Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1279 с углубленным изучением английского языка
: Савина Елена Сергеевна
«Образование чисел второго десятка»
-формирование понятий о десятке;
-введение терминов «однозначные числа», «двузначные числа»;
– познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
познакомить детей с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;
повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом);
-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
– сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
: интерактивная доска, тематическая презентация, индивидуальные компьютеры, вееры чисел (для устного счета).
Математика, учебник для 1 класса начальной школы, М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, Просвещение, Москва, 2013.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня отправимся в Математическую страну. Там мы узнаем, как образуются числа второго десятка, познакомимся с их названиями и порядком следования при счёте. Житель этой страны приготовил для вас разные задания. Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.
2. Устные упражнения.
Первая остановка называется «Десяток». Посмотрите, кто нас встречает? Наш друг Незнайка. Он приготовил для вас задания.
1. Игра «Набери число».
В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8, 9, 10. Лишнее число зачеркните.
2. Работа с компьютером
Работа в программе «Мат-решка» («пальто») «Сложение и вычитание в пределах 10.
3. Отгадаем загадки.
( Результаты сообщают учителю числовым веером.)
Два щенка-баловникаБегают, резвятся,К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей?
Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей?
Пошла курица гулять, Собрала своих цыплят. Семь бежали впереди, Три остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сколько было цыплят?
Я нашёл в дупле у белкиПять лесных орешков мелких. Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка!Все орешки посчитай-ка.
на доске поочерёдно появляются числа 5 8 10 6
3. Работа над новым материалом.
Посмотрите на эти числа.
Какое из них отличается от остальных?
10. Его можно назвать лишним.
Почему вы назвали число 10?
Оно двузначное, а остальные однозначные.
Давайте вспомним, что такое десяток?
Десять единиц составляют десяток.
Один, два, три,
А за ними, посмотри –
Идут четыре, пять, шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Мы один к нулю прибавим –
И десяток вмиг составим.
Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».
Помните стишок про 0?
А попробуйте слева от него поставить 1. Что получится?
Раньше на Руси 10 называли ДЦАТЬ
А теперь посмотрите, что получится, если в числе 10 заменить цифру 0 любой другой цифрой.
«Образование двузначных чисел».
( Просмотр презентации)
4. Первичное закрепление нового материала.
Работа в тетрадях:
Запишите под диктовку числа: 12, 15, 18, 11, 19, 13, 17, 14, 16, 20.
проверка у доски
А теперь выполним эту работу по вариантам:
1 вариант – запишите эти числа в порядке возрастания;
2 вариант – запишите эти числа в порядке убывания;
Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка (повторяют хором).
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
5. Физкультминутка .
-Выполнение зарядки с учителем
-А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
Работа в компьютере – тема 1 («лягушки»)программа «Мат-решка»
6. Работа в учебнике и тетради. Решение задачи.
Незнайка не может решить задачу .
Давайте поможем ему.
Решение задачи №3, с.47.
Дети посадили у школы 7 липок и 3 березки.
Можно ли считать это задачей? (Нет, это условие).
А теперь прочитайте, что написано под номером 1.
Что это? (Это вопрос).
А теперь прочитайте условие с 1 вопросом. Что получилось? (Задача)
Чтение задачи учащимся.
Можно ли данную схему считать схемой к данной задаче.
(дети проверяют соответствие схемы и задачи).
Анализ задачи по вопросам.
– Что известно?
– Что надо узнать?
-Можем ли сразу ответить на вопрос? (Да).
– Каков знак в решении задачи? (+)
-Что помогло определить знак действия? (Вопрос «Сколько всего?»)
– Как узнать, сколько дощечек выпилил Вася?
– Надо к 4 прибавить 2.
– Запишем решение.
– Ответили мы на вопрос задачи?
– Запишем ответ.
– Какие ещё вопросы можно поставить к задаче?
– На сколько больше дощечек выпилил Вася, чем Ваня?
– Как этот сделать?
– 6 – 2 = 4(д.)
– Могли ли вы придумать продолжение этой задачи?
Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – 6. Сколько дощечек они выпилили вместе?
Как решить задачу?
– Нужно к 4 прибавить 6.
– Сколько получиться?
Получиться 10. Пишем ответ.
7. Закрепление нового материала
– Кого мы опять повстречали на своём пути?
– Это Незнайка.
Он приготовил для вас задание (слайд из презентации)
Нужно получить двузначные числа, записав их суммой двух слагаемых.
Например: Как можно получить 15 рублей ?
8. Итог урока.
– Вот мы и закончили путешествие по математической стране.
-Что нового вы узнали из него?
-Что вам понравилось?
-Что вызвало трудности?
На этом урок закончен. Спасибо всем за внимание.
Дополнительный материал – игра «Собери цветок»
Данный тип урока предполагал формирование понятия о десятке, о «двузначных числах», о десятичном составе чисел.
Цель урока: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Форму урока составляли традиционные структурные компоненты.
Организационный момент имел мобилизующий характер.
Устный счёт включал в себя задание на повторение состава числа, сложение в пределах 10. Был проведён в форме фронтального опроса.
Работа над новым материалом была проведена с помощью практического задания – составлением чисел от 11 до 19, затем была показана презентация «Второй десяток».
Первичное закрепление нового материала было проведено с помощью упражнения на развитие внимания (соедините точки в порядке возрастания). Данный тип урока предполагал формирование и закрепление умения решать задачу. Подробно была рассмотрена задача на увеличение числа на несколько единиц.
Закрепление пройденного материала было проведено в форме игры «Покорми рыбок». Игра была проведена в форме дифференцированной работы, в которую были включены задания на развитие мышления.
Закрепление нового материала было проведено с использованием слайдов. Цель: закрепить знания по образованию чисел второго десятка, развитие умения записывать эти чисел.
Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке.
Технологическая карта урока Математики
Цели деятельности учителя; ознакомление с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Уметь: образовывать числа второго десятка; читать и записывать числа второго десятка;
Знать: порядок следования при счете чисел второго десятка.
уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;
оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;
проявлять интерес к учебной деятельности;
Открытие нового знания.
УМК Математика «Школа России», 1кл., 2ч.: М. И. Моро, М. А. Бантова; презентация.
МОУ Нерльская СОШ Калязинский район
открытого урока математики
в 1 классе
учитель начальных классов
Лавринова Ирина Леонидовна
1. Познакомить учащихся с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названия и порядок следования при счёте; учить называть состав данных чисел.
2. Развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.
3. Воспитывать уважение к труду людей всех профессий, доброжелательное отношение друг к другу.
конверт с письмом, карточки с примерами и ответами на снежинках, открытка, письмо, почтовая карточка, карточки с числами, , разрезные цифры
Раздвижные карточки с числами, круги синего, желтого и красного цвета и карточки с примерами, фломастеры.
– Прозвенел звонок, начинается урок.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостей и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетради, ручка, карандаш, сигнальные карточки, счётные палочки. У всех всё есть?
: – Руки на месте?
– На месте!
– Ноги на месте?
– Локти у края?
– У края!
– Спина прямая?
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы начнём новый раздел учебника математики. ( учитель показывает эту страницу). Познакомимся с образованием чисел второго десятка, будем учиться читать эти числа, называть их состав. А ещё вы будите учиться рассуждать и доказывать, быть внимательными и сообразительными.
III. Устный счет.
– Помогать нам будут герои мультфильма «Зима в Простоквашино» (вывешивается указатель «Простоквашино »).
( на доске герои мультфильма)
– Назовите их. Кого не хватает? (Дяди Фёдора)
– Как вы думаете, где он? (В городе, учится в школе)
– Но он прислал для вас письмо. Давайте его прочитаем. (конверт с письмом.)
«Дорогие первоклассники! Я очень рад, что вы пригласили нас к себе в гости. Но к сожалению я в городе, хожу в школу. А вот мои друзья ждут вас у себя в Простоквашино и будут вам всем рады. Дядя Фёдор.»
– Сегодня мы отправимся в гости к героям этого замечательного мультфильма в деревню Простоквашино.
1. Повторение состава чисел первого десятка.
– В гости с пустыми руками не ходят, поэтому нам нужно взять с собой гостинцы.
1) 10 кг муки. Это 6 кг пшеничной муки и сколько ржаной? 3) 9 баночек с консервами. Это 6 баночек тушенки и сколько баночек с рыбными консервами?4) 8 пакетов сока. Это 5 пакетов апельсинового сока и сколько яблочного?5) Нам еще нужно взять с собой овощи. 7 кг моркови и лука. 5 кг моркови и сколько лука?6) 6 кг картошки и капусты. 3 кг картошки и сколько кг капусты? 7) Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмем с собой 10 пачек с вафлями и печеньем. 8 пачек с вафлями, а сколько с печеньем?
2. Устная нумерация чисел второго десятка.
кто из вас был внимательным?
– Какое время года в Простоквашино? (Зима)
Зима намела сугробы. Нам нужно добраться по сугробам к домику, в котором проживают наши друзья.
– А снег всё идёт и не прекращается. И у вас на партах лежат карточки со снежинками.
Игра «Лучший счетчик»
(соединить снежинку – ответ с примером)
8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4
– Назовите самое большое число на снежке, назовите самое маленькое число.
– Какое число стоит между числами 7 и 9? Назовите «соседей» числа 5 .
– Назовите число, которое на 1 больше числа 6, назовите число, которое на 1 меньше числа 3
– Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?
Чем отличаются двузначные числа от однозначных?
– Я думаю, что Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин очень обрадовались нашему приезду.
Кто первый нас встречает? Отгадайте загадку.
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он,
Это Печкин – ? (Почтальон!)
– Кто такой почтальон?
– Что Вы знаете о почте, о работе почтальона?
– А что может быть в сумке почтальона Печкина? (
– Как можно понять, кому отправлена открытка?
На открытке задача: Кот Матроскин на завтрак съел 10 пирожков с мясом и один с рыбой. Сколько пирожков съел Матроскин?
– Повторите задачу.
– Возьмите в одну руку 10 палочек, а в другую 1. Сколько палочек? По-другому это десяток.
– сколько десятков? Да ещё одна палочка. Какое число получилось?
– значит, сколько пирожков съел Матроскин?
– Кто запишет число? Какое это число?
– Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 11.
У Шарика 10 сосисок и 5 косточек. Сколько всего вкусного у Шарика?
– Возьмите 10 палочек. Сколько ? сколько отдельных? Сколько всего?
– Кто запишет число? Какое число?
– Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 15.
2. Учебник стр. 44 № 1.
) Почтовая карточка
– Люди посылают не только письма и открытки.
– Когда кот и пес были в ссоре, что они посылали друг другу? (Кочергу, утюг)
– Что ещё можно послать по почте? (Бандероль, посылку)
(Бандероль – предмет, завёрнутый в плотную бумагу, скрепленную печатью, с подписанным адресом)
(Посылка – ящик с подписанным адресом и печатью)
– Почтальон Печкин принёс для Шарика и Матроскина посылку ,а для вас бандероль.
Посылка весила 8 кг, а бандероль3 кг. На сколько кг посылка тяжелее бандероли?
– Почему выбрали действие вычитание?
Сколько раз ногами топнем?
Сколько раз руками хлопнем?
Мы присядем сколько раз?
Мы наклонимся сейчас?
Мы подпрыгнем ровно сколько?
Ай, да счет, игра и только!
3. Знакомство с составом двузначных чисел учим героев сказки)
– Ребята, бандероль для вас. В ней диск с презентацией к нашему уроку и записка, прочитаем её. «Запомните состав чисел до 20».
– Я думаю, это нам прислал из города дядя Фёдор.
Презентация «Числа второго десятка»
(раздвижные карточки на состав чисел)
15 – это ? 18 – это ? 13 – это ? 16 – это ?
1. Работа по прописи . «Кто быстрее и правильнее»
– Кот Матроскин и Шарик были не лучшими учениками в школе животных, но всегда любили ребят сообразительных. Поэтому они дают вам самостоятельное задание. С. 19 № 4, 5
2. Работа с геометрическим материалом.
– Пока вы работали самостоятельно, Шарик испек вот такой пирог и хочет вас угостить. Но как его разрезать на треугольные куски и сколько треугольников получится сосчитать не может. Сделайте это вы.
– Сосчитайте-ка, сколько треугольников.
3. Работа в группах.
– У каждого на парте лежат круги разного цвета. Дети, у которых на парте лежат синие круги, собираются у стола на котором лежит большой круг синего цвета. У кого жёлтые-идут к столу, на котором большой жёлтый круг. У кого зелёные-к столу на котором лежит зелёный круг. На каждом столе карточки, фломастеры. Задание- сравнить примеры в столбике, записать ещё один пример и их решить.
– Посовещайтесь в группах, найдите верное решение, пример записать в карточку.
Выберите того, кто будет отвечать у доски.
VI. Итог урока
– Настала пора возвращаться в свой класс. Я думаю, что все жители деревни Простоквашино остались довольны нашим приездом и нашей работой.
– Закройте глаза на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
Спасибо за работу. Мне с вами было интересно.
Кто считает, что он хорошо работал на уроке, помашите мне рукой.