В настоящее время особую актуальность в работе
школьного психолога приобрели вопросы,
связанные с взаимоотношениями взрослых и детей
внутри семьи.
Тренинг, предлагаемый вашему вниманию,
представляет собой второй этап программы
обучения взрослых навыкам партнерского общения
с детьми. Предполагается, что взрослые участники
группы получили соответствующую подготовку на
занятиях тренинга родительской эффективности
(см. Фестиваль педагогических идей “Открытый
урок-2004”, раздел “Служба сопровождения”,
Сацердова С. Н. “ Тренинг родительской
эффективности в системе работы школьного
психолога”).
Целью данного тренинга является формирование
навыков сотрудничества взрослого с ребенком на
основе развития доверительных отношений в семье.
Тренинг предназначен для родителей учеников
1-3-х классов. В реальной работе, учитывая
возрастные, интеллектуальные, личностные
особенности участников группы, он может быть
модифицирован для родителей старших
дошкольников или младших подростков.
Тренинг рассчитан на 4 встречи
продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1
раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар “родитель –
ребенок”, то есть 8-12 человек.
В основе программы лежат методические
разработки Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковской, К.
Фопеля, О. В. Хухлаевой.
После прохождения тренинга каждый участник
будет уметь:
Проведение занятий предполагает помещение с
наличием свободного пространства и стенами, к
которым легко крепятся рисунки. В комнате должны
быть несколько столов, стулья по количеству
участников, магнитофон. Для проведения некоторых
упражнений понадобятся бумага, цветные
карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок
ниток, повязки на глаза, свеча.
Общие замечания ведущему:
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №56»
Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Васильевское, д.42/1
Игровой тренинг для родителей и детей
«Школа любящих родителей»
воспитатель 1-ой кв. категории Антропова М. А.
Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игра – это ведущий вид деятельности в В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и , то игра становится не просто , а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение. Совместная игра детей и родителей способствует гармонизации внутрисемейных отношений, воспитывает у чувство доверия и уверенности в себе.
И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим элементы включает в себя почти любой , независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать.
Игровые тренинги для родителей и детей помогают взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним.
Игры и упражнения
. Часто ли вы обнимаете своих , просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
. Сначала педагог начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение, пока очередь снова не дойдет до педагога.
по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый должен на ощупь найти своего ребенка.
«Я и мое настроение». В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение . Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение
Веселый – грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. И т. д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
«Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих , с которыми они пришли.
. Игра проводится совместно родители – дети
предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей
8. Танец разминка (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники вместе исполняют всем знакомый танец.
предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
. Участники игры – две пары . На ковре разбросаны мелкие игрушки. Ребенок и его родитель берутся за руки, а двумя свободными руками они должны собрать как можно больше предметов за определенное время. Упражнение выполняется под музыку, как только она прекращает звучать – игра останавливается и подсчитывается количество собранных предметов.
встают друг за другом. : дети встают друг за другом. Между каждым звеном гусеницы прокладывается воздушный шарик. Гусеница начинает движение по комнате. Важно, чтобы гусеница не распалась, нужно удерживать шары без помощи рук. Выполняется под музыку.
. Паре ребенок – выдается один простой и шесть цветных карандашей. Каждая пара должна нарисовать совместный рисунок на заданную тему, например, . Рассматриваем рисунки и делимся впечатлениями.
Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Этим и уникальна деятельность как воспитательное средство.
! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок – счастливые и здоровые
Пояснительная записка
Занятие проводится с участием родителей. Приглашаются родители у кого в отношениях с детьми есть недопонимание, конфликтные ситуации, родители детей с СДВ (синдром дефицита внимания). Необходимое условие: создать непринужденную обстановку.
Тип занятия: командный тренинг.
Цель: взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений.
Вводная часть
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.
Педагог-психолог: Добрый день, дорогие родители. Мы рады приветствовать вас на нашем тренинге.
Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Для этого нам необходимо вспомнить себя в детстве, поставить себя на место наших детей, а это позволит нам общаться, не стесняясь ошибок.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Беседа
Педагог-психолог: Что такое семья? Из кого состоит семья? Место ребенка в семье.
Тренинговое упражнение
Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка. « Какие у мамы руки?» (теплые, нежные, красивые)
Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.
Посмотреть друг друга улыбнуться, обнять друг друга.
Беседа «Ценности Вашей семьи»
Педагог-психолог: Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.
Начиная с родительской семьи, все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Основная часть
Ну вот наши мамы и папы были погружены в детское эго-состояние. Как наверно это приятно.
Беседа «Мой дом»
Педагог-психолог: Главным центром жизни особого ребенка, да и любого человека является ДОМ.
Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце его будет тянуться к родному дому.
Что делает дом самым дорогим местом на земле?
Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции.
Упражнение «Душа ребенка»
Педагог-психолог: У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Педагог-психолог: Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Педагог-психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Упражнение «Недетские запреты»
Педагог-психолог: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Педагог-психолог: У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно»! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Заключительная часть
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде – первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. ( Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Один день из жизни Маши
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
– Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! – строго прозвучал мамин голос. ( Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. « Вот и хорошо, сейчас все расскажу», – подумала она и быстренько побежала к кухне.
– Маша, ты уже умылась? – снова строго спросила мама. ( Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. « Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», – подумала девочка, не теряя надежды.
– Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
– Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
– Да, мамочка, я уже иду, – сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» – подумала Маша.
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
– Лариса Николаевна! – громко крикнула Маша и подбежала к ней.
– Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. ( Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
Педагог-психолог: Является ли достоверным этот рассказ?
– Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
– Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
– Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Педагог-психолог: В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения в семье»
– У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:
«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате) Время работы 3 минуты.
Педагог-психолог: Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»
Упражнение «Зажечь свечу»
Педагог-психолог: Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
– Что еще тебе слепить? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
– Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Педагог-психолог: Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда .
Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.
Давайте мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу. Наберем воздуха и дружно погасим свечи.
Педагог-психолог: Мы говорим вам спасибо, за то, что вы приняли участие в тренинге и надеемся что сегодняшняя встреча помогла кому-то из вас понять что-то и чему-то научиться.
педагог-психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района “Средняя общеобразовательная школа № 6”
Тренинг для подростков и родителей «Путь понимания и доверия»
Тренинг для подростков и родителей
– способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
– создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;
– способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;
– активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
– улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;
– помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике);
Тренинг рассчитан на родителей, подростков 10-14 лет.
Группа участников 14-16 человек.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, карандаши, шкатулка (коробка с прорезью) для листов с ответами, краски, фломастеры, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, столы по количеству пар родитель-ребенок.
Ожидаемые результаты: По завершению занятия родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.) легче преодолеваются.
Психолог: Дорогие дети и родители, я очень рада видеть вас всех здесь, я думаю, что встреча наша сегодня пройдёт интересно и необычно в виде тренинга, который я называла «Путь понимания и доверия». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать и доверять друг другу. И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам встать в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу.
«Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!» После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
Давайте займём свои места, присядем на стулья.
Для того, чтобы наша встреча была интересной и эффективной нам необходимо принять правила работы, я предлагаю каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.
Примерный перечень правил:
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
Обсуждение: – Трудно ли было выполнять это упражнение?
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? (четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.)
– Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Как говорилось ранее, наше небольшое занятие нацелено на то, чтобы Вы лучше понимали друг друга, доверяли друг другу и я вам предлагаю родителям перевоплотится в своих детей, а детям – в родителей.
Сейчас вам нужно разделиться на 2 команды. Родители и дети .
Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.
Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».
Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей.
Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель – ребенок) обнимаются.
Уважаемые родители, как часто вы говорили детям ласковые слова, хвалите их за успехи? Ведь человеку независимо от возраста необходима ласка, внимание, похвала и конечно же любовь.
– Дети, вам нужно встать в круг, закройте глаза,, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу.
Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если вы решили, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
Желающие могут поделиться своими переживаниями.
Одним из важных умений в является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком.
Участники делятся своими мыслями.
Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-либо поделку (самолет, пароход и пр.). Пара изготовляет поделку только свободными руками.
Условия выполнения задания можно усложнять:
Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое ранее упражнении
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Разыграйте такую ситуацию (в парах).
Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).
Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:
А теперь продолжим наше более близкое знакомство, и для этого я предлагаю поучаствовать в следующем упражнении.
Я буду задавать вам вопросы, называть различные утверждения, а те, кто будет согласен с ними, должны будут встать и пересесть на другое место.
– А теперь пересядьте те, у кого есть домашние животные?
– Поменяйтесь местами те, кто увлекается рисованием?
– Кто родился в городе.
– Кто сегодня на завтрак пил кофе.
– Поменяйтесь местами те, кто любит музыку?
– А теперь пересядьте те, у кого дети учатся в старших классах.
– Пересядьте те, у кого семью можно назвать многодетной.
– Кто любит мороженное?
– Кто работает педагогом в школе или детском саду?
– Кто жалеет, что зарплата такая маленькая?
– Поменяйтесь местами те, кто ждёт – не дождётся отпуска, каникул?
Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми.
«Нужные мне люди», я бы хотела с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам.
Я подготовила для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 10 минут.
Рабочий листок «Нужные мне люди»
Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей.
Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.
Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?
Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя”. Затем газета складывается вчетверо, и т.д.
Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей.
Разделить участников на 2 команды (родители и дети), каждой команде предложить написать (или нарисовать) «Письмо любви» (в итоге получится 2 письма: родителей к детям, детей к родителям) в письмах попросить отразить: чувства, желания, обещания.
Письма зачитываются и обсуждаются.
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Цель: Обмен мнениями настроениями чувствами.
– Что нового Вы для сегодня узнали?
– Что особенно трудно было выполнить?
– Какие моменты были самыми важными, трогательными а может даже и смешными сегодня?
– Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Нужные мне люди
Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.
Цель: знакомство детей и родителей между
собой, установление дружелюбной атмосферы в
группе, активизация коммуникаций в семье.
Тем участникам, кто пришел на занятие раньше
других, можно предложить нарисовать рисунки на
темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого
себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и
т.д. Это снижает эмоциональное напряжение,
создает взаимный интерес у детей и взрослых,
настраивает на дальнейшее общение. Перед началом
занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.
1. Упражнение “Круг знакомств” (20 мин.)
Оборудование: доска для записей, пушистый
клубок ниток.
Часть 1. Участники группы садятся в круг.
Ведущий задает вопрос: “Как вы думаете, кто
сегодня здесь собрался?” и записывает на доске
варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и
не очень, и т.д. Когда вариантов набирается
достаточно много, ведущий предлагает: “Давайте
знакомиться!”, и начинается вторая часть
упражнения.
Часть 2: игра “Паутинка”. В руках у ведущего
– клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство,
ведущий называет свое имя, обматывает конец нити
вокруг своей ладони и перекатывает клубок
кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий
просит не только назвать свое имя, но и
рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по
описанию можно было угадать, кто из сидящих в
кругу людей – его родитель. Можно задавать
разные вопросы, например:
Взрослый, в руках которого оказался клубочек,
рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем
перекатить клубочек следующему рассказчику,
каждый член группы обматывает нитью свою ладонь
так, чтобы “паутина” была более-менее натянута.
Когда клубок возвращается к ведущему, он
спрашивает: “На что похоже то, что у нас
получилось?”. Ответов бывает много – сеть,
паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий
обращает внимание группы на то, что в жизни наши
взаимоотношения с близкими и друзьями
напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в
обратном порядке, при этом необходимо еще раз
повторить все имена, чтобы участники запомнили
их.
Ведущий убирает свой стул и встает в центр
круга.
Когда правило игры станет понятным всем в
группе, ведущий при очередной смене мест
занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула
участник группы становится ведущим.
Такая игра хорошо поднимает настроение в
группе и сближает участников.
3. Принятие групповых правил (10 мин.)
Оборудование: большой лист бумаги,
фломастеры, скотч или кнопки.
Ведущий говорит о необходимости принятия
правил и предлагает каждому участнику выразить
свое отношение к правилам: согласен с
принимаемым правилом – подними большой палец
вверх, не согласен – опусти палец вниз и
расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит
для тебя или группы.
Правила лучше фиксировать в виде
рисунков-символов на плакате. Это вполне может
сделать кто-либо из участников группы. Плакат
крепится к стене на все время работы группы.
4. Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)
Оборудование: повязки на глаза по числу пар,
магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.
Участники садятся на стулья в два круга:
внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу
сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком
лицом к нему садится во внешний круг взрослый.
Далее этот способ расстановки участников будем
называть “каруселькой”.
В конце упражнения ведущий просит детей снять
повязки и предлагает всем участникам поделиться
чувствами, которые вызвало это упражнение.
5. Перерыв 5 мин.
6. Упражнение “Рисунок вдвоем” (30 мин.)
Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы
цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки
для крепления рисунков, магнитофон и кассета с
записью спокойной музыки.
Инструкция: сейчас вы будете работать в парах
родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре
нарисовать рисунок, который будет называться
“Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на
столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым
столом работает только одна пара). У вас есть 15
мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя
договариваться о том, что вы будете рисовать, и
вообще говорить друг с другом! После того, как все
закончат, каждая пара представит свое
произведение.
Во время выполнения упражнения ведущий может
включить спокойную музыку.
На представлении работ (15 мин.) ведущий просит
ребенка рассказать, как был нарисован рисунок,
кто был инициатором идей, что помогало или мешало
работе, каким образом договаривались о
прорисовке деталей. Обсуждаются также те
особенности взаимодействия родителей и детей,
которые проявлялись на различных этапах
выполнения задания: сотрудничество,
соперничество, ориентация на интересы партнера
или их игнорирование.
7. Завершение занятия (10 мин.)
Ритуал, который необходимо проводить в конце
каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг
и по очереди коротко ответить на вопросы:
Такая практика чрезвычайно важна, поскольку
делит ответственность за происходящее в группе
между ведущим и участниками.
8. Родительский круг (10 мин.)
Если есть возможность сразу обсудить с
родителями проведенное занятие, то предметом
обсуждения могут быть типичные формы
взаимодействия между детьми и родителями;
отношения, возникающие между ребенком и взрослым
во время выполнения упражнений; неожиданные для
родителя поведенческие проявления ребенка в
группе и т.п.
Занятие 2
Цель: формирование представлений о
невербальных средствах общения, развитие умения
понимать партнера без слов, развитие навыков
сотрудничества.
1. Приветствие ведущего,
актуализация важных для участников моментов
прошлого занятия, определение задач сегодняшней
встречи (10 мин).
2. Упражнение “Договорись взглядом” (5 мин.)
Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно
выберет себе партнера. Вам нужно будет
договориться с ним глазами и одновременно встать
со стульев (или поменяться местами, если
участники не сидят, а стоят в кругу). Помните,
пожалуйста, что кивать головой, подмигивать,
махать руками запрещается.
Примечание ведущему: если упражнение идет
легко, то после его завершения можно просто
предложить обобщить, какие наши действия
способствуют установлению контакта. Однако,
довольно часто в группе есть дети, которые не
могут включиться в эту игру. В этом случае игра
приостанавливается, и анализ проводится сразу.
Цель: тренировка воображения, развитие
способности понимать жесты и движения.
4. Упражнение “Зеркало” (10 мин., выполняется в
“карусельке”)
Оборудование: магнитофон, кассета с записью
ритмичной музыки.
Инструкция: сейчас вы сможете потренировать
и свое воображение, и свое умение внимательно
наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во
внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача –
точно повторять движения, которые показывают
партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы
поменяетесь ролями.
Во время упражнения ведущий может включить
ритмичную музыку.
Оборудование: повязки на глаза по числу пар,
две длинных веревки или мел.
6. Перерыв 5 мин.
7. Упражнение “Угадай, чьи руки” (20 мин.)
Оборудование: повязки на глаза по числу пар.
8. Упражнение “Мигалки” (5 мин.)
Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один
человек из пары садится в круг, другой встает за
его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной.
Перед одним из стоящих – пустой стул, это –
водящий. Задача водящего – переманить к себе
кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача
стоящих участников игры – удержать своего
седока, положив руки ему на плечи. Если седок
все-таки перебежал, то прозевавший становится
водящим. Через некоторое время вы поменяетесь
ролями.
9. Упражнение “Пальчики-предлагалки” (15 мин.,
выполняется в “карусельке”)
Часть1. Инструкция: сейчас вы будете
встречаться в карусельке без слов. Если вы
показываете партнеру кулак, то остаетесь на
месте, всем существом демонстрируя, что вы
отвергаете партнера. Если вы показываете
партнеру один палец – значит, просто остаетесь
без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка;
три пальца – почти объятие, четыре – свободные
объятия; пять – тесная близость (осуществление
каждого выбора надо наглядно показать). Если в
паре несогласованность в выборе, то контакт
осуществляется по меньшему выбору.
Часть 3. Повторяется первая часть
упражнения.
10. Завершение занятия (10 мин.)
11. Родительский круг (10 мин.)
Занятие 3
Цель: развитие навыков сотрудничества в
паре взрослый – ребенок, развитие умения
работать в группе.
1. Приветствие ведущего, актуализация важных
для участников моментов прошлого занятия,
определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)
Цель: развитие умения устанавливать контакт
с помощью взгляда.
Примечание ведущему: перед началом игры нужно
договориться, каким образом звать на помощь
взрослых – “тетя Лена” или по имени-отчеству,
что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются
называть себя по имени.
Цель: развитие умения принимать совместные
решения путем переговоров, учитывая как свои
интересы, так и интересы партнера.
Оборудование: салфетки по числу пар, пачка
печенья.
Цель: развитие умения сотрудничать в паре
родитель – ребенок.
Оборудование: повязка на глаза.
5. Перерыв (5 мин.)
Цель: развитие навыков межличностного
общения.
Оборудование: повязки на глаза по числу
участников.
7. Упражнение “Остров” (10 мин.)
Оборудование: два газетных листа, склеенных
скотчем.
Инструкция: представьте себе, что произошло
кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых
пассажиры корабля. Перед вами – небольшой
островок, размером буквально с газету, я ее
сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли
вы разместиться на этом островке?
Примечание для ведущего: в начале игры газета
свободно вмещает всех участников. После того, как
группа легко разместилась на газете, ведущий
говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение,
и островок уменьшился – газета складывается
пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни
раздвигать газету нельзя”. Затем газета
складывается вчетверо, и т.д.
Цель: развитие сплоченности группы.
9. Завершение занятия (10 мин.)
10. Родительский круг (10 мин.)
Занятие 4
Цель: развитие навыков межличностного
общения, получение обратной связи от участников,
завершение работы группы.
Цель: формирование позитивного настроя на
предстоящую совместную деятельность.
3. Упражнение “Преодолей препятствие” (15 мин.)
Оборудование: стулья и столы для сооружения
“препятствия” посредине комнаты.
Инструкция: сейчас вся группа соберется у
одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до
противоположной стены. Для этого необходимо
преодолеть препятствие. Можно это делать всей
группой сразу, можно по очереди. После того, как
все участники соберутся на той стороне, мы
обсудим, как вы это делали.
4. Упражнение “Мост над пропастью” (15 мин.)
Оборудование: длинная веревка.
Инструкция: сейчас вы будете работать в паре
“родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь,
какая пара начнет работать первой, второй и т.д.
Первая пара останется здесь, остальные выйдут за
дверь, будут ждать своей очереди.
Дальнейшая инструкция дается по очереди
каждой входящей паре: представьте, что вы –
путешественники, находитесь сейчас в разных
точках маршрута (участники расходятся довольно
далеко друг от друга), и в один прекрасный момент
своего путешествия вы оказываетесь по разные
стороны вот этого моста (между участниками
кладется на пол длинная веревка). Мост довольно
узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из
вас нужно перейти мост и, не задерживаясь,
двигаться по своему маршруту дальше. Как вы
будете это делать?
Цель: повышение уровня групповой
сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
Цель: развитие взаимного доверия в группе.
9. Упражнение “Открытка” (30 мин.)
Оборудование: плотная бумага формата А4,
карандаши, фломастеры.
Инструкция: каждый участник складывает лист
бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону
“открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и
пишет внутри “руки” свое имя. Открытки
одновременно передаются соседу слева, который
должен написать что-нибудь внутри. Открытки
передаются до тех пор, пока каждый не напишет по
предложению остальным.
10. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)
Оборудование: магнитофон, кассета с
записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.
Инструкция: встаньте, пожалуйста, в
большой круг. Я включу музыку, а вы закройте
глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха.
Представьте себе, что наши встречи в группе
закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы
пришли на первое занятие, чего ожидали от группы.
Вспомните самые неожиданные, самые смешные,
самые трогательные моменты. Подумайте о том, что
вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через
минуту у вас будет возможность это сделать
(пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и
скажите это.
Примечание ведущему: к этому моменту нужно
зажечь свечу. Ведущий говорит слова
благодарности кому-то из участников и передает
ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие,
и свеча побывает в руках у каждого члена группы,
ведущий произносит заключительные слова,
протягивает свечу на ладони в центр круга,
жестами просит группу подойти ближе и единым
выдохом задуть свечу.