ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕГРИРУЮЩИЙ В СЕБЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Татьяна Сорова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Марина Сергеевна Баева

Цель, задачи и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность, предусматривающая развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к трудовой деятельности и продуктам труда, а также оказывающая влияние на все сферы становлении личности ребенка.

В настоящее время, процесс трудового воспитания является одним из наиболее актуальных вопросов в развитии и становлении личности каждого ребенка. Это связано с тем, что труд оказывает положительное влияние на развитие у детей разнообразных личностных качеств и умений, а также стремлению к труду.

Основные задачи воспитания детей:

Трудовое воспитание целесообразно осуществлять в коллективе. Это объясняется тем, что в обществе сверстников дети могут сравнивать собственные трудовые умения и навыки, результативность своего труда с результатами своих товарищей.

Трудовое воспитание детей организуется посредством следующих видов труда:

. Цель трудового воспитания учащихся
– формирование положительного отношения
к труду, осознанной потребности трудиться
и подготовка учащихся к жизни в современном
обществе.

2.2. Задачи трудового воспитания
учащихся:

– формирование трудовых навыков;

– формирование компонентов деятельности;

– формирование общественных мотивов;

2. Воспитание положительного отношения
к труду взрослых:

– формирование интереса к труду взрослых;

– воспитание уважения к трудящемуся
человеку, бережного отношения к
результатам его труда;

– формирование представлений о социальной
значимости труда;

– воспитание гуманного отношения к
природе и человеку, к окружающему миру
предметов и вещей;

– развитие осмысленного желания и умения
понимать и участвовать в целесообразном
преобразовании мира;

– воспитание стремления оказывать
посильную помощь;

3. Воспитание личности учащихся:

– создание необходимых условий для
развития индивидуальности;

– воспитание личностных качеств
(самостоятельность, ответственность,
инициативность, чувство долга);

– воспитание трудолюбия (привычка к
трудовому усилию, готовность включаться
в труд);

– воспитание положительных взаимоотношений
между учащимися (дружба, взаимопомощь,
забота о товарищах);

4. Профессиональная ориентация учащихся:

– профессиональное просвещение;

– профессиональная диагностика;

– профессиональная консультация;

5. Формирование основ экономической
культуры учащихся:

– выработка ясного представления об
экономических закономерностях развития
общества;

– формирование у учащихся экономического
мышления;

– воспитание качеств характера рачительного
хозяина-гражданина (бережливость,
практичность, хозяйственность);

– выработка навыков рационального
использования рабочего времени;


овладение элементарными навыками
экономического анализа, привычками
экономии и расчетливости.

Сущность и задачи профориентации школьников. Основные направления профориентационной работы в школе.

Проф. ориентация предст. собой обоснованную
систему соц.-эконом., псих.-пед.,
медико-биолог., производственно-технических
мер, направленных на оказание помощи
уч-мся в проф. самоопред. в соотв. с их
способностями и с учетом рынка профессий.
Цель – подготовить школьников в
осознанному выбору профессии в соотв.
с способностями, склонностями, интересами,
помочь в развитии тех качеств, которые
позволят им быть востребованными на
рынке труда.

Профессиональное самоопределение –
с-м/а современных мероприятий школы,
родителей, производственных коллективов
и общественности по оказанию помощи
уч-мся в выборе сферы труда и профессии,
осущ. личностью на основе анализа своих
данных и соотв. их требованиям профессии.

Проф. самоопред. происх. под возд.
внутренних и внешних факторов: 1. СМИ,
материальное положение, влияние
родителей, др. взр., сверстников, 2.0
рекомендации пед., психологов, и др.
спец., 3. познавательные потребности,
потребности в саморазвитии, самореализации,
“Я-концепции” личности, 4.проф.
направленность, знание о профессиях,
проф. намерения, убеждения, ценности,
мотивы, интересы, 5. первичные потребности,
задатки, темперамент и др. генетт.
обусловленные св-ва личности, 6.
практическая проба сил: участие в видах
трудовой или проф. деятельности
7.потребности рынка трудоустройства по
избранной специальности в будущем.
8.использ. проф. ориент. возможностей
образ. процесса, технологии обучения и
воспитания.

Направление проф. ориентации:1. Проф.
просвещение (воспитание готовности
труда и профессии, ознакомление
соц.-эконом. и псих. аспектами выбора
профессии. 2. проф. убеждение (обоснование
необход. разностороннего развития
личности в ходе выбора профессии,
формирование мотивов этого выбора с
учетом личных и общественных интересов,
помощь в принятии решения при выборе
профессии иди УО. 3. практическая
подготовка к выбору и получение профессии
(организация практических занятий в
ходе изуч. общеобразовательных предметов
и труд. обучения). 4. дифференциация и
корректирование проф. направленности
уч-ся (учет типологических половозрастных
и индивидуальных особенностей школьников
в ходу про. ориентации, коррекция
склонностей, способностей к избираемой
профессии в рамках отрасли.

Трудовое
воспитание—это
процесс организации и стимулирования
трудо­вой
деятельности учащихся, формирования у
них трудовых умений и навыков, воспитания
добросовестного отношения к своей
работе, стимулирования твор­чества,
инициативы и стремления к достижению
более высоких результатов.

Функции
трудового воспитания:обучающая

овладение учащимися практическими
умениями и навыками
в сфере труда; развивающая
— обеспечивает
интеллектуальное, физическое,
эмо­ционально-волевое, социальное
развитие;воспитательная

правильно организованный труд формирует
трудо­любие,
коллективизм, взаимодействие,
дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового
воспитания
являются:♦формирование
у учащихся положительного отношения к
труду как высшей
ценности в жизни, высоких социальных
мотивов трудовой деятельности;
♦развитие
познавательного интереса к знаниям,
потребности в твор­ческом
труде, стремление применять знания на
практике; ♦воспитание
высоких моральных качеств, трудолюбия,
долга и ответствен­ности,
целеустремленности и предприимчивости,
деловитости и честности;
♦вооружение
учащихся разнообразными трудовыми
умениями и навыками,
формирование основ культуры умственного
и физического труда.

Содержание
трудового
воспитания определяется названными
задачами, а также рядом хозяйственно-экономических
факторов, производственными условиями
района, области, возможностями и
традициями школы и т. д.

Пути реализации:изготовление
различных поделок, кормушек для птиц и
др.;регулярный
домашний труд школьников; проведение
трудовых десантов; создание
школьных кооперативов; накопление в
школе трудовых традиций беседы,
лекции, читательские конференции,
литературно-художествен­ные
вечера, производственные экскурсии,
встречи со знаменитыми людьми;все
виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие —
результат трудового воспитания, обучения
и профес­сиональной
ориентации и выступает как личностное
качество, которое характеризуется:
1) прочной потребностно-мотивационной
сферой; 2) глу­боким
пониманием нравственного смысла и
преобразующе-воспитательной
роли труда в развитии личности (знания,
убеждения); 3) умением и
стремлением добросовестно выполнять
любую необходимую работу; 4)
проявлением волевых усилий в преодолении
трудностей и препятствий в
трудовой деятельности. Все
эти компоненты определяют методическую
основу трудового вос­питания.

Основные направления и методы трудового воспитания в школе

Трудовое воспитание характеризуется определенным содержанием, включающим три основные разновидности трудовой деятельности:

Трудовое воспитание в современной школе занимает приоритетное положение. В школах проводятся различные мероприятия трудовой направленности. Сюда входит:

Сущность и цели трудового школьного воспитания

Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.

Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.

Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.

Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности. Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.

Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:

«Трудовое воспитание в школе» 👇

Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.

Основные направления воспитания детей, задачи трудового воспитания

Содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяются умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – это гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание.

ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания определяются морально-нравственными требованиями общества.

– это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

– это процесс включения подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью.

предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству.

– это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости).

основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека .

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания: помочь ребенку в определение цели труда; научить разбивать работу на этапы выполнения; продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать; пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;  поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Трудовое воспитание как процесс интеграции всех сфер развития, обучения и нравственного становления личности каждого ребенка

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на все сферы развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачами трудового воспитания дошкольников являются:

– воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

– развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

– формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

– развитие навыков организации работы;

– воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости оказывать помощь.

В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Главный принцип трудового воспитания заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка.

В процессе трудового воспитания необходимо учитывать принцип интеграции всех сфер развития ребенка — взаимосвязи разных ,—так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает , предлагает нарисовать людей разных профессий и т. п.).

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс трудового воспитания потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и пр.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным . Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Приобщение детей к здоровому образу жизни так же происходит через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания. Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Нравственное становление личности каждого ребенка заключается в воспитании детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

Необходимо работать с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитывать возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети с постепенным увеличением.

В конспектах организации трудовой деятельности детей использовать фольклорный и  поэтический материал.

Основная задача — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Именно в этом формируется нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность и сознательность.

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:

На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.

Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.

Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.

Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:

«Понятие и система трудового воспитания» 👇

Таким образом, трудовое воспитание – это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание – передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.

Однако замечено, что в среде школьной молодежи проявляется нежелание трудиться, лень и пренебрежение к труду, халатность и безалаберность. Это все связано с обостряющими противоречиями. Они и порождают негативные явления. Школьники плохо относятся к труду лишь по причине того, что их труд слишком примитивен и неразнообразен или же плохая организация труда. Но это можно исправить, если вовлечь учащихся в организованный и общественно полезный труд, осуществить экономическое воспитание.

Значимость трудового воспитания в становлении и развитии личности ребенка

Значимость трудового воспитания заключается в том, что в процессе трудовой деятельности у ребенка происходит развитие всех сфер его личности, а также развитие мышления, сообразительности, внимательности, внимания, творческого воображения и умения планировать собственную деятельность.

В процессе трудового воспитания ребенок знакомится не только со свойствами разных предметов и явлений, но и получает знания о профессиях, орудиях труда, получает необходимые для собственной жизнедеятельности навыки и умения.

Организованный воспитательный процесс в образовательном учреждении предполагает развитие у детей необходимого комплекса личностных качеств, а также умений и знаний. Это связано с тем, что трудовое воспитание позволяет решить достаточно широкий круг вопросов, связанных с развитием детей.

Трудовое воспитание оказывает положительное влияние на:

Необходимо отметить, что в настоящее время общество предъявляет большие требования к вопросам трудового воспитания детей. Большое внимание в решении данного вопроса отводится анализу педагогического воздействия на детей. Это обусловлено тем, что именно от его успешности зависит конечный результат воспитания.

В современных образовательных учреждениях трудовое воспитание рассматривается как процесс интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка, ввиду комплексности его цели и направленности.

Главная цель трудового воспитания — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у детей сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет их физические силы и здоровье.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями. В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности. Дети не должны приучаться ко всему готовому. Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы.

Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.

Понятие о трудовом воспитании

Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.

Система трудового воспитания

Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕГРИРУЮЩИЙ В СЕБЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности.
Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане – это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.

Функции трудового воспитания

На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:

Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.

Вопрос 47. Виды труда детей

САМООБСЛУЖИВАНИЕ –
это постоянная забота о чистоте тела,
о порядке в костюме, готовность сделать
для этого все необходимое без требования
извне, из внутренней потребности
соблюдать гигие­нические
правила. 

Специфика:
перед ребенком всегда ставится кон­кретная
цель, достижение которой понятно ребенку
и жизненно необ­ходимо для него;
результат, которого он достигает,
нагляден и открывает ему известные
перспективы дальнейшей
деятельности

Значение: 

трудовое
воспитание дошкольников начинается с
этого вида труда; 

приучает
детей к самостоятельности, к преодолению
трудностей, вооружает навыками; 

очевидна
его жизненная необхо­димость,
направленная на удовлетворение
повседневных личных по­требностей
ребенка; 

приучает
к систематическому труду; дети на­чинают
понимать, что все имеют трудовые
обязанности, связанные с их повседневными
жизненными потребностями; воспитывается
отри­цательное отношение к безделью
и лени;

дети
впервые устанавлива­ют известные
отношения с окружающими людьми, осознают
свои обя­занности по отношению к ним;
узнают цену заботам о себе и приоб­ретают
умение действенно заботиться о своих
близких; 

дополняет
внутреннюю культуру ребенка: он стремится
быть полезным, не об­ременять окружающих,
помогает им обходиться своими силами
в большом и малом; всегда требует
определенных физических и умственных
усилий, которые тем заметнее выступают
в деятельности ребенка, чем он младше
и чем менее он владеет навыками
самостоятельного одевания, умывания,
еды.

Принципы трудового воспитания

Основным принципом, на который необходимо опираться во время трудового воспитания, является принцип интеграции.

Принцип интеграции – это принцип, предполагающий одновременное развитие всех сфер личности ребенка.

Данный принцип направлен на взаимосвязь разных видов деятельности. Наибольшую значимость имеет трудовая деятельность, так как она входит во все сферы жизни ребенка. Например, с целью ознакомления детей с трудом взрослых организуются экскурсии (в пекарню, полицию, библиотеку и т.д.), воспитательные беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д.

«Трудовое воспитание как процесс интегрирующий становление личности ребенка» 👇

В процессе трудового воспитания, необходимо обращать внимание детей на народное творчество, во всем его многообразии. Включение народного творчества в воспитательный процесс осуществляется через чтение сказок, потешек, песенок, игр и т.д. Все они способны познакомить детей с особенностями народного труда, рассказать об ушедших в историю видах труда, а также ознакомить с историей возникновения ряда профессий.

Основной формой трудового воспитания детей дошкольного возраста является игра. Это связано с тем, что именно игра – ведущая деятельность дошкольников. Использование в воспитательном процессе разнообразных игровых приемов, способствует соподчинению интересов ребенка и той цели, которую поставил педагог. Данный подход показывает большую результативность, нежели принуждение. Основной формой взаимодействия и общения педагога и ребенка – сотрудничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *