ТРИ КУВЫРКА ВПЕРЕД

Акробатическкие комбинации  для 5-11 классов.

Осваиваются
следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед,
стойка на лопатках, из положения лежа
на спине «мост», перекат назад в
группировке с последующей опорой руками
за головой.

Установка снаряда.
Первый мат продольно по залу, второй –
под углом в 90 градусов по отношению к
первому, третий –- под углом в 90
градусов по отношению ко второму.
Получается зигзагообразная дорожка.
Техника исполнения. Три кувырка вперед
под вальс среднего темпа; повторить в
обратном направлении (т.е. начать с
третьего мата).

Методические указания.
Положенные под углом маты затрудняют
ориентировку. Упражнение выполняется
очень быстро; оно хорошо тренирует
скорость реакции па ориентацию в
пространстве. Выполнять его в медленном
темпе нет смысла.

Тесты для определения способности к равновесию

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест “Три кувырка вперед”. Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Таблица 1. Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников (“Три кувырка вперед).

А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер.

Процедура тестирования. Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

Рекомендации для оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2. Нормы для оценки способности к динамическому равновесию.

Еще для оценки равновесия мы применяли (использовали) тест “Стойка на одной ноге”.

Процедура тестирования. По команде “можно” испытуемый становится

на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время выполненное в стойке на одной ноге.

Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.

Тестирование координационных способностей

На результаты контрольных испытаний, определяющих координационные способности, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.

Для определения координационных способностей лучше использовать следующие тесты:

· челночный бег 3.10 м;

· 3 кувырка вперед;

· метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность;

· метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь;

· ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.

Тесты для определения способности к равновесию.

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест “Три кувырка вперед”. Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (таблица 4).

· обязательное принятие положения упора присев;

· запрещение на выполнение длительных кувырков;

· фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Таблица 4. Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников (“Три кувырка вперед)

А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах.

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования.

Рекомендации для оценки представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Нормы для оценки способности к динамическому равновесию

Так же для оценки равновесия можно использовать тест “Стойка на одной ноге”.

Процедура тестирования. По команде “можно” испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу, чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время, выполненное в стойке на одной ноге.

Эффективность методики развития координационных способностей

Для проведения педагогического эксперимента нами были отобраны стандартизированные тесты, разработанные профессором В. И. Ляхом:

1) три кувырка вперед;

2) четыре поворота на гимнастической, скамейке;

3) стойка на одной ноге.

Оборудование. Секундомер, маты.

Описание теста. Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает исходное положение.

Результат. Время выполнения трех кувырков вперед от команда «Можно» до принятия испытуемым исходное положение.

Общие указания и замечания. При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Нормативы для оценки абсолютных показателей координационных способностей в акробатических упражнениях смотрите в Таблица 1.

Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников («Три кувырка вперед»)

2) Повороты на гимнастической скамейке

Оборудование. 1 гимнастическая скамейка, секундомер.

Описание теста. На узкой поверхности гимнастической скамейки (ширина 10 см) необходимо сделать 4 поворота (налево или направо). Упражнение закончено, когда испытуемый вернется в исходное положение.

Результат. Оценивают время выполнения 4 поворотов (с точностью до 0,1 с).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (упал, коснулся земли), ему начисляется 1 штрафную секунду. При касании земли более трех раз упражнение повторяют. Рекомендации для оценки смотрите в Таблице 2.

(«Повороты на гимнастической скамейке»)

3) Стойка на одной ноге с закрытыми глазами

Описание теста. Испытуемый принимает исходное положение стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.

Результат. Средний результат удержания положения «равновесие» в секундах из трех попыток.

Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия: схождение с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение.

Статический анализ результатов измерений

координационных способностей у детей 7 -9 лет

В таблице 4 (экспериментальной группе) и таблице 5 (контрольной группе) приведены результаты измерения координационных способностей у детей 7 – 9 лет. Проведем статический анализ полученных данных по трем результатам – три кувырка вперед, повороты на гимнастической скамейке и стойка на одной ноге с закрытыми глазами как сентябре 2011 года, так и в мае 2012 года.

Рассчитаем среднее значение по каждому измерению, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, ошибку измерений, коэффициент вариации, Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции (Приложение 3).

Средне групповые данные, полученные в начале эксперимента, и прирост результатов к концу учебного года в экспериментальной группе и контрольной группе (таблица 3) позволяет оценить эффективность примененной методики.

Сравнительный анализ развития координационных способностей.

Как видно из сопоставления приведенных результатов, до начала педагогического эксперимента значимых различий между учащимися контрольной и экспериментальной групп по результатам не было (P?0,05). После педагогического эксперимента средняя величина результатов на контрольных замерах в группах стала существенно различаться (P?0,05).

У школьников в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе заметно выросли показатели координационных способностей. Расчеты показали, что среднее время три кувырка вперед в сентябре составило 5,01кунды, в мае – уже 4,55Фактически результаты по данному показателю улучшились по группе на 9%, но стали неоднороднее. Если в сентябре коэффициент вариации составлял 0,021, то в мае – уже 0,023. Это означает, что показатели быстроты по данному измерению сильно разнятся по группе.

В тесте «Четыре поворота на гимнастической скамейке» время также сократилось, с 15,7±0,303 сек. до 14,8±0,305 сек. Фактически время сократилось, в среднем 0,9 сек., или на 5,7%. Коэффициент вариации по данному показателю составил 0,019 – в сентябре и 0,020. – в мае. Это говорит о том, что показатели быстроты по данному измерению сильно разнятся по группе.

В тесте «Стойка на одной ноге» расчеты показали, что среднее время в сентябре составило 34,2±4,453 секунды, в мае – уже 47,1±3,653 секунды. По данному показателю результат по группе улучшился на 37%. Коэффициент вариации по данному показателю составил 0,130 – в сентябре и 0,077 – в мае. Это означает, что по данному показателю группа является однородной.

Отметим, что коэффициент корреляции в экспериментальной группе по тесту «три кувырка вперед» 0,989, а в контрольной группе – 0,896. Это означает, что применение методики развития координационных способностей с помощью каратэ более эффективна, нежели традиционной методики школьной программы. Объясняется это тем, что в экспериментальной группе давался материал по единой программе Киокушинкай каратэ до и было затрачено 45 минут, а в контрольной группе 12,6 минут. Аналогичные результаты по тестам «четыре поворота на гимнастической скамейке» коэффициент корреляции в экспериментальной группе 0,906, а в контрольной 0,86 и по тесту «стойка на одной ноге» коэффициент корреляции экспериментальной группе 0,984, контрольной группе 0,929.

ДИНАМИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (экспериментальная группа)

ДИНАМИКА КООРДИНАПИОНННХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (контрольная группа)

Предварительный просмотр

АКРОБАТИЧЕСКАЯ КОМБИНАЦИЯ (ВОЛЬНЫЕ)

(8 КЛАСС – ЮНОШИ)

(8 КЛАСС – ДЕВУШКИ)

(9 КЛАСС – ЮНОШИ)

(9 КЛАСС – ДЕВУШКИ)

(10 КЛАСС – ЮНОШИ)

(10 КЛАСС – ДЕВУШКИ)

(11 КЛАСС – ЮНОШИ)

(11 КЛАСС – ДЕВУШКИ)

Методические разработки, презентации и конспекты

Установка снаряда –
положить маты поперек зала. Построение
группы – шеренгами, первая – перед
матами.

Подготовительное
упражнение. Педагог рассказывает, что
кувырок назад требует применения
довольно большой скорости, поскольку
без инерции выполнить его нельзя.
Исходное положение. Подойти к мату,
повернуться кругом и сесть на его край.
Тело должно быть компактным: спина
круглая, согнутые колени прижаты к
груди, голова опущена к коленям, руки
обнимают голени. Техника исполнения.
По команде «алле-хоп!» ученики, сохраняя
исходное положение тела, должны
опрокинуться на спину, последовательно
приземляясь на таз, поясничную часть
спины, лопатки. Получается «бочонок»,
который как бы качнулся назад, а затем
принял исходное положение. Упражнение
в покачивании на спине выполнить
три-четыре раза подряд.

Основное упражнение.
Рассказать, что если опрокидывание на
спину будет достаточно быстрым, а тело
останется компактным, то туловище
поднимется сначала над головой, а потом
окажется за ней, тело обязательно
перевернется через голову назад. Этому
ученик должен помочь руками: он отпускает
голени и упирается ладонями в мат в
момент, когда тело опирается на шею и
затылок. Чтобы облегчить нагрузку на
затылок, ученик отталкивается от мата –
это позволит ему сразу встать на стопы,
а не на колени (рис. 105).

Методические указания.
Кувырок назад – сложный навык. Ученик
часто боится его. У девушек даже возникают
мышечные расслабления. В результате
туловище плашмя, а не перекатом, падает
на мат; мышцы шеи также расслабляются,
и поэтому ни ноги, ни таз не поднимаются
вверх. Необходим продолжительный тренаж
в подготовительном упражнении; тогда
при увеличении амплитуды раскачивания
преподаватель должен внезапно подтолкнуть
ученика в спину, чтобы помочь ему
перевернуться. У студентов, плохо
координирующих движения, men разгибается
и голова тормозит движение кувырка. При
этой ошибке необходимо заставить ученика
следить за положением подбородка;
заставить его несколько раз сделать
подготовительное упражнение, и если он
хорошо с этим справится, подтолкнуть
тело назад. Ощущение первого кувырка
назад создаст верную ориентацию, но
ученик сразу не анализирует, отчего
получится кувырок, и потому нужно тотчас
же заставить его повторить упражнение
второй и третий раз.

Два-три кувырка вперед

Техника выполнения.
После первого
кувырка, который вы­полняется несколько
энергичнее, чем обычно, поставить руки
на пол и, не задерживаясь, выполнить
второй, третий кувырок.

3. Из
упора присев два кувырка вперед в упор
присев.
Типичные
ошибки.

Кувырок в сторону

Техника выполнения.
Выполняется
из упора стоя на коленях или упора
присев. Первая часть кувырка такая же,
как и у пе­реката в сторону из упора
стоя на коленях, однако вращение те­ла
необходимо продолжить в том же направлении
и, перевора­чиваясь через спину, прийти
снова в упор стоя на коленях или в упор
присев.

Страховка и
помощь. Стоя
сзади, помогать переворачиванию,
поддерживая около тазобедренных
суставов.

Упр. № 168. Два кувырка назад

Техника исполнения.
Из положения приседа спиной к мату
сделать на первом такте вальса кувырок
назад, на втором – поворот кругом,
на третьем – снова кувырок назад, на
четвертом – отойти от мата.

Методические указания.
Добиваться слитного выполнения. Поворот
кругом надо выполнять в положении
приседа. Для тренажа скорости реакции
преподаватель командует «правый поворот»
или «левый поворот» в момент, когда
ученик находится в положении переворота.

Кувырки назад –
сильные по воздействию на организм
упражнения. Их не следует в одном уроке
давать более трех-четырех.

Стойка на лопатках согнув ноги

Техника выполнения.
Стойка на
лопатках выполняется пере­катом назад
в группировке. В момент опоры лопатками
и затыл­ком подставить руки под
поясницу (большими пальцами впе­ред),
ноги согнуты, голени вертикально. Это
подводящее упраж­нение для обучения
стойке на лопатках (рис. 74).

Страховка и
помощь. Помогать,
стоя сбоку от ученика, одной рукой
поддерживая под спину, другой за ноги.

Из стойки на
лопатках согнув ноги перекатом вперед
упор присев

Техника выполнения.
Убрав руки
с поясницы, начать пере­кат вперед,
одновременно взять группировку. В конце
переката

выполнить энергичное
движение плечами вперед и принять упор
присев.

Типичные ошибки.
Аналогичны
ошибкам при выполнении стойки на лопатках
согнув ноги и второй половины кувырка
вперед.

Страховка и
помощь. Помогать
стоя сбоку в момент перехода в упор
присев, подталкивая под спину или плечо.

Комбинация для
совершенствования и контрольного урока

Из упора присев
кувырок вперед в упор присев — перекатом
назад стойка на лопатках согнув ноги —
перекатом вперед упор присев — кувырок
в стороны в упор присев и о. с.

Кувырок вперед

Техника
выполнения. Из
упора присев (с опорой руками впере­ди
стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести
массу тела на ру­ки. Сгибая руки и
наклоняя голову вперед, оттолкнуться
ногами и, переворачиваясь через голову,
сделать перекат на шею и лопат­ки.
Опираясь лопатками о пол, резко согнуть
ноги и взять группи­ровку. Заканчивая
кувырок, принять упор присев (рис. 73).


ТРИ КУВЫРКА ВПЕРЕД

5. Из
упора присев кувырок вперед в упор
присев.
Типичные
ошибки.

доступно для
самостоятельного исполнения. Обычно
помощь нужна только отдельным учащимся.
При этом партнер, стоя на одном колене,
сбоку одной рукой помогает выполняющему
на­клонить голову вперед на грудь, а
другой, поддерживая под грудь или плечо,
обеспечивает мягкое опускание на лопатки
и увеличивает вращение вперед.

Техника выполнения.
Из упора
присев, взявшись руками за середину
голени, выполнить перекат назад. В конце
переката, коснувшись пола лопатками,
опереться руками в поясницу и, разогнув
ноги, выполнить стойку на лопатках.
Туловище долж­но быть прямым, локти
широко не разводить (рис. 75).


ТРИ КУВЫРКА ВПЕРЕД

4. Из
упора присев перекатом назад стойка на
лопатках.
Типичные
ошибки.

Страховка и
помощь. Стоя
сбоку от ученика у места опоры лопатками,
одной рукой захватить за голень,
предупреждая возможность опускания
ног за голову. После выхода в стойку на
лопатках до­полнительно (по мере
необходимости) поддержи­вать сзади
за бедро, добиваясь более точного
верти­кального положения тела с
вытянутыми носками (рис. 76).

Из положения
лежа на спине «мост»

Техника выполнения.
Лежа на
спине, сильно согнуть ноги и развести
их (на длину стопы), носки развернуть
кнаружи, рука-

ми опереться у
плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя
одновре­менно руки и ноги, прогнуться
и наклонить голову назад.

Сгибая руки и ноги,
наклоняя голову вперед, медленно
опус­титься на спину в исходное
положение. При выполнении стре­миться
полностью разогнуть ноги и перевести
массу тела на ру­ки (рис. 77).

Первое время
повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать
до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед,
кувырками, стойка­ми.

Страховка и
помощь. Стоя
сбоку, поддерживать одной рукой под
спину у лопаток, другой под поясницу.

Техника
выполнения. Это
упражнение является подводящим для
освоения
первой части кувырка назад. Из упора
присев сгруппиро­ваться и выполнять
перекат назад, в конце переката опереться
ла­донями о пол у головы, держа локтя
и кисти параллельно (рис. 80).

Из упора присев
два кувырка вперед в группировке в упор
присев — перекатом назад стойка на
лопатках (держать) — пе­рекатом вперед
лечь и «мост» — лечь, перекат назад с
опорой руками за головой — перекатом
вперед упор присев и о. с.

Соседние файлы в папке Гимнастика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *