ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Татьяна Сорова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Елена Владимировна Михайлова

Труд
– это могучий воспитатель, в педагогической
системе воспитания.

А. С.
Макаренко. Основой является именно
труд. Но что такое труд- это совсем не
то, чем заняты руки ребенка, подростка.
Труд это то, что развивает маленького
человека, поддерживает его, помогает
ему самоутвердиться.

Трудолюбие
и способность к труду не дается от
природы, но воспитывается с самого
раннего детства. Труд должен быть
творческим, потому что именно творческий
труд, делает человека богато духовно.

Труд
развевает человека физически. И, наконец,
труд должен приносить радость доставлять
счастье, благополучия. Еще можно сказать,
что труд это проявление людей друг о
друге.

Трудовое
воспитание – это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная
на развитие у последних общетрудовых
умений и способностей, психологической
готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его
продуктам, на сознательный выбор
профессии.

Трудовое воспитание, еще недавно считавшееся одним из важнейших направлений в нашей стране, сегодня вызывает спорные мнения. Одни считают, что необходимо пересмотреть степень присутствия его в образовательных заведениях, другие, что труду нет места там, куда дети приходят получать знания. Есть, правда, те, кто, по старой закалке, считают, что труд – часть жизни любого человека, поэтому трудовое воспитание должно быть везде, где ступает нога подрастающего гражданина великой страны. Такие разные мнения о самом главном, что делает нашу жизнь такой, какая она есть – о труде.

Трудовое воспитание, это не только уроки труда в средней школе, не дежурство в детском саду, и даже не коллективная уборка класса. В педагогике трудовое воспитание – есть последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности) и элементарных умений на бытовом уровне. Труд – это культура, это – прогресс, это один из аспектов нравственности.

Поэтому
воспитателям в школе необходимо развить
у школьников нравственное отношение к
труду, понимание своего общественного
долга, полезности, необходимости
трудиться, в школе, развить гражданское
сознание школьников, умение приносить
пользу себе и людям.

В
качестве критериев трудовой воспитанности
школьников выступают такие показатели,
как высокая личная заинтересованность
и производительность труда, и отличное
качество продукции, трудовая активность
и творческое, рационализаторское
отношение к процессу труда, трудовая,
производственная, плановая, технологическая
дисциплина, нравственное свойство
личности – трудолюбие.

Трудовое
воспитание лежит в основе эффективного
взаимодействия гражданского и
нравственного воспитания, составляет
психологический фундамент творческой
активности и продуктивность в учебной
деятельности, в физкультуре и спорте,
в художественной самодеятельности, в
верном служении Родине.

Школьники
пытаются научно анализировать труд,
практически проявить свои творческие
способности. Важно познакомить их со
взглядами выдающихся людей (А. П. Чехова,
Л. Н. Толстого, И. П. Павлова) на эстетическую
роль творческого труда. Это помогает
им глубже заинтересоваться его
социально-экономической сущностью.

Желание
и умение непрерывно пополнять и углублять
изучение наук, формирует общекультурный
уровень и стремление постоянно его
повышать. Учебный труд включает изучение
трудовой деятельности людей и их
отношения в процессе труда. Учебная
деятельность играет исключительно
важную роль в воспитании трудолюбия у
учащихся, формирует нравственные
качества, открывающие молодым путь к
достижению высокого мастерства в любой
профессиональной деятельности:
ответственное и добросовестное отношение
к учебным и трудовым обязанностям,
уважение к любому виду труда, проявление
самостоятельности и творчества.

Основные направления и методы трудового воспитания в школе

Трудовое воспитание характеризуется определенным содержанием, включающим три основные разновидности трудовой деятельности:

Трудовое воспитание в современной школе занимает приоритетное положение. В школах проводятся различные мероприятия трудовой направленности. Сюда входит:

Сущность и цели трудового школьного воспитания

Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.

Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.

Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.

Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности. Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.

Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:

«Трудовое воспитание в школе» 👇

Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями. В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности. Дети не должны приучаться ко всему готовому. Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы.

Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие о трудовом воспитании

Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.

Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Педагогическая
деятельность отличается от деятельности
других людей, это деятельность особого
рода. Феномен её состоит в постоянном
требовании к росту как личностного, так
и профессионального уровня. В тоже время
имеются показатели качественные
характеристики, общие для всех
педагогических работников. Самобытность,
индивидуальность, неповторимость,
наличие индивидуального стиля,
оригинальность взгляда на окружающую
действительность сегодня в учителе как
никогда ценится. Учительская
индивидуальность, как правило, складывается
не случайно, а в результате упорной
работы над собой, умения анализировать
свои действия и поступки, управлять
собой, определять свои сильные и слабые
стороны во взаимодействии с учащимися.
Умение соблюдать социальные нормы и
требования к личности педагога и в то
же время проявлять свою индивидуальность
– важный показатель профессионализма
современного учителя.

Развитие
личностного потенциала достигается
посредством самовоспитания,
профессионального образования, повышения
квалификации. Специфика этого процесса
заключается в желании человека наращивать
свой потенциал. Здесь закономерно
употребление понятий профессиональное
самовоспитание, профессиональное
самообразование, профессиональное
самообучение. Содержание технологического
обучения предполагает реализацию новых
подходов в педагогической деятельности
учителя. Это требует от него активного
освоения инновационной педагогической
практики, обновления способов, форм
организации учебно-познавательной
деятельности учащихся, освоение новых
технологий обучения. Следовательно,
особую роль приобретают такие качества
личности педагога как готовность к
принятию профессионального опыта
учителей-новаторов, профессиональная
открытость, обучаемость, самостоятельность
творческих поисков.

Специфика
содержания деятельности учителя
технологии предполагает наличие
обозначенных качеств и отражена в
функциональных характеристиках,
направлениях его деятельности и её
результате. Однако в требованиях,
предъявляемых к личности учителя
технологии, в данном контексте, обозначены
лишь организаторские способности, что
явно не достаточно для успешной
профессиональной деятельности учителя
в современных условиях. Вместе с тем,
наличие таких способностей как
прогностические, проектировочные,
конструктивные, коммуникативные,
необходимо современному учителю
технологии, а их развитие в процессе
профессиональной деятельности сегодня
обретает особую актуальность.

Формирование
личности в процессе труда происходит
не само собой, а лишь при определенной
организации труда школьников.

Под
организацией труда понимается его
упорядочивание, придание ему планомерности.
Организация детского труда должна
учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей и закономерности их
развития. В процессе труда осуществляется,
эстетическое и физическое воспитание
личности учащихся. Такую организацию
труда призван обеспечить педагог. От
него требуется быть примером, изучать
сильные и слабые стороны своих учеников,
организовывать деятельность и многое
другое. Психологический аспект
деятельности педагога при воспитании
средствами труда состоит в воздействии
личным примером, в управлении воздействия
среды на личность, а также управление
его трудовой деятельностью. Педагог
согласовывает содержание и формы труда
с педагогическими целями, направляет
трудовую деятельность таким образом,
чтобы она требовала от учеников проявление
тех или иных качеств, оценивает
эффективность воспитательных воздействий.
Роль педагога состоит также в помощи
ученику повысить свой авторитет у
сверстников.

В
трудовом обучении многие учащиеся
добиваются более значительных результатов,
чем в общеобразовательных предметах.
В связи с этим у ребенка возникает
потребность в признании. Если он
добивается повышения своего авторитета,
то его активность повышается и в других
видах деятельности. И одна из главных
задач педагога сформировать и направить
эту активность.

Таким
образом, трудовая деятельность является
одним из важных факторов воспитания
личности. Включаясь в трудовой процесс,
ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и об окружающем
мире. Радикальным образом изменяется
его самооценка. Она изменяется под
влиянием успехов в трудовой деятельности,
что в свою очередь меняет авторитет
школьника в классе. Вопрос авторитета
и самоутверждения особенно большую
роль играет в старшем школьном возрасте.
Учитель должен поддержать и направить
развивающийся интерес не только на свой
предмет, но и на другие области познания.
Под влиянием этого интереса будет
развиваться самопознание.

Главная
развивающая функция труда – это переход
от самооценки к самопознанию. Кроме
этого в процессе труда развиваются
способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды
мышления. Вследствие коллективности
труда школьник получает навыки работы,
общения, сотрудничества, что улучшает
адаптацию ребенка в обществе. Труд
является равнозначным предметом
программы обучения. Правда в последнее
время в большинстве школ труд находится
в упадке. Это связано как с общей
социально-экономической ситуацией, так
и с общим развитием социума. В связи с
этим трудовое обучение требует коренной
перестройки. Труд должен взять на себя
более широкую функцию, чем подготовка
детей к работе на производстве, но и не
исключая ее. В этом я вижу будущее
трудового обучения.

Итак,
подводя итог данной курсовой работы,
можно сделать следующий

вывод,
что трудовая деятельность является
одним из важных факторов

воспитания
личности. Включаясь в трудовой процесс
ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и о окружающем
мире. Радикальным образом изменяется
самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что
в свою очередь меняет авторитет
школьника в классе.

Вопрос
авторитета, самоутверждения особенно
большую роль играет в старшем школьном
возрасте. Учитель должен поддержать
и направить развивающийся интерес не
только на свой предмет, но и на другие
областипознания.
Под влиянием этого интереса будет
развиваться самопознание. Главная
развивающая функция труда – это переход
от самооценки к самопознанию. Кроме
этого в процессе труда развиваются
способности, умения и навыки. В
трудовой деятельности формируются
новые виды мышления. Вследствие
коллективности труда школьник получает
навыки работы, общения, сотрудничества,
что улучшает адаптацию ребенка в
обществе.

Труд
является равнозначным предметом
программы обучения. Правда в

последнее
время в большинстве школ труд находится
в упадке. Это связано как

с
общей социально-экономической ситуацией,
так и с общим развитием социума.

В
связи с этим трудовое обучение требует
коренной перестройки. Труд должен
взять на себя более широкую функцию,
чем подготовка детей к работе на
производстве, но не исключая ее. В
этом я вижу будущее трудового
воспитания.

1.
Макаренко А. С. Сочинения, т.4.

2.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива.
– М., 1975г.

3.
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. –
М.: Просвещение, 1985.

4.
Лихачев Б. Т. Педагогика, М. 1998.

5.
Крутецкий В. А. Психология, 1996.

6.
Возрастная и педагогическая психология.
// Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.

7.
Развитие трудового творчества у младших
школьников: Кн. для учителя/Под ред.
П. Н. Адрианова, М. А. Галагузовой. – М.:
Просвещение, 1990.

8.
Вайсбург А. А. Организация профориентационной
работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие
для учителя / Под ред. М.И. Махмутова. –
М.: Просвещение, 1986.

9.
Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман
Г. А. Младший школьник как субъект учебной
деятельности // Вопросы психологии,
1992.

10.
Аверичев Ю. П. Нужна ли трудовая подготовка
школьников?” 1991, №12

11.
Воспитание школьников в труде под
редакцией А. А. Шибанова: М, 1996.

12.
Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности
школьников, М, 1997.

13.
Зорова О. А. Нравственные и эстетические
факторы в трудовом воспитании, Мн. 1986.

14.
Педагогика: под ред. В.В. Белорусовой и
И. Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996.

15.
Пашков А. Г. Труд как средство воспитания,
М. 1992, № 7-8

16.
Подросток в семье, сост. И.Я. Наумченко,
Н. Ф. Яковлев, Мн. 1993.

17.
Новожилов Э. Д. Трудовая подготовка
школьников в период экономической
реформы, 1992, № 1-2.

Трудовое воспитание – мифы и правила

Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.

Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.

Функции трудового воспитания

На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:

Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.

Система трудового воспитания

Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности.
Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане – это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.

Роль семьи в трудовом воспитании

Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.

Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.

Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.

Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.

Ту воспитательную силу, которую имеет семья, нельзя сравнить ни с одним самым ученым педагогом. Родители – идеал для ребенка. И все, что они делают – правильно. Показать достойный пример, значит заложить надежный фундамент в развитии своего ребенка.

Психологическая готовность к труду

Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.

Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Материал хорошо дополнит статья о проблемах трудового воспитания детей.

Великие педагоги о труде.

Понимая
огромную роль труда в воспитании
подрастающего поколения, в своих работах
часто затрагивали эту тему. И Великий
Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский,
Н. К. Крупская.

Некоторые
из их высказываний я приведу в своей
работе.

«Труд
– первое основное условие всей
человеческой жизни и при том в такой
степени, что мы в известном смысле должны
сказать: Труд создал самого человека».
К. Маркс, Ф. Энгельс (” О воспитании
образовании”).

Великий
педагог “В. А. Сухомлинский” писал,
что труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую
радость преодоление трудностей, открывает
все новую и новую красоту в окружающем
мир, пробуждает первое гражданское
чувство – чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь
человека.

Радость
труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства ребенок должен глубоко
пережить это благородное чувство. Труд
для народа является не только жизненной
необходимостью, без которой не мысленно
человеческое существование, но и сферой
многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде
распространяется богатство человеческих
отношений. Воспитать любовь к труду
невозможно, если ребенок не почувствует
красоты этих отношений. В трудовой
деятельности народ видит важнейшее
средство самовыражения, самоутверждения
личности. Без труда человек становится
пустым местом. Важная воспитательная
задача в том, чтобы чувство личного
достоинства, личной гордости каждого
воспитанника основывалось на трудовом
успехе.

“Свободный
труд нужен человеку сам по себе для
развития и поддержания человеческого
достоинства”

Мысли
Ушинского о трудовом воспитании
достаточно глубоки. Ушинский утверждает
что, материальные плоды трудов составляют
человеческое достояние; но только
внутренняя духовная животворенная сила
труда служит источником человеческого
достоинства, а вместе с тем и нравственности
и счастья.

Труд
– важнейшее средство воспитания, начиная
с дошкольного возраста; в процессе
формируется личность ребенка, складываются
коллективные взаимоотношения. Н.
К. Крупская.

Труд
детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду
может, и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и
необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость – необходимое
условие для проявления творчества
личности, ее талантов.

Труд
– всегда был основой для человеческой
жизни и культуры.

Поэтому
и в воспитательной работе труд должен
быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.

Н. К.
Крупская в своих работах неоднократно
подчеркивала необходимость приучения
детей с ранних лет к простейшим, доступным
им видам труда, замечая, что таким путем
они знакомятся со свойствами материалов,
учатся приемам работы с различными
инструментами. В труде дети проявляют
активность, смекалку, настойчивость,
стремление достичь результата, у них
формируется желание оказывать посильную
помощь взрослым.

Особое
значение Н. К. Крупская придавала
объединению детей в труде, указывая,
что «совместную работу детей надо
особенно ценить, – это зачатки коллективного
труда. В этом коллективном труде
развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе
с тем она призывала педагогов учитывать
возможности детей, особенности детского
труда, его своеобразие, связь с игрой.

Родители, это выгодно вам

Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».

Физический труд как форма воспитания

Все современные воспитательные системы в качестве одной из основных форм воспитания используют труд. Чем разнообразнее и содержательнее труд в процессе воспитания, тем эффективнее результат.

Один из основных видов труда, используемых в воспитании – это физический труд.

Эффективность использования физического труда в воспитании предполагает соблюдение ряда правил:

«Труд как одна из форм воспитания» 👇

Особенность физического труда заключается в том, что он становится понятным и доступным ребенку уже в раннем детстве. Разновидностью физического труда является самообслуживание. Самообслуживание ребенок начинает осваивать в первую очередь. Ребенка приучают убирать за собой игрушки, самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать вещи, убирать посуду со стола и т.д. Важным условием является то, что данное трудовое воспитания должно осуществляться систематически, с использованием четко установленных правил. Только в случае систематичности можно достичь таких результатов как развитие воли, получение первичных трудовых навыков, уважение к своему труду и труду взрослых, формирование первых полезных привычек и т.д.

Основой физического труда выступает то, что все начатое обязательно должно быть доведено до конца. Для того, чтобы ребенок получил моральное удовлетворение от проделанного, необходимо совместно оценить результаты труда.

Таким образом, физический труд – это одна из самых первых и доступных форм воспитания.

Интеллектуальный труд как форма воспитания

Интеллектуальный труд – это процесс эмоциональной и умственной деятельности, направленной на познание ранее неизвестного.

Интеллектуальный труд как форма воспитания направлен на воспитание целеустремленности, самостоятельности, креативности, творческих способностей, личных волевых качеств, развитие умственных способностей и т.д.

Данный вид труда имеет место в процессе учебной деятельности – обучение в школе, детском саду, совместное обучение в раннем возрасте с родителями и т.д.

Ошибкой является мнение, согласно которому любой учебный процесс признают интеллектуальным трудом. Интеллектуальный труд и процесс обучения – это два разных процесса.

Характерные черты организации интеллектуального труда:

Таким образом, интеллектуальный труд – это умственные усилия, направленные на решение творческого или исследовательского задания, требующего от ребенка выработки нестандартного решения.

Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического и интеллектуального способно воспитать настоящего гражданина и неповторимую личность.

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:

На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.

Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.

Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.

Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:

«Понятие и система трудового воспитания» 👇

Таким образом, трудовое воспитание – это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание – передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.

Однако замечено, что в среде школьной молодежи проявляется нежелание трудиться, лень и пренебрежение к труду, халатность и безалаберность. Это все связано с обостряющими противоречиями. Они и порождают негативные явления. Школьники плохо относятся к труду лишь по причине того, что их труд слишком примитивен и неразнообразен или же плохая организация труда. Но это можно исправить, если вовлечь учащихся в организованный и общественно полезный труд, осуществить экономическое воспитание.

Сферы трудового воспитания

Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:

Сущность труда как формы воспитания

Труд является одной из основных эффективных форм воспитания личности. Воспитательная сила труда заключается в том, что он оказывает целенаправленное, видоизменяющееся и постоянно совершенствующееся воздействие на личность ребенка.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на формирование трудовых умений и навыков, положительного отношения к труду, стремления к достижению высоких результатов.

Воспитание трудом применимо не только в семье, но и в детском саду, школе и т.д. Непрерывное и целенаправленное трудовое воспитание способствует последующему правильному выбору профессии.

Задачи трудового воспитания:

Содержание процесса воспитания с использованием труда определяется поставленными задачами.

Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *