ТУРНИР ЮРИСТОВ И ТУРНИР ЮРИСТОВ

Цель: формирование у учащихся гражданских
качеств личности, любви и уважения к своему
отечеству, представлений учащихся о юридическом
и духовно–нравственном смысле понятия
“гражданин”.

1 – воспитывать у школьников гражданские
качества и патриотизм,

2 – формировать базисные знания о государстве,
праве, общественных и государственных
институтах, правах человека.

Форма проведения: турнир. Игра состоит из 7
конкурсов. В перерывах между конкурсами
проводятся игры со зрителями, где болельщики
могут принести дополнительные баллы своим
командам.

Подготовительная работа. Командам дается
домашнее задание:

1 – повторить гимн России,

2 – ознакомиться с изображениями флага, герба
РФ и герба г. Красноярска,

3 – изучить статьи Конституции РФ “Права и
свободы человека и гражданина” и выбрать
 2 статьи, обративших на себя особое
внимание, и “зашифровать” их в
рисунке–пиктограмме.

Разминка. Игра “Звери”

Это упражнение дает сильную эмоциональную
разрядку, вызывает положительный заряд эмоций,
смех, снимает напряжение.

Конкурс “Государственные символы”

Каждой команде выдается конверт с наборами
полосок, звездочек, эмблем, вырезанных из цветной
бумаги; альбомный лист, который уже расчерчен на 6
частей, каждая часть подписана соответствующим
ей флагом.

Задание: необходимо собрать и наклеить
государственные флаги в соответствующие
квадраты: а) России, б) Украины, в) Канады, г)
Соединенных Штатов Америки, д) Европейского
Союза (ЕС), е) Организации Объединенных Наций (ООН)

Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый
правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Командам выдаются полоски белой бумаги, на
которых напечатано по одной строчке всех трех
куплетов государственного гимна Российской
Федерации.

Задание: необходимо так сложить эти строчки,
чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За
правильно выполненное задание команда получает 2
балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна
Российского Федерации

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Команды получают изображения государственного
герба Российской Федерации и города Красноярска
с ошибками.

Задание: необходимо найти в каждом из них по 3
ошибки.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За
правильно выполненное задание команда получает 3
балла.

Правильный ответ. В приведенном изображении
герба РФ допущены следующие ошибки: у орла нет
лапок, в которых должны быть скипетр и держава;
недостает третьей короны, которая располагается
между головами орла; на груди орла отсутствует
герб Москвы (изображение святого Георгия
Победоносца).

В изображении герба г. Красноярска допущены
следующие ошибки: у льва отсутствует хвост, в
лапах у льва нет серпа и лопаты.

После первого конкурса жюри подводит итог. В
это время проводится игра со зрительным залом. За
каждый правильный ответ болельщики получают по
0,5 балла. Заработанные баллы болельщики отдают
своим командам.

1. Сколько субъектов в Российской Федерации:

а) 89
б) 87
в) 82
г) 85

2. Определите степень родства “Отец внука”:

а) сын
б) дед
в) тесть
г) сосед

3. Кто автор слов “Безумству храбрых поем мы
песню”:

а) Лермонтов М. Ю.
б) Маяковский В. В.
в) Горький М.
г) Астафьев В. П.

4. Как называют человека, который равнодушен к
судьбе Отечества? (обыватель)

5. Как называют человека, “в ком нет любви к
стране родной” (Т. Г. Шевченко)? (калека)

6. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству
(трусость).

7. Назовите главный Закон страны. Когда этот
закон был принят? (конституция РФ, принята 12
декабря 1993 года)

8. Назовите фамилию автора текста и композитора
гимна России (слова С. В. Михалкова, музыка А. В.
Александрова).

Конкурс “Государственная власть”

Команды выбирают правильные ответы из
предложенных вариантов.

Время на выполнение – 15 секунд. За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Президент РФ является:

а) главой государства
б) главой правительства РФ
в) главой парламента РФ
г) Верховным главнокомандующим Вооруженными
силами Российской Федерации

Правильный ответ: Президент РФ является Главой
государства и Верховным главнокомандующим
Вооруженными силами Российской Федерации.

2. Парламент России называется:

а) Советом Федерации
б) Федеральным собранием
в) Государственной Думой
в) Верховным Советом.

Правильный ответ: Федеральным собранием.

3. Команды получают карточки с заданием:
выделите качества, которые необходимы человеку,
имеющему власть над другими: тщеславие,
человеколюбие, смелость, угодливость,
настойчивость, целеустремленность,
неразборчивость в средствах, страсть к
обогащению, властолюбие, альтруизм.

Правильный ответ: человеколюбие, смелость,
настойчивость, целеустремленность, альтруизм.

4. Суды в России:

а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие в России
г) являются единственным государственным
органом, определяющим виновность или
невиновность лица.

Правильный ответ: осуществляют правосудие в
России; являются единственным государственным
органом, определяющим виновность или
невиновность лица.

Ведущий: когда вам исполнится 18 лет, вы сможете
участвовать в выборах президента, депутатов
Государственной Думы, представителей местных
органов власти. А когда вам исполнится 35 лет, вы
сможете сами попытаться стать Президентом.

Представьте, что вы начали предвыборную борьбу
и хотите привлечь на свою сторону избирателей.
Для этого нужна привлекательная для людей
предвыборная программа.

Капитаны команд получают карточку, на которой
написано задание. Попробуйте составить
предвыборную программу, используя следующий
план. Итак, если я стану Президентом, то добьюсь:

Время на выполнение задания – 10 минут. Лучшая
предвыборная программа оценивается жюри в 5
баллов.

Пока капитаны готовят свое задание, в это время
проводится игра со зрителями. Нужно назвать
наибольшее количество пословиц, в которых
отражаются поступки и качества человека.
Например: Правда глаза колет; дружба дружбой, а
служба службой; за правду, за честь хоть голову
снесть; старый друг лучше новых двух; бедность не
порок; правда города берет.

Болельщики, которые последними называют
пословицу, приносят своей команде дополнительно
1 балл.

В это время жюри подводят итоги за 2 конкурса и
называют общий счет команд.

Конкурс “Преступление и наказание”

Командам предлагаются карточки, на которых
перечислены различные формы наказаний.

Задание. Необходимо выбрать те наказания,
которые предусмотрены Уголовным Кодексом РФ:
лишение свободы; ссылка, высылка; предание
публичному позору; штраф; четвертование;
избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная
каторга; конфискация имущества.

Время на выполнение задания – 1 минута. За
правильно выполненное задание команда получает 4
балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: лишение свободы, штраф,
смертная казнь, конфискация имущества.

Командам предлагаются карточки, на которых
перечислены различные возрастные категории: а) 12
лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.

Задание. Во время перечисления ведущим
преступлений команды поднимают ту карточку с
возрастом, с которого начинается уголовная
ответственность за данное преступление.

Правильные ответы: убийство (14 лет), причинение
тяжкого вреда здоровью (14 лет), кража (14 лет),
грабеж (14 лет), вымогательство (14 лет), заведомо
ложное сообщение об акте терроризма (14 лет),
бандитизм (16 лет), получение взятки (16 лет).

Время на обсуждение командой каждого пункта
задания – 15 секунд. За правильно выполненное
задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за
каждые 2 правильно поднятые карточки).

Задание: отметьте, что, на ваш взгляд, больше
относится к тем обстоятельствам, которые могут
смягчить наказание преступника (отметьте знаком
“–“); что – к тем, которые могут его усилить
(отметьте знаком “+”); а что – к тем, которые не
могут повлиять на наказание (отметьте знаком
“0”).

Время на обсуждение – 2 минуты. За каждый
правильный ответ – 0,5 балла.

Команды получают карточки с обстоятельствами:

1 – оскорбил, но публично попросил прощения ( – )

2 – украл во время землетрясения ( 0 )

3 – отнимая мелкие деньги, не знал, что это
грабеж ( 0 )

4 – залез в чужую квартиру, потому что взрослые
пригрозили расправой 0 )

5 – втроем договорились и обокрали склад
магазина ( + )

6 – в пьяном виде приставал к гражданам ( 0 )

7 – после задержания помог следствию
разобраться в преступлении, задержать
сообщников ( – )

8 – будучи подсудимым, назвал на суде
участником того, кто драться отказался ( + )

9 – не знал, что хранение краденого является
соучастием в преступлении ( 0 )

10 – явился с повинной и рассказал о совершенном
преступлении ( – )

Жюри подводят итог конкурса “Преступление и
наказание”

Конкурс “Наша Родина”

Команды получают карточки: Россия, Российская
Республика, Республика Россия, Российская
Федерация (РФ), Российская Советская
Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество
Независимых государств (СНГ).

Задание: команды должны выбрать карточку с
правильным официальным названием нашей страны.
Время на выполнение – 30 секунд. За правильно
выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ: Россия и Российская
Федерация. Ответ считается правильным только в
том случае, если прозвучали оба официальных
названий нашей страны.

Каждая команда получает карту России (она может
представлять собой лист бумаги с контуром границ
страны) и карточки с названиями стран: США,
Япония, Великобритания, Германия, Китай,
Финляндия, Казахстан, Индия, Монголия,
Белоруссия.

Задание: выбрать из набора страны, граничащие с
Россией, и приклеить их на карту именно в тех
местах, где они граничат с нашей страной. Можно
усложнить задание, попросив назвать столицы этих
государств, имена их руководителей.

Время на выполнение задания – 3 минуты. За
правильно выполненное задание команда получает 6
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: Япония (на востоке), Китай (на
юго–востоке), Монголия (на юго–востоке),
Казахстан (на юге), Белоруссия (на западе),
Финляндия (на северо–западе).

Каждая команда получает листок с перечнем
народов, проживающих в России.

Задание: выделить (поставить галочку) те из них,
которые имеют свою государственность в составе
Российской Федерации (республики).

Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы,
евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы,
чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.

Время на выполнение задания – 2 минуты. За
правильно выполненное задание команда получает 6
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ: татары, башкиры, якуты,
чуваши, чеченцы, калмыки.

Жюри оценивают конкурс “Наша Родина” и
объявляют общий счет за 5 конкурсов. Пока
работает жюри, проводится конкурс
“Патриотической песни”. Болельщики своих
команд по очереди поют песни. Кто заканчивает
последними, те и приносят своей команде
дополнительный 1 балл.

Конкурс “Гражданин России”

Права и свободы граждан

Командам раздают карточки с заданиями.

Задание 1. Выписать права персонажей “Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях” А. С. Пушкина в
соответствующие пустые строки:

а) Приказав Чернавке увести царевну и бросить
ее связанной в лесу, царица посягнула на (личную
неприкосновенность, жизнь и свободу);

б) Брак королевича Елисея и царевны был
заключен при (свободном и обоюдном согласии);

в) Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял
право на (неприкосновенность жилища).

Задание 2. Подумать и написать 6 прав, которыми,
по вашему мнению, должен обладать ребенок
(например, на достойный уровень жизни; свободно
выражать свои взгляды и мысли; на имя, фамилию,
отчество; исповедовать любую религию; на
образование; на защиту от жестокого обращения с
детьми).

Время на выполнение двух заданий – 3 минуты. За
каждое правильно выполненное задание команды
получают по 0,5 балла. За первое задание команда
может получить 1,5 балла, за второе – 3 балла, в
общей сложности за этот конкурс команда может
получить 4,5 балла.

Конкурс “Домашнее задание”

Каждой команде было задано домашнее задание:
изучить статьи Конституции и выбрать 2 статьи,
обратившие на себя особе внимание, и
“зашифровать” их в рисунке–пиктограмме.

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором
зашифровано какое–то сообщение.

Время на расшифровывание одной пиктограммы – 1
минута. За домашнее задание – 5 баллов.

Жюри подсчитывает количество баллов за
последние два конкурса, называют общий счет и
объявляют победителя.

Командная игра «Турнир знатоков права»

(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов)

Цель и задачи мероприятия:

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План проведения мероприятия:

2. « Всякая всячина» (10 баллов)

3. Права человека ( 5 баллов)

4. Конкурс «Шкатулка»

5. Конкурс капитанов

6. « В шутку о серьезном» (10 баллов) // 6. Конкурс для болельщиков

-Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.

Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.

Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.

1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(предлагаются по очереди карточки)

2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».

Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.

1-й вед. Последний конкурс нашего турнира конкурс «В шутку о серьезном».

За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно)

Болельщики отвечают на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.

(По истечении 5 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)

2- вед. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо за игру!

в рамках правового просвещения учащихся.

Сценарий конкурса для учащихся 13-15 лет

Данное мероприятие направлено на правовое просвещение учащихся 13-15 лет. Оно состоит из конкурса для учеников «Турнир знатоков права» и системы анкетирования на правовую тематику.

Направленность конкурса «Турнир знатоков права» просветительско-профилактическая и развивающая.

Целью мероприятия является привлечение внимания учащихся, педагогов к проблеме низкой правовой компетентности подрастающего поколения (что выявляют анкеты на правовую тематику). « Турнир знатоков права», а также ответы на вопросы анкет освежат знания учащихся по вопросам своих прав и обязанностей, закрепленных во внутришкольных, государственных и международных документах, знание основного закона государства, основных документов по защите прав детей, норм Трудового, Административного и Уголовного кодексов, а также расширит общий кругозор учащихся.

Жизнь всех людей издревле регламентировалась какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда подвергался наказанию.

Особое внимание педагогов сегодня привлекает проблема роста правонарушений среди школьников.

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности де­тей. Все мы согласны с тем, что детская преступность – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет омоложение правонарушите­лей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.

Работа по правовому воспитанию подростков в условиях переходного периода, в котором находится российское государство, является, безусловно, приоритетной, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что эффективнее и гуманнее вкладывать финансовые и человеческие ресурсы в профилактику и предупреждение правонарушений, чем бороться на всех государственных уровнях с уже оформленной преступностью.

Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в жизни. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения.

План проведения конкурса «Турнир знатоков права»

Здравствуйте уважаемые участники турнира знатоков права! Сегодня – День права. В рамках этого праздника мы проводим Турнир знатоков права. Ученики продемонстрируют знания по обществознанию и праву, а жюри их оценят. Победители получат приз.

Жизнь всех людей из далёких времён регламентировалась какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда подвергался наказанию. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в жизни. А теперь, начнём! Поприветствуем наших знатоков права ( 4 команды). Представим наше жюри.

1. Разминка – игра «Быстрей, ещё быстрее».

Команды должны ответить на вопросы. Ответы команд оцениваются по пятибалльной системе.

Вопрос 1-ой команде: Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ).

Вопрос 2-ой команде: Что такое презумпция невиновности? (Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина).

Вопрос 3-ей команде: Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией).

Вопрос 4-ой команде: Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общественное правило поведения? (Норма права).

Вопрос 1-ой команде: Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ).

Вопрос 2-ой команде: Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Лицо, не достигшее возраста 18 лет).

Вопрос 3-ей команде: Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий рекомендательный характер? (Декларация).

Вопрос 4-ой команде: Отдельный гражданин как субъект гражданского права? (Физическое лицо).

Вопрос 1-ой команде: Президент РФ является главой партии, государства или правительства? (Государства).

Вопрос 2-ой команде: Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание).

Вопрос 3-ей команде: Госдума выбирается на сколько лет? (4 года).

Вопрос 4-ой команде: Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам? (Верховный суд РФ).

2. Конкурс «Чёрный ящик».

Командам необходимо угадать, что находится в «чёрном ящике»:

Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или к болельщикам.

3. Конкурс Капитанов команд.

Выходят капитаны от каждой команды и по очереди отвечают на вопросы. Подсказки не допускаются. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

4. Конкурс болельщиков.

Болельщикам каждой команды необходимо назвать правовые акты, в которых находятся эти статьи. Правильный ответ болельщиков приносит 5 баллов своей команде.

5. Творческий конкурс.

Командам необходимо за определенное время придумать и озвучить несколько позиций: «Почему нужно знать свои права и обязанности? Почему нужно знать законы государства?».

6. Подведение итогов «Турнира знатоков права».

Жюри подводит итоги всего Турнира. Награждаются команда, набравшая большее количество баллов. Также поощряются самые активные из болельщиков.

Критерии оценки результативности проведения

Конкурс «Турнир знатоков права» считается удавшимся, если у команд участников и болельщиков во время проведения возник интерес к правовым знаниям, проявилась соревновательность, желание победить. А также, если организаторы конкурса будут удовлетворены его проведением.

Условия для проведения конкурса.

Для организации конкурса необходимо присутствие определенного числа участников, разделение их на команды, числа болельщиков, жюри, ведущий. Желательно проведение конкурса в актовом зале. Для творческого конкурса Турнира необходимы канцелярские принадлежности – бумага, фломастеры, карандаши. Для подведения итогов необходимо организовать подарки для победителей, а также поощрительные сувениры для болельщиков.

Оценочный лист конкурса «Турнир знатоков права»

Анкета для учащихся №1

– правоохранительные органы

– центр правовой и психологической помощи

– телефон доверия

– Ваш вариант _______________________________________________

– специальные уроки в школе

– консультации юриста

– центр по правам ребенка

– средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)

– Ваш вариант ________________________________________________

6. Какой основной свод законов действует сегодня в нашей стране?

7. Какие права человека гарантирует Конституция РФ?

8. Знаешь ли ты права школьника?

9. Знаешь ли ты обязанности школьника?

10. Знаешь ли ты документы в которых записаны твои права и обязанности как школьника?

11. Напиши названия этих документов:

12. Напиши какие права и обязанности школьника ты знаешь:

14. Что даёт человеку знание своих прав?

Анкета для учащихся № 2

а) знаю (перечисли);

б) частично (перечисли);

в) не знаю.

в) не выполняю.

б) не знаю;

а) да (перечисли);

в) не считаю.

а) да (какие);

б) частично (какие);

в) не нарушают.

а) оскорбления (какие);

б) продолжение урока на перемене;

в) большой объём домашнего задания;

г) необоснованность выставляемой оценки;

д) перебивание ученика во время ответа;

е) недоверие к ученику;

ж) равнодушие, пренебрежение учеником со стороны учителя;

з) другое (укажите).

а) словесное одобрение;

б) умение выслушать ученика;

в) умение принять ученика как личность;

г) подбор знаний в соответствии со способностями и возможностями ученика;

д) способность и желание классного руководителя реагировать и участвовать в разрешении проблем, возникающих в классе;

е) умение интересно преподать свой предмет;

ж) во взаимоотношениях учителя с родителями соблюдаются интересы ребенка.

Анкета для учащихся №3

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет;

9. Полноправным гражданином РФ молодой человек становится:

а) в 16 лет;

б) 18 лет;

в) 20 лет.

10. Дайте определение понятия «гражданин».

11. Правом заниматься предпринимательской деятельностью гражданин РФ обладает: а) с 14 лет; б) 16 лет; в) 18 лет.

12. Высший законодательный орган РФ это:

а) Совет Федерации;

б) Федеральное Собрание;

в) Государственная Дума.

МБОУ «СОШ №1»

г. Мариинск, Кемеровская область.

(внеклассное мероприятие для учащихся 7-8,9 классов)

способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества; профилактика правонарушений несовершеннолетних.

закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства; обучать основам юридических знаний.

воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения друг другу и окружающим; воспитание гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции.

развитие умений работы в группе (команде); умение анализировать правовые ситуации; делать выводы и определять свое отношение к проблеме; развитие познавательного интереса и творчества учащихся: формирование информационно-коммуникативной культуры.

Виды деятельности учащихся:

раздаточный материал, презентация.

Используемые приемы, методы, технологии: словесный, наглядный, практический.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащимися: работа в группах (командах), использование игры, применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.

Участвуют 3 команды по 5 человек.

2. У каждой команды свой стол.

3. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

4. Каждой команде необходимо подготовить эмблему, девиз и название команды.

Добрый день, ребята, гости, жюри. Сегодня  мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Мы надеемся, что этот правовой турнир сформирует  у вас навыки правомерного поведения, расширит ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеемся, вам будет интересно.

Что вы знаете о Фемиде?

Фемида – общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Фемида – древнегреческая богиня права и законного порядка.

Надеемся, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство. Суров закон, но он закон, так говорили древние римляне

Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, которые нам сегодня пригодятся.

В правовом турнире участвуют команды 7-х классов. Им было дано домашнее задание:  придумать название своей команде, девиз, представить капитана команды и подготовить приветствие.

Оценивать знания команд будет компетентное жюри:

«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным.

Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться своими хорошими ответами, знанием обществознания, история, права, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе, и своим товарищам.

Итак, встречайте наши команды

Мы начинаем первый

– командам предлагается ответить на 3 вопроса   Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1. Что такое право? В чем его отличие от морали?

2. Назовите основные госуд.символы

3. Что такое алиби?

Вопросы 2 команде:

Вопросы 3 команде:

Продолжаем наш турнир. И следующий конкурс     Командам предлагается решить юридические задачи.

Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?

Да, подростки понесут уголовную ответственность, т.к. она наступает с 14 лет. Преступление: нанесение телесных повреждений, вымогательство, а также отягчающим вину обстоятельством является то, что оно совершено группой лиц.

Порядок и справедливость   право  устанавливает  путем  четкого  определения   меры  свободы людей.  Подлинная свобода  состоит в том,  чтобы  уметь правильно  пользоваться  своими  правами  и уважать права  других  людей. Все  наши  права  точно  определены  и записаны   в правовых  документах,  главным из  которых  для  всех  граждан России  является  Конституция  Российской Федерации. Знание Конституции – основного закона  нашей страны,  обязательное   условие становления гражданина  России.

Конкурс «Преступление из истории»

Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив лук, Геракл стал разить  птиц смертоносными стрелами.

Вопрос: назовите преступление, которое совершил Геракл.

убийство редкого вида птиц.

Ведущий 1.: А сейчас конкурс «Из практики инспектора»

«На покинутой даче»

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким 3, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3 позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике допрашивал 3. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

-Все ясно,-ледяным голосом заметил инспектор Варнике.

Вопрос: Почему инспектор заподозрил в краже 3?

Ответ: Стекла в окнах в сильные морозы замерзают со стороны комнат, но не снаружи.

Конкурс «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Блицопрос для команд

За каждый правильный ответ-1 балл.

А теперь, конкурс  Следователь нашей прокуратуры  –  большой оригинал. Судите сами: вот какие записки он приколол к текущему делу. Попробуйте расшифровать их в течение 5 минут. Правильный ответ – 2 балла.

Преступление будет раскрыто)

(Преступник давал показания)

И вновь возвращаемся к правам человека. Предлагаем. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Правильный ответ оценивается в 1 балл. В случае неправильного ответа право высказаться предоставляется другой команде. Итак, начинаем:

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». («Волк и семеро козлят»)

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его.

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. . А пока команды готовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересен и полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.

Наше  мероприятие подходит к концу. Хочется вам напомнить, что всё в ваших руках.

Все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учёба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в нашей стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

БРЭЗДУБЛЭНЫЭ  ПЮТЭД  РЯЗГРИДЁ

БРЭЗДЮБНЫГ  ТЯВЯЛ  БЁГЯСЯНЫА

БРЭЗДУБЛЭНЫЭ ПЮТЭД РЯЗГРИДЁ

БРЭЗДЮБНЫГ ТЯВЯЛ БЁГЯСЯНЫА

1) Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

????  Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

2)         Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-лтнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, кампания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Цель мероприятия: воспитание правовой культуры и грамотности подрастающего поколения и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Рекомендации по проведению

Для мероприятия необходима предварительная подготовка. Заключается она в следующем. На стенде вывешивается информация: адаптированный текст статей Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации по правам человека, статьи Административного кодекса правонарушений. Информацию учащие в течение недели должны изучить. Также за несколько дней до турнира командам дается домашнее задание:

Для 6 конкурса заранее необходимо приготовить карточки с вопросами и ответами на каждую команду.

Вступительное слово. Сегодня в нашем турнире участвуют две команды. Компетентное жюри будет оценивать вашу игру и выявит самых грамотных знатоков прав и обязанностей человека в современном обществе.

1. Конкурс – приветствие команд на тему “Мы – граждане правового государства”

Представление команд на 5 минут по теме. Жюри оценивает содержание приветствия, актерское мастерство команд. Наивысший балл в конкурсе – 5.

2. Конкурс “Разминка”

Каждой команде предлагается 5 вопросов. На обдумывание дается 30 секунд. Наивысший балл – 3.

3. Конкурс “Расшифровка терминов”

Это домашнее задание. Необходимо было поработать со словарями и узнать, что означают следующие слова (каждой команде дается по 4 термина): право, мораль, алиби, превышение пределов необходимой обороны, презумпция невиновности, проступок, поступок, вето.

Наивысший балл в конкурсе за полную и правильную расшифровку термина – 5.

4. Конкурс “Юридическая консультация”

Командам предлагается решить юридические задачки. Наивысший балл – 5.

5. Конкурс “Права человека”

Командам предлагаются иллюстрации из сказок. Задача команды: ответить на вопрос к данной иллюстрации. Наивысший балл – 3.

1. Каким правом воспользовался Балда из сказки А. С. Пушкина “Сказка о попе и его работнике Балде”, нанявшись на работу к попу?

Правом на труд.

3. Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из дома в русской народной сказке “Заюшкина избушка”?

Право на неприкосновенность жилища.

6. Конкурс “Вопрос-ответ”

Командам выдаются карточки с вопросами и ответами. За 1 минуту необходимо подобрать к каждому вопросу правильный ответ. Наивысший балл – 5.

Вопрос: С каких лет может человек нести уголовную ответственность?

Вопрос: Имеет ли право подросток 13-15 лет совершать торговые сделки?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 15 до 18 лет?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком или подростком до 15 лет?

Вопрос: Какие отношения регулирует государственное право?

Ответ: Родители или лица, их заменяющие.

Ответ: Несовершеннолетние сами несут ответственность. Вред должен быть возмещен родителями, и ответственность возлагается на родителей, а не на школу или какое-либо другое учреждение.

Ответ: Гражданское право регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения.

Ответ: Нет. Такая сделка является недействительной.

Ответ: С 16 лет человек несет ответственность за совершение любого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет – за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или нанесение повреждений государственному, общественному или личному имуществу граждан, за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.

8. Подведение итогов жюри

Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты нарушаешь чьи-то права, то завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу. Мы желаем, чтоб с вами такого не произошло. А теперь слово жюри.

  • Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. ( Правовая библиотека образования).
  • Русская народная сказка “Заюшкина избушка”. – ООО Издательство “Фламинго”, 2002.
  • Русская народная сказка “Колобок”. – ООО “РИША-ПРЕСС”, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *