ТРОПИНКА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ ТРЕНИНГ

Наталья Демко Тренинг для родителей «Тропинка родительской любви»

Тренинг для родителей “Тропинка родительской любви”

Разделы: Работа с родителями.

Участники: группа родителей дошкольного возраста.

Время: 30 мин

Целью тренинга является : способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Юля Сергеева Тренинг для родителей «Тропинки родительской любви»

Тренинг для родителей на тему

Цель: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Задача: показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Время: 1 час.

Анна Нежмединова Тренинг для родителей «Тропинкой родительской любви»

Тренинг для родителей “Тропинкой родительской любви” .

Участники: группа родителей 8-12 человек.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, магнитофон, музыкальные записи, бумага формата А4, карандаши (фломастеры).

Место проведения: музыкальный зал.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка».

г. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края.

Целью тренинга является:  способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия.

– показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

доска, проектор, компьютер, колонки, бумага, карандаши (фломастеры).

45 – 60 мин.

Родители рассаживаются по кругу

Добрый день, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. Тренинг – это тренировка души, разума, тела. Я очень надеюсь, что Вы будите активными участниками.

Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит нам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Давайте обсудим правила и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

Правило единой формы обращения

Обращение к друг другу на «ты» и по имени.

Правило «здесь и сейчас»

В группе все находятся в равных условиях, вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы недопустимо.

. Правило искренности и уважительности

Обратная связь должна быть искренней, но уважительной.

Вернемся к правилу №1. Я предлагаю вам взять листочки, написать имя, каким вы хотите, чтобы вас называли участники и иголочкой приколоть на грудь.

Упражнение 1. « Приветствие»

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство в отношении к ним.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны родителей, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Взрослые должны понимать, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, окружающим.

Итак, я приглашаю Вас пройти по тропинке родительской любви.

Представьте, что вы дома. Звонок в дверь – это ваш собственный ребенок, вот он приходит со школы, и вы показываете, что рады его видеть?

А теперь представьте, на пороге ваша подруга или друг. Как вы показываете, что этот человек вам дорог, что вы рады ему?

Представили? В чем разница?

Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства? Всегда ли мы правильно понимаем их чувства?

Что необходимо включить в отношения с нашими детьми:

Ребенка нужно не только слушать, но и слышать.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее семилетний сын в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Дочь возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос: «Что произошло?» отвечает: «Больше я туда не пойду!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку

(Выслушиваются ответы родителей)

Уважаемые родители, во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо , первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях (или состоянии), «слышите» его.

Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку! МАМА Я вижу, ты очень огорчен и рассержен на него, но СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Я вижу, ты больше не хочешь ходить в школу и на это, наверное, есть причины, которые мы с тобой сейчас разберем.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя. Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах).

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию «Счастье – это просто», автор видеоролика А. Пашкова.

Что вы чувствуете сейчас?

Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

Захотелось что-нибудь сделать?

Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Зачастую родители, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот. ( Например – что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения, какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Уважаемые родители, мама – это, прежде всего сердечный человек. У нее доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца.

Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце мамы, в котором каждому есть место. Давайте «раскрасим» его цветами любви, нежности, добра, ласки. А сделаем это так:

Перед вами лежат разноцветные сердечки, возьмите сердечко того цвета, который вам больше нравиться, напишите качества которыми должна обладать мама, что бы ее родные и близкие были счастливы.

(Все сердечки с пожеланиями приклеиваются на большое сердце)

Наше сердце очень любит слова: «Я люблю тебя». Любовь – большое тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Любовью создана вся жизнь. Именно любовью вы подбираете волшебный ключик к каждому маленькому сердечку своего ребенка, заставляя их биться в унисон.

Любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живёт в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ.

В заключение нашей встречи я предлагаю выполнить упражнение «Исцеляющий свет нашего сердца»

(Музыка для релаксации)

Положите свою руку в ладонь соседа. Закройте глаза и загляните вглубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный цветной огонёк. Его цвет восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонёк начинает пульсировать, увеличиваясь и заполняя собой ваше сердце. Этот прекрасный свет пронизывает всё ваше тело. От вас исходит поразительное по красоте свечение. Это – ваша любовь и исцеляющая энергия.

Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей, каждого кто в ней нуждается.

Давайте поместим в своё сердце всю планету. Посмотрите, на Земле воцаряются мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать, для того, чтобы этот мир стал

счастливым. Вы прекрасный человек. Вы – чудесны. Знайте, что это – правда. Пусть всегда будет так.

Ваш внутренний тёплый свет зажёг огонёк, который объединил нас. Посмотрите, как красиво горит свеча, ведь в ней кусочек каждой вашей души, частичка вашей любви.

Будьте счастливы, излучайте любовь, и она возвратится к вам многократно умноженной.

Пусть каждый ощутит вашу любовь и будет её согрет.

Придите домой, и очень внимательно посмотрите на своих близких, ласково, нежно поцелуйте их, обнимите, улыбнитесь.

Пошлите им любовь своего сердца.

Ход тренинга.

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

Ведущий: тема сегодняшнего тренинга : «Тропинкой родительской любви».

Упражнение «Доброе тепло».

Ведущий: сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. От меня вправо пойдет «тепло свечи», я передаю зажженную свечу соседу, называя своё имя, лучшее качество и ожидания от тренинга.

Ведущий: продолжаем наше знакомство:

Упражнение «Найди пару».

Давайте пофантазируем: Теплая весна. Вы гуляете по весеннему лесу. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Вот в такой доброй и теплой атмосфере следует поговорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. « Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий: Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Почувствуйте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто»

• Что вы чувствуете сейчас?

• Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

• Захотелось что-нибудь сделать?

• Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты» .

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги, «Не подходи близко к телевизору» – завязываются глаза, «Не разбрасывай игрушки» – завязываются руки, «Не рисуй на стене» и т. д.

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Ведущий: Очень часто мы с вами торопимся и у нас совершенно нет времени, чтобы остановиться и подумать над той или иной фразой сказанной ребенку. Не хватает времени на общение с ним, а ведь мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя “пустым местом”. Дети тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость. А чтобы убедить ребенка в этом – родители обязаны сделать детство своего чада счастливым, а чтобы воспоминания о детстве были яркими надо вместе с ребенком:

Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение. Закапываться в песок. Пускать мыльные пузыри. Устроить жилище в коробке от холодильника. Запускать воздушного змея. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать дождик.

Петь хором, играть на ложках. Надеть на ребенка свою одежду. Сочинять сказки. Лепить из глины и пластилина. Играть в футбол. Играть в догонялки. И ещё много, много чего.

Ведущий: А сейчас у нас будет «Волшебная минута». Для этого нужно мысленно перенестись на 20 лет вперед. Какими Вы видите своих детей? (Музыкальное сопровождение). Участники по желанию рассказывают, какими они представляют своих детей. В завершении рассказа участникам задается вопрос: «Что вы будете предпринимать для того, чтобы ваша мечта сбылась?»

Ведущий: Считается, что наши мысли и слова материализуются, так будем считать, что установку на светлое будущее ваших детей Вы уже дали.

Ведущий: Мы с вами потратили много сил, работая на сегодняшнем тренинге, предлагаю вам восстановит их, чтобы снять напряжение.

Релаксация «Заброшенный сад».

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

– Когда Вы устанете, и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась. Теперь скажите саду «До свидания!» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, не произошло бы, если участники умели сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью- природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Просмотр видеофильма «Переменная облачность».

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

Публикация «Тренинг для родителей „Тропинка родительской любви“» размещена в разделах

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

Тема сегодняшнего тренинга : «Тропинка родительской любви».

Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа и по здороваюсь, мой сосед так же к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

Разминка «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

Упражнение «Поменяйтесь местами» :

– те, у кого один ребенок;

– хорошие отношения с детьми;

– у кого только сыновья;

– кто часто играет с ребенком;

– у кого двое детей;

– у кого только дочки.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное.

Затем предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом! До новых встреч!

Психолог. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает. Тема сегодняшнего тренинга : «Тропинка родительской любви».

Упражнение «Никто не знает что я» (5 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я.» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью. И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что.»;

«Я очень рад тому, что я.»;

«Я готов горы свернуть, потому что.»;

«Мы все сегодня будем.».

Психолог. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Психолог. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила написаны на доске, давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

* Обращение по имени, и на ты.

* Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

* Слушать, не перебивать.

* Правило участия – я принимаю участие в играх.

* Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу

* Правило хорошего настроения.

Упражнение «Мои ожидания» (5 мин)

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Психолог. Уважаемые родители! Перед вами лист бумаги. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью. Далее следует показать рисунки и озвучить. Прикрепить к доске где нарисован дом и тем самым сделать «Тропинку родительской любви»

Упражнение «Погружение в детство» (10 мин)

Цель: создание доброжелательной обстановки, снятие напряжения.

Психолог. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

Упражнение «Ролевые игры» (15 мин).

Задание для №1 группы Выбирается родитель и ребенок. ( Время подготовки -5 мин)

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной осенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. ( Время подготовки – 5 минут)

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т. д. ?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Обсуждение в группе.

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово “счастливый ребёнок”.

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

* Что вы чувствуете сейчас?

* Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

* Захотелось что-нибудь сделать?

* Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Психолог: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

* зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

* желтый – зону «Относительная свобода»;

* красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Психолог: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

Публикация «Тренинг для родителей „Тропинкой родительской любви“» размещена в разделах

Место проведения: класс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *