Елена Буханцова Психологический тренинг для родителей «Прежде всего — мы родители» в средней группе
«Прежде всего – мы родители»
Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Оксана Цитцер Тренинг для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»
Тренинг «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Воспитатель:Цитцер О. Д
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
• Познакомить родителей друг с другом
• Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
Лариса Даутова Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком
Длительность тренинга: 25-30 мин
Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4части, лента, детские сказки.
ПРИНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ, ПОНЯТЬ
создание условий для оптимизации детско – родительских отношений через тренинговую форму взаимодействия в группе.
стулья по числу участников, листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, краски, кисти, ватман, доска, ленты разного размера, релаксационная музыка.
Методы и приемы:
Телесно – ориентированная терапия, психогимнастика, игровая терапия, визуализация, рисуночная арт – терапия.
родители детей подготовительной группы.
педагог – психолог.
Общая структура тренинга:
Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте»
Участники тренинга сидят в кругу.
Начнем сегодняшнюю встречу с того, что поприветствуем друг друга. Для этого мы сейчас встанем и поздороваемся с каждым, никого не пропуская. Главное – со всеми успеть поздороваться. Время ограничено. ( Вариант: здороваются, касаясь друг друга одновременно разными частями тела по сигналу ведущего: руками, локтями, спиной, коленями и др.)
– Какое у вас настроение?
– Что почувствовали, здороваясь друг с другом?
– Сколько успели пожать рук? (Выбор самого общительного.)
Объявление целей, принципа работы.
Цели и задачи тренинга:
Правила работы в группе:
Упражнение «История имени ребенка»
Родителям предлагается назвать имя своего ребенка, охарактеризовать его по первой букве имени с помощью прилагательного и добавить ласковое обращение к ребенку. Например: Женя – жизнерадостный, солнышко мое.
Упражнение «Поменяйтесь местами»:
– те, у кого один ребенок;
– хорошие отношения с детьми;
– у кого только сыновья;
– кто часто играет с ребенком;
– у кого двое детей;
– у кого только дочки.
1-й этап. Упражнение «Руки»
Вопросы к водящему:
– На какие признаки вы ориентировались?
– Совпали ли ваши тактильные ощущения с образом увиденного человека?
Вопрос к участникам. Согласны ли вы с мнением водящего?
2-й этап. Работа в подгруппах
Упражнение « В гостях у сказки» – сказка по кругу.
Родителям предлагается продолжить сказку.
Обсуждение: о чем необходимо помнить взрослым, воспитывая ребенка в семье?
Упражнение «Недетские запреты»
Родителям раздаются бумага и карандаши. Ведущий просит честно записать перечень запретов, адресованных своему ребенку.
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и зачитывают то, что они ему запрещают делать (что чаще всего говорят своему ребенку). При этом ведущий атласной лентой завязывает ту часть тела, которой касается запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать. То его нужно развязать. Для этого каждый участник снимает свой запрет, заменяя его тем, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается, меняется его форма. Например: «Не кричи – говори спокойно».
1) Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движений какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства вы испытали, когда вам предложили встать?
– Что вы чувствуете сейчас?
2) Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
3) Погружение в детство – визуализация.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы – вы откроете глаза.
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства вы испытывали, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать?
– Какие слова самого близкого человека для вас важны.
Упражнение «Пойми меня»
Ведущим зачитываются высказывания ребенка, родители должны понять и сказать, что чувствует в данном случае ребенок.
4) Арт – терапия
Родителям предлагается разделиться на подгруппы по гендерному признаку: родители мальчиков и родители девочек.
Необходимо создать коллаж «Счастливый малыш» или «Счастливое детство»
5) Презентация работ «Что необходимо ребенку для счастья»
5. Завершение встречи
Упражнение «Птица Благодарности»
Заканчивают упражнение ведущие со словами благодарности родителям за состоявшуюся встречу.
Уходя, каждый участник заполняет анкету.
– Степень моей включенности 0 1 2 3 4 5 (обведите кружком соответствующий балл).
Список используемой литературы
Материалы: альбомные листы, цветные
карандаши, ручки, фломастеры, Аудиокассета
“Топ-топ, хлоп-хлоп” Е. Железнова, по 7
разноцветных лепестков на каждую пару, основа
для наклеивания и клей-карандаш, цветные
карандаши, бумага, лист ватмана, карандаши,
картинки для коллажа.
Продолжительность занятия: 1-1,5 часа.
Участники тренинга: родители и дети –
5-6 пар.
Ведущий: Здравствуйте дорогие
родители и дети. Я рада вас приветствовать на
нашем тренинге “Давай вместе”. Сегодня нам
предстоит узнать много интересно о ваших семьях
и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте
познакомимся друг с другом.
Упражнение 1 Знакомство
Цель: сближение участников группы
Ведущий: У меня в руках клубочек.
Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый,
у кого он окажется в руках, будет называть свое
имя и рассказывать нам о том, что он любит делать
больше всего. Я начну, а продолжит тот, то сидит
справа от меня.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель
представляется и говорит, что он любит делать
больше всего. То же самое делают дети,
представляя себя, называя свое имя и рассказывая,
что они любят делать больше всего.
Ведущий: Ну вот мы все и познакомились,
а сейчас давайте подарим друг другу частичку
себя. Просто повернемся и улыбнемся соседу
справа.
Упражнение 2 “Подари улыбку”
Цель: снятие эмоционального
напряжения, повышение позитивного настроя и
сплоченности группы.
Дети и родители сидя в кругу, поворачиваются
друг другу и улыбаются.
Ведущий: Как стало тепло и уютно у нас в зале
от ваших улыбок. Но все же чего то не хватает,
давайте немного украсим наш зал. Чтоб он стал
более ярким и красочным. Посмотрите у нас на полу
лежат лепестки цветов. Все они разного цвета.
Давайте сейчас соберем лепестки и сделаем вот
такой цветок (показывают цветочек) “Цветик-семицветик”.
Вы сами должны решить, кто будет собирать
лепестки, а кто клеить. Вы можете сделать это
вместе, главное, чтоб лепестков у цветочка было
ровно семь и все они были разных цветов.
Участники пары должны договориться, кто будет
собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
Упражнение 3 “Цветик-семицветик”
Цель: формирование умения взаимодействия,
умение договаривать и совместно выполнять
работу, формирование чувства сопереживания друг
за друга.
Ведущий: Ну вот наши цветочки готовы, но эти
цветочки не простые. Они имеют волшебное
свойство -исполнять желания. Каждый человек о
чем – то мечтает. Давайте сейчас все напишем на
лепестках цветов свои желания. Только как быть,
ведь листочков всего 7 и вы должны будете каждый
загадать только 3 желания, а что делать с
оставшимся 1 лепестком, кто будет писать желание
на нем?
(Ответы родителей и детей).
Упражнение 4 “Загадай желание”
Цель: формирование умение слушать другого,
приблизить к внутренним потребностям и желаниям
ребенка и взрослого, развитие сотрудничества,
признание права ребенка на выбор.
Дети и взрослые загадывают желания: ребенок – 3,
родитель – 3, а одно совместное.
Ведущий: А теперь расскажите, о чем вы
желаете.
Ведущий: Сейчас я, думаю, вы многое узнали
друг о друге. Надеюсь, что все ваши желания рано
или поздно сбудутся. А сейчас немного передохнем
и потанцуем. Просто слушаем музыку и выполняем
движения.
Музыкальное упражнение 5 “Топ – хлоп” Е.
Железновы
Цель: снятие психоэмоционального
напряжения, снятие мышечного напряжения.
Ведущий: Спасибо вам. А теперь давайте
вернемся на места. И для каждой пары я
приготовила новое задание. Сейчас мы поиграем в
игру “Угадай-ка”. Сейчас кто из пары подойдет и
выберет конвертик, а в конвертике задание. Вам
нужно будет показать без слов, с помощью жестов,
то, что написано на карточке, а остальные
участники должны угадать, что же там написано.
Упражнение 6 “Угадай”
Цель: развитие воображения, умения
использовать невербальные средства общения,
развитие мелкой и крупной моторики, создавать
ситуацию сотрудничества.
Дети и взрослые выбирают карточки с
заданиями, и показываю, что на них нарисовано
жестами и мимикой. Остальные участники
отгадывают.
Ведущий: Какие вы молодцы, из вас получились
замечательные актеры. А сейчас посмотрим, какие
из вас получаться художники. Давайте поиграем в
игру. Называется одна “Двое с фломастером”.
Перед вами листок бумаги, и фломастер. Вы, держа
один фломастер вдвоем должны нарисовать рисунок,
который будет отражать ваше настроение.
Упражнение 7 “Двое с одним фломастером”
Цель: сформировать навыки взаимодействия,
развитие коммуникативных навыков и воображения.
Далее идет совместная работа в парах.
Ведущий: Какие вы все молодцы, быстро
справились с заданием. На сегодняшнем тренинге
мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился
улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы
запомнили об этом дне. Посмотрите, у меня в руках
плакат, обычный белый плакат, давайте сейчас
оживим его, и на этом плакате все вместе создадим
небольшую часть нашего общего дома, нашего
детского сада, а именно вашу группу. Для создания
вашего коллажа у вас есть картинки, фломастеры,
карандаши, вы можете все это использовать.
Далее работа родителей и детей.
Упражнение 8 “Коллаж”
Цель: развитие фантазии, сплоченности
коллектива.
Упражнение 9 “Прощание”
Цель: создание положительного
эмоционального фона.
Ведущий: Сегодня мне было очень приятно
находиться с вами рядом, давайте возьмем
клубочек и каждый, у кого он окажется в руках,
расскажет, что ему понравилось и запомнилось
больше всего на нашем тренинге. Я хочу
поблагодарить вас всех. И на память о сегодняшнем
дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках
есть “Сундучок радости”, я хочу, чтоб каждый
взял из него пожелание.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»
Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».
Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.
1. Вводная часть. Приветствие и представление. ( Упражнение «Имя»)
Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.
Сообщение темы занятия
Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.
Разминка (игра «Паутинка»)
Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.
Принятие групповых правил.
В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.
2. Основная часть
Игра «Найди слова с заданной буквой»
Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.
(Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.
Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.
Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда». Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
(педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.
Звуко-буквенный анализ слова «пила»
Игра «Словесный мяч»
Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.
Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.
Игра «Корректурная правка»
Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.
3. Заключительная часть
Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.
Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.
Публикация «Психологический тренинг для родителей „Прежде всего — мы родители“ в средней группе» размещена в разделах
3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.
Длительность тренинга : 30 – 35 мин
Материалы и оборудование: магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части, бланки опросника, ноутбук, музыка для релаксации, фломастеры, чистые листы, на доске – высказывания о детях, родителях
Условия проведения: занятие проводится в зале, участники размещаются полукругом на удобных стульях.
Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Разминка «Подари улыбку»
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
1. Упражнение “Слово – ассоциация”
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.
Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
2. Упражнение «Цветок»
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека – это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
– Было трудно?
– Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
– Легко ли Вам было заполнять? Почему?
3. Упражнение «Как тебе лучше?»
Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника – «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:
1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
4. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д
Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.
5. Упражнение «Чего хотят дети?»
Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.
Рефлексия участников тренинга.
Ход тренинга
Инструкция. Родителям предлагается представиться и рассказать немного о себе и своих детях.
2. Упражнение «Мое настроение».
Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
3. Упражнение «Мои привычки и интересы»
Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, – это привычки и интересы. Родителям предлагается выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:
а) любит спать
б) любит сладкое
* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче
б) любит рукоделие
* Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:
а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать
4. Упражнение «Ассоциации»
Инструкция. Родителям предлагается подобрать ассоциации к записанному на доске слову «адаптация». Варианты ведущий записывает рядом.
«Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».
Вопросы для обсуждения:
– что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения и т. д.)
– какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка и т. д.)
5. Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»
• Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
• В чем проявляется стресс?
Примечание. В конце обсуждения вывешивается плакат.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Заторможенность или возбудимость
Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»
Участники формируют определение «Адаптация»
А – активность
Д – добро
А – анализ
П – последовательность
Т – тактичность
А – аргументированность
Ц – целеустремленность
И – инициативность
Я – яркость.
6. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».
«один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению очень часто для нее – драматическое событие, которое затрагивает все сферы его жизнедеятельности. Причины этого понятны: ребенок попадает в новые социальные условия, встречается с сменой обычного расписания и способу жизни, с необходимостью принятия своего нового статуса. В это время ребенок может неадекватно себя вести, не находить общего языка с близкими людьми, болеть. В ситуации адаптации к новым условиям жизни детям характерная повышенная возбудимость, раздражительность, несдержанность, растерянность, они кричат, плачут. Ребенок старается изменить состояние вещей, что его не удовлетворяет. Для других – наоборот, характерным являются депрессивные реакции: торможение, отчуждение, ребенок отключается из окружающей ситуации. Необходимо помнить, что к 2-3 годам у ребенка нету опыта общения с ровесниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет его потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ровесники не могут этого еще дать, так как сами в этом нуждаются. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к дошкольному заведению, так как сильно привязаны к матери, и ее исчезновение вызывает большой протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствителен. Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
2. Не допускать длительного просмотра телевизора, игр в гаджеты. Внимание! До 2 лет вообще противопоказано.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
6. Пораньше забирать их детского сада.
7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
8. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах.
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.
Цель: обеспечить согласованность действий родителей и педагогов, дополнение для облегчения социального перехода ребенка к новым условиям жизни; наладить сотрудничество между дошкольным заведением и семьей. Задачи: составить «паутину» (сеть) психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода
Методы: * анкетирование родителей;
*дни открытых дверей;
*недлительное пребывание ребенка в группе с родителями;
*консультации, памятки, рекомендации;
«Влияние слов на ребенка»
* стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);
* соль – грубые, соленые слова;
* перец – жгучие, обидные слова;
* грудка земли – невнимательность, равнодушие.
Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.
оставление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад»
Инструкция. Участники делятся на две команды, каждый из которых с помощью подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается сделать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время выполнения задания 15-20 мин. После чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.
8. Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)
Инструкция. С помощью упражнения, использованного в начале заседания, участникам предлагается определить, изменилось ли настроение в процессе встречи.
Публикация «Тренинг для родителей „Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
• Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ
Материал и оборудование: листы бумаги, авторучки, мольберт, маркер, журналы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, музыкальный центр.
Добрый день уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие «Прежде всего мы родители».
Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то по рассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Воспитатель: Мы уже определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд. И начинаться он должен с работы над собой) и прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии.
Правила тренинга :
1. Стараемся слушать и слышать друг друга.
2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
3. Обсуждаем проблему, а не личность.
4. Реализуем правило «здесь и сейчас».
5. Говорим только от своего имени.
Воспитатель: Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.
Упражнение 2. « Цветок»
Воспитатель: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека – это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
– Было трудно? – Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
Воспитатель: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей. Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации? Предлагаю всем собравшимся сегодня ответить на следующие вопросы.
ТЕСТ «Мера заботы»
Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по заданному вопросу.
Категорически не согласен – 1 балл;
Я не спешил бы с этим согласиться – 2 балла;
Это, пожалуй, верно – 3 балла;
Совершенно верно, я считаю именно так – 4 балла.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находиться на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики.
6. Воспитание – это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно, в первую очередь, доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контакта с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
40 баллов и выше – все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 – 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов – вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
Релаксация «Разговор с собой»
Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Садимся по удобнее, закрываем глаза. Представьте, что вы идете по тропинке, спускаетесь к реке. Вода тихо струится, переливается. Вы смотрите на воду – и вдруг мир вокруг вас меняется. Я не знаю как, но вы знаете это. Вы смотрите на берег и видите вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется вам очень близким. Вы подходите и видите, что это вы сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойдите к нему ближе. Сейчас вы сможете прикоснуться к нему. Вы можете сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодарите его за то, что он помог вам стать тем, кто вы есть сейчас. Теперь вы можете впустить его внутрь себя или отпустить его. Только помните, что в вас всегда есть частичка этого маленького существа. Открываем глаза.
Упражнение 3. « Кувшин чувств»
Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Упражнение 4. « Чего хотят дети?»
Воспитатель: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». ( Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное). Затем из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
Упражнение 5 «Снежинка»
(Воспитатель раздает каждому участнику по листку бумаги).
Воспитатель: «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
– сложите лист пополам
– оторвите правый верхний уголок
– опять сложите пополам
– снова оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?»
Воспитатель: «У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?»
Психолог подводит к выводу : «Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».
Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.
1. С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли?
2. Что вы пожелаете себе и своим близким?
Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!
На этом наше занятие закончено.
Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!