У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АНАЛИЗ

Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического универси-тета

Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.

3. Латкина Т. В. Личность автора – создателя художественного текста // Вопросы филоло-гических наук. – 2008. – № 4. – С. 9-11.

4. Латкина Т. В. Языковая картина мира автора // Современные проблемы науки и обра-зования. – 2010. – № 5. – С. 39-45.

5. Попова З. Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З. Д. По-пова, И. А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.

С
каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне
живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить
советским людям, понимаешь: каждый из них – герой. В 1983 году была написана
книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем
только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не
женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз
переиздавалась у нас и в других странах.

Целью данной работы является
исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в
аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения
других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои
Александровны Троицкой – ветерана Великой Отечественной войны.

Светлана Алексиевич
посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр
произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских
историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение
является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная
новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.

Произведение можно
назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления
женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.

Светлана Алексиевич пыталась большую историю
уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве
одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще
более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для
ненависти, а второе – для любви.  У
человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные – разве они созданы для войны?

С каждой главой, с
каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает – это
мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать
и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце,
небо, мирное небо.

«Начали прощаться,
подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу.
А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому
берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда»
(по воспоминаниям З. Троицкой).

Первая встреча со
смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется
потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у
меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой
к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя
очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно,
конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался
обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про
воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).

Женщины в этой книге
сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много
пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой
жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг
не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов»
можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс
накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе,
автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно
говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать
целостную картину происходящего.

Брысина
Е. В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания
Волгоградского социально-педагогического университета, г. Волгоград;

Алещенко
Е. И., д.фил.н., профессор кафедры общего и
славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета,
г. Волгоград

Библиографическая ссылка

Латкина Т. В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 17.10.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Великая Отечественная война – это огромное горе и испытание для всего мира. Советский народ заплатил чудовищную цену за возможность самостоятельно строить свое будущее и растить детей в мирное время. На войне погибали и отдавали всех себя не только наши доблестные мужчины, но и хрупкие женщины.

Поэтому сегодня рассмотрим смысл произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Так что усаживайтесь поудобнее, будет интересно!

Коротко об авторе

Светлана Алексиевич – это белорусская писательница, а также журналистка, которая любит писать в художественно-документальном жанре.


У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АНАЛИЗ

В своих произведениях она часто вставляет прямую речь участников каких-то событий, чтобы подчеркнуть трагичность или важность момента.

Из-под ее руки вышли книга «Я уехал из деревни», которая рассказывает о том, как бывшие крестьяне смогли перебраться в город и что из этого вышло. « Последние свидетели» – это рассказы детей войны, а вот «Цинковые мальчики» — это собрание монологов матерей, которая не дождались своих отпрысков с Афганской войны.

В 2015 году Светлана получила Нобелевскую премию.


У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АНАЛИЗ

Вскоре она взялась за роль женщин во время Великой Отечественной войны. Ее не интересовали какие-то масштабные наступления, она хотела показать простую жизнь на фронте отдельно взятого человека.

Примечательно, что почти все женщины скорбят и жалеют, что им приходилось убивать на фронте. Они действительно видели в нацистах людей, несмотря на их чудовищную идеологию. Возможно, дело еще и в православной вере, которая все же запрещает какое-либо насилие.

Смысл произведения

В произведении собраны монологи женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Здесь нет места бахвальству, самоуверенности и гордости за совершенный подвиг. Алексиевич собрала истории простых женщин, которые рассказывали о солдатском быте, любви, и простых радостях, которые наполняли их сердца. Например, мелочи, вроде чистых сапог или собранных полевых цветов, вызывали в них огромную бурю эмоций.


У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АНАЛИЗ

Примечательно и то, что многие действительно ненавидели нацистов и фашистов, грозились им наподдать и отомстить за все зверства. Однако когда они видели голодных, беззащитных и жалких, измученных, но все же людей, у них в сердцах просыпалась жалось к ним. Поэтому и лечили, и кормили, и помогали.

Отдельное место в книге отведено женщинам-медсестрам, которые под пулями таскали раненных солдат по полям до ближайшего укрытия. Была бы вообще победа без их самоотверженности и сколько женщины спасли за все время войны?

Женщина на фронте – это не столько снайпер или сапер, сколько надежный тыл с обеспечением горячей едой, чистой одеждой, удовлетворительным лечением.


У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО АНАЛИЗ

И этом мы еще не говорим о многомиллионной армии тыловиков-женщин, которые встали за станки и заменили собой ушедших на фронт мужчин, а также в колхозах и мастерских.

Смысл книги «У войны не женское лицо» – это самоотверженность и героизм женщин, которые, несмотря на внешнюю хрупкость, подчас показывали больше мужества и героизме, чем реальные солдаты на фронте.

А у нас на этом все. Мы подготовили для вас и еще несколько. Вот они:

Чем закончился роман Сенкевича «Камо грядеши» или как поляки об Античности писали

Смысл книги «Таинственная история Билли Миллигана» или как множественные личности могут спасти от тюрьмы

Чем закончился роман «Мизери» Стивена Кинга или как спасительница может легко превратиться в маньяка-садиста

Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!

Карагандинский Государственный медицинский университет

В данной статье рассматриваются всемирно-историческое значение Победы и массовое участие женщин Советского Союза в Великой Отечественной войне. Освободительная война Советского народа против фашистской Германии 1941 – 1945 годов, память о ней, объединяет наше общество, поскольку она затронула каждого из нас. В работе предпринята попытка показать образ женщины на войне через анализ произведения С. Алексиевич «У войны не женское лицо», в котором представлена психология воюющего человека, отображаются подлинные чувства патриотизма советской женщины посредством изучения источников личного происхождения. Произведения литературы, основываясь на реальных событиях, способствуют формированию активной гражданской и патриотической позиций у молодежи, формированию чувства социальной ответственности. Осознание молодежью важности их непосредственного участия в деле укрепления и процветания Родины, знание истории, уважение духовных ценностей, сохранение культурных достижений – позволит продолжить непрерывность в процессе передачи опыта и преемственности поколений. Необходимо бережно хранить в памяти народа имена героев войны. Проявленный подвиг народа в Великой Отечественной войне является для молодого поколения настоящим примером любви к Родине.

1. Бабин А. И. Канун и начало Великой Отечественной войны. – М.: Знание, 1991. – 64 с.

2. Алексиевич С. У войны не женское лицо: Повести.- М.: Советский писатель, 1989. – 368 с.

4. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны. Негасимый огонь памяти, 1941 – 1945 / Cост. и общ. ред. В.А. Голикова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат. 1984. – 341 с.

5. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том V. Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1980. – 696 с.

6. Герои Советского Союза: ист.-стат. очерк. – М., 1984. – 288 с.

В 1941 – 1945 годах деятели советской культуры: художники, артисты, писатели и поэты через свое творчество вносили особенный вклад в победу над врагом. В годы Великой Отечественной войны литературное искусство поднимало боевой дух народа, помимо того, служило могучим орудием воздействия на патриотические чувства. Война была одна, но у всех она была разной.

Шла добровольная мобилизация женщин, которые заменяли мужчин на различных позициях, а мужчины отправлялись в боевые части. Превозмогая огромные сложности войны, они усердно трудились, и делали все, что требовалось для победы над врагом.

В годы лишений, невзгод советский народ никогда не терял боевого духа, военные врачи и медсестры всегда были готовы к исполнению своего долга: только бы успеть спасти раненых. Принято считать, что война – мужское дело, однако события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов не выбирали своих героев по половой принадлежности.

Знание исторических событий, героических подвигов дочерей Казахстана – Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, позволяют заложить основу для формирования патриотических чувств у молодежи. Необходимо воспитывать такие качества как: толерантность, уважение, трепетное отношение к духовным ценностям, которые оказывают благотворное воздействие на становление личности, и в целом на благополучие всего общества.

Народ не хотел этой крови, не жаждал войны, не хотел убивать. Люди испытали то, что мы можем только знать. Одна из героинь книги С. Алексиевич «У войны не женское лицо», Нона Александровна, в своих воспоминаниях отразила события военных лет в следующих поэтических строках.

«Вы своим ребятам,

Не смущаясь, говорить должны,

Что без нас, без женщин,

В сорок пятом

Великая Отечественная война, которая понесла за собой большие потери, была огромным потрясением для Советского Союза. Она оставила в нашей памяти имена героев и показала высокий духовный потенциал народа, который явился одним из ключевых факторов победы Советского Союза в войне. Молодому поколению сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге платили кровью, оно не видело войны, но благодаря таким произведениям, как «У войны не женское лицо», оно знает о том, какой героизм совершали советские люди в борьбе с фашизмом. Чтобы ценить мирную жизнь, эти знания необходимы. Патриотическое воспитание у молодежи должно быть основано на героической истории, которая способствует формированию духовных качеств, высоконравственной морали, гражданственности, чувства любви к своей Родине.

Кудрявцева Ю. И. О БРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. А ЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19405 (дата обращения: 17.10.2023).