УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ОСНОВАМ МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ ЦИТОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ ПЛАН КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 ГО КЛАССА

объединения дополнительного образования детей

«В мире биологии»

(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет.

Срок реализации: 2 года)

В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса,  углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.

Программа построена на принципиально новой основе —  в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.

Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

В процессе прохождения программы организуется  самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.

При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – до 10человек, продолжительность занятий – 45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.

Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края.  –  развитие у школьников экологической культуры поведения,  понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.      Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий в каждом курсе.   Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий.

Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.

Задачи первого года обучения:

признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ.

признаки биологических объектов: живых организмов; животных, популяций; биосферы; животных своего региона;

родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений , роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения.

биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах.

Задачи второго года обучения:

признаки биологических объектов: живых организмов (человека); генов и       сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;       анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:      • соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;      • оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

Данная программа  включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.

Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).

Характеристика участников образовательного процесса

Программу реализует педагог дополнительного образования.

Условия реализации программы

Способы проверки ожидаемых результатов

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Учебно-тематический план 1 года обучения

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

1 год обучения

2 год обучения

Учебно-тематический план 3  года обучения

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

3 год обучения

Методическое обеспечение 1 года обучения

Методическое обеспечение 2 года обучения

Методическое обеспечение 3 года обучения

1.  Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003

2.  Васильев А. Е., Воронин Н. С., Еленевский А. Г., Серебрякова Т. И., Шорина Н. И. Ботаника: морфология и анатомия растений. – М: «Просвещение», 1988

4.  Хржановский В. Г., Пономаренко С. Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М: «Агропромиздат», 1990

5.  Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М., 1976

8.  Жизнь растений / Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т. 1-6. М.: «Просвещение», 1974-1982

10. Никитин А. А., Панков И. А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. – Л.: «Наука», 1982

12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1990

14. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1980

1. Сапин, М. Р. Анатомия человека:  Учебник в двух томах / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.2. Семенов, Э. В. Атлас анатомии человека в четырех томах / Э. В. Семенов. – Москва: Джангар, 2007 г.

4. Гайворонский, И. В. Нормальная анатомия человека: Учебник в двух томах / И. В. Гайворонский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2001.

6. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека в четырех томах / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая волна, 2007 (и другие издания).7. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / Х. Фениш. – 4-е изд. – Минск: Выш. шк., 2001. – 465 с.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40

с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Авторская рабочая программа

по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и  генетики»

для 10 класса (профильный уровень,

среднее общее образование)

(3 ступень обучения)

на 2014 – 2015 учебный год

МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары

Тихонова Елена Валериевна

в неделю – 2

в год – 68

Чебоксары – 2014

Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными запросами экономики на технических специалистов. Объективно виден рост числа выпускников 9 и 11 классов, выбирающих биологию в качестве предмета дальнейшего изучения на профильном уровне. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.

Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Также низка доля  участников экзамена, которые правильно ответили на вопросы, касающиеся структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизма и деления клетки, воспроизведения организмов  и генетических закономерностей, также изучаемых в курсе общей биологии. В части 2 (В) все задания повышенного уровня кроме обобщения и систематизации отдельных фактов и явлений требуют знаний о системных процессах и явлениях, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Анализ показывает, что у выпускников к окончанию обучения не сформированы основные общеучебные умения: сравнение, сопоставление, анализ, умение находить причинно-следственные связи. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:

• умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

• умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;

• умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Результаты свидетельствуют о неумении учащихся работать с информацией предлагаемого текста или рисунка, использовать его для ответа на вопрос. Как отмечают члены предметной комиссии, экзаменуемые приводят недостаточное количество примеров, раскрывают не все позиции задания. Также низок % выпускников, демонстрирующих правильное решение цитологических и генетических задач.

Таким образом, дидактический анализ результатов освоения программы по биологии выпускниками 2014 года указывает на тот факт, что многие затруднения, с которыми столкнулись выпускники, являются типичными и продолжаются из года в год.

В связи  с вышеизложенным, встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену, но учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не всегда позволяет глубоко рассмотреть все вопросы разделов молекулярной биологии, цитологии и генетики. Это можно восполнить на элективных занятиях, поэтому данный курс рассчитан на выполнение следующих

курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно – ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год), он тесно связан с уроками общей биологии, направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций и соответствует требованиям Государственного стандарта биологического образования РФ.

Требования к умениям и навыкам

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Литература для учителя:

Литература для учащихся:

Каменский, А. Е. Крискунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ:

ЭКОЛОГИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Настоящая программа спецкурса «Экология и цивилизация» для 8-10 классов общеобразовательных школ раскрывает взаимоотношения между обществом и природой. Она отличается большой насыщенностью новизной, содержание разделов и тем отражает актуальные проблемы современной цивилизации.
Спецкурс построен с учетом дидактических принципов-от простого к сложному, от общего к частному, что делает его логически завершенным. Внутри каждого раздела тематическое планирование уроков взаимосвязано, последовательно, их содержание соответствует требованиям учебных программ данной возрастной категор

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный биолог»

Программа курсов внеурочной деятельности «Юный биолог» разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
2. Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
3. Образовательной программой «Основы исследовательской деятельности» Л. Д. Корякиной.

Новизна программы курса внеурочной деятельности в научно – исследовательской деятельности, овладение обучающимися практическими умениями и навыками.

Программа курса внеурочной деятельности «Я- здоровый человек» для 5-7-х классов

В соответствии с федеральным законом “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года охрана здоровья детей отнесена к приоритетным направлениям государственной политики в данной сфере.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы здоровья нации. По данным НИИ педиатрии:
• только 14 % детей практически здоровы;
• 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
• 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниям

Рабочая программа по биологии, 5 класс

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы В. В. Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

Программа внеурочной деятельности “Юный биолог”

Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ;

Программа эколого-географического спецкурса “Юный исследователь” для 6-х классов

Спецкурс «Юный исследователь» рассчитан на обучающихся среднего звена (6 кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.
Цель спецкурса: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе,

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Цель программы — формирование и расширение мотивационной сферы физического и психического саморазвития, культуры здорового безопасного образа жизни, понимания значимости сохранения и укрепления здоровья.
Задачи
формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности учащихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у обучающихся знаний о правилах здорового образа жизни, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
профилактика вредных привычек;
обеспечение условий для эффективных занятий спортом;
укр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5-го класса

Программа разработана на основе:
– Авторской программы: «Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова». 5—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 2019 ФГОС ООО
-Учебника: В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков «Биология. 5 класс», М, Просвещение, 2019

Программа внеурочной деятельности “Зелёная лаборатория”

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также Примерной программы воспитания. В основу программы внеурочной деятельности естественно-научной направленности заложено применение цифровых лабораторий с использованием материально-технической базы центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста”.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» 5-8 классы

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
• образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
• наследственность (20 %);
• внешняя

Юный эколог

Программа детского объединения “Юный эколог” рассчитана на обучающихся среднего звена, т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, экологии, биологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Программа внеурочной деятельности «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по наиболее трудным темам предмета биология»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по биологии.
Данная программа внеурочной деятельности разработана для учеников, желающих подготовиться к экзамену по биологии на уровне ЕГЭ. Программа включает в себя интенсивное изучение наиболее трудных тем по биологии, а также подготовку к экзамену в целом.
Программа ориентирована на использование: 1. У МК Теремов А. В. Петросова Р. А. « Биология. Биологические системы и процессы», учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень); 2. учебника В. В. Пасечника «Биология» для общеобразовательных учреждений (профильный уровень).

Программы внеурочной деятельности по биологии

Популярные Добавить материал

Авторская программа по интеграции внеурочной проектной деятельности разной направленности в общешкольный проект

Предлагаемый проект направлен на создание творческой образовательной среды, в которой происходит процесс подготовки к финальному событию проекта-«PRO-English». P RO-от английского «profession» или «produсt». Мной предусмотрена необходимость привлечения для организации внеурочной деятельности учащихся других педагогов школы, а именно, наряду с учителями английского языка, они являются кураторами и оказывают обучающимся информационную, методическую и практическую помощь. Программа вариативна и ,если отбросить часть, включающую аспект английского языка, то подойдёт и для средней школы.

Авторская учебная программа на тему «Биология. Основные вопросы»

Кур с р ассчитан  н а 34 учебн ых часа. Изучение курса поможет учащимся 9-х классов успешнее подготовиться к государ ствен н ой итоговой аттестации. Элективн ый кур с «Биология. Осн овн ые вопр осы» составлен для обучающихся 9-х классов, которые планируют обучаться пр офильн ом 10 классе.