Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах
Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.
Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.
Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:
В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.
Понятие трудолюбия
Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:
На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.
Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.
Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.
Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:
«Понятие и система трудового воспитания» 👇
Таким образом, трудовое воспитание – это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание – передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.
Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.
Однако замечено, что в среде школьной молодежи проявляется нежелание трудиться, лень и пренебрежение к труду, халатность и безалаберность. Это все связано с обостряющими противоречиями. Они и порождают негативные явления. Школьники плохо относятся к труду лишь по причине того, что их труд слишком примитивен и неразнообразен или же плохая организация труда. Но это можно исправить, если вовлечь учащихся в организованный и общественно полезный труд, осуществить экономическое воспитание.
Педагогические условия успеха воспитания
Эффективность школьного воспитания зависит во многом от соблюдения условий:
Трудовое воспитание и обученение учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.
Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания:
♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачами трудового воспитания являются:
♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:
♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.
♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.
Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря
их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения.
Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории.
Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств.
Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.
♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.
Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формы работы, как:
♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;
♦ регулярный домашний труд школьников;
♦ проведение трудовых десантов;
♦ создание школьных кооперативов;
♦ накопление в школе трудовых традиций;
♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;
♦ все виды трудовой деятельности и др.
Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется: 1) прочной потребностно-мотивационной сферой; 2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитатель-ной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.
Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.
Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:
♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;
♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;
♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;
♦ в процессе трудовой деятельности и др.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.
Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
Профессиональное определение
В старшем возрасте с основными задачами воспитания актуальность приобретают профессиональная ориентация и жизненное определение подростков. Школа призвана помочь сделать выбор профессии, с которой ребенок свяжет свою жизнь.
Профориентационной работе уделялось большое внимание во все периоды становления образования. Это меры, которые предназначены для оказания помощи новому поколению для выбора профессии, с учетом интересов, склонностей маленького человека, только такая профессия может принести радость, удовлетворение результатами.
В старшем возрасте школьники нуждаются в информации о профессиях, помощи в профессиональном становлении.
Все компоненты работы по профориентации взаимосвязаны, подчинены между собой. В этой системе используются следующие формы и методы работы: беседы, рассказы, лекции, экскурсии, встречи, работа при производственной практике. Отдельное место уделяется игровым занятиям (деловые и экономические игры), творческой, инновационной, рационализаторской активности.
Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.
Воспитание младших школьников
Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.
Задачи воспитания на этом этапе:
В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.
Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда. Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело .
Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.
Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.
Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения. Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.
В начальной школе используются методы:
Все методы применяются системно и комплексно.
Важным методом является практический показ, обучение приемам работы, соблюдение основ техники безопасности. Большое значение уделяется руководству процессом труда, помощи в освоении способов его выполнения.
Методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо.
Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья
Без труда не вытянишь и рыбку из пруда.
Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и .
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр.
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».
Консультация для родителей.
Статья о роли трудотерапии в формировании у умственно-отсталых детей знаний и навыков,позволяющих максимально компенсировать дефект.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: — воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; — формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; — развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; — содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
I. Цели и задачи трудового воспитания Цели: – воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий; – содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества; – прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности; – содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Задачи трудового воспитания: – формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; – воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; – вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
II. Содержание трудового воспитания Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
Выделяют три функции трудового воспитания:
– обучающая – овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда; – развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие; – воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда: – Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. – Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное. – Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.
III. Организация трудового воспитания В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):
– организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы; – создание и поддержание трудовых традиций в школе; – индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности; – проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.; – проведение профессиональных проб.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.
Механизмы организации трудового воспитания: – включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования; – реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике; – совершенствование локальной нормативно-правовой базы; – совершенствование учебно-методического обеспечения; – обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах; – создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания – подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д. – создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация. – формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе: 1. 1 – 4 классы (пропедевтический этап) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;
Возрастные задачи: – воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, – освоение навыков организации труда, – развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Формы работы: – организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; – проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; – организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места; – организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации; – просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами; – экскурсии в предметные кабинеты школы; – занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях; – беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий; – проектно-исследовательская деятельность; – организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).
Показатели эффективности работы на данном этапе: – формирование навыка самостоятельной деятельности; – получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; – формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; – развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; – развитие осознания добросовестного и творческого труда; – формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи; – развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности; – общая ориентация в мире профессий.
2. Этап предпрофильной подготовки: – 5 – 7 классы (ориентировочный этап) – формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность. – 8 – 9 классы (поисково-зондирующий этап) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.
Возрастные задачи: – осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира; – воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса; – опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности; – осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
Формы работы: – справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда); – индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры; – уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия; – просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами; – экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования; – активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.); – проектная и исследовательская деятельность; – участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.); – профессиональные пробы;
Показатели эффективности работы на данном этапе: – формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда; – развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях; осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей; реалистичная самооценка; – развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования; – знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности; – способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
3. 10 – 11 классы (этап развития профессионального самосознания) – уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности, этап профильной подготовки.
Возрастные задачи: – уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения; – развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности; – коррекция образовательных и профессиональных планов. Формы работы: – справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.); – индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры); – элективные курсы; – проектная и исследовательская деятельность; – организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.); – методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков; – экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования; – организация бесед и мастер-классов со специалистами – представителями различных профессий; – организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям
Показатели эффективности работы на данном этапе: – совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков; – сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; – осознание своих возможностей и ограничений; – информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности; – способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда; – трудовая мотивация; – профессиональная подготовка по профессии.
На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
IV. Планируемые результаты трудового воспитания – Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда. – Высокая личная заинтересованность и производительность труда. – Самоорганизация. – Ответственное отношение к умственному и физическому труду. – Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом). – Осознание своих возможностей и ограничений. – Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории); – Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда. – Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества. – Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов – цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно начинается с базовых представлений об обязанностях и заканчивается осознанным выбором профессии.
Школа с помощью средств, приемов и методов вооружает детей общими трудовыми знаниями, элементарными навыками для их развития как полноценных граждан, тружеников современного общества.
Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.
Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.
Система трудового воспитания
Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.
Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности.
Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане – это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Функции трудового воспитания
На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:
Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.
Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет
В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.
Трудовое воспитание в коррекционной школе
Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.
Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда. Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.
Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.
Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.
Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.
В работе коррекционной школы широко используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки.
Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.
Понятие о трудовом воспитании
Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.