вот, чтобы
стать на самом деле квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела,
нужно пройти определённые этапы профессионального становления.
Вообще,
под профессиональным становлением понимают процесс накопления
опыта практической деятельности, профессионального совершенствования
и приобретения мастерства.
В
жизни каждого человека профессиональное становление занимает
важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает
большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей
ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной
деятельности в зрелом возрасте.
Исходя
из этого, можно сказать, что профессиональное становление – это очень
длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает
возможность безграничного развития человека.
В
зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления
имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем осваивая её, каждый
человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек
обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает
профессионально важные качества.
Профессиональное
становление связано с различными целями и имеет
разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек
проходит несколько этапов профессионального становления.
Давайте
подробнее рассмотрим их.
Первый
этап
– формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее
представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.
Всё
начинается с того, что, ещё будучи ребёнком, в процессе игры мы имитируем
профессиональные взаимодействия. Затем мы подрастаем и начинаем получать информацию
о профессиях и их особенностях на занятиях в школе, при наблюдении за людьми, в
общении, а также на временных подработках. В конце этого этапа, а он как-раз
приходится на момент окончания общеобразовательной школы, перед нами появляется
необходимость выбора профессии.
На
втором этапе начинается профессиональное обучение. Этот
этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные
учебные заведения (профессиональные училища, техникумы, вузы), где
непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии.
На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в
ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или
работает и учится одновременно.
Третий
этап
профессионального становления предполагает вхождение в профессию,
профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт
непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных
норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального
опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного
выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в
коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом
данного этапа является профессиональная компетентность.
В
толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость,
эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают
совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения
профессиональной деятельности.
Основными
уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость,
адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная
подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
И
последний этап профессионального становления – это частичная
или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе
происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации,
индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной
профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной
деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество.
Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.
Профессиональное
мастерство определяется следующими личностными качествами: профессиональными
знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой
деятельности; высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной
мобильностью; профессиональной самостоятельностью; стремлением к
самосовершенствованию; творческим подходом к работе.
Совершенствование
мастерства — это очень сложный и длительный процесс.
Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной
деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего
дела.
Профессиональное
мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное
творчество — это создание человеком в ходе
профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.
Творчество
в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого
процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая
деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны:
объективно новое и субъективно новое.
Объективно
новое — это всё то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое —
это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например,
перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность
новых средств, способов и приёмов и многое другое.
Профессиональное
становление является составной частью профессиональной карьеры.
Вообще,
карьера — это быстрое достижение успехов в какой-либо
деятельности. В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение
человеком успехов в профессиональной деятельности.
В
содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост,
мастерство, высокую оплату труда, продвижение по служебной лестнице, занятие
определённых постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях,
адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворённость профессиональной
деятельностью.
Человек
достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления
самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное
развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей
конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального
становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
Показателем
профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. К
формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения
квалификации, должность. А к неформальным: профессиональное мышление, умение
применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.
Сегодня
все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь
современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А
значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут
хорошо разбираться в новейших технологиях.
Современный
специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы
добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая
ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации,
получения новых навыков или смежной специальности.
На
этом уроке мы с вами говорили о профессиональном становлении.
Выяснили, что подразумевают под этим термином. А также обсудили все этапы профессионального
становления.
Этапы профессионального становления
ЛЕКЦИЯ 2.5. П СИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие «профессионализация», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально значимые качества».
2. Этапы профессионального становления.
3. Организационная культура. Типы организаций.
Труд и Профессия
Человек занимается разными видами трудовой деятельности – от самообслуживания и исполнения до творчества. Труд – это не только средство к существованию, но и способ самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла в жизни.
Ключевые аспекты труда
ü Объект труда – структура профессии, нормативные показатели операционно-технической структуры профессии. Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия.
ü Субъект труда (психограмма) – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения трудовой деятельности. Сюда входят профессионально важные качества:
– направленность личности
– мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность
– потребности в творчестве
– профессиональные притязания
– удовлетворенность трудом
– профессиональное самосознание
– профессиональные способности
– профессиональный тип мышления.
Профессия – это исторически возникшие необходимые обществу формы деятельности, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. И обществу и человеку профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей. Мир профессий меняется: одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются.
По объекту труда Е. А. Климов выделил пять основных типов профессий:
1. Профессии типа «Человек – человек» объединяют медицинских работников, учителей, социальных работников, психологов, полицейских, юристов. работников сферы обслуживания.
2. Профессии типа «Человек – природа» объединяют полеводов, агрономов, животноводов, лесничих, биологов, ветеринаров, геологов.
3. Профессии типа «Челове – техника» объединяют инженеров, летчиков, машинистов, слесарей, швей-мотористок, водителей.
4. Профессии типа «Человек – художественный образ» объединяют артистов, музыкантов, художников, писателей, реставраторов, модельеров.
5. Профессии типа «Человек – знаковая система» объединяют программистов, бухгалтеров, экономистов, лингвистов, конструкторов, редакторов.
По характеру субъекта труда (по характеру требований к психо-физиологическим особенностям):
ü Профессии с абсолютной профпригодностью: для них необходимы определенные природные данные
ü Профессии с относительной профпригодностью: отсутствие необходимых качеств компенсируется мотивацией и опытом.
Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность, помимо способностей, включает мотивацию и удовлетворенность трудом.
По мере совершенствования своих трудовых навыков человек превращается из исполнителя в специалиста и профессионала. Развиваясь дальше, он может стать новатором своей профессии, придумать новые методы работы. Развиваясь и внося свой вклад, профессионал обогащает профессию.
Модель специалиста включает в себя:
ü Профессиограмма – описание психологических норм и требований к деятельности специалиста. Включает в себя психограмму (описание человека труда) и трудограмму (описание труда)
ü Профессионально-должностные требования – содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист.
ü Квалификационный профиль – сочетание видов трудовой деятельности и степень их квалификации и оплаты.
Профессионал – это специалист, который:
ü Овладел высоким уровнем профессиональной деятельности
ü Сознательно изменяющий и развивающий себя в труде
ü Вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию
ü Нашедший свое индивидуальное предназначение
ü Стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности
ü Повышающий престиж своей профессии в обществе
Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности.
Показателем профессионального становления являются:
– формальные критерии: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность
– неформальные: профессиональное мышление, умение применять для решения задач нестандартные средства, востребованность труда.
Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.
В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:
ü предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
ü подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно. Сегодня подготовительный этап становления профессионала имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.
ü этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
ü этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему;
ü этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.
Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют такие черты личности, как:
ü Следование профессиональной этике
ü Индивидуальная социальная и экономическая ответственность
ü Внутренний локус контроля
ü Помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и в работе
ü Внутренняя диалогичность личности
ü Адекватная самооценка
ü Готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения.
ü Допрофессионализм . На этом уровне человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами профессии. Этот этап проходит каждый человек, но некоторые люди задерживаются на нем длительное время.
ü Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.
ü Суперпрофессионализм . На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень существенно влияетна прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому им иногда приходится преодолевать сопротивление общества.
ü Непрофессионализм. На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом наблюдаются определенные деформации в становлении профессионала: либо человек допускает брак в работе, либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое профессиональное и личностное развитие, либо преследует только цели личного преуспевания
ü Послепрофессионализм. Это уровень людей пенсионного возраста. Каждый проживает его с разной степенью достоинства. Человек м.б. экс-профессионалом, а может – советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.
Считается, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.
Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.
На уровне профессионализма выделяют этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Этот этап начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения и завершается в основном в первые два года трудовой деятельности. Возможно, что период адаптации растянется на долгие годы и будет проходить болезненно. Этот этап наиболее важен для становления профессионала.
Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Профессиональная общность – социальная общность, организованная для эффективного достижения единых профессиональных задач. На взаимодействие людей в общности влияет профессиональная среда – совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат) условий труда. Социальная подсистема создается самими участниками профессиональной общности, в т.ч. и молодыми специалистами. С первых дней работы они должны чувствовать ответственность за состояние профессиональной среды.
Важным компонентом социальной подсистемы является психологический климат коллектива – это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Климат в коллективе определяется типом кооперативных и личностных взаимоотношений членов этого коллектива.
Психологические характеристики целостной профессиональной общности:
ü Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности.
ü Сплоченность – согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений.
ü Срабатываемость – способность к согласованным действиям в процессе совместного труда.
ü Соревновательность – рвение, усердие
ü Организованность – способность коллектива самостоятельно создать организацию в ситуации неопределенности.
Болезнь – большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и счастье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать страдания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Хотя условия работы сестер весьма трудны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются облегчить страдания.
04.01.2020.
Тест. Технология, 10 класс
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания – 5 балльная. Разбалловка теста – 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Список вопросов теста
Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства – это
Варианты ответов
Укажите очерёдность этапов профессионального становления.
Вопрос 4
Создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального – это
Вопрос 6
Быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности
Вопрос 8
Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности – это
Вопрос 9
Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. Сопоставьте, что и к каким критериям относится.
профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда
Вопрос 10
Какими личностными качествами определяется профессиональное мастерство?