ТРЕНИНГ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВЫГОРАНИЯ

Амалатова Алина Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема «”Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В. А. Сухомлинский). слайд 1

Анна Ткачева Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжения приводят к ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Поиграем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение,  или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (педагоги  объясняют свой выбор.)

Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.

Это упражнение помогло нам лучше узнать и почувствовать друг друга.

В: Продолжим узнавать себя и товарищей. Ведь зная себя, человек умеет владеть собой. Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Беседа «Эмоциональное выгорание»

Предлагаю поразмышлять, почему возникает стресс в нашей работе.

Участников   записывают на стикерах причины возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наклеивают стикеры на доску, обобщив под заголовком «Причины стресса в работе педагога».

Вы совершенно правы, мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие.        Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться.

«Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится.

Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:

высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей.

К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов.

В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Итак, под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

И именно сегодня мы будет освобождаться от негативных эмоций.

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Цель: показать участникам, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие и плохие стороны, есть и хорошие, и плохие свойства.

Участники наугад берут карту из колоды. Каждый комментирует увиденный сюжет, и говорит, что в этой ситуации хорошо, а потом что в этой же ситуации – плохо.

Не торопитесь с оценочными суждениями. Вы действительно не можете знать, к чему приведет то или иное событие. Смотрите на то, что оно представляет из себя, но не додумывайте ярлыки.

Помните! Когда с Вами случится нечто подобное, попробуйте не впадать в уныние. Подумайте, что хорошего может последовать за этой неприятностью? Так Вы сэкономите массу нервов и себе, и окружающим!

Один ворчит-О, Боже, как все плохо!

Другой в восторге-Господи, спасибо!!

Всё хорошо!!!Природа так красива!

Так хорошо, что нынче я здоров!

Что нет войны! Работа есть и кров!

И то, что я копеечку нашел!!!-Еще не знаешь ты, что значит “хорошо”-сказал Господь. И подмигнул, и дунул,и завертелось колесо фортуны.

4. Упражнение «Удовольствие» Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.

Материалы: листы бумаги, ручки

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха, а вам нужно  согнать назойливое насекомое, не открывая глаз, без рук, с помощью мимики лица. Она садится   на нос,  на рот, на лоб, на левый  глаз, на правую щеку, на левую бровь, на подбородок.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». « Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». « Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

Устойчивость к стрессам гораздо выше у людей,

настроенных оптимистично, имеющих счастливую семейную жизнь,

сумевших выработать положительную самооценку

и уважение к себе и окружающим.

И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.

Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Игра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает в ближайшее время.

РефлексияУчастники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Оборудование: презентация, раздаточный материал,

Участники: руководители методических объединений, руководители школьных методических объединений.

Время проведения: 30-35 минут

Знакомство:  «Давайте познакомимся»

Представьтесь, назовите стаж вашей педагогической деятельности, и состоите ли в профессиональном сообществе или Ассоциации.

Мини-лекция «Представление о симптомах эмоционального выгорания».

Сегодня, на нашей занятии мы попытаемся понять, что же такое “синдром профессионального выгорания” и как ВЫ можете помочь себе, а потом помочь вашим педагогическим коллективам.

ЗАДАЧА 1 Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию

Упражнение «ЛЕСТНИЦА» (раздаточный материал)

У вас в раздаточном материале нарисована ЛЕСТНИЦА. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?

Давайте рассмотрим ответ на ваши вопросы?

Первая ступенька – Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!

Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)

Третья (следующая) ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

Шестая ступенька – Я могу это сделать!

Седьмая ступенька – Я это делаю!

Восьмая ступенька – Это же так просто!

Конечно же здесь важно нигде вы находитесь, а место которое вы выбрали, оно идет в движением вверх или вниз. Готово ли вы решать свои проблемные вопросы, или остановились на месте. Что вам нужно сделать для того чтобы перейти на лестницу ВЫШЕ!

ЗАПИШИТЕ ПЕРВОЕ ЧТО ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ, ЛЮБОЕ! ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ВАМ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ НА СТУПЕНЬКУ ВЫШЕ. И это ваше личное индивидуальное решение, непохожее ни на кого.

Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс, если он хронический, или собственно эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или не хочу что-то менять в себе, в своей жизни.

Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)

Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогв в аудитории). Возможно похлопать им

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Исправлять можно. Проверять никто не будет.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении – Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.

Приступаем к следующему заданию:  «АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА» (раздаточный материал)

Давайте попробуем найти 16 ассоциаций к слову «работа». Вот первая колонка, все 16 слов, первые, любые, что приходят в голову, запишите в этой колонке. У всех разные ощущения, разная работа, разные ситуации.

Посмотрите есть второй столбик, который как бы объединяет первые два слова, надо найти какое-то третье слово, которое вот как то их объединит, придаст им какой-то смысл. Показать какие вы смыслы ищете в этих словах. Они могут повторяться, это ваши личные слова.

Два слова объединят  смыслом, одной АССОЦИАЦИЕЙ.

Далее третий столбик объединяет два слова.

Продолжим, понятно, что четвертый столбик объединяет предыдущие два слова.

И пятый столбик, мы пришли к завершающему слову.

Помните, что это ассоциативный ряды и нет никаких ограничений.

Дальше разберем это подробно. Сейчас поработайте лично с вами

Моя задача показать и ознакомить вас с этой методикой, обучить как она работает.  Это методика как бы толчок, выйти из тупика, когда человек ходит вокруг да около, а данная методика реально выводит на ассоциативный ряд

Первый столбец: УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ

Второй столбец. У РОВЕНЬ РАЗУМА

Проявляются лично ограничивающие убеждения, препятствия

Третий столбец. У РОВЕНЬ ЧУВСТВ

«Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз!

Четвертый и пятый столбцы – КЛЮЧ К СЕБЕ!

ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ!

ЗАДАЧА 2  Снижение  эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции

По мнению великого классика Л. Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей. Рассмотрим секреты возвращения радости (возьми те себе те, которые вам понравятся):

Применяйте их каждый день и уже в течение первой недели заметите, как радость начнет наполнять ваше сердце. Сделайте эти секреты вашей привычкой и наблюдайте за удивительными переменами.

1 УПРАЖНЕНИЕ «Скорая помощь для восстановления сил» (буклет)

Предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, приносящих вам удовольствие. Затем расположите их по степени значимости. Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам  создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.

Скорая помощь для восстановления сил:

Составьте свой блокнот УДОВОЛЬСТВИЙ или РАДОСТЕЙ!

По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему? Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал, улыбка и смех убивают старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы  мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть». Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно в начале вы можете  чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать  уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.

УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ!  Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и будут вам улыбаться: «Благодарю, что заметили и оценили меня!»

Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.

Спасибо, за откровенность. ( Делается  вывод об атмосфере  в группе).

Упражнение УЛЫБКА – необходима для снятия челюстных зажимов.

Мышечные зажимы – хронически напряженные участки мышц, в которых «законсервированы» следы перенесенных стрессов и негативных эмоций. Их совокупность образует «мышечный панцирь», который отражает особенности характера человека, набор его привычных психологических защит, то есть «панцирь характера». Упражнение психологический цветок эмоций (раздаточный материал)

Решение стресса может быть как когнитивное так и эмоциональное. Посмотрите на рисунок. Здесь представлен психологический цветок эмоций. Внимательно посмотрите на этот цветок и отметьте какие пять эмоций вы испытываете прямо сейчас.

Если вы внимательно посмотрите на эти круги, то вы увидите, что чем насыщеннее цвет, тем насыщеннее эмоция, чем дальше от центра, тем более они легкие и спокойные. Обратите внимание, что они также располагаются в противоположных направления друг против друга. А теперь посмотрите где находятся ваши пять эмоций, которые вы испытываете сейчас (в одном поле с разных сторон, задумайтесь, что если вы сосредоточили все эмоции в одной стороне, то это тоже говорит о моем не устойчивом эмоционально-волевом уровне, а вот если вы испытываете разные эмоции, гнев, страх, это нормально, мы все живые люди,  мы имеем на это право. Мы можем сердиться или удивляться, мы можем обижаться. Но важно смотреть за тем, чтобы жизнь была яркая, красивая, разноцветная).

Этот цветок желательно держать где-то перед глазами.

Формирование мотивации к сохранению психологического здоровья

ПОХВАЛИТЕ СЕБЯ (буклет)

Похвалите себя, когда последний раз вы оценивали себя и хвалили.

Напишите себе обещание, что вы измените в себе, что бы ваша жизнь наполнилась радостью!

СОХРАННЕИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Каждый раз на таком занятии участники создают свой уникальный список способов преодоления выгорания, способы преодоления выгорания ВСЕГДА индивидуальны. Это означает, что 2-3 “своих” способа (если они эффективны, конечно) намного ценнее, чем перечень из 20-30 “чужих” и непонятных приёмов преодоления синдрома выгорания. Но для поиска новых идей (и для того, чтобы взглянуть на проблему “сверху”) такие списки очень полезны.

И в профилактике и преодолении эмоционального выгорания можно выделить 6 направлений (групп методов):

1) “тело”  – физиологические и психофизиологические способы снижения стресса; коррекция стрессовых проявлений через телесные механизмы и образ жизни.

2) “эмоции” – значительная часть синдрома выгорания – это оскудевание состава эмоциональных переживаний (преобладают негативные), утрата способности радоваться и наслаждаться сначала своей работой, а потом и жизнью в целом (ангедония).  Эта проблема решается особой психогигиеной эмоций, когда “выгорающий” начинает особым образом заботиться о собственных эмоциях – учится находить для себя всё новые “радости жизни”.

3) “отношения, общение” –  мощнейший ресурс, с помощью которого можно преодолеть выгорание – это другие люди. К несчастью для “выгорающих” они “устают от людей” (воспринимая их очень стереотипно, через фильтры своей профдеформации), стараются как можно меньше общаться с окружающими, что в корне не верно. Правильная стратегия: искать тех, кто может помочь вам и целенаправленно выстраивать с ними отношения.

4) “психотехники” – это все методы, с помощью которых человек пытается “напрямую” вмешаться в работу собственного сознания, и смягчить проявления стресса/выгорания. Например, это может быть медитация или аутогенная тренировка. Сегодня информация о психотехниках легко доступна; хотя тех, кто их целенаправленно применяет, сравнительно немного.

5) “на работе” – эмоциональное выгорание всегда связано с нашей основной деятельностью (работой). Есть “компании мечты”, где “выгореть” в принципе невозможно, а есть организации, где любой новичок “сгорает” в течение первых 2-3 лет работы. Если человек “сгорает” на работе, то в этом на 60-70% виноваты его личностные особенности, но на 30-40% – организационные (условия труда; особенности корпоративной культуры;  отношения в трудовом коллективе и т.п.).

Понятно, что человек далеко не всегда в состоянии “бороться с системой” (т.е. повлиять на эти факторы), но он хотя бы имеет право знать о них. Знать, чтобы иметь возможность сделать разумный прогноз: есть ли у него хотя бы шанс избавиться от выгорания в рамках этой организации? Или пора бежать?!

6) “ре-призвание” – многие специалисты по выгоранию отмечают, что “ядро” этой проблемы заключается в разочаровании, в неоправданных надеждах. Человек думал, что обрёл своё призвание и нашёл работу своей мечты, но на практике всё пошло не так. Позитивные ожидания не оправдались, а негативные сбылись, да ещё и сверх того, к чему человек был морально готов. В результате человек утрачивает смысл того, что делает; чувствует, что начинает предавать сам себя (т.е. исполняет нечто, противоречащее его собственным ценностям).

Такая ситуация ведёт не просто к профессиональному, а к жизненному кризису. Чтобы выйти из него нужно вновь обрести своё призвание, заново найти веру в себя и своё ремесло. Я называю это ре-призвание :).  По сути это процесс работы над собой, процесс переосмысления себя, своей жизни, работы, своих ценностей и т.п. Всю эту работу над собой человек вполне может проделать самостоятельно. Но может обратиться за помощью и к специалисту-психологу.

Публикация «Тренинг для педагогов, Снятие эффекта эмоционального выгорания» размещена в разделах

Цель тренинга :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психоло-гического здоровья педагогов.

– создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

– познакомить участников тренинга с приемами саморегуляции;

– научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга : группа педагогов 15-20 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно перемещение по кабинету.

Продолжительность – 1 час.

Тренинговое занятие для педагогов

«По формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания»

1. Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель : настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка.

В завершении упражнения каждый зачитывает все комплементы подаренные ему.

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

2. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Инструкция : У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его Вашим настроением. Я предлагаю выбрать цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание» из-за напряжения и стрессов. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укре-пить психологическое и физическое здоровье.

3. Упражнение «Самомассаж»

Цель: развитие навыков самомассажа.

Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некото-рые из этих точек:

– межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

– задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

– челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

– плечи: помассируйте верхнюю часть плечь всеми пятью пальцами;

– ступни ног: если вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни.

4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»

Цель: снятие напряжения, усталости.

Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

5. Упражнение «Руки»

Инструкция: Наступил тихий час, дети уснули и есть несколько минут свободного времени.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечь-ям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну- две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

6. Упражнение «Поплавок в океане»

Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.

Инструкция: Закройте глаза и вообразите,что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подуш-ку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

7. Упражнение «Стряхни»

Цель: снятие нервно-психическое напряжения, усталости.

Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

8. Игра «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.

Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движениями. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно

• В Австралии поднялся ветер. ( Ведущий трет ладони).

• Начинает капать дождь. ( Клацание пальцами).

• Дождь усиливается. ( Поочередные хлопки ладонями по груди).

• Начинается настоящий ливень. ( Хлопки по бедрам).

• А вот и град – настоящая буря. ( Топот ногами).

• Но что это? Буря стихает. ( Хлопки по бедрам).

• Дождь утихает. ( Хлопки ладонями по груди).

• Редкие капли падают на землю. ( Клацание пальцами).

• Тихий шелест ветра. ( Потирание ладоней).

• Солнце! (Руки вверх).

9. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, ском-кайте его, вложив все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы с напряжением?

10. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: обучить методике повышения самооценки.

Инструкция: На небольшом листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке

11. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.

Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберите привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.

Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизини?

Завершающее слово педагога-психолога : Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!

1. Зайцев Г. К. Твое здоровье. Релаксация психики. С Пб. ,2000

2. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009-78 с.

3. Вид В. Д. Хорошее настроение – это просто! СПб. ,2001


ТРЕНИНГ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВЫГОРАНИЯ

ТРЕНИНГ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВЫГОРАНИЯ

ТРЕНИНГ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВЫГОРАНИЯ

Публикация «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов» размещена в разделах

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

С помощью методов и техник саморегуляции можно моделировать свое поведение, мышление, в том числе и эмоциональный фон.

1. Техника “Ластик”

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы “стирать” из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно “стирать” с листа бумаги представленную ситуацию. ” Стирайте” до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

2. Упражнение “Тест геометрических фигур”.(при входе в зал стоит коробка с геометрическими фигурами и каждый входящий берет одну фигуру)

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

3. Упражнение “Лимон”

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

4. Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О. Л. Гончарова)

Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Вопросы Очень часто

Часто Иногда Редко Никогда

1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость

2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение

3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство

4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность

5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение

6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела

7. После работы дома я очень раздражительна

8. Я долго не могу заснуть,

из-за переживаний, связанных с работой

9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу

10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье

Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» – 4 балла;

«часто» – 3 балла;

«иногда» – 2 балла;

«редко» – 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;

суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

5. Упражнение “Муха”

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

4. Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. « Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

2. « Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. « Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. « Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину осла, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, осёл оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.