Анкетирование
Изучив информацию об информационной безопасности, угрозах и методах защиты, я провёл анонимное анкетирование, которое позволило мне сделать вывод о том, насколько осведомлены люди разной возрастной категории в вопросах по данной теме. Приложение 1.
На вопросы анкеты ответило ___46 человек____
- Выполняете ли Вы правила безопасной работы на компьютере?
- Как Вы считаете, что является информационной безопасностью в современном мире?
- Какой антивирусной программой Вы пользуетесь?
- Сталкивались ли Вы когда – нибудь с компьютерными вирусами?
- Какие аккаунты у Вас взламывали злоумышленники?
- Установлена ли на вашем компьютере программа-фильтр, недопускающая Вас на вредоносные сайты?
- Что Вы делаете, когда приходит предложение о добавлении в «друзья» от незнакомых людей?
- Контролируют ли родители Вашу деятельность в сети интернет?
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №32
Анкетирование учащихся: «Безопасность и Интернет»
Учитель информатики и ИКТ
Анкета для учащихся 9 класса ГБОУ ООШ №32 г. Сызрани
Тема: Безопасность и Интернет
- Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) ___________________________________________________________________________________
- Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) ______________________________
- Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
а) свои увлечения б) свой домашний адрес в) личные данные родителей г) успеваемость
- Ты выходишь в Интернет
а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
- Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
- Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
- а) да б) нет
- В каких целях ты используешь Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)____________________________________________________________________________
- Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
б) пойти на встречу одному
в) пригласить с собой друга
- Знаешь ли ты, чем опасны социальные сети?
а) личная информация может быть использованы кем угодно в разных целях
б) при просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан
в) все вышеперечисленное верно
В период с 16 октября по 27 октября 2017 г.
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года во всех общеобразовательных организациях России про
Единый урок по безопасности в сети «Интернет»
, в рамках данного мероприятия в МБОУ Новобатайской СОШ № 9 было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старших классов, где содержались простые вопросы:
Какие группы (вконтакте) на твой взгляд, могут нанести вред школьнику?
синий кит
группы с призывом к суициду, алкоголю, наркотикам и т.д.
для меня группы не несут никакой опасности потому, что я тот самый школьник у которого есть мозги
не задумывалась об этом
не знаю, потому что я не посещаю группы которые вредны
я не знаю, т.к. очень редко посещаю группы в соц. сетях
я в таких группах не состою, поэтому не могу ответить
группы, которые заманивают людей, и заставляют совершать необдуманные действия.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что учащиеся МБОУ Новобатайской СОШ № 9 понимают как обезопасить свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно: критически относятся к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет; отличают достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегают навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознают попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность, манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; применяют эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях.
Учащиеся МБОУ Новобатайской СОШ № 9 владеют необходимыми знаниями об информационной безопасности, смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
Касаткина Татьяна Анатольевна
СМОЛАПО Сафоновский филиал
В процессе исследовательской работы по информатике “Информационная безопасность”
автор рассмотрел проблемы информационной безопасности и возможные способы применения современных методов и средств защиты информационных ресурсов.
Подробнее о проекте:
В процессе написания исследовательской работы по информатике “Информационная безопасность”
учащийся изучил литературу по компьютерной безопасности, выявил проблемы информационной безопасности, изучил правовое регулирование защиты информации, проанализировал пути решения этих проблем. В работе дается объяснение, что такое компьютерный вирус, какой принцип его работы, а также приведен список самых распространенных вирусов в Сети Интернет.
В учебном проекте по информатике “Информационная безопасность” автор изучил информацию и предоставил справочные сведения о формах компьютерных вирусов, мошенничестве и краже в интернете, описывает опасности, существующие в социальных сетях, приводит выжимки из правовых документов, регулирующих защиту информации в Сети Интернет. В рамках проекта было проведено анкетирование учащихся по вопросу защиты информации, результаты которого представлены в виде диаграмм.
Оглавление
Введение
1. Информационная безопасность.
2. Компьютерные вирусы.
3. Мошеничество и кража в интернете.
4. Опасности в социальных сетях (Взлом, кибербуллинг).
5. Защита информации.
6. Правовое регулирование защиты информации.
7. Анкетирование.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Мир информационных технологий не стоит на месте и постоянно развивается. Но это развитие породило множество опасностей в сети, поэтому информационная безопасность должна быть как никогда актуальна и быть приоритетом для рассмотрения.
Появление любых новых технологий, как правило, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. От степени безопасности информационных технологий в настоящее время зависит благополучие, а порой и жизнь многих людей. Такова плата за усложнение и повсеместное распространение автоматизированных систем обработки информации.
Постановка проблемы:
Малая осведомленность современного общества в вопросах, связанных с информационной безопасностью.
Объект исследования:
информационные системы и их безопасность.
Цель работы:
рассмотреть проблемы информационной безопасности, и возможные способы применения современных методов и средств защиты информационных ресурсов.
- Изучить литературу по компьютерной безопасности.
- Выявить проблемы информационной безопасности. Изучить правовое регулирование защиты информации.
- Проанализировать пути решения этих проблем.
Провести анонимное анкетирование среди однокурсников, на основе которого сделать вывод о том, насколько они осведомлены в вопросах, связанных с информационной безопасностью.
Гипотеза:
я предполагаю, что наличие знаний в области информационной безопасности может прекратить инциденты и ошибки, обеспечить эффективное применение мер по защите информации, предотвратить преступление.
Безопасность и Интернет»
1. Есть ли у тебя компьютер?
а) да б) нет
2. Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) __________________________________________________________________
3. Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) ________________
4. Подключен твой компьютер к Интернету?
а) да б) нет
5. Ты выходишь в Интернет
а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
6. Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
7. Виды деятельности, преобладающие в твоем общении с компьютером(распредели по местам) :
а) общение в Сети
б) компьютерные игры (напиши,как часто) ___________________________________
в) играю в сетевые онлайн игры(напиши,как часто) ____________________________
г) общение в соцсетях
д) прослушивание музыки
ж) печать документов
з) другое (напиши) _____________________________
8. Есть ли у тебя мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
а) да б) нет
10. Как часто выходишь в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) другое (напишите свой ответ)
11. В каких целях ты используешь Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)___________________________________________________________
12. Как ты используешь свое свободное время? (распредели по местам)
б) занятия спортом
в) прогулки на воздухе
г) общение с семьёй
Анкета для родителей
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у вас компьютер?
а) да б) нет
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером?
а) да б) нет
3. Как часто ваш ребенок сидит за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напишите свой ответ) _________
4. Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напишите свой ответ) ______________
5. Подключен ли ваш компьютер к Интернету?
а) да б) нет
6. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) нет б) да в) выходите вместе с ребенком
7. Стоит ли на вашем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
8. Есть ли у вашего ребенка мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
10. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к безопасному (детскому) Интернету ?
а) да б) нет в) не знаю
11. Как часто ваш ребенок выходит в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) не знаю г) другое (напишите свой ответ)
12. В каких целях ваш ребенок использует Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напишите свой ответ) ___________________________________
13. Какие сайты ваш ребенок посещает чаще всего?
а) не знаю б) если знаете, то напишите какие
14. Знаете ли вы какая опасность может подстерегать вашего ребенка в Интернете?
а) да б) нет
15. Объясняете ли вы своему ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом?
а) да б) нет
16. Сколько лет вашему ребенку?
а) до 10 лет б) 10-12 лет в) 13-14 лет г) старше 14 лет
Компьютерные вирусы
Компьютерные вирусы
– специально написанные программы, способные самопроизвольно присоединяться к другим программам, создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети с целью нарушения работы программ, порчи файлов и каталогов, создания всевозможных помех в работе компьютера .
В настоящее время насчитывается несколько тысяч различных вирусов, и их количество продолжает возрастать. Например, только в глобальной сети Internet ежемесячно появляются не менее 200 вирусов.
По среде обитания различают вирусы сетевые, файловые, загрузочные и файлово-загрузочные. По способу заражения выделяют резидентные и нерезидентные вирусы. По степени воздействия вирусы бывают неопасные, опасные и очень опасные; По особенностям алгоритмов вирусы делят на паразитические, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские, макро-вирусы.
На сегодняшний момент самыми опасными являются следующие вирусы:
1. I LOVEYOU – При открытии вложения вирус рассылал копию самого себя всем контактам в адресной книге Windows, а также на адрес, указанный как адрес отправителя. Он также совершал ряд вредоносных изменений в системе пользователя. Вирус был разослан на почтовые ящики с Филиппин в ночь с 4 мая на 5 мая 2000 года; в теме письма содержалась строка « ILoveYou
», а к письму был приложен скрипт « LOVE-LETTER-FOR-YOU. TXT.vbs
». Расширение « .vbs
» было по умолчанию скрыто, что и заставило ничего не подозревающих пользователей думать, что это был простой текстовый файл.
2. Conficker – Один из опаснейших из известных на сегодняшний день компьютерных червей. Вредоносная программа была написана на Microsoft Visual C++ и впервые появилась в сети 21 ноября 2008. Атакует операционные системы семейства Microsoft Windows (от Windows 2000 до Windows 7 и Windows Server 2008 R2). На январь 2009 вирус поразил 12 млн компьютеров во всём мире. 12 февраля 2009 Microsoft обещал $250 тыс. за информацию о создателях вируса.
3. Slammer- Самый агрессивный вирус. В 2003-м уничтожил данные с 75 тыс. компьютеров за 10 минут.
4. Storm Worm- В 2007 году вирус заразил миллионы компьютеров, рассылая спам и похищая личные данные
5. Nimda- Распространялся по электронной почте. Стал самым быстрораспространяемым вирусом. Для того, чтобы заразить миллионы компьютеров, ему понадобилось всего 22 минуты.
6. C IH – Знаменитый вирус Чернобыль, который был написан тайваньским студентом Чэнь Инхао специально для операционок Windows 95\98. 26 апреля, в годовщину аварии на АЭС, вирус активировался, парализуя работу компьютеров. По различным оценкам, от вируса пострадало около полумиллиона персональных компьютеров по всему миру. По данным The Register, 20 сентября 2000 года власти Тайваня арестовали создателя знаменитого компьютерного вируса, но, согласно тайваньским законам тех времен, он не нарушил никаких законов, и он никогда не привлекался к уголовной ответственности за создание этого вируса. В настоящее время Чэнь работает в Gigabyte.
7. Melissa- Автор вируса Дэвид Смит назвал свое детище в честь стриптизерши из Майами. Собственно, при заражении на домашней странице появлялась стриптизерша. Вирус нанес более $80 млн. убытка. Компаниям Microsoft и Intel даже пришлось выключить собственные почтовые сервера. Смита арестовали и приговорили к трем годам заключения.
8. Blaster- По отчетам из Лаборатории Касперского — по всему миру было заражено порядка 300 тысяч компьютеров. Был запущен в 2003 году для атаки сайтов Microsoft. Его автора так и не нашли. Для пользователя данный червь был сравнительно безопасен, если не считать побочного эффекта в виде регулярной перезагрузки компьютера. Целью этого червя являлась атака на серверы Microsoft 16 августа 2003 года в полночь. Однако Microsoft временно закрыла свои серверы, что позволило сократить ущерб от вируса к минимуму. Blaster в своем коде содержал скрытое послание, адресованное Биллу Гейтсу: « Билли Гейтс, зачем вы делаете это возможным? Хватит делать деньги, исправьте ваше программное обеспечение!
».
9. Троянская программа –
разновидность вредоносной программы, проникающая в компьютер под видом легального программного обеспечения, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно. В данную категорию входят программы, осуществляющие различные неподверженные пользователем действия: сбор информации банковских карт ит. и её передачу злоумышленнику, её использование, удаление или злонамеренное изменение, нарушение работоспособности компьютера, использование ресурсов компьютера в целях майнинга, использование IP для нелегальной торговли
10. Trojan. Winlock, или Винлокер, — семейство вредоносных программ, блокирующих или затрудняющих работу с операционной системой и требующих перечисление денег злоумышленникам за восстановление работоспособности компьютера, частный случай Ransomware (программ-вымогателей). Впервые появились в конце 2007 года. Широкое распространение вирусы-вымогатели получили зимой 2009—2010 годов, по некоторым данным оказались заражены миллионы компьютеров, преимущественно среди пользователей русскоязычного Интернета. Второй всплеск активности такого вредоносного ПО пришёлся на май 2010 года.
Информационная безопасность
Информационная безопасность
— практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая).
Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразноcти применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Это достигается, в основном, посредством многоэтапного процесса управления рисками, который позволяет идентифицировать основные средства и нематериальные активы, источники угроз, уязвимости, потенциальную степень воздействия и возможности управления рисками. Этот процесс сопровождается оценкой эффективности плана по управлению рисками.
В основе информационной безопасности лежит обеспечение трех свойств
: конфиденциальности, целостности и доступности информации. И обеспечивается это следующими методами:
- Программно-аппаратными – сюда входят антивирусы, межсетевые экраны, средства предотвращения утечек информации (DLP-системы), системы обнаружения вторжений, системы управления информацией и событиями в безопасности (SIEM), системы защиты от несанкционированного доступа и т.д.
- Организационно-правовыми – все, что касается законодательства, нормативной базы и организации работы с информацией.
- Техническими – сюда относится зашумление (акустическое и электромагнитное), экранирование, преобразование одних сигналов в другие и иные вещи, тесно связанные с физикой.
- Физическими – сюда входят технические средства охраны (видеокамеры, сигнализация) и физические средства защиты (замки, двери, стены)
- Криптографические и стеганографические – криптография скрывает смысл сообщения, стеганография скрывает факт передачи сообщения (как Ленин молоком писал). Сюда же относится электронная подпись.
Сравнительный анализ антивирусных программ
Антивирус лаборатории Касперского – Internet Security
. Самая известная антивирусная программа на территории Российской Федерации. Данный антивирус работает с операционными системами Windows, Mac, а также планшетными и мобильными устройствами на базе Android . Лаборатория Касперского предоставляет антивирусные программы для малого, среднего и крупного бизнеса, которые защищают Интернет-соединения, банковые операции, веб-камеру и имеют функцию родительского контроля. Антивирус предоставляет возможность поиска и установки обновлений программ и удаление неиспользуемых программ, имеется бесплатный тестовый период – 30 дней.
Avast Free Antivirus
– интуитивно понятная и не требующая значительных ресурсов программа для защиты компьютера . Данное антивирусное программное обеспечение распространяется бесплатно, но можно приобрести расширенную или максимальную версии, которые содержат в себе дополнительные функции. Avast совместим с большинством современных операционных систем, а также смартфонов на базе Android и iPhone. Как и Антивирус лаборатории Касперского предоставляет антивирусные программы для бизнеса, защищает Интернет-соединения, банковые и финансовые операции и проверяет безопасность сети Wi-Fi.
360 Total Security
. Данный антивирус быстр и прост в использовании, практически с каждым обновлением программы ее арсенал функций возрастает. Данная антивирусная программа совместима с теми же операционными системами, что и ее конкуренты. Этот продукт защищает веб-браузер, сжимает данные в памяти компьютера, проверяет и очищает системный реестр, защищает сеть Wi-Fi от внешних угроз. Для опытных пользователей имеются гибкие настройки приложения, возможность оптимизировать работу системы через антивирус и выбора темы оформления интерфейса на интересующую тематику. Данный антивирус также является бесплатным, но можно купить премиум версию, которая отличается расширенным функционалом.
В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа функционала рассмотренных антивирусных программ.
Результаты сравнительного анализа антивирусных программ
Из представленной таблицы видно, что безусловным лидером по функционалу являетсяантивирус Касперского – Internet Security, два других претендента немного отстают. Таким образом, самым оптимальным вариантом является антивирус Касперского – Internet Security . Ели же нет желания платить за лицензию Avast Free Antivirus и 360 Total Security являются неплохим выбором, потому что базовые версии отлично подходят для повседневной работы за компьютером. Особенно они будут удобны для новичков, благодаря автоматизации множества функций и удобному, простому интерфейсу.
3. Результатом моей работы над проектом стал буклет « Информационная безопасность
», в котором представлены основные рекомендации по безопасной работе в сети Интернет.
Заключение
Я считаю, что поставленные мной цель и задачи полностью достигнуты. Я определил уровень осведомленности однокурсников, а также взрослого поколения в вопросах, связанных с информационной безопасностью, а также законах, регулирующих её сохранность. Представил результат своего исследования в виде буклета, который в дальнейшем можно использовать в своей работе.
Я уверен в том, что данная тема всегда будет актуальна, так как людям практически каждый день приходится сталкиваться с сохранностью своих данных.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Приложение 1
Результаты ответов на 1 первый вопрос анкеты показывают, что учащиеся и взрослые хорошо осведомлены о правилах безопасной работы на компьютере.
Однако, стоит отметить, что 20% респондентов искренне ответили, что правила безопасности они соблюдают очень редко, так как забывают о них, 11% не знают и не соблюдают правила.
Анализируя данные диаграммы по второму вопросу, можно сказать, что большинство опрошенных считают пароли основой информационной безопасности.
Следующий вопрос анкетирования выявил, что 16% респондентов не пользуются антивирусными программами. Считаю, что данная цифра является высокой, так как в современном мире без защиты данных от вирусов не обойтись. Самыми популярными программами оказались Антивирус Касперского (26%) и Dr. Web (22%).
Из диаграммы видно, что большинство респондентов (94%) сталкивались с вирусами на своих устройствах. На мой взгляд, это еще раз подтверждает необходимость использования антивирусных программ.
На вопрос: « Какие аккаунты у Вас взламывали злоумышленники?
» были получены следующие ответы:
Из диаграммы видно, что у большинства опрошенных аккаунты взламывались, но тем не менее 26% не подвергались « взламыванию
», это говорит о том, что они серьезно относятся к работе в сети Интернет и надежно защищают свои данные.
Следующий вопрос анкеты, об установленной на компьютере программе – фильтре для детей поставил в тупик многих участников опроса.
Исследование показало, что у 91% респондентов не установлено таких программ на ПК, а это значит, что любой подросток может зайти в интернете на любой сайт с любым содержательным контентом и вредоносностью.
Также все порошенные подтвердили, что в социальных сетях выставляют информацию о своей семье (указывают родственников), в открытом доступе представлена информация о школе, месте жительства, иногда номер телефона. И все 46 респондентов ответили положительно на вопрос о выставлении в социальных сетях своих настоящих Фамилии и имени, а также о выставлении личных фотографий.
На следующий вопрос: « Что ты делаешь, когда приходит предложение о добавлении в «друзья
» от незнакомых людей?» большинство респондентов ответили, что удаляют запрос, не принимая дружбу (62%), смотрят их аккаунт, выясняя личность и потом добавляют (24%).
Последний вопрос анкетирования показал, что родители учащихся не остаются в стороне от проблемы защиты информации и контролируют своих детей. Но всё же 32% родителей не контролируют своих детей в интернете.
Проанализировав информацию, полученную при анкетировании, я могу сказать следующее: опрос показал средний уровень компетентности подростков и взрослых в вопросах, связанных с информационной безопасностью в сети интернет.