ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАССКАЗ О СЛОВЕ ПРОЕКТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 3 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Проект «Рассказ о слове»

записываем            собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

И собака ласковое слово знает.

Не дразни собаки – не укусит.

Хорошая собака без хозяина не останется.

При верной собаке сторож спит.

1.  Заворчал живой замок,                                 2.  С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек.                                         Дом сторожит,

Две медали на груди –                                       Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи.                                     А хвост колечком.

3.  В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

6. Предложения про собак:

Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

“Весь день мастерил и построил – Ура!

Готова собачке моей конура”.

Собачка приветливо машет хвостом –

Значит ты друг, проходить можешь в дом!

Службу собаки несут на границе.

Их, как огня нарушитель боится.

Собака – помощник и друг человека.

Охотничья собака поймала зайца.

Я люблю свою собаку!

Подготовил ученик 3 класса

Руководитель Абдулганиева Г. А.

Бекеева Лачина 3класс

1. Лексческое значение слова:

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

лживый, лгун, лгать.

неправда, обман, фальш.

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

8. Предложение с этим словом:

Солгав однажды, будь кому,

Мы навсегда ушли во тьму.

Где ложь, там рядом клевета,

Там зависть, ревность, суета,

Там чувства искренности нет,

Там ложь царит, там суета сует.

Пусть незначительна та ложь,

Но ты уже во тьме живешь.

Ты лжец, преступник перед миром

Избравши ложь своим кумиром.

Нуракаева Самира 3 класс

1. Лексическое значение слова:

Световая окраска .

Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Заря, озарять, озарение, зарево.

Ни свет, ни заря. ( Очень рано, до рассвета)

Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.

Какова вечерняя заря – таков и следующий день.

Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.

Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.

В дымных тучах пурпур розы,       И лобзания, и слёзы,

Кочекаева Айнабад 3класс

Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.

ветренный, поветрие, ветренно.

вихрь, буран,шторм, ураган.

Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло

Ветер кликать – зря голос срывать

Бежит по снегу, а следу нет.

Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Джанибекова Эмина 3класс

высокая температура воздуха, более 40 градусов.

жар, жаркий, жарища, жарить.

тепло, пекло, зной.

мороз, холод, стужа.

Ни жарко, ни холодно.

С пылу, с жару.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

Против жары и камень треснет

На сучках висят шары, посинели от (жары)

8. Предложения с этим словом:

Все лето стояла сильная жара.

Жара, июль, макушка лета,

Лишь только выхожу во двор,

Так тут же от потоков света

В моей душе звучит минор.

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

: учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

:  воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

обобщающий  урок – проект.

информационный;  по профилю знаний – предметный; по форме проведения – групповой; по продолжительности – краткосрочный.

: технология сотрудничества.

: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

( Проект – шаг вперёд).

– Прочитайте высказывание на слайде. ( Слайд 2)

– Как вы его понимаете?

Определить тему проекта поможет стихотворение А. Барто «Сильное кино».

– Почему девочка ничего не поняла?

– Что такое слово?

– С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III   Предпроектная подготовка

– Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь.  Что между ними общего? (Слайд 4)

– Речь пойдёт о слове

IV  Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

– Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

– Как  можно  точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. ( Переносное значение)

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

– Что подсказывает словарь?

– Прочитайте их значения.

– Каким является первое слова свет?

– Какие это слова по отношению друг к другу?

– Стоит ли оставлять последний рисунок?

– Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное.  .     (Слайд 7)

– Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами.     (Слайд 8)

– Из какой сказки отрывок? Кто автор?

– Нет ли здесь нужных нам слов?

– Что такое светлица?

– устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов.  Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом.

– Что значит  ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте словосочетания.  Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

– Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите   словосочетания. ( Слайд 10)

– Прочитайте, что выписали.

– Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

– Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.           (Слайд 12)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

– Справилась ученица со своей задачей?

– Достаточно ли полно изложен материал?

– Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

– Удалось узнать что-то новое?

– Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Подобрать несколько загадок с ответом свет или  сочинить свою.

Пословица говорит:  Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет  всегда.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по теме:

Учебный проект. Русский язык

Работу выполнили учащиеся 3 класса:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

Рассказ о слове «Дождь» ________________________                                       4

Рассказ о слове «Жара» _________________________                                  4 – 5

Рассказ о слове «Дружба» _______________________                                        5

  • Заключение __________________________________                                         6
  • Список используемой литературы _________________                                       7

Загадки о слове _______________________________

Стихи о слове _________________________________

Игры со словом _______________________________                                  8 – 10

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи.  Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова  Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках;    проиллюстрировать свою страничку.

, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Произносим  до/шть/,   пишем

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят.  (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Произносим слово жара, пишем – жара.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Жарко паутине. Жарко полю.

Против жары и камень треснет.  (Трудно переносить сильную жару).

О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Где нет дружбы, там нет успеха.  (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Рождается в беде, а закаляется в труде.

я нашла в Интернете.  Автор Юрий Энтин.  (Приложение №1).

Игры со словами.

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и  речевыми  ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

«Стихи о слове»

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

Солнышко с неба

Под листочек прячется.

Спряталось за тучку.

Дождь пролил прохладой

В летнюю жару.

Песнь запели соловьи

Спасибо солнце за тепло,

А тучке  – за дожди.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Приложение № 2

«Загадки о слове»

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Шёл долговяз – в сыру землю увяз. ( Дождь).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Набегались, конечно, вволю.

К тому же наш футбольный мяч

Вдруг стал, как колобок, горяч.

Уже двенадцать, в тень пора.

Я на пляже разогретом

Жду ребят горячим летом.

И, спасаясь от меня,

В речке плещет малышня.

А зверюшки в эти дни

Укрываются в тени.  (Жара, зной)

“Игры со словами»

В слова можно играть. Например, есть такая игра, как

Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.

придумать новые слова, переставляя буквы.

Атлас – салат, адрес – среда,  автор – товар.

Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.

«Найди слово в слове».

Юность – нос, сон, тон.

–   у – сук, суп, бук.

«Пословицы о слове»

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Много сказано, а послушать нечего.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Муниципальная научно-практическая конференция « Горизонты открытий»-2021 Выполнила Сёмченкова Дарья,3а класс Научный руководитель: Тимофеева Л. В., учитель начальных классов МОУ « Жарковская СОШ №1» Исследовательский проект ,,Рассказ о слове ”

Актуальность На уроке русского языка мы с учителем делали проект «Рассказ о слове ». Меня заинтересовала эта тема и я решила проанализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами произносим с раннего детства и храним в памяти до глубокой старости. Это слово «Мама».

Цель проекта: П роанализировать слово « мама » с точки зрения русского языка, создать лепбук .

Для достижения цели я поставила перед собой задачи: 1 . Рассмотреть происхождение слова. 2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова. 3.Выяснить лексическое значение слова «мама» в толковом словаре. 4.Подобрать однокоренные слова. 5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову. 6.Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами, составить синквейн 7 . Подготовиться к защите проекта

Происхождение слова «мама» Чтобы выяснить происхождение этого слова я обратилась к толковым словарям Ушакова , Даля и Ожегова.

Происхождение слова «мама» В них даётся следующее толкование слова: Мама- мать, родительница. Мама – слово датского языка. Мать – одно из самых древних индоевропейских слов . В славянских языках древняя основа – м а т е р – была усечена и получилось м а т и, которое потом изменилось в «мать» под воздействием существительных типа: кость, мышь.

Происхождение слова «мама» Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Это слово происходит из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. Образовано повторением слога – ма

Лексическое значение слова и строение. Обратилась к толковому словарю С. И. Ожегова. Мать- это женщина по отношению к своим детям, а «мама» означает тоже самое. Говорим и пишем слово «мама» одинаково

Родственные слова Опираясь на свои знания об однокоренных словах, мне удалось подобрать пятнадцать однокоренных слов: маманя, мамаша, маменька, маменькин, мамин, мамка,мамочка , мамочкин, мамуля, материнский, материнство, матушка, матушкин, мать, по-маминому

А нтонимы На уроках русского языка мы узнали, что антонимы , это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрала их самостоятельно. мачеха (не родная мама) Частично: отец, сын, дочь Я нашла только четыре, а их всего 13.

Синонимы Я уже знаю что синонимы, это слова одной и той же части речи,которые звучат и пишутся по-разному, но имеют похожее лексическое значение. Стала подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте решила обратиться за помощью к интернету. Мама, родительница, матушка, мать . Оказалось, что у слова мама 56 синонимов, а я подобрала только четыре .

Фразеологизмы С уроков русского языка мы знаем ,что фразеологизмы –это устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл. Мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. Найти фразеологизмы к слову мама помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много.

Фразеологизмы Кузькина мать — выражение угрозы. Например: Он тебе покажет кузькину мать! Матушки (мои)! — восклицание изумления или испуга; то же, что батюшки (мои). Мать честная — восклицание, выражающее какую-нибудь сильную эмоцию (удивление, испуг, радость, злость)Например: Мать честная! и здорово же он играет! Правда-матка — говорить правду, истина. Например: Всегда правду-матку режет.

Пословицы Мы знаем что пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом. Вот такие пословицы помогла найти Ира. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха. Птица рада весне, а младенец – матери. Нет милее дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Стихотворения,частушки,песни Это задание было самым интересным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, частушки ,песни, где встречается слово мама. Мама — теплые ладони, Мама — глазки доброты , В этом мире всех прекрасней, Мама, всех любимей ты! Мама — нежная улыбка, Мама — солнышко с небес, Мама — светлый ангелочек, Лучшее из всех чудес

Частушки Мама лаской и добром Помогает мне во всем, Я её благодарю, Послушание дарю!

ПЕСНИ Песен со словом мама очень много, но нам знакомы: Ах,какая мама! Веснушки для мамы. Вот она какая наша мама! Добрая милая мама!

Праздники День 8 Марта День Матери

День Матери Учительница напомнила ,что День матери в 2021 отмечается 28 ноября, в воскресенье. Это рассчитываемый праздник. Принцип расчета: последнее воскресенье ноября . Поздравляем всех матерей с этим замечательным праздником . Здоровья ,тепла и нежности.

Сочетаемость слов молодая мама будущая мама заботливая мама р одная мама мамина мама милая мама дорогая мама папина мама любимая мама

Синквейн Прежде чем составить синквейн , мы выяснили что это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Этапы выполнения проекта Берём листы формата А- 3, скотч, ножницы, листы с сообщениями, приготовленными дома.

Решаем проблему Лариса Витальевна предложила оформить всё в виде лэпбука . А что это такое? Лэпбук ? Лэпбук ?

Лэпбук Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок . Это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, вращающиеся детали, окошки.

Мы собрали много готовых шаблонов

Арина ищет загадки. Ира пишет пословицы.

Вот что получилось!

Спасибо за внимание!

Литература 1. Загадки. Скороговорки. З АО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В. П. Канакина , В. Г. Горецкий . – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил .-(Школа России). 3.Ожегов С. И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр .-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель », 2011-1360 с. 4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров . – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с. 5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk Источники информации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *