ТРУД И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цитаты о физическом воспитании и труде

11 Апрель 2014

Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал физическое воспитание в тесной взаимосвязи с трудом. Великий педагог считал его необходимым условием умственного, нравственного и физического развития ребенка.

Высказывания о физическом воспитании и труде

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Исследование истоков развития философско-педагогической идеи гармонии умственного и физического труда в отечественной педагогике конца XIX века. Рассмотрение и характеристика педагогического наследия К. Ушинского. Анализ значения труда для морали.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оренбургский государственный педагогический университет

Ушинский о развитии идеи гармонии умственного и физического труда школьника

Васильев Василий Васильевич, Челпаченко Татьяна Викторовна

В статье выявляются истоки развития философско-педагогической идеи гармонии умственного и физического труда в отечественной педагогике конца XIX века, в частности, в педагогическом наследии К. Д. Ушинского. Анализируются ее взаимосвязи с концептуальными идеями, лежащими в основе исследования развития идеи гармонии умственного и физического труда школьника в отечественной педагогике конца XIX века: природосообразность, гуманизация, антропологизм, гармонизация.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, школьник

1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский // Под общ. ред. А.И. Пискунова. М. : Педагоги-ка, 1974. Т.1. Теоретические проблемы педагогики. 584 с.

3. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. 461 с.

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

“Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. “.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

“В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка”.

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

“Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел”.

С позиций естественного материализма П. Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России он научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.

В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

В то же время в рассуждениях Лесгафта по данным воспитательным проблемам ценна мысль о том, что учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них. В соответствии с этим методическим положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, использовать в интересах коллектива их взаимные влияния друг на друга.

Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

Его научно педагогическое наследие далеко выходит за рамки какого-то определенного исторического периода и может рассматриваться как один из важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся представителей отечественной науки и культуры.

Дмитриев С. В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 2.

Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002.

Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание ребенка и его значение.- М.: Физкультура и спорт, 1956.

Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. – М.: ФиC, 1987.

Новиков А. Д. Физическое воспитание. – М.: ФиC, 1949.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое образование, игра, ребенок, физическое воспитание, упражнение, школьный возраст, особое место, отечественная наука, педагогическая деятельность, физическое образование детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *