Значение, цели, польза для сотрудников и компании
Командообразование или тимбилдинг (англ. team ― «команда»; building ― «построение») ― процесс создания сплоченной команды для повышения продуктивности совместной работы. Это распространенная стратегия построения, укрепления рабочих отношений между людьми, которая способствует более эффективному выполнению задач для достижения целей и роста компании.
Тимбилдинг используется во всех сферах деятельности, где есть какая-либо совместная деятельность: учебная среда, спорт, бизнес, коучинг, наставничество, консалтинг.
Топ-менеджеры, директора предприятий, руководители высшего звена проходят тренинг командообразования для развития, совершенствования управленческих, лидерских навыков, которые помогают им в эффективном стратегическом планировании, повышении производительности коллектива для достижения целей.
Тимбилдинг ― пошаговый процесс, ориентированный на достижение целей организации. Программа обучения тимбилдингу рассматривает все этапы построения команды.
1. Определение цели, потребности в создании команды. Перед формированием рабочей группы будущий руководитель анализирует ее необходимость, роль и важность для выполнения конкретного проекта. Также нужно определить навыки, которые потребуются в процессе работы, сложность задач. На этом этапе осуществляется подбор участников группы, способных выполнять поставленные цели, и происходит их знакомство.
2. Постановка целей. Члены команды во главе с руководителем устанавливают, согласовывают цели, разрабатывают план действий по их достижению с указанием четких сроков выполнения (дедлайнов). После объявления целей лидер определяет конкретные дальнейшие командные действия с коллективной расстановкой приоритетов. Четкое понимание задач, миссии компании вызывает у сотрудников чувство сопричастности (ощущения себя частью структуры), мотивирует их вносить свой вклад в достижение этих целей. Анализ результатов на каждом этапе выполнения проектов позволяет измерять прогресс, что также служит хорошей мотивацией.
3. Распределение командных ролей. Участники должны видеть в менеджере лидера, наставника и образец для подражания. Он распределяет роли, обязанности между ними согласно навыкам, знаниям, опыту. Подбор сотрудников на наиболее подходящие для них роли приводит к созданию мотивированной ответственной команды. Такие сотрудники предпринимают конкретные шаги, чтобы завершить поставленные задачи в установленные сроки.
4. Установление правил. Цель и правила, регулирующие деятельность по тимбилдингу, разъясняются участникам с самого начала работы. Обсуждаются правила, касающиеся расписания встреч, принятия совместных решений, формирования отчетности. Затем лидер делегирует задания от сильных сторон, опыта, навыков. Во время открытого общения участники задают вопросы, высказывают свое мнение, предлагают решения конкретных проблем. Это ведет к мозговому штурму, стимулирует творческое мышление, помогает активно работать над достижением основных целей команды. Поощрение сотрудников к проявлению творческого подхода, инициативы побуждает их нестандартно мыслить, находить необычные решения. Свежие идеи выделяют компанию среди конкурентов, открывают широкий спектр возможностей.
5. Выявление сильных и слабых сторон участников. Руководитель группы проводит различные упражнения по тимбилдингу, использует методы мотивации, чтобы выявить сильные и слабые стороны, лидерские качества у сотрудников, влияющие на результат работы. Выявление способностей командных участников позволяет определить потребности в обучении, сопоставить их навыки с конкретными ролями, раскрыть потенциал отдельных людей и всей группы.
6. Взаимодействие с коллективом. На этом этапе менеджер должен стать частью команды: действовать как участник, а не руководитель. Необходимо относиться к специалистам одинаково, побудить их осознать свою ценность, чтобы сформировать уверенность в навыках. Это мотивирует сотрудников развивать свои способности, налаживать тесную связь, что в результате повышает моральный дух, доверие, взаимопонимание.
7. Проведение встреч. Менеджер назначает встречи, чтобы обсудить успехи, проблемы, связанные с поставленными задачами, и дальнейшие действия. Это способствуют сплоченности коллектива, налаживанию прочных взаимоотношений.
8. Налаживание межличностных отношений. Коммуникация между сотрудниками ― ключ к успеху в любой организации. Упражнения по командообразованию направлены на общение участников друг с другом для выполнения задач, совместного выявления и решения проблем. Открытое общение между участниками позволяет обмениваться идеями, опытом, что укрепляет межличностные отношения, доверие, уважение, взаимопонимание. На этом этапе лидер применяет такие навыки командной работы, как предоставление, получение поддержки, взаимопомощь, избежание конфликтов. Для эффективного сотрудничества необходима постоянная связь не только между участниками группы, но и между рабочей группой и всей компанией. При наличии открытых каналов связи членам команды всегда будет доступна информация для выполнения своих ролей.
9. Завершение работы. По окончанию проекта менеджер оценивает результаты работы, благодарит людей за их вклад, достижения. Вознаграждение человека поднимает моральный дух, мотивацию, повышает продуктивность. Сотрудники, увлеченные и удовлетворенные своей работой, обычно более эффективны и успешны.
Комплексная программа тренинга командообразования охватывает все этапы процесса создания команды, предоставляя необходимые инструменты, тактики, стратегии.
Тренинг для педагогов «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Что такое тимбилдинг? От английского языка – team – команда, building – строительство, построение команды или командообразование.
Цель командообразования – сплотить новый коллектив для того, чтобы он эффективнее работал, положительно взаимодействовал и лучше, качественнее реализовывались цели и задачи, поставленные руководителем.
Если в коллективе появляется большое количество новых сотрудников, если перед организацией стоит новый проект, который должны организовать люди, не знакомые друг с другом, если для тех или иных причин важно и нужно сплотить коллектив, в этих случаях проводятся тренинги по командообразованию. Или занятия.
У каждого из нас есть свой коллектив, которым мы руководим – это группа ребят. И нам с этим коллективом нужно решать образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи. И мы их лучше реализуем, если группа воспитанников хорошо знакома друг с другом и знают возможности друг друга, хорошо представляет общую цель.
Самый актуальный период для командообразования – это начало учебного года, особенно в младших группах с впервые пришедшими в сад детьми. Именно поэтому мы проводим в это время игры и упражнения на знакомство, на сплочение группы, освоение нового пространства, проводим экскурсии по саду.
Все то же самое актуально и для других групп, которые длительный период времени не виделись друг с другом и им тоже нужно вспомнить своих одногруппников, пространство, режим, возможно, познакомиться с новыми ребятами.
Мы им помогаем привыкнуть и узнать друг друга.
Так же важно настроить детей на общий лад, если у педагога впереди новый проект, цикл занятий по новой теме. « Ребята, следующие два месяца мы с вами посвятим сказкам Пушкина. Кто знает, кто такой Пушкин, и какие он написал сказки? Видите, мы не всё знаем. Кто хорошо умеет читать? Будешь помогать мне читать сказки. Кто умеет красиво декламировать стихи? Будете читать стихи. Кто сможет поехать с родителями в музей Пушкина? Подготовите фото-презентацию. Кто сможет сшить костюм Кота Ученого, создать макет Дуба из папье-маше, разыграть сценку из сказки? И т.д.
Выявляем ресурсы, распределяем задачи по этим ресурсам и все двигаемся к одной цели.
Упражнения, в которых мы сегодня с вами поучаствуем, помогут вам сплотить группу для тех или иных целей.
1 упражнение «Знакомство»
Необходимо разбиться на пары с теми коллегами, с которыми вы менее всего знакомы и рассказать друг другу о себе. 2-3 минуты.
А теперь задание. Вы должны объединиться с другой парой и рассказать о человеке, с которым познакомились.
А теперь о том, как работать с коллективом.
«Мы разные, но так похожи»
Мы все очень разные. У всех свои хобби, увлечения, своя история жизни, свои ценности, свои установки, авторитеты, смыслы. Но все-таки между нами есть сходства (которые нас и объединят), и мы сейчас в этом убедимся.
Предлагаю вам поиграть, поучаствовать в общем деле и создать свой город.
Коллектив делится на две подгруппы по 10-11 человек, занимают удобные места вокруг листа бумаги (это может быть рулон обоев, расстеленный вдоль нескольких столов). Каждой подгруппе необходимо нарисовать свой город. Каким будет ваш город, вы решаете сами внутри своей команды. В конце вы этот город представите.
Дополнительно. Упражнение №4
Двум командам раздается пазл – каждому участнику по две части от общей картины. Задача – собрать пазл, как можно быстрее. Цель: определить своё место в команде, почувствовать свою конкретную роль в общем деле.
Дополнительно. Упражнение «Веревочка»
Команда встает в шеренгу и держит перед собой веревку/жгут. Задача: завязать узелок строго по середине. Цель – научиться договариваться.
Упражнение «Спасибо, с тобой хорошо работать»
В конце любой совместной деятельности хорошо подвести итог и отблагодарить каждого участника. Даже, если, кажется, что человека сыграл не очень важную роль и сыграл ее не так, как вы ожидали, все равно надо благодарить за участие. Сейчас вы будете хаотично передвигаться по пространству, и благодарить каждого участника словами «Спасибо, с тобой было хорошо работать!» Важно, в момент произнесения слов благодарности о человеке думать искренне хорошо
Анализ и вывод.
Всем желаю счастья.
Программа тренингового занятия на
командообразование рассчитана на построение
доверия внутри группы, выработку навыков
взаимодействия и соответственно сплочение
коллектива.
Количество участников: 12- 15 человек
Пол участников: М, Ж
Возраст участников: 15-18 лет
Продолжительность тренинга: 1 час.
Упражнение “Ассоциативное мышление —
разминка “Три вопроса”
Упражнение называется “Три вопроса”. Источник
этой разминки – детские шутки-обманки.
В качестве разминки упражнение всегда имеет
“нужный” эффект, вносит оживление и улучшает
контакт участников с тренером.
Цель – продемонстрировать процесс
ассоциативного мышления и его использование в
техниках влияния на собеседника.
Количество участников: любое
Время: 2 минуты.
– Я задам три вопроса.
– Вам нужно ответить на эти вопросы всем сразу –
хором, не думая.
Далее тренер последовательно озвучивает три
вопроса:
Как показывает практика, 99% участников на
вопрос “Что пьет корова?” дружно отвечают –
“Молоко”. Проходит некоторое время, пока
кто-то из участников не замечает ошибку – тогда
все начинают бурно веселиться).
Упражнение “Постройся быстро”
Время: 10 минут.
Описание: построиться молча
– по росту,
– по цвету волос.
– по размеру обуви.
– по теплоте рук и т.д.
Упражнение “Мой вклад в команду”
Упражнение помогает каждому участнику
осознать свою роль в данной команде, тот вклад,
который он вносит в командную работу, помогает
осознать различные варианты того, как вносится
вклад в общий результат, и развить в участниках
уважение к другим и признание важности
выполнения их функций.
Время: 20-30 минут.
Описание: Все участники делятся на
мини-группы по 3-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в
рамках своей мини-группы на тему того, в чем он
видит свой вклад в деятельность всей команды. При
этом если тренинг проводится в корпоративном
формате, то есть в нем участвуют лица от одной
компании, имеется ввиду вклад в работу всей
команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге
участвуют лица от разных компаний, то можно
говорить о том вкладе, который каждый делает в
свою конкретную команду на своем рабочем месте.
Если кто-то из участников затрудняется,
остальные члены его мини-группы могут ему помочь
сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После
этого один участник от каждой мини-группы
выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о
собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то,
что в хорошей команде максимально используются
индивидуальные особенности и сильные стороны
каждого.
Упражнение “Люди к людям”.
Время: 5 минут.
Описание: Вам сейчас необходимо будет
дотрагиваться до тех частей тела, которые я буду
называть. Например: рука к руке.
Но как только я скажу фразу “Люди к людям” вам
необходимо – распределиться парами в своей
команде.
Рука к руке,
Левая рука к правому колену,
Правое плечо к левому колену,
Люди к людям.
Мизинец к носу,
Пятка правой ноги к носку левой.
Левая рука к правому уху.
Пятка левой ноги к носку правой ноги.
ЛЮДИ К ЛЮДЯМ!
Упражнение “Говорящие руки”
Цель: эмоционально-психологическое
сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Описание: Участники образуют два круга:
внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу.
Ведущий дает команды, которые участники
выполняют молча в образовавшейся паре. После
этого по команде ведущего внешний круг двигается
вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Психологический смысл упражнения:
происходит эмоционально-психологическое
сближение участников за счет телесного контакта.
Между ними улучшается взаимопонимание,
развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому
было сложно молча передавать информацию? Кому
легко? Обращали ли внимание на информацию от
партнера или больше думали, как передать
информацию самим? Как Вы думаете, на что было
направлено это упражнение?
Упражнение “Кто быстрее”
Цель: сплочение коллектива.
Описание: Команды быстро, без слов, строятся,
используя всех игроков, образуя следующие
фигуры:
Психологический смысл упражнения:
координация совместных действий, распределение
ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
Упражнение “40 секунд”
Реквизит: Листок с инструкцией для команды.
Время: 3 минуты.
Описание: Тренер, ничего не комментируя,
командам выдает листок, на котором написано
следующее:
ПОМНИТЕ, У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 40 СЕКУНД!!!
1. Присядьте 2 раза.
2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.
3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.
4. Внимательно прочитайте все задания.
5. Громко крикните свое имя.
6. Дважды громко мяукните.
7. Поцелуйте любых 3-х человек.
8. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.
9. Громко посмейтесь над ведущим игры.
10. Коснитесь рукой любых 3-х человек.
11. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.
12. После того, как Вы прочитали все задания,
выполните только задание №13 и 14.
13. Присядьте на корточки.
14. Положите газетный лист в центр круга на пол.
Игроки, получив листок, начинают действовать.
Единственное, что говорит тренер, что у игроков
всего 40 секунд на выполнение этого сложного
задания. Если есть неиграющие дети, ведущий может
начать читать вслух содержание листка примерно
через 20 – 25 секунд.
Упражнение “ Остров”.
Цель: тренировка навыков совместной
деятельности. Также можно использовать его в
конце занятия на командообразование для
эффективного и позитивного его завершения.
Реквизит: лист бумаги формата А3.
Описание: Участники делятся на мини-группы по
3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги
формата А3.
Тренер озвучивает инструкцию:
“Перед вами остров. Нужно всей командой
разместиться на этом острове, то есть встать
таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие
части тела каких-либо членов команды не касались
пола, все должны быть на острове. Как вы этого
добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать
дополнительные предметы, такие как столы, стулья
и т.д.
Игра “Мы с тобой одна семья”
Задание: После слов: Мы с тобой одна семья все
вместе говорим слова: ВЫ, МЫ, ТЫ, Я!
Мы с тобой – одна семья:
Вы, мы, ты, я.(все вместе)
Скажи “Привет” соседу справа
Скажи “Привет ”соседу слева.
Мы с тобой – друзья.
Потрогай нос соседу справа.
Потрогай нос соседу слева.
Мы с тобой – друзья.
Мы с тобой – одна семья:
Вы, мы, ты, я.
Обними соседа справа.
Обними соседа слева.
Мы с тобой – друзья.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты, я.
Ущипни соседа справа.
Ущипни соседа слева.
Мы с тобой друзья.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты, я.
Обними соседа справа.
Обними соседа слева
Мы с тобой – друзья.
10 УПРАЖНЕНИЙ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ЛИДЕРСТВО
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
по 1 газетному листу на каждую группу.
Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»
Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.
Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
пачка бумаги формата А4.
Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.
Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
10 — 12 минут.
4 — 20 человек.
Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.
По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.
Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3. Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.
Упражнение для тренинга по командообразованию. Оно помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.
15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.
Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. ( Например, покупатель, мерчендайзинг.)
Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово написанное на доске.
После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.
Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.
Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками — безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками — опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель — всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет — вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.
Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.
Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться ,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников. Упражнение используется в основном на тренингах по командообразованию.
Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности. За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.
После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.
Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.
Все упражнения подобраны с сайта
Сегодняшний тренинг направлен на знакомство друг с другом, с новыми членами вашей большой команды, на командообразование и сплочение.
Ну и как всегда чтобы начать работу нашу совместную надо всем познакомиться, т.к. есть новые люди, да и я вас пока не знаю. Знакомство предлагаю начать таким образком:
Называете своё имя и делаете какой-нибудь жест. Сосед повторяет ваше имя и жест и представляется сам и показывает свой жест.
Упражнение на знакомство «Всякая всячина» (15 минут).
По кругу пускается коробка с разными мелкими предметами, из которой каждый достает что-нибудь приглянувшееся и рассказывает чем он может быть похож на этот предмет.
Упражнение «Интервью в парах»
Цель: способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительного общения, дает возможность лучше узнать друг друга
Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
2эт. « Учимся строить отношения»
Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.
Упражнение «Говорю, что вижу».10-15
Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».
Упражнение «Объединение по качествам». 20-30
Прошу вас разделиться по парам и в теч.10мин вы ищите друг у друга 5 общие качеств. потом когда нашли делимся на группу из 4чел., т.е.пары объединяемся еще с одной и ищите 4 общих качеств потом в группы из 10чел. И ищите 3общее качество. Ну и в заключении в одну общую группу и называете 1 общее качество.
Упражнение в газету. 10-15
Цель: развитие сплоченности, определение тех требований, которые предъявляют подростки друг к другу.
В этом упражнении ребятам раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
3этап. « Я глазами других»
Цель. Предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.
Упражнение «Ты мне нравишься». 5-7
Легко ли тебе говорить приятные слова другим людям?
Достаточно ли дружен ваш класс?
Почему каждый достоин любви?
Упражнении «Автопортрет»
.
Каждому участнику раздается имя и фамилия другого члена команды. Задача каждого нарисовать портрет другого. Сразу подмечается то, что нарисованные портреты не несут целью обидеть кого-то. По завершинии рисования другие участники должны угадать кто изображен.
При анализе отмечаются самые «популярные (чей рисунок большенсство угадали) и самые загадочные (чей рисунок не определили) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким образом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.
Упражнение «Рекламный ролик»
Время на подготовку – десять минут.
Заключительная часть: закончить сегодняшний наш день предлагаю таким образом
Занятие — «Мы»
Цель. Дальнейшее повышение уровня групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.
Цель упражнения: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.
Делятся на 2группы. Голова и хвост. Голова должна поймать хвост. 10мин.
В игре «Поиск сокровищ» подгруппы получают по списку вещи, которые надо за определенный срок найти и принести в тренинговую комнату. Списки нельзя выносить из комнаты. В списках есть как обычные предметы, для поиска которых необходимо проявить смекалку, так и несуществующие реально предметы, для «поиска» которых члены команды используют нестандартный подход и фан¬тазию. В игре совмещаются несколько сторон работы эффективной команды: четкая формулировка цели, распределение ролей, взаи¬мозависимость и поддержка, творческое мышление. Кроме того, если есть возможность, эту игру можно проводить на воздухе — это повышает общий уровень активности тренинга.
Упражнение «Перекати мяч
Становятся в круг. Должны на вытянутых руках ладонями вниз перекатить мяч до конца. 10-15.
Коллективное проигрывание сценки. 20-30
Распределите роли (одушевленные и неодушевленные: котенок, сороки, бумажка, ветер, крылечко, солнце и т.д.).
Текст сценки (читает ведущий, актеры-участники изображают):
Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей.
2 группы. 20мин.
Проводится на едином пространстве листа. Группа не только строит «Городок», но и учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д. Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка. Как правило, учащиеся отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.
Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий чтобы он отражал позитивный опыт взаимодействия в классе.
Повышение уровня сплоченности класса.
Упражнение «Найди свою пару артиста». 20мин.
Команда делится на две равные группы. 1раздаются артисты которых надо будет показать с помощью жестов, характерных признаков. 2группа: каждому участнику раздаются те же артисты и они должны угадать в показываемом артисте свою пару.
Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Разделите людей на 4 группы минимум по 5 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций.
Вот теперь посадите людей и спросите каждого:
Устроила ли его пьеса?
Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях.
И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!
Упражнение «Наша планета животных». 30-40мин.
В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существующее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет напоминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.
Заключительная часть «Прощание»
Цель. Завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы; получение обратной связи ведущим; создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.
(шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге)
Особенности тренинга по командообразованию
Тренинг по командообразованию включает ежедневное взаимодействие участников группы через упражнения, мероприятия, направленные на вовлечение сотрудников, согласование целей, определение командных ролей, поиск решения проблем, построение эффективных рабочих отношений, повышение производительности в рабочей среде.
Программа обучает основам, особенностям тимбилдинга. Руководитель группы (фасилитатор) организовывает встречи, на которых сотрудники знакомятся друг с другом и развивают сплоченные рабочие отношения. Занятия по построению команды могут проводить менеджеры, специалисты по управлению персоналом, сотрудники по развитию организации. Фасилитатор разрабатывает, организовывает мероприятия по тимбилдингу, адаптированные к отдельной группе. Занятия могут включать ледоколы, обсуждения тем, игры, совместные задания, групповой мозговой штурм. Многие упражнения направлены на выявление, решение межличностных проблем в группе. Бывает, что занятия проходят без руководителя.
Мероприятия, способствующие укреплению команды, могут быть неформальными, непринужденными (совместный обед, спортивная игра, экскурсия, корпоративные праздники) и формальными. Например, занятие под руководством фасилитатора или координатора. В тимбилдинге применяется делегативное лидерство ― свободная форма лидерства, при которой командные участники в случае необходимости готовы занять руководящие должности. Этот стиль коллективного первенства укрепляет ответственность за совместную работу, повышает мотивацию, продуктивность.
Польза тимбилдинга для бизнеса
Предприятия с высокопроизводительными командами обычно успешнее и прибыльнее. В нынешней профессиональной среде построение команды ― основная обязанность любого менеджера. Но сильные рабочие группы не создаются просто за счет найма квалифицированных сотрудников. В компаниях работают люди с разными навыками, характерами, личностными качествами, что может приводить к конфликтам, конкуренции и провалу коллективных инициатив. Для улучшения совместной работы лидерам необходимо применять навыки и методы создания сильной команды, что дает множество преимуществ для бизнеса.
Прохождение тренинга помогает открывать, практиковать и развивать управленческие навыки, необходимые для руководителя, чтобы стать не просто отличным менеджером, но и выдающимся лидером для людей в своих отделах и других структурах. Навыки тимбилдинга имеют важное значение для эффективного управления, но полезны также и для участников коллектива.
Тренинг командообразования
Главная цель тренинга командообразования ― научить строить сплоченную сильную команду и управлять ею для достижения успеха. Для этого нужно укрепить доверие ее участников, научиться разрешать конфликты, брать на себя обязательства, сосредотачиваться на достижении коллективных результатов.
В рамках обучения участникам тренинга предоставляются знания и советы о том, как стать лидерами коллектива, построить производительную команду и привести ее к успеху. Особое внимание уделяется развитию таких навыков, как коммуникативность, постановка четких целей, делегирование полномочий, стратегическое планирование, разрешение конфликтов, управление временем, проектами, принятие решений, обучение стилям лидерства, основным стратегиям и тактикам вовлечения сотрудников в совместную деятельность, получение обратной связи.
Практические занятия разработаны по экспериментальной методике, согласно которой участники вовлечены в деятельность, работают как единое целое и в дальнейшем переносят опыт в рабочую среду. Понимание этапов командообразования и поведения членов коллектива дает возможность сформировать успешную рабочую группу.
Компании, предоставляющие услуги наставничества, консалтинга, коучинга, организовывают комплексные тренинги по командообразованию. Такие мероприятия включают: предварительную подготовку, практические занятия с отработкой навыков, психологических установок, правильного мышления для достижения успеха.
Опытные профессиональные тренеры, партнеры по развитию карьеры проводят мастер-классы с использованием современных эффективных практик, разработанных социологами, исследователями, чтобы подготовить будущих топ-менеджеров к совместной работе, лидерству. Наставники подбирают методы обучения индивидуально для каждого ученика зависимо от его потребностей. Прохождение курса позволяет менеджерам повысить квалификацию, увеличить шансы на трудоустройство и карьерный рост. Консалтинговые агентства сотрудничают с крупными компаниями, организациями и оказывают выпускникам курса поддержку в трудоустройстве.
Тимбилдинг ― это эффективный метод создания команд и управления ими в любой сфере деятельности. Правильно сформированная рабочая группа, все члены которой эффективно сотрудничают для достижения целей, обеспечивает продуктивность коллектива и организации. Создание сильных групп и поддержание производительности совместной работы требует постоянного развития управленческих способностей. Именно тренинг командообразования позволяет приобрести практические навыки построения и управления людьми, а также качества, необходимые для решения повседневных задач командного лидерства.
Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров
Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена
Автор публикации
Тренинг по тимбилдингу ― комплексное обучение методам формирования команд с помощью различных практических упражнений, направленных на развитие таких навыков: управление временем, делегирование полномочий, налаживание рабочих отношений.
Тренинг командообразования нужен менеджерам для того, чтобы понимать, как создать эффективную команду. Участники группы научатся быстро согласовывать, координировать свои действия и продуктивно сотрудничать для достижения общей цели. Обучение проводят отраслевые эксперты, которые помогают становиться лидерами как начинающих руководителей, так и опытных менеджеров.
Тренинги по командообразованию предназначены для широкого круга профессионалов, лидеров, руководителей групп, коучей, менеджеров, специалистов по персоналу и всех, кто хочет получить ценные знания о принципах командной работы и методах тимбилдинга.
Тимбилдинг работает на всех уровнях бизнеса любого размера ― от стартапов до крупных корпораций. Методы эффективной командной работы, повышающие производительность, качество работы, ― основная часть инструментов по обучению лидерству. Стратегию построения межличностных отношений между сотрудниками стоит рассматривать, как часть корпоративной культуры предприятия, для поддержания продуктивности коллектива и отдельных его структур.
Командообразование ― это объединение людей с общими целями в сплоченную команду за счет совместного выполнения действий, чтобы повысить производительность рабочих групп для достижения целей организации.
Создание сильной, сплоченной команды требует множества навыков, личностных качеств, включая коммуникативность, ведение переговоров, создание презентаций, лидерство, управление проектами, тайм-менеджмент. Руководитель должен уметь выявлять сильные и слабые стороны участников группы, распределять роли между ними, четко определять задачи в соответствии с целями организации, развивать и поддерживать прочные долгосрочные межличностные отношения между сотрудниками, основанные на доверии, уважении, взаимопомощи.
Команды обычно создают под конкретный проект на краткосрочный период. Тимбилдинг подходит как для небольших групп, так и для команд с более 100 человек.
«Тимбилдинг» и «командная работа» часто используются как синонимы, но это две разные концепции. Тимбилдинг сосредоточен на создании групп, а командная работа отражает их функции.
Тренинг по тимбилдингу, включающий коллективные задачи, дает менеджерам понимание преимуществ, методов командообразования, характеристик успешных команд, достигающих общих целей совместными усилиями.