ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Публикация «Особенности организации трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах

Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»). В документе основным видом труда ребёнка дошкольника определяется самообслуживание. По завершению дошкольного образования ребёнок основной социальной установкой,отношение к миру и разным видам труда.

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.

В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.

В п. 3.1. Ф ГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;

– развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.

Основными принципами воспитания у детей позитивного отношения труду являются :

– поддержка инициативы в различных видах деятельности;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Цели контрольной работы: провести анализ особенностей организации трудового воспитания дошкольников.

Задачи: проанализировать вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников ;обозначить виды труда дошкольников : труд в природе, ручной и художественный труд; оценить возможности использования поговорок о труде в процессе трудового воспитания дошкольников

Структура контрольной работы представлена в ведении, в трёх частях, заключения, списка используемых источников.

1. Вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Так XVIII — начала XIX веках ярким представителем гуманистической педагогики прошлого, чье педагогическое наследие в настоящее время не утратило свою актуальность, является И. Г. Песталоцци, провозгласивший труд стержнем всей воспитательной работы с детьми. Он высказывает идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в современном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели обучения взрослого и ребенка, в русле которой является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его, как равного, с его проблемами, желаниями, интересами. Большой интерес представляет высказывание Песталоцци об образовании, которое должно находиться в тесной связи и взаимодействии с умственным, нравственным и физическим развитием детей, вооружать их общей культурой ручного труда и разнообразными умениями и навыками, которые в последующем пригодятся в профессиональной деятельности.

Руссо Ж. Ж. в своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» XVIII веке провозгласил идею природосообразности развития ребенка, сущность которой выражалась в единстве человека и природы в процессе воспитания как умственного, так и трудового. Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ – вот идея Руссо, высказанная им во многих педагогических трудах его времени.

Историко-педагогический аспект изучения исторически сложившихся педагогических систем трудового воспитания тесно перекрещивается с нравственным воспитанием. Б. Л. Каптерев, Я. А. Валинский, конец XIX начало XX века,обращали внимание на то, что в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности.

2. Виды труда дошкольников : труд в природе, ручной и художественный труд

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений, протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.

Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах : они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.

Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.

Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов.

3. Поговорки о труде. Возможности их использования в процессе трудового воспитания дошкольников

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Народная мудрость помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Примером служат такие пословицы: Маленький, да удаленький; Глаза боятся, руки делают; У лодыря Федорки всегда отговорки; Труд кормит, а лень портит ;Ленивые руки чужие труды любят ;Умелые руки не знают скуки.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже умеют во многом обходиться своими силами. Пословицы и поговорки:

· Не замочив рук, не умоешься.

· Землю солнце красит, а человека – труд.

· Кто первый в труде, тому слава везде.

· Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

· Человек рожден для труда.

· Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

· Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

– Кто мало говорит, тот больше делает.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Что потрудился, то и поел;

Не потрудиться, так и хлеба не добиться;

Труд человека кормит, а лень портит;

Без труда меду не едят.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки. Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в красивую поделку.

Трудолюбив как муравей;

Старание и труд свое возьмут;

Какие труды, такие и плоды;

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В трудовой деятельности ребенок развивается разносторонне. У него возникает интерес к труду, он пробует новое и в процессе опыта достигает значимые результаты. Конечно же могу отметить одну истину, не было бы труда, не было бы и плодов собственного я. Ребенок бы попусту гулял и не о чем не думал, развивался так как ему угодно, но так как есть труд то и есть результат активно развитого ребенка во всех областях по его возрастной категории. По моему мнению четко поставленные цели по плану полноценно помогают достижению значимого результата.

В разных возрастных группах действует свой особый план труда к примеру : в младшем дошкольном возрасте ребенок выполняет элементарные действия по самообслуживанию и взаимодействию со взрослыми, но ближе к старшому дошкольному возрасту у ребенка труд усложняется добавляются еще задачи и пути их достижения уже проходят на более самостоятельном уровне ребенка. И в конечном итоге ближе к подготовительному к школе возрасту ребенок должен самостоятельно выполнять все указания взрослого так как у него уже хорошо выработаны все качества.

Не маловажно отметить то что взаимодействия ребенка и взрослого в дошкольном возрасте играет очень большую роль так как ребенок подражает взрослому и даже в бытовой атмосфере родители должны помогать и так же демонстрировать ребенку каков должен быть их навык. И так же в дошкольном учреждении ребенок должен уметь помогать товарищу, оценивать результат как своего труда так и сверстников.

Список используемых источников.

1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО, 2011.- 61с.

2. Крупская, Н. К. Дети – наше будущее : сборник статей и речей о дошкольном воспитании-М., Просвещение, 1984 .-272с.

3. Куцакова,Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : программа и конспекты занятий. – М., ТЦ Сфера, 2015.-54с.

4. Шорыгина,Т. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях-М., Сфера,2014.-56с.

5. Эриксон, Э. Детство и общество – Обнинск, 1993.-592с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа:

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -Режим доступа:

8. Википедия — свободная энциклопедия-Режим доступа: ru.wikipedia.org

Значение, задачи, виды трудовой деятельности» размещена в разделах

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Большое значение труду придавал А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

– считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи :

– научиться трудиться с радостью;

– приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания : В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

1. Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

2. Задачи трудового воспитания.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

3. Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач : формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям, не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей : “Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!”, “Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!” Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется : дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай, с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах : они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.

У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню, украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

Перед заданиями важно :

• рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

• перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т. д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

• выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

• обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

5. Список использованной литературы.

1. Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду»

2. Васильева, М. А. « Трудовое воспитание»

3. Козлова, С. А. « Нравственное и трудовое воспитание дошкольников»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *